Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Малая проза Т. Толстой : Проблематика и поэтика Алгунова, Юлия Владиславовна

Малая проза Т. Толстой : Проблематика и поэтика
<
Малая проза Т. Толстой : Проблематика и поэтика Малая проза Т. Толстой : Проблематика и поэтика Малая проза Т. Толстой : Проблематика и поэтика Малая проза Т. Толстой : Проблематика и поэтика Малая проза Т. Толстой : Проблематика и поэтика Малая проза Т. Толстой : Проблематика и поэтика Малая проза Т. Толстой : Проблематика и поэтика Малая проза Т. Толстой : Проблематика и поэтика Малая проза Т. Толстой : Проблематика и поэтика
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Алгунова, Юлия Владиславовна Малая проза Т. Толстой : Проблематика и поэтика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 Тверь, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Типология героев малой прозы Т. Толстой .

Глава 2. Мифо-фольклорные традиции в малой прозе Т.Толстой .

Заключение

Использованная литература

Введение к работе

«По-разному входят в литературу. Бывает, врываются со скандалом, эпатажем, с пощечинами общественному вкусу; бывает, мнутся в прихожей, оттаивают и обвыкают, все набираясь решимости заговорить своим голосом».1 По мнению Бахнова Л., Татьяна Толстая вошла «твердо, независимо и спокойно». Ее дебют в 1983 году сразу же обратил на себя внимание критики, вызвав массу разноречивых рецензий. Одни рецензенты вписывают имя Т. Толстой в «женскую» прозу (В. Токарева, Л. Петрушевская, В. Нарбикова).

Другие ставят автора «Кыси» в иной типологический ряд: В. Ерофеев, Вяч.

і з

Пьецух, В. Нарбикова, С. Каледин, В. Пелевин. Однако все признают ее одним

из самых ярких авторов нового литературного поколения.

Татьяна Никитична Толстая (1951) родилась и выросла в Ленинграде. Ее семья отличалась литературными талантами: дед по отцовской линии - А.Н. Толстой, бабушка - поэтесса Н.В. Крандиевская-Толстая, дед по материнской линии - поэт и переводчик М.Л. Лозинский. Поколение «отцов» у Т. Толстой -«физики», увлекающиеся литературой и языками. Ее отец был профессором физики, мать тоже окончила физфак, но все время проводила со своими семерыми детьми. Поколение «детей», то есть Т. Толстая, ее братья и сестры -«лирики». Все они получили профессию, не связанную с литературой, но затем неожиданно стали писать. Сестра Наталья - доцент кафедры скандинавской филологии СПбГУ - тоже пишет рассказы, брат Иван - сотрудник радио «Свобода», специалист по творчеству В. Набокова.

Татьяна Толстая окончила отделение классической филологии ЛГУ в 1974 году. После этого переехала в Москву, вышла замуж и с 1983 года стала работать младшим редактором в Главной редакции восточной литературы

1 БахновЛ, Человек со стороны // Знамя. 1988. № 7. С. 226.

" ЧупрышА С. «Другая проза»// Литературная газета. 1989. 8 февраля. С. 4; Грекова И. Расточительность

таланта// Новый мир. 1988. №1. С.252-256.

3 Вастевский А. Ночи холодны// Дружба народов. 1988. №7. С. 256-258; Невзглядова Е. Эта прекрасная жизнь

(о рассказах Т. Толстой)// Аврора. 1986. № 10. С. 111-120; Михайлов А. О рассказах Т. Толстой// Толстая Т. На

золотом крыльце сидели... М.: Молодая гвардия, 1987. С. 187-190.

издательства «Наука». В этом же году на страницах «Авроры» был опубликован первый ее рассказ «На золотом крыльце сидели...». О своем литературном дебюте Татьяна Толстая говорит: «Вспомните 83-й год - в литературе ну ничего не происходило. И тогда я поняла, что если я не могу найти то, что хочется почитать, то надо написать это самой. Села и написала. <...> И поняла, что умею писать. <...> Я начала писать, когда мне было 32 года и никаких амбиций у меня не было. Когда мне все, что писали тогда другие, надоело, я сказала себе: минуточку, сейчас выйду и покажу как это делается. Вышла и показала. Поняли?».4 Из интервью на сайте «НаСтоящая Литература: Женский Род»: «Я всю жизнь этого избегала, хотя, оглядываясь назад, я про себя что-то писала. <...> Желание постоянно называть, вербализовать было у меня всегда. Ну а лень или неуверенность мешали и останавливали. Ну а потом я этим занялась серьезно».5 С тех пор Т. Толстая опубликовала двадцать два рассказа: «На золотом крыльце сидели» (1983), «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Милая Шура» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петере» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Факир» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Любишь - не любишь» (1987), «Ночь» (1987), «Круг» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988), «Лимпопо» (1990), «Сюжет» (1991).

T.i Толстая печатала свою прозу в журналах «Октябрь», «Вопросы литературы», «Аврора», «Нева», «Новый мир», «Синтаксис», «Знамя».

Первый рассказ «На золотом крыльце сидели» дал название первому сборнику, вышедшему в 1987 году. Сборник составили тринадцать рассказов. Далее появились «Любишь - не любишь. Рассказы» (1997), «Река Оккервиль. Рассказы» (2000), «Ночь. Рассказы» (2001), «День. Личное» (2002), «Изюм» (2002), «Круг» (2003), «Не кысь» (2003).

4 Кабанова О. Татьяна Толстая: Литература - это разговор с ангелами // Известия. 2000. 14 января. С. 10.

Совместно с сестрой Натальей Толстой издала книги: «Сестры» (1998,2001), «Двое. Разное» (2001).

В 2000 году в творческой жизни Т. Толстой произошло событие, к которому она шла в течение нескольких лет с 1991 года: был издан первый роман «Кысь», вызвавший шквал рецензий и отзывов критиков. За этот роман Т. Толстая была удостоена премии «Триумф» в 2001 году. В данное время писательница работает над созданием нового романа, всякая информация о котором сохраняется в тайне. По словам Татьяны Толстой, она перешла к следующему этапу своей творческой деятельности, к освоению «других жанров».6

В нашей работе мы условно разделим литературное творчество Т. Толстой на два периода:

  1. С 1983 г. по 1991 г. - период малых жанров, то есть рассказов;

  2. С 1992 г. по настоящее время - период романический.

Нужно отметить, что в период работы над романом с 1991 г. по 2000 г. писательница не публиковала новые произведения. Такое временное творческое молчание было расценено как уход'Толстой из художественной прозы и вызвало разочарование у поклонников. Действительно, с 1990 года, находясь в Соединенных Штатах Америки, Толстая переключилась на книжные обзоры и «колонки мнения» для ряда таких широко известных журналов и газет, как «The New Republic», «The Wilson Quartlerly» и «The New York Review of Books». Дебют Т. Толстой в критике состоялся еще в 1983 году в журнале «Вопросы литературы», где была опубликована статья «Клеем и ножницами». В 1991 году она постоянно вела рубрику «Своя колокольня» в еженедельнике «Московские новости», была членом редколлегии журнала «Столица», в 1998 году сотрудничала с газетой «Русский телеграф». С 1998 года Т. Толстая - член редколлегии журнала «Контрапункт» (США). О своей журналистской деятельности Татьяна Толстая говорит: «Мне очень нравится журналистика.

6 /rrr/litcate/tolstaya/index.html

Мне нравится озвучивать нехудожественные мысли». Ее рецензии для американских журналов часто перерастают в эссе, которые остаются недоступными русскому читателю в России. Некоторые из таких вошли в сборники «Изюм» (2002), «День» (2002). На фоне творческого молчания, иначе говоря, периода подготовки к написанию романа, о чем ранее не было известно публике, происходит рост Толстой как общественного деятеля - человека, который принимает участие в женских конференциях по вопросам феминизма, а также в конференциях по славистике, читает лекции, дает интервью, пишет рецензии и статьи, с 2002 года является ведущей телепрограммы «Школа злословия». Кроме того, Т. Толстая с 1998 года регулярно преподает литературу и художественное письмо в Skidmore College в США. Возможно, наиболее поразительная черта Толстой как оратора, критика, журналиста - это уровень ее интервью и нехудожественной прозы, который соответствует уровню ее рассказов. Можно сказать, что она просто перенесла свои авторские приемы в другие жанры, в которых работает и сейчас. Эти главные особенности включают озорной юмор, гротескность, живую образность и тягу к повествовательности. Предметом каждого интервью, обзора и статьи становятся персонажи, которые, как и персонажи ее рассказов, навсегда отпечатываются в памяти читателей благодаря остроте их изображения. Рецензии, статьи представляют собой для Толстой возможность импровизировать, повествовать, говоря о своем. Она делится своими мнениями о российской и американской действительности, о литературной жизни, гласности и тому подобном. Мы согласны с литературоведом Б. Тухом в том, что часто «за ее высказываниями видна натура жесткая и амбициозная, злая на язык и в тех случаях, когда она считает нужным отставить в сторону хорошие

манеры - беспощадная».

По гонению Е. Гощило, «ее выступления в прессе, ... даже экспромты, никогда полностью не отрываются от художественного творчества», потому,

Кабанова О. Указ. соч. С. 10. 8 Тух Б. Внучка двух классиков. Но дело не в этом.// Тух. Б. Первая десятка современной русской литературы. М.: Оникс 21 век. 2002. С. 347.

«чтобы найти ключ к ее творчеству, .. .следует пойти от текста к автору, так как система взглядов, выраженная в творчестве писательницы, при всей разноречивости вполне последовательна и соответствует различным и нередко противоположным точкам зрения, высказываемым в статьях и интервью»9, кроме того, «пока статьи Толстой никаким образом не сравнимы с ее прозой, но они отражают, хоть и слабо, свет той соблазнительной магии, что исходит из ее мира, воссозданного в рассказах».10 В последнее время в анонсах Т. Толстую стали представлять как автора романа «Кысь», однако ряд исследователей считает, что она сильнее как раз в короткой прозе. Она сама косвенно признает это, говоря, что ее рассказы по сути своей концентрированные романы, поэтому роман писать ей трудно: «приходится концентрат разводить

- І12

водой».

Значимость того или иного писателя нельзя оценить количеством созданного. На данный момент Т. Толстая создала лишь двадцать два рассказа, но эти рассказы уже переведены почти на все языки мира, они постоянно переиздаются в виде сборников. Особую популярность Толстая приобрела в России, Америке и Британии, где проводятся конференции по ее творчеству.

Творчество Толстой сосредоточено на коренных проблемах человеческого бытия, писательницу волнуют экзистенциальные проблемы жизни и смерти, смысла жизни, любви, вечности и быстро текущего времени, мечты и

разочарования, то есть те вопросы, которые «касаются коренных аспектов бытия человека и основных его ценностей и порой имеют источники в самых древних представлениях».13

Литературная критика, пытаясь определить место Т. Толстой в современном литературном процессе, причислила ее к так называемой «новой волне» или постмодернизму, назвала одним из ярких имен «артистической прозы»,

9 Гощило Е. Взрывоопасный мир Т. Толстой. Екатеринбург, 2000. С. 8.

10 Там же, С. 160.

11 См. об этом: Тух Б. Указ. соч.; Ремизова М. GRANDES DAMES прошедшего сезона// Континент. 2002. №2. С.
396-402. j

12 Толстая Т. Народ хочет денег, но стесняется// Книжное обозрение. 2002. 4 февраля. С. 3.
''' Гинзбург Л Л. О старом и новом. Л., 1982. С. 17.

уходящей своими корнями к «игровой прозе» Набокова, Булгакова, Олеши.

Татьяна Толстая сама идентифицирует себя как постмодернистского писателя.

Для нее важно, что постмодернизм возродил «словесный артистизм»,

пристальное внимание к стилю и языку. Проза Толстой характеризуется

яркостью, изощренностью повествовательной манеры, своеобразной

і сказочностью поэтики, праздничностью стиля, выражающейся в неожиданных

сравнениях и метафорах. Творчество Толстой впитало в себя традиции русской

прозы, поэзии, песен и фольклора, что заставляет читателя подключить к

пониманию текстов весь диапазон своего охвата русской культуры.

На сегодняшний день объем написанного о Толстой в несколько раз

превышает объем прозы самой Толстой. Обзор критических статей и рецензий

показал, что критики писательницу не любят. Как пишет об этом Иванова Н.,

«Не любят не только «патриоты» за ее издевательства над святынями. Не очень

любят, честно говоря, и либералы: где пропадала, пока мы боролись? Зачем обо

всем прямо судит, высказывается?».14 Так, например, серьезное обвинение

Толстой предъявил Прилепин 3. в своей рецензии «Отборный козий изюм»,

написав, что все ее эссе являются, по сути, гимном либерализму, полны

раздражения и неприязни к русскому народу.15 О разрушении Татьяной

Толстой русских народных идеалов говорят и в связи с романом «Кысь».

Писательницу обвиняют чуть ли не в плагиате и бесконечном заимствовании из

русской и зарубежной классики, в неактуальности романа-антиутопии, в

неоригинальности.16

Неоднозначно критика относится и к рассказам Татьяны Толстой. В 80-е і годы (и в начале 90-х годов) в вину Толстой ставилась яркая, «нескромная»

манера письма, выбор тем, сюжетов, героев, а также странность авторского к

ним отношения, когда сострадание вовсе не отменяет иронии, даже ехидства, а

14 Иванова Н. И птицу паулин изрубить на каклеты/Шванова Н. Скрытый сюжет. СПб.:Блиц. 2003. С. 471.

15 Прилетш 3. Отборный козий изюм// . forum, ru.

16 См. об этом: Беиьяш Е. Дунии сарафан// Дружба народов. 2001. №2. С. 214-216; Ремизова М. Указ. соч.;
Словникова О. Пушкин с маленькой буквы// Новый мир. 2001. №3. С. 177-183; Шаиир II. Наше прошлое -дело
нашего будущего// Новая русская книга. 2001. №3/4. С. 100-104.

жесткая...трезвость - романтической приподнятости». Особенно чужды критикам были герои-неудачники Т. Толстой, таких людей, по их мнению, описывать было нельзя, их не было в советском обществе, а если и были, то не являлись нормой существования.18 Описание старости или немощи приравнивалось к пропаганде вредоносных идей. Иная оценка дается в публикациях «сторонников» творчества Толстой, отмечается ее вклад в развитие современной русской прозы и специфичность таланта. Многие считают достоинством Т. Толстой умение писать о жизни так, чтобы ее проявления, предметы и свойства читатель мог ощутить физически, «нормальными» представителями общества признаются ее герои.19 В публикациях последних лет поднимаются новые вопросы, касающиеся усвоения мифологических традиций в творчестве Т. Толстой, а также наследования модернистских традиций.21

Из критико-литературоведческих статей, опубликованных в периодической печати, интересна, на наш взгляд, работа А.Н. Неминущего «Мотив смерти в художественном мире рассказов Т. Толстой»22, в которой автор, рассматривая

t

художественное воплощение идеи смерти в творчестве Толстой, обнаруживая характерные варианты презентации смерти и соответствующие им образные парадигмы, делает вывод о том, что художественный мир писательницы опирается на тенденции реалистического типа мышления, соотнесенного с опытом существования эстетики модерна и постмодернизма. Не менее интересна статья Жолковского А. «В минус первом и минус втором зеркале: Т.

у}

Толстая, В. Ерофеев - ахматовиана и архетипы» , в которой дается анализ

17 БахновЛ. Человек со стороны // Знамя. 1988. № 7. С. 226.

18 Ованесян Е. Творцы распада// Молодая гвардия. 1992. № 3,4. С.249-262; Бушин В. С высоты своего кургана
// Наш современник. 1987. № 8. С. 182-185.

19 Невзгля&ова Е. Эта прекрасная жизнь: О рассказах Татьяны Толстой // Аврора. 1986. № 10. С. 111-120;
Золотоносов М. Мечты и фантомы //Литературное обозрение. 1987. № 4. С. 58-61.

Ваїїль /7., Генас А. Городок в табакерке: Проза Т. Толстой //Звезда. 1990. № 8. С. 147-150идр.

20 Гощгао Е. Взрывоопасный мир Т. Толстой. Екатеринбург, 2000.

21 Малешко Т.А. Современная отечественная женская проза: проблема поэтики в тендерном аспекте.
Кемеровский государственный университет, 2001. С. 47-56.

22 Неминущий А.Н. Мотив смерти в художественном мире рассказов Татьяны Толстой // Актуальные проблемы
литературы. Комментарий к XX в.: Материалы международной конференции. (Светлогорск 25-28 сентября
2000 г.). Калининград, 2001.С. 120-125.

23 Жолковский А. В минус первом и минус втором зеркале: Т. Толстая, В. Ерофеев - ахматовиана //
Литературное обозрение. 1995. №6. С. 25-41.

интерте.кстуальных связей Толстой с творчеством А.С. Пушкина, Н. Гоголя, Ф.

Достоевского, Г. Флобера, В. Набокова, А. Платонова, А. Ахматовой, Б.

Ахмадулиной на материале рассказа «Река Оккервиль». К наиболее серьезным

попыткам изучения следует отнести работы Невзглядовой Е. (1986), Вайля П. и

Гениса А. (1990), Прохоровой Т.Г. (1998), Беловой Е.(1999), Липовецкого М.

(2001), Песоцкой С. (2001), в которых обозначены тенденции прозы Татьяны

Толстой, раскрывается проблема традиций и новаторства, а также отдельное

монографическое издание Е. Гощило «Взрывоопасный мир Татьяны Толстой»

(2000), в котором автор рассматривает прозу Толстой в историко-культурном

контексте. I Проза Т. Толстой долгое время не являлась предметом диссертационных

исследований, поэтому первая появившаяся в 2005 году работа Люй Цзиюн

«Поэтико-философское своеобразие рассказов Т.Толстой (На материале

сборника «Ночь»)» имеет большое научно-практическое значение. В

диссертации предпринимается попытка проанализировать рассказы сборника

«Ночь» как авторский цикл, выявить особенности жанрового содержания и

формы, механизм цикличности. Автор приходит к выводу, что: 1) сборник

«Ночь» - циклическое гипертекстовое образование, которое подчеркивает

искажецность духовного состояния общества, его опошление и ожесточение; 2)

повествовательная структура сборника формируется посредством

метафоризации стиля, интертекстуальности, акцентирования мотивов игры,

использования контрастного принципа архитектоники произведений; 3)

важнейшим знаком в художественной системе сборника является пушкинский

интертекст, слово Пушкина выступает как символ русской культуры,

помогающий осознать дисгармоничность современного мира; 4) цикличность

рассказов определяется единством пространственно-временных отношений.

Отметим, что, несмотря на большое количество статей и рецензий, за

рамками литературоведческих интересов остался ряд рассказов («Спи

24 Цзиюн Л. Поэтико-филосовское своеобразие рассказов Т. Толстой (на материале сборника «Ночь»). Дисс. ...камд. филол. наук. Тамбов, 2005.

спокойно, сынок», «Пламень небесный», «Чистый лист», «Серафим» и «Сюжет») , в которых проявляются новые грани писательского таланта Т. Толстой.

При I анализе степени изученности вопроса стала очевидной неразработанность следующих проблем: проблемы типологии героев рассказов Толстой, что является, на наш взгляд, пробелом в исследовании стилевой манеры писательницы, при том, что вопрос о герое особенно остро стоял в 80 -90-ые г.г. в кругах литературных критиков; проблемы определения центральных тем и мотивов творчества Толстой, обращение к которым позволит значительно дополнить представление о художественном мире и нравственно-эстетическом мировоззрении писательницы; проблемы мифо-фольклорных традиций в рассказах Т. Толстой, изучение которых обогатит представление о поэтике прозы Т. Толстой. Это объясняет необходимость диссертационного рассмотрения указанных проблем, что и было предпринято впервые в настоящей работе. Возросший в последние годы интерес к проблемам поэтики определил актуальность избранных в диссертационном исследовании аспектов изучения.

Автор видит своей целью выяснение своеобразия проблематики и поэтики малой прозы Т. Толстой. Вслед за Л.И. Тимофеевым под термином «поэтика» мы понимаем «комплекс художественных средств, при помощи которых писатель создает целостную художественную форму, раскрывающую содержание его творчества». Одна из главнейших задач поэтики в этом смысле - выяснить те особенности художественной структуры, которые подводят к пониманию основных факторов, обуславливающих идейно-эстетическое воздействие произведения на читателя.

Поставленная нами цель предполагает решение следующих задач:

Рассказы «Чистый лист» и «Серафим» не вошли в сборник «Ночь», поэтому остались за рамками исследования в указанной работе Люй Цзиюн.

26 Тимофеев Л.И. Советская литература. Метод. Стиль. Поэтика. М., 1964. С. 349.

27 См. также: Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002; Теория литературы: В 2 т./ Под ред. Тамарченко Н.Д.
М., 2004. Т. 1; Минералов ЮМ.Поэтика. Стиль. Техника. M., 2002.

выявить специфику целостной художественной формы - жанровой, стилистической и образной структуры малой прозы Т. Толстой;

рассмотреть тематику и проблематику малой прозы Т. Толстой;

определить авторскую концепцию личности и человеческого существования;

рассмотреть характеры и типы героев в соотнесении с социально-исторической жизнью общества и литературным процессом 80 - 90-ых гг. XX века, а также способ их представления;

- раскрыть своеобразие влияния мифо-фольклорных традиций на творчество
. Толстой.

В качестве исследовательского материала в целях определения места

творчества Толстой в литературном процессе 80-90-х г.г., специфики,

проблематики и поэтики прозы писательницы были привлечены 22 рассказа.

Кроме художественных произведений, в диссертации используются

публицистические выступления Толстой по вопросам литературной

I общественной жизни, что дало возможность более отчетливо показать связь

идей и образов рассказов с эстетическими взглядами писательницы.

Методологической основой работы являются исследования в области

поэтики, теории жанра и стиля М.Бахтина, С.Бочарова, И. Виноградова, Ы. Гея,

Л. Гинзбург, М. Гиршмана, В. Гусева, Н. Драгомирецкой, А. Есина, В.

Кожинова, В. Компанейца, Д. Лихачева, А. Огнева, П. Палиевского, И

Страхова, И. Фоменко, Л. Чернец и др., также автор опирался на опыт кафедры

новейшей русской литературы Тверского государственного университета в

областц исследования жанрово-стилевых проблем. В основу диссертационного

! исследования положены системный, идейно-тематический, сравнительно-типологический методы исследования.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Основными темами рассказов Т. Толстой являются «вечные» темы смысла жизни, времени, воображения, искусства, памяти, одиночества,

материализма и мизантропии. Большая их часть представлена в ее творчестве в виде тематических антиномий.

  1. Концепция человеческой личности в рассказах Т. Толстой заключается в утверждении ценности и неповторимости любого человека, так как каждый представляет собой микровселенную.

  2. Авторская концепция смысла человеческой жизни заключается в борьбе человека за свою судьбу с помощью энергии собственной фантазии и мечты.

  3. Автор эксплицирует свою позицию в героях особого типа, получивших в нашей работе название «свои». Условная типология героев также включает в себя категории: «почти свои», «чужие», «промежуточные» и «модели регрессии». Основной метод представления своего героя - с помощью столкновения мнения нескольких персонажей или с помощью подробной записи отрицающего сознания антагониста.

  4. Механизм внедрения мифо-фольклорных традиций в произведения представляет собой использование мифа как алгоритма повествования, мифо-фольклорных мотивов, трансформации мифологического сюжета, которая создает эффект диалога мифа с реальностью произведения; использоваие мифологических знаков, символов, имен, мифологических атиномий.

  5. Т. Толстая трансформирует и переосмысливает в своих рассказах мотивы и сюжеты разных мифов: классических европейских, античных, библейских, неомифов.

Научная новизна и практическая ценность работы состоит в том, что впервые представлена типология героев рассказов Т. Толстой в соотнесении с ее авторским эстетическим идеалом, а также определена степень влияния мифо-фольклфрных традиций в данных рассказах.

Исследование некоторых произведений (например «Серафим», «Спи спокойно, сынок») представляет собой первую попытку литературоведческого анализа. Методы и выводы настоящего исследования могут быть использованы

в вузовских лекционных курсах новейшей русской литературы и в системе спецкурсов и спецсеминаров.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она способствует более глубокому пониманию эстетических процессов, происходящих в современной русской литературе.

Апробация полученных результатов исследования.

Основные положения работы были представлены на XVI и XVII ежегодных конференциях «Актуальные проблемы филологии в вузе и в школе» (Тверь, 2002, 2003), на первой межвузовской конференции «Книга в истории русской культуры» (Тверь, 2006), на юбилейной межрегиональной научной

конференции, посвященной 30-летию кафедры новейшей литературы ТвГУ

і «Жанрово-стилевое многообразие русской литературы XX- начала XI вв»

(Тверь, 2006).

Диссертация обсуждена на кафедре новейшей русской литературы Тверского государственного университета. Основные положения работы отражены в пяти публикациях.

Текст диссертации изложен на 214 страницах, список используемой литературы включает 314 наименований.

Структура работы определяется целью и задачами, поставленными в ней. Диссертация состоит из Введения, двух глав (Глава 1. Типология героев малой прозы Т. Толстой; Глава 2. Мифо-фольклорные традиции в малой прозе Т. Толстой), Заключения и Списка использованной литературы.

Типология героев малой прозы Т. Толстой

Литературный дебют Т. Толстой совпал с периодом распада господствующей идеологии и эстетики, мировоззренческой системы советского строя. В конце 1980-х г.г. накопление новых тенденций в общественной жизни, в экономике, культуре достигло критической точки, что отразилось и в литературе. Произошел, пользуясь терминологией теории Ю.М. Лотмана, взрыв. «... Внешний мир, на который культура глядит как на хаос, на самом деле тоже организован. Организация его совершается соответственно правилам какого-то неизвестного данной культуре языка. В момент, когда тексты этого внешнего языка оказываются втянутыми в пространство культуры, происходит взрыв».1 Проявлением такого взрыва можно считать прорыв целого потока литературы, для которого характерны «оппозиционность официозу, принципиальный отказ от следования сложившимся литературным стереотипам, избежание всего, что может расцениваться как идеологическая ангажированность». Такая литература нарушала традицию реалистической прозы, поэтому и получила название «другая проза», то есть антитрадиционная. A. Василевский, Л. Бахнов, М. Золотоносов, С. Носов, А. Генис, С. Чупрынин, B. Курицын, Г.П. Нефагина и многие другие современные литературные критики называют Т. Толстую ярчайшей представительницей «другой прозы». «Другая проза» отказывалась от учительства, проповедничества, морализаторства. Она изображала разрушенный быт, катастрофическую историю, изживающую себя культуру, делала это «грубо и зримо». По мнению

C. Чупрынина, произведения «другой прозы» описывали состояние «тихого безумия реальности», которое не являлось в них патологией, а «превращалось в привычную норму существования, возведенную в масштаб извечного закона бытия».3 Конфликты этих произведений («Свой круг» Л. Петрушевская, «Аллергия Александра Петровича» 3. Гареев, «Новая московская философия» В. Пьецух) заключались в разладе смысла и существования, жизни и судьбы, имени и образа, герои же такой прозы - жалкие, незадачливые, ущербные люди, которые бьются за свое счастье и терпят неудачи.

Из заметок читателей «Литературной газеты»: «Прочитала в августовском номере «Юности» повесть В. Нарбиковой, вспомнила «Свой круг» Л. Петрушевской в «Новом мире», многие рассказы Т.Толстой и до сих пор не могу взять себя в руки... Только мрак, только грязь, только ничтожные, жалкие і людишки - и ничего больше».4 Такие исследователи современного литературного процесса, как С. Тарощина, В. Булин, Е. Ованесян, И. Муравьева, также обвиняли Т.Толстую в болезненном пристрастии к немощи, старости, смерти. Е. Ованесян в своей статье «Творцы распада» пишет о появлении целой плеяды писателей, чьим творческим принципом является безжалостность и безжалостная нейтральность, граничащая с жестокостью. По его мнению, Т. Толстая является одним из лидеров этой плеяды, для ее творчества характерна агрессивность личности автора и насилие над психологией и восприятием ребенка. «Подобной литературой можно воспитать и в кратчайшие сроки целое поколение хладнокровных, остроумных садистов».5 Критик Булин Е. в статье «Откройте книги молодых» отмечает, что для всех героев Т. Толстой характерно глубокое ощущение неудачности жизни в сочетании с необузданной фантазией и мечтой о небывалом, поэтому «почти каждый рассказ Т. Толстой - это болезненное крушение иллюзий, «угольки» после катастроф», и «все эти безудержные влечения к «белым парусам» -тщетная попытка бежать от ужасной действительности».6 Булин пишет об этих героях: «Среди них нет счастливых людей - все одинокие, жалкие, разочарованные во всем. Они не умеют ни радоваться по-человечески, ни страдат . Они не смеются, а насмехаются, не грустят, а злобствуют, они не любят, а сожительствуют, они не живут, а прозябают в ожидании подарков судьбы..., теряют иллюзии и скатываются к догадке «Все тлен».

Мифо-фольклорные традиции в малой прозе Т.Толстой

Как известно, греческое слово «миф» многозначно. Mythos (лат.) - это и «слово», «сказание», «сказ», и «речь», «разговор», «беседа», и «указание», «замысел», «план», «известие», «басня», «вымысел».1 О мифах писали историки, этнографы, философы, филологи и фольклористы. И.М. Дьяконов отмечает: «Над проблемой мифа ломают себе голову вот уже почти сто поколений ученых».2 В книге «Аспекты мифа» исследователь Мирча Элиаде признается, что «миф есть одна из чрезвычайно сложных реальностей культуры, и его можно изучать и интерпретировать в самых многочисленных и взаимодополняющих аспектах», поэтому «трудно найти такое определение мифа, которое было бы принято всеми учеными и в то же время доступно и не специалистам».

В античной философии стоики и софисты трактовали мифы как аллегорию, Платон - как универсальное существо, Аристотель - как фабулу и сюжет. Неоплатоники сравнивали мифы с логическими категориями. В начале 18 в. Лафито в книге «Нравы американских индейцев» интерпретировал мифологию как зародыш высшей христианской религии, и лишь Джамбаттисте Вико, итальянский ученый начала 18 в., первым отметил, что мифология отражает еще очень юную культуру, что мифы являются источником метафор, самого поэтического языка.

Современные исследователи продолжают дискуссию, начатую античными философами. Сурово критичен к мифологии Ю.М. Лотман. Опираясь на научную традицию Аристотеля, он утверждает, что мифологическое «пространство» иррационально и мифы находятся вне культуры.4 Лояльную позицию занимает Д.С. Лихачев, который отмечает, что мифология представляет собой средоточие и зеркало как мудрости, так и заблуждений социумов и человечества в целом.5 Е.М. Мелетинский считает, что «мифы...- это способ концентрирования окружающей действительности человеческой сущности. Миф - первичная модель всякой идеологии... Миф иногда имеет характер сказки, легенды или предания и рассказов не только о богах, но и о героях, в том числе, даже имеющих исторические прототипы».6 А.Ф. Лосев: «Миф есть сама жизнь со всеми ее надеждами и страхами...». И.М. Дьяконов дает определение: «Миф - это осмысление мира и эмоциональное вживание в его явления, но никоим образом не жанр словесности. Миф - это факт мироощущения, которому можно придать разную форму- песни, действа, сказки, повести, запевки...».

В данной работе мы придерживаемся точки зрения, имеющей обобщающий характер, принадлежащей Джозефу Кэмпбеллу: «Мифология истолковывалась современными мыслителями как примитивная, неумелая попытка объяснить естественный мир (Фрэзер); как продукт поэтической фантазии доисторических времен, неверно понятый последующими эпохами (Мюллер); как хранилище аллегорических указаний, позволяющих личности существовать в своей группе (Дюркгейм); как коллективное сновидение, симптоматические проявления архитипических побуждений, исходящих из глубин человеческой души (Юнг); как традиционный носитель глубочайших метафизических прозрений человека (Кумарасвали) и как Божье откровение для детей Его (Церковь). Мифология - все это..., ибо мифология проявляет себя столь же подверженной навязчивым идеям и требованиям личности, народа, эпохи, как сама жизнь».

Многие исследователи (Мелитинский, Элиаде, Дьяконов, Лойтер и др.) отмечают, что древние мифы оказали влияние на создание и функционирование фольклорных произведений. По мнению СМ. Лойтер, «...фольклор...содержит в себе немало архаических мифологических персонажей и мотивов».10 Однако И.М. Дьяконов справедливо подчеркивает, что «в фольклоре...живет и развивается по своим аналогичным законам множество других сюжетов, помимо мифологических».11 В.Г. Базанов утверждает, что «фольклор помогает проникать в миф, видеть в нем отражение самых ранних форм народного миросозерцания; с другой стороны, мифы многое объясняют в фольклоре, устанавливают родословную наиболее архаических фольклорных мотивов и образов».

Еще исследователи прошлого века Афанасьев А. и Буслаев Ф.И. отмечали генетическую связь фольклора и мифа с литературой, которые представляют собой разные формы образной фантазии человека. Современные исследователи отмечают, что влияние мифологии и фольклора на литературу происходило на всем этапе ее развития.

Павло Мовчан пишет, что «к мифотворчеству прежде всего относится фольклор, от которого отпочковалась и литература. Все здесь взаимосвязано, одно питает другое».

По мнению Казбека Султанова, «Фольклор - предшественник литературы и в то же время неиссякающий источник ее питания... Активным взаимодействием фольклора и литературы отмечены все этапы художественного развития каждого народа с того времени, когда литература отпочковалась от фольклора как искусство письменного слова».

Похожие диссертации на Малая проза Т. Толстой : Проблематика и поэтика