Введение к работе
Актуальность исследования. В"контексте появившегося в последние годы общего интереса к худояественно-зотетическиы исканиям русского "серебряного века" усилилось внимание к творчеству М.А.Волошина, в частности, его литературно-критическому наследию.
В ходе научного освоения волошинского творчества обозначился крут вопросов, требующих всестороннего изучения, к их числу относится пробле.ма творческой личности в литературно-критическом наследии Волошина. Немногочисленные работы современных литературоведов /В.А.!4шуйлова, В.П.Купченко, Н.А»Рыковой, С.С.Гречишкина, А.В.Лаврова, З.Д.Давыдова/, посвященные его литературной критике и эстетике,лишь попутно затрагивают проблему, хотя' совершенно, очевидно, что без ее глубокого исследования, невозможно приблизиться к понимании концепции худокест-венного творчества Волошина, в полной керэ осознать его философию и эстетику.
Цель диссертационной работы - последовать эстетические представления .У.А.Волошина о творческой личности и реаллзацга их з литературной критдко.
З соответствий с цель» определились конкретніша задачі-;
рассмотреть основные проблегял творчества,- з рашсах которых происходило <|.ор;.шроБани8 золоплінскнх аскетических пред-ставлений о творческой личности;
обозначив основной круг влияний, попытаться определить специфику волошинского поникания творца и творчества;
выявить основные тенденции в истолковании Волошиным личностей крупнейших русских писателей XIX - XI векоз.
Научная новизна диссертации. Впервые в литературоведческой науке выяснение своеобразия волошинскпх эстетических п критических решений в подходе к творческой личности становится предметом специального исследования. Вводятся в научный оборот ранее не публиковавшиеся материалы Волошина: литературно-критические п теоретические работы, наброски и планы лекций, несостоявшихся статей, письма.
3 ходе исследования был использован комплексный подход к
изучению проблемы. Конкретный анализ эстетических представлений Волошина и их литературно-критическая реализация соотносится с литературным процессом и творчеством современников.
Исследуемым материалом являются как изданные при жизни Волошина книги.литературно-художественной критики и естетико-. критические работы, появлявшиеся в периодической печати начала XX века, так и публиковавшиеся в современных отечественных и зарубежных изданиях, отатьв.
Значительное внимание уделяется неопубликованным документам Волошина. В ходе работа над диссертационным исследованием были использованы различные архивные материалы: статьи, эссе, заметки, отзывы, рецензии, планы лекций, мемуарные записи, дневниковое и эпистолярное наследие Волошина, хранящееся в Рукописном отделе Института русской литературы /Пушкинский Дом/ АН России.
В той или иной мере в работе затронута философско-крити-ческая эссеистика современников Волошина /Вяч.Иванова, М.Гофмана, Д.Ызрежковского, Н.Минркого, Г.^глкова, Ляписа и др./.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы расширяют и уточняют представление о литературном критике и эстетике Волошине, помогают отчетливее представить закономерности развития.художественно-эстетической мысли русского "серебряного века". Результаты работы могут найти применение в вузовских курсах по истории русской литературы XX века/ истории русской критики конца XIX - начала XX веков и соответствующих спецкурсах, а также при составлении комментариев к- произведениям Волошина.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Симферопольского , го-:, сударственного университета. Основные положения исследования были изложены в докладах на межреспубликанских научных конференциях: "Проблемы художественного метода русской литературы ' конца XIX - начала XX веков" /Алушта, 1990/, "Русский литературный авангард XX века в европейском контексте" /Феодосия, 1991/, "Классическое наследие:. методология исследования%Ьшск, 1992/, на ежегодных научных конференциях в Симферопольском государственном университете.
Структура диссертации обусловлена ее целями и задачами,
в соответствии с которыми выявляются эстетические представления Волошина о творце и творчестве - и анализируются его интерпретации личностей крупнейших русских писателей XIX-XX веков. Таким образом, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка архивных материалов и списка использованной литературы.