Введение к работе
Актуальность исследования. Реферируемая диссертация посвящена изучению драматургического наследия И. С. Тургенева. Для отечественной .науки о литературе и театре данная тема не является принципиально новой и неожиданной. Как исследовательская проблема она была осознана на рубеже XIX - XX веков в русле общих реформаторских устремлений движения "новой драмы" и доказала несостоятельность мнения, господствовавшего при жизни писателя, о том, что его пьесы не оставили заметного следа ни в творческой биографии Тургенева, ни в развитии драматического рода литературы. Научные основы изучения тургеневских произведений для сцены были заложены в работах Б. Варнеке, Л. Гроссмана, Ю. Оксмана. Их усилия были поддержаны впоследствии Г. Бердниковым, Л. Лотман, А. Муратовым, И. Вишневской и др. Все авторы, занимавшиеся данным вопросом, единодушны в утверждении новаторского характера тургеневской драматургии, которая опередила свое время и предвосхитила театр Чехова. При этом социальная проблематика выделяется исследователями в пьесах Тургенева как преобладающая, а их общественная актуальность рассматривается в качестве решающего аргумента в определении значимости драматургического наследия писателя в истории русского театра.
Такая точка зрения на сегодняшний день считается общепринятой и "законсервированной". Не случайно в последнее десятилетие, когда процесс "переоценки ценностей" коснулся многих аспектов и явлений отечественной культуры, тургеневская драматургия выпала из поля зрения исследователей. Особенно это заметно на фоне повышенного внимания театра к пьесам писателя, появления многочисленных рецензий на их постановки. На Международной научной конференции, посвященной 175-летию со дня рождения писателя, где была поставлена задача по-новому "чистыми и честными глазами взглянуть на творчество Тургенева", его драматургия в круг обсуждаемых тем не вошла.
В последнее десятилетие выделяются два направления научного интереса к Тургеневу: психология личности самого художника и миросозерцательные основы его творчества, связанные как с особенностями его человеческой индивидуальности, так и с философскими воззрениями. В какой-то мере в тургеневедении конца XX века воспроизводится ситуация, характерная для отношения к писателю в начале столетия, когда Д. Овсянико-Куликовский, Ю. Айхенвальд, П. Сакулин, С. Род-зевич, чуть позже А. Бем, Б. Зайцев ответы на вопросы о художественном своеобразии тургеневского творчества искали в онтологических взглядах писателя, в складе его психики. Причем в общей оценке мировосприятия Тургенева соседствовали полярные точки зрения: для одних творчество писателя воплощает аполлоническое начало культу-
ры, является символом гармонии, ясности и целостности (Э. Ренан, К. Мочульский), другие видят в мировосприятии Тургенева преобладание дисгармоничного начала (А. Евлахов, А. Грузинский, М. Гер-шензон).
Борьба мнений в оценке основ мировосприятия Тургенева существует и по сей день. Выступая против господствовавшего в советском литературоведении взгляда на творчество писателя как воплощение оптимистического и гармоничного жизневосприятия, В. Топоров в работе "Странный Тургенев" одной из задач своего исследования считает развенчание "распространенности мысли об "аполлоническом" Тургеневе". На трагичность мироощущения Тургенева-романиста уже давно обратили внимание Ю. Лотман, В. Маркович, А. Батюто. Однако драматургия в этом заочном споре об особенностях восприятия бытия Тургеневым никогда не учитывалась.
Цель предлагаемого исследования заключается в том, чтобы показать роль драматургии Тургенева в формировании онтологической проблематики творчества писателя, представив театральные произведения классика как единую философско-художественную систему, предвосхитившую драматургические поиски и находки XX века. Для достижения этой цели ставятся задачи:
рассмотреть природу конфликта тургеневских пьес как основу драматургической системы писателя, в связи с чем определить границы теоретического понятия «природа конфликта»;
показать специфику конфликта каждой пьесы Тургенева и выявить единство их конфликтообразующих факторов;
включить в круг исследования не только драматические произведения Тургенева 1840-х годов, но и театральные опыты 1860-х, расширив тем самым ряд произведений, входящих в драматургическую систему писателя.
Для решения поставленных задач использовались структурно-типологические и историко-генетические. подходы, для анализа пьес привлекалась методика "пристального чтения" (И. Анненский), позволяющая выявлять особенности драматургического письма Тургенева более предметно и доказательно.
Научная новизна. В работе впервые в драматургическую систему И. С. Тургенева включены не только пьесы 1840 - начала 50-х годов, но и театральные опыты 1860-х годов. Предложен новый принцип классификации драматургического наследия по характеру конфликта пьес, в отличие от традиционных жанрово-тематических подходов к этому вопросу. В диссертации доказывается, что в русском театре Тургенев был первым, кто обнаружил конфликтность существования человека не в экстремальных ситуациях, а в размеренном течении обыденности. Сама жизнь как данность предстала в его драматургии глав-
ным носителем дисгармонии. Причем принцип организации драматического действия, основанного на внутреннем психологическом конфликте, для Тургенева является доминирующим, но не единственным. Бытовые, социальные и творческие противоречия также обретают у писателя статус глубинных первопричин драматизма жизни, то есть еще в середине XIX века писатель предложил разные модели драматургического воспроизведения "трагизма повседневности", что станет на рубеже столетий содержательной основой "новой драмы". На защиту выносятся следующие положения:
понятие "природа конфликта" является фундаментальной категорией поэтики драмы, раскрывающей причину противоречий, представленных в художественном произведении, в контексте авторских представлений о мироустройстве; введение этой категории позволяет более четко проследить, как онтологические взгляды писателя влияют на специфику его драматургических принципов;
театральные опыты И. С. Тургенева 1840 - начала 50-х годов и 1860-х годов образуют единую драматургическую систему на основе субстанциальной природы конфликта;
пьесы И. С. Тургенева предвосхищают не только появление чеховского театра, но в них прослеживается генетическое родство с творчеством других представителей "новой драмы" (А. Блока, М. Ме-терлинка, А. Стриндберга, авторами "кривозеркальских пьес"), также в них обнаруживаются черты абсурдистской драмы и угадываются принципы кинематографической эстетики.
Научно-практическая значимость диссертации определяется возможностью использования результатов исследования в вузовских курсах по истории русской литературы, теории драмы, в спецкурсах по русской драматургии, в работах театроведов и создателей спектаклей.
Апробация работы: основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры литературы Вологодского государственного педагогического университета, отдельные аспекты работы были изложены в форме докладов на научных студенческих конференциях (секция аспирантов) филологического факультета ВГПУ (апрель 1995, 1996, 1997, 1998), Всероссийской научной конференции "Драма и театр" (Тверь, май 1999), Межвузовской конференции молодых ученых (Череповец, январь 2000). Положения диссертации также нашли отражение в .четырех публикациях (список прилагается), одна работа находится в печати.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы, изложена на 217 машинописных страницах. Библиография содержит 300 наименований.