Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящее время, когда начал отсчет новый период русской литературы, особенно актуально исследование уже минувшего. Перед современным литературоведением стоит задача воссоздания объективной картины литературного процесса прошлого столетия, зачастую представленного разрозненными явлениями, фактами, именами. Подцензурная словесность, самиздат, литература русского зарубежья, лагерная лирика и проза - все это составляющие единого процесса, требующие комплексного изучения в контексте русской культуры XX века. Менее всего исследована, на наш взгляд, поэзия ГУЛАГа, существование которой было открыто сравнительно недавно (не столько даже в отдельных исследованиях, сколько в предисловиях к сборникам и антологиям). В конце 1980-х - начале 1990-х, когда существование потаенной литературы было официально признано (труды Л. Таганова, С. Виленского), первоочередной задачей стал сбор и опубликование материалов, литературоведческий анализ отдельных текстов и творчества некоторых писателей. Сегодня настало время следующего этапа изучения литературного явления - синтетическое исследование, результатом которого должна явиться концептуальная характеристика феномена «лагерная поэзия» в контексте русского литературного процесса, выявление его сущностных особенностей, определение хронологических границ, состава авторов и пр.
Все вышесказанное определило намеченные в диссертации аспекты исследования.
Объектом изучения в работе является лагерная лирика ряда авторов, среди которых Я. Смеляков, Н. Заболоцкий, А. Жигулин, А. Баркова, Б. Чичибабин, В. Шаламов, Ю. Домбровский, Б. Ручьев и другие.
Предмет исследования - проблематика и поэтика творчества узников ГУЛАГа.
Основная цель работы заключается в исследовании и выявлении сущностных особенностей лагерной поэзии как целостного самостоятельного явления, занимающего достойное место в литературном процессе XX века.
Цель диссертации определила постановку и решение следующих задач.
Выявить круг проблем, актуальных для поэзии ГУЛАГа, определить специфику их интерпретации в творчестве наиболее известных авторов;
Охарактеризовать лирического героя лагерной поэзии; исследовать представление о человеке, его месте в иерархии установившихся ценностей;
Проанализировать образную систему, выделить ее ключевые характеристики;
Обозначить наиболее общие особенности поэтики лагерной лирики.
Комплексное решение поставленных задач обусловливает научную новизну исследовательской работы, в которой впервые поэзия, созданная в застенках советских лагерей, охарактеризована как оригинальный литературный феномен, обладающий своеобразной проблематикой, поэтикой и специфическим лирическим героем.
Методологической и теоретической основой работы являются труды по
теории поэзии (Б. О. Корман, Л. Я. Гинзбург, Т. И. Сильман,
В. М. Жирмунский, В. Д. Сквозников, Ю. М. Лотман, Ю. Н. Тынянов, Г. Н. Поспелов, Н. Л. Степанов), истории литературы (В. С. Баевский, Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий, Л. Ф. Алексеева, А. И. Метченко и др.), статьи и монографии, посвященные творчеству отдельных авторов.
Методология исследования основана на принципах историко-
биографического, сравнительно-исторического, системно-целостного,
формального методов. В каждом отдельном разделе выбор метода анализа диктуется характером исследуемого материала.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов диссертации в чтении вузовских курсов по истории
русской литературы XX века и специальных курсов по истории русской поэзии и эволюции лирического героя. На защиту выносятся следующие положения:
- Поэзия ГУЛАГа является конкретно-исторической реализацией жанра
тюремной лирики, истоки которого находятся в устном народном творчестве и
поэзии прошлого. Лагерная лирика обладает обязательным для жанра набором
элементов, определяющих его структуру. В то же время, будучи порождением
конкретной исторической эпохи, поэзия ГУЛАГа отразила новую социально-
политическую действительность, идеалы и ценности советского общества.
- В творчестве узников советских лагерей актуализируется широкий круг тем
как традиционных (свобода, творчество, труд), так и новейших, порожденных
XX веком (проблема деградации личности в условиях тотальной несвободы).
Интерпретация названных тем, как правило, детерминирована действующей
системой политических запретов, советской идеологией и другими
экстралитературными факторами.
Основу образной системы лагерной поэзии составляют образы людей с конкретно обозначенной социальной и политической принадлежностью - чаще всего это обитатели лагеря, заключенные и их надзиратели. Собирательные образы встречаются в поэзии ГУЛАГа реже, что обусловлено ее документальным, реалистическим характером.
Сущностной характеристикой поэтики лагерной лирики становится ее разнородность, сочетание противоречивых литературных тенденций, стилей, элементов. Среди универсальных общих характеристик можно назвать реалистичность гулаговских текстов (как следствие - сюжетность, событийность), наличие специфического лагерного пространства, широкое использование тюремного жаргона. В жанровом аспекте при наличии ряда своеобразных жанровых разновидностей (письмо к вождю, текст-прощание) и популярности стихотворного рассказа доминирующим остается жанр лирического стихотворения с достаточно свободной внутренней формой.
Апробация работы: основные положения диссертации изложены на научно-практических конференциях Воронежского государственного университета (Воронеж, 2009-2010), Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Т. Твардовского (Воронеж, 2010), а также обсуждались на заседаниях кафедры теории литературы и фольклора.
Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографического списка, содержащего 286 наименований. Общий объем диссертации составляет 163 страницы.