Введение к работе
Актуальность проблемы. Постоянно возрастающий читательский и исследовательский интерес к творчеству Н.С.Лескова знаменует собой естественный процесс длительного и сложного освоения обществом художественного мира автора-творца, опередившего свою эпоху и как писатель (новаторским характером поэтики), и как философ (утверждением духовных ориентиров, не совпадающих с современными ему идеями века). Вполне закономерным поэтому оказывается и сам факт принципиальных расхождений в оценке творчества Лескова, его места и роли в литературном процессе, что нередко выражается то в жесткой полярности мнений, то в некоторой, не скрываемой самими учеными, "растерянности" перед духовно-эстетическим феноменом Лескова.
"Партийный* характер критики, особенно революционно-демократической, ставший во II половине XIX века господствующим принципом при объяснении явлений эстетической деятельности, был унаследован и лесковианой советского периода. Изучение лесковского наследия после Октября 1917 года протекало с различной степенью интенсивности и характеризовалось сложным, часто необъективным, отношением, выражающимся либо в его "замапчивании"(так, Россия 1931 года ответила безмолвием на 100-летие со дня рождения писателя), либо в культивировании негативного восприятия (закреплено Литературной энциклопедией 1932 года), либо в тенденциозности исходных установок. Такие произведения, как "Некуда", "На ножах", "Загадочный человек" на протяжении ряда лет рассматривались только как "антинигилистические". Идеологическая оценка была мотивирована эстетически: "слабостью" этих произведений в художественном отношении. Тем более ценными, как в научном, так и в личностном измерениях, являются работы немногих ученых, сумевших.подняться над одиозной направленностью государственного заказа. Это труды Б.М.Эйхенбаума, БЯ.Бух-штаба, Л.Гроссмана, обращавшихся к изучению внутренней формы, поэтических особенностей художественного текста. Мы учитываем все то эвристически ценное, что накоплено в лесковиане вообще, принимая во внимание результаты труда ученых, отдающих предпочтение различным подходам: историко-литературному, проблемно-тематическому, образному, типологическому. 8 то же время на тех или иных путях к Лескову многие вопросы по-прежнему остаются либо спорными и нерешенными, либо обойденными вниманием. В связи с этим нам пред-стззляется целесообразным и необходимым использовать еще один подход к творчеству Лескова - в свете теории автора, приобретшей п последние десятилетия высокий научный авторитет и разработанной наиболее основательно в трудах С.С.Аверинцевз, М.М.Бахтина, В.З.Зи-ногрздова, Л.Я.Гинзбург, Г.А.Гуковского, Б.О.Кормана, Д.С.Лихачева,
Ю.МЛотмана, Б.М,Эйхенбаума. К изучению поэтики Лескова мы обращались сквозь призму вытекающего из теории автора системно-субъектного анализа художественного произведения (см. работы М.М.Бахтина, В.В.Виноградова. Б.О.Корманз).
Важность избранного подхода определяется для нас тем, что, во-первых, он позволяет сконцентрировать преобладающее внимание на тексте художественного произведения и охарактеризовать содержащуюся в произведении и с творчестве в целом концепцию автора в его отношении к миру и человеку, к вечным духовным ценностям; во-вторых, применительно к> поэтике Лескова, такой подход пока недостаточно реализован, а потому актуален. Следует отметить, что субъектный анализ применялся в работах отечественных ученых (В.М.Головко, Б.С.Дыхановой, М.Ю.Зудилиной). Однако отсутствие строгой методики при анализе творчества Лескова нередко приводит исследователей к противоречивым выводам. К примеру, указав на различные формы выражения, авторского сознания в хронике "Захудалый род". В.М.Головко приходит к выводу о немотиздрованности и условности рассказчицы В.Д.П. в тексте хроники, отождествив рассказчицу с автором-повествователем. *
Назовем здесь и работу польского литературоведа ФЛиствана ("Sztuka pisarska Mikofaja"Leskowa* - Krakow, 1988) - первый опыт философского анализа творчества Н.С.Лескова", учитывающий исследования М.М.Бахтина. Однако попытки системно-субъектного изучения лескозских текстов в их концептуальной целостности пока не было.
Предмет данного исследования - хроника "Захудалый род" и связанные с ней произведения с хроникальными и мемуарными формами повествования ("Старые годы в селе Плодомасове", "Соборяне", "Детские годы (Из воспоминаний Меркула Праотцева)"), так что имманентное изучение хроники сочетается с выяснением типологических параллелей в некоей жанровой общности.
Основная цель исследования - изучение хроники "Захудалый род* по субъектно-объектнрму принципу, позволяющее охарактеризовать авторскую позицию как систему духовных представлений о мире и человеке. В процессе исследования цель существенно уточнялась, обнаруживая тем самым зависимость теоретических заключений от результатов анализа, поставивших нас перед необходимостью обратиться, помимо "Захудалого рода", к другим произведениям Лескова с хроникальными и мемуарными формами повествования. Это позволило нам предложить свое решение ряда спорных вопросов - о жанре и типе
* Головко ВМ. Формы выражения авторской позиции в псоести-хронике Н.СЛесксза "Захудалый род* // Тез докл. межаузнауч. конф, псезящ. 160-петкю содмяражд НСЛесксоз. 1-3 октября 1991 г.-Сред 1991.-С. 19.
повествования, об особенностях поэтики Лескова. В задачу исследования входит сопоставление "Захудалого рода" с богатой традицией жанра "семейной хроники" и многообразием субъектных ферм выражения авторского сознания в русской литературе XIX века ( А.С.Пушкин, Н.В.Гогопь. С.Т.Аксаков. Л.И.Герцен, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Топстой, М.Е.Салтыков-Щедрин), а также рассматривается вопрос о наследовании русскими писателями XX века (И.А.Буниным, Е.И.Замятиным. И.С.Шмелевым, М.А.Булгаковым) принципов лесковского письма.
Наше обращение х Лескову обусловлено также потребностью осмыслить философию творчества писателя, разобраться в вопросах, касающихся искания истины, которые Лесков поставил еще перед своими современниками в надежде на то, что "будущему читателю" (на которого он возлагал особенные надежды!) придется и захочется искать на них ответы.
Методика исследования. От изучения особенностей повествования в прозе Лескова (освещения поэтики лесковских названий по субъ-ектно-объектному принципу); от наблюдений над жанровыми, сюжет-но-композиционными особенностями и конструктивными элементами произведений с хроникальными и мемуарными формами повествования мы переходим к системко-субъектному рассмотрению хроники "Захудалый род". Дается характеристика субъектов и объектов речи, рассматриваются пространственно-временные отношения, вещный и телесный миры, движение сюжета в хронике, то есть детально изучается каждый элемент текста. На основании полученных результатов предлагается нетрадиционная характеристика типа повествования в прозе Лескова.
. Научная новизна м практическое значение. Ппервые ряд произведений Лескова рассмотрен в свете системно-субьектного анализа, что позволяет воспринять многосубъектную художественную организацию каждого текста в его эстетической и этической целостности. Данный подход открывает возможности предложить ответы на многие спорные вопросы, касающиеся поэтики названий, жанра, типа попест-вования в творчестве Лесхоза, чем и определяются своеобразие его художественной системы, новаторский, экспериментальный характер и глубокая философичность творчества. Конкретные разборы и теоретические выводы диссертационной работы могут быть использованы при чтении общих курсов по истории литературы XIX века, в спецкурсе по поэтике Лескова и з спецсеминарах по анализу художественной прозы.
Апробация работы. По теме диссертации сделаны доклады и сообщения на межвузовской научной конференции "Радищевские чтения" (Пенза, 1990), на межвузовской научной конференции "Проблема автора в художественной литературе" (Ижевск, 1990), на межвузовской
научно-теоретической конференции, посвященной 160-летию со дня рождения Н.С.Лескова (Орел, 1991), на "Корманооских чтениях" (Ижевск, 1992), на итоговых научных конференциях УдГУ (Ижевск, 1991-1993).
Структура м объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и библиографии; насчитывает 179 страниц машинописного текста. Библиография содержит 306 наименований.