Введение к работе
Актуальность исследования. Последняя прижизненная книга Н.С. Гумилёва «Огненный столп» вывела поэта на новый уровень творчества, была единодушно признана критиками и исследователями самым совершенным его творением.
Несмотря на обилие работ об «Огненном столпе», нет таких, где книга исследуется монографически, рассматривается как система взаимосвязанных элементов на нескольких уровнях. Не существует систематического описания тематической и образной систем, композиции книги.
Этими положениями определяется проблематика работы, необходимость осуществления комплексного исследования, включающего как подробное описание поэтики «Огненного столпа», так и количественный анализ некоторых аспектов.
Материалом исследования послужило первое издание книги «Огненный столп» (в дальнейшем — ОС), вышедшее в 1921 году в Петрограде в издательстве «Petropolis».
Цели исследования: 1. Выявить особенности поэтического мира ОС. 2. Показать книгу как цельный художественный организм во взаимодействии всех его составляющих. 3. Включить книгу в контекст творчества Гумилёва и русской поэзии XIX-XX вв.
Задачи исследования: 1. Проверить эффективность шбранных методик. 2. Описать тематическую и образную системы книги. 3. Описать композицию книги.
Методологической основой настоящей работы являются труды А.Н. Ве-селовского, В.М. Жирмунского, Ю.Н. Тынянова, Б.В. Томашевского, К.Ф. Та-рановского, М.Л. Гаспарова.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые созданы частотные словари всех девяти книг Гумилёва. Использование частотных словарей позволило исследовать текст предельно объективно, выделить ключевые темы ОС и всего творчества поэта. Сформированы тематические группы лексики (семантические поля), прослежено их соотношение на протяжении всего творчества Гумилёва. Анализ соотношения разных тематических сфер дает четкое представление о структуре поэтического мира Гумилёва. Словарь ОС сопоставлен со словарями других книг поэта и словарями русских поэтов XIX-XX вв.
Создан словарь образов книги ОС и исследовано соотношение в ней разных видов тропов.
Исследована композиция ОС.
Впервые выводы о строении и своеобразии художественного мира последней прижизненной книги Гумилёва делаются на основе комплексного анализа тематической, образной, стиховой систем.
Теоретическая ценность работы заключается в том, что получили развитие методики изучения поэтической тематики, образности, особенностей сти-
хотворной речи (метрики); намечен путь изучения композиции поэтического произведения, объединяющий все названные аспекты.
Практическая значимость. Выводы диссертации могут быть полезны для исследователей творчества Гумилёва, истории русской литературы «серебряного века». Материалы диссертации могут быть использованы в лекциях по истории русской литературы XX века, теории литературы, в школьном преподавании. Раздел «Приложения» содержит значительный справочный материал (частотные словари, словарь образов и др.), который также может быть использован при исследовании творчества Гумилёва.
Положения, выносимые на защиту:
1.0С представляет собой сложную систему, взаимодействие элементов которой на тематическом, образном, метрическом уровнях сообщает цельность и гармоничность поэтическому миру книги.
-
Соотношение тематических сфер в поэтическом мире Гумилёва отличается большой устойчивостью ц не претерпело значительных изменений от «Пути конквистадоров» до ОС.
-
Для поэтики ОС характерна установка на автологическую речь с ограничением образности, особенно метафоричности. Если в тематике творчество Гумилёва ориентировано на романтическую традицию, то в образности ОС тяготеет к традиции реалистической.
-
Композиция ОС основана на группировке стихотворений на основе метрики с учетом её тесной взаимосвязи с тематикой и образной системой.
Апробация работы. Результаты исследования отражены в 6 публикациях. По материалам диссертации сделано 8 докладов на ежегодных научных студенческих и аспирантских конференциях, проводимых кафедрой истории и теории литературы Смоленского государственного педагогического университета (1996, 1997, 1998, 1999, 2000 гг.), на межвузовской конференции «А. Ахматова и Н. Гумилёв в контексте русской литературы XX века. Третьи Ахматовские чтения» в Тверском государственном университете (1999 г.). Доклады в соавторстве были представлены на международных научных конференциях «Лингвистическая и прикладная поэтика в системе современных наук» (Санкт-Петербург, 1998 г.) и «Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма: итоги исследования в XX веке» (Смоленск, 1999 г.).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и списка литературы, приложений.