Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Персонажи второго плана в структуре романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Гаджиев Муса Асельдерович

Персонажи второго плана в структуре романа М.А. Булгакова
<
Персонажи второго плана в структуре романа М.А. Булгакова Персонажи второго плана в структуре романа М.А. Булгакова Персонажи второго плана в структуре романа М.А. Булгакова Персонажи второго плана в структуре романа М.А. Булгакова Персонажи второго плана в структуре романа М.А. Булгакова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гаджиев Муса Асельдерович. Персонажи второго плана в структуре романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Гаджиев Муса Асельдерович; [Место защиты: Дагестан. гос. ун-т].- Махачкала, 2007.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-10/19

Введение к работе

Настоящая работа посвящена исследованию сюжетно-композиционной роли персонажей второго плана в общей структуре романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Актуальность исследования определяется прежде всего тем, что персонажи второго плана романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» еще не становились предметом целостного и всеобъемлющего изучения, так как основное внимание исследователей вполне объяснимо было сконцентрировано на анализе главных героев столь сложного в жанрово-композиционном плане романа. Безусловно, во многих работах о романе в той или иной мере уделялось внимание и второстепенным персонажам (аналитическому обзору научной литературы в данном аспекте посвящен второй параграф первой главы). При этом в поле зрения булгаковедов оказывался прежде всего прототипиче-ский или ономастический аспект второстепенных и эпизодических персонажей, во многих работах отдельные второстепенные персонажи упоминаются только в той мере, в какой они были необходимы для подтверждения тех или иных суждений о главных героях романа. Таким образом, можно констатировать, что персонажи второго плана рассматриваются исследователями чаще всего без полноценного определения их места в художественной структуре романа в целом.

Объект и предмет исследования. Объектом данного диссертационного исследования является роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» с точки зрения его художественной структуры. Предметом исследования выступает анализ сюжетно-композиционных функций персонажей второго плана и их роли в реализации идейно-художественного замысла автора «Мастера и Маргариты».

Задачи исследования. Выбранный аспект исследования предполагает решение следующих задач:

- в результате аналитического исследования существующих в науке о литературе разнообразных подходов в интересующем нас терминологиче-

ском аспекте определиться в понимании основных для данной работы терминов («персонаж», «персонажи второго плана», «система персонажей»);

осознавая сложность персонажной сферы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита, определенным образом классифицировать многообразие составляющих её персонажей, как главных, так и второстепенных, опираясь на выработанный структурный принцип организации системы персонажей романа «Мастер и Маргарита»;

ввести в научный оборот основной корпус персонажей второго плана романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», сделав упор на целостном анализе персонажей второго плана «древнего» романа (романа Мастера);

наиболее важной задачей данного диссертационного исследования является определение сюжетно-композиционных функций персонажей второго плана и их роли в реализации идейно-художественного замысла автора «Мастера и Маргариты».

Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе персонажи второго плана романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» впервые становятся предметом целостного и всеобъемлющего изучения, предпринимается также попытка системной классификации всего многообразия персонажей второго плана по целому ряду достаточно репрезентативных признаков. Наконец, анализ сюжетно-композиционных функций персонажей второго плана позволяет выявить новые грани в осмыслении художественной структуры романа «Мастер и Маргарита».

Методологической и теоретической основами диссертации послужили литературоведческие и критические работы булгаковедов, посвященные изучению романа «Мастер и Маргарита».

В качестве теоретической базы в вопросе терминологического наполнения основных для нашей диссертации понятий «персонаж», «персонажи второго плана», «система персонажей» выступили прежде всего работы Н.Д. Тамарченко, а также труды Л.Я. Гинзбург, В.Я. Проппа, Ю.М. Лотмана,

А.А. Сабурова, A.A. Скафтымова, H.C. Лейтес, Е.В. Хализева, Л.В. Чернец, Е. Фарино, В.А. Грехнева и др.

Решение поставленных в диссертации задач потребовало обращения к аналитическому, структурному, целостному методам изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Теоретическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут найти применение при изучении персонажей второго плана в произведениях большой эпической формы как М.А. Булгакова («Белая гвардия», «Театральный роман»), так и других писателей.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования отдельных положений и выводов исследования в вузовских и школьных курсах и спецкурсах по истории русской литературы в той её части, которая имеет отношение к творчеству М.А. Булгакова, а также при составлении учебных пособий, написании курсовых и дипломных работ по изучению произведений М.А. Булгакова.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

  1. Понятие «персонажи второго плана» в данной работе используется для обозначения всех представителей персонажной сферы произведения, кроме собственно тех, кого принято называть «главными героями», при этом данная проблема осознается как актуальная в терминологическом плане.

  2. Система организации главных героев романа «Мастер и Маргарита» (в нашем понимании это Мастер и Маргарита, Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри, а также Воланд) выступает в качестве метаструктуры по отношению к персонажам второго плана, то есть изображение главных героев и персонажей второго плана строится, с учетом специфических различий, по одной и той же модели.

  3. Персонажи второго плана наделены важнейшими сюжетно-композиционными функциями и призваны восполнить пробелы в реализации этих функций главными героями.

  4. Взаимоотношения главных героев и персонажей второго плана в сис-

теме персонажей «Мастера и Маргариты» строятся на всех структурно-смысловых уровнях по принципу «нераздельности и неслиянности» (А. Блок).

  1. Автор «Мастера и Маргариты» для реализации своего замысла сочетает избирательность при выборе персонажей второго плана с их строгой классификацией по определенным тематическим группам, наделенным в романе специфическими функциями.

  2. Все в большей или меньшей степени значимые персонажи второго плана структурно, тематически, сюжетно-композиционно привязаны, как правило, к «своим» главным героям и реализуют комплекс тех идей, носителями которых в романе являются Мастер, Маргарита, Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри и Воланд.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в опубликованных статьях, в докладах на научно-практических конференциях, в спецкурсах, читаемых в течение ряда лет на филологическом факультете ДГУ.

Структура работы подчинена решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации — 178 страниц машинописного текста.

Похожие диссертации на Персонажи второго плана в структуре романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"