Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

О роли поэтического начала в творческом методе Ф.М. Достоевского (На материале анализа романа "Преступление и наказание" и повести "Записки из подполья") Арутюнян, Светлана Арташесовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Арутюнян, Светлана Арташесовна. О роли поэтического начала в творческом методе Ф.М. Достоевского (На материале анализа романа "Преступление и наказание" и повести "Записки из подполья") : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Тбилиси, 1990.- 27 с.: ил.

Введение к работе

В мировой литературе немало прославленных писателей, творчество которых обращает вэорн к музыке. Среди них прежде всего хочется назвать Э.Т.А.Гофмана, П.Верлена, Т.Манна, Р.Роллана. На протяжения длительного времени ведется разговор о "музыкальности" прозы И.С.Тургенева, А.ПДехова, И.Бунина, драматургии Г.Ибсена и др. В статье "Шекспир и мировая музкка" И.Соллертияский приводит интересные наблюдения видающегося- теоретика трагедии, драматурга Отто Людвига, который определяет принцип структуры шекспировских пьес, исходя из законов музыки, "устанавливая общность принципов шекспировской и инструментально-симфонической драматургии"1. Анализ шекспировских пьес, предложенный О.Людвигом, определение И.Соллертинским бетховенского симфонизма понятием "шекспири-зирующего" могут свидетельствовать о некоей всеобщности эстетических законов, лежащих в основе каждого подлинно художественного произведения, какой вид искусства оно бы ни представляло.

Особое место надлежит привести в этом ряду художественному наследию Ф.М.Достоевского. В одном из писем к И.С.Тургеневу (1863 год) по поводу публикации его повести Ф.М.Достоевский пишет следующее: "По-моему в "Призраках" слишксммного реального. Это реальное - есть тоска развитого и сознающего существа, живущего в наше время, уловленная, тоска. Этой тоской наполнены все "Призраки": Это струна звенит в тумане и хорошо делает, что звенит."Призраки" похожи на музыку. А кстати: как смотрите вы на музыку? Как на наслаждение или как на необходимость положительную? По-моему, это тот же музыкальный язык, но высказывающий то, что сознание еще не одолело (не рассудочность, а все сознание)..." /П.,1,343/.

В высказывании Ф.М.Достоевского о "Призраках" достойна внимания мысль о том, что музыка для него - это не фиксация неподвластных разуму иррациональных ощущений, вызывающих эмоциональное волнение, переживание, Музыка для писателя - это язык души, рационально невыразимое предвкушение того, что разум еще не успел осознать. И этот, как бы начатый самим писателем, разговор о существовании художественного феномена, возникающего на стыке

  1. Соллертинский И. Исторические этюды. - М.: Музгнз,1963.-С.325.

  2. С указанием письма цитируются по изданию: Ф.М.ДостоевскиЙ,тт. І-ЇУ. -М.-Л.: газ "Ac a de mi а " -Гослитиздат, 1928-1959.

эпического слова в музыки, ведется едва ли не целое столетие.

Еще в 80-е годы исследователь русского романа Ы.де Вопоэ обратил внимание на определенную, сшетно-композидионную особенность произведений Ф.М. Достоевского, которая невольно вызывает ассоциации с контрапунктом в музыке. Она заключается в таком развертывании двух интриг, при котором каждая "остается самостоятельной, но в то же время является особым образом организованным отражением другой" . В дальнейшем о музыкальности Ф.М.Достоевского писали, следуя принципам своих эстетических систем, поэты-символисты Вяч. Иванов, А.Белый. А один из известных исследователей творчества Ф.М.Достоевского Л.И.Гроссман, опираясь на высказывание писателя

0 своеобразии художественного строя повести "Записки из подполья",
прямо заявил, что "повесть Достоевского строится на основе художе
ственного контрапункта" .

Не менее интересными представляются наблюдения В.М.Комарови-ча в статье "Подросток,как художественное единство", в которой исследователь проводит прямую аналогию между композиционной структурой произведений писателя и полифонической музыкой, где несколько полнокровных голосов, "вступающих и развивающихся в контрапунктном созвучии, напоминают голосоведение романов Достоевского" .

Наряду с исследователями, которые считают "полифонизм" одним из важнейших принципов поэтики Ф.М.Достоевского, надо отметить и тех, кто "музыкальность" произведений писателя усматривает в других особенностях их идейно-художественной организации. Так, А.В. Чичерин в работе "Поэтический строй языка в романах Достоевского" музыкальность произведений писателя видит в их ритмической перенапряженности, в динамичности развития характера, а главное - в торопливости рассказчика, определяющего с самого начала "музыкальный тон" повествования .

А К.Федин, рассматривая ритм, словарь, композицию произведений Ф.М.Достоевского, утверждает примат музыкального начала над

  1. М.де Вогаэ. Современные русские писатели. Толстой. Тургенев. . Достоевский. -И.: Изд.Б.Н.Маракуева, 1687. - С.15.

  2. Гроссман І.П. Достоевский-художник // Творчество Ф.М.Достоевского. - М.: АН СССР, 1959. - С.342.

  3. См.: Достоевский Ф.М. Статьи и материалы. -Л.: Мысль, 1924. -С.67-68.

  4. См.: Творчество Ф.М.Достоевского. -М.: АН СССР, 1952.

художественным: "У него ритм диктуется рассказчиком, ведущим роман... Тут ритм решает все. А "Я" Достоевского-рассказчика - уже пение, и в таких главах, скажем, как смерть Зосимы, пение почти церковное" .

Среди многочисленных работ, посвященных проблемам "музыкальности" произведений Ф.М.Достоевского, интересными представляются наблюдения Н.Фортунатова в книге "Пути исканий". Со всей определенностью заявляя об особой музыкальности, присущей произведениям писателя, Н.Фортунатов в статье "Черты архитектоники Ф.М.Достоевского" подтверждает свои наблюдения анализом некоторых эпизодов романа "Идиот". Интересен и вывод венгерского литературоведа И.Месерич в статье "Проблема музыкального построения в повести "Записки из подполья": "Вторжение принципов музыкальных произведений в прозу обычно считается явлением литературного развития ХХв., художественным открытием Т.Манна, Р.Роллана, Нам же кажется, что более внимательный анализ произведений Ф.М.Достоевского в значительной мере поколеблет это давно сложившееся представление" . В прослеживаемых связях невольно вспоминаются изыскания великого современника Ф.М.Достоевского Р.Вагнера, который, выступая с теорв-тическими декларациями в области "музыки будущего", стремился к созданию такой музыкальной драмы, з какой "две могучие силы - музыка и драма - сольются в единое целое" . Будучи особенно рьяным сторонником музыкальной реформы Р.Вагнера, Ш.Бодлер в очерке "Р. Вагнер и "Тангейзер" усматривает главное достоинство композитора в умении мыслить "двояким образом", "поэтически и музыкально", причем один из двух видов искусства начинает действовать там,где кончаются пределы другого .

В качестве важнейшей исходной предпосылки предпринимаемого исследования мы и принимаем"допущение, что подобным стремлением был движим и Достоевский-романист. Предположение это находит живое подтверждение в наблюдениях музыковедов Б.Асафьева и А.Альш-ванга. Называя Ф.М.Достоевского одним из "музыкальнейших писате-

  1. К.Федин. Писатель. Искусство. Время // Собр.соч. - Т.9. - М.: ГИМ, 1962. - С.631.

  2. См.: Достоевский и его время. -М.: Наука, 1971. - С.154.

  3. Цит.по: Д.Бэлан, Я.Р.Вагнер. - Бухарест: Издательство молодежи. - С.275.

  4. Ш.Бодлер. Рихард Вагнер и "Тангейзер". Семиотика и искусство-метрия. -М.: Мир, 1972.

- 4 -лей", Б.Асафьев пишет, что "даже в конструкции и приемах изложения, не говоря уже о динамике его повестей, сказывается если не прямое воздействие, то, во всяком случае, инстинктивное использование музыкально-композиторских приемов и построений"1. В свою очередь А. Алыпванг, отмечая неслучайность одновременного появления в литературе и музыке жанра психологического романа и симфонии, заявляет, что "новое психологическое содержание потребовало и новой сложной структуры романа, более всего сближающегося со структурой симфонии"2.

Одновременно следует отметить, что верно констатируя и в ряде случаев убедительно вскрывая особенности симфонизма, присущие произведениям Ф.М.Достоевского, А.Альпшанг ограничивается в своих наблюдениях лишь анализом первой части романа "Преступление и наказание". В последующих его частях исследователь не только не обнаруживает специфической реализации сонатной формы, но и еще указывает на не укладывающуюся в нее противоречивость в развитии мотивов как "преступления", так и в противостоящего ему "наказания". Такая половинчато-двойственная позиция А.Альшванга расценивается' в диссертации как уязвимая. В отличив от А.Альшванга, прослеживающего наличие сонатной формы лишь в первой части романа, мы считаем, что необходимо говорить о "сонатности" архитектоники романа в целом, его ясно различимой "музыкальной" делимости и связанности, что и придает произведению цельность и художественную завершенность. Подобный взгляд на творение Ф.М.Достоевского влечет за собой нетрадиционное его прочтение, что, в свою очередь, помогает известному преодолению противоречий, возникших более чем за столетнюю, историю изучения романа. Сказанным и определяется научная новизна и актуальность диссертации.

Методологической основой исследования стали взгляды классиков марксизма-ленинизма на литературу и искусство, на всеобщий и каждый раз специфический характер законов художественного своеобразия действительности. Необходимость разрешения задач диссертации на понятия из смежных областей искусств определила своеобразие методических принципов исследования "Преступления и наказания". Идейно-художественный анализ романа проводится традиционным

  1. Цит.по: Ямпольский И. Достоевский и музыка // Музыкальная жизнь, 1971. - & 23. - C.I6.

  2. Альшванг А. Избр.соч.в 2-х тт. - T.I. - М.: Музыка, 1964. -С.76.

для изучения поэтики конкретного произведения приемами и средствами. Одновременно он же учитывает и законы контрапункта и сообразуется с ними.

В диссертации, кроме романа "Преступление и наказание" анализируется и повесть "Записки из подполья". Обращение к ной вызвано тем, что повесть явилась своеобразной "прелюдией", из которой в дальнейшем вышел роман. .

Практическое значение исследования. Нетрадиционное прочтение "Преступления и наказания" в диссертации, предлагаемая попытка дать ответ на противоречиво-трактуемые вопросы, связанные с коллизиями и образами романа, могут быть учтены и использованы исследователями Ф.М.Достоевского, ведущими историко-литературные и специальные курсы по творчеству писателя. Диссертация может представлять интерес и с теоретико-литературной точки зрения, проливая свет на сферу пересечения и взаимодействия литературы и музыки,на логику взаимодействия различных видов искусств, на всеобщий характер законов художественного творчества.

Апробация работа. Основные результаты исследования были изложены на заседаниях кафедры русской литературы и кафедры теории литературы п зарубежных литератур Ереванского государственного университета, научных конференциях в Ереване, Донецке (декабрь IS75 года), опубликованы в научной печати Самарканда и Еревана. Диссертация прошла апробацию на кафедре истории русской литературы Тбилисского государственного университета.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (I глава "Поэтика романа "Преступление и наказание" как специфическая трансформация сонатной формы", П глава - "Записки из подполья" как "прелюдия" к роману "Преступление и наказание") и заключения.

Похожие диссертации на О роли поэтического начала в творческом методе Ф.М. Достоевского (На материале анализа романа "Преступление и наказание" и повести "Записки из подполья")