Введение к работе
Актуальность исследования. Разработка прсі 'ihiuj ::.jnj.ui пр.--дслкаотся и современном лниратуровгт'енпп. b ;:t ісгрг; /.міх von-р-тішив її истерпкив русской лнтзратури Л.Г.ЦаіГ.- чім.і, Б..'і.1:\/.<У'-Cayua, Г.Л.Бялога. СМ.Петрова, їі-.і'.Пу:".и^'л'^а, С.і'.'.Ч'аїа;:-.7'.>, Г.Б.Курляндсксіі, И.і.і.Мпркопічі", А,П.Батуто, В.1!.ІСнг-іпі!о:.ті и других отат вопрос затрагивался, по лишь полут о, и cm.г,,; с: другими проблемами.
Становление манро социалььо-психалогпческсг; рсіана v Гончарова и Тургенева представляется а к т у а л .- п о ., 4.:..0..-,:,:^1 З.В.Кожпнсв так определив? роман: :'йо сел мя чс,,.,::: ;::;,некого icuiipa литературы иоаого времени. Его нако лее ебці") :'uv. :;; нзебра: енпя человека в сложных фермах кнзненног'э процес^:/;, мпо-голшіеііность ci.::sia, охвотмвавдго судьби рм/;,а панствующих л;:ц,
многоголосна, отсида-бсльшоИ объем ерзвнителвнг с другі;;.!,: -.-j.-ju-
I/ раин" '.И далее Кожннов подчеркивает, что сене: ;;;е 'пнде;!ц::>; -
развитии романа проявляется нраііне ризнзобр^зік,.
Ми прпдер.\:;;ігаамсн определения Ксжинова, но і, об:,::м .човнам "изображение человека з словник формах кизненнг'чз процесса. шюголинеіікесть сшета, охваткваю^зго судьба р>\-;з деііствупіуіх лиц, многоголосие..." добавили бы: изображение головних этапов из жизни героя, определивших его судьбу.
. О жизненности итого канра, актуальности егз для. накзге лре-мвни хорошо сказал М.І.олсхов: "...Народно за последнее вргмя приходилось сличать н читать, по совести говоря, удпвг.пзыпгз меня выступлении, в которых yopua рс.'.акз объявлялась устаравиеі!, на отвечающей требованиям современности. Макду тс;.:, именно pwaa" дает возможность наиболее полно охватить аир действительности и спроецировать н.і изображении свое отношение к licit, к. её нгу-чим проблемам, отношение своих единомышленников. Роман, тэк ска-зать, наиболее предрасполагает к глубокому познанию...""'. Эти [/ Словарь лихаратуривадчоиі.ил Терминов. І.І., "Просвещение", .974, с. 328. 2/ Шолохов М.Л. Слоьо о Родине. И./'Сав. Россия", 1980, с.359 .
слови білій сказаны в речи при вручошш писитсл»; Нобелевской премии.
1'эиин - жанр бесконечно нзмеичишл!, претерпевающий мотаыср-іїюии и колдую оиоху. Опрвделанние типи романа рождаются и уцц-jiubt, ни одна из фари ого существования на может счнтать-ся классическим образцом оїого хинрп, поэтому так иисго возране-іі її її и споров вызывают попытки дать аго <;.прмалыше признаки, описать ого структуру.
Иопрос о рождении жанра poilajia слскен. Рассмотрение его не входнг в задачи настоящей работ». Однако, имен в видув дальнейшей анализ этогв жанра в России в ІВчО-1850-етоди, нообхо-диио уточнить одно обстоятельство. Роман мог возникнуть и возник, ког'да человек почувствовал себя неповторимой личностью со своим особенным внутренним миром, когда личность, ранее окупавшей себя частью людскоИ массы и обладаЕиап'лшл. устремлениями втой uacou с ее исраативностыа, начала проявлять интерес преаде всего к себе саиоп и ив »тои новоіі осноіє устанавливать связи с обществом-, также состоящим из индивидуумов, интерес к личности закономерно вел и *ознИпнолгнию психологического анализа. Нлонпо пиилологичеолий анализ определил концепцию произведения, развитие интриги, обрисовку характеров.
РоманниІІ жанр как цолостнаь система в русской литературе сформировался в конце 40-х годов XIX веко. I! с самого начала в нем проявилась тенденция усиления психологизации характеров. Роль психологичьского анализа подчеркивал Д.Писарев, писавший: "Когда писатель хочет предложить на обсуждение обществу кекуи-ниДудь психологическую задачу, тогда роман оказывается ньобходимым средствои"(Писареь Д. Сеч. в 4 тт. т. 3,с.1П)
Отличительней особенностью русского романа было' сочетание социально-политического содержания с психологизмом - с глубоким проникновенней в духовиий мир человека, с поисками решения не только социальных национальных.проблем, но и конфликтов общечеловеческих.
Гончаров одним из первых в ряду разнообразных приемов выдви-цул на видное uncso психологический анализ в "Обыкновенной исто-,. рии".
. 0 романе "Рудин" писали многие. В докторской диссертации В.1,1.Марковича "Тургеневский тип романа IboC-Ituk: гг." сдельна попытка ответить на вопрос: "На каком основании совмещаются в реалистической художественной системе сошально-исторлчоскал, оптовая или психологическая конкрошесть с вселенскими, а иногда трапецедентннми ушшорсаігями? Какие кути пэдут it cOnajoB^iun универсальных значений изобрачіпомогої"
Разрабатывал этот вопрос Н.Г.Иустовоит п кшгга "i'ypre-i'ji; -художник сляиа"1'. Коснулся этой проблеми С.К.Ііолчлоп в piv4;r: "Художественный мир Тургенева'""1.
0 гончаровекпх романах написано гораздо мет/.',-). і.'полагающими остаются юначі А.Г.Цойтлина "Гончаров" (ЇЛО), Іі.іі.і';-. л.--кова "Мастерство Гончарова-романиста" (ІУЬ2). В посліди/о ге.:.;; зшщщеїш кандидатские диссертации: Н.Я*Гузь "Типология характерен в романах Н.Л.Гончарова" (І.іІІШ им. Ленина, 19ЬЗ), Б.Г.РумянкогЛ "Художественное выражения комического в воманох й.Л.Гон'-мрогя" (КОШІ, І9о8); несколькими годами раньше опубликована рооота її.Л. Вердоровсксй "Русский роман 40-60-х годов XIX в. (Типология >.оч-ровых форм)" (Казані., I9t)0). З І96И год' вщіла теоретическая работа д.В.Чорноц "Литературные жанра: проблемі типологии и поэтики" (Москва, МГУ). Затронута эта проблема в книге Г.Б.Курллндско;{ "Структура повести и романа И.С.Тургенева IbbO-x годов" (Тула, 1977), а такко в статьо и.В.Іііатина "От "Рудіша" к "ііовп"3^.
Однако налгу теку названные работы затрагивают лишь попутно, но беря ее во всем объеме.
Предмет, доли и задачи и о с л о д о -ванн я. Главным предметом изучения является проблема формирования жанра романа в русской литература 40-50-х годов XIX века, становление новых черт реализма в первых романах Гончарова и Тургенева. Цель диссертации - выяснение особенностей, новых черт реализма в "Обыкновенной истории" Гончарова и "Рудіше" Тургенева,
В ходе исследования выдвинуты конкретно задачи:
-
І.Ї., Изд-во Моск. ун-та, 1907..
-
Ы., Изд-во "Наука", IS77.
-
"Сгаетосложенио в русской литературе". Сб. статей. Даугавпилс, 1980.
изучить своеобразие художественного мира писателей, формирующих особенности их художественного мышления, определявших специфичность их жанрових исканий;
исследовать формирование и эволюцию жанра романа у названных писателен;
рассмотреть романи Гончарова и Тургенева как жанровую систему, складывавшуюся в их творчестве в их соотношении с малыми эпическими жанрами;
дать обоснование идейно-художественных особенностей первых романов этих писателей;
выявить, каким образом и в какой мере в этом жанре выражены эстетические идеалы Гончарова и Тургенева;
выяснить, какой-вклад в сокровищницу русского романа внесен Гончаровым и Тургеневым.
Научная новизна диссертационного исследования определяется основной задачей исследования - впервые проследить формирование социально-психологического романа в творчестве двух великих писателей, определить идейно-художественное своеобразие каждого из них. Впервые делается попытка проследить становление и формирование жанра социально-психологического романа, дается сопоставительный анализ первых романов писателей. Впервые на конкретном материале анализа двух романов дается развернутая характеристика типологической разновидности социально-психологического романа. ,Л также впервые два романа рассматриваются как имевшие основополагающее значение для формирования жанра социально-психологического романа, определившие дальнейшее развитие этого жанра во всей последующей русской литературе.
Мы стремимся доказать, что Рудин - не лишний человек, а человек действия. Поставлена также цель детально рассмотреть значение внутреннего монолога в раскрытии внутреннего мира главных героев романа.
Принципы и методы исследования. Методологической основой диссертации является типологическое изучение указанных произведений, их сопоставительный анализ, позволяющий выявить в них общие и индивидуальные особенности жанра романа.
Методика исследования включает элементы ксторико-литератур-
ного, жанрово-типологического, генетического и проолемно-тоорі тичоского анализа.
Практическая ценность д її о с о р : .! ц и и состоит в том, что содеру-здзісся ц но 1: материалы и вчію/-: могут бить использовали в научней рабою, а т;ч-::;е up;: чтег.г:. курса истории русской литературы XIX века, енеыхуроол по тід.у-і.'Сїг-,-Гончарова її Тургенева ц а спецс-:."днарах по романы.; з тих пі; с ато;; ;
Апробация работы. .ід;ссор?;\:-;ч ;:о.і;;чл.,.а ::-.-жительную оценку при обсу:;сдоп;;п па кафедри русской лгтораг::"; Московского государственного открнтоко пединститута. Оопоі'.пгн её положения нашли отрашта в четырех ігубл:;к;іі5:лх з научна сборниках, обсуздеїш на научно-практической коп;ерелш:.: про:':---сорско-нроподавательского состава, научных сотрудников и апнир^' тов І/ГИ им. Косыгина, па научно;! коі;.;ерен:діл в Свердлове?.^: ,'-.-;,а-гогичєском институте.
Структура работы, диссертация состоит :;;. введения, трех глав, заключения ;: списка использованных :;-.; гочкц-ков и литературы, состоящего из 2-Л названий. II. COjiEKfJ'iL'J] ГЛ}>0Т1І