Введение к работе
Проблема художественной модели национального мира, открытая для литературы и искусства в эпоху романтизма, в последние десятилетия становится особенно актуальной для гуманитариев как в нашей стране, так и за рубежом
Это объясняется взаимодействием двух ведущих мировых тенденций- глобализации и децентрализации (обособления от традиционных моделей и развития регионального самосознания) Постиндустриальной унификации, которая отчетливо проявляется в сфере экономики и информации, противопоставляются осознание уникальности национальных культур и всемирная значимость "малой родины"
Социокультурная ситуация на постсоветском пространстве, связанная с разрушением традиционных межнациональных контактов и с южным этапом новой национальной идентификации народов России, настоятельно требует обращения к историческому опыту. В первую очередь, к традициям русской литературы, в истинных своих проявлениях избежавшей влияния "имперского сознания" Понимание национальной идентичности как чувства тождества нации самой себе, осознание нацией своей сущности, выражающееся через национальное самосознание, сочетается в русской культуре с редкой открытостью иным этнонациональным культурам, что проявилось в феномене А С Пушкина О том, что «ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, изо всех народов более предназначено»1, говорил в «Пушкинской речи» Ф М Достоевский
Особенности исторического пути России на протяжении нескольких столетий сделали русскую литературу естественным культурным центром литератур народов России, где осуществлялось взаимодействие и взаимообогащение национальных культур
Наиболее продуктивный период теоретического и историко-литературного освоения многонациональной литературы народов России как социокультурного феномена приходится на 70-е гг XX в и связан с актуализацией категории "художественный мир" В частности, Г Белая выносит это понятие в заглавие своей книги "Художественный мир современной прозы" (М, 1986) и использует в анализе многонациональной литературы советского периода (Ю Трифонов, В Распутин, Ч Амирэджиби, О Чиладзе, Б Окуджава и др.), чтобы определить взаимодействие близких этических позиций с национальной художественной формой.
Важным достижением отечественного литературоведения этого времени стало установление типологического сходства явлений мирового литературного процесса и литературы народов СССР Было отмечено, что целый ряд национальных романов и рассказов советского периода
' ДостоевскийФМ Собр сочвЮгТ 10 М, 1958 С 459
совпадает с тенденцией развития лигературы XX века, которая обычно
связывается с именами У Фолкнера, сделавшего округ Йокнапатофа
краеугольным камнем Вселенной, и создателем "донского космоса" М
Шолоховым" Представители литератур России решали художественную
задачу осознания мира двумя способами при помощи "космовоззрения",
"планетарного мышления" (Ч Айтматов, А Ким), НДумбадзе,
ГМатевосян и Ф Искандер использовали особый хронотоп-
географически локализованное пространство и «вертикальное время», вмещающее тысячелетия жизни народа Так, подчеркнуто локализованный художественный мир В Шукшина географически почти полностью умещается в границах небольшой деревни Но в этом ограниченном в пространстве мире существует все многообразие общечеловеческих проблем, поскольку художественный мир является для писателя «понятием не столько географическим, сколько социальным, национальным и нравственным»3.
В произведениях Шолом-Алейхема, М Шолохова, Р Валеева. С Довлатова мы тоже встречаемся с феноменом «замкнутого» национального мира - художественной моделью действительности Созданные этими писателями миры рассматриваются как «аналоги национальных проблем, средоточие проблем человечества»*
Выбор авторов обусловлен
- необходимостью корректировки сложившейся традиции, когда понятие
«литературы народов России» включает в себя все национальные
литературы, кроме русской В реферируемой работе мы рассматриваем все
литературы, взаимодействующие . на едином социокультурном
пространстве России, е том числе и русскую. Этот подход дает
возможность уточнить представление о российском литературном
процессе, что позволяет видеть как общие закономерности, так и
национальное своеобразие развития литератур5,
- возможностью хронологически проанализировать динамик}' изменений
художественных модечей национального мира на протяжении XX века от
художественной статики модели мира Шолом-Алейхема к динамической
модели в «Донских рассказах» М Шолохова, отразившей перелом на
пути от национальной идентификации к идеологической, и далее к
трансформации национальной модели мира в советском пространстве у
татарского писателя Р Валеева, а также к модели мира С Довлатова,
основу которой составляют люди «советской» национальности, живущие в
США
Национальная художественная модель мира определяется, исходя из трудов Ю М Лотмана и В Н Топорова, как эстетически завершенное
2 Арутюнов Л Н Нацнональньїй мир и человек // Изображенье «елозека М, і 972 С 173
' Выгон Н С Художественный мир прозы Фазиля Искандера. Диссертация на соискгние учен степени
калд фил наук М, 1992 С 24
'АрутючойЛН Национальный мир и человеь//Изображение человека М 1972 С 175
' Подробнее см Агаркова М И, Сигов В К Уроки литературы в многонациональном классе М, 2008 С
отображение всей суммы представлений о мире в данной традиции на основе миропонимания авторов6
Анализ художественной модели национального мира определяет актуальность работы, исследующей эволюцию «больших объемлющих и существенных хронотопов»7 в русской литературе и литературах народов Российской Федерации XX в., возрождение в новом качестве традиций региональной («областнической») литературы, в современном состоянии воссоздающей образ "малой родины" - слово правды о мире и критерий его оценки
Научная новизна работы обусловлена исследованием форм художественной реализации этнонациональной ментальносте в российском литературном процессе XX з, а также избранной методологией, сравнительно-типологический анализ произведений Шолом-Алейхема, М. Шолохова, Р Валеева и С Довлатова осуществлен на основе хронотопического метода (ММ. Бахтин) с использованием методов пространственного моделирования (ЮМ Лотман) и культурологического изучения национальных образов мира в литературе (Г Д Гачев)
Впервые предпринята попытка рассмотрения национальных моделей мира Шолом-Алейхема, М. Шолохова, Р Валеева и С Довлатова в контексте литературного процесса XX в
Концепция работы; художественный феномен «замкнутого» национального мира имеет функции художественной модели действительности и позволяет рассматривать общечеловеческие проблемы, не утрачивая национально-исторического своеобразия. На основе национальных моделей мира Шолом-Алейхема, М. Шолохова, Р. Валеева и С Довлатова исследуется эстетическое осмысление острейшей проблемы современной цивилизации национальная идентичность в поликультурном мире
Гипотеза работы предполагает, что сопоставление художественных
моделей национального мира Шолом-Алейхема, М Шолохова, Р Валеева и
С Довлатова позволит описать неизменные типологические основы их
структуры (символико-идеояогический, ценностный аспект
пространственно-временной картины мира, тяготение к идиллическому хронотопу с преобладающим единым фольклорным временем и архетнпическую доминанту образов персонажей), а также исследовать модификации этих моделей, связанные с вторжением в национальный мир потока исторического бытия, выявив новые аспекты проблематики
В центре исследования - хронотоп национального мира (прежде всего - мифологема дома, входящая во все национальные аксиоматики, в
2 Лотман ЮМ Лекции по структуральной поэтике Вып 1 Тарту, 1964 С 32-36 ' Бахтин М М Вопросы литературы и эстетики М, 1975 С 405
том специфическом воплощении, которое она получила у Шолом-Алейхема, М Шолохова, Р Валеева и С ДовлатоЕа как проблема бездомья и угроза утраты корней
Объект исследования: эволюция художественных моделей национального мира в российском литературном процессе XX века
Предмет исследования: специфика художественных моделей национального мира в цикле «Касриловка» Шолом-Алейхема, «Донских рассказах» М Шолохова, романе «Земля городов» Р. Валеева и повести "Иностранка" С Довлатова
Цель исследования:
анализ художественной модели '<замкнутого» национального мира в литературах народов России на примере произведений Шолом-Алейхема, М Шолохова, Р Валеева и С Дошіатова
Задачи исследования:
- определение структуры моделей национальных миров (специфика
хронотопа, национальная аксиоматика в сопоставлении с
общечеловеческими нравственными ценностями, концепция личности):
описание способов художественного воплощения этнонациональной ментальности;
- выявление системы приемов, способствующих универсализации
содержания (жанровая типология и проблема цикла, повествовательные
стратегии, функции культурных архетипов и реминисценций,
метафоризация, специфические функции юмора)
Положения, выносимые на защиту:
1. Оппозиция свой/чужой, структурирующая другие базовые оппозиции (я/другой, близкий/далекий, жизнь/смерть и др) является доминантной для исследования «универсальных знаковых комплексов» (Ю М Лотман), кодирующих те архетипические представления, в которых формировалась модель мира и в которых она может быть развернута в литературе новейшего времени
2 Хронотопический анализ показал, что актуализировавшаяся в XX в мифологическая циклическая модель времени в литературе и философии обнаруживается как вариант архаического «мифа о вечном возвращении» в произведениях Ф Ницше, О Шпенглера (учение о повторяющихся циклах), А Дж Тойнби, Л Н Гумилева и др «Стремление обнаружил, универсальные начала в конкретно-исторической ситуации, открыть «символические соответствия» в искусстве и реальности, обнажить соположенность разных культурных эпох породило такой способ универсализации как неоми-
фологизм/,способный преодолеть малый, «локальный» историзм и перейти к макроисторическим и даже метаисторическим масштабам»9
Концепция времени ММ Бахтина убедительно показывает, что в литературе - там, где она воспринимает более глубокое и существенное влияние фольклора, - обнаруживаются глубокие следы древнего единства мира в мифопоэтическом сознании и попытки его восстановления на основе единого фольклорного времени
Способами универсализации содержания и восстановления единства бытия в рассматриваемых художественных моделях являются сакрализация обыденности метафоризация природного и вещного мира, специфические регенеративные функции юмора, доминантный характер мифологемы дома, цикл как содержательная форма
Поэтика региональной («областнической») литературы возрождается в новом качестве, и в российском литературном процессе создает художественную модель мира где «малая родина» - средоточие правды о мире и критерий его оценки
Сопоставление художественных моделей национального мира Шолом-Алейхема, М. Шолохова, Р Валеева и С Довлатова выявляет неизменные типологические основы их структуры Это символико-идеологический, ценностный аспект пространственно-временной картины мира; тяготение к хронотопу с преобладающим циклическим временем, локализованным пространством и архетипической доминантой образов персонажей
Модификации этих моделей, связанных с вторжением в «замкнутый» национальный мир потока исторического бытия, представляют новые аспекты проблематики и обусловленные ими жанрово-стилевые закономерности определенную исторически статику этико-религаозных и бытовых форм жизни народа как необходимое условие сохранения им идентичности у Шолом-Алейхема, динамическую модель национального мира М Шолохова, изображающего переломное состояние этноса на пути от национальной идентификации к идеологической, от мифа патриархального к мифу советскому, от понятия казачьей общности к понятию общности советской
8 Творчество Р Валеева, который «пишет по-татарски на русском языке» (Н Лейдерман), представляет собой один из феноменов современного литературного процесса, развитие русскоязычной национальной литературы. Модель национального мира в романе «Земля городов» (1979) представляет ее модификацию в условиях советской цивилизации Мифологема дома трансформируется в музей, реалии эпохи НТР изменяют образы персонажей с архетипической основой Но замкнутое пространство, «вертикальное» время хронотопа, а также традиции Маленького города сохраняют художественную модель на фани
8СкороспсловаЕБ Русская проза XX века от А Белого («Петербург») до Б Пастернака («Доктор Живаго») М ТЕИС, 2003 С 52
' Максимов Д Е О мифочоэтическом начале в лирике Блоха (Предварн-ельные замечания) Блоковский сб III '< Ученые записки Тартуского гос ун-та Вып 459 Тарту, 1979 С 8
воспоминания и реальности Став промышленным центром, он будет разнороден и этнически, и духовно, уподобляясь тысячам таких же советских городов и храня идентичность татарского этноса з национальном сознании
Новую общность, живущую в сознании советских людей, в 1970 -е гг. увезут с собой эмигранты из произведений С. Довлатова, построив в Квинсе настоящую «русскую колонию» на территории шести кирпичных домов. С. Довлатоз вводит в русскую литературу новый вариант художественной модели «замкнутого» мира это своеобразный «заповедник», где в условиях американской цивилизации существуют «новые американцы», эмигранты из СССР Персонажи Довлатова и сам автор-повествователь - люди небывалой советской национальности, живущие в США по-советски и находящие новую идентичность только в мифологизированной советской традиции и истории По Довлатову, «национальность - понятие прежде всего культурное Национальный характер создается, в первую очередь, моральным обликом народа».10
Динамика развития художественных моделей «замкнутого» национального мира в литературах народов России XX в показывает, что созданные исследуемыми писателями миры рассматриваются как «аналоги национальных проблем, средоточие проблем человечества»11.
Теоретико-методологическая основа диссертации: труды ГД Гачева "Национальные образы мира Космо-Психо-Логос" и "Национальный эрос в культуре"; работы Ю М Лотмана по пространственному моделированию культурных текстов, монография Ч Г. Гусейнова «Этот живой феномен советская многонациональная литература вчера и сегодня» (1988), современные исследования по проблемам этнонациональной ментальности в художественной литературе (сборник научных статей и материалы конференций "Этнонациональная ментальность в художественной литературе", "Проблема национальной идентичности в литературе и гуманитарных науках 20 века" (Воронеж, 2000) и "Проблема национальной идентичности в культуре и образовании России и Запада' (Воронеж, 2002), концепция М М Бахтина о времени как факторе, восстанавливающем единство изображаемого бытия, концепция юмористического мироощущения как типа художественного сознания, также направленного на восстановление утраченного единства мира (Н С. Выгон), исследования творчества Шолом-Алейхема, М Шолохова, Р. ВалееБа и С Довлатова, труды ведущих ученых кафедры русской литературы и журналистики XX и XXI вв по проблемам русской литературы и литератур народов России (Агеносов В.В, Выгон Н С, Газизова А А, Минакова А М ,Сигов В К, Трубина Л А, Хайруллин Р 3 и др.) В исследовании учитывались труды ЛН Гумилева, в которых он
10 Фрейдеьберг О М Миф и литература древности М, 1998 С І0
"лрутюновЛН Национальный мир и человек // Изображение человека М, 1972 С 175
рассматривает вопросы, связанные с этносом и обосновывает «географический подход» к определению сущности национального
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в применении хронотопического подхода и методики пространственного моделирования для исследования актуальной проблемы национального художественного сознания, что позволяет рассматривать новые аспекты проблематики и поэтики анализируемых произведений Результаты исследования могут быть использованы в школьном преподавании литературы народов России, а также для изучения литературного процесса в сравнительно-историческом аспекте.
Апробация работы состоялась на Шешуковских чтениях (М, Mill У, 2005 и 2006 г), Всероссийской конференции молодых ученых (Москва - Ярославль, 2005) Основные положения отражены в пяти публикациях
Структура работы включает в себя Введение, четыре главы, содержащие 23 раздела, и Заключение. Объем работы составляет 194 страницы Список литературы состоит из 159 названий