Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мотивное поле концепта "тоска" в лирике М.И. Цветаевой периода эмиграции Старостина Светлана Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Старостина Светлана Александровна. Мотивное поле концепта "тоска" в лирике М.И. Цветаевой периода эмиграции : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Старостина Светлана Александровна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2010.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-7/1298

Введение к работе

Творческое наследие М.И. Цветаевой (1892-1941) периода эмиграции является неотъемлемой частью самого феномена литературы русского зарубежья. Именно писатели-эмигранты отразили в своих произведениях жизнь многомиллионной армии русских людей за пределами России, их отношение к новому бытию, эмоциональное и душевное состояние, духовно-нравст-венные поиски.

И эмигрантская лирика Цветаевой не стала здесь исключением. Почти за два десятилетия изгнания поэту пришлось сменить в качестве места жительства несколько стран: Чехословакию, Германию, Францию, но, несмотря на это, ее не оставляло поэтическое вдохновение, творческий процесс никогда не прекращался.

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, соответствием проблематики работы приоритетному направлению современной литературоведческой науки, изучающей национальное своеобразие художественных явлений в междисциплинарном аспекте; во-вторых, обращением к историко-литера-турному и духовно-культурному феномену литературы русского зарубежья; в-третьих, необходимостью целостного рассмотрения лирики М.И. Цветаевой малоизученного творческого периода (1922-1939 гг.).

В сфере литературоведения творчество поэта практически не рассматривалось с точки зрения выражения какой-либо эмоции,
в частности, изучения мотивного поля концепта «тоска» в произведениях периода эмиграции. А между тем обращение к концептуальному содержанию эмоции тоски в творчестве Цветаевой позволяет выявить не только особенности ее индивидуального художнического почерка, но и определить отдельные вехи, этапы развития ее творческого сознания за пределами России.

Представляется, что именно рассмотрение способов художественной реализации концепта «тоска» в эмигрантских произведениях поэта позволяет наиболее полно раскрыть национальную специфику ее ярких художественных достижений. Нельзя сказать, что лирике Цветаевой зарубежного периода исследователи совсем не уделяли внимания.

В своих известных монографических трудах И.В. Кудрова, А. Павловский, А.А. Саакянц, В.А. Швейцер, И.Д. Шевеленко обзорно обращаются, в том числе, и к эмигрантским произведениях поэта. В 2009 г. вышла книга М. Полянской, посвященная десяти неделям Марины Цветаевой в берлинской столице. Однако до сих пор отсутствует целостное рассмотрение зарубежного периода как отдельного самостоятельного этапа в творчестве поэта.

За последние десятилетия в Москве и Елабуге созданы дома-музеи, посвященные поэту, где накоплен биографический материал, созданы электронные библиотеки произведений поэта, а также научных изданий, посвященных изучению жизни и творчества Цветаевой. Регулярно проводятся выставки и памятные мероприятия.

В Республике Татарстан, в г. Елабуга, где расположены Дом памяти, литературный музей, могила, памятник поэту и библиотека «Серебряный век», на базе Елабужского государственного педагогического университета с недавнего времени проходят международные Цветаевские чтения.

В последнее десятилетие наметилась положительная тенденция, свидетельствующая о повышении интереса к исследованию творческого наследия поэта. Защищено более 40 диссертаций, однако подавляющее большинство из них выполнено в рамках лингвистического направления, что свидетельствует о повышенном интересе к самобытному, уникальному языку произведений Цветаевой. Собственно же литературоведческих работ немного.

Однако до сих пор не стали предметом отдельного целостного исследования ни творческое своеобразие лирики периода эмиграции М.И. Цветаевой, ни яркая эмоциональная составляющая ее наследия.

Материалом исследования является лирика М.И. Цветаевой периода эмиграции (1922-1939 гг.).

Необходимо отметить, что концепт «тоска» присутствует во всем творчестве М.И. Цветаевой периода эмиграции, в том числе в ее прозе и поэмах, однако именно лирика является своеобразным катализатором развития концепта, его мотивных составляющих, отличается многосоставностью мотивных комплексов, разнообразием художественных средств выражения тоски.

Объект исследования – художественная структура лирики поэта периода эмиграции.

Предметом исследования в диссертации стало мотивное поле концепта «тоска» в лирике М.И. Цветаевой периода эмиграции.

В литературоведении сам термин «концепт» однозначного определения еще не обрел, хотя в последнее десятилетие активно используется при анализе художественного творчества. В.Г. Зусман литературный концепт определяет как «образ, символ или мотив, который имеет «выход» на геополитические, исторические, этнопсихологические моменты, лежащие вне художественного произведения, открывающий одновременную возможность множества истолкований с разных точек зрения и выявляющий значимое расхождение между значением и смыслом выражающих его словесно-художественных элементов».

В своем диссертационном исследовании «Концепт человека в художественной системе М. Горького» (2009) М.Н. Гребенщикова заключает, что «художественный концепт значительно информативнее познавательного, поскольку, помимо понятия, он индуцирует в нашем сознании дополнительные ассоциации».

Стоит отметить единое звено в интерпретации концепта с точки зрения лингвокультурологии и литературоведения – фиксирование культурного опыта в ментальном мире человека и его способность выступать ячейкой для создания культурных ценностей.

В связи с этим в диссертации представляется целесообразным в качестве исходного принять определение Ю.С. Степанова, отражающее именно широкий культурный диапазон концепта: «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек <...> сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее. <...> Концепт – основная ячейка культуры в ментальном мире человека.

В рамках художественного произведения, пропущенный через внутренний мир и творческие целеустановки писателя, концепт приобретает дополнительные смыслы и интерпретации, воплощенные в конкретных художественных формах. В лирике М.И. Цветаевой такой формой является мотив, представленный в исследовании как «содержательно-структурное единство, типичная, исполненная значения ситуация, которая охватывает общие тематические представления <...> и может становиться отправной точкой содержания человеческих переживаний или опыта в символической форме».

В работе для более детального раскрытия концепта «тоска» используется понятие «мотивное поле», в рамках которого прослеживается функционирование отдельных мотивных комплексов, отражающих сущность того или иного качества рассматриваемой эмоции. Под мотивными комплексами понимается вся совокупность художественных средств, образующих «содержательно-структурное единство мотива», включая художественные фигуры, тропы, систему образов, темы, синтаксис, звуковую инструментовку, интонационную компоненту и др.

В качестве исходной градации концепта «тоска» в диссертации за основу принимается классификация А. Вежбицкой, которая выделяет в этом концепте следующие смыслы: томление, грусть, печаль, скуку, уныние, хандру, тревогу, тоску по Родине, сожаление об утраченном, тоску по близким и любимым людям.

Целью диссертационного исследования является рассмотрение мотивного поля концепта «тоска» в лирике
М.И. Цветаевой периода 1922-1939 гг.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:

– осуществить анализ лирических произведений М.И. Цветаевой периода эмиграции в ракурсе эмоционального концепта «тоска»;

– определить способы художественной репрезентации концепта «тоска» сквозь призму стихотворений М.И. Цветаевой;

– выявить художественные составляющие тоски как состояния души, тоски по любимому, тоски по родине, присутствующие в мотивном поле концепта «тоска» малой лирики М.И. Цветаевой.

Целью и задачами обусловлен выбор методики исследования, включающей сравнительно-типологический, структурно-поэтический, биографический, концептуальный, текстологический, семантический, системный подходы.

Теоретико-методологическая база диссертации создавалась на основе исследований А. Вежбицкой (эмоциональный концепт и градация его компонентов), А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, И.В. Силантьева (теория мотива), Е.С. Кубряковой, Н.Н. Болдырева (определения концепта), Ю.С. Степанова, С.Г. Воркачева (теория концепта с точки зрения этнической культуры), Н.Н. Бердяева (понимание тоски в философии), А.Д. Шмелева, А.Л. Топоркова (концепт «тоска» в ракурсе национального самосознания), Д.С. Лихачева (национальная выразительность тоски, учение о концептосфере), Л.В. Поляковой (теоретические аспекты русской литературы ХХ в.), Н.Ю. Желтовой, В.Г. Зусмана (концептуальный подход в литературоведении), а также на основе научных достижений исследователей жизни и творчества М.И. Цветаевой (И.В. Кудрова, А.И. Павловский, А.А. Саакянц, В.А. Швейцер, И.Д. Шевеленко и др.), включая новейшие научные разработки в цветаевоведении (Н.А. Гончарова, Т.С. Круглова, С.Ж. Макашева, М. Полянская).

Учтен опыт работы кафедры истории русской литературы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина над проблемой национальной выразительности русской литературы ХХ века.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Одним из главных составляющих начал лирики М.И. Цветаевой периода эмиграции (1922-1939 гг.) является концепт «тоска», который в зарубежных стихотворениях поэта обретает яркое национальное культурно-философское содержание и уникальное авторское художественно-поэтическое наполнение. В эмигрантской лирике М.И. Цветаевой доминирующими являются мотивы тоски как особого состояния души, тоски по любимому человеку и тоски по родине, которые, несмотря на варьирования в смысловом, качественном, художественно-выразительном планах, структурно образуют единое мотивное поле концепта «тоска». Каждый из трех мотивов имеет собственный комплекс средств художественной выразительности, отражающий самобытное видение поэтом не только собственной души, но и окружающей действительности.

  2. Мотивный комплекс тоски как состояния души в зарубежной лирике М.И. Цветаевой обладает наибольшей семантической насыщенностью и аккумулирует самый богатый арсенал средств художественной выразительности. В оригинальной авторской трактовке тоска приравнивается поэтом к хлебу, является неотъемлемой частью душевного пространства лирической героини. Центральное место занимает образ смерти, символизирующий единственный путь избавления от всеобъемлющей тоски. При этом образ смерти частично персонифицируется и овеществляется. На синтаксическом, звуковом и интонационном уровне в выражении тоски характерными элементами являются плавность, мелодичность, преобладание аллитерации на свистящие звуки («смерть», «тоска»).

  3. Мотивный комплекс тоски по любимому человеку в эмигрантской лирике М.И. Цветаевой тесно связан с фактами ее биографии. Художественное выражение концепта прямо зависит от объекта духовного общения поэта. Тоска находит яркое воплощение через библейские образы (образ Магдалины), образы греческой мифологии (Федра, Ипполит, Сивилла, Стикс, Ариадна и др.). Время в стихотворениях представлено как длительность процесса ожидания, любовного увлечения. Художественное пространство имеет замкнутую форму (расщелина, раковина, пещера), свидетельствуя о внутренней направленности тоски поэта, ее душевной закрытости. Однако в противоположность этому присутствует образ плача, отсылающий эпитетом «распахнутый» к движению вовне, открытости. Важную функцию выполняет восклицательный знак, выступающий как атрибут обращения и прямо способствующий организации диалогической структуры стихотворений.

  4. Мотивный комплекс тоски по родине в зарубежной лирике Цветаевой занимает значительное место в общем мотивном поле. В художественном мире поэта на протяжении всех лет эмиграции тоска по России постоянно эволюционировала, приобретая и новое смысловое наполнение, и поэтическое выражение. Характерное для лирики Цветаевой в начале эмиграции чувство единения не только с русскими беженцами, но и со всеми людьми, впоследствии трансформируется в оппозицию «свой – чужой», в которой одним из звеньев («чужой») выступает сам поэт. Образ замкнутого пространства (котловины) олицетворяет авторское отношение к собственной жизни в Европе, где Цветаева так и не стала своей. Ключевую роль играют образы рябины и бузины, закрепившиеся в миропонимании автора как неотъемлемые атрибуты родины. Важную функцию в воплощении тоски выполняют тесно переплетающиеся между собой образы слез и плача. Синтетический образ дома становится символом прежней России, предстающей в авторском сознании как ирреальное, сказочное государство. Ранее присущие лирике Цветаевой диалогические конструкции трансформируются в монологический крик, увещевание, попытку быть услышанной.

Научная новизна диссертации заключается в целостном рассмотрении лирики М.И. Цветаевой периода эмиграции в ракурсе оригинальной авторской репрезентации концепта «тоска», в выявлении национальной специфики творчества поэта посредством анализа самостоятельных мотивных комплексов – тоски как состояния души, тоски по любимому, тоски по родине.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно определяет конкретные механизмы и выявляет уникальные авторские приемы художественной реализации концепта «тоска» на примере лирики М.И. Цветаевой, особенности функционирования доминирующих мотивов и мотивных комплексов, включающих специфику построения образов, стилистических, синтаксических, интонационных конструкций поэта.

Практическое значение исследования заключается в возможности использования его результатов в курсах лекций по истории русской литературы начала ХХ в., а также при изучении литературы русского зарубежья, при чтении спецкурсов по проблемам современной литературы, культурологии. Материалы диссертации могут быть применены студентами и аспирантами в научно-исследовательской деятельности.

Результаты исследования были апробированы в 8 статьях (из них 2 помещены в изданиях, рекомендованных ВАК). Доклады, посвященные отдельным проблемам диссертации, звучали на общероссийской научной конференции XI, XV «Державинские чтения» (Тамбов, 2006, 2010), международной научно-практической конференции «Человек и природа в русской литературе (к 95-летию С.П. Залыгина (Мичуринск, 2008), международной конференции «Анна Ахматова и Николай Гумилев в контексте отечественной литературы» (к 120-летию А.А. Ахматовой) (Тверь, 2009), международной научно-практической конференции «Русская литература в контексте мировой культуры» (Ишим, 2010), а также на заседаниях научного семинара студентов и аспирантов «Русская литература ХХ века: взгляд из сегодня» при Международном научном центре изучения творческого наследия Е.И. Замятина в Тамбове, на заседаниях кафедры истории русской литературы.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Прилагается список использованной литературы, состоящий из 191 источника.

Похожие диссертации на Мотивное поле концепта "тоска" в лирике М.И. Цветаевой периода эмиграции