Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена интересом современного литературоведения к проблемам развития литературы и к внутренним закономерностям происходящих в ней процессов. Творчество А. А, Фета, тесно связанное с мировой культурой и оказавшее существенное влияние на развитие русской литературы, в диахроническом аспекте изучено недостаточно. Исследование проблемы его эволюции представляется важным для углубленного понимания как художественной содержательности творчества А. А. Фета, так и всего историко-литературного процесса ХЕХ - начала XX вв.
Степень разработанности проблемы. Осмысление лирики А. А. Фета, начавшееся в статьях его современников А. А. Григорьева,
A. В. Дружинина, В. П. Боткина, Ф. М. Достоевского и продолженное
исследователями 1900 - 1910-х гг., в частности Ю. И. Айхенвальдом,
Н. В. Недоброво, Д. С. Дарским, осуществлялось на основе признания ее
единства, обусловленного эстетическим принципом служения красоте,
остававшимся неизменным на протяжении всей жизни поэта. Такой подход
к изучению наследия А. А. Фета актуален до сих пор.
Подготовленное Б. Я. Бухштабом (1937) полное собрание стихотворений А. А. Фета, содержащее первоначальные варианты произведений 1840 - 1850-х гг. и подробные комментарии, привлекло внимание к творческому поиску поэта, а научное издание всех выпусков «Вечерних огней» под ред. М. А. Соколовой и Д. Д. Благого (1971) предопределило изучение специфики поздней лирики. Весомым вкладом в освоение наследия А. А. Фета в аспекте эволюции стали исследования Н. Н. Скатова, Д. Д. Благого и В. В. Кожинова, появившиеся в 1970-е гг., а в 1970—2000-е гг. — работы Л. М. Лотман, В. Н. Аношкиной, Л. Е. Лялиной.
Публикации стихотворений А. А. Фета по хронологическому принципу, подготовленные В. В. Кожиновым (2000) и А. В. Успенской (2001), активизировали интерес к своеобразию пути духовных исканий поэта. Осуществляемое в настоящее время двадцатитомное научное издание сочинений и писем А. А. Фета под ред. В. А. Кошелева, Н. П. Генераловой, Г. В. Петровой, первый том которого содержит наиболее полное на сегодняшний день собрание ранних стихотворений поэта, расположенных «по прижизненным сборникам» 1840, 1850, 1856 и 1863 гг., решает проблему создания источниковедческой базы для изучения эволюции лирики поэта.
Периоды творчества А. А. Фета исследованы в разной степени. Недостаточно изученной остается его лирика 1860-х гг. Стихотворения этого десятилетия анализировались в работах Д. Д. Благого,
B. Н. Касаткиной (Аношкиной), Г. Б. Курляндской, Г. П. Козубовской,
A. А. Фаустова, Э.Эгеберга, Л. М. Розенблюм, Э. Кленин,
И. С. Жемчужного, А. М. Саяповой, М. А. Глушковой, однако число
произведений, попавших в поле зрения этих исследователей, невелико (10-
12 стихотворений).
Монографии Н. П. Генераловой («И. С. Тургенев: Россия и Европа. Из истории русско-европейских литературных и общественных связей», 2003) и В. А. Кошелева («Афанасий Фет: Преодоление мифов», 2006) открывают новые перспективы изучения лирики А. А. Фета 1860-х гг. как периода напряженного творческого поиска поэта, чем предопределяется необходимость дальнейших исследований в этом направлении.
Рассмотрение мотивно-тематического аспекта эволюции фетовской лирики призвано выявить особенности мировоззрения и поэтики художника на каждом этапе и проследить формирование его неоднозначной поэтической позиции. Отдельные аспекты эволюции лирики А. А. Фета в той или иной мере были затронуты российскими и зарубежными учеными 1980 - 2012 гг. (Г. П. Козубовская, Г. Л. Ачкасова,
B. А. Ачкасов, В. А. Шеншина, А. И. Лагунов, Э. Кленин, Я. Чиквин,
И. Н. Лагутина, Е. П. Дерябина). Однако целенаправленного изучения
эволюции творчества А, А. Фета на основе мотивно-тематического анализа
до сих пор не проводилось.
Для исследования лирики А. А. Фета в реферируемой работе продуктивным представлялось обращение к устойчивым, центральным образам поэзии А. А. Фета (таким, как образы света, огня, горения и полёта, которые стали предметом внимания Б. Я. Бухштаба, В. В. Кожинова, А. А. Фаустова, И. С. Жемчужного, И. Н. Лагутиной, М. А. Глушковой). На специфику изображения образа звезды /звёзд и его частое появление в фетовской лирике указал Д. Д. Благой в работе «Мир как красота». Важную роль этого устойчивого образа в поэзии А. А. Фета отмечали и другие исследователи (Д. С. Дарский, Г. П. Козубовская, М. С. Штерн, А. А. Фаустов, А. В. Ачкасов, Э. Кленин, Л. М. Розенблюм, И. Н. Лагутина, А.М.Аминева, Т. А. Сафонова). Вместе с тем специальных работ, посвященных сравнительному изучению места и роли образа звезды /звёзд на разных этапах эволюции фетовской лирики, пока не существует.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в основу изучения творчества А. А. Фета положен принцип развития и постепенного изменения мотивно-тематической системы его лирики, которая представлена как динамический процесс духовного и поэтического поиска. Впервые показано зарождение и развитие отдельных тем, мотивов, связанных с устойчивым образом звезды / звёзд, определяется специфика каждого этапа их формирования и на этой основе уточняются хронологические рамки и характеристики периодов творчества
А. А. Фета. Впервые проводится целостный анализ многих стихотворений 1860-х гг. и делаются выводы об особенностях художественного мировидения поэта в это десятилетие. Впервые раскрываются глубинные смыслы центрального образа звезды /звёзд на разных этапах поэтического поиска А. А. Фета.
Материалом исследования служат лирические стихотворения А. А. Фета разных периодов, содержащие ключевой для его лирики образ звезды / звёзд, с учетом прижизненных и последующих изданий всех известных вариантов. В качестве материала использованы также статьи, воспоминания и переписка поэта; научные работы, посвященные лирике А. А. Фета разных периодов и рассмотренные в объеме, необходимом для решения поставленных задач.
Объект исследования - эволюция лирики Фета.
Предмет исследования - развитие мотивно-тематической системы лирики А. А. Фета в разные периоды его творчества.
Целью данного исследования является определение границ основных этапов эволюции лирики А. А. Фета при выяснении своеобразия каждого из них и сквозной логики этой эволюции.
В соответствии с основной целью исследования в диссертации решаются следующие задачи:
— определить основные мотивы стихотворений А. А. Фета с устойчивым
образом звезды /звёзд;
— выделить на этой основе мотивно-тематические группы лирики
А. А. Фета, а также характер их соотнесённости с определённым периодом
творчества поэта;
раскрыть смыслы устойчивого образа звезды / звёзд на разных этапах поэтического поиска А. А. Фета;
- выявить особенности и характер соотношения ранних и поздних мотивов, группирующихся вокруг устойчивого образа звезды /звёзд;
раскрыть сущность поэтического феномена лирики А. А. Фета 1860-гг. как срединного этапа и важного звена в процессе духовного поиска поэта;
— изучить особенности художественного мировидения А. А. Фета на
каждом этапе эволюции его творчества;
— обосновать границы этапов творчества А. А. Фета в соответствии с
выявленными особенностями мотивно-тематической системы
стихотворений с устойчивым образом звезды /звёзд.
Методология и методы исследования. В основе методологии исследования лежит комплексный подход к изучению отдельных стихотворений А. А. Фета в контексте развития его мировоззрения и художественной системы с учетом ее целостности и преемственной связи этапов эволюции. Это предполагает использование системного, историко-типологического методов исследования. В работе также используются
методы мотивного анализа, представленные в трудах С. Ю. Неклюдова,
Б. М. Гаспарова, Ю. В. Шатина, И. В. Силантьева, В. И. Тюпы, и приемы
анализа стихотворений с позиций психопоэтики, продемонстрированные
А. А. Леонтьевым, В. А. Пищальниковой, Н. П. Павлович,
Н. А. Любимовой, Н. П. Пинежаниновой, Е. Г. Сомовой, П. Рикером. Теоретическая значимость диссертации заключается
в разработке путей диахронного мотивного анализа для уяснения глубинных процессов поэтического мировидения автора;
в.репрезентации поэтики фетовской лирики как системного явления, отражающего процесс духовного поиска автора.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов диссертации в школьных и вузовских курсах истории русской литературы XIX в., а также в спецкурсах и спецсеминарах, связанных с изучением творчества А. А. Фета, с целью расширения представлений о путях развития русской литературы второй половины XIX в., ее взаимосвязей с мировой культурой и более полного понимания процессов, приведших к формированию поэзии Серебряного века.
Степень достоверности результатов исследования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается тем, что теоретические выводы получены на основе непосредственного анализа большого количества произведений автора (и всех известных их вариантов), литературно-критических статей, воспоминаний и писем А. А. Фета, а также учёта итогов изучения его творчества как отечественным, так и зарубежным литературоведением. последних десятилетий.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
-
Периоды эволюции творчества А. А. Фета, границы которых уточнены в ходе мотивно-тематического анализа произведений с устойчивым образом звезды /звёзд, суть: ранний, включающий 2 этапа - 1839 -1840 и 1841-1847 гг.; срединный, состоящий из 3 этапов - 1850 - 1856,1857-1859 и 1860-1869 гг.; поздний- 1870-1892 гг.
-
Устойчивый образ звезды /звёзд несет многочисленные, изменяющиеся на разных этапах поэтического поиска А. А. Фета смыслы, связывает творчество поэта как с мировой художественной культурой, так и с научными астрономическими открытиями его времени.
-
Между ранними и поздними произведениями А. А. Фета существуют глубокие различия как в области художественных смыслов, так и в сфере их эстетического выражения; при этом единство лирической системы поэта сохраняется.
4.1860-е гг. - время интенсивного творческого поиска А. А. Фета. Осмысление человека и мира природы обусловливает особенности
е
мотивно-тематической системы его лирики на этом этапе. Расширение круга природных явлений, к которым обращается поэт, сопровождается развитием представлений об их взаимосвязи и гармонизирующем влиянии на человека. В фетовскую поэзию приходит понимание любви как непреходящей ценности жизни и осознание широких возможностей свободного творческого духа.
-
Творческий поиск поэта находит воплощение в поэтапном создании поэтической концепции отношений человека и мира и в определении основных ценностей жизни.
-
Эволюция мотивно-тематической системы лирики А. А. Фета выражает динамику его поэтического поиска, важным аспектом и следствием которого выступает последовательное усиление философского начала.
Апробация результатов диссертации. Основные положения диссертации в виде докладов были представлены на международных конференциях: Язык и культура в современном мире (Болгария, Бургас: Университет проф. д-р Асен Златаров, 2012); Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики (1-й этап — Беларусь, Гродно: ГрГУ. 2-й этап -Польша, Белосток: Институт восточнославянской филологии университета в Белостоке, 2012); Текст, контекст, интертекст (XII Виноградовские чтения) (Москва, МГЛУ, 2011); Проблемы филологии: язык и литература (Москва: МГТШУ, 2011); Духовно-нравственные основы памятников письменности: традиции и перспективы. Кусковские чтения-2013 (Москва: МГТШУ, 2013); Язык и текст: изучение и преподавание языков и культур (Москва: МГТГПУ, 2013); на общероссийских конференциях: Фетовский текст русской литературы (Орел: ОГУ, 2010); Грехневские чтения-9: литературное произведение в системе контекстов (Н. Новгород: НГГУ, 2012); Историко-функциональное изучение литературы и публицистики: истоки, современность, перспективы (Ставрополь: СГУ, 2012).