Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературно-критические взгляды Ф.Э. Шперка Савина Татьяна Вячеславовна

Литературно-критические взгляды Ф.Э. Шперка
<
Литературно-критические взгляды Ф.Э. Шперка Литературно-критические взгляды Ф.Э. Шперка Литературно-критические взгляды Ф.Э. Шперка Литературно-критические взгляды Ф.Э. Шперка Литературно-критические взгляды Ф.Э. Шперка
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савина Татьяна Вячеславовна. Литературно-критические взгляды Ф.Э. Шперка : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Савина Татьяна Вячеславовна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - Москва, 2008. - 153 с. РГБ ОД, 61:08-10/5

Введение к работе

Актуальность темы исследования В истории русской литературной критики 1890-е годы имеют особенное значение Философское творчество и литературно-критическая деятельность представителей философии всеединства (В С. Соловьев, С Н и Б Н Трубецкие, Л П Карсавин, С Л Франк, Н А. Бердяев, П А Флоренский) составили едва ли не главную основу «русского духовного ренессанса» Общее развитие русской литературы философы всеединства интерпретировали как постепенное раскрытие и уяснение новой религиозной мысли

В конце XIX - начале XX вв возникла блестящая школа религиозно-философской критики (В В Розанов, Д С Мережковский, Вяч Иванов, М О Гершензон и другие). Одной из ее заслуг нужно признать перемену взгляда на классику XIX в Религиозно-литературная критика по-новому прочитывала произведения русской классической литературы, поставив вопрос о христианском, «скрыто-моральном» духе всего русского художественного творчества

Среди имен, в последнее время вернувшихся в исследовательское поле историков отечественной литературы, вызывает интерес творчество литературного критика и философа Федора Эдуардовича Шперка (1872-1897) Особую актуальность приобретает его концепция «христианского стиля» русской литературы, которая оказалась созвучна идеям одного из магистральных современных подходов к изучению истории русской литературы Кроме того, имя Федора Шперка прочно связано с личностью В.В. Розанова как фигура, постоянно возникающая на страницах «Уединенного», «Опавших листьев», «Сахарны», «Мимолетного», «Когда начальство ушло», «Смертного», «Литературных изгнанников» и «Из старых писем Письма Вл Серг. Соловьева». В связи с этим изучение творчества ФЭ Шперка также расширяет границы исследования творческого наследия В В. Розанова

Степень изученности темы Как о самостоятельной фигуре философской и литературной жизни Петербурга конца XIX з, специальных исследований о Ф Э Шперке нет Это можно объяснить его ранней смертью, поэтому в дооктябрьский период он не успел как критик стать известным широкому кругу читателей

Советское литературоведение практиковало тенденциозный подход к изучению религиозно-философского наследия в целом В специальных исследованиях религиозно-философская критика характеризовалась как «буржуазно-реалистическая» и «декадентская»1, а изучение наследия таких крупных фигур как В В Розанов или Ю И Айхенвальд, не приветствовалось Критики «второго ряда» (Ю Н Говоруха-Отрок, В Ф Эрн, И Ф Романов-Рцы и др), в том числе - Ф Э Шперк, были фактически преданы

1 См , например Кулешов В И История русской критики М 1978 С 415-428

забвению В современных специальных исследованиях, посвященных литературной критике рубежа XIX - XX вв , имя Ф Э Шперка даже не упоминается2

Тем не менее существует ряд работ, в которых в той или иной степени затрагивается ряд аспектов творчества Ф Э Шперка, но не как самостоятельной фигуры В исследованиях, посвященных философии В С Соловьева, Ф Э Шперк, несмотря на явное созвучие его идей идеям философии всеединства, получил репутацию недоброжелателя и чуть ли не противника В С Соловьева В комментариях к двухтомному собранию сочинений В С Соловьева, рецензия Ф Э Шперка на книгу «Оправдание добра» бездоказательно рассматривается как пасквиль, написанный в «фельетонном» стиле3

Ряд современных исследователей истории философии (К Г Исупов, А В Демичев) причисляет Ф Э Шперка, наряду с Н Ф Федоровым, Л П Карсавиным, С Н Булгаковым, к представителям русской философской танатологии, имея в виду его работу «О страхе смерти и принципах жизни» (1894) Это одна из немногих попыток определить место Ф Э Шперка в духовной и литературной жизни конца XIX века, хотя и без анализа основных положений его мировоззренческой позиции'

Лишь в последнее десятилетие, в связи с усиленным вниманием к творчеству В В Розанова, имя Ф.Э Шперка, как литератора розановского окружения и сотрудника газеты «Новое Время», стало появляться в исследованиях. В начале 1990-х годов сложился круг литературоведов, занимающихся жизнеописанием, литературным и философским наследием В В Розанова- И А Едошина, А Н Николюкин, В Г Сукач, В А Фатеев, С Р Федякин и др Но большинство исследователей не обращается к наследию самого Ф Э Шперка, ограничиваясь изучением его отношений с В В Розановым

Определенную попытку анализа философско-эстетических взглядов ФЭ Шперка как важной фигуры первого петербургского периода жизни В В. Розанова предпринял В А Фатеев5 Автор рассматривает личность Ф Э Шперка в контексте жизни и творчества В В Розанова, как человека определенным образом повлиявшего ка развитие некоторых розановсклх идей, таких как интерес к теме пола и связи пола и религии Рассматривая

2 См , например Обласова Т В Русская литературная критика рубежа XIX - XX
веков (пути самопознания религиозно-философское направление) (Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук) Тю
мень, 2002

3 Соловьев Вл Сочинения В 2-х томах Примечания С Л Кравца и Н А Кормина.
М 1988 Т 1 С 834

4 Фигуры Танатоса Искусство умирания Сб статей под ред А В Демичева, М С
Уварова. СПб 1998 С 51-57

5 Фатеев ВАС русской бездной в душе Жизнеописание Василия Розанова СПб -
Кострома 2002

эволюцию этих идей в творчестве В В Розанова, В А Фатеев кратко касается и взглядов Ф Э Шперка, не отмечая, однако, того существенного факта, что суждения В В Розанова и Ф Э Шперка на тему пола были диаметрально противоположны

В Г Сукач в комментариях к «Уединенному»6 также пишет о Ф Э Шперке только как о младшем друге В В Розанова, сообщая малоизвестные факты из жизни Ф Э Шперка и подробности его отношений с семьей В В Розанова Нужно отдать должное В Г Сукачу, который одним из первых исследователей вводит в научный оборот до сих пор не исследованную переписку В Розанова и Ф Шперка7

В исследовании А Н Николюкина Шперк, как часто упоминаемое имя из «Уединенного», больше интересен автору в качестве примера собственно розановской меры отсчета таланта других писателей, которая не укладывалась в общепринятую8, и поэтому вопрос о взаимовлиянии В В Розанова и Ф Э Шперка исследователем не затрагивается

В ряде других современных исследований наследия В В Розанова Ф Э Шперк упоминается либо просто как фигура розановского окружения, либо как посредник при личном знакомстве В В Розанова с В С Соловьевым и Д М Мережковским и З Н Гиппиус9

В рецензии на книгу Г Адамовича10 С Р Федякин упоминает имя Ф Э Шперка (наряду с И Ф Романовым-Рцы) в качестве предшественника В В Розанова в жанре дневниково-эссеистических записей, собранных под одним заголовком, имея в виду его работу «Мысль и рефлексия Афоризмы» Этой ссылкой исследователь связывает имена В В Розанова и Ф Э Шперка не как философов или литературных критиков одного направления, но как писателей, объединяя «Уединенное» Розанова и «Афоризмы» Шперка в один жанр1' Однако, такое утверждение является достаточно спорным В то время как Розанов своими текстами действительно открыл новый уровень в «исповедальной» прозе, тем самым создав особый литературный жанр, то ферму, з которой были написаны ><Афоризмы,> Шперка, трудно считать оригинальной Жанр пронумерованных литературных фрагментов, позаимствованный у немецких романтиков, позволил Ф Э Шперку в отточенной и

6 Розанов В Уединенное Подготовка текста и комментарии В Г Сукача М 2002

7 Сукач В Г Жизнь Василия Васильевича Розанова «как она есть» // Москва 1992
№2-4 С 126

8 Николюкин А Н Голгофа Василия Розанова М 1998 С 173

9 См , например, сб статей «Василий Розанов в контексте культуры» Кострома
2000

10 Адамович Георгий Комментарии СПб 2000

11 Федякин С Р Музейный Адамович «Последняя литература» под филологическим
соусом // Независимая газета Ex Libns [Электронный ресурс] Публикация от
08 06 2000 Режим доступа http //exhbns ng ru/ht/2000-06-08/2 adamovich html

достаточно лаконичной форме высказать свои идеи о литературе, философии, искусстве Ни в одном из фрагментов Шперк не поднимается на уровень «потока переживаний», определившего специфичность жанра «уединенного»

В совершенно особом ракурсе фигура Ф Э Шперка рассматривается в работах В Б Шкловского1 и А Д Синявского , но он интересовал исследователей не как реальный философ или литературный критик розановского окружения, а как «образ-троп» (у В Б Шкловского) и как образ-символ (у А Д Синявского) в «Уединенном» и «Опавших листьях» Этот подход проанализирован в методологическом разделе диссертационного сочинения

Обзор историографии позволяет утверждать, что изучение творчества Ф Э. Шперка специально не осуществлялось, в результате в научный оборот введены сведения преимущественно биографические характера В результате можно сделать вывод об исследовании Ф Э Шперка только как фигуры розановского окружения, зачастую на основании случайных и разрозненных источников Вне поля зрения исследователей остались почти все ключевые вопросы TEon4ecTR.i Ф Э Шперка как критика философско-религиозного направления, в первую очередь его новаторская концепция «христианского стиля» русской литературы Изучение Ф Э Шперка в конвое В В Розанова также не ставило вопрос о механизме создания и функционирования в роза-новских текстах четко оформленной «темы Шперка», имеющей особое значение для понимания природы розановского субъективизма.

Целью диссертации является изучение религиозно-философского и литературно-критического творчества Ф Э Шперка в контексте русского ре-лигиозьс-философского возрождения конца XIX в Для достижения поставленной цели намечается решить следующие исследовательские задачи

выявить основы мировоззрения и главные характеристики литературно-критического метода Ф Э Шперка в их связи с идеями философии всеединства,

раскрыть основные положения литературно-критического метода Ф Э Шперка и их отражение в корпусе литературно-критических текстов,

проанализировать концепцию «христианского стиля» русской литературы Ф Э Шперка,

изучить взаимоотношения и взаимовлияние В В Розанова и Ф Э Шперка,

проанализировать присутствие в текстах В В Розанова имени Ф Э Шперка как реальной фигуры розановского окружения и как литературного образа

12 Шкловский В Б Розанов //Шкловский В Б Гамбургский счет М 1990 С 120-
139

13 Синявский А Д «Опавшие листья» В В Розанова. Париж 1982 С 202-246

Объектом исследования в диссертационной работе является процесс реализации идей философии всеединства в религиозно-философской литературной критике Ф Э Шперка

Предметом диссертаиионного исследования является литературно-критическое творчество Ф Э Шперка

Хронологические рамки работы охватывают время с начала 1890-х годов по 1910-е годы XX в Хронологические рамки исследования значительно шире времени творчества Ф Э Шперка (ум 1897 г ), поскольку они обусловлены временем возникновения философии всеединства и написанием книг В В Розанова «Уединенное», «Опавшие листья», «Литературные изгнанники», и т д, в которых, десятилетие спустя после смерти Ф Э Шперка, появляется его имя

Источниковую базу исследования составляют опубликованные философские и литературно-критические тексты, материалы периодической печати и архивные документы

Опубликованные материалы составляют наиболее многочисленную и информативную группу источников Для общего анализа и характеристики философского мировоззрения как основы литературно-критического метода были использованы философские работы ФЭ Шперка, изданные в виде брошюр небольшим тиражом в Санкт-Петербурге с 1895 по 1897 гг14 До последнего времени эти тексты остаются малодоступны широкому кругу исследователей15

Что касается собственно литературно-критических статей Ф Э Шперка, помещенных им в периодической печати в 1893 - 1897 гг , то до 1995 г ни одна из них не переиздавалась Впервые одна из статей Ф Э Шперка, которая являлась одним из первых положительных отзывов критики о творчестве В В Розанова, была переиздана в антологии статей «В В Роза-

14 Шперк Федор Система Спинозы СПб 1893, Он же Метафизика мировых про
цессов СПб 1893, Он же О страхе смерти и принципе жизни СПб 1895, Он же
Философия индивидуальности Vana СПб 1895, Он же Мысль и рефлексия Афо
ризмы СПб 1895, Он же Книга о духе моем Поэма СПб 1896, Он же Диалектика
бытия Аргументы и выводы моей философии СПб 1897

15 К настоящему моменту переизданы «Мысль и рефлексия Афоризмы» и «О стра
хе смерти и принципе жизни» См Шперк Федор Эдуардович Литературная крити
ка Сост, вступ статья и прим ТВ Савиной Новосибирск 2001, С 141-164

нов pro et contra»16 В 2002 г была перепечатана статья Ф Э Шперка, формулирующая его концепцию «доброго дела»17

В научный оборот статьи Ф Э Шперка, опубликованные в газете «Новое Время» в 1895 - 1897 гг , были введены в 2001 г изданием отдельного сборника18 Достоинством данного сборника является то, что в нем практически в полном объеме представлено литературно-критическое наследие Ф Э Шперка Именно в период сотрудничества в газете «Новое Время» критиком были опубликованы статьи, в которых была сформулирована концепция «христианского стиля» русской литературы, а также освещались актуальные вопросы развития литературы, такие как декадентство, психологизм литературы, философская лирика Материал в сборнике расположен по рубрикам, под которыми статьи печатались в газете «Новое Время», внутри рубрик - хронологически, что дает возможность проследить генезис основных идей критика Сборник снабжен вступительной статьей и комментариями В дополнение к публикациям Ф Э Шперка в сборник включены статьи В В Розанова, В С Соловьева, А С Суворина, представляющие полемические отклики на рецензии Ф 3 Шперка, что дает возможность рассматривать творчество критика в общем контексте литературы конца XIX в

Дополнительным источником для диссертационного сочинения послужили статьи Ф Э Шперка, опубликованные в начале 1890-х годов в газетах «Школьное Обозрение», «Гражданин», журналах «Вопросы Психологии и Философии», «Вестник Иностранной Литературы» Несмотря на то, что многие из этих ранних публикаций были незрелыми и являются второстепенными для творчества критика, тем не менее, они представляют ценный источник для общей характеристики литературно-криіического метода Ф Э Шперка Таким образом, в работе использованы все опубликованные работы критика

Специфическим опубликованным источником выступили тексты В В Розанова «Уединенное», «Опавшие листья», «Сахарна», «Мимолетное», «Когда начальство ушло», «Смертное», «Литературные изгнанники» и «Из старых писем Письма Вл Серг Соловьева» Эти тексты, написанные в жанре дневниково-эссеистической и биографической прозы и комментариев к письмам, с указанием реальных событий, фактов частной жизни, датами,

Шперк Ф Э В В Розанов (опыт характеристики) // В В Розанов pro et contra Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей Антология Сост, вступ ст и прим В А Фатеева СПб 1995 Книга I С 261-262

17 Савина Т В «Христианский стиль» в литературной критике Ф Э Шперка // Не
мецкий этнос в Сибири Альманах гуманитарных исследований Вып 3 Новоси
бирск 2002 С 180-192

18 Шперк Федор Эдуардович Литературная критика Составление, вступительная
статья и комментарии Т В Савиной Новосибирск 2001

указанием источников и пр, позволяют проследить взаимоотношения В В Розанова и Ф Э Шперка в последнее десятилетие XIX в Специфичность этого источника заключается в явном творческом переосмыслении и, в определенной степени, идеализации реального материала В В Розановым, в основе которого лежит несомненный принцип автобиографичности Основой критики данного источника послужила перекрестное сравнение сведений, приводящихся В В Розановым, с архивными данными

Наименее информативным из опубликованных источников является ме-муарно-дневниковая литература, представленная воспоминаниями В Я Брюсова, Э Ф Голлербаха, П П Перцова19 Крайняя отрывочность и субъективизм сведений, касающихся Ф Э Шперка, является отличительной особенностью данного вида источников Тем не менее, ряд сведений, особенно в воспоминаниях П П Перцова, дает возможность более глубоко проанализировать литературную полемику, которую Ф Э Шперк вел в В С Соловьевым, Акимом Волынским и критиками символистского направления

Последней группой использованных опубликованных источников является переписка В В Розанова с различными корреспондентами В его письмах к А С Суворину, Н Н Страхову, Б А Грифцову20 излагаются сведения преимущественно оценочного характера о взаимоотношениях с Ф Э. Шперком

Опубликованные источники не позволяют в полном объеме решить сформулированные исследовательские задачи Для этого был использован ряд неопубликованных источников Архивную базу диссертации составили материалы шести архивных фондов Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) А А Александрова (ф 2), А Л Волынского (ф 95), ПП Перцова (ф 1796), В В Розанова (ф 419), А С Суворина (ф 459), О А Фрибес (ф 2168), а также материалы фонда В В Розанова (ф 249) Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ),

Особенное значение для исследования имеет фонд В В Розанова в РГАЛИ. содержащий переписку Ф Э Шперка с В В Розановым с 1890 г по ioJi г і;і.сгїоль~>ование документов личного происхождения ^около то писем от Ф Э Шперка к В В Розанову) позволило существенно расширить поле исследования, проследить формирование основных идей философско-критической системы Ф Э Шперка, зарождение и развитие идеи «христианского стиля» русской литературы до публикации его главных литературно-критических работ Не столько публикации, сколько письма дают обшир-

19 Валерий Брюсов и его корреспонденты В 2-х кн // Литературное наследство М
1991,ГоллербахЭ В В В Розанов Жизнь и творчество М 1991 ПерцовПП Лите
ратурные воспоминания 1890-1902 М 2002

20 Письма А С Суворина к В В Розанову Спб 1913 Письма В В Розанова к II Н
Страхову // Российский литературоведческий журнал 1994 № 5-6 Письма В В
Розанова к Б А Грифцову // Наше Наследие Вступительная статья, публикация и
комментарии Е Барабшюва №6 1989

ный биографический материал, позволяющий составить точный психологический портрет Ф Э Шперка

Уникальность данного источника заключается также в том, что именно в письмах отразился реальный и противоречивый процесс взаимоотношений Розанова и Шперка Главными темами переписки являются обсуждение значения и влияния творчество Ф М Достоевского, проблемы психологизма литературного творчества, идеи развития истории и цивилизаций, тема связи пола и религии Этот источник также является основой верификации опубликованных текстов В В Розанова Трудность работы с данным источником заключается в том, что ответные письма В В Розанова к Ф Э Шперку утрачены, или их местонахождение в данный момент неизвестно Тем не менее, письма Ф Э Шперка дают возможность в значительной степени реконструировать взгляды В В Розанова на вышеназванные проблемы и, таким образом, могут также рассматриваться как новый источник для изучения наследия В В Розанова

Дополнительная информация разнопланового характера, позволяющая изучить взаимоотношения Ф Э Шперка с издателями и редакторами печатных изданий различного направления «Русское Богатство», «Новое Время», «Северный Вестник», была выявлена в фондах А А Александрова, А С Суворина, П П Перцова, а также в фонде В В Розанова в ОР РГБ

В результате, в ходе исследования в научный оборот был введен значительный массив ранее неизвестных источников Выявлено и использовано большинство документов, имеющих непосредственное отношение к личности и творчеству Ф Э Шперка Комплекс названных источников и материалов, при условии критического подхода к разным группам источников, позволяет решить поставленные в исследовании цель и задачи, дает основу для объективных выводов и обобщений

Методология исследования включает в себя следующие подходы общенаучный, общеисторический и герменевтический В качестве общенаучных автор использовал методы анализа, синтеза, абстрагирования

іак как данное исследование лежит в области истсрлії литературы, то закономерно использование автором основного общеисторического метода — историзма, в соответствии с которым события изучаются в хронологической последовательности, в контексте общественно-политической, социальной и культурной ситуации Применительно к теме исследования это означает необходимость изучения творчества Ф Э Шперка в контексте литературной ситуации конца XIX - начала XX вв В рамках проблемного подхода автор пыталась разрешить вопросы, возникавшие как противоречие между «новым знанием» и сложившимися в историографии точками зрения

Для истолкования текстов Ф Э Шперка и В В Розанова особенное значение имеет герменевтический подход, позволяющий выявить смысл текста, исходя из его объективных и субъективных оснований Известно понятие о герменевтическом круге целое осмысляется исходя из значения от-

дельного, отдельное же - из целого При отсутствии в творческом наследии критика специальной работы, в которой была бы четко сформулирована сущность его литературно-критического метода, герменевтический подход позволил на основании ряда разрозненных статей реконструировать и сформулировать основное понятие критической системы Ф Э Шперка -«христианский стиль» русской литературы, описать его характеристики и проследить его применение в корпусе литературно-критических публикаций

С учетом герменевтического метода также была сделана попытка выявить и изучить механизм создания в текстах В В Розанова, написанных в жанре дневниковых записок, «образа-идеи» на основе реальной биографии Ф Э Шперка Анализ частного элемента этих текстов позволяет описать основные законы жанра «уединенного» в целом С этой точки зрения большое значение для осмысления собранного автором диссертационного исследования эмпирического материала имела статья В Б Шкловского «Розанов» Говоря о создании В В Розановым в «Уединенном» «образов-тропов», В Б Шкловский в качестве примера описывает механизм введения в текст «темы Шперка» и ее дальнейшее функционирование в качестве образа В рамках формалистической школы, Б Б Шклишкий не видел за созданием «образов-тропов» ничего, кроме приема А Д Синявский, который также писал о Шперке не как о реально-историческом лице, а как об «образе-символе» в «Уединенном» и «Опавших листьях», в отличие от В Б Шкловского, интерпретировал образ Шперка не как просто прием, но оформленную тему смерти и бессмертия в розановских текстах

Сочетание данных подходов позволяет адекватно изучить литературно-критическое наследие Ф Э Шперка и вписать его проблематику в культурный и литературный контекст конца XIX в

Научная новизна исследования В работе впервые предпринято комплексное изучение философского и литературно-критического наследия Ф Э Шперка в контексте русского религиозно-философского возрождения Новаторским является исследование методологии литературно-критической интерпретации текст?, предчоженной Ф Э Шперком в рамках концепции «христианского стиля» русской литературы В результате исследования введено в научный оборот литературно-критическое и философское наследие Ф Э Шперка На примере анализа взаимоотношений и взаимовлияния В В Розанова и Ф Э Шперка по-новому дана интерпретация такой проблемы как природа субъективизма в творчестве В В Розанова

Практическая значимость работы Полученные результаты могут быть использованы в научной и преподавательской работе, при написании обобщающих трудов, комментировании текстов В В Розанова, при чтении курса отечественной литературы и спецкурсов по истории русской литературной критики

Апробация диссертаиии Основные положения диссертационного сочинения были представлены в виде докладов на международных студенче-

ских конференциях «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 1990, 1993), международной научной конференции «Наследие В В Розанова и современность К 150-летию рождения писателя» (Москва, 2006 г )

Структура работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы

Похожие диссертации на Литературно-критические взгляды Ф.Э. Шперка