Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетические и литературно-критические взгляды Н. П. Огарева Конкина, Лариса Семеновна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Конкина, Лариса Семеновна. Эстетические и литературно-критические взгляды Н. П. Огарева : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Самарский гос. пед. ун-т.- Самара, 1994.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-1/652-4

Введение к работе

В последние десятилетия творческое наследие Н. П. Огарева, разнообразное по своему составу и характеру, привлекало внима-ше ученых самых разных отраслей знания — историков и соцпо-югов, филологов н искусствоведов, философов и экономистов і пр. Публиковались новые архивные материалы, в статьях и шигах рассматривались и обобщались новые свидетельства активного участия поэта и мыслителя в освободительном двпже-ши родной' страны, изучалось его поэтическое и публицистическое творчество, педагогические, правовые и иные воззрения. Значение этих работ трудно переоценить.

На этом в целом отрадном фойе самыми скромными, к сожа-тению, оказались результаты исследований эстетических, литературных и литературно-критических взглядов Огарева. Л\ожмо /казать лишь па немногие работы такого типа'. В большинство ісследоваппіі эти вопросы затрагиваются (если вообще заірагп заются) обычно и самой общей форме, кратко, чате всего нопут-ю, далеко не полно. Между тем вопросы эстетики, литературы і критики были для Огарева предметом пристального внимания і постоянных размышлений на всем протяжении его творческого тути, о чем свидетельствуют и его различные произведения, И I! эсобенностн его письма к друзьям. Все эти вопросы составляют гакую часть мировоззрения Огарева, которая заслуживает особого, специального изучения и обобщения. Этим обстоятельством :і обусловлен выбор исследования.

1 Птушкина И. Г. и Путинцев В. А. Герцен и Огарев — критики // К кн.: История русской критики в двух томах. — М.; Л.: 1958. — Т. 1; Комкмн С. С. К проблеме формирования эстетических идеалов в поэзии II: П. Огарева // В кн.: Первые Огаревскне чтения. Материалы научной конференции (общественные м гуманитарные науки). — Саранск. — 1974; Гурвнч-Лищинер С. Д. Проблемы этики, эстетики, воспитания в эпистолярном наследии Огарева // Гам же; Ее же: Об эстетических исканиях Огарева // Вопросы литературы. — 1980,. — № 2; Краснов Г. В. Критика поэта-борца // В кн.: II. П. Огарев о литературе и искусстве. — М. — 1988.

Цели и задачи исследования

В диссертации предпринята попытка проследить путь становления эстетических, литературных и литературно-критических взглядов Огарева рубежа 1820 — 1830-х до середины 1870-х гг. В наших выводах мы исходим не только из критических материалов по этому вопросу, но прежде всего из произведений самого Огарева, из нового их прочтения, свободного от былых соцноло-гнзаторских увлечений. Мы учитываем при этом вывод М. М. Бахтина о том, что «в процессе своей посмертной жизни они (произведения литературы. — Л. К.) обогащаются новыми значениями, новыми смыслами; эти произведения как бы перерастают то, чем они были в эпоху своего создания». Бахтин заметил вслед за этим, что об этом в свое время говорил еще Белинский2.

Методологическая основа диссертации

Методологическую основу исследования составляет мысль об органической связи эстетики — философской пли словесного творчества — с художественной литературой как неотрывной частью культуры и с литературной критикой, которую Белинский определял как конкретное «приложение теории к практике», пли как «движущуюся эстетику»3.

Время определяет содержание и формы развития художественной литературы, принципы эстетики, методы критики. «В каждой культуре прошлого, — говорил Бахтин, — заложены огромные смысловые возможности, которые остались не раскрытыми, не осознанными и не использованными па протяжении всей исторической жизни данной культуры»4.-

Эпоха Огарева не является исключением. Но отсюда следует", что и формирование художественно-эстетического облика поэта, становление его творческой мысли может быть правильно поняты только в общем контексте русской культуры его времени, — культуры, которая развивалась в тесном взаимодействии с культурой Запада. «Россия, — писал Огарев, — пережила все эпохи европейской жизни вкратце, добиваясь до решения собственной задачи»5.

2 Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. — М.: «Художественная
литература»..— 1986. — С. 504.

3 Белинский В. Г. Поли. собр. соч. в тринадцати томах. — М.: АН
СССР. — 1953. — Т. 2. — С. 123.

4 Бахтин М. М. -— Указ. кн. — С. 506.

5 Огарев Н. П. Избранные социально-политические и философские произ
ведения. В двух томах. — М.: Госполитиздат. — 1952 .— 1956. — Т. 1. —
С. 349. Далее ссылки на это издание даются в тексте, указываются том и
страница.

Научная новизна и практическая ценность исследования

Выявить и проанализировать связи Огарева с его эпохой, с «контекстом», — дело весьма сложное, и мы не ставим перед собой такой задачи. В ограниченных рамках диссертации мы смогли указать лишь на некоторые основные 'линии движения и развития отечественной художественно-эстетической мысли на рубеже 1820-х — 1830-х гг. и до середины 1870-х, опираясь на исто-рико-генетический и историко-функциональный методы исследования явлений литературы и искусства.

В предпринятом нами исследовании впервые в нашем лите
ратуроведении дан специальный и систематический анализ до
ступных нам в наши дни источников, проливающих свет на со
держание и характер эволюции литературно-эстетических и
критических взглядов Огарева. Именно с этой стороны его лите
ратурное наследие изучено меньше всего. Мы уже не говорим о
том, что в последние годы возникла настоятельная потребность
в освобождении реального исторического облика Огарева от
тех наслоений, от которых трудно было уберечься в условиях то
талитаризма и господства партийно-коммунистических схем и
догм. ,

Практическая ценность работы видится нам и том, что ее содержащие, выводы и обобщения послужит прежде всего делу дальнейшего изучения творчества Огарева п писателей из его ближайшего окружения (Герцена, Сатина, Кстчера и др.). Кроме того, наше исследование может быть использовано преподавателями эстетики и истории литературы и литературной критики в высших и средних учебных заведениях — в лекционных курсах, в спецкурсах и спецсеминарах, на практических занятиях.

Апробация работы

Основу диссертации составили доклады, с которыми их ав
тор выступал на межвузовских конференциях литературоведов
СССР, а затем — России, проводившихся кафедрой русской и
зарубежной литературы Мордовского университета

им. М. П. Огарева. Эти доклады в форме статей включались затем в межвузовские сборники научных трудов кафедры, которые рецензировались в Институте русской литературы АН СССР (Пушкинский дом) и в Институте мировой литературы ям. М. Горького АН СССР. Кафедральные сборники, посвященные творчеству Н. П. Огарева, получили положительные отклики и в кругах научной общественности, и со стороны преподавателей вузов страны.

Похожие диссертации на Эстетические и литературно-критические взгляды Н. П. Огарева