Введение к работе
В характерах как самого Лермонтова, так и его героев есть некая притягательная сила, есть тайна, которая заставляет читать и перечитывать произведения поэта, размышлять над ними. Хотя о Лермонтове написано огромное количество исследований, его загадка не разгадана и по сей день. Можно сказать, что каждая эпоха по-своему понимает феномен лермонтовского героя, открывает в творчестве поэта новые грани.
Этот феномен, или, другими словами, вопрос о соотношении автора, его героя и лермонтовского времени занимает важное место в истории изучения творчества М.Ю. Лермонтова. Критики XIX в. зачастую чуть ли не прямо отождествляли Лермонтова с Печориным и упрекали его в том, что ни герой, ни автор не являются подлинными выразителями мыслей и настроений своего времени. Также недоброжелатели поэта отказывали ему в своеобразии, называя его поэзию подражательной.
В защиту Лермонтова выступил В.Г. Белинский. В своих статьях 40-х гг. «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова» и «Стихотворения М. Лермонтова» критик указал на оригинальность творчества поэта, в котором он видел «могущество вдохновения, глубину и силу чувства, роскошь фантазии, полноту жизни и резко-ощутительное присутствие мысли в художественной форме». Размышляя над тем, является ли герой Лермонтова его alter ego, критик приходит к выводу: «Изображаемый им характер, как мы уже слегка и намекнули, так близок к нему, что он не в силах был отделиться от него и объектировать его. Мы убеждены, что никто не может видеть в словах наших желание выставить роман г. Лермонтова автобиографиею. Субъективное изображение лица не есть автобиография...».
В XX в. для обозначения такого лермонтовского героя, близкого самому Лермонтову и в то же время не являющегося его точной копией, был введен термин «лермонтовский человек». Он вошел в научный обиход после появления исследования Д.Е. Максимова «Поэзия Лермонтова» (1959). Автор выделяет основные черты «лермонтовского человека», показывает, как в зависимости от рода литературы, в котором изображается «лермонтовский человек», выявляются разные грани его личности, и создает классификацию «лермонтовских героев-мстителей» (фанатики, следующие обычаям кровной мести, демонические мстители, мстящие мирозданию за свои разочарования, и положительные герои, борющиеся с поработителями своей родины). Однако работа Д.Е. Максимова, при всем ее значении для лермонтоведения, не была свободна от некоторых недостатков того времени. Преувеличенное внимание уделялось демоническим героям, они несколько идеализировались и излишне сближались с Лермонтовым.
В реферируемой диссертации используется термин «лермонтовский человек», наряду с другим термином – «эстетическая симпатия». Его употребляет Н.В. Касаткин по отношению к Достоевскому и его героям: «Не этическая, а именно эстетическая симпатия лежит в основе писательской деятельности Достоевского. <...> Они [персонажи] – не он сам, они и не подобны ему, но они и не чужды ему. Автор и персонажи его произведений носят в себе родственные элементы. Их объединяют "родственные" связи. Они разъединены друг с другом и в этом смысле отчуждены, и тем не менее – взаимно близки». Подобное можно найти и у Лермонтова по отношению к его героям.
Проблемы «лермонтовского человека» и самой творческой личности Лермонтова касаются работы А.М. Гуревича («Проблема нравственного идеала в лирике Лермонтова», 1964), Б.Т. Удодова («М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы», 1973). Изучалось и взаимодействие Лермонтова с другими писателями его времени: В.Э. Вацуро в работе «Лермонтов и Марлинский» (1964) обращает внимание на различную природу конфликта у обоих авторов и на особенности композиции их произведений. Уже упоминавшийся выше Б.Т. Удодов посвящает главу своей книги «М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы» сопоставлению образов «странных людей» в русской литературе. В исследовании А.И. Журавлевой «Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики» (2002) сравнивается поэтика Лермонтова и Веневитинова, Лермонтова и Боратынского, Лермонтова и Хомякова. В отдельных главах монографии Н.А. Резник «М.Ю. Лермонтов и его спутники: жизненные и творческие связи» (2004) рассматриваются жизненные и творческие связи поэта с А.Ф. Мерзляковым, С.Е. Раичем, В.А. Жуковским, Н.С. Мордвиновым, А.И. Одоевским, славянофилами (в частности, А.С. Хомяковым), В.А. Соллогубом.
Важной особенностью лермонтоведения на новом этапе является обращение к религиозно-философским основам творчества Лермонтова. Здесь можно назвать исследования иеромонаха И.П. Щеблыкина («Эстетико-философский смысл творческого феномена М.Ю. Лермонтова», 2004), Нестора (Кумыша) «Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон" в контексте христианского миропонимания» (2007) и Тайна Лермонтова» (2011), Г.Е. Горланова («Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания», 2009), В.Н. Аношкиной («Сиротский мотив в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри" (об итогах творчества поэта)», 2011), И.А. Киселевой («Творчество М.Ю. Лермонтова как религиозно-философская система», 2011).
Предметом исследования диссертационной работы является феномен «лермонтовского человека». Под феноменом в философии понимается «явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств», а явление – это «конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму выражения некоторой сущности». Но какая сущность выражается в этом явлении? Вопрос о феномене «лермонтовского человека» требует ответа. Рассмотрение этого образа как феномена предполагает, с одной стороны, анализ тех его качеств, в которых с наибольшей полнотой отразилась лермонтовская философия человека, лермонтовские размышления о личности. С другой стороны, при рассмотрении «лермонтовского человека» как феномена времени главное внимание должно быть направлено на его свойства и характерные черты, являющиеся выражением той сущности, которую Гегель называл «Zeitgeist» – дух времени.
Объектом исследования выступает раннее творчество поэта. Оно не менее значительно, чем творчество зрелого периода, а по своему объему, творческой интенсивности намного превышает то, что было создано Лермонтовым в последующие годы, и это вполне закономерно. Юный гений (в исследовании рассматриваются произведения, созданные им в возрасте 14–20 лет) живет напряженной внутренней жизнью, он стремится выразить в поэзии все свои мысли, чувства, переживания, даже малейшие оттенки чувств. Отсюда и необычайная плодовитость его в первые годы творчества. Лермонтов предельно откровенен в своих лирических произведениях, похожих больше на дневниковые записи. Все, что было им пережито и передумано в 1828–1834 гг., Лермонтов сохранил и после. Его герой, «лермонтовский человек», в общих чертах сформировался в творческом сознании Лермонтова уже в самом начале поэтической деятельности. Развитие «лермонтовского человека», добавление к этому образу новых штрихов – это развитие гения самого Лермонтова, его взросление и становление как классика русской литературы. В своем раннем творчестве Лермонтов не ученик, не подражатель, а юный гений, пробующий свои силы и ищущий наиболее адекватного выражения своим идеям, а также духовным стремлениям и требованиям времени.
Целью диссертационной работы является изучение «лермонтовского человека» не только в качестве феномена авторского сознания, но и в качестве феномена, порожденного культурно-историческими условиями эпохи, определение соотношения лермонтовского мировоззрения с духовной жизнью 1830 – начала 1840-х годов. Цель определяет и задачи исследования:
-
Обобщить сведения о духовной жизни лермонтовского времени: философских предпочтениях, литературных вкусах, поэтике.
-
Выявить основные черты человека 1830 – начала 1840-х гг. на основании философских работ и литературных произведений (с широким привлечением журнальной литературы второго и третьего ряда), на этом основании создать классификацию литературных героев того времени, которая может быть применена и к «людям Лермонтова».
-
Определить отношение Лермонтова к «лермонтовскому человеку», используя понятие «эстетическая симпатия».
-
Проследить духовную эволюцию героя раннего творчества Лермонтова, определить роль психолого-биографического начала в творчестве Лермонтова.
-
Проследить, как «лермонтовский человек» вписывается в общеевропейский культурный контекст, определить творческие связи Лермонтова с наиболее ярким и значимым для русского поэта творчеством Дж. Байрона.
Методологию работы составляют культурно-исторический и психологический подходы. Первый необходим при рассмотрении связей Лермонтова с культурной (в частности — литературной) жизнью и социумом конца 1820 – первой половины 1830-х гг. Он предполагает изучение биографии Лермонтова, причем не только по известным биографическим трудам (таким, как работа П.А. Висковатова), но и по источникам, позволяющим установить дополнительные, порой малоизвестные и малоизученные факты: письмам, воспоминаниям. Также необходимо изучение творчества Лермонтова в связи с общественной жизнью той поры, установление связи поэта с выдающимися мыслителями, выявление его реакции на важнейшие общественные события и его отношения к различным философским системам. К исследованию привлекается широкий историко-культурный контекст: журналы, альманахи того времени как отражение культурной жизни и духовных исканий эпохи (причем рассматриваются как художественные произведения, опубликованные в журналах, так и литературная критика, публицистика, философские статьи). Сравнительно-исторический метод предполагает изучение взаимосвязи Лермонтова с важнейшими писателями его времени, как русскими, так и зарубежными. Этот метод приобретает особое значение в связи с тем, что Лермонтов, особенно в раннем творчестве, часто использует цитаты, реминисценции, переосмысливая их по-своему и органически включая их в свою художественную систему. Таким образом, сравнение Лермонтова с другими писателями позволяет, с одной стороны, выявить специфику лермонтовского мировоззрения, а с другой — вписать поэта в общеевропейский культурный контекст.
Важен для исследования и психологический метод. Он позволяет изучить особенности творческого мышления и воображения Лермонтова, душевного строя его личности, а также исследовать тип «лермонтовского человека» как культурно-психологический тип, воплощающий в себе характерные черты человека той поры.
Актуальность диссертационного исследования определяется, прежде всего, тем, что актуален сам Лермонтов как гениальный писатель, выразитель основ русского культурного социума не только 30–40-х годов XIX века, но и дальнейшего времени. Усиливается внимание к философским, в особенности этическим и историософским воззрениям поэта. Насущное значение в современном литературоведении приобретает проблема творческой личности во всей ее сложности и противоречивости, а следовательно, и образам героев, созданных тем или иным писателем. В монографии «Православные основы русской литературы XIX века» В.Н. Аношкина-Касаткина так формулирует эту задачу: «Следует обратиться к главному в художественном мире автора – к "его людям"».
Новизна работы заключается в обращении к раннему творчеству Лермонтова и более детальном его изучении. Дана новая оценка раннего творчества, которое обычно принижалось. Обновлена общая периодизация творчества Лермонтова; впервые дана периодизация раннего творчества поэта. Выявлена типология «лермонтовских людей» в современной поэту литературе. Феномен «лермонтовского человека» изучается в контексте литературы второго и третьего ряда, публикаций в журналах конца 20-х – первой половины 30-х гг. («Отечественные записки», «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп», «Северная Минерва»), вообще творчества писателей 30-х гг. По-новому рассматривается творческое отношение Лермонтова к Байрону. Использованы работы современного американского исследователя Джерома Макганна, автором диссертации переведены фрагменты из его труда «Byron and Romanticism» и введены в текст работы.
Научное и прикладное значение диссертационного исследования. Автор диссертации принимала участие в исследовании «Религиозно-этический и философский потенциал поэзии М.Ю. Лермонтова» (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., ГК №2406 от 18 ноября 2010 г.). Значение исследования определяется необходимостью изучения личности и творчества Лермонтова как феномена, порожденного духовно-культурной жизнью его времени. Рассмотрение проблемы личности и художественных феноменов, осуществление философского подхода к литературной классике имеет важное теоретическое значение при изучении русской литературы первых десятилетий XIX в. Выводы, полученные в результате исследования, проверены автором в ходе собственной педагогической деятельности (доцентская практика аспиранта); также они могут быть использованы при разработке курсов истории русской литературы в высших учебных заведениях и в школе (в классах с гуманитарным уклоном).
Апробация диссертации. Отдельные положения исследования были изложены в виде докладов на заседаниях семинара аспирантов кафедры русской классической литературы (2009–2012). По теме диссертационного исследования были сделаны доклады на IX и X Международных конференциях «Русское литературоведение на современном этапе», Лермонтовских чтениях на Кавминводах – 2010, конференции «М.Ю. Лермонтов: судьба поэта в XXI веке» (Тарханы, 2011), VI Московских лермонтовских чтениях. По теме работы опубликовано 8 статей.
Положения, выносимые на защиту:
-
Феномен «лермонтовского человека» вырастает из социокультурной жизни 30-х гг., когда происходило формирование Лермонтова как творческой личности. Сопоставление «лермонтовского человека» с другими героями литературы того времени дает возможность для создания его типологии: «странный человек», «мятежная личность» («люди и страсти» — по определению Лермонтова), «древнерусский воин», «благородный дикарь», гений, наполеоновский тип и т. д.
-
«Лермонтовский человек» — это не только сам Лермонтов, но и люди, вызывающие его «эстетическую симпатию», что отнюдь не всегда означает и симпатию этическую. «Люди Лермонтова» интересны ему по своему духовно-душевному складу и судьбе, зачастую эти образы содержат автобиографическое начало, но они не отождествляются с Лермонтовым.
-
Благодаря микроанализу юношеских произведений Лермонтова впервые создана периодизация его раннего творчества. Лермонтов меняется на протяжении 1828–1834 гг., и периодизация позволяет выявить динамику внутреннего мира поэта. Развитие творчества раннего Лермонтова свидетельствует о глубоком взаимодействии субъективного и объективного. Стремление к объективности усиливает интерес к «другому человеку», к религиозным душевным переживаниям, к народности.
-
Рассмотрение истории изучения байронизма в России, у Лермонтова в частности, позволяет увидеть динамику этой проблемы: влияние Байрона на Лермонтова то преувеличивалось, то почти полностью отрицалось, теперь же основное внимание сосредоточено на изучении поэтики и обнаружении сближений в этой области. Знакомство с работой современного зарубежного исследователя Дж. Макганна и собственный (автором диссертации) перевод фрагмента его книги позволяют уточнить и обновить понимание «байронизма» Лермонтова. Рассмотрение «байроновского героя» как человека в маске не подходит лермонтовскому лирическому самовыражению.
-
«Лермонтовский человек» — нравственно небезупречная личность, но глубокая, содержательная, волнующая других людей, заставляющая их разгадывать ее феномен.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка литературы (содержащего разделы «Произведения Лермонтова», «Эпоха Лермонтова», «Исследования», «Интернет-ресурсы») и Приложений. Основная часть диссертации изложена на 267 стр. Список использованной литературы включает 262 названия.