Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепт Кавказа в русской поэзии 20-30-х гг. XX века Эркенова, Алимат Хасановна

Концепт Кавказа в русской поэзии 20-30-х гг. XX века
<
Концепт Кавказа в русской поэзии 20-30-х гг. XX века Концепт Кавказа в русской поэзии 20-30-х гг. XX века Концепт Кавказа в русской поэзии 20-30-х гг. XX века Концепт Кавказа в русской поэзии 20-30-х гг. XX века Концепт Кавказа в русской поэзии 20-30-х гг. XX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Эркенова, Алимат Хасановна. Концепт Кавказа в русской поэзии 20-30-х гг. XX века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Эркенова Алимат Хасановна; [Место защиты: Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН].- Москва, 2011.- 234 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/82

Введение к работе

Актуальность темы. Русско-кавказские историко-культурные связи на-штывают многовековую историю. Первые фрагментарные письменные упоми-ния о Кавказе в древнерусской литературе можно отнести к началу XII в. («По-сть временных лет». «Слово о полку Игореве»). В литературе императорской )ссии упоминания о Кавказе присутствуют в одах М. В. Ломоносова, Р. Державина («На возвращение графа Зубова из Персии»), А. Н. Радищева Боаа», «Песнь историческая»). Своеобразного апогея тема Кавказа в русской ітературе достигла в XIX в. Затронутый в произведениях декабристов . И. Пестель, П. Г. Кахановский, М. С. Лунин), она в дальнейшем занимает зна-ітельное место в творчестве многих писателей - А. С. Пушкина, . С. Грибоедова, М. ІО. Лермонтова, Л. Н. Толстого и др.

К концу XIX в., казалось бы, интерес к Кавказу ослабевает: то ли он в силу іределенной изученности теряет привлекательность, то ли социально-литические изменения в обществе концентрируют внимание писателей на дру-х тематических аспектах. Однако в начале XX в. интерес русских писателей к вказу возрождается, происходит новое, более концептуальное освоение кавказ-ого мира. Стилизованный Кавказ, созданный романтиками XIX в., его утопиче-ая модель трансформируется в антропоцентрическую кавказскую ноосферу, где арену глобальных социальных преобразований выходит новый идейный чело-к - кавказец, с приглушенной всеобщей «советизацией» этнической идентифи-цией. Количество писателей и поэтов, посетивших Кавказ в поисках нового этического материала и духовного равновесия, было таким огромным, что по аву определило целое литературное явление, которое можно обозначить терном «кавказиада». М.Горький, Н.Асеев, Б.Пильняк, С.Есенин, В.Брюсов, . Мандельштам, А. Ахматова, Б. Пастернак, М. Цветаева, А. Платонов, . Бунин, М. Булгаков, В. Маяковский, А. Белый, Н. Тихонов, М. Пришвин, . Фадеев, В. Каменский, В. Стражев, Н. Заболоцкий. П. Антокольский, . Паустовский, А. Серафимович, И. Бабель, В. Шершеневич и др. Казалось, каж-ій из них считал своим профессиональным и моральным долгом посетить Кав-(отсюда и возникло определение Кавказа как «литературной Мекки»). Они в оих произведениях отражали новый кавказский мир, который стал не только очником вдохновения, но и заставил их испытать некий когнитивный диссо-нс.

Актуальность работы определена тем, что если тема Кавказа в русской ли-ратуре XIX в. освещена широко, то литературная судьба Кавказа в XX в. - проема малоизученная. В немногих статьях и книгах в основном освещаются кав-ские циклы того или иного поэта в контексте другой проблематики (И.М. Се-нко - «Ранние редакции и варианты цикла «Армения», А.Б. Абуашвили - «Сер-й Есенин. Душа, лира, Кавказ», A.M. Марченко «Поэтический мир Есенина» и .). Из работ последнего времени можно еще привести исследования Г. Ханмур-ева, А. Мусукаевой, Т. Гуртуевой, Е. Степановой, А. Лачинова, Ш. Мазанаева, торые так же носят выборочный, описательно-аналитических характер. Но есть следования, представляющие непосредственный интерес для данной работы:

материалы конференции «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Симпозиум XI. Литературный процесс: кавказский контекст. Пятигорск, 2007 г.), где затрагивались проблемы взаимодействия не только российской и кавказских культур, но и мировой; В. И. Шульженко «Кавказский феномен русской прозы» (2001), «Русский Кавказ: очерки междисциплинарных исследований» (2007)), в которых автор по новому рассматривает значение Кавказа в истории и культуре России, выявляет множество точек соприкосновения между русской культурой и культурами народов Квказа.

Из наиболее значительных исследований конца XX века можно отметить «Новый Парнас. Русские писатели Золотого и Серебряного века на Кавказских Минеральных Водах» А. В. Очмана, где собраны 30 очерков о русских писателях, побывавших на Кавказе, «Грузия в творчестве русских писателей XX века» М. К. Кшондзер, «Быть может за хребтом Кавказа...» Н. Я. Эйдельмана. Вместе с тем в них и других работах отсутствует системный взгляд на концепт Кавказа в русской поэзии 20-30-х годов XX века.

Актуальность темы определяется и ее общественно-политической значимостью. Сегодня между кавказским миром и русской культурой обнаруживается эскалирующая зона духовного отчуждения. За время военных конфликтов в конце XX в. Кавказ не только потерял свою литературную привлекательность, но и превратился в культурный «черный» анклав, в некое «литературное гетто». Из-за культурного вакуума, ценностных инверсий в современной общественно-политической жизни, Кавказ стал восприниматься не как метафизическая территория свободы, не как «земля обетованная», а как символ насилия и войны. Между тем, русская культура помнит совершенно иное, восторженное и благородное представление о горцах и их мировосприятии. Особая актуальность исследования заключена в преодолении нынешней девальвации высокого литературного образа Кавказа, в открытии новых культурных «свободных коридоров» для продолжения конструктивного литературного диалога.

Цель исследования - изучение концепта Кавказа в русской поэзии 20-30-х годов XX в.; на примере конкретных произведений показать генезис и особенности русско-кавказских литературных взаимосвязей. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

исследовать генезис русско-кавказских литературных взаимосвязей; показать преемственность и трансформацию в традициях;

рассмотреть кавказские произведения С. Есенина, выявить в цикле «Персидские мотивы» превалирование кавказских компонентов, а не восточных;

определить художественное своеобразие и традиционность кавказской темы в цикле О. Мандельштама «Армения», его этно-архаический контекст;

раскрыть особенности отражения кавказского мировидения в стихотворениях Н. Тихонова; провести сравнительный анализ цикла «Горы», выявить социально-политическую составляющую в «кавказских» произведениях поэта;

рассмотреть мощный социалистический сегмент в поэзии советских футуристов в изображении Кавказа, новые формы отображения действительности, особенности используемых поэтических средств.

Предмет исследования - концепт Кавказа в русской поэзии 20-30-х гг. XX а. Следует уточнить: мы подразумевали под термином «концепт» определенную систему культурного, духовного и исторического понимания Кавказа, некий имманентный механизм нравственно-эстетического и философского его восприятия. Так как наше исследование относится к сфере культуры и, используя этот термин, мы решаем вопрос культурно-духовного характера, то нам очень близко одно из определений «концепта» данное Ю. Степановым: «Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек-рядовой, обычный человек, не "творец культурных ценностей" - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее».1 Такое определение «концепта» способствует наиболее точному пониманию специфики и тонкости, заложенной в идее работы; ведь Кавказ рассматривается именно как некий культурный феномен в русской литературе. Важный момент: литературная «эволюция» от «образа Кавказа» в XIX веке до «концепта Кавказа», который складывался в 20-30 гг. XX века. Очевидно и то, что концепт Кавказа, при всей внешней константности, все же является подвижной, трансформирующейся субстанцией, подверженной как внутренним изменениям, так и восприимчивой к внешним факторам.

Несомненно, что Кавказ внутри, в силу того что населен множеством народов, обладает разностью как языковой, национальной, так и культурной. Но их объединяет своеобразная, глубокая общность кавказского мировосприятия. Процент идентичности обрядов, религии, морально-духовных приоритетов и даже исторических коллизий в судьбах очень высок среди кавказских народов. Между ними существует своеобразная этническая солидарность, а прочным объединяющим их звеном является стойкое историческое осознание Кавказа как общей родины, дома. Даже разноконфессиональные, к примеру, христианская южнокавказская Грузия и мусульманская северокавказская Чечня, обладают множеством одинаковых или схожих черт как бытовых, так и нравственных: это и сакральное уважение к старшим, неприкосновенная честь горца, незыблемые законы гостеприимства, мифология, народные танцы (лезгинка) и даже фасон одежды. Но при этом у каждого народа своеобразное оригинальное лицо и характерные черты, присущие только им. Выбранные нами русские поэты начала XX века довольно четко подмечали и эту национальную индивидуальность кавказских народов, и их культурно-ментальную общность. И, правда, не избежав определенной доли культурно-эстетических обобщений, они привнесли в концепт Кавказа в русской литературе, в отличие от его восприятия в XIX веке, понимание его как единой целостной системы культурных и духовных воззрений гармонично складывающейся из разных этнических микрокосмосов живущих в нем народов.

Объектом исследования являются стихотворения и поэмы С. Есенина, О. Мандельштама, Н. Тихонова, В. Каменского, В. Стражева и Б. Пастернака 20-30-х гг. XX в., связанные с Кавказом. К сожалению, объем данной работы не по-

' Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа "Языки русской культуры", 1997. С. 40

зволил включить в эту группу В. Маяковского, И. Северянина так как, являясь масштабными фигурами, они требуют, по нашему мнению, отдельного исследования в контексте данной темы.

Теоретической и методологической основой работы стали труды отече
ственных и зарубежных литературоведов: Ю. М. Лотмана, В. М. Жирмунского,
М. М. Бахтина, Б. М. Эйхенбаума, М. Л. Гаспарова, С. С. Аверинцева,
Д.С. Лихачева, Л. С. Выготского, Г. И. Ломидзе, Р. Ф. Юсуфова,

Ю. Л. Прокушева, В. А. Шошина, С. Г. Семеновой, К. К. Султанова,
Б. Я. Бухштаба, Н. И. Гусевой, А. К. Жолковского, И. М. Семенко,

Е. П. Любаревой, Н. А. Струве, П. Нерлера, П. И. Тартаковского, А. М. Марченко, В. Е. Холшевникова, В. В. Гольцева, О. Е. Вороновой и др.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринята попытка целостного анализа «кавказских» стихотворений группы русских поэтов 20-30-х годов XX столетия в контексте исследования концепта Кавказа.

Научно-теоретическая значимость заключается в том, что в диссертации раскрыт обновленный концепт Кавказа в русской поэзии 20-30-х годов XX в., выявлена его специфика и трансформирующееся свойство; намечена перспектива его развития в современной русской литературе.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при разработке лекционных и практических курсов по истории русской литературы XX века. Материалы диссертации могут быть применены в проведении семинарских занятий, спецкурсов по теме Кавказа в русской поэзии XX века.

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано три статьи общим объемом 3,5 а. л. Основные положения исследования были представлены в виде доклада на «Вторых Международных Иналиповских чтениях. (Вопросы этнологии народов Кавказа. Кавказ: вопросы истории и культуры. Актуальные проблемы современности. Фольклор и литература народов Кавказа)» (Абхазия, г. Сухум, 11-13 октября 2011 г.).

Основные положения, выносимые на защиту:

русская поэзия 20-30 гг. XX в. продолжила традиции отражения концепта Кавказа, заложенные в классической литературе XIX в. Но новизна в изображении кавказской действительности заключалась в приоритете реалистического художественного метода, где элементы социалистического реализма составили значительную часть. Это не говорит о полном лишении образа Кавказа элементов романтизации, которые превалировали в XIX в.;

«кавказское» творчество С. Есенина можно разделить на две составляющие: цикл «Персидские мотивы», с ярко выраженным лирико-романтическим характером в ориентальном конспекте, и стихотворения более реалистического склада («Прощай Баку, тебя я не увижу!», «Поэтам Грузии», «На Кавказе» и др.). В «Персидских мотивах» значительное место занимают кавказские элементы, как бытовые, так и ментальные. Практически весь каркас цикла, несмотря на свою восточную оболочку, построен ка кавказском материале;

цикл «Армения» и «грузинские» стихотворения О. Мандельштама стали ярким поэтическим отражением архаического Кавказа, его глубокой древности. Многогранная символьная конструкция произведений отразила специфику этнического мироустройства. Поэт раскрывает мощную аккумуляцию традиции мировой культуры в едином кавказском субстрате. Образ Кавказа, лишенный какой-либо современной политической окраски, показан в глубоком историко-культурном разрезе с элементами социально-бытового характера и философско-онтологических обобщений;

«кавказские» стихи Н. Тихонова отличались яркой социалистической направленностью. При этом поэт развивает романтическую интерпретацию кавказской действительности, но этот романтизм отмечен революционным и грандиозным пафосом. Так же в его творчестве имеют место антиномии;

своеобразным новаторским отражением кавказской действительности стало творчество поэтов-футуристов. Их проекция Кавказа отличалась широким использованием авангардистских методов поэтизации. Гипертрофированность образов, глубокая экспрессивность, оригинальность метафор и политическая идейность их произведений придали образу Кавказа новое современное звучание, делая большой акцент на факте его советизации;

поэма «Волны» Б. Пастернака и другие кавказские стихотворения явились синтезом историко-философских, лирических, природных и социалистических элементов, в центре которых неизменно стоит лирическое «я» поэта.

советские поэты предприняли попытку конструирования единого, масштабного культурного пространства между Кавказом и Россией. Именно на Кавказе русская литература почувствовала вкус к философии всеединства, укрупняя масштаб размышлений о близости человеческих душ как высшей ценности;

Кавказ стал для русских поэтов территорией не только их географического путешествия, но и метафизического странствия по своему внутреннему космосу. Кавказ провоцировал у них небывалый творческий взрыв, раскрывал их затаенный художественный потенциал, подталкивал их на новые духовные и творческие прозрения.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения и Библиографии, включающей 310 наименований.

Похожие диссертации на Концепт Кавказа в русской поэзии 20-30-х гг. XX века