Введение к работе
Реферируемое диссертационное исследование посвящено теме Кавказа в художественной литературе, которая, с одной стороны, всегда традиционна, ибо освящена великими именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, с другой - всегда новаторская, ибо отражает состояние межэтнических отношений в каждую новую историческую эпоху и новые возможности их художественного познания. На протяжении нескольких веков русская литература обращается к Кавказу в поисках тем, исторических образов, экзотического колорита или философских идей. Тема Кавказа, воспринятая и сформированная в самом начале ХЇХ века а качеств** \л/1тгчжстимчнпг,Г1 '-'SH^v^Ha ^'сск'^й лите^аг^'^ы и в веке ХХ-ом вызывает повышенный интерес русских писателей. В исследуемых текстах особым н самоценным элементом, а иногда и предметом главного интереса является Кавказ, история, обычаи и культура живущих здесь издревле народов, а также, что не менее важно, впечатления и размышления самих путешествующих художников. Благодаря этим произведениям, кавказский мир постепенно обретал в сознании читателей «плоть и кровь», переставал быть «лишь сферой бытия романтических героев, экзотической природы и экзотических страстей, жестоких войн и обычаев» (ЯЛ. Гордин).
Следует также особо подчеркнуть возросшее значение травелогов в редакционных концепциях различных СМИ: от провинциальных газет и гламурных журналов до TV и Интернета, утверждающих тем самым идею о том, что культура современного мира строится вокруг путешествий. Литература путешествий привлекает массового читателя, удовлетворяя извечное стремление человека проникнуть взором за пределы видимого глазом, раздвинуть горизонт, умножить опыт, доступный отдельному человеку за его короткую жизнь. Можно утверждать, что именно путешествие - тот род литературы, интерес к которому объединяет
буквально всех читателей, независимо от направленное интересов и уровня литературного їжуся.
Актуальность работы объясняется тем обстоятельством, что обили и разнообразие - как жанровое, так и проблемно-тематическое «путешествующей» литературы в «кавказском тексте» русской словесности не стало стимулом для столь же многочисленных и плодотворных научных исследований. До сих пор исследователей литературы занимало описательно-аналитическое препарирование произведений художественной прозы и поэзии о Кавказе, относящихся к XIX веку, в лучшем случае - к началу XX века. Из работ последних лет можно назвать труды С. Романенко, Е. Степановой, Г. Ханмурзаева, А. Мусукаевой, А. Лачинова, Т. Гуртуевой, Ш. Мазанаева. Наиболее заметными из исследований конца XX века стали: «Быть может за хребтом Кавказа...» Н.Я. Эйдельмана, «Кавказ: земля и кровь» Я.А. Гордина, «Кавказский феномен русской прозы» В.И. Шульженко. Однако ни Н.Я. Эйдельман, ни Я.А. Гордин не ставили перед собой сугубо литературоведческих задач: первого исследователя интересует связь русской литературы с общественной мыслью первой половины XIX века, второго - социоисторическая и цивилизационная проблематика. И только в монографии В.И. Шульженко очерчен ряд проблем, возникающих при анализе образа Кавказа в литературе путешествий второй половины XX века.
Таким образом, степень изученности проблемы можно определить как невысокую. Об этом прежде всего свидетельствует небольшой перечень работ, состоящий из монографий и статей А. Эткинда, З.Г. Османовой, Л.П. Голиковой, А. Шенле, Н.Н. Масловой опубликованных в конце XX -начале XXI века и посвященных анализу литературы путешествий как жанру мировой литературы. Ценный вклад в исследование особенностей данного жанра, являющегося определяющим в качестве материала диссертации, внесли А.О. Большей, Н.А. Николина, Е.А. Стеценко. Первым признаком, консолидирующим усилия отечественных исследователей в изучении
феномена путешествия, следует назвать организованный в Санкт-Петербургском государственном университете научный форум «Культурное пространство путешествий» (2003 г.), на котором был рассмотрен широкий круг проблем - от антропологических стратегий путешествия до специфики сто как текста.
Необходимо заметить, что в настоящее время стала актуальной проблема взаимодействия культуры и географического пространства. В последние годы увидели свет книги (см.: В.В. Лбашев, 2000; А.П. Люсый, 2000; В.Л. Каганский, 2001; Т.В. Цивьян, 2001; В.И. Шульженко, 2001; Д.Н. Замятин, 2006), в которых описывается образ и выражается история, культура и мифология места (выделено нами - Т.С.) того или иного региона страны, а также, что не менее важно, сформулированы основные классификации географических образов в культуре, выявлены базовые стратегии репрезентации и интерпретации географических образов в различных сферах культуры и человеческой деятельности, опервые эти способы анализа применяются к «кавказскому тексту» русской литературы второй половины XX века как феномену литературного процесса, что не только расширяет научный поиск диссертанта, но и в значительной степени определяет научную новизну всею исследования.
Материалом диссертации являются художественно-документальные произведения русских писателей второй половины XX века: А. Алехина, В. Астафьева, А. Битова, П. Ваши, А. Вяльцева, Э. Горюхиной, В. Гроссмана, С. Довлатова, В. Закруткина, С. Липкина, монаха Меркурия, Т. Мамападзе, Г. Немченко, В. Огнева, К. Паустовского, В. Пискунова, М. Румер-Зараева, М.Синельникова, М. Шагинян, М.Шараповой, Н. Эйдельмана.
Объектом диссертационного исследования является тематическая разновидность литературы путешествий - путешествия на Кавказ.
Предметом исследования является всесторонний 'анализ поэтики произведений русской литературы путешествий о Кавказе второй половины XX века.
Вышесказанным обусловливается цель диссертационного исследования: анализ текста «кавказского путешествия», описание поэтической системы и особенностей функционирования мотивов, образов и сюжетных дериваций.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач, отражающих взаимосвязанные этапы исследования:
выявить философско-эстетические и культурологические истоки, типологические признаки и эволюцию литературы путешествий на Кавказ в историко-литературном контексте и важнейшие признаки ее современного состояния;
описать пространство Кавказа как особую геокультурную сферу, включающую ландшафт, топонимику, религиозные сооружения, культурное определение еды, традиции;
проанализировать заглавия произведений, входящих в «кавказский травелог» второй половины XX века, определить их функцию в индивидуально-авторской концепции мира и человека;
- предложить типологию героя-путешественника, выделить
характерные черты типов, а также их внутреннюю связь;
охарактеризовать сакральные образы и символы в литературе путешествий, позволяющие выделить Кавказ как особое «литературное пространство»;
определить формы интертекстуальности и типы межжанрового взаимодействия в литературе путешествий о Кавказе второй половины XX в.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Во второй половине XX века художественно-документальная литература переживает период расцвета, что подтверждается появлением многочисленных произведений, созданных путешествующими по Кавказу
писателями и поэтами, журналистами, преподавателями, людьми других творческих профессий. В них следует видеть продолжение традиций литературы путешествий на Кавказ, начало которой было положено А.С. Пушкиным в «Путешествии в Арзрум во время похода 1829 года», и получившей развитие в кавказских текстах XIX-ХХвв. Традиции русского путешествия переплетаются с оригинальными чертами, характерными для различных течений и направлений литературного процесса последних лет, что реализуется в новом духовном наполнении и осмыслении константных образов исследуемого жанра.
Геокультурный ландшафт в кавказском путешествия играет важную сюжетообразующую роль. Его изображение наполнено особым смыслом. Писатели, создающие кавказскую книгу путешествий, обостренно воспринимают мифы чужой территории, т.к. каждый тип пространства, согласно новейшим геопоэтическим концепциям, порождает свои образы.
Художественное пространство литературы путешествий о Кавказе -сложный и очень насыщенный образ мира с очевидным преобладанием знакового характера пространственных образов. Благодаря органичному включению в текст архетипических образов, возникает глубокая символичность текста повествования. Выделяются два типа сакральных образов Кавказа - это объекты географического ландшафта (первозданная природа, горы, реки, камни), с одной стороны, и феномены культурного ландшафта (храм, еда, язык) - с другой. Сакральные образы задают вертикаль ценностных ориентации.
В XX веке в литературе путешествий на Кавказ сюжетообразующим стержнем произведений является автор-путешественник, который выступает носителем чужой культуры. Такая формулировка противопоставляет мир «чужой» и мир «свой», а путешественник объединяет эти два мира, ища слияния с миром природы. Можно выделить следующие типы путешествующего повествователя: «наблюдатель», «интеллектуальный кочевник», «скиталец», «воспринимающий».
Текст кавказского путешествия в XX веке строится как «мозаика цитации» (Ю. Кристева), он являегся продуктом впитывания и трансформации не только какого-нибудь другого текста, но, в нашем случае, широко цитирует кавказский текст XVII1-XIX вв.; элементы интертекста активно используются в литературе путешествий, так как связаны с ее установкой на достоверность. В целом интертекстуальность содействует наиболее яркому созданию образа Кавказа.
Анализ текстов литературы путешествий на Кавказ позволяет считать константами жанра а) мотив дороги; б) героя-повествователя -человека, находящегося в семантической сфере путешествия, впитывающего и трансформирующего инонациональные мотивы и образы, включенные в антиномию «Я ^ Другой»; в) геопространство, выступающее в качестве второстепенного действующего лица, нередко несущего значительную cMbiCjiORVio Hamv3Kv
Научная нопизня пяботы определяется следующим:
- впервые литература путешествий о Кавказе второй половины
XX века рассматривается как самостоятельный феномен литературного
процесса;
кавказский ландшафт исследуется как особая эстетическая категория, наполненная духовным содержанием и определяющая смысл и месю Кавказа как литературного пространства «кавказского текста»;
изучение кавказских текстов ведется через анализ архетипических образов и сакральных символов, что позволяет выявить глубинные пласты скрытых смыслов произведений;
дается типология героя-путешественника по Кавказу, выделяются характерные черты типов, а также их внутренняя связь;
впервые рассматриваются формы интертекстуальности, а также типы межжанрового взаимодействия в литературе путешествий о Кавказе второй половины XX века.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что литература путешествий второй половины XX века о Кавказе рассматривается в сравнительно-историческом плане как сложившаяся составляющая «кавказского текста» русской литературы, анализируется ее генезис, жанрово-видовое многообразие и поэтика.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по истории русской литературы и поэтике художественно-документальных жанров. Основные положения диссертации могут быть включены в вузовский лекционный курс и семинарские занятия по истории новейшей отечественной литературы, а также введены в практику школьного преподавания литературы (региональный компонент).
Теоретической базой работы являются концептуальные положения исследований В.И. Шульженко, посвященные «кавказскому» тексту русской литературы. Теоретические положения исследования опираются на
, ,...пп.. ігл \ к тт.. ..- тт ґ"1 гг....... tiu т4 тт гт г4. с—„ .. —
нипц^ицмп iw.ivi. лиі iviana, /4,-К J ікіла-t^na, ivi.ivi. urtAlHtld, JL./l. I llttjuy [}l и д^.
ученых. Анализ специфики, поэтики, а также проведение жанрово-видовой классификации литературы путешествий о Кавказе привели к необходимости привлечения работ таких исследователей, как В.Е. Хализев, А. Эткинд, З.Г. Османова, Л.П.Голикова, А.Шенле, Н.Н. Маслова, А.Костин, А.О. Большее, Н.А. Николина, Е.А. Стеценко. В исследование интересующей нас проблемы взаимодействия культуры и географического пространства внесли свой вклад В.В. Абашев, Д.Н. Замятин, В.Л. Каганский, О.А. Лавренова, Т.В. Цивьян и др.
В диссертации используются сравнительно-исторический, типологический и историко-генетический методы исследования.
Апробация работы. Материалы диссертации были положены в основу докладов на Международной научно-практической конференции «Русский язык на Северном Кавказе» (Пятигорск, 2002), на Региональной научной конференции «Современное научное знание: социально-гуманитарный
аспект» (Пятигорск, 2002, 2003), на Международной научной конференции «Антропологическая парадигма в филологии» (Ставрополь, 2003), на Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2004), на Международной научно-практической конференции «Художественная литература и Кавказ» (Сочи, 2005), на международной научно-практической конференции «Культ-товары: феномен массовой литературы в современной России» (Санкт-Петербург, 2008).
По своей структуре работа организована в соответствии с поставленной целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы, включающего 220 источников. Общее количество страниц- 210.