Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века Ефимова Полина Анатольевна

Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века
<
Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ефимова Полина Анатольевна. Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века : 10.01.01 Ефимова, Полина Анатольевна Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века (1730-1770 гг.) : диссертация... канд. филол. наук : 10.01.01 Самара, 2007 170 с. РГБ ОД, 61:07-10/983

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Развитие песенной лирики в первой трети XVIII века: генезис и эволюция

1.1. Жанровые особенности песни стр. 15- 32

1.2. Зарождение жанра литературной песни в русской культуре первой трети XVIII века стр. 32- 50

1.3. Становление авторской песенной поэзии в творчестве Феофана Прокоповича стр. 50-63

Глава 2. Особенности развития жанра песни в творчестве русских поэтов (1730-1770 г.г.)

2.1. Песенная лирика В.К. Тредиаковского в период реформы русского стихосложения стр. 64 -79

2.2. Становление жанра любовной песни в поэзии А.П.Сумарокова стр. 80-113

2.3. Особенности жанра литературной песни в последней трети XVIII столетия стр .113-134

Заключение стр 135-139

Примечания стр. 140-152

Литература стр 153-170

Введение к работе

XVIII век - период глобальных перемен в политической, экономической, социальной и культурной жизни русского общества, открывающий перед нами страницы истории от реформ Петра I, военных побед русской армии до крестьянского бунта под предводительством Емельяна Пугачева.

Жанр песни в XVIII веке был не только популярным и самым массовым видом словесно-музыкального творчества, но и являлся «едва ли не главной сферой художественного творчества, отражавшей мысли и чаяния своего времени» .

Песня как литературный жанр, - несомненно, особый объект изучения. Генетически связанная с русскими лирическими кантами и любовными ариями петровской поры, сольная песня, начиная с 1730-х годов, постепенно вытеснила старые песенные (многоголосные) формы из светской лирики и к середине 1750-х годов окончательно утвердилась в русском обществе (благодаря творческому влиянию А.П.Сумарокова) как одна из наиболее любимых и доступных для широкого круга людей форм бытового исполнительства.

Песенная лирика стала литературным материалом реформы русского стихосложения, способствовала зарождению «российской песни» во второй половине XVIII столетия, «русской песни» и романса в последнее его десятилетие. В музыкально-поэтическом обиходе в начале XVIII столетия уже наметилось два основных направления в дальнейшем развитии песенного искусства, две формы исполнения и две сферы бытования жанра, сфокусиро-ванные в понятиях «кант» и «ария» («камерная песня») . Однако данное жанровое различие в песенной культуре столетия часто ускользает от взоров исследователей, что, в конечном счете, приводит не только к неправильному

определению линий развития песенного жанра, но и к терминологическим ошибкам.

На протяжении двух веков разрабатывались многочисленные теории научного и методологического подхода к изучению литературных жанров петровской эпохи и периода классицизма. В наше время рассмотрение вопроса эволюции песенной культуры XVIII столетия приобретает особую значимость. Во-первых, потому, что песня и ее жанровые разновидности спустя три века продолжают существование в музыкально-поэтической жизни современного общества. Во-вторых, песенная лирика никогда не теряла связь с народно-песенными истоками, несмотря на связь с западно-европейской культурой, являясь, таким образом, жанром национальным. Основные вопросы происхождения, развития и трансформации этого жанра остаются предметом диспутов среди исследователей.

Описанию отдельных песен, рукописных песенников, сборников и альманахов XVIII столетия посвящены работы следующих ученых: А.Н.Пыпина «Народные стихи и песни»3, П.П.Пекарского «Наука и литература при Петре Великом»4, В.Н.Перетца «Рукописи библиотеки московского университета, самарских библиотеки и музея и минских собраний»5, Н.П.Смирнова-Сокольского «Русские литературные альманахи и сборники XVIII-XIX вв.»6.

На рубеже XIX и XX столетий жанр песни изучали и осмысливали В.Н.Перетц , А.А.Веселовский и В.В.Сиповский , труды которых актуальны и в современном литературоведении. Их исследования не затрагивают вопросов вокальной специфики песенного жанра. А вопрос этот важен: ведь не случайно поэты называли свои стихотворения песнями, ориентируя исполнителя на вокальное их воспроизведение и слушание.

Кроме того, учеными не установлены периоды возникновения и развития жанра. А.А.Веселовский, анализируя стилистические особенности песен-

ной поэзии XVIII столетия, выделяет генетически связанную с ней линию развития будущих русских романсов, определяя ее как «поэзию сердечного воздыхания»10, в основу содержания которой легла любовная тематика. В.В.Сиповский в своей работе «Русская лирика» рассматривает эволюцию лирических жанров XVIII века на примере творчества известных поэтов столетия. Он говорил, что анализ творчества «видных» поэтов позволяет определить «главнейшие этапы развития <...> лирики» в России". Действительно, именно в индивидуальном творчестве поэта можно обнаружить черты смелого новаторства, способствующие формированию и развитию жанра песни среди других лирических жанров обозначенного периода. Но в период господства кантов в России песенная лирика была анонимной.

Отечественной кантовой культуре посвящена фундаментальная литературоведческая работа А.В.Позднеева «Рукописные песенники XVII-XVIII вв.: из истории песенной силлабической поэзии», в которой особое внимание уделено анализу стихотворных текстов о политических и культурных событиях XVIII века, определивших в какой-то степени развитие в России песенного жанра. Исследуя песенную природу русского канта, А.В.Позднеев смог доказать, что несмотря на сильное влияние Запада, процесс возникновения и «развития русской поэзии <...> имел характер «самодвижения» - внутренней эволюции - и вытекал из развития самой русской жизни»12.

Утвердившееся в литературоведении мнение о том, что первые «книжные (литературные) песни <...>, были связаны с церковной идеологией»13, не может быть окончательно применимо к теме настоящей диссертации. На начальном этапе своего развития литературная песня действительно была связана с духовной лирикой предыдущего периода. Реформирование страны и изменение быта аристократического общества способствовало зарождению песенной лирики светского характера, которая путем эволюции дала толчок к развитию романсовой линии жанра.

Немаловажным является вопрос об определении жанровой природы песни с позиции теории литературы. «Уже в начале XVIII века русское теоретико-литературное мышление в своих терминах и понятиях значительно приблизилось к общеевропейскому» , а появление в отечественной терминологии национальных жанровых обозначений говорит о целенаправленном национально-литературном движении, способном преобразовать и заменить существующую жанровую систему на отечественную. Практически каждый из видных поэтов-песенников XVIII столетия был своего рода теоретиком жанра, определял его родовою и видовую природу на определенном для своего песенного творчества этапе развития.

Рассмотрение теоретического аспекта песенной поэзии с позиции современной науки и того представления о песне, которое существовало в XVIII веке и отражено в работах Феофана Прокоповича («Поэтика»), В.К.Тредиаковского («Новом и кратком способе к сложению российских стихов...»), А.П.Сумарокова («Эпистола о стихотворстве»), Г.Р.Державина («Рассуждение о лирической поэзии») и др., является не только интересным, но и важным моментом в освещении специфики жанра.

Долгое время в отечественном литературоведении бытовало мнение о том, что авторская песенная поэзия, созвучная с другими литературными жанрами (одой, идиллией, элегией, балладой) и далека от народной песенной поэзии. Господствующая во многих работах точка зрения о спонтанном проникновении фольклорных элементов в песенную поэзию эпохи классицизма была, отчасти, опровергнута М.К.Азадовским. По его мнению, «XVIII век знаменует <...> иное отношение к народной поэзии и народной культуре», которое «наиболее отчетливо обозначилось во второй половине века»15. Составители многочисленных сборников песен XVIII столетия «не только обращаются к фольклору в своих произведениях, не только опираются на народное просторечие, но и являются собирателями и публикаторами памятни-

ков народного творчества» . Данная позиция отражена в ряде работ отечественных литературоведов по истории русской литературы XVIII века -Г.А.Гуковского, Д.Д.Благого, А.В.Западова, И.З.Сермана, П.Н.Беркова и способствовала переосмыслению теории развития песенного творчества с точки зрения фольклорного влияния в работах Я.И.Гудошникова, Т.М.Акимовой, А.М.Новиковой, Е.А.Морозовой17.

Классицизм - основное литературное направление XVIII века, повлиявшее на окончательное становление жанра песни в творчестве А.П.Сумарокова, который выступил в «Двух эпистолах» как теоретик, а в своем песенно-поэтическом творчестве как практик, рассматривается в трудах многих видных ученых, таких, как В.И.Федоров18, П.Н.Берков19, Г.Н.Поспелов20, М.Ф.Овсянников21, Г.В.Москвичева22, А.А.Смирнов23.

Как важной составляющей части литературного процесса XVIII века песенной культуре посвящены работы отечественных литературоведов по истории русской литературы В.В. Сиповского, Г.А. Гуковского, Д.Д. Благого, И.З. Сермана, В.И. Федорова, ПА Орлова, О.М. Буранка и некоторых др.

Проблемы стиховедения и анализ песенного текста представляют особый интерес при изучении вопросов эволюции жанра. Исследователи Б.В.Томашевский24, Л.И.Тимофеев , обращаясь к вопросам развития стиха в России XVIII века, нередко уделяли внимание анализу песенных сочинений. Легкий песенный стих А.П.Сумарокова, М.М.Хераскова, М.И.Попова, Г.Р.Державина существенно отличался от любовно-лирических кантов и арий начала столетия, написанных силлабическим стихом.

Песня как жанр «словесно-музыкальный, характеризующийся просто-той содержания и формы» в литературном аспекте изучалась в отрыве от музыки. В.Н.Перетц считал, что музыкально-поэтический анализ песен XVIII

века - «дело музыкантов специалистов» . С.С.Яницкая . в своей монографии, посвященной эволюции романсовой лирики в России XVIII столетия,

неоднократно говорит о музыкальном звучании романсов, однако роль музыки в формировании литературного жанра романса рассматривается косвенно.

Необходимость комплексного подхода к исследованию синтезированных жанров, учитывающего исторические условия зарождения, формирования и развития песенной культуры в России, подчеркивали отечественные музыковеды. Жанру «книжной песни» (канту) посвящены работы Н.Ф.Финдейзина «Очерки по истории русской музыки в России с древней-

ших времен до конца XVIII века» . Но в его трудах не затрагивались вопросы глубокого анализа песенных текстов в тесной связи с музыки. Жанровый переход от песен петровской поры к романсам конца столетия отчасти отслеживается в исследовании Б.В.Асафьева: «Важнейшие этапы развития русского романса»30 и в ряде работ О.Е.Левашовой31.

Комплексный подход к изучению литературных жанров, сочетающих возможность разностороннего исследования песенных произведений, наметился в 30-40-е годы XX столетия в работах известных музыковедов -О.Е.Левашовой, Ю.В.Келдыша. Т.Н.Ливановой. В научных статьях и монографии О.Е.Левашовой особо отмечается, что «История «российской песни» теснейшим образом связана с той колоссальной эволюцией, какую претерпела русская поэзия <...> на протяжении XVIII века» . Применяя в своей работе термин «камерная песня» и «российская песня», автор обращает внимание на жанр сольной песни с аккомпанементом и исследует в свой работе пути его развития и формирование в конце XVIII столетия жанра русского романса. Данное направление развития жанра песни в России обозначено и в работе Ю.В. Келдыша «От канта к российской песне»33.

Кантовой лирике XVIII столетия посвящены исследования Т.Н. Ливановой, которая одна из первых обратила внимание на музыкальную сторону песенного творчества В.К.Тредиаковского. В своей работе она определяет

музыкально-поэтическую специфику песни, считая, что «тексты, рассмотренные вне музыки, по существу, <...> лишаются своего жанрового смысла»34, а песенные жанры должны изучаться в общекультурном аспекте той эпохи, в которой они звучали.

Данную точку зрения поддерживает В.А.Васина-Гроссман. Она говорит о том, что необходимо учитывать музыкальную сторону песенного стиха, так как «анализ какого-либо талантливого вокального произведения может открыть в поэтическом тексте такие стороны, которые ускользают от исследователя-филолога, но отчетливо различаются острым слухом музыканта. (Это в первую очередь относиться к ритмико-интонационной стороне стиха)»35.

Отечественные искусствоведы едины во мнении, что романсовая культура в России возникла вместе с развитием сентиментализма в русской поэзии и творчеством русских композиторов конца XVIII столетия -Ф.М.Дубянского, автора «6 российских песен», и О.А.Козловского, написавшего музыку к тридцати песням русских поэтов.

Хотя названные исследования несвободны от некой односторонности, все же песенная лирика в них изучена в контексте с развитием музыкальной культуры века XVIII в соответствии с периодом творчества каждого поэта-песенника - В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова. К сожалению, за пределами изученного оказалась песенная поэзия Феофана Прокоповича, М.И. Попова, М.М Хераскова и некоторых др.

Отсутствие единого целостного представления о теоретической, исторической, культурологической и литературно-музыковедческой концепции песенного жанра, полагаем, является существенной помехой к освещению проблемы его возникновения и развития. Потребность такого исследования обусловлена необходимостью научного всестороннего освещения истории развития и совершенствования песенного жанра в русской поэзии (и музы-

ке).

Объектом данного исследования является песенная лирика в русской литературе XVIII века, рассматриваемая в качестве целостного культурно-общественного явления, находящегося в непрерывном развитии на протяжении всего XVIII столетия.

Предмет исследования - жанр песни в творчестве русских поэтов 1730-1770 гг.

Цель предпринятого исследования заключается в описании и характеристике всей картины формирования и развития жанра песни в 1730-1770 гг. в России.

Исследователь определил для себя следующие задачи:

  1. Описать последовательно генезис и эволюцию жанра песни, обозначив основные периоды его развития в России XVIII века.

  2. Уточнить специфические черты жанра песни, его генетические связи с другими жанрами русской литературы.

  3. На материале исследования песенной поэзии русских поэтов-лириков XVIII века: Феофана Прокоповича, В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова, М.М.Хераскова, М.П.Попова - определить степень влияния их творчества на формирование песенной культуры этого периода.

  4. Охарактеризовать виды взаимосвязей и взаимозависимости развития песенного жанра в тесной связи с поэзией и музыкой.

Научная новизна предпринятого исследования состоит в том, что данный комплексный подход к исследованию, сочетающий исторический, культурологический, поэтический и музыкальный типы анализа стихотворного текста обеспечивает возможность наблюдений над развитием форм названного жанра.

Актуальность проведенного исследования состоит в определении крите-

риев совершенствования самого жанра песни в русской литературе XVIII века.

Методологической основой исследования являются достижения классической и современной теории и истории литературы и музыки, учет конкретного музыкально-поэтического материала. Исходя из основных положений трудов отечественных исследователей: А.А.Веселовского, Г.А.Гуковского, А.В.Позднеева, Я.И.Гудошникова, Т.Е.Автухович, Е.В.Саркисян, С.С.Яницкой, А.Г.Забировой, - описавших в своих работах основные этапы развития песенного искусства и «реставрации» жанра в литературном процессе XVIII века, исследователь делает попытки определить пути развития жанра песни в России XVIII века. Литературное осмысление особенностей развития стиха, становящегося песней, опирается и на музыковедческие исследования, авторы которых изучали песенную культуру в единстве стилевых признаков музыки и поэтического слова: это работы Т.Н.Ливановой, Ю.В.Келдыша, О.Е.Левашовой, Т.Ф.Чередниченко.

Материалом исследования послужили песенные образцы, включенные в рукописные и печатные сборники, песенные тексты, публикации на страницах периодической печати России XVIII столетия, другие материалы. Кроме того, мы привлекли к исследованию публикации, рукописные песенники XVIII - XIX вв., хранящиеся в отделе рукописей Российской государственной библиотеки и в Отделе редких книг областной научной библиотеки г. Самары, сборники песен XVIII столетия «Книга письмовник...» Н.Г.Курганова, «Собрание разных песен» М.Д.Чулкова, «Российская Эрата, или Выбор наилучших новейших российских песен, поныне сочиненные» М.Попова, «Собрание разных песен по умилению души служащих», «Собрание отборных старых и новых российских песен», а также нотные издания: «Собрание русских простых песен с нотами» В.Ф.Трутовского; «Собрание народных русских песен с их голосами, положенными на музыку г-ном

И.Прачем» Н.А.Львова; тексты песен, опубликованные в периодической печати XVIII столетия («Трудолюбивая пчела», «Свободные часы»), «Полное собрание сочинений в стихах и прозе» А.П.Сумарокова (т. 8); печатные песенники «Досуги или собрание сочинений Михайла Попова»; тексты песен, опубликованные в серии «Библиотека поэта»36. Были привлечены и нотные материалы, представленные в следующих изданиях: «Сборник кантов XVIII века» ГИМ, опубликованный Т.Н.Ливановой в приложении к четвертому разделу книги «Русская музыкальная культура XVIII века», «Канты и песни из рукописных сборников», песни из сборника «Между делом безделье» Г.Н.Теплова, «Русские народные песни» В.Ф.Трутовского, изданные в сборнике «История русской музыки в нотных образцах» под редакцией проф. С.Л.Гинзбург, «Избранные русские канты XVIII века» - публикация В.С.Копыловой.

Обращаясь к вопросу эволюции, необходимо учитывать историко-культурный фон той эпохи, в которой существовал и развивался жанр. Выбор определенного периода (1730-1770 гг.) для исследования неслучаен. Согласно истории литературы «литературный процесс конца XVII начала XIX столетия делится на пять периодов»37. Исходя из этого, можно определить и изучить основные этапы в эволюции песенного жанра в России XVIII столетия, учитывая различные периоды творчества поэтов-песенников.

Диссертационное исследование состоит из «Введения», двух глав, «Заключения», примечаний и списка литературы.

Во «Введении» автор аргументирует выбор темы, обосновывает ее актуальность и научную новизну; определяет степень научной освещенности, общие методологические установки и описывает методику исследования; уточняет обзор песенных материалов и научно-исследовательской литературы по изучаемому вопросу. Введение включает характеристику исследова-

ния, проблемы, определяет цели и задачи, а также теоретическую и практическую значимость работы.

Первая глава «Развитие песенной лирики в первой трети XVIII века: генезис и эволюция» состоит из трех параграфов. В первом - описаны жанровые особенности песни, освещается вопрос о специфике соотношения в песенном жанре слова и музыки. Во втором параграфе описаны условия зарождения и развития жанра литературной песни в России начала XVIII века, среда и формы его бытования, участие в культурной жизни русского общества. Третий параграф посвящен описанию изменений, происходивших в русской поэзии и музыке в 30-40 гг. XVIII столетия, тех преобразований, которые способствовали формированию новых традиций авторской песни - в творчестве Феофана Прокоповича.

Вторая глава «Особенности развития жанра песни в творчестве русских поэтов (1730-1770 гг.)» - состоит из трех параграфов. Первый параграф посвящен песенному творчеству В.К.Тредиаковского и роли в развитии песенного жанра в период реформы русского стихосложения. Второй параграф этой главы посвящен песенному творчеству А.П.Сумарокова, описанию этих песен, связи жанра с предшествующей традицией, новаторскими исканиями автора. В третьем параграфе устанавливается степень влияния песенной традиции А.П.Сумарокова на поколение поэтов-песенников последних десятилетий XVIII века. На этапе трансформации жанра выявлялись новые его разновидности - «романс» и «русская песня».

В «Заключении» представлены выводы по основным положениям исследования, разработаны и намечены перспективы дальнейшего научного развития темы диссертации.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что, во-первых, автор разработал и описал вопрос об особенности жанра русской литературной песни XVIII века (музыка и слово). Во-вторых, дается подробный

анализ эволюции жанра песни от ее истока - кантов и арий петровской поры - до времени зарождения жанров романса и «русской песни» в культуре России конца XVIII столетия. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при изучении преподавателями литературы в школе, преподавателями музыкальной литературы в специальных образовательных учреждениях, в курсе преподавания русской литературы в средних специальных и высших учебных заведениях, они представляют интерес для всех любителей поэзии и музыки.

Автор охарактеризовал вопрос о взаимовлиянии литературного текста и музыки в жанре, сочетающем специфику стиха и песни. В работе описаны фольклорные традиции в профессиональном песенном творчестве русских поэтов и композиторов. В исследовании изучены предпосылки зарождения романсовой лирики в поэтическом и музыкальном искусстве России XVIII-XIX столетий.

Практическая значимость проведенного исследования обусловлена возможностью использования ее выводов и рекомендаций для дальнейшей разработки проблемы песенного искусства в целом, при изучении русской литературы и русской музыки XVIII столетия. Отдельные положения диссертации могут найти применение в изучении курса по истории русской литературы, музыки и мировой художественной культуры как в высших, так и в средних учебных заведениях, общеобразовательной и музыкальной школе любого уровня.

Жанровые особенности песни

Песенное искусство сопровождало жизнь человека с древнейших времен и являлось неотъемлемой частью его быта. На протяжении столетий жанр песни претерпевал ряд коренных изменений, которые, в свою очередь, влияли на содержание самого термина, поэтому определить жанровые границы и стилистические признаки песни достаточно сложно. Кроме того, проблема поиска оптимального и наиболее точного определения исследуемого жанра состоит еще и в том, что песня XVIII века имела множество разновидностей, многие из которых в процессе самостоятельного развития образовали свою собственную жанровую структуру. В тоже время, будучи генетически с ней связанными, они имели ряд устойчивых и неизменяемых на протяжении всего времени своего существования признаков, позволяющих говорить о себе как о песне.

В современном литературоведении определение жанра произведения приобретает особую актуальность. По мнению Ю.В.Стенника, «жанр - это отражение известной законченности этапа познания, формула добытой эстетической истинности»1.

Данное определение жанра подверг критике Н.П. Утехин, утверждая, что «содержание жанра и его форма постоянно изменяются» . Родовая классификация позволяет выделить неизменяемые, «общие черты и свойства», т.е. постоянные . Род, в отличие от жанра, определяет «меру, состав и связь элементов» в произведении, диктует объем и размер. Жанр выбирает форму и средства выражения, заключая в себе постоянные качественные характеристики родовой принадлежности. Родовые признаки характерны для всех жанров, подчиненных данному роду, но каждый отдельно взятый жанр имеет присущие лишь только ему характеристики4. В.Чернец подчеркивает, что «не всякая классификация произведений может считаться жанровой. Для того чтобы дать точную характеристику жанру, необходимо учитывать исторические условия, в которых он развивался5.

Долгое время песню трактовали как род лирической поэзии. Так, на самой ранней стадии своего существования лирическая поэзия не предполагала ни родового, ни тем более видового разделения и была представлена в единственном её жанровом воплощении - песне6. Родовое толкование литературы с момента возникновения словесного искусства определило три основные формы литературных произведений: лирика, эпос и драма. Принцип данной классификации был разработан Аристотелем. Так, в своей «Поэтике» он утверждал, что поэтическое искусство «распалось ... на два рода по характеру поэтов: ... кто был характером полегче ... - сочинял ругатель-ные песни» . Исходя из этого любое произведение может быть рассмотрено с позиции принадлежности к тому или иному роду как жанровая разновидность. Однако внутри рода выделяются отдельные произведения, напоминающие и имеющие ряд характеристик песенного жанра. Например, подразделяя поэзию на роды, а роды на виды, Аристотель отмечает, что «её большую часть составляют «авлетика» и «кифаристика». К особенностям «воспроизведения» данных видов песенной лирики Аристотель относит то, что они «пользуются гармонией и ритмом»8.

На связь поэтического и музыкального языка в отмеченных видах поэзии указывают названия самого искусства «авлодии» и «кифародии», которые происходят от названий музыкальных инструментов (авлоса9 и кифары ), предназначавшихся для сопровождения сольного и хорового пения. Таким образом, «авлетика» и «кифаристика» являются первыми жанровыми образцами песни сольного и хорового исполнения с музыкальным сопровождением классического периода развития синкретичного искусства Древней Греции.

В «Науке поэзии» («Ars poetica») Горация понятия лирика и песенная поэзия связаны в единое родовое понятие:

Лире же муза дала славословить богов и героев, Лучших кулачных бойцов, коней, в ристании первых, Да воспевать хмельное вино и юные страсти...

Жанровая структура произведения в поэзии классицизма, основанная на совокупности эстетических представлений и проявлении авторского начала, начинает играть ведущую роль. Анализу лирических жанров посвящена II песнь «Поэтического искусства» Н.Буало. Его поэтический трактат построен на основе античной теории жанров. Говоря о песне, Н.Буало подчеркивает, что данный жанр в поэтической системе стоит на самой низшей родовой ступени («Иной бездарный шут, нас одарив куплетом, / Надменно мнит себя невесть каким поэтом») .

Зарождение жанра литературной песни в русской культуре первой трети XVIII века

Процесс зарождения и дальнейшего развития песенной лирики «нового времени» необходимо рассматривать с позиции тех культурно-исторических преобразований, которые происходили в стране в годы царствования Петра I. Этот период в истории отечественной литературы назван «переломным» и «подготовительным» этапом в формировании новых тематических и жанровых представлений67. Реформирование страны было сопряжено с тяжелейшей борьбой русского царя со старой Русью, тормозящей процессы европеизации. Причем «на первых порах» это выражалось «в отрицании прошедшего и преследовании в настоящем всего того, что мешало и преграждало новому направлению» развития государства на европейской основе .

Несмотря на множество препятствий, возникающих на пути претворения петровских замыслов, русское общество, в подавляющим своем большинстве, откликнулось и поддержало реформы. О.М.Буранок указывает, что «новое побеждало, потому что было вызвано историческими потребностями русской жизни этого сложнейшего периода»69. В результате реформ была заложена основа четкой иерархии власти, во главе которой стоял царь, а доминантой ее явился порожденный Петром класс дворян, способный противостоять старому боярскому сословию и готовый добровольно служить на благо отечества. Ю.М.Лотман в своей работе, обращенной к истории русской культуры данного столетия, отмечал, что именно «дворянство поддержало реформы. Именно отсюда черпались новые работники: офицеры для армии и флота, чиновники и дипломаты, администраторы и инженеры, ученые. То были энтузиасты труда на благо государства».

Одним из важнейших событий века, отразивших, как нельзя лучше, устремления Петра, явилась вышедшая в 1722 г. «Табель о рангах». По мнению С.М.Соловьева, «Табель о рангах» стала первой точкой отсчета в разделении общества на классы. Основная «новость состояла в том, что в каждом классе каждому военному и придворному чину соответствовал чин гражданский», что «в древней России не допускали» . В основе служебной реформы лежал принцип доступности; путь в чиновники был свободен для каждого (кроме крепостного люда), в то время как в допетровский период назначения по службе целиком зависело от рода и знатности чиновника, а не от его способностей. «Петр требовал, чтобы дети самых знатных бояр начинали служ-бу с нижних чинов» . За особые заслуги перед отечеством дворянин мог получить в собственность земельное угодье (вотчину), которое наследовали его потомки.

К числу грандиозных петровских преобразований следует отнести распространение научных знаний в России. «Так как было признано, что для пользы службы необходимо для служащего известное образование, то дети землевладельцев перед поступлением обязаны были приобрести это образование; обязаны были выучиться грамоте, цифири и геометрии» .

Помимо элементарных школ для дворян и чиновников, в Москве одна за другой открывались латинская, немецкая, инженерная школы, школа для подьячих, открылись морская академия и академия наук (1724 г.). Из стен учебных заведений выходили врачи, чиновники, инженеры, военные - специалисты, получившие светское образование. П.П.Пекарский, говоря о по- следствиях реформы просвещения, отмечает, что суть ее состояла «в обращении от религиозных интересов к человеческим», т.е. светским Г.А.Гуковский подчеркивал, что «именно светский характер науки, именно уверенность новой школы в силе этой науки понять мир и помочь работать в нем, именно снятие запретов мысли и знания, давивших на мышление человека московской Руси, - все это имело огромное воспитательное и освобождающее значение в формировании нового мировоззрения»75. Это не значит, что церковь и духовенство не участвовали в общеобразовательном процессе.

Реформа коснулась и школ церковно-богословского направления. По указу Петра необходимо было открывать школы при архиерейских домах. Просвещение и образование детей духовенства было заранее выстроенной и целенаправленной программой, в задачи которой входило распространение сведений о законе Божием.

Основной проблемой, возникшей на пути осуществления реформы просвещения, была проблема нехватки квалифицированных учителей. Открытие академии наук в Москве предполагало, что в состав данного учреждения должны войти лучшие ученые того времени, которые обязаны обучать молодых людей наукам, чтобы те, в свою очередь, смогли нести эти знания в народ. Академия была открыта после смерти Петра, и в образованную элиту общества входили по-прежнему выпускники Киево-Могилянской духовной академии. Позднее выпускники латинских школ отправляются для продолжения образования в Персию, где совершенствуются в знании восточных языков. Молодые дворяне предпочитают обучаться в Европе, привозя оттуда не только современные европейские научные знания, но и европейскую культуру.

Песенная лирика В.К. Тредиаковского в период реформы русского стихосложения

Одним из самых популярных поэтов-песенников в 1730-1740-е годы становится В.К.Тредиаковский. Творческое наследие поэта рассматривалось во многих научных трудах. Основные вопросы, затрагиваемые исследователями, касались реформы стихосложения, стиховедения и переводческой деятельности. Такого рода избирательность лишала возможности проследить становление и развитие В.К.Тредиаковского - поэта, определить «значение ... и его историческую роль в создании русской литературы и русского просветительства» в конкретных исторических условиях.

Известно, что творчество поэта подвергалось самой резкой критике. Так, В.Г.Белинский считал, что «этот человек был рожден для плуга или для топора; но судьба, как бы в насмешку, нарядила его во фрак», в котором он был «смешон и уродлив» . Оспаривая данную точку зрения, Т.Н.Ливанова отмечает: «Мы до сих пор не расстаемся с представлением о том, какой странной и «неуклюжей» была его поэзия, как быстро она устарела и, так сказать вышла из поэтического обихода». А между тем, поэзия Тредиаков-ского далеко не всем в XVIII веке казалась «книжным чудачеством»3. Л.И.Тимофеев также подчеркивает, что «для известного круга современников Тредиаковский представлял вполне реальную и незаурядную поэтическую величину» .

Песни-канты поэта, распевались и в 1740-1750-е годы; вплоть до 1770-х годов встречаются в рукописных сборниках, где они записаны без указания имени автора. Кроме оригинальных песен В.К.Тредиаковского, широкое распространение в песенниках XVIII столетия получили и тексты из «Езды в остров Любви», которые звучали в быту в именно форме кантов. А.В.Позднеев установил, что песенная популярность стихотворных отрывков из этого романа сохранялась вплоть до 1780-х годов5.

Известно, что в конце столетия слава Тредиаковского-поэта угасла. Однако его песенные творения продолжали звучать. Исследования В.П.Степанова показали, что Екатерина II в текст своих прозаических сочинений включает песни Тредиаковского, которые распевают в форме дуэта в «Храбром и смелом витязе Ахридеиче» («Описание грозы, бывшия в Гаге»), в опере «Новгородский богатырь Боеслаевич» в хоровой фактуре канта звучит строфа из «Песни, сочиненной в Гамбурге...». Это доказывает, что песни Тредиаковского были настолько популярны, что их не только исполняли, но и не стеснялись цитировать, в то время, когда за сочинителем «закрепилась репутация тяжелого и бездарного поэта»6.

Называя свои произведения «песенками» («Песенка, которую я сочинил, еще будучи в Московских школах, на мой отъезд в чужие край», «Песенка любовна»), В.К.Тредиаковский, в отличие от своих предшественников (в том числе и А.Кантемира), не стеснялся своих любовных творений, положив тем самым начало становлению «любовной лирики в истории русской литературы».

Первые песенные сочинения были созданы еще в годы обучения в Славяно-греко-латинской академии (1725-1726 гг.) и пользовались огромной популярностью. По мнению В.И.Попкова, ранние стихотворные опыты, «а также переводы собственных литературных сочинений с французского языка сохраняли все атрибуты традиционного силлабического стиха, с парной женской рифмой, одинаковым числом слогов в стихе».

Однако уже в раннем своем песенном творчестве В.К.Тредиаковский проявляет «оригинальность» стиля и «даже своего рода авангардизм» в подходе к жанру9. Так, в сочиненной в 1726 году песенке «Весна катит, зиму валит» можно уловить некоторую ритмичность внутри 8-сложного силлабического стиха. Например, в первом стихе можно услышать 4-х стопный ямб, размер который с середины XVIII столетия закрепил за собой право на звание народно-песенного и часто использовался русскими поэтами-песенниками в стилизациях народной лирики. В русском обществе песня долгое время звучала в форме канта и была очень популярна.

Вместе с музыкой силлабический стих звучал в различных вариантах: 1. 4-стопный хорей с парной рифмовкой. Музыкально-поэтическая строфа представляет собой форму А ABB.

Становление жанра любовной песни в поэзии А.П.Сумарокова

Жанр песни в творчестве А.П.Сумарокова занимает особое место. Авторитет поэта как создателя российской песенной поэзии, был подчёркнут его современниками. М.М.Херасков в «Рассуждении о Российском стихотворстве» (1772) называл поэта «славный сочинитель», «пламенный и нежный», особо отмечая, что в лирике «г. Сумароков ... показывал чистоту нашего языка» . Песни А.П.Сумарокова быстро распространялись в русском обществе. По мнению А.А.Веселовского, «причина успеха песенок поэта заключается как в них самих, так и в увлекающимся ими обществе»58. Прежде всего легкая поэзия Сумарокова была рассчитана на круг дворянской элиты, с удовольствием воспринимающей образцы европейской любовной лирики. Простота языка сихотворений любовного содержания способствовала тому, что песни снискали широкое признание и в мещанской среде, о чем свидетельствуют рукописные сборники песен. А.В.Позднеев установил, что только с рукописными песенниками до наших дней дошло 135 песен. Песенное наследие поэта неоднократно привлекало к себе внимание не только литературоведов (А.А.Веселовского, Д.Д.Благого, Г.А.Гуковского, П.Н.Беркова, И.З.Сермана, Я.И.Гудошникова), но отечественных музыковедов (О.Е.Левашову, Т.Н.Ливанову, Ю.В.Келдыша, Т.Ф.Череднеченко ). Их исследования оказали огромную помощь в осмыслении темы настоящей диссертации. В истории русской литературы А.П.Сумароков считался законодателем русской песенной лирики нового этапа, периода классицизма. Классицизм как эстетическое направление европейской культуры и искусства сформиро- вался во Франции XVII века. Предпосылки его возникновения тесно связаны с процессом укрепления абсолютизма в государстве. Эстетические принципы классицизма основываются на передовых идеях французских просветителей. В этот период особое значение приобретают работы П.Гассенди, Ф.Вольтера, Д.Дидро, рассматривающие пути преобразования несовершенства мира и человеческой природы . Несмотря на то, что теоретические взгляды философов противоречивы, основное содержание их учений сводится к одному - преодолению основ средневековой мистики и схоластики. Интересы передовой философской мысли были направлены на развитие сенсуалистической теории разума и чувства, основоположником которой был Д.Локк, а развил его идеи Ф.Вольтер70. Эстетика классицизма создает свое, единственно правильное видение мира - мира идеального . Идеализация восприятия действительности сложилась в стройную систему, выработанную на основе трех единств: места, времени и действия. На первый план четко регламентированной структуры выдвигается человек, наделенный в соответствии с жанровой принадлежностью произведения, героем которого он является, определенными чертами. Эстетические и этические основы поведения в обществе расценивались и преподносились поэтами-классицистами как нормы, заложенные самой «природой», а значит, они были «естественными», идеальными и правильными. Все, что противоречило этим правилам, противоречило принципам высокой морали и логики. «Нормативность» во многом стесняла свободу поэтического творчества. Кроме того, достигнуть такого рода оптимизации, заключающейся как в единстве гармонии жизни, так и внутренней гармонии отдельно взятой личности, отображая в произведении бытовую реальность, практически невозможно. «Наиболее адекватным способом охватить и передать в произведении возможное и вероятное в событиях и характерах является вымысел, по- скольку мир возможного, где сосредоточена основная сфера его действия, более разумен и приближен к закономерно идеальному». Культ разума потребовал от героя литературного произведения «соотносить свои поступки с нормой», установленной традицией классицизма73. «Способность подавлять в себе личные чувства и страсти во имя своего долга перед государством» считалась высшим проявление разумного в человеке. Данный принцип сформировал абстрактные типы литературных героев, характеры которых отображали либо его добродетельную либо порочную сущность. Причем «образ положительного героя всегда был идеален и не имел отрицательных черт ни в поведении, ни во внешних чертах75. В итоге, «одностороннее восприятие действительности проявилось в стремлении изображать в этом мире не конкретного человека, а его характерную сущность «с рафинированной утонченностью и повышенной разумностью»76. Абстрактные «образы-маски» исполняли свои роли на фоне абстрактной природы «вне времени и пространства». Но существовала и другая сторона проявления «разумного» начала в поэтике данного эстетического направления. «Возвышая разум, сторонники принципов классицизма устраняли авторитет церкви», благодаря чему на смену христианским мифологическим сюжетам и мистике в литературу приходит античная культура, приобщение к которой позволило окончательно отойти от библейских догм и заменить культовый характер литературы на светский. Эстетические принципы классицизма представил в своем поэтическом трактате Н.Буало. Авторская доктрина «Поэтического искусства», соединяющая в себе теоретические и критические суждения эпохи и поданная с позиции анализа литературных жанров, строилась на основе традиционной античной теории жанров, согласно которым поэзия словно распадалась «на резко разграниченные, ни в коем случае не смешивающиеся друг с другом поэтические виды». Многие исследователи едины во мнении, что европейская поэтическая система классицизма в России претерпевает некоторые изменения, что позволяет рассматривать ее и как самостоятельно действующую систему. Одним из первых проблему национального своеобразия русского классицизма поставил Г.Н.Поспелов. В.И.Федоров, Г.В.Москвичева, связывая развитие классицизма с общественно-политическими явлениями в российском государстве и признавая роль укрепления идеологии абсолютизма, считают, что в большей степени русский классицизм опирался на идеи просветительства.

Похожие диссертации на Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века