Введение к работе
Актуальность темы. В последние годы в силу определенных социальных причин в российском обществе заметно активизировалось обращение к опыту и практике предшествующих поколений в сфере иррационального. Можно отметить также возрождение многих старинных суеверий, что опять же имеет под собой социальные корни. В связи с этим спросом появилось огромное количество как низкопробных опусов - справочников по магии, гадательных книг, сонников, сводов примет и т.д., так и репринтных переизданий литературы подобного рода XVIII и XIX вв. С другой стороны, повысился и научный интерес к изучению мифологического и магического наследия различных народов и прежде всего древних славян. До последнего десятилетия по известным причинам появление исследований по магии, демонологии, суеверий было затруднено. Однако сейчас эти лакуны с достаточной полнотой заполнили многочисленные словари и энциклопедии
Необходимо отметить, что все современные исследователи так или иначе обращаются к литературному наследию XVIII и XIX вв., и прежде всего к знаменитой "Абевеге русских суеверий" М.Д.Чулкова - одному из самых первых словарей суеверий славянских и других народов, населявших Россию. Однако до сих пор не предпринималось попыток исследовать суеверия на примерах литературных произведений XVIII в. Отсюда их изучение является весьма актуальным как з теоретическом, так и в практическом планах , поскольку оно позволит расширить наши знания о бытовавших в веке Просвещения иррациональных представлениях.
Цели и задачи работы. Главная цель исследования состоит в попытке выявить суеверия, которые попадают в литературные произведения интересующей нас эпохи (иногда становясь даже основой сюжета), и рассмотреть механизм их использования писателями. Это представляет интересную и важную задачу, поскольку позволяет судить об определенном дуализме восприятия авторами этих суеверий, что было достаточно характерно для человека XVIII столетия - с одной стороны, передовых людей эпохи, с другой - всегда остававшихся детьми своего времени.
Появление литературных произведений, в которых авторы обра-
щаются к магическим традициям, представляет интересный феномен в литературном процессе XVIII века. Сам факт обращения писателей и их критическое отношение к "суевериям" соответствовали духу эпохи Просвещения. Между тем, не всегда понятно, какие художественные функции выполняют те или иные верования в конкретных произведениях, так как зачастую они не играют объекта критики со стороны писателей, а следовательно оценка этой роли не может быть однозначной. Исследование данного пласта литературы дает возможность не только глубже понять пути развития русской литературы этого времени, но и сопоставить ее с другими явлениями историко-культурного процесса, а также реконструировать особенности менталитета человека XVIII века. В работе предпринята попытка изучения наиболее противоречивых моментов в литературных произведениях данного характера, определить круг наиболее часто используемых верований в произведениях, пути их проникновения в те или иные жанры; проанализировать цели, преследуемые авторами,' а также попытаться выяснить, как повлияла разработка этой темы в XVIII веке на тенденции развития русской литературы последующего столетия.
В ряду конкретных задач - систематизация суеверий, упомянутых в литературных произведениях XVIII в. Результатом этой части работы является введение в научный оборот сведений о тех суевериях, которые не прослеживаются по другим источникам.
Методы исследования. Достижение поставленных целей и задач представляется возможным благодаря применению при литературавед-ческом анализе морфологического и сравнительного методов. Первый позволяет (в случаях необходимости) установить происхождение описываемого тем или иным автором суеверия, взятого из обыденной жизни или созданного его воображением. Второй основан на сравнении аналогий в произведениях различных авторов XVIII (и иногда XIX вв.). Одним из непременных условий настоящей работы является также рассмотрение литературных произведений, содержащих информацию о суеверных представлениях, в общем контексте конкретной исторической эпохи и состоянии русской культуры в данное время.
Источники исследования. В круг исследования вовлечены художественные произведения ряда авторов второй половины XVIII в. (а также А.Н.Островского и П.И. Мельникова-Печерского), публицистические работы Н.И.Новикова и Екатерины II, мемуары последней, мифологические, географические и толковые словари рассматриваемой
эпохи, а также труды этнографического плана.
Выбор произведений для анализа определялся прежде всего содержанием в них наиболее яркого материала о суевериях и отношении к ним государей, государства и самих авторов, представляющих разные сословия российского общества.
Научная новизна работы. До сих пор не существовало исследований литературоведческого характера по суевериям, с обращением к наследию писателей XVIII в. Предшествующие публикации на смежную тему касались, в основном, политики государства и государей по отношению к суевериям, под которыми понимались не только иррациональные представления темных народных масс, но и политические и религиозные протесты против реформаторской деятельности светских и духовных властей. Так, наиболшее освещение получила борьба с суеверами Петра I и его преемников, а также политика Екатерины II в отношении раскольничества.
Идея использования литературных произведений как источника по иррациональным и магическим представлениям российского общества дает новый, нетрадиционный подход к изучению поставленной проблемы, позволяя выявить такие особенности менталитета человека XVIII в., которые трудно проследить по другим источникам.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в публикациях автора и сообщениях на научных конференциях, в частности, "Россия и Восток: проблемы взаимодействия" (Челябинск, 1995), на научных чтениях по проблемам филологии и этнографии.
Практическая ценность работы. Проделанное исследование имеет следующее практическое значение. Прежде всего, проведенный анализ литературных произведений в определенной степени позволяет расширить представление о русской культуре и быте XVIII в., о распространенных суевериях и отношении к ним властей и различных слоев общества. Результатом настоящей работы является также и составление сводки примет, фигуририрующих в произведениях писателей XVIII в. Этот материал может оказаться полезным не только специалистам-филологам, но и историкам, этнографам и другим исследователям русской культуры.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, приложения в виде сводки примет и переченя использованных публикаций и источников.