Введение к работе
Степень разработанности темы и ее актуальность
К. Г. Паустовский — один из замечательных писателей XX века, автор «Кара-Бугаза», «Колхиды», книги о писательском труде «Золотая роза», мемуарно-автобиографической «Повести о жизни», его называли «совестью» русской литературы, творчеством К.Г.Паустовского во многом была подготовлена «оттепель». Художественному наследию писателя посвящено немало литературоведческих и критических исследований монографического характера (А. Ф. Измайлова, В. В. Ильина, Л. П. Кременцова, Л. А. Левицкого, С.Л.Львова, Г. П. Трефиловой, Д. К. Царика, С. Ф. Щелоковой). В них, как правило, дается обзор всего корпуса произведений Паустовского. Ценность данных работ заключается в том, что они дают представление об общих закономерностях творческого развития художника, однако почти не содержат аналитических разделов.
Анализ же художественной структуры произведений содержится в немногочисленных исследованиях, выполненных в жанре статьи. Наиболее важными для нас являются работы Л. С. Ачкасовой «Ранняя проза Паустовского», С. Дмитриенко «Рассказы К. Паустовского в "Правде" 1930-х годов», Т. Карпеченко «Формирование эстетической концепции К. Г. Паустовского в десятые-двадцатые годы», Н. П. Хрящевой «Поэтические ритмы "обыкновенной земли" К. Паустовского», Д. В. Мызникова «Система персонажей, как значимый элемент структуры повести К. Паустовского "Кара-Бугаз"».
Литературоведением проделана большая работа и в осмыслении новеллистического творчества К.Г.Паустовского. В ряде исследований есть попытка классификации малых жанровых форм. Например, Л. И. Незамайкова выделяет «рассказы очеркового типа и рассказы, созданные игрой воображения» ; Е. А. Алексанян говорит о ранних романтических и лирико-психологических новеллах, рассказах «типа лирического дневника»2; В. К. Пудожгорский рассматривает новеллы с точки зрения характера повествования, отмечает близость автора-повествователя к лирическому герою, определяет особенности сюжетостроения поздних рассказов3, однако не всегда учитывается развитие художественного метода Паустовского, а также взаимодействие метода с родовой спецификой.
Новеллистическое творчество писателя привлекает внимание ученых и сегодня, о чем свидетельствует ряд защищенных в последнее время диссертаций. Е. В. Летохо исследовала художественный мир малой прозы 1940-1960-х годов. По ее мнению, Паустовский, структурируя картину современной ему жизни, использует принципы романтического и реалистического освоения
Незамайкова Л. И. Новеллы К. Паустовского // Русская советская литература. Сб. статей. — Горький, 1958. — С. 41. 2 Алексанян Е. А. Константин Паустовский — новеллист. -~ М.: Наука, 1969. — С. 119.
Пудожгорский В. К. «Путешествие в прекрасное (О рассказах Паустовского)». — Вологда, 1974. —С. 16.
действительности1. С. А Мантрова на материале разножанровой прозы 1910-1940-х годов показала эволюцию взглядов писателя на взаимоотношения человека и природы. Она обнаружила разные связи героя Паустовского с природным миром: «бегство в природу, преобразование природы, сотворчество и
единение с ней»2
Актуальность данного диссертационного сочинения обусловлена несколькими причинами. Во-первых, перу писателя принадлежат не только рассказы, но повести и романы, однако они, как показал целый рад исследователей (Е. А. Алексанян, Л. П. Кременцов, В. Е. Ковский), «построены» по новеллистическому принципу. Изучение новеллы, наиболее соответствующей характеру дарования художника, в плане жанрово-родовой структуры позволит в значительной мере раскрыть его творческую индивидуальность.
Во-вторых, обновленному взгляду на новеллистическое творчество К Г Паустовского немало способствуют работы ученых, (Б. О. Корман, В П Скобелев В.Е. Ковский), посвященные конкретным произведениям писателя, но содержащие общетеоретические положения, которые открывают новые методологические горизонты в подходах к малому жанру.
В-третьих, до сих пор крайне расплывчата периодизация новеллистического творчества Паустовского из-за не проясненной взаимосвязи метода и родовой специфики произведений.
В-четвертых, недостаточно работ, где была бы исследована жанровая динамика новеллистики Паустовского в целом, исходя из анализа структурных компонентов малой жанровой формы.
Объектом исследования становятся наиболее репрезентативные для каждого периода творчества произведения Паустовского (1920-30-е гг.: «Лихорадка», «Этикетки для колониальных товаров», «Соранг», «Летние дни», «Ручьи где плещется форель», «Старый повар»; 1940-50-е гг.: «Снег», «Дождливый рассвет», «Равнина под снегом», «Корзина с еловыми шишками»; 1950-60-е гг.: «Во глубине России», «Избушка в лесу», «Ильинский омут»).
Предметом исследования является жанрово-родовая структура новеллистики Паустовского в ее динамике.
Цель работы — на основе анализа конкретных жанрово-родовых форм выявить ведущие тенденции в новеллистическом творчестве К. Г. Паустовского и наметить жанровую динамику в границах каждой из них. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1 Изучить и систематизировать современные труды о жанре новеллы и рассказа, а также существующие в литературоведении представления о новеллистике К. Г. Паустовского.
' Летохо Е.В. Художественный мир малой прозы К.Г. Паустовского 1940-1960-х годов: дис ... канд. филол. наук. — М., 2010. - С. 11.
2 Мантрова С.А. Человек и природа в прозе К.Г. Паустовского 1910-1940-х годов (типология героя, специфика конфликта, проблема творческой эволюции): дис.... канд. филол. наук. — Тамбов, 2011. - С. 5.
-
Обобщить наиболее важные результаты исследований, посвященных эстетике и поэтике романтизма, акцентировав внимание на проблеме взаимодействия творческого метода и литературного рода.
-
Проследить трансформацию конструктивного принципа «поэмности» в новеллистике К. Г. Паустовского.
-
Показать взаимодействие данного принципа с родовыми принципами изображения мира.
-
Проявить специфику «поздней» новеллистики К.Г.Паустовского, показать движение к метапрозе как новой художественной стратегии.
-
Исходя из предпринятого анализа, обозначить эволюцию новеллистического творчества К. Г. Паустовского.
Мы опираемся на структурно-типологический и структурно-системный методы анализа литературных явлений. Методологической основой диссертационного сочинения стали труды по общей теории жанра (М. М. Бахтин, Н. Л. Лейдерман), положения о «лирических опорных пунктах» в романтической прозе» (Ю. В. Манн), получившие обобщение в исследованиях Н. Л. Лейдермана о метажанре; а также работы Б. О. Кормана и его школы о взаимодействии метода и рода, разных родовых начал в прозе; монографии Ю. Н. Чумакова, Е. В. Капинос и Е. Ю. Куликовой о лирическом сюжете.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней на основе исследования механизма взаимодействия метода и рода объясняются элементы поэтики реализма в новеллистике 1940-50-х годов и модернизма в произведениях 1960-х годов.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем на материале новеллистики Паустовского впервые изучено взаимодействие метода (романтизма) и рода (лирического эпоса); выделены «романтическая» и «лирическая» тенденции; выявлены черты реалистической поэтики в творчестве писателя 1940-50-х годов и обнаружен переход к поэтике метапрозы в 1960-е годы. Тем самым, уточнено представление о становлении феномена метапрозы в русской литературе второй половины XX века.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатов в процессе изучения литературы в школе, в преподавании курсов истории русской литературы XX века в высших учебных заведениях, а также в спецкурсах, посвященных творчеству К. Г. Паустовского.
Положения, выносимые на защиту:
1. Свойственное Паустовскому романтическое мировидение проявляется в его новеллистике в двух тесно взаимосвязанных тенденциях — «романтической» и «лирической». Жанровая доминанта первой из них восходит к классической романтической новелле, основанной на принципе «поэмности» как метажанровом принципе романтизма. Жанровое ядро второй тенденции соотнесено с лирическим рассказом как двуродовым явлением (лирическим эпосом). В нем, с одной стороны, сохраняется опосредованная связь с романтизмом как методом: «всепроникающий лиризм» является доминантной чертой его поэтики. С другой стороны, начинает утверждаться реалистическое мироотношение, выражающее себя в эпосе, где постепенно складывается социальное и историческое понимание мира и человека.
-
В свою очередь, каждая из жанровых тенденций характеризуется сложной эволюцией. «Лирическая» тенденция, имеющая свои истоки в «природоведческих» «Летних днях», получает вершинное развитие в лирико-психологических рассказах военного времени «Снег» и «Дождливый рассвет», предопределяя в позднем творчестве подступы к поэтике метапрозы.
-
«Романтическая» тенденция вытекает из увлечения писателем экзотикой и достигает высшего воплощения в романтических новеллах «Ручьи, где плещется форель» и «Старый повар». В 1950-е годы жанр романтической новеллы обогащается открытиями социально-психологического анализа, сделанными Паустовским в лирико-психологических рассказах военного времени. В новелле «Равнина под снегом» трансформируется принцип «поэмности», что обнаруживает себя своеобразным «двойничеством» автора и героя, превращением «повести жизни» во внутренний монолог центрального персонажа и новой функцией цитатного плана.
-
Поздняя новеллистика Паустовского, строящаяся на синтезировании предшествующих структур, явила собою новую жанровую модификацию — «свободную» форму рассказа, где параллелизм автора и героя-художника трансформировался в фигуру персонажа-писателя, а «повесть жизни» превратилась в описание процесса сочинительства. «Цитирование» же выступило в функции соотнесения создаваемого с уже созданным. Данная художественная стратегия в 1980-е годы получит название метапрозы (Б. Хатлен «Борхес и метапроза», 1982).
Апробация работы
Результаты исследования отражены в 9 публикациях. Основные положения были представлены в докладах на аспирантских семинарах, заседаниях кафедры и научно-практических конференциях разных уровней: всероссийских «Человек в мире культуры» (Екатеринбург, 2008), «Классика и современность: проблемы изучения и обучения (Екатеринбург, 2009); межвузовской «От текста к контексту» (Ишим, 2009); международной «Литература в контексте современности» (Челябинск, 2011).
Структура работы:
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы (180 наименований). Общий объем — 230 страниц.