Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эпистолярные мотивы в художественном мире Н. В. Гоголя Боровиков Денис Сергеевич

Эпистолярные мотивы в художественном мире Н. В. Гоголя
<
Эпистолярные мотивы в художественном мире Н. В. Гоголя Эпистолярные мотивы в художественном мире Н. В. Гоголя Эпистолярные мотивы в художественном мире Н. В. Гоголя Эпистолярные мотивы в художественном мире Н. В. Гоголя Эпистолярные мотивы в художественном мире Н. В. Гоголя Эпистолярные мотивы в художественном мире Н. В. Гоголя Эпистолярные мотивы в художественном мире Н. В. Гоголя Эпистолярные мотивы в художественном мире Н. В. Гоголя Эпистолярные мотивы в художественном мире Н. В. Гоголя Эпистолярные мотивы в художественном мире Н. В. Гоголя Эпистолярные мотивы в художественном мире Н. В. Гоголя Эпистолярные мотивы в художественном мире Н. В. Гоголя
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Боровиков Денис Сергеевич. Эпистолярные мотивы в художественном мире Н. В. Гоголя : диссертация... кандидата филологических наук : 10.01.01 Саратов, 2007 166 с. РГБ ОД, 61:07-10/1013

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Письмо в жизни и творчестве Н.В. Гоголя

Раздел 1. Эпистолярная культура в дворянском быте гоголевской эпохи

Раздел 2. Переписка Н.В. Гоголя 38

Глава 2. Письмо и пишущие герои в художественном мире Гоголя 110

Заключение 155

Библиография 157

Введение к работе

О чрезвычайной плотности и густонаселенности гоголевских текстов писали многие литературоведы. Богатство художественного мира Н.В. Гоголя, разнообразие его внутренней лаборатории представляли и, несомненно, будут представлять интерес, но с другой стороны именно в этом разнообразии заключается трудность исследования.

Учитывая это, часть исследователей особенно в последние годы рассматривают творчество Гоголя, высвечивая какой-нибудь один мотив, звучащий в его произведениях. Но если в музыкальной культуре мотив произведения явственен и ощутим, то в произведении художественном он «может содержать элементы символизации»1. Мотив органичен и неисчерпаем в своей многозначности, даже трансцендентальносте. Он требует особого, своеобразного подхода, напряженного вглядывания в ткань текста. В этом смысле перед исследователем художественного произведения стоит непростая задача. Литературовед тут подобен музыканту, который, прослушивая целый оркестр, слышит также партию одного инструмента.

Научное осмысление литературного наследия русских писателей имеет богатую историю и традицию. При этом подход к изучению текста через мотив произведения научно оправдан многочисленными литературоведческими исследованиями.

Вместе с тем в теории литературы до сих пор нет четкого и определенного представления о смысловом объеме понятия «мотив». Смысловая наполненность термина настолько широка, что позволяет включать в его содержание противоположные значения. В одном случае «мотивом в литературном произведении, в отличие от основной его темы, называют дополнительные, второстепенные темы произведения, которые в сочетании с основной темой образу-

1 Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987. С. 230.

ют единое сложное художественное целое» . В другом - это «устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста»2.

В.В. Прозоров в статье «Мотивы в сюжете» пишет о том, что «распознавание мотивов позволяет объяснять художественный текст изнутри, оставаясь в его суверенных сюжетно-фабульных пределах и одновременно непредумыш-ленно, как бы ненароком выглядывая из текста в мир вокруг него» . В данной работе мы будем руководствоваться именно таким подходом при анализе эпистолярных мотивов в художественном мире Н.В. Гоголя.

Эпистолярные мотивы в жизни и творчестве Гоголя практически не разработаны до настоящего времени, хотя почти все исследователи, анализируя его художественный мир, использовали в своих работах гоголевский эпистолярий.

В разные годы XIX, XX, XXI веков к эпистолярному наследию Н.В. Гоголя обращались многие литературоведы и писатели: П.В. Анненков, П.А. Кулиш, В.И. Шенрок, В.Ф. Чижов, В.В. Каллаш, В.В. Гиппиус, Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, В.В. Виноградов, В.В. Вересаев, А. Белый, А.Л. Слонимский, Ю.Г. Оксман, Г.А. Гуковский, Н.Л. Степанов, СИ. Машинский, Ю.В. Манн, А.П. Чудаков, И.П. Золотусский, М.Я. Вайскопф, В.А. Воропаев.

Внушительный список литературоведов, который можно продолжить еще многими фамилиями, свидетельствует о значении эпистолярного наследия писателя.

Объектом исследования является весь обширнейший массив гоголевского эпистолярия на фоне русской эпистолярной культуры первой трети XIX века.

Предметом исследования стала реальная динамика эпистоляного творчества Н.В. Гоголя от ранних опытов до книги «Выбранные места из переписки с друзьями».

1 Тимофеев Л., Венгеров Н. Краткий словарь литературных терминов. М., 1963. С. 90.

2 Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. С. 230.

3 Прозоров В.В. Мотивы в сюжете // Мотивы и сюжеты русской литературы: от Жуковского до Чехо
ва: К 50-летию научно-педагогической деятельности Ф.З. Кануновой. Томск, 1997. С. 12.

Актуальность темы объясняется непрекращающимся, а в последние годы возрастающим интересом к художественному миру Гоголя. Приближающийся 200-летний юбилей со дня рождения писателя придает этой заинтересованности особую остроту.

Тем не менее связь художественного мира Гоголя с его эпистолярием еще не прослежена и, как это ни парадоксально практически не разработана. К ее целостному и системному анализу до сих пор никто из литературоведов не обращался. Изолированный, несистемный анализ художественных текстов и писем писателя в отрыве друг от друга неизбежно ведет к необъективной оценке его творческого наследия. Рассматривать творчество Н.В. Гоголя и при этом не касаться его писем крайне затруднительно и опасно, настолько тесно переплетены между собой в гоголевской лаборатории тексты художественные и тексты эпистолярные.

Анализируя эпистолярное наследие писателя, подчас трудно отделаться от ощущения, что объясниться письменно для Н.В. Гоголя порой было проще, чем объясниться устно, при личном общении.

М.М. Бахтин в работе «Проблема речевых жанров» писал о том, что письмо находится среди речевых жанров - бытового диалога, военной команды, публицистического выступления и всех жанров литературы. Бахтин говорил о сложной связи письма, носящего предтворческии характер, и с литературой, и с явлениями быта. Однако процесс перехода частного письма в эпистолярий сложен и неоднозначен. Первая ступень - частные письма как средство общения между автором и конкретным адресатом. Вторая, когда автор, сохраняя обращение к конкретному адресату, начинает разговаривать с широкой аудиторией (вид «открытого» письма, например: «Выбранные места из переписки с друзьями»). И, наконец, третья - письмо как одна из составных частей сюжета. Это - письмо-кульминация, письмо как характеристика художественного персонажа (например, письма в «Ревизоре», «Мертвых душах», «Носе» или в повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»).

Анализ эпистолярных мотивов художественного мира Н.В. Гоголя следует вести с учетом точки зрения М.М. Бахтина о триединстве жанровой сути письма как социолитературного явления. В настоящей работе мы будем придерживаться этого взгляда. Этим же обусловливается и методология данного исследования.

Огромный объем гоголевского эпистолярия мы объединяем в три группы:

  1. Письмо в жизни Н.В. Гоголя.

  2. Гоголевские письма, обращенные к широкой аудитории.

  3. Письменные мотивы в художественном мире Н.В. Гоголя.

По нашему мнению, Н.В. Гоголь - самый эпистолярный русский писатель, причем наше предположение вовсе не строится только лишь на количестве написанных Гоголем писем. Гоголь был на протяжении всей жизни предельно глубоко эпистолярен по своей сути, по своему отношению к письмам и как к посланиям, и как к единственно приемлемому способу что-то и кому-то объяснить или доказать. В определенном и, конечно, метафорическом смысле Гоголь сам как письмо, как закодированная и до сих пор неразгаданная эпистола, отправленная и современникам, и потомкам.

Личная переписка писателей всегда являлась предметом постоянного научного интереса литературоведов, ключом к пониманию внутреннего писательского мира. В переписке Гоголя отчетливо ощущается не только его личный быт, но дух времени, ритм и смысл его жизни. Эпистолярное общение играло в жизни Н.В. Гоголя огромную роль. Для писателя-странника письма были чуть ли не единственным способом поддержания дружеских и деловых связей.

Переписка Гоголя чрезвычайно многообразна по задачам, жанрам, темам и интонациям. Письма-просьбы, письма-поучения, письма-»дипломаты» и письма-обещания, короткие записки, исповеди. Уже в ранних письмах намечаются принципиально гоголевские подходы к своим респондентам - будущие «Выбранные места из переписки с друзьями». Продолжая известную мысль Ю.В. Манна об образе Дороги, мы утверждаем, что Письмо в неменьшей степени «художественный образ и часть гоголевской биографии»1.

1 Манн Ю.В. Смелость изобретения: черты художественного мира Гоголя. М, 1985. С. 141.

В художественном мире Н.В. Гоголя письменные мотивы занимают исключительное положение. В «Ревизоре», «Записках сумасшедшего», «Шинели» и «Мертвых душах» сам воздух пропитан разнообразными письменными мотивами.

Представляется, что гоголевских пишущих героев можно с известной долей условности поделить на две группы. К первой мы отнесем героев, сочиняющих в художественном мире Н.В. Гоголя письма, записки или иные тексты, т.е. являющихся авторами, создателями собственной «другой реальности». Ко второй же группе относятся герои, пишущие или переписывающие тексты по роду своей деятельности, т.е. исполнители. В определенном смысле разделение пишущих героев-авторов и пишущих героев-исполнителей есть разделение таких основополагающих понятий, как форма и содержание.

Мы отчетливо осознаем, что использование предельно обобщенных категорий требует крайне осторожного подхода, особенно когда речь идет о Н.В. Гоголе.

Исследователь, рассматривающий содержание в отрыве от формы или же форму, изолированную от содержания, рискует утратить объективный взгляд и упрощенно оценить такое сложнейшее явление, как литературный текст. Ярким примером такого подхода является непомерная заидеологизированность многих исследований творчества Гоголя в советский период.

В наши дни зачастую прослеживается иная крайность, когда гоголевские тексты начинают формализовано трактовать как некие отвлеченные от действительности словесные конструкции.

Плодотворность литературоведческого анализа возможна только тогда, когда исследователь, преодолев односторонний подход, сможет объективно ПРОЧЕСТЬ живой текст. «Художник (а мы возьмем на себя смелость добавить «Гениальный художник». - Д.Б.) получает возможность говорить на языке жизни, а жизнь - на языке художника, голоса действительности и искусства сливаются воедино»1.

Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. С. 472.

Н.В. Гоголь собственной жизнью и жизнью своих уникальных персонажей показал поразительную способность находить глубокий и непростой смысл в череде повседневных, банальных событий. Собственной жизнью, потому что вся она без остатка, начиная с детских лет и до самой смерти, была положена на неустанные поиски Идеала. Жизнью своих персонажей, потому что каждый из них отражал отдельные черты характера своего создателя, развившиеся до предела, до утрирования. Трагические финалы существования таких гоголевских пишущих персонажей, как Башмачкин и Поприщин (в первом случае гротескная форма, во втором - утрированное содержание) есть прямое доказательство опасности полюсных мировоззренческих позиций.

Рамки диссертационного исследования не позволяют нам более подробно развивать эту глубоко религиозно-философскую тему, поэтому остановимся только на одном, по нашему мнению, наиболее ее значительном аспекте.

Целью данной работы является исследование места и функций эпистолярных мотивов в художественном мире Н.В. Гоголя.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешить ряд следующих задач:

изучить особенности письма догоголевского периода;

дать характеристику культуры письма в дворянском быте России XVIII-XIXbb.;

проанализировать роль эпистолярия в жизни и в творчестве Н.В. Гоголя;

исследовать значение писем и пишущих героев в художественных произведениях Н.В. Гоголя;

выделить характерные приметы эпистолярия в книге Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями».

Материалами исследования являются тексты гоголевских писем, созданных в период с 1820 по 1852 год, книга «Выбранные места из переписки с друзьями», повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Повесть о том как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Нос», «Записки

сумасшедшего», «Шинель», пьеса «Ревизор», поэма «Мертвые души». Тексты Гоголя приводятся по наиболее текстологически авторитетному изданию -Полному академическому собранию сочинений в четырнадцати томах.

Практическое значение работы

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении общих и специальных лекционных курсов по истории русской литературы первой трети XIX века на филологических, исторических, юридических психологических и других гуманитарных факультетах высших учебных заведений, на уроках литературы в средней школе, а также при издании и комментировании текстов Гоголя.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые эпистолярные мотивы рассматриваются в рамках целостного системного подхода к художественному миру Н.В. Гоголя с позиций М.М. Бахтина. Обозначена динамика эволюционного развития гоголевских писем, начиная от детских, писаных им из Полтавы, и заканчивая знаковой книгой «Выбранные места из переписки с друзьями». Прослежена взаимосвязь гоголевского эпистолярия с мировоззрением и действиями его пишущих героев.

На защиту выносятся следующие положения:

подход с позиций системно-структурного анализа как наиболее приемлемый способ понимания гоголевского эпистолярия в органической связи мировоззрения писателя с его художественным миром;

исследования гоголевских писем в качестве социолитературного явления с точки зрения триединства его жанровой сути: личные письма - средство общения между автором и конкретным адресатом; письма как возможность обращения к широкой аудитории, своеобразная «эпистолярная кафедра»; письмо как одна из составных частей сюжета, характеристика художественного персонажа;

утверждение онтологической динамики эпистолярных мотивов в жизни и творчестве Н.В. Гоголя;

установление взаимосвязи гоголевского эпистолярия с пишущими героями художественного мира писателя.

В соответствии с поставленной целью и отмеченными задачами выработана следующая структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

В первую главу «Письмо в жизни и творчестве Н.В. Гоголя» включены два раздела.

Эпистолярная культура в дворянском быте гоголевской эпохи

Прежде чем попытаться рассмотреть и исследовать функции эпистолярных мотивов в художественном мире Гоголя, необходимо уяснить, какое место занимал эпистолярий в дворянской жизни России первой половины XIX века. В настоящее время существует целый ряд взаимосвязанных и доказанных положений, касающихся истории письма, начиная с появления на Руси первых письмовников и заканчивая «золотым веком» русского эпистолярия - веком девятнадцатым.

Термины «эпистолярий» и «эпистолярная литература» давно и активно используются в литературоведении. В «Литературном энциклопедическом словаре» дается следующая трактовка понятия «эпистолярий»: « (от греч. epistole -послание, письмо), переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или номинальному адресату. Однако именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак эпистолярной литературы, отличающей ее от записок и дневника»1.

Эпистолярные памятники античности, дошедшие до наших дней, письма Сенеки, Эпикура, Цицерона представляют органичный сплав письма как частного послания и письма как произведения словесного искусства. Именно по этим причинам зачастую сложно провести четкую границу между частной перепиской и эпистолярной стилизацией.

В справочно-энциклопедической литературе отмечается, что «Сознательное художественное использование стилистических возможностей переписки (приближение к разговорному языку, лирический подтекст, аллюзии, внесение оттенков социально-языковой характеристики) отличает эпистолярную литературу софистов (эпистолярные сочинения Алкифрона, в том числе вымышленная переписка комедиографа Менандра с его возлюбленной Гликерой)».

Подробные теоретические суждения о проблемах изучения античных пи-сем содержатся в обстоятельной книге «Античная эпистолография. Очерки» . В главе «Античные теории эпистолярного стиля «приводятся выдержки из дошедших до наших дней античных письмовников, где древние авторы дают свое определение писем как таковых, разграничивают письма деловые и дружеские, выделяют типы писем - дружеские, благодарственные, хулительные, обвинительные и т.п. - всего 21 тип.

Не позднее XV века первые письмовники появляются в Древней Руси. О том, что такое письмовники, какое значение они сыграли в развитии русского эпистолярия, сжато, но в то же время информативно емко рассказывает статья Д.М. Буланина «Письмовник» в «Словаре книжников и книжности Древней Руси».

Письмовники, - сообщает автор, - сборники образцовых посланий (или наиболее этикетных частей письма - прескрипта и клаузулы), распространенные во всех странах средневековой Европы, а в Древней Руси появившиеся не позднее XV века. Теории письма, как и теории литературы вообще, в виде определенного комплекса правил и рекомендаций в Древней Руси, как известно, не существовало. Преемственность эстетических традиций осуществлялась благодаря ориентации писателей на набор произведений, которые считались образцовыми. Известно, что «эта особенность русской средневековой эстетики проявилась и в письмовниках, включавших послания, максимально абстрагированные от конкретной ситуации, предлагавшиеся для подражания. Письмовники были первыми в средневековой Руси сводами литературных образцов, и в этом их историко-культурное значение ... Изучение теории и истории письма в Древней Руси немыслимо, поэтому без исследования письмовников, содержащих в воплощенном виде эпистолярную теорию...»1 Д.М. Буланин заканчивает статью чрезвычайно важным замечанием: «В XVII веке письмовник -важный элемент эпистолярной культуры. Следует отметить, что нередко в рукописях они совершенно растворяются среди соседствующих с ними посланий, сохранившихся в первозданном виде ... Письмовники оказались исключительно гибким жанром, который, претерпевая изменения, мог удовлетворить разные литературные вкусы, мог приспосабливаться к новым литературным направлениям. Симптоматично, что второй книгой, напечатанной гражданским шрифтом, был письмовник - "Приклады, како пишутся комплименты" (М., 1708), выдержавший еще два издания».

Переписка Н.В. Гоголя

Письма Н.В. Гоголя (всего к настоящему времени опубликовано около 1 350 писем самого Н.В. Гоголя и более 450 писем его 83 корреспондентов) -это важнейшая часть его литературного наследия. Самые первые из этих писем одиннадцатилетний Н.В. Гоголь посылал родителям из Полтавы, последние из них (фактически уже не письма, а короткие записки) помечены началом февраля 1852 года, последнего года жизни Н.В. Гоголя. И в этом же году в статье Г.П. Данилевского «Хуторок близ Диканьки» были напечатаны 4 письма Н.В. Гоголя матери (Московские Ведомости, № 124). В 1854 году был издан «Опыт биографии Н.В. Гоголя, со включением сорока его писем» П.А. Кулиша. В 1856 году П.А. Кулиш опубликовал «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем», а через год свет увидели «Сочинения и письма Н.В. Гоголя», подготовленные тем же исследователем, и в этом издании гоголевский эпистолярий занимал уже два тома. Отдельные публикации писем Н.В. Гоголя появлялись вплоть до начала XX века. В 1901 году под редакцией В.И. Шенрока в свет выходит четырехтомное издание «Писем» Н.В. Гоголя, и, как уже отмечалось многими исследователями творчества Н.В. Гоголя, эта публикация как бы подвела итог публикациям XIX века. Каждый том представляет отдельный хронологический этап: 1) полтавские и нежинские письма; 2) петербургские письма; 3) письма из России; 4) письма из-за границы. На сегодня наиболее авторитетным и полным изданием гоголевских писем являются 10-14 тома академического Полного собрания сочинений Н.В. Гоголя (Изд-во АН СССР, 1940-1952).

Письма Н.В. Гоголя и его корреспондентов раскрывают грани личности писателя, в них он предстает в самых разных ролях и ситуациях - как художник, человек, журналист, литературный критик. Переписка показывает Н.В. Гоголя в общении с крупнейшими литераторами и художниками эпохи -А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, А.А. Ивановым, СП. Щепкиным, И.И.Дмитриевым, СП. Шевыревым, П.А. Плетневым, Н.М. Языковым, М.П. Погодиным, В.Г. Белинским, СТ., К.С, И.С Аксаковыми. Отдельное место в гоголевской переписке занимают друзья по нежинской гимназии -А.С. Данилевский, Г.И. Высоцкий и Н.Я. Прокопович. Своеобразный и очень объемный пласт гоголевского эпистолярия занимает его переписка с матерью М.И. Гоголь, с сестрами А.В., Е.В., М.В., О.В. Гоголь, с семьей Вьельгорских, а также с М.П. Балабиной, А.О. Смирновой и с Н.Н. Шереметевой.

Эпистолярное наследие Н.В. Гоголя чрезвычайно многообразно по своим задачам, темам, интонациям и жанрам. Письма-трактаты, письма-проповеди, письма-указания и письма-мистификации. А.А. Карпов в предисловии к двухтомнику «Переписка Н.В. Гоголя» пишет: «В переписке оживают идеи, проблемы, конфликты минувшей эпохи; она доносит до нас самый дух гоголевского времени»1.

В разные годы XIX, XX и XXI веков к эпистолярному наследию Н.В. Гоголя обращались многие литературоведы и писатели. В 1853 году, через год после трагически-неожиданной смерти писателя, в обстановке обостренного интереса и к его биографии, и к его художественному наследию близкий Н.В. Гоголю человек СТ. Аксаков высказал следующее пожелание: «чтоб люди, бывшие в близких сношениях с Гоголем, записали для памяти историю своего с ним знакомства и включили в свое простое описание всю свою с ним переписку. Тогда эти письма, будучи объяснены обстоятельствами и побудительными причинами, осветили бы многие, до сих пор неясные для иных стороны жизни Гоголя»1. Рассматривать творчество Н.В. Гоголя и при этом не касаться его писем крайне затруднительно, настолько тесно переплетены между собой в гоголевской лаборатории тексты художественные и тексты эпистолярные.

П.В. Анненков, П.А. Кулиш, В.И. Шенрок, В.Ф. Чижов, В.В. Каллаш, В.В. Гиппиус, Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, В.В. Виноградов, В.В. Вересаев, А. Белый, А.Л. Слонимский, Ю.Г. Оксман, Г.А. Гуковский , Н.Л. Степанов, СИ. Машинский, Ю.В. Манн, А.П. Чудаков, И.П. Золотусский, М.Я. Вайскопф, В.А. Воропаев - этот внушительный список биографов и литературоведов можно продолжать еще очень долго, и простое перечисление фамилий займет многие страницы, так как художественный мир Н.В. Гоголя практически необозрим.

В.В. Прозоров пишет об этом так: «Мир Гоголя - это и его собственный обширный эпистолярный свод. Это и письма к нему современников, многочисленные статьи о нем - прижизненные и появившиеся после его смерти. Это нескончаемая научная и художественная литература о Гоголе и литература, им вдохновленная. Мир Гоголя постоянно ширится, полнится, непрерывно возрастает».

В жизни Н.В. Гоголя эпистолярное общение играло совершенно исключительную роль. Для писателя-странника, много лет прожившего за границей, письма становились чуть ли не единственным способом поддержания родственных, дружеских и деловых связей. Более того, анализируя и пытаясь понять эпистолярное наследие писателя, подчас не можешь отделаться от ощущения, что объясниться письменно для Н.В. Гоголя порой было проще, чем объяснится устно, при личном общении. Мы попытаемся подробнее рассмотреть тот сложнейший и извилистый путь, который прошли гоголевские письма, начиная от нежинской гимназии и заканчивая знаковой для всего его творчества книгой «Выбранные места из переписки с друзьями».

Самые первые письма Н.В. Гоголя относятся к 1820 году, периоду учебы в Полтавском поветовом училище (1818-1821 гг.). Одиннадцатилетний Н.В. Гоголь пишет «Дражайшим Родителям, Папиньке и Маминьке» небольшие по объему, с грамматическими ошибками, зачастую слезные письма, что совсем неудивительно для домашнего ребенка, который после родительской заботы и внимания попадает в чужой город, к чужим людям. Биограф Н.В. Гоголя В.И. Шенрок в комментариях к четырехтомному изданию «Писем» Н.В. Гоголя пишет об этом эпистолярном периоде следующее: «Детские письма Гоголя, начиная от 1820 года (сюда принадлежат также три письма, писанныя родным еще из Полтавы) до марта 1825 года, отличаются, как и естественно, крайней элементарностью содержания: в них Гоголь просит у родителей денег, книг, полотна для театра; сообщает о своих успехах в рисовании; просит прислать за ним лошадей перед поездкой на праздники домой; осведомляется о том, когда родители приедут навестить его»1. Мы не вполне согласны с таким взглядом, когда В.И. Шенрок говорит о «крайней элементарности» ранних гоголевских писем, он, по нашему мнению, видит лишь их внешнюю сторону. Нам представляется, что именно с этих писем начинает развиваться в Н.В. Гоголе эпистолярная, чисто гоголевская потребность в постоянном сочувствии, в остром желании, чтобы тебя пожалели и поняли. Главный лейтмотив первых детских писем - это горячие просьбы к «дражайшим» родителям, чтобы они его забрали в родную Васильевку. Но помимо этого встречается в этих письмах уже и нечто другое.

Письмо и пишущие герои в художественном мире Гоголя

Нам представляется, что гоголевских пишущих героев можно с известной долей условности поделить на две группы: к первой мы отнесем героев, сочиняющих в художественном мире Н.В. Гоголя письма, записки или иные тексты, т.е. являющиеся создателями, авторами. К таким героям можно отнести Аксен-тия Ивановича Поприщина с его дневником или городничего, пишущего записку жене. Ко второй же группе относятся герои, пишущие или переписывающие тексты по роду своей деятельности, т.е. исполнители, например чиновники - Акакий Акакиевич Башмачкин или Иван Антонович кувшинное рыло.

Мы отчетливо осознаем насколько относительна подобная классификация, поскольку Поприщина, пишущего от тоски записки, а значит, являющегося автором, в то же время можно отнести ко второй группе героев, переписывающих бумаги по служебной необходимости, т.е. чиновников для письма. В то же время Башмачкин, который в принципе автором-сочинителем являться не может, в свободное от работы время переписывает бумаги для собственного удовольствия, а значит, в этот момент переписывание для него носит не служебный, а некий эстетический характер и поэтому даже, казалось бы, механическое копирование, становится в какой-то мере творческим.

В первой главе диссертационного исследования мы неоднократно отмечали теснейшую взаимозависимость гоголевских художественных текстов и текстов эпистолярных. Во второй же главе мы попытаемся подробно рассмотреть гоголевских пишущих героев и проследить связь Гоголя-писателя со своими пишущими героями. Где сильнее проступает эта пишущая сродненность со своими персонажами? В одиночестве, тоске и сумасшествии поприщинского дневника или в нагло-залихватском письме Хлестакова Тряпичкину? А может в башмачкинской страсти к переписыванию?

К художественным текстам Н.В. Гоголя, где наиболее сильно проявилась тема пишущих героев, мы отнесем: «Ивана Федоровича Шпоньку и его тетушку» (1832), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифо-ровичем» (1835), «Нос» (1835), «Записки сумасшедшего» (1835), «Шинель» (1842), «Ревизор» (1836) и «Мертвые души» (1842).

Самые первые письма, которые герои пишут друг другу в контексте произведения, появляются в повести, относящейся ко второй части «Вечеров», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», вышедшей в 1832 году.

Подпоручик Шпонька получает от тетки письмо такого содержания: «Любезный племянник Иван Федорович! Посылаю тебе белье: пять пар нитяных карпеток и четыре рубашки тонкого холста; да еще хочу поговорить с тобой о деле: так как ты уже имеешь чин немаловажный, что, думаю, тебе известно, то в воинской службе тебе незачем более служить. Я уже стара и не могу всего присмотреть в твоем хозяйстве; да и действительно, многое притом имею тебе открыть лично. Приезжай, Ванюша; в ожидании подлинного удовольствия тебя видеть, остаюсь многолюбящая твоя тетка. Василиса Цупчевська. Чудная в огороде у нас выросла репа: больше похожа на картофель, чем на репу» (I, 287).

Весьма заманчиво увидеть в письме Василисы Кашпоровны пародирование писем М.И. Гоголь тем более, что в этом будет своя доля правды. Например, в тщательном описании посылаемого племяннику белья. Очень сходные описи присылаемых вещей можно найти в письмах М.И. Гоголь к своему сыну, относящихся, кстати, к тому периоду когда он создавал повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», т.е. к 1831 году. Но любовно перечисляемые списки посылаемых вещей традиционно описывают любые матери в письмах к сыновьям или любые тетушки в письмах к племянникам, и поэтому мы удержимся от соблазна демонстрировать эпистолярные приемы, слишком близко лежащие к поверхности. Попробуем взглянуть поглубже.

После обращения к любимому племяннику и описания белья следует фраза, на первый взгляд, невинная, а при ближайшем рассмотрении полная эпистолярного яда: «ты уже имеешь чин немаловажный, что, думаю, тебе известно». Этой фразой тетушка демонстрирует свое природное ехидство с одновременным знанием любимого племянника, который, как известно, не отличался большими умственными способностями. К тому же подпоручик Шпонька еще очень робок и тетушка, прекрасно это понимая, напишет дальше достаточно загадочно: «многое притом имею тебе открыть лично». Что она имела в виду этой фразой? Конечно, свое сильнейшее желание поскорее женить любимого племянника и тем самым увеличить его небольшое «именьице». Но, помня о его необыкновенной робости и боясь вспугнуть его предстоящей женитьбой, тетушка решила не писать об этом напрямую, а заинтриговать Ивана Федоровича туманными словами «многое открыть лично». А затем она обращается к нему уже не этикетно, по имени и отчеству, как в начале письма, а просто: «Приезжай, Ванюша». Этим неожиданно ласковым финалом продолжается процесс заманивания. Потом тетушка подпишется своей труднопроизносимой фамилией, которая, кстати, больше уже в тексте не прозвучит ни разу, что лишний раз свидетельствует о бескорыстной гоголевской любви к сложным именам и фамилиям. Бескорыстной, потому что, любовно выписав какое-нибудь заковыристое имя, автор к нему уже больше не вернется никогда. Ну и, наконец, «чудная репа», похожая больше на картофель, завершит это письмо. Тут Н.В. Гоголь продемонстрирует один из своих основных стилистических приемов, где неожиданное, почти абсурдное вываливание информации, не имеющий ни малейшего отношения к предыдущему тексту, придает письму вид удивительно достоверной, а в данном случае еще и женской логики.

Похожие диссертации на Эпистолярные мотивы в художественном мире Н. В. Гоголя