Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная специфика Путешествия из Петербурга в Москву А.Н. Радищева. Егорова Наталья Олеговна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Введение к работе

Актуальность диссертации определяется тем, что ее проб тематика вводится в круг вопросов современного литературоведения, связанных с выявлением коммуникативно-прагматического контекста диалогического взаимодействия персонажей в художественном тексте

Вопрос о «сочувственниках и единомышленниках» радищевского Путешественника прошел путь от традиционного литературоведения до современных научных парадигм и оформился как вопрос, относящийся к коммуникативному анализу

Современные исследования эстетики восприятия сдвигают точку зрения литературного анализа с инстанции творчества (автор) к инстанции восприятия (читатель, зритель) Данный подход не противоречит художественному методу А Н Радищева, который в посвящении «Путешествия из Петербурга в Москву» заявил первостепенную важность друга-читателя

Целью исследования является выявление концептуальных элементов повествовагельной структуры, которые утверждают сюжетно отмеченную эволюцию Путешественника

Под эволюцией Путешественника подразумевается установленное В А Западовым в процессе сверки редакций «Путешествия» изменение авторского замысла в разработке персонажа и эволюции настроения Путешественника переход и суть психологического состояния как автора, так и персонажа зафиксирован в оптимистичнейшем посвящении А.М К - переход от «уязвленного» состояния к «веселию» В задачи данной работы входит

1 Выделить сюжетные ситуации, связанные с одним из ведущих
мотивов -мотивом одаривания, сопоставить варианты актантов
«дарителей»,

2 Обозначить особенности семантического комплекса «взор»,
связанного с визуальным уровнем восприятия персонажей
«Путешествия»,

3 В ходе анализа коммуникативно-речевого взаимодействия
Путешественника с другими персонажами «Путешествия» выявить
коммуникативно-поведенческие черты Путешественника (позиции
слушания и говорения)

Методы исследования Концептуальная сосредоточенность на анализе когнитивных и коммуникативных процессов в тексте «Путешествия из Петербурга в Москву» А Н Радищева, задача выявления особенностей реализации различных видов

поведенческой (в том числе речевой) активности Путешественника

обусловили выбор структурно-семиотического и лингвистического методов

исследования.

Источники исследования. В Круг исследования вовлечены художественные

произведения ряда авторов второй половины XVIII века, а также мемуары и

труды этнографического плана

Новизна работы состоит в том, что в ней осуществляется ранее не

встречавшийся в специальной литературе подход к рассмотрению топики

личного опыта, а именно, жеста одаривания в «Путешествии из Петербурга в

Москву» А.Н.Радищева, с точки зрения определения его моделирующею

потенциала.

Кроме того, при разборе коммуникативной прогрессии «Путешествия»

выявлена опора на модели «автокоммуникация», «Путешественник -

персонаж» и комментирующую структуру «разговоры с читателем».

Описание диалогических отношений, связанных с выбором

Путешественником позиций в пользу говорения или неговорения, дополняет

картину становления русской психологической прозы и позволяет проследить

вызревание методологической проблемы - постижения индивидуального

характера.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации

изложены в публикациях автора и сообщениях на Герценовских чтениях.

Практическая значимость работы связана с представлением

коммуникативно-прагматических ориентиров в рассмотрении диалогических

отношений.

Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву» и ряда других литературных

произведений в определенной степени позволяет расширить представление об

аксиологии человека второй половины XVIII века. Основные положения,

материалы и выводы могут быть использованы в лекционном курсе «Русская

литература XVIII века», а также на занятиях по эстетической проблематике

литературоведения.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения

Похожие диссертации на Художественная специфика Путешествия из Петербурга в Москву А.Н. Радищева.