Введение к работе
Актуальность исследования. В отечественном литературоведении начала XXI века вновь актуализирована проблема национального характера. Правомерность употребления данного термина не подвергается сомнению и подкрепляется историей изучения проблемы. Последняя приобретает особо важное значение в духовном климате современности: она непосредственно связана с вопросом о национальном самосознании и самоопределении, что привело к усилению интереса общественной мысли, в том числе и художественной, к национальным устоям общественного развития.
Одним из таких знаковых литературных явлений, художественно воплотивших характер русского народа, стала «деревенская проза». В современном литературоведении ее место и значение в общем литературном процессе XX века определено достаточно четко. Войдя с конца 1950-х годов в основное течение русской литературы, «деревенская проза» породила самые значительные произведения второй половины XX века и стала наиболее убедительным свидетельством духовных сил русской нации. Зарубежные ученые, относясь к «деревенской прозе» как прямой наследнице классических традиций русской культуры, в произведениях «деревенщиков» ищут разгадку «русской души» в ее устремлении к идеалу в противовес ощущению бесцельности, абсурдности современного бытия [см.: А.И. Ревякина, 2001]. Однако в отечественном литературоведении приоритетное внимание «деревенской прозы» к менталитету русского человека, к национальным культурно-историческим реалиям и аксиологическим константам все еще не стало предметом специального развернутого исследования. Между тем очевидно, что без изучения «инструментов» художественного воплощения национального характера невозможно в полной мере оценить смысл духовно-эстетических поисков и экспериментов русской «деревенской прозы», понять ее общие художественно-философские задачи и вклад отдельных писателей в ее развитие и в разработку проблемы национального характера. Среди них одно из первых мест принадлежит Александру Яковлевичу Яшину (1913 - 1968).
Степень научной разработанности темы. Попытки монографического исследования творчества А. Яшина были предприняты в трудах АЛ. Михайлова (1975), В А. Оботурова (1978), В.В. Дементьева (1980), А.С. Рулевой (1980), С.С. Лесневского (1982). Но за последующую четверть века имя Яшина оказалось забытым: писатель выпал из контекста восприятия и изучения «деревенской прозы».
Объект исследования - литературное наследие А. Яшина; предмет -способы художественного воплощения русского национального характера в прозе писателя.
Материалом диссертационного исследования являются художественные произведения Александра Яшина1, раскрывающие магистральные направления и способы осмысления русского национального характера. К анализу привлечены эпистолярные источники, публицистика писателя, а также историко-литературный контекст, в котором создавались и продолжали жить произведения А. Яшина.
Цель диссертационного исследования - раскрыть своеобразие художественной репрезентации национального характера в прозе А. Яшина как одного из основоположников «деревенской прозы». Цель конкретизируется следующими задачами:
показать эволюцию художественного воплощения национального характера в прозе А. Яшина;
рассмотреть адекватность авторской позиции научным трактовкам русского национального характера;
раскрыть систему образов героев - носителей русского национального характера - и приемов репрезентации его специфики;
определить место А. Яшина в развитии «деревенской прозы» как идейно-эстетически значимого явления русской литературы XX века.
Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили философские труды, начиная с античности, позволяющие определить категорию «национальный характер»; европейских мыслителей XVI, XVII вв. (М. Монтеня, Б. Паскаля). Особое внимание уделено трудам Г. Гегеля, Ф. Шлегеля, Ф. Шеллинга, отечественным трактовкам национального характера в полемике западников и славянофилов, трудам русских религиозных философов Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Г.П. Федотова; трактовкам марксистской ориентации, современным исследованиям Ю.В. Бромлея, Э.А. Баграмова и др. Большую роль в становлении методологии исследования сыграли сложившиеся на сегодняшний день образцы анализа и интерпретации категории «национальный характер» в метапозтике крупнейших русских писателей XIX - XX вв.: А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, A.M. Горького, А.Т. Твардовского и др. и в литературоведческом дискурсе (Д.С. Лихачев, Г.Д. Гачев, В.В. Кожинов,
1 Яшин А.Я. Собрание сочинений: В 3-х т. - М.: Худож. лит., 1984 - 1986. Т. 1 -639 с. Т. 2. — 671 с. Т. 3 - 415 с. В диссертации также учтены публикации отдельных произведений А. Яшина в других изданиях.
Н.П. Утехин, Н.Ю. Желтова и др.); современные труды в области «деревенской прозы» (А.Ю. Большакова, В.В. Компанеец, В.К. Сигов, В.А. Недзвецкий и др.).
Выбор методологии исследования был продиктован спецификой исследовательских задач: выявлялся генезис рассказов и повестей А. Яшина, изучаемых в сравнении с произведениями «деревенской прозы» других авторов, особое внимание уделялось художественному раскрытию социальных проблем и поэтике произведений писателя. Соответственно диссертантом использованы в комплексе историко-генетический, социологический, сравнительно-типологический методы исследования, а также метод описательной поэтики.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
В прозе А. Яшина выделяются следующие этапы художественной репрезентации русского национального характера: 1) вторая половина 1950-х гг." и 2) первая половина 1960-х гг. Репрезентация национального характера в его прозе эволюционировала от раскрытия сугубо социальных проблем к художественному воплощению проблем нравственно-философских. Ключевыми при рассмотрении вопроса об эволюции прозы писателя являются такие его произведения, как «Рычаги», «Вологодская свадьба», «Угощаю рябиной».
-
Своеобразие воплощения А. Яшиным русского национального характера определяется авторской позицией, адекватной научным трактовкам данного вопроса. Специфика русского национального характера в прозе Яшина обусловлена общими нравственными ценностями, природным окружением и исторической судьбой этноса, проявлениями бунтарства, многоликостью характера, проявляющейся в художественном творчестве на уровне антиномий, воплощаемых в системе положительных и отрицательных персонажей.
-
Духовно-нравственный потенциал героев Яшина - носителей черт русского национального характера - раскрывается динамикой речевых характеристик, различными типами портрета и пейзажа; органично вливаясь в композицию произведения, они корректируют его структуру, способствуя целостной репрезентации национального характера.
-
Художественным открытием А. Яшина явилась антиномичность русского национального характера; его носители не мыслятся автором только как положительные типы. В героях Яшина через индивидуальное просвечиваются общенациональные черты, объединяющие и положительных, и отрицательных (с позиции автора) героев. При полярном порой мироощущении они в своем мышлении и речи опираются на одни и те же концепты: «народ», «дом», «сторона», «душа» и др. Важнейшей составляющей русского национального характера выступает «чувство природы»,
репрезентируемое системой пейзажных мотивов и пейзажем как целостным художественным образом родной природы.
5. Определяя место А. Яшина в «деревенской прозе» как идейно-эстетически значимом явлении в русской литературе второй половины XX века, необходимо исходить из указанных выше этапов постижения писателем особенностей русского национального характера: во второй половине 1950-х гг. он фактически выступил как один из основоположников «деревенской прозы»; в первой половине 1960-х гг. его творчество органически влилось в контекст этого литературного течения, достигшего в данный период идейно-эстетической зрелости.
Научная новизна диссертационного исследования определяется интерпретацией творчества А. Яшина как одного из основоположников «деревенской прозы», выявлением параметров художественного воплощения в его творчестве русского национального характера в общем контексте идейно-эстетических исканий других представителей «деревенской прозы». Данная работа является первой попыткой монографического исследования художественного мира А. Яшина в аспекте проблемы русского национального характера.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании путей художественной репрезентации национального характера в русской литературе на материале «деревенской прозы» второй половины 1960-х -1970-х гг. XX века. Выявление общих закономерностей художественного освоения проблемы национального характера позволяет более отчетливо проследить индивидуальные особенности в творчестве отдельного писателя и в его конкретных произведениях.
Праісгическая значимость диссертационной работы в том, что она может быть использована в учебном процессе на филологических факультетах университетов при чтении лекций по курсу «История русской литературы XX века (вторая половина)», при разработке спецкурсов и спецсеминаров, а также в учебно-воспитательном процессе в гимназиях, лицеях, средних школах.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета. Отдельные фрагменты исследования докладывались на международных, всероссийских, региональных и межвузовских конференциях в Москве (2005), Санкт-Петербурге (2005), Таганроге (2005), Ставрополе (2006,2007,2009), Ростове-на-Дону (2006,2007), Магнитогорске (2007), Астрахани (2007), Краснодаре (2007), Армавире (2007,2008), Волгограде (2008), Тамбове (2007,2008), Кисловодске (2008).
Объем и структура диссертации. Общий объем работы - 230 страниц. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.