Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная концепция личности в творчестве В.Н. Крупина Рыбак Оксана Владимировна

Художественная концепция личности в творчестве В.Н. Крупина
<
Художественная концепция личности в творчестве В.Н. Крупина Художественная концепция личности в творчестве В.Н. Крупина Художественная концепция личности в творчестве В.Н. Крупина Художественная концепция личности в творчестве В.Н. Крупина Художественная концепция личности в творчестве В.Н. Крупина
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рыбак Оксана Владимировна. Художественная концепция личности в творчестве В.Н. Крупина : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Рыбак Оксана Владимировна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т].- Армавир, 2009.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1542

Введение к работе

Актуальность исследования. В критике и литературоведении предприняты попытки подробного анализа лишь двух произведений В. Крупина: «Живая вода» (1980), «Сороковой день» (1981). Однако в этих исследованиях художественная концепция личности писателя не рассматривается как феномен, заслуживающий отдельного внимания. Е. Семыкина, С. Залыгин, В. Чалмаев, В. Распуган, Ю. Селезнев, Р. Киреев и др. отмечают ту или иную особенность личности по Крупину, а не целостную картину взглядов автора на человека в художественном тексте.

Критические и литературоведческие исследования последующих произведений, созданных писателем, единичны, либо имеют обзорный характер, либо отсутствуют вовсе. То есть сложный процесс религиозно-нравственных, фи-лософско-этических, творческих исканий автора на сегодняшний день остается неизученным. Следствием этого стала неоднозначность оценки как личности самого Крупина, так и качества созданных им произведений.

Диссертационные работы, посвященные творчеству писателя1, носят преимущественно эстетический характер, и если исследователи обращаются к идейной стороне произведений, то только для объяснения анализируемых ими явлений формы, тем самым подчеркивая приоритет последних. Попытки анализа художественной концепции личности В. Крупина в диссертационных исследованиях не предпринимались.

Научная новизна определяется тем, что в данной работе сделан акцент на содержательной стороне произведений, вышедших из-под пера В. Крупина, при учете их формальных особенностей и в соотнесении с ними. Впервые исследу-

1 Сатаева Н.А. Современная советская проза 60-70х гг. и народно-смеховые традиции: Дис. ...канд. филол. Наук. - Уфа. - 1986; Скаковская Л.Н. Проза В. Крупина (проблематика и поэтика): Дис. ...канд. филол. наук. - Тверь - 1994. - 181 с; Федченко Н Л Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов (В.Крупин, Л.Бородин, В.Нарбикова): Дис. ...канд. филол. н. - Армавир. -2000. - 218 с: Белова О.П. Своеобразие художественно-публицистической манеры В. Крупина: Дис. ...канд. филол. наук. - Ульяновск. - 2004. - 270 с; Конгурникова Т.В. Жанровые модификации в творчестве В.Н. Крупина: Дисс. ...канд. филолог, наук. - Москва. - 2008. - 225 с.

ется специфика концепции личности в творчестве В. Крупина разных лет, выявляются духовно-нравственные ориентиры с точки зрения православного восприятия человека.

Объект исследования. В диссертации анализируется проза писателя с момента выхода первой книга до настоящего времени: «Ямщицкая повесть» (1974), «Варвара» (1974), «Черные березы» (1974), «На днях или раньше» (1977), «Живая вода» (1980), «Сороковой день» (1981), «Боковой ветер» (1982), «От рубля и выше» (1981), «Во всю Ивановскую» (1985), «Повесть о том, как...» (1985), «Прости, прощай...» (1986), «Вятская тетрадь» (1987), «Спасение погибших» (1988), «Свет любви» (1990), «Великорецкая купель» (1990), «Прощай, Россия, встретимся в раю» (1991), «Как только, так сразу» (1992), «Крестный ход» (1993), «Слава Богу за всё» (1995), «Люби меня, как я тебя» (1997), книга «Освящение престола» (2005), «Арабское застолье» и «Дунайское похмелье» (2007). Помимо этого мы обращаемся к публицистике, дневниковым записям, интервью, выступлениям В. Крупина, а также к статьям и монографиям критиков, литературоведов, обращенных к творчеству писателя.

Предметом исследования является художественная концепция личности в произведениях, относящихся к различным этапам творчества писателя, в соотнесении с русско-православной литературной традицией.

Цель диссертации: исследовать художественную концепцию личности В. Крупина в контексте духовно-нравственной и творческой эволюции писателя, отразившейся в произведениях разных лет. Для достижения поставленной цели считаем необходимым решение следующих задач:

выделить составляющие системы взглядов на личность В. Крупина в разные периоды творческой деятельности;

выявить особенности художественного воплощения авторской концепции личности в творчестве 1970-х - 2000-х гг.;

сопоставить специфику художественной концепции личности писателя разных этапов творчества;

представить типологию художественных образов произведений писателя;

оценить разные типы личности с точки зрения русской христианской философии;

выяснить авторское отношение к созданным типам личности.

Методы исследования представляют собой синтез историко-литературного и сравнительно-типологического способов изучения литературного произведения.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды русских религиозных философов Н. Лосского, Н. Бердяева, Л. Карсавина, И. Ильина, П. Флоренского, С. Франка, С. Трубецкого и др., а также работы отечественных литературоведов и критиков В. Кожинова, Ю. Селезнева, В.Бондаренко, Ю. Павлова. Положения, выносимые на защиту.

  1. Творчество В. Крупина с момента выхода первой книги до настоящего времени претерпевает три этапа развития. Внутри целого изменяется и частное, то есть эволюционирует художественная концепция личности писателя.

  2. Художественная концепция личности раннего творчества В. Крупина представляет собой совокупность трех сложных составляющих: чувство Родины, чувство семьи, православное мироощущение. Однако в реализации религиозной линии отдельных произведений обнаруживаются серьезные противоречия.

  3. Концепция личности второго периода писательской деятельности В. Крупина не может рассматриваться в отрыве от такого понятия, как «рус-скость». Главенствующим качеством авторской системы взглядов на личность на данном этапе является патриотизм. Начинает доминировать характеристика личности через осознание ею связи своей жизни с Родиной. Происходит ослабление характеристики героя через отношение к категории «семья». Религиозные ценности рассматриваются как важная, но не решающая составляющая национальной культуры. Тема православия не получает самостоятельного звучания, сохраняются противоречия в ее раскрытии.

  1. В 90-е гг. содержание религиозной составляющей художественной концепции личности освобождается от противоречий и получает ряд важных дополнений, свидетельствующих о существенных сдвигах в авторском мировоззрении в сторону православных ценностей.

  2. В настоящее время составляющие системы взглядов на личность В. Крупина, по сравнению с 90-ми гг., в целом не претерпели коренных изменений. При создании художественного образа он, за исключением единичных случаев, по-прежнему ориентируется на абсолютные нравственные ценности: любовь к Богу, к ближнему и к Родине.

  3. Преобразования, происходящие в художественной концепции личности автора с течением времени, последовательны и обоснованны. Понимание духовно-нравственной сущности человека, к которому в итоге сложной духовной работы приходит автор, как правило, соответствует традиционно-православному взгляду на личность, сложившемуся в русской литературе.

Апробация исследования. Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры литературы и методики ее преподавания филологического факультета Армавирского государственного педагогического университета. Материалы диссертационного исследования были положены в основу докладов на Пятой и Шестой Международных конференциях: «Наследие В.В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии», «Творчество В.В. Кожинова в контексте научной мысли рубежа XX - XXI веков» в г. Армавире (2006, 2007 гг.); на Всероссийской студенческой научно-практической конференции в г. Волгограде (2007 г.): «Профессиональное самоопределение молодежи как фактор ее успешной адаптации в современном социуме»; на международных научно-практических конференциях в г. Армавире (2007, 2008 гг.): «Духовно-нравственный потенциал России: прошлое, настоящее, будущее», «Актуальные проблемы науки в контексте православных традиций».

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что заявленный подход к типологии личности, интерпретация образов героев произведений да-

ют возможность расширить представление о художественной концепции личности.

Практическая значимость. Выводы, сделанные в ходе анализа прозы В. Крупина, могут быть использованы при дальнейшем изучении творчества писателя, при осмыслении и соотнесении с традициями русской литературы творчества других писателей XX века. Положения диссертации могут быть применены при разработке лекционных курсов по истории русской литературы XX века, а также спецкурсов, тематических семинаров, посвященных проблемам личности, «деревенской» прозе, творчеству «сорокалетних», писательской деятельности В. Крупина.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, насчитывающего 180 наименований. Объем диссертации - 182 страницы.

Похожие диссертации на Художественная концепция личности в творчестве В.Н. Крупина