Введение к работе
Творчество Георгия Витальевича Семенова (1931 – 1992) характеризуется широким тематическим диапазоном, глубиной проникновения в сущность изображаемого и плодотворной реакцией на все новое, что зарождалось в жизни и в современной ему литературе. «Дело не в том, чтобы больше увидеть за жизнь, а в том, чтобы увидеть глубже», – утверждал писатель. Творчески осмысляя жизнь своего народа, рассматривая те или иные проблемы современности, он постепенно выстраивает собственную художественную концепцию личности, которая окончательно формируется в его творчестве 70-х – начала 90-х гг. XX века.
Твердая убежденность Г. Семенова в том, что «дело чести» каждого художника слова – «открывать людям новые высоты и глубины человеческого духа» вместе с верой в огромный духовный потенциал личности, определяют и центральную проблему творчества писателя 1970-х – начала 1990-х годов – поиск путей нравственного преображения человека.
Степень изученности темы. В отечественном литературоведении и критике творчество Г. Семенова не получило глубокого и всестороннего исследования. Немногочисленные диссертационные работы прошлых лет, не лишенные идеологической шаблонности в оценке художественных произведений писателя, затрагивают либо ранний период творчества Г. Семенова, либо анализируют исключительно его «малую» прозу (А. Казаркин, 1974; В. Островская, 1984; Кан Сын Хюн, 1999).
Попытка системного анализа творчества писателя предпринята в диссертационной работе Е. Брызгаловой «Проза Г. Семенова (Проблематика и поэтика)» (Калинин, 1988). Являясь несомненным прорывом в исследовании творчества Г. Семенова, данная работа, однако, не выявляет его общей концепции, поскольку в ней большее внимание уделяется анализу художественного мастерства писателя. Не лишена она также и идеологического «привкуса», искажающего сущность отдельных произведений Г. Семенова.
Более широко творчество Г. Семенова освещается критикой в 70-е годы XX века. Многочисленные рецензии на произведения писателя и критические статьи о его творчестве, также во многом отвечающие установкам советской цензуры, появляются в центральных газетах («Литературная газета», «Литературная Россия» и др.), журналах («Новый мир», «Октябрь», «Нева» и др.) и носят преимущественно одобрительный характер.
Наиболее глубоко и всесторонне творчество Г. Семенова представлено в критических работах В. Курбатова, А. Михайлова, В. Камянова, А. Клитко. Глубокий анализ отдельных произведений писателя содержится в статьях А. Бочарова, В. Кононова, Н. Машовец, Н. Старцевой и некоторых других критиков.
К середине 80-х годов XX века интерес к творчеству Г. Семенова заметно ослабевает. При этом содержание немногочисленных критических и литературоведческих работ остается неизменным: творческий метод и стиль, художественное мастерство писателя, нравственная проблематика его отдельных произведений и т.д. К началу 90-х годов XX века имя Г. Семенова практически выпадает из поля зрения исследователей и довольно редко упоминается в последние два десятилетия.
С учетом вышеизложенного, актуальность работы определяется необходимостью целостного исследования творчества Г. Семенова, поскольку до сих пор остается малоизученной его проза 80-х – начала 90-х годов XX века, существенно дополняющая и конкретизирующая взгляды писателя на мир и человека.
Выбор темы обусловлен фрагментарностью и неполнотой исследования творчества Г. Семенова, а также неоднозначностью оценок его произведений 1970-х – начала 1990-х годов.
Предметом исследования является концепция личности в творчестве Г. Семенова и способы ее художественного выражения.
Объект исследования представлен рассказами, повестями, романами, дневниками Г. Семенова. При анализе конкретных произведений писателя мы также обращаемся к творчеству М. Пришвина, Ю. Казакова, В. Белова, В. Шукшина, В. Распутина, В. Астафьева, Ю. Трифонова, что не только позволяет более глубоко проникнуть в идейно-эстетическую сущность творений Г. Семенова, но и обосновать его причастность к характерным художественным тенденциям литературного процесса второй половины XX века.
Цель диссертационного исследования состоит в многоаспектном анализе художественной концепции личности в творчестве Г. Семенова в соотнесении с основополагающими принципами русской духовной традиции.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– выявить специфику нравственно-ценностных координат творчества Г. Семенова и особенности их художественного выражения в исследуемых произведениях писателя;
– определить важнейшие нравственно-эстетические категории художественной концепции личности в творчестве Г. Семенова;
– рассмотреть контекст функционирования нравственно-эстетических категорий творчества Г. Семенова в связи с основополагающими идеалами православной культуры;
– обозначить типологию личности в произведениях писателя и выявить доминирующий тип личности.
Поставленные цели и задачи, характер полученных результатов и определяют научную новизну работы, которая заключается в системном исследовании художественной концепции личности в творчестве Г. Семенова. В диссертации впервые объектом анализа становятся не изученные ранее произведения писателя, выявляется четкая типология личности. Также определяется место творчества Г. Семенова в литературе ХХ века. Осмысление соотнесенности взглядов писателя на личность с православными ценностями обусловливает оценку нравственно-эстетических категорий (категория духовного преображения, нравственного пробуждения, душевного родства) и концептов «семья», «любовь», «свобода» художественной концепции личности в творчестве Г. Семенова. Анализируемые произведения рассматриваются в контексте таких ярких течений русской литературы 60-х – начала 90-х годов ХХ столетия, как «лирическая», «деревенская» и «городская» проза, с которыми в той или иной мере сближается творчество писателя в различные периоды его творческой эволюции.
Концепция личности активно разрабатывается в отечественном литературоведении со второй половины XX века после введения данного термина советским литературоведом Л. Тимофеевым. К анализу этой категории обращаются Л. Колобаева, А. Бочаров, Н. Лейдерман и др. Например, А. Бочаров справедливо замечает, что у каждого настоящего мастера есть своя концепция личности, и характеризует ее как «устойчивую и постоянно меняющуюся под воздействием движущейся истории» систему взглядов «на личность, на ее внешние и внутренние ориентиры»1. Н. Лейдерман определяет концепцию личности как «складывающуюся в то или иное время систему представлений о человеке, его сущности, его отношении к себе, к другому человеку, обществу, государству, природе, метафизическим феноменам (бытию и смерти, богу и вечности)»2.
Таким образом, концепция личности составляет цельную художественную структуру и в произведении предстает как мировоззренческая позиция автора по отношению к сущности человека во взаимосвязи с исторической действительностью.
При отнесении героев Г. Семенова к тому или иному типу мы опираемся на работы М. Бахтина, В. Кожинова, Ю. Селезнева, М. Дунаева, а также на типологию личности, разработанную Ю. Павловым и достаточно подробно описанную им в монографии «Художественная концепция личности в русской и русскоязычной литературе ХХ века» (2003). В ней исследователем выделяются три типа личности: православная, амбивалентная и эгоцентрическая, то есть вопрос о типологии решается им с православной позиции.
Подобный (православный) подход представляется нам наиболее продуктивным, поскольку позволяет глубоко и всесторонне проанализировать личность героя без отрыва от его национальных корней. В основе этого подхода ____________________________________
1 Бочаров А. Г. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. – М., 1977. – С. 6.
2 Лейдерман Н. Л. Современная русская литература 1950 – 1990 гг.: В 2 т. – М., 2003. – Т.1.– С. 10.
лежит представление о том, что «подлинное рождение личности наступает лишь тогда, когда человек определяет связи с другими людьми, когда он постигает таинство Божьего бытия, свою причастность миру и свою ответственность за него»1. Такой трактовки понимания сущности личности придерживаются многие православно ориентированные критики и литературоведы В. Кожинов, Ю. Селезнев, М. Лобанов, Ю. Сохряков и др.
Существует и противоположная точка зрения, которая проявляется в работах А. Бочарова, С. Чупринина, А. Нуйкина и др. Эти исследователи отвергают православную духовность как чуждую человеку, считая мифом «абсолютную незаменимость веры в бога в сфере человеческой духовности…» (А. Нуйкин) и утверждая, что нравственная природа человека «во многом определяется задачей обеспечить его биологическое существование» (А. Бочаров).
Наличие антагонистических позиций и задает, собственно, предложенную Ю. Павловым типологию, на которую мы опираемся в исследовании.
В качестве основных методов исследования в диссертации используются культурно-исторический, сравнительно-типологический, а также элементы биографического метода. В работе представлен системный подход, позволяющий исследовать художественную концепцию личности в произведениях Г. Семенова в философском, религиозно-нравственном и социальном аспектах.
Теоретической и методологической основой диссертации стали труды отечественных литературоведов, критиков (М. Бахтина, В. Кожинова, Ю. Селезнева, М. Лобанова, Ю. Сохрякова, Ю. Павлова), философов (И. Ильина, В. Тростникова), ориентированных на идеалы и ценности православной культуры. При написании диссертационной работы мы также опирались на труды М. Дунаева, одного из ярчайших представителей религиозно ориентированного литературоведения, в которых системно и глубоко представлено духовное осмысление особенностей развития русской литературы. ____________________________________
1 Сохряков Ю. И. Творчество Ф. М. Достоевского и русская проза XX века (70 – 80-е гг.). – М., 2002. – С. 35.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Творчество Г. Семенова ориентировано на ценности православной культуры: утверждает идеал духовно прекрасной личности и выражает идею внутренне духовно сплоченной жизни людей в мире. При этом постепенное укрепление веры в душе писателя влечет изменение критериев, при помощи которых выявляется внутренняя сущность героев: отношение к природе – быт («повседневное течение жизни») – высшие нравственные идеалы.
2. В художественной концепции личности писателя находит отражение его стремление «понять душу человеческую», передать ее двойственность, представив ее как вместилище «небесного» и «земного». В связи с этим в прозе Г. Семенова возникает образ героя, находящегося в состоянии духовно-нравственного поиска.
3. Основными типами героев в прозе Г. Семенова являются «амбивалентная» («чувствительная душа») и эгоцентрическая («физик», «энергичный человек») личности. Высоконравственный тип личности воплощен в женских образах, которые автор наделяет такими качествами, как сострадательность, милосердие, всепрощение.
4. Г. Семенов предоставляет героям своих произведений возможность нравственного преображения и перерождения. Вопрос духовного «воскрешения» человека, перерождения его в Личность решается писателем с позиции христианского, и, сужая, православного постижения бытия как необходимости прохождения очищающего пути страдания.
Практическая значимость работы состоит в возможности ее использования при разработке лекционного курса по истории русской литературы ХХ века, при формировании тематики спецсеминаров и спецкурсов, посвященных творчеству представителей «лирической прозы», «деревенской прозы» и конкретно творчеству Г. Семенова. Материал диссертации может быть полезен и при проведении уроков литературы и факультативных занятий в общеобразовательных учреждениях.
Апробация исследования. Основные положения диссертационной работы отражены в 13 статьях, представленных на международных, региональных, внутривузовских конференциях в течение 2005–2010 гг., в журнале «Культурная жизнь Юга России», межвузовских и внутривузовских сборниках. Апробация исследования проводилась в процессе участия в международных конференциях в Армавирском государственном педагогическом университете (2005–2009), Армавирском православно-социальном институте (2007), Краснодарском краевом институте дополнительного профессионального педагогического образования (2008–2010).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованных источников, включающего 214 наименований. Расположение и наименование глав обусловлены логикой и результатами исследования. Общий объем диссертации – 173 страницы.