Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Функции исторического анекдота в жанровой системе повествовательной прозы 1800-1830-х гг. Белова, Наталья Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белова, Наталья Александровна. Функции исторического анекдота в жанровой системе повествовательной прозы 1800-1830-х гг. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Томск, 2000.- 217 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/686-5

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования «функции исторического анекдота и жшіровоіі системе повествовательной прозы lSOO-1830-x годов» обусловлена тем, что данная работа «вляегся первым опытом систематического изучения функцій"! литературного анекдота 9 процессе формирования жанрового корпуса русской прозы первой трети XJX в. Обращение н теме продиктовано неослабевающий интересом современной фияолошче'ск-ай науки к проблемам повествования п. s частности, к поэтике нарративных моделей, функционирующих » руоской литературе в период становления эпических жаиров. Исследование нарратива позволяет установить связь таких категорий литературного произведения, как жанр, образ автора и структура повествования, названных 10.В. Манном «едва ли ие центральны мк проблемами литературоведения»' на сегодняшний лень.

В работах С.С. Аверинцева, НДС. Гея, ІО.М. Лотмана, 10.D, Манна, БМ Марковича, Е.М. Мелетииского, ВИ, Топорова, В-, Шмнза наряду с анализом нарративной ситуации, повествовательных инстанций и уровней повествования рассматривается влияние разных типов дискурсов, реализуемых а малых жанрах -притче, адологе, апофеме, сказке, но формирование нарративной поэтики новеллы и романа. В ряду мнкрожанров, определяющих направление переориентации жанровой системы с поэзии на прочу, происходящей в русской литературе 1800-1830-х гг., выделяется анекдот. Нарративная природа литературного анекдота представляет собой концентрат принципов эпического повествования', сопряжение объективного содержания с субъективным типом отражения действительности, широкой ассоциативности с предельной краткостью формы, а также временную организацию, соче тающую в едином повествовательном «оде прошлое (время возникновения анекдота), настоящее (процесс рассказывания) к возможность появлення контекста, актуализирующего анекдот в будущем, наряду с повествовательной ситуацией, определяемой взаимодействием сфер автора и рассказчика.

Исходя из тезиса ЮЛ. Тынянова о «функции» литературного жанра, с которой связана жизнедеятельность последнего, статус анекдота в русской литературе первой трети XIX века можно определить как жанрообразующий, обретая который анекдот в рс»)дыате реализации эпических потенций, свойственных микрожамром,

с «периферии» литературного процесса перемещается в его «центр* и оказывает сушсствеияос влияние на формирование жанровой системы романтической ттроты и прозы Л.С. Пушкина. В эпоху малых лирических жанров анекдот с его высокой концентрацией смысла в лаконичной форме и коммуникативностью ориентнрован-ного на устное бытование жанрз является единственной доступной формой эпоса для массового эстетического сознания. Синтетизм анекдота, органично соединяющего эпические принципы отражения действительности с лирической формой, ак-туалнэирует его роль в период смены жанрових парадигм. Тяготение анекдота к лирическим «сайрам обменяете* ассоциативностью анекдотического слона, на которое распространяются поэтические чаконы - рифма смысла, контрапункт, ассоциативное поле, ассоциативное эхо. Если анекдотическое происшествие, сопрягающее сказовую форму п случай, событие а качестве сюжетного ядра, представляет собой решая а концентрированном пиле, то анекдот - острое слово - зго свернутое лнркческое гіроиіЕсденііс. близкое балл але* лиро-эпической лтмс.

Несмотря на широкую репрезентативності, анекдота s культуре рубон XVIH-XIX вв. влияние анекдота на формирование системы эпических жанров. функциональность анекдота в литературе данного периода не итучены. О русской филологической науке наблюдения «ал жанровой природой анекдота носят локальный характер к связаны преимущественно с проблемой литературных источников В работах современных ученых - В.Э. Сацуро, P.O. 11еэ>итовой, ЕКурганова, ЯЛ Левксзич, А.О. Лужановското, ВВ. Прозорова, О И. Тюпы - сформировалось отношение к анекдоту, каж к полноправному литературному жанру. Традиция изучения анекдота, основанная ка признании его способности к жанровым трансформациям, наиболее перешжтнаиая в современном литературоведении, восходит к трудам Л.П Гроссмана и Н.Я. Бсрколского.

В результате достижений ученых намечено несколько аспектов итученн» анекдота, включающих в себя: исследование жанрового своеобразия литературной и фольклорной разновидности анекдота, итучеиие взаимодействия анекдота с близкими ему ясанра«я басин, притчи, апофемы, максимы и определение места анекдота в иерархии литературных жанров; проблема адаптации анекдота в произведениях крупной формы. Последний аспект представляется наименее изученным. Сохраняет

' Манн ЮВ. Автор к«ое*сг«ю*аниг '/Исірричегка* шпика: Литературные тпчнй twnw худі-ж^ігтсинічо

актуальность проблема функциональности анекдота в жанровой системе повествовательной проти и проблема жанрового- шапмодействнл анекдота с иогеллоЙ, рассказом, повестью и романом

Отсюда еочникзет предмет ивдедовяниа, которым является, во-первых, еиекдот как таковой. Представляется, что в данном аспекте целесообразно систематической ободрение русской «сряоднки 1TCO-I83D-X годов, її» страницах которой происходило количественное накопление жанровых изменении, приведших к формированию качественно новой системи жанров н которая явилась органичной сферой бытования литературного анекдоте первой трети XIX в. Жанровая трансформация анекдота и его бытование а ратных тематических рубриках русской периодики наглядно демонстрирует динамику и оформление жанровых разновидностей этой своеобратной «формы времени» эпохи становления русской повествовательной прош. Оо-вторых, предметом исследования становятся функции анекдота а формировании жанровой системы исторической лроты Ш0-1880-х гг., концентрирующей в себе сущностные закономерности литературного процесса. Анекдот рас сматривзется черст аспекты, составляющие жанровую особенность любого дискурса: субьект, чья понщия проявляется в анекдотическом слове, которое «принципиально открытой, «диалогично», «зкетравертно» и «сюжетно», объест -іерой анекдота, «объективированный иронической дистанцией субъект суверенной жизнедеятельности»' и адресат, рецептивную установку которого актуализирует анекдот. Все это позволяет утверждать, что анекдот в концентрированной форме содержит повествовательные принципы новеллы, прообраза русского романа, среди которых:

I) событийность, интерес к случаю как к факту реальной действительности, который становите» основой сюжєтосіроеіімя;

1) аукториальна* ситуация, при которой автор тначально дистанцирован от своего расскатз. Логическим развитей этой тенденции становится появление рас-скатчнка, осуществляющего контакт между ааторско-чнтательской реальностью и вымыслом расекаїз, фигурой традиционной дл>* иарратива 1820-1830-х гг., введение коїорон привело к раїрушению романтически!омонолоіиш

5) парадокс, составляющий конфликт анекдоіа и упрощающий все миотооб-

Г-ИіММИ М, IV»! ( -ill

разие окружающей дейстпнггельносш до столкновения двух взаимоисключающих позиций, которые определяют композицию повествования новеллистического типа;

4) картина мира, «фрагментарная и сиюминутная, Ьюдаионадшая в своей ра-зокшіугоста», где «всесилен случай, а не судьба»1, получившая качественно новое развитие в литературе 1830-х голо» как философия диалектического единства случайного и закономерного.

Научная ішаизна настоящей работы определим впервые вводимый в обк-тод научной дискуссии нстор»хо-.шітературн!.ш материалом, в процессе анализа которого стадиально рассмотрены этапь» становления и жанрової"! дифференциации литературного анекдота и выявлены его функции в вышеперечисленных аспектах (анекдот на страницах русской периодики, анекдот как существенная составляющая поэтики русской прозы):

1) ориаментагьная, при которой анекдот, в первую очередь исторический, подменяет собой документальное свидетельство и становіггся средством воссоздания «местного колорита», расширяя тем саыым повествозаине и выводя его за пределы текста в результате подклюаення комплекса смыслов, заложенных в анекдоте;

2)сюжстаабразующая, «ри которой анекдот выполняет роль интриги;

  1. жанроибрюующая, определяющая тип повествования. Причем преимущественное развитие принципа временной организации анекдота характерно для мемуаров к исторического романа, субъектная же структура анекдота определяет развитие романтической помести;

  2. рецептивная, іїрлі которой текст, включающий а себя анекдот, благодаря широкой ассоциативности этого жанра и способности создавать контехст, вписывается в культурную парадигму;

  3. миромодашрующая, организующая литературную реальность через анекдот, обрстаквднй статус жанровой доминанты.

Целью работы является исследование фунхций литературного анекдота в процессе формирования эпических жанроа » русской литературе первой трети XIX в., достижение которой потребовало решения следующих задач:

0 выявление к обозначение основных этапов становления русского литера туті ного анекдота;

2 Тюпа В И. Новелла к гпояог // Русски повеяла. Проблемы теорий и истории. Спб., 1993. СИ

  1. определение тенденций жанроио/о развития анекдога в русской периодике 1790-1 S.30-X гг. в соотноізешш с русской повествовательной прозой;

  2. исследование межканровых езязей анекдота 0 новеллой, ромаптичесхоН повестью а се «поэтической» и «проїхіческз-й» разновидностях из материала творчества А.А. Бестужева я А .О. Корлияошна;

  3. анализ влияния литературного анекдота иа ранний русский исторически si ромаіг or «Рославлева» МЛ. Загоскина я «Ледяного дома» И.Н. Лажечникова к «Арапу Петра Великого» А.С. Пушкина;

5) вцледкиие функции анекдота в станстлешш романкого цокествезшия
А.С. Пушкина.

Научш іе результати, яолучеиные в ходе исследования, могут Сыть сфор муяированы следующим обрядам:

і) систематически обс.тедояан if классифицирован материал по истории пи гературного анекдота на страницах .ведущих русских журналов рубежа веков -«Московского журнала», «Вестника Европы», «Московского телеграфа»;

  1. выявлена жанровая дкпзмнка литературного анекдота, обусловленная эстетическими исканиями, характерными для литературного процесса 180О-І83О-Х п it приведшая к формированию таких жаирозых разновидіїостсґ» литературного анекдота, как исторический, нпорпко-биографнческшти бытовой анекдот;

  2. установлена типология жанра анекдота а соотношении с жанровой csrere-май повествовательной прозы;

  3. предложена оригинальная концепция функциональности анекдота а эстетке пушкинского повествования.

Методологическую основу исследования представляют труды ММ. Бахтина, Ю.М. Логмана, Ю.Н- Тынянова, О.М. Фрейденберг.

Методология ?.іб<пи. В диссертаиии используется метод сравнительно исторического аналиіа с элементами системного, типологического, структурного шаліпа в аспекте исторической поэтики.

Практическая ценность диссертации обусловлена возможностью использования ее основных положений в учебном процессе, при подготовке общих и спени-ътьных к>рсов, семинаров но истории русской тш-раіурьі XIX в., в проведении

Там *f С Лі

Уроков, факультативных занятий по литературе р среднем школе.

ЛпрвЗацнк раЗоп-t. Отдельные разделы диссертации обсуждались на заседаниях аспирантского семинара кафедры русской її зарубежной лтературы Томского университета, (платались в виде докладов на стулснчсско-аспираніскнх научных конференциях (Томск), на региональной научно-практнчссмзй конференции «Актуальные проблемы полготонки специалистов о вмешен школе» (Нижневартовск, 1994), на !Х Международной конфсрснцті ('Проблеми метола и жанрі в русской литературе» (Томск, 1998).

Конкретные наблюдения я выводы использовались в практике прсподавашм курса русской литературы XfX в. в вузе. Основные положения отражены а публикациях, список которых прилагается в коїше автореферата

Похожие диссертации на Функции исторического анекдота в жанровой системе повествовательной прозы 1800-1830-х гг.