Введение к работе
В настоящее время можно утверждать, что постмодернизм как фило-софско-эстетическая система и литературное направление стал уникальным явлением в искусстве XX века. Хотя период острых дискуссий в искусствоведении, литературоведении и литературной критике вокруг понятия «постмодернизм» миновал, сам этот феномен до сих пор остается недостаточно изученным. К числу наиболее сложных нерешенных проблем можно отнести и вопрос об отношении писателей-постмодернистов к культуре в ее специфическом - советском - варианте.
С одной стороны, тема кризиса советской культуры является весьма значимой для литературы русского постмодернизма. Так, одна из доминант постмодернизма как литературного направления - деидеологизация и деса-крализация советских культурных смыслов - обусловлена онтологической природой этого направления, связанной с де конструктивизмом: постмодернизм стремится к разоблачению симулятивного характера советской культуры.
С другой стороны, для творчества постмодернистов сегодня чрезвычайно актуальна проблема традиций советской литературы в целом и преемственности советской культуры в поэтике постмодернизма - в частности. По мнению ряда литературоведов (Н.Лейдерман, М.Липовецкий, И.Скоропанова и др.), постмодернизм как направление в русской литературе явился следствием кризиса советской культуры и ее полного отрицания. Другие исследователи (М.Эпштейн, И.Смирнов, В.Курицын) считают, что основой самого постмодернизма является художественная парадигма, свойственная искусству социалистического реализма. Этот вопрос до сих пор остается открытым. Что представляет собой литература русского постмодернизма: принципиально новую культурную парадигму, основанную на отрицании культуры предшествующего исторического периода, или продолжение и развитие этой культуры в новом качестве?
С решением данной проблемы связана актуальность настоящего исследования. В современном обществе отношение к недавнему советскому прошлому далеко не однозначно, оно варьируется от идеализации советского мирообраза до полного неприятия и отрицания его тоталитарных основ, что не может не отразиться на восприятии этого периода историками и литературоведами, а также на его художественном воспроизведении в искусстве и литературе.
Проблема взаимоотношения культуры и общества всегда была значима для русской литературы, в том числе для литературы XX века. Своей актуальности она не утрачивает и сейчас, в новых социокультурных условиях XXI столетия. Как известно, понятие «культура» чрезвычайно многозначно и не имеет общепринятого определения. Вместе с тем в последнее время актуализировалось представление о культуре, связанное с ее духовной функцией.
Сегодня культура соотносится прежде всего с интеллектуальной и эстетической сферами человеческого бытия, причем в их «высоком» варианте, предложенном еще Цицероном, который понимал культуру как возделывание души человека. В XX веке эту концепцию развивали М.Арнольд, О.Шпенглер, Ф.Теннис, Д.Андреев.
Сторонники более широкого подхода к определению сущности культуры (Н.Данилевский, Э.Маркарян и др.) включают в это понятие также совокупность моделей поведения индивида, форм искусства, ценностей, убеждений, институций и других продуктов труда и мысли человека, передаваемых социально. В таком понимании культура, по сути, приравнивается к образу жизни.
Для решения задач нашего исследования представляется необходимым конкретизировать понятие «советская культура». В данной работе последняя понимается как культура, поддерживающая определенную идеологию, а именно - идеологию большевизма. Специфика большевистской идеологии заключается прежде всего в ее тоталитарной природе, которая выражается в стремлении к полному подчинению всех форм индивидуального и общественного сознания и контролю над ним.
Данная тема актуальна сегодня еще и потому, что после спада интереса к постмодернизму в конце 1990-х - начале 2000-х годов в последнее время наблюдается новый виток внимания к этому направлению со стороны критики и литературоведения, а также всплеск творческой активности самих его представителей, который можно назвать «второй волной» постмодернизма.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем впервые представлены основные способы художественного функционирования явлений советской культуры как социокультурного феномена в литературе постмодернизма. В работе выявлены специфические формы существования советской культуры в произведениях постмодернистов. Это позволило систематизировать литературный материал и по-новому интерпретировать «советские» значения, рассредоточенные в постмодернистских текстах, как последовательную систему, функционирующую в специфических рамках советского культурного пространства. Главное внимание в диссертации уделено установлению связи между формами презентаций советской культуры, представленными в произведениях постмодернизма, и эстетическими принципами этого направления.
В настоящей работе впервые поставлен вопрос о роли, масштабе и функциях контекста советской культуры в художественном творчестве представителей русского постмодернизма. Следует отметить, что внимание литературоведов было сфокусировано главным образом на взаимоотталкивании постмодернизма и советской культуры. Между тем именно советская культурная ситуация, представляя собой ближайшую, непосредственную «среду обитания» писателей-постмодернистов, формировала их отношение к советской культуре и программировала характер их апелляций к ней. Нельзя ска-
зать, что современное литературоведение игнорирует область советских смыслов, довольно ярко представленных в творчестве писателей постмодернизма, однако обращения к ним носят фрагментарный характер, вследствие чего целостный культурный и семантический пласт распадается на дискретные элементы.
Объектом исследования являются художественные тексты русскоязычных писателей-постмодернистов, чье творчество обозначило наиболее важные вехи в развитии этого направления в России: Вен.Ерофеева, В.Пелевина, В.Сорокина, Е.Попова, А.Пятигорского, С.Гандлевского, Ю.Мамлеева.
Предмет исследования - художественное функционирование различных форм представления советской культуры в литературе русского постмодернизма.
Цель диссертационной работы заключается в определении специфики и характера функционирования образа советской культуры в прозе русских писателей-постмодернистов в аспекте взаимодействия этих писателей с культурой как таковой и в связи с философско-эстетическими принципами постмодернизма.
Данная цель определила следующие конкретные задачи исследования:
выявить формы и способы презентаций советской культуры в творчестве постмодернистов и соотнести их с мировоззренческими и эстетическими позициями писателей этого направления;
реконструировать модель советского культурного пространства и его идеологического наполнения в произведениях русскоязычных писателей-постмодернистов;
выявить и описать представленные в текстах авторов-постмодернистов культурные модели, альтернативные советской культуре, проанализировать их функции в рамках оппозиции «официальная советская культура - субкультура»;
определить содержание и роль социокультурных образов советской эпохи в прозе писателей-постмодернистов.
Теоретическую базу диссертации составили труды представителей отечественной и западной семиотики, в которых разработано положение о знаковой природе культуры: Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, В.Н. Топорова, В.В. Иванова, Р.Барта, М.Фуко и др. В методологическом отношении важными для нашего исследования явились работы классиков отечественной филологии, осуществивших синтез проблем исторического развития литературы и вопросов интерпретации художественных произведений, -М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева. Исследование опирается также на труды известных представителей советологического направления культурологии, использующих постструктуралистский подход к анализу советской культуры тоталитарного периода (К.Кларк, Х.Гюнтер, Б.Гройс, И.Смирнов, И.Кондаков, М.Эпштейн, В.Курицын, М.Липовецкий и др.).
Методологической основой настоящей работы являются теоретические положения отечественного академического литературоведения XX века. Двуединый характер поставленной проблемы (выявление специфики советской культуры в произведениях постмодернистов и особенностей поэтики постмодернизма) обусловливает обращение к двум литературоведческим подходам: сравнительно-историческому и герменевтическому. Герменевтический метод применяется при интерпретации содержания советских культурных знаков в литературе постмодернизма. Для анализа проблем, связанных с художественным функционированием литературных явлений, используется историко-типологический подход. Кроме того, в диссертации применяются структурно-семиотический и культурологический методы анализа советских культурных кодов, актуализированных в литературе постмодернизма. В ходе исследования использовался также историко-литературный метод, позволяющий выявить и объяснить закономерности литературного процесса XX века.
Использование совокупности вышеназванных методов помогает более объективно выявить и описать закономерности историко-литературного процесса, раскрыть типологические взаимосвязи советской и постмодернистской культур.
Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования материалов и выводов исследования в учебном процессе при разработке лекционных курсов и проведении практических занятий по истории русской литературы и культуры XX века и включения их в учебные пособия для студентов-филологов и учащихся общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены в докладах на Всероссийской научно-практической конференции «Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания» (Пермь, 2003), межвузовской научной конференции «Литература: миф и реальность» (Казань, 2003), Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи» (Соликамск, 2004), Международной научно-практической конференции «Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания» (Пермь, 2005), Международной научной конференции «Литература в контексте современности» (Челябинск, 2005), XI Прикамском народном Соборе, посвященном Дням славянской письменности и культуры (Пермь, 2009), VI Краевых православных Феофановских образовательных чтениях (Пермь, декабрь 2010). По теме исследования опубликовано 11 работ.
Положения, выносимые на защиту.
1. Постмодернизм органично связан с культурой соцреализма общей для них художественной парадигмой, основанной на стремлении писателя превратить действительность в «текст» с присущей ему системой условных
знаков («симулякров»). Моделируя советское культурное пространство, постмодернизм использует художественную парадигму литературы соцреализма.
В литературе постмодернизма конструирование художественного мира происходит на основе моделей традиционных мифов. В то же время писатели-постмодернисты демифологизируют советское культурное пространство, подвергая художественной деконструкции само ядро любого мифа - мифологему.
Основные симулякры советской культуры, т.е. образы, в которых означающее не совпадает с означаемым, в постмодернистских текстах становятся, как правило, объектом травестийного пародирования. Симулятивный характер соцреализма и советской культуры в целом разоблачается авторами благодаря использованию соцреалистических симулякров, что открывает возможность постмодернистской деконструкции мифа о соцреализме.
Воссоздаваемое в произведениях писателей-постмодернистов специфическое пространство советской культуры - область культурных значений, характерных для советского периода истории нашей страны. Пространство советской культуры рассматривается как единый художественный текст, созданный по законам этой культуры, т.е. в соответствии с канонами соцреализма. Конструируя в своих произведениях образ советской страны, писатели одновременно корректируют, смещают его ценностные доминанты, подвергая инверсии основные идеологические позиции и тем самым отчуждая область советских культурных значений.
Важнейшим средством репрезентации советской культуры и выражения авторской позиции в прозе постмодернистов выступают хронотопы «писательской» («интеллигентской») кухни и коммунальной квартиры, передающие ощущение замкнутости и изолированности советского пространства, его враждебности по отношению к человеку.
Герои произведений постмодернизма являются носителями аномального сознания, представленного в форме безумия или юродства. Однако аномальным это сознание выглядит лишь с точки зрения «нормального», т.е. обыденного, взгляда на мир, отягощенного стереотипами. В постмодернизме же аномальное сознание героев означает их освобождение от диктата и догм регламентированной советской действительности, способность к проявлению личностного начала.
Кризис культуры тоталитарного государства изображается постмодернистами прежде всего как дискредитация и саркастическое отрицание высших гуманистических и общечеловеческих ценностей.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка, включающего 285 наименований.