Введение к работе
Пантелеймон Сергеевич Романов вошел в отечественную литературу в 20-е годы текущего столетия. Для историка литературы эти годы представляют большой интерес. Литература первых послевоенных десятилетий была закономерной наследницей тех "трансформированных и на новой основе сохраненных традиций, которые уходили корнями в почву изначальных культурных пластов" 1.
В контексте нарождающейся пролетарской культуры, в которой по верному замечанию И .Касаткина, пропала главная примета художественного творчества - тип и типизация, - философско-нравственная проблема связи мира и человека, связи времен и духовной культуры поколений более всего была обозначена в творчестве писателей-"традиционалистов": П.Романова, И.Макарова, И.Соколова-Микитова, Б.Шергина, А.Яковлева и др. В их ряду творчество ПРоманова занимает особое место. И сторонниками таланта и его оппонентами (С.Ингуловым, Н.Фатовым, Д.Горбовым) он был признан самым читаемым, идущим вслед заМТорьким, А.Толстъщ, И.Эренбу-гом. "Из русских писателей по читаемости, - отмечает газета "Московский комсомолец", - на первом месте идет Пантелеймон Романов, за ним Л.Толстой, МХорький, Вересаев, Достоевский, Лавренев и др. Старые классики читаются значительно больше, чем советские писатели (за исключением ПРоманова)" (1929г., 12 сентября).
Актуальность предлагаемого исследования связана с тем фактом, что, несмотря па большой читательский интерес современников к писателю П.С.Романову, попытки критиков 20-30 годов объективно оценить достоинства его прозы содержательного и художественно-эстетического плана ограничены были классово-детермшшрованньш подходом. В результате
1. Скобелев В. Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов. Воронеж. 1975 Сб..
чего если многими из них (А.Воронским, В.Полонским, АЛежневым, А.Лу начарский) и были высоко оценены юмористические рассказы писателя, -в целом же отвергался "деклассированный" принцип типизации образов, в котором нашла отражение не героика, но "накипь революции". Восприятие творчества писателя сквозь призму социально-детерминироваїшого подхода явилось причиной того, что Романову было отказано в художественном мастерстве, а сам он был объявлен как явление "не литературное, но общественное". После смерти писателя в 40-е годы, когда идеологически были узаконены духовные параметры соцкультуры, имя П.Романова было изъято из живого литературного процесса. Лишь в 70-е годы имя писателя вновь зазвучало как заявка на необходимость ликвидировать "белые пятна" в истории отечественной литературы в работах А.Вулиса, В.Бузник, Н.Грозно-вой, М.Семановой. Несмотря на немногочисленные, вышедшие в конце 80-начале 90-х годов исследования (ВЛегроченков, СМалышкина, Л.Орехова, М.Злобина), которые можно считать началом развернутого разговора о творчестве ПРоманова, по-прежнему невыясненной остается сама природа творческого мировидения писателя. И, как следствие, отсутствует адекватный подход к анализу его художественных текстов. Симптоматичным является факт того, что научный интерес к творчеству П.Романова совпал в 90-е годы с возросшей активностью национального самосознания россиян, пробуждением их соборного чувства, помогающего реально прозреть историческую судьбу Отечества. В связи с чем особо актуальным представляется нам рассмотрение того образа художественного осмысления П.Рома-новым исторического пути России, что воплощен в его этапных произведениях.
При всей разноаспектности вышедших в 80-90-е годы работ, сближает их то обстоятельство, что авторами их был применен историко-литературный подход к исследованию. Осуществленный в рамках "социологической
школы" (В.Гусев), он позволил осмыслить тот комплекс национально-исторических проблем, которые подняты в творчестве писателя. В результате чего талант П.Романова был оценен на уровне бытописательства.
Тем не менее, наличие глубокого духовно-нравственного подтекста в ху дожественной ткани свидетельствует о том, что П.Романов не столько социален, как историчен. Он является писателем-мыслителем, чьи философс-ко-эстетические воззрения выстраиваются в определеішую систему историософских представлений о сущности бытия, которые восходят к трудам А.С.Хомякова, ШСиреевского, ПЛаадаева, Н.Я.Данилевского, КЛеонтье-сва.
Новизна исследования определяется тем обстоятельством, что изучение духовно-нравственных основ творчества писателя осуществляется с помощью так называемого аксиологического (мировоззренческого) подхода 1, позволяющего на материале этапных произведений проследить эволюцию творческих принципов на уровне философско-эстетических поисков писателя. Впервые предпринята попытка исследования художественной прозы Романова сквозь призму ведущих в отечественной духовной культуре нравственно-эстетических категорий; историзма, соборности, правосознания, национального и общечеловеческого, правстветвенно-эстети-ческого идеала.
Целью диссертационного исследования является изучение своеобразия философско-нравственного осмысления ПРомановым судьбы России сквозь призму художественно-эстетической категории историзма.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Есаулов И. Категория соборности в русской литературе. Петразаводск, 1995. С.6.
) определение религиозно-нравственных основ творческого мирови-
дения писателя; 2 і установление особенностей художественного исторюма повествований;
5; харакгеристака онтологических черт прозы ПРоманова; 1: прояснение содержательных сторон концепции соборной личности; 5) обозначение творческих предвидений писателем исторической судьбы России.
Работа не претендует на полноту аналитического обзора всего объема вышедших из-под пера писателя произведений. Творчество П.Романова многоаспектно. Сатирическая тенденция присутствует в разговоре как сопутствующая духовно-нравственной, которая является главным п р е д м е том иследования.
Материалом для исследования послужили этапные в концептуальном отношений произведения ПРоманова: самая ранняя повесть "Детство" которая создавалась в течение 20 лет. Из рассказов взяты лишь те тематические группы, в которых, на наш взгляд, наиболее зрело в мировоззренческом отношении проявлен философско-нравствешшй аспект. А именно: лирико-философские рассказы ("Зима", "Русская душа", "Без черемухи", "Хороший характер" и др.); социально-психологические зарисовки ("Бессознательное стадо", "Дар Божий", "Хорошие места" и др.). Роман-эпопея "Русь", которую сам автор считал "единственной книгой" своей жизни. Методологической базой диссертационной работы являются историко-литературоведческие исследования В.Скобелева, В.Гура, СШе-шукова, ИЕсаулова; труды, посвященные проблеме историзма: В.Новикова, Д.Лихачева, АБушмина; работы представителей отечественной фило-
софско-эстетической мысли: С.Франка, П.Флоренского, С.Булгакова, И.Ильина, М.Меньшикова; теоретические труды методологического характера: П.Палиевского, В.Гусева, В.Чередниченко; современные историософские труды: миг. Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского, В.Кожино-ва, И.Солоневича; работы ведущих критиков 80-90-х годов: М.Лобанова, Ю.Селезнева, М.Назарова, Н.Федь и др.
Методы исследования: сравнительно-исторический, биографический в той мере, в какой позволяет выявить влияние фактов личной биографии на формирование мировоззренческих основ писателя, сопоставительный, описательный.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что применение аксиологического подхода позволило углубить представлеггае о фшюсофско-нравственной основе художественных повествований ILPo-манова, обозначить онтологический уровень его эпического письма. На основе содержательного анализа концепции личности в научном обиходе современного литературоведения актуализировано понятие соборной личности, нравственно-этических категорий историзма, правосознания, эстетического идеала.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов и результатов исследования при чтении курса "Истории русской литературы", спецсеминара по творчеству ПС.Романова, спецкурсов, посвященных философско-нравственяой проблематике онто- ... логической прозы XX столетия и проблеме историзма "деревенской прозы".
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творческое мировндение П.Романова, основанное на "религии отцов и морали отцов", имеет природу религиозно-этического характера, наделенную духовной волей и соборным мироощущением. На протяжении всей
творческой биографии писателя творческое сознание его пребывало "в сочувственном согласии с верой" (ДКиреевский).
-
В контексте художественных повествований П.Романова историзм-как категория мировоззренческая - позволила автору прозреть онтологические основы российского бытия (истоки соборного механизма государственного обустройства и причины его разрушения) и провиденциально определить духовные параметры нарождающейся соцкультуры.
-
Многоуровневость философско-нравственного содержании художественных произведений Романова позволяет установить такие онтологические черты прозы; как: приоритет первичной духовной реальности над реальностью эмпирически-чувственного характера; концепция человека, восходящая к духовно-нравственным основам соборной личности; обнаружение на уровне художественно-изобразительной системы традиционных средств, характерных для поэтики древнерусской литературы и пр.
-
Являясь приметой онтологического письма, концепция соборной личности .основанная на идее нераздельно-неслиянного единства богочеловека, обладает следующими содержательными характеристиками: формирование духовного волевого характера, обретение внутренней свободы, аскетизм мышления, внеисторизм мировосприятия, вбирающий конкретику переживаемого исторического времени посредством здорового правосознания. В духовно-нравственном отношении соборная личность иерархически выше индивидуальной.
5. Согласно историософской концепции писателя, мировоззренческий стержень которой восходит к духовно-нравственным основам Светой Руси, революция 17-го года чревата для исторического будущего Руси не столько общественно-политическими переустройствами, сколько тем, что впервые на едином духовном пространстве Отечества произошло столкновение двух противоположных культурных менталитетов: традиционного, основа-
ного на исповедании высшего нравственно-эстетического идеала, и силового поля пролетарской культуры, основанной на приоритете чувственной истины. Что явится причиной дальнейших духовных деформаций.
Апробация научных результатов исследования осуществлялась в процессе подготовки и проведения курса лекций по актуальным проблемам отечественной литературы, спецсеминаров по творчеству ПРоманова, в процессе научного руководства написаішем курсовых и дипломных работ по творчеству писателя. По теме диссертации опубликовано 6 публикаций.
Структура диссертации включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.