Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин Мужайлова Елена Александровна

Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин
<
Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мужайлова Елена Александровна. Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин: типология почвенничества : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Мужайлова Елена Александровна; [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т]. - Магнитогорск, 2008. - 23 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин: типология почвенничества 26

1. Ф.М. Достоевский и почвенничество 26

2. М.Л. Осоргин и русское неопочвенничество 40

Глава II. Образ земли в творчестве Ф.М. Достоевского и М.А. Осоргина 59

1, Эволюция концепта «земля» в творчестве писателей 59

2. «Земля и дети» Ф.М. Достоевского и «Земля» М.А. Осоргина 81

Глава III. Образ народа в произведениях Ф.М. Достоевского и М.А. Осоргина 98

1. Эволюция концепта «народ» в творчестве писателей 98

2. «Игрок» Ф.М. Достоевского и «Игрок» М.А. Осоргина 118

Глава IV. Религиозная составляющая почвенничества Ф.М. Достоевского и М.А. Осоргина 129

1. Народное православие Ф.М. Достоевского и М.А. Осоргина 129

2. Образы старца Зосимы Ф.М. Достоевского и денщика Григория М.А. Осоргина 148

Заключение 164

Список использованной литературы 183

Введение к работе

1, Общие положения 3

2. История изучения почвенничества 9

Ф.М. Достоевский и почвенничество

Проблематика диссертационного исследования связана с теорией и историей русского почвенничества Это направление философской и культурной мысли проявило себя и в художественной литературе Зародившись еще в начале XIX века, оно потом развивалось и изменялось на протяжении двух веков, но никогда из него не уходила идея нерасторжимой связи человека с матерью-землей Также в нем выразилась мечта об общечеловеческом братстве, о возможности мировой гармонии, которая придет на смену раздирающим общество противоречиям Кроме того, значительное место в своем учении о путях развития России почвенники отводили православной вере

Одним из основоположников направления стал ФМ, Достоевский, выразивший его программу в своем послекаторжном творчестве В XX веке озвученные классиком идеи подхватили русские эмигранты - философы, деятели науки и искусства Не стал исключением и М А Осорган, один из виднейших представителей русского зарубежья первой волны Сегодня произведения Осоргина весьма актуальны, они позволяют проследить историю страны в самый сложный, переломный для нее период Объективный взгляд на проблемы России писателю XX века удалось выразить во многом благодаря приверженности идеологии почвенничества Однако эта точка зрения нуждается в обосновании, соответствующих исследований о почвенничестве писателя-эмигранта практически нет, хотя традиция направления самым непосредственным образом сказалась именно в русском зарубежье

Теоретической основой для разработки данной темы стали труды Н А Бердяева; работа польского философа и литературоведа Анджея Лазари «В кругу Федора Достоевского», вышедшая в 1995 году книга известного в России и за рубежом философа и писателя А В Гулыги «Русская идея и ее творцы», исследования современных достоевсковедов В А Туниманова, Б Н Бессонова, А П Власкина, О Ю Юрьевой, В В Борисовой я других, а также труды О Ю Авдеевой, Н В Барковской, Н Б Лапаевой, Н А Терениной, посвященные наследию М А Осоргина

Актуальность диссертационного исследования обусловлена обращением к злободневной проблематике, волнующей сегодня политологов, культурологов, и других гуманитариев Это национальная идеология, которая НА Бердяевым была названа «русской идеей» Одним из главных ее выразителей был Ф М Достоевский Но если критика, посвященная почвенникам XIX столетия, обширна, то об их преемниках в XX веке ученые сказали далеко не все. Для восстановления традиции необходимо обратить внимание на идеологию и литературную деятельность многих представителей русского зарубежья, в том числе на творчество М А Осоргина

Говоря о земле как понятии биологическом, Ф М Достоевский и М А Осоргин отмечали, что все живое и, в первую очередь, сам человек испытывает естественную зависимость от ее жизненной энергии Прирастая новым смыслом, земля понималась писателями как действительная мать всего человечества В своих произведениях почвенники раскрыли значение земли для каждого конкретного человека, даже для того или иного государства, и в конечном счете вывели законы матери-земли, общие для всех людей В итоге высшей формой преклонения перед землей у ФМ Достоевского и МА Осоргана стала ее сакрализация

Их также роднило убеждение, что человеку, оторванному от родной почвы, грозят вечные метания от порока к добродетели Предав законы матери-земли, человек обрекает себя на болезненное раздвоение На вопрос почему земля способна укрепить душу человека, - писатели отвечали, что именно она поддерживает понимание укорененности смысла жизни в самой жизни

При этом, разрабатывая проблему национального и Еіародного отношения к своей земле, писатели выводили ее и на общечеловеческий, психологический уровень Они отмечали, что разлуку с родиной представители всех национальностей переживают одинаково тяжело

Анализируя в этой связи взаимоотношения между Россией и Европой, писатели не ограничились традиционным рассуждением о том, что русский народ - загадка и поэтому вызывает опасения у других народов. Их больше волновали другие вопросы почему Европа с предубеждением относится к России, и когда оно сменится доверием Прогнозы Достоевского и Осоргина в целом были неутешительные и, как показала история, правильные

Эволюция концепта «земля» в творчестве писателей

Изучение данной проблемы необходимо также для создания целостной картины развития русского почвенничества, оно позволяет понять многие историко-культурные процессы, которые происходили в России в конце прошлого века и продолжаются сегодня

Таким образом, научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в отечественном литературоведении сопоставляются почвеннические воззрения Ф М Достоевского и М А Осоргина, утверждается ведущая роль почвенничества в формировании философско-общественной и нравственно-этической концепции Ф М Достоевского и М А Осоргнна, наследие писателей XIX и XX веков рассматривается в едином контексте философской и литературной мысли, прозаик русского зарубежья признается преемником идей классика мировой литературы

Предмет исследования - почвенничество в его историко-культурных вариантах, представленных в творчестве Ф М Достоевского и М А Осоргина

Объектом исследования являются, прежде всего, следующие произведения Ф М Достоевского «Игрок», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Дневник писателя», а также - М А Осоргина «Свидетель истории», «Книга о концах», «Времена», «Письма о незначительном», «В тихом местечке Франции», «Происшествия зеленого мира», «Игрок», «Сивцев Вражек» и другие художественные и публицистические тексты обоях, авторов, в которых в той или иной степени отразились идеи почвенничества

Выбор методов изучения почвеннических воззрений Достоевского и Осоргина определяется их спецификой и теми целями, которые мы перед собою поставили Поэтому основными для диссертационного исследования являются биографический, сравнительно-исторический методы, которые мы используем в рамках системного и комплексного подходов к изучению литературы Они позволяют установить степень и характер преемственности между Ф М Достоевским и М А Осорганым, проследить трансформацию концепта «почва» и его элементов в конкретных произведениях и в целом в творчестве данных представителей русского почвенничества

Худо жественные тексты писателей интерпретируются на основе структурного, мотивного, интертекстуального анализа и культурно-исторического комментария

Цель нашего исследования заключается в определении степени преемственности между почвенническими воззрениями Ф.М Достоевского и М А Осоргина и в обосновании гипотезы о том, что общественно-философские и нравственно-этические взгляды классика XIX века, выразившиеся в его почвеннической концепции, нашли отражение в творчестве писателя русского зарубежья

Соответственно в диссертации решаются следующие задачи 1 Прокомментировать отзывы М А Осоргина о творчестве и философских воззрениях Ф М Достоевского, подтверждающие фактическую преемственность между писателями 2 Раскрыть особенности многогранного концепта «земля», который стал определяющим в картинах мира, воспроизводимых у Ф М Достоевского и М А Осоргина 3 Сопоставить в контексте почвенничества такие произведения писателей, как публицистический очерк «Земля и дети», роман «Игрок» Ф М Достоевского и рассказы «Земля», «Игрок» М А Осоргина 4 Охарактеризовать варианты концепта «народ», разработанные писателями 5 Проследить трансформацию религиозных воззрений Достоевского и Осоргина в русле почвеннического направления 6. Доказать, что созданные писателями образы просветленных людей -старца Зосимы и денщика Григория - являются ключевыми для выражения православных идей Ф М Достоевского и М А Осоргина На защиту выдвигаются следующие научные положения 1 Преемником почвеннических идей Ф М Достоевского в начале XX века выступил писатель-эмигрант М А Осоргин Сопоставление художественных и философских воззрений прозаика русского зарубежья и классика XIX века способствует созданию целостного представления о русском почвенничестве 2 Идейным ядром направления стал концепт «почва», вобравший в себя такие основополагающие понятия, как земля, народ, религия 3 В произведениях почвенников образ земли - центральный концепт, который вошел в национальную картину мира Ключевыми произведениями для понимания данного концепта являются публицистический очерк «Земля и дети» Ф М Достоевского и мемуарный рассказ «Земля» М А Осоргала

Эволюция концепта «народ» в творчестве писателей

В качестве источников цитации фактического (исторического) материала в работе использованы письма и воспоминания современников о Ф М Достоевском иМА. Осоргане, а также протокол допроса писателя XX века проведенного в Государственном политическом управлении

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов для преподавания дисциплин «История русской литературы XIX века», «История литературы русского зарубежья» и дополняющих их спецкурсов; они могут быть полезны для вузовских курсов философии, истории философии, культурологи и истории культуры, спецкурсов по истории русской философии и проблемам культуры, цивилизации, религии.

Теоретическая ценность исследования состоит в установлении сходства творческих индивидуальностей Ф М Достоевского и М А Осоргина в зеркале почвенничества ярко отразились важнейшие особенности их мировоззрения и поэтики.

Структура и объем диссертации Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 209 наименований. Общий объем диссертации - 200 страниц Апробация работы Основные положения диссертации отражены в 8 статьях общим объемом 3,6 п л и докладывались на заседаниях кафедры русской литературы Башкирского государственного педагогического университета им М Акмуллы, а также на конференциях 4-х международных -Международной научно-практической конференции «Проблемы лингвистики, методики обучения иностранным языкам и литературоведения в свете межкультурных коммуникаций», Башкирский государственный педагогический университет им М Акмуллы, Уфа, 17 апреля 2007 г, II Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и техники -2007», Перемышль, 16-30 октября 2007 г., IV Международной научно-практической конференции «Актуальные аспекты современной науки», Прага, 15-31 января 2008 г, Международных Старорусских Чтениях «Достоевский и современность», Старая Русса, 20-28 мая 2008 г, а также 6-ти всероссийских -Всероссийской научно-практической конференции «Система непрерывного образования школа - педучилище - вуз», Башкирский государственный педагогический университет, Уфа, май 2004 г, Всероссийской научно-практической конференции «Система непрерывного образования школа -педучилище - педвуз», Башкирский государственный педагогический университет им М Акмуллы, Уфа, май 2006 г, Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях двуязычия», Стерлитамакская государственная педагогическая академия, Стерлитамак, 1 марта 2007 г, Всероссийской научно-практической конференции «Осоргинские чтения», Пермь, 19 октября 2007 г., II Всероссийской научно-практической конференции «2007 год - год русского языка Философия и филология русского классического текста», Пенза, 1-2 ноября 2007 г, Всероссийской научно-практической конференции «Система непрерывного образования школа - педучилище - педвуз», Башкирский государственный педагогический университет им М Акмуллы, Уфа, апрель 2008г

Краткое содержание работы

Структура исследования, согласно поставленным задачам, включает в себя введение, четыре главы, которые состоят из двух параграфов, а также заключение и список использованной литературы

В первом параграфе введения обосновывается выбор темы и выявляется ее актуальность и степень научной новизны, формулируются цели и задачи исследования, характеризуются методы научной работы, приводятся выносимые на защиту положения Во втором параграфе вводной части прослеживается история изучения почвенничества и неопочвенничества, определяется место и роль Ф М Достоевского и М А Осоргина в выражении этой идеологии

Народное православие Ф.М. Достоевского и М.А. Осоргина

Идейным ядром направлення стало понятие «почва», обозначающее собой тот духовно-нравственный слой русской жизни, на основе которого мыслилось возможным соединение образованности и народной нравственности, культуры и народности, интеллигенции и народа Веря, как «в святыню», в родную землю и великое предназначение русского народа, представители почвенничества пытались вывести формулу национального развития России из русской идеи Ее суть заключалась в «великом единении во имя Христовой истины» Таким образом, концепт «почва» включал в себя несколько важнейших элементов землю, народ и религию

Одно из значений «почвы» связано с архетипом матери-земли, дающей жизнь И принимающей человека в свое лоно после смерти Следствием сакрализации образа стало представление о земле - высшей судительнице, в яркой форме выраженное Соней Мармеладової «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуи землю, потому что ты и перед ней согрешил»1 Именно почвенники наполнили этот концепт глубочайшим многомерным смыслом Для ник «земля - это все» В их понимании почва связана со всей многовековой историей русского народа, его моралью, верой Поэтому непременным атрибутом почвенности мыслилось православие, бережно сохраняемое в народе-богоносце для всего мира

Выдвижение православия на первый план роднило почвенников со славянофилами Последние также соотносили русский путь не с европейской моделью, а с православными устоями Однако почвенники связывали с ними возможность не только национального, но и всечеловеческого единения Так в недрах почвенничества вызревала мессианская национальная идея, согласно которой русский народ понесет истину Христа другим народам - славянским, европейским, всему человечеству

Во втором параграфе «М.А. Осоргии и русское неопочвенничество» рассмотрены философские воззрения Осоргина и определены те основные изменения, которые претерпело почвенничество в произведениях писателя русского зарубежья Вместе с тем, именно автор «Сивцева Вражка» стал непосредственным преемником идей, озвученных в середине XIX века почвенниками, и соответственно - одним из ярчайших представителей неопочвекничества в литературе русского зарубежья,

В данном разделе анализируются высказывания Осоргина о творчестве и мировоззрении Достоевского и отмечается, что не всегда и не во всем писатель XX века был согласен с создателем «Дневника писателя» Не ставя под сомнение литературный талант автора «Преступления и наказания», Осоргин неоднократно обвинял его в неправильном понимании истории страны Ему очень хотелось доверять Достоевскому верить и в Христа, и в народ Но все, что он пережил - изгнание из родной земли, не оставившее ни малейшей возможности достичь идеала, некогда озвученного почвенниками, сложные и трагические для страны события — заставило Осоргина переосмыслить ряд почвеннических положений Поэтом) мы не относим автора «Книги о концах» к почвенникам в традиционном понимании, а называем его неопочвенником, в мировоззрении которого неизбежно произошла определенная трансформация -но не деформация — фундаментальных идей направления

Так, автору «Сивцева Вражка» в той же степени были чужды крайности западничества, что и классикам почвенничества Слепое следование за Европой он не понимал и не принимал И западная культура, по его мнению, не могла никак помочь в деле возрождения России, скорее, наоборот - вредила Хотя Осоргин соглашался с Достоевским и в том, что европейские знания, безусловно, нужны Но духовное просвещение, или образование духа, по убеждению писателя, должно основываться на народной культуре Однако и на русский народ Осоргин смотрел не так, как славянофилы, которых он, вслед за Достоевским, критиковал за то, что многие из них в желании слиться со своим народом остались теоретиками

Таким образом, подобно классическим почвенникам Осоргин занял срединную позицию между славянофилами и западниками. Как непосредственный преемник Достоевского он во многом разделил его мировоззрение, согласившись, в частности, с тем, что русский человек противоречив по своей сути, а сердце его - поле страшной битвы

В духе Достоевского отвечал Осоргин на вопрос откуда в русском человеке и народе такая крайность проявлений, - и вслед за классиком пришел к выводу» что причина коренится в самой природе русской души, похожей своим размахом на необъятную Россию

Как и у автора «Братьев Карамазовых», у писателя XX века было особенное отношение к матери-земле, с которой крепко спаян русский народ В ней, по его мнению, хранится истина, связующая православие и язычество, одинаково близкие и понятные русскому человеку И именно сакральное отношение к земле, по убеждению автора «Сивцева Вражка», подцерживает «в человеке человека» Утрата мистической связи с ней оборачивается безверием и тем безудержем вседозволенности, который как болезненное сомнение, как страшное предчувствие возник в метущейся душе Ивана Карамазова А многие герои Осорпгаа уже были уверены, что в этой пропасти абсолютного безверия, которое привело Россию к революции, скоро сгинет ее огромная часть

Похожие диссертации на Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин