Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Автобиографическая проза А.М Ремизова (проблема мифотворчества) Блищ, Наталья Леонидовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Блищ, Наталья Леонидовна. Автобиографическая проза А.М Ремизова (проблема мифотворчества) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Минск, 2000.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Алексей Михайлович Ремизов - писа-гль с оригинальным мышлением и уникальным мировидением. О много-панпости и сложности его творчества в свое время писал Д.Святополк-Чирский, отмечая, что «вся русская традиция - от мифологии языческих ремен и русифицированных форм византийского христианства до Гоголя, (остоевского. и Лескова - была впитана и ассимилирована Ремизовым». лексей Ремизов - один ш самых «загадочных» русских писателей XX века. то творчество, отличающееся интеллектуальной сложностью, символиче-кой многозначностью и стилистической виртуозностью, до конца не разга-,ано и не исследовано. Вне поля зрения ученых осталась и проблема мифо-ворчества в автобиографической прозе писателя.

Актуальность исследования объясняется и тем, что автобиографиче-к-ая проза А. Ремизова, впитавшая в себя идеологический и эстетический отенциал феноменов русской культуры «серебряного века» и русской эмиг-ацпи, а также элементы традиционной культуры Востока, воссоздает реаль-ую картину жизнедеятельности писателя, определяет его социокультурный юн, что до сих пор является областью совершенно не исследованной.

Особую актуальность приобретает изучение автобиографической про-ы А.М.Ремизова в аспекте проблемы лшфотворчества, которое позволяет ыявить принципы художественного мышления писателя и особенности ми-юноэтики его произведений.

Актуальность темы диссертации определяется также и тем, что про-лема мифотворчества и мифомышления находится в центре внимания со-ременных гуманитарных наук, поскольку она вобрала в себя ряд проблем жлософии, социологии, религиоведения, искусствознания, культурологии и

Актуальность темы диссертации определяется, таким образом, отсутствием научных исследований, посвященных автобиографической прозе А. Ремизова, проблеме ее мифотворчества;

необходимостью исследования природы и структуры мифотворчества писателя;

неизученностью особенностей мифопоэтики автобиографических произведений Ремизова.

Связь работы с крупными научными программами, темами. Ра-ота выполнена в соответствии с плановой темой кафедры русской литерату-ы Белорусского государственного университета: ((Русская литература: методи, жанры, стили» (1995-2000), № 19962122 от 19.06.96. года.

Mirskv D.S. A llistoryofRussian Literature.-London: Loudon. І'Лй.-C.236.

Цель » задачи исследования: Раскрыть особенности мифотворчсс ва А. М. Ремизова на материале его автобиографической прозы. В соответс вин с целью ставятся следующие задачи:

дать целостный анализ мифотворчества A.M. Ремизова, выявив в ею структурные компоненты и механизмы их взаимодействия;

определить особенности мифопоэтики автобиографического мет повествования А. Ремизова «Легенда о самом себе»;

исследовать поэтику автобиографического мифоромана «Подстр женными глазами».

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являет мифотворчество A.M. Ремизова, понимаемое как способ художественно мышления и как своеобразный способ самоанализа и самовыражения. Прс мет специального изучения составили книги-воспоминания автобиографт ского цикла «Легенда о самом себе» и мифороман «Подстриженными гла; ми», в котором воплощен многолетний опыт писателя.

Методология и методы проведенного исследования. Теоретик скую основу диссертационного исследования составили общие работы литературоведению (М. Бахтин, Ю. Лотман, Б. Успенский, В. .Топоре А.Пятигорский, М. Ямпольский, Т. Цивьян, Р. Барт, Г. Башляр), труды по ф лософии и истории культуры, теории мифа и символа (А. Белый, А. Лосі КЛеви-Стросс, К. Юнг, М. Элиаде, Н. Фрай, Дж. Фрэзер, К. Хюбш Дж.Кэмпбелл), исследования по мифопоэтике (А. Веселовский, Р. Якобсс Б. Гаспаров, Е. Мелетинский).

В диссертации использ)'ется метод структурно-функционально анализа, который позволяет:

наиболее глубоко исследовать природу и структуру мифотворчества;

раскрыть механизм и принципы мифомышления писателя;

выявить особенности мифопоэтики рассматриваемых автобиографическ произведений.

Научная новизна исследования. Диссертационная работа является ш иым в Республике Беларусь и СНГ исследованием, в котором разработа концепция мифотворчества A.M. Ремизова на материале его автобиограф ческих произведений.

В данной работе впервые:

дается целостный анализ мифотворчества как гармоничной эстетическ системы, в которой раскрываются принципы взаимодействия структурні компонентов (символистского, театрального, научного, философского, рет гиозно-мифологического);

раскрыты художественные принципы и приемы писателя, лосредств которых в автобиографической прозе «перевоссоздается» мифологизировг пая реальность (эпоха, литературное окружение) и творится «миф о сам' себе»;

.1

исследована мифопоэтика автобиографического метаповествования «Ленда'о самом себе», ее мифотворческие принципы, определяющие стилевой ілик писателя;

выявлены художественные особенности автобиографического мифорома-I «Подстриженными глазами», предложен н научно обоснован ряд катего-тльных признаков жанровой: природы произведения;

предпринята попытка исследования произведении A.M. Ремизова во аимосвязи и взаимодействии с различными культурными, этническими и ужгиозными традициями, что позволило осмыслить его творчество в кон-:ксте мировой культуры.

Практическая значимость. Материалы и результаты исследования огут быть использованы в учебных курсах, спецкурсах, спецсеминарах, при заработке учебных пособий по истории русской литературы начала XX века литературы русского зарубежья. Предполагается, что теоретические поло-ения и результаты, содержащиеся в диссертации, найдут дальнейшее ос^ ысдение в литературоведении.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Автобиографическая проза Ремизова - это материализовавшийся в
юрческом акте субстрат его мифомышления; это оригинальная художест-
гппая форма эстетического самовыражения и самоанализа, в которой создан
(лойчивый мифологизированный образ самого себя.

2. В основе мифотворчества Л. Ремизова лежит мономиф, тяготеющий
культурно-религиозному изоморфизму, который выражен сакральной диа-

раммой «гармоничной модели мира» и воплощает идею «единства, отра-сенного в гармонии множеств». Мономиф создает возможности для специ-іического синтеза жанров, стилей, форм повествования, а также генерирует ютишт-смыедовые и композиционные структуры каждого произведения, /груктурно-схематическое выражение мономифа соответствует струістуре іифотворчества, основанной на единстве синхронно взаимодействующих омпопептов (символистского, театрального, научного, философского, рели-позпо-мифологического).

  1. ((Легенда о самом себе» A.M. Ремизова представляет собой автобио-рафическое метаповеетвевакие с мифологической основой, в котором по-ледовательпо реализованы основные мифотворческие принципы писателя. Іозтика этого метаповествования моделируется по основным принципам іозтіікн мифа.

  2. В автобиографической прозе Ремизов демонстрирует новый способ удожествеппого мышления. Суть этого способа в многочисленных моти-іациоппьіх «вживлениях» в автономные мифотексты (метаповествователь-гость) и в дальнейшем углубленном переосмыслении своих же собственных іифогіовествований (автометаповествователыгоеть).

5. Книга воспоминаний «Подстриженными глазами» по ряду катег риальпых признаков соответствует жанру автобиографического мифорома и является своеобразным іслючом к мифотворчеству писателя, а также к г ішманню всех книг-воспоминаний, составляющих «Легенду о самом себе».

Личный оклад соискателя. Диссертация представляет собой сам стоятелыюе и оригинальное исследование. Соискателем разработана ко цепция мифотворчества A.M. Ремизова на материале его автобиографи1 скрй прозы.

Апробация результатов диссертации. По материалам диссертац были сделаны доклады па 4 международных конференциях:

  1. Международная конференция «Славянские литературы в коїгтекс мировой». Минск, 18 20 ноября 1997 г.

  2. Международная научно-теоретическая конференция «Теория практика изучения языков, литературы, и риторики в высшей и среди школе». Минск, 15 17 декабря 1997 г.

3.Международная конференция «Взаимодействие литератур в мирош

литературном процессе (Проблемы теоретической и исторической п

этики)». Гродно, 15-17 апреля 1998 г.

4. Международная научная конференция «Славянские литературы

контексте мировой». Минск, 17 19 октября 1999 г.

ОпублккЬпяішость результатов. Основные материалы изложены семи научных публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, общ-характеристики работы, трех глав, заключения и списка использованных и точников. Полный объем диссертации 123 страницы, в том числе спис использованных источников 17 страниц, 333 наименования.

Похожие диссертации на Автобиографическая проза А.М Ремизова (проблема мифотворчества)