Введение к работе
Актуальность темы исследования
В последнее время в современном литературоведении все чаще звучит мысль о необходимости изучения литературных явлений на рубеже эпох: нуждается в осмыслении закономерность процессов взаимовлияния рождающихся и сталкивающихся литературных течений. В этом отношении очень интересным автором является, на наш взгляд, Алексей Федорович Мерзляков (1778 - 1830), выступивший на грани XVIII - XIX веков, в эпоху формирования новых литературных направлений, и проявивший себя как теоретик, критик и историк русской литературы и незаурядный поэт. В допушкинское время по своему значению в русской литературной жизни поэт-профессор А.Ф.Мерзляков может быть смело поставлен на второе место после своего предшественника Н.М.Карамзина. Однако сейчас Мерзляков неоправданно забыт. Специальных работ, посвященных его творчеству, очень немного. Между тем, обращение к литературному наследию А.Ф.Мерзлякова - одного из первых теоретиков литературы, видного критика и поэта - представляется нам очень важным.
Теоретическое и критическое наследие А.Ф.Мерзлякова наглядно отразило период, когда старые классицистические тенденции закономерно уступают место зарождающимся новым романтическим и реалистическим, а его поэзия, особенно песенная лирика, дала богатый материал для наблюдения за формированием в отечественной литературе жанра "русской песни" - начала поисков демократичности, народности в русской литературе.
Кроме того, необходимость осмысления литературного творчества А.Ф.Мерзлякова в контексте русской литературы конца XYIII - начала XIX веков вызвана значительностью, неоднозначностью, противоречивостью его творчества и необходимостью конкретизировать эстетическую позицию поэта, уяснить соотношение его теории, критики и писательской практики, понять причины столь устойчивой и долговременной
популярности некоторых из его лучших "русских песен".
Научная новизна исследования состоит:
в предпринятой впервые в нашем литературоведении попытке изучения А.Ф.Мерзлякова и как теоретика и историка литературы, критика, и как поэта;
в определении эстетической позиции Мерзлякова и в осмыслении путей ее трансформации;
в определении места А.Ф.Мерзлякова в истории русской литературы;
в оценке Мерзлякова как одного из зачинателей процесса взаимовлияния литературы и фольклора.
Анализ творческого наследия А.Ф.Мерзлякова убеждает нас в том,что закрепленная сегодня за Мерзляковым оценка его как исследователя-эклектика и догматика, несостоятельна.
Цель исследования - изучение сложившихся в литературоведении XIX и XX веков точек зрения на литературное наследие А.Ф.Мерзлякова и определение подлинного своеобразия его теоретической мысли и художественной практики в период формирования новых литературных направлений.
Методологической и теоретической базой исследования являются труды крупнейших русских критиков и известных современных литературоведов. Автор опирается также на опыт кафедры литературы Тамбовского государственного университета в изучении литературы XIX века в ее взаимосвязях с фольклором.
В качестве основных источников исследования использованы теоретические и критические труды А.Ф.Мерзлякова, его песни и романсы, личная переписка, воспоминания современников и работы русских литературоведов нынешнего и прошлого столетий.
Практическая значимость диссертации. Материалы ее могут быть использованы в вузовском преподавании при подготовке общих и специальных курсов и семинаров по проблемам развития русской литературы конца XVIII - начала XIX веков, при написании студентами курсовых работ. Материалы диссертации регулярно использовались в работе с учителями, коллективами народного творчества.
Исследовательский метод диссертанта совмещает системный, сравнительно-типологический, идейно-тематический и структурно-аналитический подходы к творчеству А.Ф.Мерзлякова.
Проблематика и основные положения диссертации были апробированы в научных докладах на межвузовских научных конференциях: " Русский фольклор: проблемы изучения и преподавания " (Тамбов, 1991), " Творчество Евгения Замятина. Проблемы изучения и преподавания " (Тамбов, 1992), " Творчество Г.Р.Державина: проблемы изучения и преподавания (Тамбов, 1993), на научно-практических конференциях, на семинарских занятиях со студентами.
Полученные результаты обсуждались на заседаниях кафедры литературы Тамбовского пединститута.
Ряд основных выводов диссертации отражен в публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.