Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современном мире актуализируется потребность осознания человека как центральной фигуры, проявляющей сущностные характеристики социума и культуры в их эпохальном развитии. Понимание того, что каждая сменяющая друг друга эпоха оказывается взаимно связывающим переплетением микро и макромиров культуры, открывает новые возможности для философско-культурологического анализа ее сложных и многоликих феноменов. Одним из таких феноменов культуры является вкус как выражение того, что свойственно и значимо для каждого человека. «Вкус коммуникативен – в большей или меньшей степени он выражает то, что свойственно всем нам». Вкус как свойство и качество, присущее человеку, является элементом его деятельности и поведения, концентрируя главные признаки культурных эпох. В связи с этим, проблематике вкуса отводится одно из центральных мест в рамках философско-культурологического знания.
На сегодняшний день понятие вкус, сохраняя статус важнейшей категории эстетики, выходит за ее пределы, меняет и расширяет свое содержание, оказываясь в центре внимания философской антропологии и философии культуры. Отчасти это обусловлено ситуацией, укоренившейся в западной культуре к началу XXI века, обеспечившей смешение «вкусовых пристрастий», стилей, направлений различных культур и эпох. Утверждение родства с определенной традицией, взаимосвязь различных форм прошлого и настоящего, появившись как тенденция несколько столетий назад, и, получившая новую силу в условиях современности, вызывает споры и неоднозначно оценивается философами, культурологами и искусствоведами. Отсюда многоликость современных понятий о вкусе. При этом понятие вкус применяется в различных контекстах, трансформирующих его содержание. Оно дополняется знанием художественности, историчности или национальной индивидуальности. Однако отдельные знания в этом аспекте не имеют определенной систематичности, и, осмысление феномена вкуса на данный момент нуждается в категориальной четкости и приобретении методологической значимости.
Эпоха постмодерна, наряду с расширением понятия вкус, внесла в него свою своеобразную специфику, позволяющую говорить о нем как о культуроформирующем факторе. Актуальность рассмотрения феномена вкуса в данном ракурсе значительно увеличивает возможности его применения. Понятие вкус вошло в современную действительность, став необходимым элементом не только художественно-творческой деятельности человека. Вкус становится важнейшей категорией философско-антропологического анализа социума и культуры, объектом философского и культурологического рассмотрения.
Актуальность темы исследования состоит в особом философско-антропологическом рассмотрении данной проблематики, что дает возможность понимания вкуса как культуроформирующего фактора современной западной цивилизации.
Степень разработанности проблемы. Существует достаточный объем научной литературы, в которой освещаются вопросы понимания и развития вкуса, художественного вкуса. Однако философско-культурологический аспект выбранной тематики исследования позволяет выйти за пределы рассмотрения вкуса историей искусств, а также оставить вне рассмотрения процесс вкусообразования в определенных видах искусства.
В процессе исследования избранного аспекта проблемы заслуживают внимания работы таких авторов как Винкельман И., Гартман К., Гулыга А., Лосев А., Каган М., Костяев А., Кант И., Марков Б., Шпенглер О., Эйдинова В., в которых феномен вкуса становится объектом философско-культурологического осмысления.
В работе учитывается комплекс исследований, позволяющий рассмотреть и проанализировать содержание понятия вкуса, его место в системе философских понятий: Баткина Л., Бердяева Н., Бёрка Э., Борева Ю., Будылиной С., Бычкова В., Винкельмана И., Гадамера Х., Гегеля Г., Гоббса Т., Грасиана Б., Грушевицкой Т., Гуревича П., Дюфрена М., Канта И., Кантора А., Костюшина М, Конева Ф., Крёбера А., Лосева А., Наумова С., Наумовой Т., Несмеянова Е., Никитиной И., Никитича Л., Соловьева В., Татаркевича В., Толстых В., Фенькиной Р., Франкла В., Шиллера Ф., Шестакова В., Шпенглера О.
Рассмотрение вкуса как антропологического феномена западной культуры представляется возможным с помощью таких понятий как эстетический вкус, художественный вкус, стиль, красота, прекрасное, возвышенное, безобразное. В диссертационном исследовании, в качестве перспективных, используются подходы в определении данных понятий, обоснованные Алпатовым М., Баткиным Л., Бачининым В., Бердяевым Н., Бурдье П., Винкельманом И., Грасианом Б., Гуревичем П., Иониным Л., Кириленко С., Коганом Л., Крёбером А., Лихачевым Д., Лосевым Л., Скатерщиковым В., Соколовым А., Соловьевым В., Хейзингом И., Хайдеггером М., Шпенглером О., Эйдиновой В., Яковлевым Е.
Раскрыть проблему зарождения идеи вкуса в западноевропейской культуре, выявить особенности предпонимания вкуса и художественного вкуса, формирующиеся в контексте учений о красоте в античности во многом помогли труды Антисери Д., Асмуса В., Аристотеля, Лосева А., Мотрошиловой Н., Платона, Реале Д., Тахо-Годи А.
Философские идеи красоты, вкуса, многообразные и сложные по своей сути, получили особое звучание в эпоху Нового времени, где они нашли свое отражение в эстетике, этике, педагогике, литературе, поэзии. В немалой степени специфика понимания вкуса в контексте учений о красоте XVII – XVIII вв. формировалась теориями английского, французского и немецкого Просвещения. Наибольший интерес представили работы, в которых представлена классическая теория вкуса и раскрыты особенности понимания вкуса в эпоху Нового времени: Асмуса В., Бёрка Э., Вейса Ф., Винкельмана И., Вольтера М.Ф.А., Гегеля Г.В.Ф., Гельвеция К., Гердера И, Джерарда А., Женетт Ж., Канта И., Ларошфуко Ф., Локка Д., Мерсье Л.-С., Мильчиной В., Нарского И., Руссо Ж.-Ж., Смита А., Тушар-Лафосса Ж., Хатчесона Ф., Шефтсбери Э., Шиллера Ф., Юма Д.
В диссертации учитывается комплекс исследований, позволяющий выявить специфику неклассических и постнеклассических теорий вкуса: Бодрийяра Ж., Делёза Ж., Кьеркегора С., Лиотара Ф., Маньковской Н., Московичи С., Ницше Ф., Ортеги-и-Гассета Х., Шопенгауэра А.
Основные направления современного понимания вкуса как антропологического феномена, включая аксиологические и онтологические аспекты, проанализированы на основании работ Антоновой Л., Башляра Г., Гвардини Р., Мамардашвили М., Хайдеггера М., Шелера М.
Тема теоретического осмысления процессов, протекающих в культуре в условиях мировой глобализации, проявляется в исследованиях отечественных мыслителей: Голуб-Бережной М., Зиновьева А., Разлогова К., Маркова Б., Романовой Л., Огурчикова П., Бычкова В., Маньковской Н. Методологические основы постижения культурных феноменов также можно найти в вышеперечисленных трудах.
Методологические и теоретические основания исследования. Проблема культурных феноменов входит в предмет исследования философии культуры, культурологии, искусствоведения, истории, социологии. В связи с этим, диссертационное исследование имеет междисциплинарный характер и базируется на использовании общенаучной методологии (эмпирические и теоретические методы).
Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составили исследования зарубежных и отечественных ученых по проблемам философии культуры и философской антропологии. Выбор конкретных исследовательских методов определяется сложностью и многогранностью проявления феномена вкуса в философии культуры.
В диссертации используется диалектический метод, позволяющий выявить наиболее общие закономерности развития представлений о вкусе в западноевропейской культуре, проследить трансформацию представлений о вкусе в контексте учений о красоте.
Решение задачи рассмотрения вкуса как культуроформирующего фактора вызвало необходимость привлечения методов структурно-функционального подхода.
Методологической основой диссертации является системный подход, который ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Применение системного метода позволило выявить необходимый и достаточный набор характеристик экранной культуры как механизма вкусообразования в эпоху глобализации.
Вспомогательными инструментами для выявления специфики избранного объекта послужили сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный методы, позволяющие выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого объекта, произошедшие изменения, провести исторические параллели, анализируя особенности классических, неклассических и постнеклассических представлений о вкусе.
Объектом диссертационного исследования является вкус как феномен западной культуры.
Предмет исследования – вкус как антропологический, онтологический и аксиологический феномен, как формирующий фактор современной западной культуры.
Цель исследования: раскрыть закономерности трансформации представлений о вкусе в западной культуре, дать сущностную характеристику вкуса как антропологического феномена.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- дать общую характеристику теорий вкуса в контексте учений о красоте в западной культуре, рассмотреть и проанализировать содержание понятия вкуса, учитывая его место в системе философского знания;
- показать специфику понимания вкуса и художественного вкуса в античной культуре, проанализировать методологические подходы к раскрытию идеи вкуса в эпоху Нового времени;
- выявить концептуальные основания неклассического и постнеклассического понимания вкуса;
- проанализировать основные направления современного понимания вкуса как антропологической ценности, онтологического феномена;
- рассмотреть характерные особенности и механизмы вкусообразования в современной западной культуре в условиях глобализации мировых процессов.
Научная новизна работы состоит в комплексном, системном философско-культурологическом исследовании проблемы вкуса в истории философии и культуры, что позволяет произвести следующую оценку полученным результатам:
- дана общая характеристика теорий вкуса в контексте учений о красоте в западной культуре, проанализировано содержание понятия вкуса и его место в системе философского знания;
- раскрыта специфика понимания вкуса и художественного вкуса в античной культуре, проанализированы методологические подходы к раскрытию идеи вкуса в эпоху Нового времени;
- выявлены концептуальные основания неклассического и постнеклассического понимания вкуса;
- проанализированы основные направления современного понимания вкуса как антропологической ценности, онтологического феномена;
- рассмотрены характерные особенности и механизмы вкусообразования в современной западной культуре в условиях глобализации мировых процессов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Вкус как способность человека судить об эстетических качествах действительности, воспринимать и оценивать, различать и чувствовать концентрирует возможности рационального и иррационального познания. Вкус, участвуя в формировании человеческой чувственности и видения мира, пополняет знания о бытии, он есть средство для познания и самопознания человека, поддерживая имеющиеся его потенциальные возможности. Эмпирическая способность человека различать сладкое, кислое, соленое, острое и горькое как субъективная способность оценивать и судить о вкусовых ощущениях порождает метафору, в которой «вкус» переносится из сферы телесности в сферу субъективности, где рассматривается в более широком значении – как инструмент распознавания свойств и качеств предметов объективного мира. Понятие вкуса как антропологической возможности, и, в целом, способности воспринимать и наслаждаться, судить и оценивать, постепенно трансформируется в категорию, отражающую сущностную характеристику культуры. Вкус – понятие историческое, контекстуальное, его содержание отражает мировоззренческие установки, господствовавшие в определенные культурно-исторические периоды.
2. Понимание вкуса и художественного вкуса формируется в античности в контексте учений о красоте, в которых ее качественные и количественные характеристики позволяли рассматривать прекрасное в зависимости от числовых пропорций (космологическая эстетика пифагорейцев), в соотношении с принципом человек-мера (софисты), как категорию, содержание которой раскрывается посредством таких понятий как благо, любовь, добродетель, справедливость (Сократ), цельность идеи (Платон), порядок и слаженность (Аристотель), удовольствие (эпикуреизм). Категория вкуса в классических теориях Нового времени, представленная как гносеологическая, мыслится в соотношении с целостностью и образностью. Господствующий принцип целостности предполагает рассмотрение вкуса во взаимосвязи детального и цельного, сознательного и подсознательного, эмоционального и рационального в восприятии прекрасного, которое соотносится с добрым, истинным, полезным. Вкус трактуется как мера и граница, как способность суждения, присущая человеку, как ценность, проявляющаяся в высшем принципе познавательной деятельности человека. Вкус преобразуется в механизм прогрессивного развития человеческого общества, а его познавательная и воспитательная функции становятся доминирующими.
3. Вкус в неклассическом понимании – отражение иррационального, выходящего за пределы рационального и чувственного познания. Наполнение новым содержанием философско-культурологической категории прекрасного обусловлено акцентуацией выразительного, занимательного, интересного. Мера вкуса в рамках модернистской субъективности задана художественным опытом. Разнообразие вкуса в системе модерн проявляется в узаконивании творческой свободы общения с формами безобразного, использовании разнообразных форм художественно-вкусовых решений, таких как упрощение и повторяемость форм, сознательное смешение художественных элементов, создающее особые условия для синтеза. Постнеклассическое понимание вкуса связано с эпохой постмодерна, фиксирующей поворот в духовной жизни западноевропейской культуры второй половины XX века, кардинально меняющей классические и неклассические представления о вкусе. В постмодернизме разрушаются представления о вкусе как о мере и границе. Утрачивается сама способность судить, редуцируется к различению и чувству стиля, ризомному отношению к многообразным эстетическим проявлениям в действительности.
4. Преобладание онтологической проблематики над гносеологической в философии культуры второй половины XIX – XX столетия выявляет новые грани вкуса как культурного феномена, вовлекающего человека не только в целостное, но и в фокусирующее поле бытия, самоорганизованного знаковыми формами. Человек осуществляет выбор значимых смыслов из множества потенциальных комбинаций, присутствующих в духовной культуре, разрабатывает их и выражает через соответствующие символические формы. Вкус приобретает статус антропологической ценности. Антропологизм дает в полном объеме представление о насыщенности бытия и человеческой целостности, определяющей правовое положение вкуса в философской антропологии. Вкус, становясь характерной чертой культуры, тесно функционирует с образом жизни человека, отражает его мировоззренческие установки. Вкус как способность суждения есть выработанный веками, абстрактный и реально существующий, аксиологически и онтологически заданный антропологический феномен, обусловленный культурой.
5. Процессы глобализации современного мира, формируя новое культурное пространство, общемировую систему, основанную на информационной открытости мира, технологической революции, способствуют укоренению новых механизмов вкусообразования в современной западной культуре. Новые экспериментальные виды искусства, возникшие на мультимедийной основе в кино, телевидении, современных шоу, в компьютерной графике, компьютерных инсталляциях, интерактивном искусстве оказывают значительное воздействие на формирование вкуса. Экранная культура является мощным механизмом вкусообразования в современной глобализирующейся культуре и представляет собой развивающуюся систему таких взаимосвязанных элементов как кинокультура, телекультура и компьютерная культура, системообразующим признаком которых является представление информации в аудиовизуальном и динамичном виде. Новые механизмы вкусообразования появившиеся в условиях глобализации мировых процессов, меняют сам статус вкуса, превращая его в объект манипуляции общественным мнением.
Научно-практическая значимость результатов исследования. Практическая значимость исследования состоит в том, что его материал может быть использован для совершенствования учебных курсов «Мировая культура и искусство», «Культура ХХ века». Материалы диссертационного исследования включены в чтение вузовских курсов по философии и культурологии. Результаты диссертационного исследования могут быть реализованы в практике педагогической работы, при разработке учебных пособий, курсов по философии культуры, спецкурсов по эстетике и этике.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования применялись при разработке и чтении автором учебных курсов по философии и культурологии. Материалы работы использовались при разработке УМК по философии, культурологии, нашли отражение в статьях, докладах на всероссийских и внутривузовских конференциях, в том числе:
- доклад на тему: «Философский анализ художественного вкуса» на Межвузовской научно-практической конференции «Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг» (г. Ростов-на-Дону, РАС ЮРГУЭС, 2008 г.);
- доклад на тему: «Эстетическое сознание в становлении и развитии художественного вкуса личности» на Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы межкультурных коммуникаций: язык, культура, общество» (г. Ростов-на-Дону, СКНЦ ВШ, 2009 г.);
- доклад на тему: «Прекрасное в антично-эстетической мысли» на Межвузовской научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, РАС ЮРГУЭС, 2009 г.);
- тезис на тему: «О проблеме научного подхода к социалистическому искусству» на Межрегиональной научной конференции молодых ученых, посвященной 10-летию журнала «Гуманитарные и социально-экономические науки» (г. Ростов-на-Дону, СКНЦ ВШ, 2009 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы из 255 наименований. Общий объем диссертации составляет 150 страниц.