Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре Бурлуцкая Елена Владимировна

Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре
<
Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бурлуцкая Елена Владимировна. Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Ростов-на-Дону, 2003.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/378-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты изучения традиционности и нетрадиционности в религии как социокультурном феномене 13

1.1. Культурологическое содержание традиционности и нетрадиционности и специфика их проявления в религии 13

1.2. Традиционность и нетрадиционность как качественные характеристики динамики элементов религиозного комплекса 32

ГЛАВА 2. Культурно-исторические формы трансформации традиционного содержания религии 50

2.1. Взаимообусловленность традиционного и нетрадиционного в мистицизме (на примере христианства и ислама) 50

2.2. Трансформация традиционного содержания религии в сектантских движениях в истории культуры России 79

ГЛАВА 3. Формирование традиционного содержания в нетрадиционных религиях современной культуры 94

3.1. Соотношение традиционного и нетрадиционного в становлении новых религий 94

3.2. Перспективы традиционализации новых религий в культурно-историческом процессе 116

Заключение 129

Литература 132

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На современном этапе социально-политической, экономической и духовной трансформации российского общества значительно активизировался религиозный фактор, свидетельствующий о новой роли религии в секуляризованном мире. Деятельность религиозных сообществ приобретает значительное влияние на социальную жизнь. Религия, воспринимающаяся частью общества как сокровищница культурного, духовного потенциала, нередко заявляет о себе в качестве силы, способной решить глобальные проблемы цивилизации и преодолеть углубляющийся социокультурный кризис. Проблемы значения религии в истории культуры стали объектом пристального общественного интереса и многочисленных дискуссий.

Религия как форма общественного сознания и специфический феномен культуры взаимодействует с другими явлениями культуры (философией, наукой, искусством и т.п.). Культура выражает способ деятель-ностного существования человека. Она обусловливает рациональное упорядочивание, систематизацию эмпирического опыта в процессе освоения человеком природы и постижения им антропологического и социального смысла бытия. Посредством религии культура транслирует общечеловеческие ценности и придает экзистенциальное значение самопознанию человека. Глобальные цивилизационные процессы современности влияют на трансформацию религиозных форм и их содержание, ускоряют их эволюционное развитие и, следовательно, изменяют исторически сложившееся соотношение традиционных и нетрадиционных компонентов религии. Это актуализирует необходимость исследования изменений состояния религиозности общества в рамках таких понятий культурологии, как «традиционность» и «нетрадиционность».

Выявление специфических особенностей культурологических понятий «традиционность» и «нетрадиционность» по отношению к религии позволяет определить общие черты и точки соприкосновения традиционных и нетрадиционных религий, тенденции эволюционных изменений религиозных систем, прояснить основные характеристики религиозной ситуации в современном обществе, дать прогностические модели развития религий, создать общетеоретическую, концептуальную основу для рекомендаций по вопросам урегулирования межконфессиональных и государственно-церковных отношений, а также создания научно-методических разработок для государственных структур, осуществляющих реализацию политики государства в отношении религиозных объединений. В связи с этим актуализируется потребность в научном анализе причин и способов преодоления кризисных явлений в межконфессиональных отношениях, сущности феномена нетрадиционных религий, что создает теоретико-методологическую базу для совершенствования правовых механизмов, направленных на устранение возможного деструктивного влияния этих религиозных направлений на своих адептов.

Систематизация научного знания о феноменах традиционности и нетрадиционности в религии позволяет описать процесс становления новых религиозных систем, эволюцию религии от нетрадиционной к традиционной форме, закономерности последующего развития и трансформации религии. Изучение соотношения традиционности и нетрадиционности позволяет прояснить механизм функционирования религиозных систем, выявить его социально-позитивные и социально-негативные тенденции, определить допустимые границы взаимосвязи религии с различными формами светской культуры. Данное исследование, проводимое в рамках философии культуры с использованием религиоведческого материала, рассматривает недостаточно изученное соотношение тради-

5 ционности и нетрадиционности как форм реализации религиозного содержания в культурно-историческом процессе.

Степень разработанности проблемы. В контексте изучения религии как социокультурного феномена особое значение с методологической точки зрения имеют исследования по философии культуры и философии религии С.С. Аверинцева, Д. Белла, В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова, П.С. Гуревича, М.С. Кагана, Н.С. Капустина, Ю.А. Кимелева, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, Л.Н. Митрохина, А. Моля, М.Г. Писманика, А. Тоффлера, И.Н. Яблокова и др. Проблемы роли и значения традиции и новации в развитии культуры и религии освещаются в работах А.А. Велика, Г.В. Драча, Б.С. Ерасова, А.Н. Игнатовича, Б. Иэрхарта, Д. Най-па, Г.Е. Светлова, К.М. Хоруженко и др. Основные теоретические положения, сформулированные этими учеными, нашли свое отражение в данном исследовании традиционности и нетрадиционности как форм религии, обусловливающих ее развитие.

Непосредственное отношение к изучаемой проблеме имеют исследования П. Антеса, Е.Г. Балагушкина, А. Баркер, П.С. Гуревича, Л.Н. Митрохина, А.А. Ткачевой, Н.А. Трофимчука, Р. Флаше, М. Элиаде и др., посвященные традиционным и нетрадиционным религиям. В работах этих авторов рассматриваются феномены традиционных и нетрадиционных религий, предпосылки их возникновения и распространения, показываются проблемы взаимоотношения нетрадиционных религиозных новообразований с традиционными структурами. Первостепенное значение в изучении нетрадиционных религий и внеконфессиональной религиозности имеет целый ряд работ П.С. Гуревича («Спасет ли мессия? Христомания в западном мире» (М.,1981), «Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы» (М.,1985), «Возрожден ли мистицизм?» (М., 1984) и мн. др.)- В данных исследованиях анализируются культурно-исторические истоки этих явлений, специфика их функционирования в современном обществе и тенденции их развития в ситуации кризиса духовной культуры.

Специфические черты традиционности и нетрадиционности проявляются в динамике элементов религиозного комплекса, что обусловливает анализ исследований в области религиозного сознания, культа, организации (Ю.А. Борункова, М. Вебера, В.И. Гараджи, Б.А. Лобовика, Э. Трельча, Д.М. Угриновича, А.Б. Черткова, и др.). Особо следует отметить работу Е.Г. Балагушкина «Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ» (М., 1999), в которой основное внимание уделяется морфологическому анализу нескольких нетрадиционных религий российского происхождения и, кроме общей религиоведческой характеристики, дается анализ организационно - институциональных, культовых и вероучительных особенностей.

Для исследования культурно-исторических форм, в которых трансформируется традиционное содержание религии, немаловажное значение имеют работы по мистицизму традиционных религий и сектантству. Мистицизм христианства и ислама по своей сущности является феноменом, содержащим нетрадиционный потенциал, что отмечают такие исследователи как В.В. Бибихин, П.С. Гуревич, У. Джеймс, Ю.А. Кимелев, М.Т. Степанянц, Е.А. Торчинов, С.С. Хоружий, А. Шиммель и др. Этими авторами анализируются взаимоотношения мистиков с традиционными институтами, нетрадиционная интерпретация данных мистического опыта, канонических догматов и ритуалов.

Модификация традиционных религиозных принципов с последующим созданием независимой организационной структуры наблюдается в сектантских движениях. Этот момент осмысливается в работах А.И.

7 Клибанова, Н.М. Никольского, А. Эткинда и др. Эти ученые на конкретном историческом материале православного сектантства показывают как трансформируется и закрепляется иное понимание традиционного содержания религии.

Роль традиционных воззрений при формировании принципов новых религий подчеркивают П. Антее, С.С. Благов, И.Р. Григулевич, А.Н. Игнатович, Б. Иэрхарт, Г.Е. Светлов, А.А. Ткачева и др. Аспект, раскрывающий перспективы новых религий и возможности их превращения в традиционные структуры, присутствует в работах Е.Г. Балагушкина, А. Тоффлера, Р. Флаше и др.

В целом, следует отметить, что авторы, исследующие проблему нетрадиционных религий, не дали развернутых и обоснованных определений религиозной нетрадиционности, ограничиваясь отдельными характерными чертами. Это является следствием того, что понятие нетрадиционность в религиях, как правило, рассматривается вне взаимосвязи с понятием традиционности. Поэтому проблема соотношения традиционных и нетрадиционных форм, в которых реализуется содержание религии не стала предметом специального исследования. Это обстоятельство актуализирует данный анализ проблемы, обусловливает конкретную формулировку темы, постановку цели, выделение объекта, предмета, а также определение задач исследования.

Объектом диссертационного исследования выступают традиционность и инновационность (нетрадиционность) как факторы, обусловливающие развитие культуры.

Предметом диссертационного исследования является соотношение традиционного и нетрадиционного компонентов религии, посредст-

8 вом которого реализуется содержание культурно-исторических форм религии.

Цель исследования составляет выявление специфики соотношения традиционных и нетрадиционных компонентов в религиозной системе и выявление характера их взаимосвязи в процессе эволюции религии.

Объект, предмет и цель исследования потребовали решения следующих задач: рассмотреть религию как специфическую форму культуры, для характеристики развития которой применимы такие культурологические понятия, как «традиционность» и «нетрадиционность»; определить содержание понятий «традиционность», «нетрадиционность», уточнить термины «традиционная религия», «нетрадиционная религия»; выявить сущностные характеристики традиционности и нетрадиционности как форм реализации содержания религии; определить сущность, структурную специфику проявления традиционных и нетрадиционных компонентов религии; выявить и раскрыть особенности эволюции религиозных систем с учетом дисбаланса традиционного и нетрадиционного компонентов; определить причины и механизмы трансформации традиционного содержания религии; проанализировать роль традиционного религиозного компонента в процессе создания современных нетрадиционных религий и спрогнозировать перспективы традиционализации этих религиозных течений.

Методологическая и теоретическая основа исследования. В качестве теоретической базы нами используется деятельностныи подход к определению культуры, разработанный В.Е. Давидовичем, Ю.А. Ждановым, М.С. Каганом, Э.С. Маркаряном и др. Методология диссертационного исследования основывается на концепции религиозного синкретизма Н.С. Капустина, которая характеризует религию как целостную, противоречивую, синкретическую систему. В данной работе предполагается, что существование и эволюция религии обусловливается в значительной степени взаимовлиянием традиционного и нетрадиционного компонентов.

Для реализации поставленных задач и проверки исходных положений использованы системный подход как общенаучный метод теоретического и практического исследования в различных областях гуманитарного знания, методы типологического и структурно-функционального анализа.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что: выявлено культурологическое содержание понятий «традиционность» и «нетрадиционность», определена их роль как факторов развития культуры вообще и религии в частности; уточнены понятия «традиционная религия», «нетрадиционная религия», раскрыты принципы соотношения традиционного и нетрадиционного компонентов в религиях; определена специфика реализации традиционности и нетрадиционности в различных элементах религиозного комплекса; изучены особенности эволюции религиозных систем в контексте дисбаланса традиционного и нетрадиционного компонента; исследованы механизмы трансформации традиционного содержания религии под влиянием нетрадиционного компонента; выявлены причины, обусловливающие возникновение нетрадиционной религиозности в истории культуры; определены некоторые тенденции эволюции современной религиозной ситуации на основе анализа традиционных и нетрадиционных религий.

Основные положения, выносимые на защиту;

1) Развитие культуры осуществляется на основе взаимодействия традиций и новаций, соотношения статичного и динамичного элементов. Религия как специфическая форма культуры и социальный институт ориентируется на авторитет, традицию и стремится нейтрализовать дей ствие глубоких культурных инноваций. Однако, эволюция самой рели гии осуществляется благодаря активности ее традиционного и нетради ционного компонентов.

Традиционность и нетрадиционность являются необходимыми качествами любой культурно-исторической формы религии. Традиционность проявляется в реализации содержания религии, выражающегося в исторической устойчивости, консервативности, инерционности, преемственности, массовости, компромиссном отношении к светскому образу жизни и светской культуре. Нетрадиционность заключается в такой реализации содержания религии, которое отличается преобладанием инновационного элемента, бессистемностью, эклектичностью, динамичностью, оппозиционностью, автономности, приоритетом индивидуального религиозного опыта.

Традиционность и нетрадиционность присутствует во всех структурных элементах религиозного комплекса и отражается в процес- се его эволюции. В зависимости от стадии эволюции религии можно выделить следующие формы соотношения традиционного и нетрадиционного компонентов: подчинение нетрадиционного традиционности и подчинение традиционного нетрадиционному.

Традиционные религии содержат в себе нетрадиционный потенциал, выражающийся в виде неканонического мистического опыта и гетерогенности религиозных мнений, ведущих в конкретных исторических условиях к возникновению сектантских движений, но до определенного момента эта нетрадиционность подавляется традиционным компонентом.

В нетрадиционных религиях традиционный компонент сохраняется в силу преемственности религиозных идей и принципов, генетически унаследованных из традиционной религии, и соединяется в процессе религиозного синкретизма с инновационным компонентом при становлении религиозного содержания новой религиозной структуры на правах подчиненного начала.

Традиционный элемент в содержании новых религиозных движений имеет тенденцию к превращению в основной компонент религиозного содержания благодаря таким общекультурным и внутриструктур-ным системным факторам как ценностная ориентированность, ассими-лированность с культурно-исторической традицией, легализация, инсти-туализация.

Научно - практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что:

1) материалы диссертационной работы могут быть использованы в курсах и спецкурсах по культурологии, истории и философии религии, в

12 научно-консультативной работе по проблемам религиозной культуры и религий в современном мире;

2) выводы и результаты исследования позволяют глубже, всесторонне и объективно оценить процессы эволюции религий и могут быть привлечены для разработки научно обоснованных рекомендаций административным органам (органам светской власти), обеспечивающих правовой режим деятельности религиозных организаций, практику взаимоотношения религиозных и государственных структур.

Апробация работы. Отдельные аспекты исследования рассматривались на III Философском конгрессе в г.Ростове-на-Дону (2002 г.); обсуждались на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии Ростовского государственного университета, на заседании отдела социальных и гуманитарных наук СКНЦ ВШ. Ряд положений диссертации использовались при чтении лекций и проведении семинарских занятий для студентов Ростовского государственного университета. Содержание исследования отражено в 4 публикациях автора общим объемом 0,5 п.л.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы. Текстовый объем работы 143 стр., библиография имеет 160 наименований.

Культурологическое содержание традиционности и нетрадиционности и специфика их проявления в религии

Процессы секуляризации и просвещения, обусловившие принципы существования современной цивилизации, способствуют снижению значимости влияния религии на общественное развитие, ограничению ее воздействия на индивидуальное сознание и появлению критического подхода к догмам и основам веры. В тоже время духовные и социально-экономические проблемы современности порождают новый всплеск религиозных исканий. Традиционные религии, в силу своего консерватизма, недостаточно быстро реагируют на изменяющиеся условия существования религии и обострившиеся религиозные потребности общества. В этих условиях возникают и широко распространяются религиозные новообразования, чутко улавливающие общественные настроения. Исходя из этого, актуализируется значимость исследований, посвященных проблемам модернизации традиционных религий и вопросам становления и развития нетрадиционных религий. Религия, выступая в качестве социокультурного феномена, является важнейшим звеном культуры и влияет на «...все содержательные элементы духовной жизни общества - обычаи, нормы, ценности, смыслы и знания».1 Поэтому исследование методами философии и культурологии религиозных явлений в контексте изменения условий социокультурной жизни современного общества является актуальной проблемой современного гуманитарного знания.

Культура функционирует как системная целостность. Однако в ней концентрируются элементы и свойства, противоречивые по своей природе: массовое взаимодействует с элитарным, новое с архаичным, рациональное с иррациональным, прогрессивное с консервативным, религиозная вера с суевериями и пр. Присутствие подобных компонентов в культуре выражает две взаимосвязанные стороны культуры, характеризующиеся динамичностью и инерционностью. Устойчивые моменты -это культурные традиции, осуществляющие связь прошлого, настоящего и будущего, обеспечивающие освоение и преемственность культурных ценностей. Традиции, обычаи, обряды - это нормативные образования культуры, в которых, по мнению В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, «...воспроизводятся схемы культуры, обеспечивается ее трансляционная роль, передача сущности и смысла культуры от поколения к поколению в орудийно-предметной и знаковой форме».1 Обычаи и обряды существуют в рамках традиции, но при этом они не столь утилитарны как традиция, которая обращена к «...широким собственно духовным образованиям» и «...кристаллизует устойчивые формы поведения, утверждая на-личный образ культуры». Консервативность традиций в зависимости от социального источника имеет как прогрессивную, так и реакционную направленность, а само понятие «консервативность» не несет негативной оценки традиций как формы культуры.

Традиции ориентированы на сохранение прошлого, подавление и нейтрализацию культурных инноваций, разрушающих «идеальное состояние». Культурный процесс сохранения обеспечивается институали-зированными и традиционными формами культуры, прежде всего религией и народным творчеством. Источником изменения выступают эндогенные факторы, находящиеся внутри культурной системы (контркультура), или экзогенные, внешние по отношению к культуре, факторы (экспансия ценностей иных культур), которые активизируются в период кризиса собственных культурных ценностей. Механизм новаций разрушает автоматизм традиций и вносит в культуру элементы неопределенности и выбора. Тем самым придается культурным процессам динамизм и обеспечивается способность к самоорганизации культуры.

Исходя из деятельностного подхода в определении сущности культуры (В.Е.Давидович, Ю.А.Жданов, М.С.Каган, Э.С.Маркарян и др.), последняя характеризует процесс преобразовательной и творческой деятельности человека и общества, имеющей конкретные результаты. Куль-туросозидание совершается в области материального и духовного производства, которые взаимодействуют друг с другом: в материальных предметах воплощаются идеи, знания, цели людей, а идеальные продукты аккумулируют свойства материальных объектов. Религия также имеет социальную природу, поскольку выступает способом отражения природной и социальной действительности в сознании человека, объясняющего бытие и причины развития мира действием сверхъестественных сил. Таким образом, и религия является частью «...культуротворческих усилий человека в освоении мира и устройстве общественной жизни».

Развитие культуры сопровождается возникновением и специализацией культурных форм, относительно обособленных друг от друга. Начальная стадия освоения мира человеком характеризуется первобытно-синкретическим типом культуры, в которой наблюдается нерасчлененность и отсутствие дифференциации в явлениях культуры. При этом мифология составляла духовную сферу, объединяющую искусство, магию, религиозные верования, нравственность, примитивные знания о мире и пр. Постепенно происходит вычленение из общего мифологического комплекса специализированных форм духовной культуры — религии, философии, науки и т.д. С одной стороны, эти феномены культуры могут рассматриваться в самостоятельном измерении, а с другой - они взаимодействуют, образуя единство и целостность культуры. Долгое время религия играла абсолютизирующую роль, воздействуя на разные сферы культуры. Но с секуляризацией общественной жизни она утрачивает свои позиции. Однако на концептуальном и общественно-психологическом уровнях происходит «...идентификация этнокультурной и религиозной принадлежности. Даже те области этнокультуры, которые определяются как светские, несут в себе реминисценции религий своих народов». Итак, даже в светских формах культуры отражаются и фиксируются религиозные влияния.

Традиционность и нетрадиционность как качественные характеристики динамики элементов религиозного комплекса

Религия продуцирует особый тип мировоззрения и является специфическим видом человеческой деятельности, отражает действительность и оказывает существенное воздействие на различные формы культуры. Религия функционирует в обществе в качестве системы, структурно состоящей из трех элементов - религиозного сознания, культа, организации.

Понятия «культ» (от лат. cultus - почитание) и «культура» (от лат.сиїгшга - возделывание, воспитание, образование) в этимологии демонстрируют различие, но сходство в написании этих терминов породило идею о религии как творческой первопричины всей культуры. Мысль о религиозных корнях культуры была озвучена на Архиерейском соборе

2000 г. и прописана в «Основах социальной концепции Русской православной церкви». В религиозных концепциях прослеживается зависимость культуры от надмирной природы культа и религии в целом.

Так, русский религиозный философ П.А.Флоренский абсолютизировал значение религиозного культа как способа определения подлинной шкалы ценностей, выходящей за пределы культуры. Религиозный культ, по мнению П.А.Флоренского, заключает в себе единство трансцендентного и имманентного, чувственного и рационального, духовного и телесного. Именно культ определяет миропонимание, обуславливающее культуру.1 В католической традиции культура также определяется религией, культом. «Все иные религии, кроме религии католической, - пишет Ж.Маритен, - составляют необходимую часть определенных культур, культур приспособленных к определенному этническому духу и определенной исторической формации. Лишь католическая религия, будучи сверхприродной, пребывает абсолютно трансцендентной, стоит над культурой, над расой, над нацией».2

Однако со светской точки зрения, культура является порождением рационально-практических и духовных потребностей человека и общества, религия предстает как социокультурный феномен, а культ выступает одним из элементов религиозного комплекса.

Изучение динамики религий (традиционных и нетрадиционных) необходимо проводить, учитывая закономерности существования ее в качестве сложной системы, допускающей различные варианты и уровни. В ней можно выявить традиционные и нетрадиционные компоненты и проследить последовательное изменение соотношения этих двух начал. При этом, функционирование религии осуществляется не отдельными компонентами, а всей целостностью, и изменение на каком-либо уровне сопровождается изменениями во всей системе. Религиозные системы в течение всего своего существования не остаются неизменными, а развиваются в ходе исторического процесса, изменяются под влиянием социокультурных условий. Эволюция религии сопровождается изменениями качественных характеристик внутренней структуры религиозной системы. Подобные преобразования выявляются при анализе динамики традиционности и нетрадиционности в каждом элементе религиозного комплекса.

Религия представляет собой специфичное образование, имеющее дифференцированные элементы, связанные между собой посредством различных связей. Религиозное сознание является определяющим по отношению к другим элементам религии. В зависимости от религиозных представлений и идей формируется и изменяется культовая сторона религии, они влияют на систему религиозной организации. К области религиозного сознания относятся религиозные образы, представления, настроения и чувства верующих, составляющие обыденный уровень (религиозная психология), и систематизированная совокупность понятий, идей, принципов, аргументаций, концепций, представляющих теоретический уровень (религиозная идеология).

Взаимообусловленность традиционного и нетрадиционного в мистицизме (на примере христианства и ислама)

В монотеистических религиях в качестве объекта поклонения выступает идея Бога - устойчивого, тождественного, трансцендентного существа, противоположного конечному, смертному человеку. Но положение о полной трансцендентности Бога любым эмпирическим формам познания существует одновременно с возможностью его познания особым мистическим способом. Контакт человеческой души с Богом переводит его из вечности во временное, преходящее существование. Но путь созерцания Бога человеком и растворение в нем, выход за пределы своего конечного существования лежит через аскетизм и умерщвление плоти, отказ от культурных ценностей и сложившихся форм общественной жизни. Мистицизм выдвигает учение, которое делает для человека достоверной идею Бога и обладание истинным знанием, но все остальные сферы жизни приносятся ради этой идеи в жертву. Но подобный путь неприемлем для большинства людей, он предназначен немногим исключениям из общего правила. Остальным предлагается приобщиться к Богу посредством совершения обряда и правильности следования преданию, а непосредственное единение с Богом (вхождение в Царство) мыслиться в «будущем веке». Набор символических, строго регламентированных действий (культ) формализует религиозную жизнь, и живое ощущение трансцендентного теряется. Чтобы этого избежать, религиозная традиция допускает в ограниченных формах мистическую практику, существующую в определенной культурной форме.

При интерпретации мистического опыта религиозный институт стремиться к согласованию его с догматическими положениями религии. Мистический опыт ценен для религии в качестве подтверждения принятого канона, без которого, по мнению В.Н. Лосского, «..личный опыт был бы лишен всякой достоверности, всякой объективности; это было бы смесью истинного и ложного, реального и иллюзорного...».1 Одновременно при этом религиозные догматы, выражающие истину Откровения, содержат в себе потенциальную возможность мистического соединения человека с Богом. Они способны переживаться не в плане приспособления их к человеческому восприятию, а в плоскости внутреннего преобразования собственного сознания до открытия способности к обретению мистического опыта.2 Тот мистический опыт, замечает Ю.А.Кимелев, содержание которого не расходится с принципиальным содержанием конкретной религиозной традиции, признается безусловной, несокрушимой ценностью.

В любом мистическом опыте обнаруживается теснейшая связь между содержанием мистического опыта и мифологическими, доктриналь-ными, этическими компонентами той или иной религиозной традиции. Поскольку при рационализации содержания мистического опыта, человеческое сознание следует за определенными стереотипами, созданными религиозными традициями того или иного культурного ареала. Конечно, канон не всегда подтверждается конкретным опытом мистиков, а может вступать с ним в противоречие, тем самым, вынуждая традиционную церковь признать этот опыт еретичным, либо модернизировать канон, пользуясь мистицизмом как средством обновления религии. Однако отношение к мистицизму не может быть однозначным, потому что содержание мистического опыта может выходить за рамки доктринальных установок и отождествляться с пантеизмом, самообожествлением. «Мистический опыт, - отмечает Ю.А.Кимелев, - может являться здесь, с одной стороны, как инстанция, подтверждающая принципиальные мифологические и доктринальные компоненты этих традиций, но с другой стороны, мистики могут выступать в качестве своего рода религиозных анархистов, ставящих под сомнение некоторые их этих компонентов».

Более того, мистицизм является постоянной угрозой не только для религиозного института, но и для культуры в целом, поскольку происходит только одностороннее развитие лишь религиозной составляющей общественной жизни. Мистический опыт обесценивает все остальные сферы повседневной реальности, сводит их до значения ничтожности и незначительности, акцентируя все внимание на контакты со сверхъестественным. Для общества такая направленность неприемлема, т.к. она противоречит принципу развития культуры, накоплению культурных ценностей не только в религиозном, но и светском плане. Поэтому религиозные институты ограничивают и контролируют мистическую составляющую религиозной жизни, открывая для общества в целом поиск новых путей развития. Религиозная традиция управляет и сдерживает опасный религиозный опыт, разработав формализованный религиозный ритуал, который содержит минимальные возможности для мистического богопознания.

Итак, изучая мистицизм монотеистических религиозных традиций, на примерах христианства и ислама, мы акцентируем внимание на отношениях религиозного института, с его ортодоксальной, догматически оформленной системой воззрений и формализмом обрядовых действий, и опыта живого единения с божеством, рационализация которого может привести мистиков к выводам, несовпадающим с позицией традиционной религии. Взаимообусловленность традиционного и нетрадиционного в мистицизме проявляется через соотношение в какой-то мере рационализированного мистического опыта с официальной доктриной церкви, а также через позицию церковного института по отношению к носителю подобного опыта.

Соотношение традиционного и нетрадиционного в становлении новых религий

Нетрадиционные религии возникали на протяжении всей истории общества, но только XX век отличается таким широким многообразием религиозных новообразований, что связано с особыми условиями существования современного общества. Причины масштабного появления и распространения новых религий (подкласса нетрадиционных религий) обусловлено совокупностью конкретно-исторических и общецивилиза-ционных предпосылок.

Во-первых, успешное функционирование новых религий в обществе связано с реализацией установок критического отношения к социальной действительности. Новые социальные парадигмы, даже утопические, повышают популярность вероучения, привлекая людей идеей социальных преобразований. Особенно когда в социокультурной сфере наблюдается кризисные явления, связанные с обострением социальных противоречий, экологическими, экономическими, политическими потрясениями. При этом вступает в действие известная закономерность - кризисные периоды в общественном развитии сопровождаются усилением религиозной и парарелигиозной активности. Именно подобную ситуацию переживало российское общество в 90-х годах, во время увлечения нетрадиционными формами религии. Традиционная религия не способна в силу своей консервативности реагировать на быстро изменяющиеся социокультурные условия. Усиливающийся приоритет индивидуальной религиозности над институциональной был успешно использован новыми религиями, поскольку традиционные религии не поощряют богоискатель-ских настроений своей паствы.

Во-вторых, факт масштабности последней «волны» новых религий связан с процессами, происходящими в современной цивилизации. До 20-го века мировое сообщество не сталкивалось с кардинальными изменениями общекультурного значения. А.Тоффлер говорит о происходящем крупнейшем цивилизационном сдвиге, который означает вступление культуры в постиндустриальную фазу общественного развития.1 Подобный переход связан с открытиями в области электроники, вычислительной техники, психологии, медицины, философии и т.д., а также с усилением тенденций к интернационализации культуры, утрате самобытных национальных черт, широким распространением массовой культуры и пр. Ответом послужило возникновение новых религий противоположной направленности. С одной стороны, распространились экуменические религии, а с другой - религии, проповедующие националистические настроения. При этом обе эти группы религий пользуются одинаковым авторитетом в религиозной среде. Тесные культурные контакты Востока и Запада подчеркнули негативные стороны сложившихся систем ценностей, мышления и самосознания. Восточные цивилизации подвергаются вестернизации, а западная - пытается обогатиться за счет «экзотических», восточных идей, чтобы выйти из духовного кризиса. Активные межкультурные взаимодействия и научные достижения воздействуют на общественное сознание, вызывая изменение состояния религиозности общества. Таким образом, совокупное воздействие конкретно-исторических и общецивилизационных детерминант вызвали появление последней волны нетрадиционной религиозности. Число приверженцев новых религий установить довольно сложно, поскольку лидеры новых религий преувеличивают число своих сторонников, чтобы усилить свое значение, а их противники также называют фантастические цифры, акцентируя внимание на опасности их распространения, с целью мобилизации общества в борьбе с ними. Количество последователей новых религий колеблется от нескольких сот до миллионов человек и зависит от ряда факторов - ведется ли миссионерская деятельность, поддерживается местным населением и пр. В России в основном функционируют небольшие религиозные группы. Однако в мире действуют религиозные объединения с огромным числом сторонников, например, бразильская «Умбанда» (10 млн.), японские «Тенрике» (2 млн.), «Сейхо но ие» (2,5 млн.), «Сокатак-кай» (15 млн.), корейская «Церковь объединения» (4 млн.), религия «третьего мира» «Бахай» (6 млн.) и т.д.1 Часто многомиллионные новые религии («Бахай», «Церковь Объединения» Муна, «Церковь сайентологии» Хаббарда и др.) имеют свои филиалы по всему миру, и с каждым днем принимают в свои ряды новых адептов. Однако все-таки эти религии отличаются маргинальностью и несопоставимы по числу последователей с традиционными религиями.

Новые религии современности отличаются чрезвычайным своеобразием, каждая из них характеризуется своими уникальными особенностями. Но при всем своеобразии присущих им качеств можно выделить ряд общих черт, совокупность которых открывает сущность новых религий. Важнейшей чертой всех нетрадиционных религиозных новообразований является их синкретическая природа. Новые религии базируются на уже существующих традиционных религиях, заимствуя из них самые разнообразные элементы.

Похожие диссертации на Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре