Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозно-научные основы совершенствования человека Калинин Павел Александрович

Религиозно-научные основы совершенствования человека
<
Религиозно-научные основы совершенствования человека Религиозно-научные основы совершенствования человека Религиозно-научные основы совершенствования человека Религиозно-научные основы совершенствования человека Религиозно-научные основы совершенствования человека Религиозно-научные основы совершенствования человека Религиозно-научные основы совершенствования человека Религиозно-научные основы совершенствования человека Религиозно-научные основы совершенствования человека
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калинин Павел Александрович. Религиозно-научные основы совершенствования человека : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 Ставрополь, 2005 180 с. РГБ ОД, 61:06-9/168

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Проблема совершенствования человека в мировой культуре

1.1. Концепции совершенствования человека в восточной культурной традиции

1.2. Образы совершенного человека в истории западной философской мысли

ГЛАВА П. Структурно-функциональные особенности религии и науки

2.1. Дефиницитарные основы изучения религии и науки 59

2.2. Взаимоотношение религии и науки на разных этапах развития западноевропейской культуры

ГЛАВА III. Сотрудничество религии и науки в совершенствовании человека

3.1. Религиозно - научные аспекты совершенствования человека на основе базовых элементов культуры

3.2. Сотрудничество-диалог религии и науки в решении проблем нравственно-эстетического совершенствования человека

Заключение 146

Библиографический список использованной 152

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время перед религией и наукой как важнейшими компонентами культуры остро стоит проблема преодоления современного социокультурного и антропологического кризиса. Учёными, философами, священнослужителями и общественными деятелями предложено множество различных концепций, в которых тем или иным образом намечаются пути преодоления этого кризиса. Амплитуда возможных решений весьма широка - от призывов к реставрации традиционных форм жизни и культуры до разного рода постмодернистских и футурологических построений. Как бы то ни было, продуктивный поиск новых ориентиров развития человеческой цивилизации невозможен без выяснения взаимоотношения двух ключевых составляющих современной духовности - религии и науки. Помимо априорной значимости этих феноменов в решении самых различных проблем современности, следует отметить, что в постмодернистскую эпоху они претерпели значительную трансформацию, модифицировались их социальные функции, хотя в целом и религия, и наука сохранили свою субстанциальную основу. Особенную актуальность приобретает выявление этого взаимоотношения при решении задач возрождения и развития духовной культуры и самого человека как главного носителя и субъекта этой культуры. В этом контексте важным является изучение взаимодействия религии и науки на различных структурно-функциональных уровнях, в разные исторические эпохи, исследование основных направлений и форм их сотрудничества, в том числе в процессе совершенствования человека и преодоления антропологического кризиса.

Не менее значимым и актуальным является вопрос о путях эволюции культуры будущего: какие символические формы эта эволюция примет, произойдет ли это под знаменем религии или науки, или под знаменем их союза? В связи с этим необходимо исследовать науку и религию не только под углом зрения их общностей, но и с точки зрения несовместимости, различия, что постигается через раскрытие механизмов их взаимодействия. В истории культуры

они иногда взаимодействовали как союзники, но чаще представали как соперничающие силы.

Центральной проблемой исследования взаимодействия науки и религии является проблема их сотрудничества и диалога как конструктивной основы процесса совершенствования человека. В современной науке, богословии, эзо-теризме имеются различные трактовки совершенствования человека, часто взаимоисключающие одна другую. Это обусловлено недостаточной проработанностью критериев совершенства, отвечающих богословской догматике, с одной стороны, и научной теории - с другой.

Практическое значение проблемы сотрудничества науки и религии как стратегии совершенствования человека особенно отчётливо обнаруживается, когда определяются направления возрождения православия в качестве одной из фундаментальных опор отечественной культуры, когда разрабатываются программы самосовершенствования и совершенствования каждого отдельного человека, которые он может реализовывать на протяжении всей жизни, поскольку процесс совершенствования - это процесс бесконечный.

Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета.

Степень разработанности проблемы. Истоки проблемы совершенствования человека обнаруживаются уже в глубокой древности, прежде всего в рамках восточной культурной традиции. В таких классических памятниках, как «Китайская классическая книга перемен», «Дао-дэ Цзин», «Упанишады», «Дхамманада», «По лотосовой сутре», «Вопросы Милинды», «Мокшадхарма», «Бхагават-Гита», «Авеста», «Библия», «Коран», «Велесова книга», «Тибетская книга мертвых», «Египетская книга мертвых», «Изумрудная скрижаль»1 уже

Китайская классическая книга перемен. - М., 1993; Дао: Гармония мира.- М, Харьков, 1999; Махабхарата. Макшадхарма. - Ашхабад: Белым, 1983; Упанишады / Пер. с санскрита, исслед. и коммент. А.Я Сыркина. Серия: Памятники письменности Востока. - М, 2000; Дхамманада. - Спб., 1993; Бяньвэнь. По Лотосовой сутре / Под ред. Меньшикова Л.Н.; - М., 1984; Вопросы Милинды. (Милиндапаньха) / Пер. с пали, предисл., иссл. и коммент. А.В.

четко просматриваются идеи совершенствования человека, выраженные преимущественно образным аллегорическим языком. Естественно, основное содержание этих памятников является по сути своей религиозным, однако в некоторых из них можно обнаружить также если не прямо научные, то, по крайней мере, наукообразные элементы.

Древнегреческие мыслители Сократ, Платон, Аристотель1 выясняли общие диалектические законы совершенствования человека в единстве сакрального, нравственного, эстетического отношения человека к Сущему, Благу, Богу.

В средневековой Византии Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Симеон Новый Богослов, Иоанн Дама-скин, Григорий Палама" сформировали традицию понимания процесса совершенствования как постепенного обожения человека, уподобления его Богу. В Западной Европе эпохи средних веков с позиции соотношения знания и веры концепции совершенствования разрабатывали Августин Блаженный, Фома Ак-винский, и др.

В Новое время в рамках новоевропейской научной парадигмы основное внимание исследователи стали уделять эмпирическому описанию человека,

Парибка. - М., 1989; Бхагаваг-Гита или Песнь Господня. Пер. с англ. и санскритского А. Каменской и И. Манциарли. -Калуга: Вестник теософии, 1914. [4]; Авеста в русских переводах (1861 - 1996г.) /Сост., общая редакция и прим. И. Рака. - СПб., 1997; Библия. - М., 1996; Коран / Перевод с арабского Г.С. Саблукова. - Казань, 1907; Велесова книга. Славянские Веды / Сост., пер., предисл., коммент., ст. Д.М. Дудко. - М., 2002; Тибетская книга мёртвых. / Пер. В. Кучерявкина, Б. Останина- Спб., 1992; Бадж Э.А.Уоллис. Египетская Книга мертвых. -СПб., 2004; Ян ван Рейкенборг. Изумрудная скрижаль и герметический свод Гермеса Трис-мегиста. В 2-х кн. - М., 2004.

' Платон. Государство // Платон. Соч. в 3-х т. - М., 1971; Платон. Пир // Платон. Избранные диалоги. - М, 1965; Аристотель. Большая этика // Аристотель. Соч. в 4-х т.- М., 1975. 2 Дионисий Ареопагит. Божественные имена / Мистическое богословие. - Киев, 1991; Творения иже во святых отца нашего Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокийския-М., 1845. - Ч.1.; Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа Константинопольского избранные творения. Толкование на святого Матфея Евангелиста- М., 1993. -Кн. 1.; Святитель Григорий Богослов архиепископ Константинопольский. Собрание творений. В 2-х т.- Свято - Троицкая Сергиева лавра, 1994. - Т.2.; Преподобный Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. - Сергиев Посад, 1917; Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры. -М., Р.-на-Д., 1992; Святитель Григорий Палама. Триада в защиту священно-безмолвствующих. - М., 1995.

опираясь при этом на выводы таких частных наук, как механика, физиология, анатомия и т.п. Особый акцент делался на изучение проблемы социализации человека, выработку методов чисто научного или философского исследования сущности человека независимо от религии. Вместе с тем, достаточно прочными оставались идеалистические традиции истолкования сущности человека, определения перспектив и способов его совершенствования. В этом отношении следует отметить работы таких классиков философской мысли, как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Ж.О. Ламеттри, А.Э.К. Шефстбе-ри, К. Гельвеций, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, И.Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ф. Шлейер-махер, Л. Фейербах, К. Маркс и др.

В XX веке на Западе существенный вклад в разработку проблемы совершенствования человека на основе сотрудничества-диалога религии и науки внесли Э. Фромм и А. Маслоу.

Огромное значение рассматриваемая проблема имеет в рамках русской религиозной философии «серебряного века». Главной ее особенностью является антропоцентризм, исключительная занятость темой о человеке, его судьбе и нравственно-эстетическом совершенствовании. Это приводит к доминированию моральной установки, в которой лежит один из самых действенных и

1 Бекон Ф. Новый Органон // Соч.: В 2-х т. - М, 1972; Декарт Р. Сочинения. В 2-х т. - М.:
Мысль. 1989; Локк Дж. Опыт о человеческом разумении / Локк Дж. Соч. в 3-х т., - М., 1985;
Спиноза Б. Избранные произведения. - Р.-н.-Д., 1998.

Лейбниц Г.В. Опыты традиций о благости Божией, свободе человека и начале зла / Лейбниц Г.В. Соч. в 4-х т.,- М., 1989; Ламеттри. Ж.О. Сочинения. - М., 1976; Куличенко Л.А Моральное чувство как основа формирования характера в философии Э. Шефстбери // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2001. -№2; Гельвеций К. Об уме / Гельвеций Клод Адриан. Соч. в 2-х т. - М., 1974; Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Трактаты. - М., 1969; Дидро Д. Избранные атеистические произведения. - М., 1957; Кант И. Критика практического разума / Кант И. Соч. в 6-ти т., -М., 1965; Кант И. Религия в пределах только разума / Трактаты. - СПб., 1996; Гегель Г.В.Ф. Философия религии: в 2-х т. - М., 1976; Гегель Г.В.Ф. Эстетика В 4-х т.- М.5 1971. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи. -СПб., 1994; Фейербах Л. История философии. В 3-х т. - М., 1974; Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение / Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения в 50 томах. - М., 1955.

2 Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990; Фромм Э. Психоанализ и религия / Сумерки богов. -
М., 1990; Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М., 1999.

творческих истоков русского философствования1. Сюда же относится и особое внимание к социальной проблеме, а также к проблемам историософии. Особенно ярко и четко данные идеи представлены в работах Вл. Соловьева, Н. Бердяева, И. Ильина, Н. Лосского, Н. Федорова, П. Флоренского".

В современной отечественной социогуманитарной мысли перфекциони-стско-антропологическая проблематика в контексте диалога религии и науки разрабатывается в трудах П. Гайденко, В. Лосского, В. Малявина, Л. Митрохина, С. Хоружего3 и др.

Важное значение имеют труды, посвященные исследованию сущности и культурно-функциональных особенностей религии и науки, их взаимоотношения. В этой связи следует выделить работы В.Вернадского, И.Гарина, Н.Капустина, Л. Митрохина, Н.Моисеева, В.Налимова, Р.Отто, В.Розина, В.Степина, И.Яблокова4 и др.

1 Новиков А.И. История русской философии Х-ХХ веков. - СПб., 1998. - С. 313-314.

2 Соловьёв B.C. Оправдание добра / Соч.: В 2 т. - М., 1988; Бердяев Н.А. Диалектика божест
венного и человеческого. - М., Харьков, 2003; Бердяев Н.А. О назначении человека.- М.,
1993; Бердяев Н.А. О русской философии, - Свердловск, 1991.- Т. 2; Ильин И.А. Аксиомы
религиозного опыта: исследования. В 2-х т. - М, 1993; Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.,
1998; Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Лосский Н.О. Избранное. - М., 1991; Лос-
ский Н.О. Условия абсолютного добра. - М., 1991; Федоров Н. Сочинения. - М., 1982; Фло
ренский П. Введение в историю античной философии // Философская наука.- 2004. - №4;
Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. - М., 1990.

3 Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. К характеристике миросозерцания. С. Кьеркегора.- М.,
1970; Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания. Философ
ско-религиозные истоки науки. - М., 1997; Лосский В.Н. Очерк мистического богословия
Восточной Церкви /Догматическое богословие. - М., 1991; Дао-Дэ цзин Ле-цзы Гуань-цзы
(даоские короны) / Пер. В.В. Малявина. - М., 2004; Митрохин Л.Н. Баптизм: История и со
временность (философско-семиологические очерки). - СПб., 1997; Митрохин Л.Н. Филосо
фия религии. - М., 1993; Хоружий С.С. О старом и новом. - СПб., 2000.

4 Вернадский В.И. Начало и вечность жизни.- М., 1989; Вернадский В.И. Биосфера и ноо
сфера. - М., 2002; Гарин И. Что такое этика, культура, религия? - М., 2002; Капустин Н.С.
Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства).- М.,
1984; Митрохин Л.Н. Философия религии: Новые перспективы // Вопросы философии. -
2003.-№ 8; Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990; Налимов В.В. В поисках иных
смыслов.- М., 1993; Налимов В.В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и
смысловая архитектоника.- М., 1989; Антология дзэн / Пер. с англ. СПб., 2004; Розин В. Се
миотические исследования. - М., - СПб.: Университетская книга, 2001; Степин B.C. Теорети
ческое знание.- М., 2000; Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техни
ки. - М., 1996; Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. - М., 1994; Яблоков
И.Н. Социология религии. - М., 1979.

С начала 90-х годов XX века стала разрабатываться концепция развития творческого духовного потенциала человека. Проблема совершенствования человека получила официальное признание ООН, которая стала издавать ежегодные доклады в рамках программы собственного развития, посвященные проблемам развития человека. Важно отметить, что в этих документах предложена интегральная система критериев, которая дает возможность характеризовать потенции саморазвития и самосовершенствования человека.

Вместе с тем некоторые аспекты заявленной в диссертации проблемы остаются недостаточно изученными. Прежде всего, это проблема взаимоотношения религии и науки на современном этапе развития и вытекающая из нее проблема сотрудничества-диалога религии и науки в деле совершенствования человека. Также недостаточно исследована русская философия «серебряного века» в аспекте обозначенных проблем. Кроме того, следует учесть, что динамика развития современного мира постоянно привносит новые моменты в содержание рассматриваемых в диссертации проблем, что делает особенно актуальными исследования, посвященные анализу современной социокультурной и антропологической ситуации.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют общефилософские методы исследования и, прежде всего, системный подход к изучению культурных явлений. Проблема совершенствования человека рассматривается в контексте всей системы духовной культуры, охватывающей философию, религию, науку и искусство.

Комплексный философский анализ религиозно-научных основ совершенствования человека осуществляется в опоре на базовые понятия и концептуальные положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, ученых, теологов, культурологов, социологов, искусствоведов. На отдельных этапах исследования были использованы аналитический, герменевтический, культурно-исторический методы, а также метод компаративного анализа.

Объектом диссертационного исследования является совершенствование человека как философско-культурологическая проблема.

Предметом исследования выступают подходы и концепции совершенствования человека, сформировавшиеся в рамках различных научно-философских и философско-религиозных традиций.

Цель диссертационного исследования состоит в изучении взаимодействия религии и науки в формировании концепций совершенствования человека.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Проанализировать концепции совершенствования человека в восточной культурной традиции.

  2. Исследовать образы совершенного человека в истории западной философской мысли.

  3. Выявить дефиницитарные особенности религии и науки в контексте проблемы совершенствования человека.

  4. Изучить взаимоотношение религии и науки на разных этапах развития западноевропейской культуры.

  5. Охарактеризовать религиозно-научные аспекты совершенствования человека на основе базовых элементов культуры.

  6. Эксплицировать возможности сотрудничества-диалога религии и науки в решении проблем нравственно-эстетического совершенствования человека.

Научная новизна диссертации состоит в следующих положениях: - на основе анализа концепций совершенствования человека в восточной культурной традиции сделан вывод, что в рамках этой традиции наблюдается существенное тяготение к религиозно детерминированному истолкованию проблемы совершенствования человека с сохранением отдельных элементов философско-научного знания;

обосновано положение о том, что в рамках западной философской мысли особый акцент делается на использование научных методов в разработке концепций совершенствования человека при выраженном примате рационализма над мистицизмом;

уточнены дефиницитарные особенности религии и науки и показано, что существуют значимые, имманентные, вытекающие из самой их внутренней природы предпосылки диалога, сотрудничества и синтеза религиозных и научных форм и методов познания мира и человека;

определен характер взаимоотношения религии и науки на разных этапах развития западноевропейской культуры и обоснован тезис о взаимной дополнительности религиозной веры и научного знания как двух измерений человеческого бытия, лишь в совокупности удовлетворяющих мировоззренческие потребности людей;

уточнены религиозно-научные аспекты совершенствования человека на основе базовых элементов культуры и доказано, что полноценную модель совершенствования человека возможно сконструировать только при условии активного диалога религии и науки;

проанализирована проблема сотрудничества-диалога религии и науки в решении вопросов нравственно-эстетического совершенствования человека и обоснована особая важность ее практического аспекта, непосредственно направленного на реализацию идеи совершенствования в социальной практике.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Проблема совершенствования человека традиционно занимает значительное место в системе философских знаний: практически каждая культура имеет свой, присущий только ей одной образ идеального (совершенного) человека, и этот образ во многом определяет общую идею конкретного социокультурного пространства. Для восточной культурной традиции характерно рассмотрение проблемы совершенствования человека в нравственно-эстетическом

аспекте; восточные концепции совершенствования человека несут на себе неизгладимый отпечаток мистицизма и интуитивизма, и как следствие, в методологическом отношении наблюдается выраженное тяготение к религиозно детерминированному истолкованию данной проблемы, при этом ее философско-научный компонент также поддается четкой идентификации. В восточных концепциях совершенствования человека религиозная проблематика синкретична, она резко не выделяется из общекультурного контекста, вследствие чего наиболее четко прослеживается их нравственная ориентация.

  1. В истории западноевропейской философии и культуры заметен особый акцент на использование научных методов в создании концепций совершенствования человека, наблюдается примат рационализма над мистицизмом. С древности и по настоящее время в центре внимания исследователей процесса совершенствования человека находятся нравственные, эстетические и сакральные ценности, которые рассматриваются в единстве как необходимое условие совершенствования человека. Практически во всех таких концепциях присутствует внутренний и внешний диалог религии и науки, прослеживается тенденция дополнения философско-научных теорий и их понятийного аппарата религиозной терминологией, религиозным, а иногда непосредственно мистическим опытом.

  2. Дефиницитарный анализ религии и науки показывает, что при всей внешней несхожести и несоединимости этих феноменов существуют значимые, имманентные, вытекающие из самой их внутренней природы предпосылки диалога, сотрудничества, синтеза религиозных и научных форм и методов познания мира и человека. Более того, адекватная модель совершенствования, отвечающая интегративным тенденциям в современном социокультурном пространстве и в развитии современного социогуманитарного знания, может быть сконструирована только на основе сотрудничества и диалога религии и науки.

  3. Устоявшееся представление об абсолютной противоположности науки и религии во многом определялось идеологическими мотивами - духовным деспотизмом церкви, с одной стороны, и характерными для европейской тради-

ции претензиями науки на создание всеобъемлющего универсального мировоззрения (сциентизм) - с другой. Сегодня становится очевидным, что компетенция религии должна быть ограничена рамками внутреннего мира человека, наука - лишена абсолютистских мировоззренческих претензий, а их взаимодействие должно осуществляться на основе принципа взаимной дополнительности как двух измерений человеческого бытия, лишь в совокупности удовлетворяющих мировоззренческие потребности миллионов людей на современном этапе развития общества.

  1. Исследование религиозно-научных аспектов совершенствования человека на основе базовых элементов культуры позволяет осмыслить данную проблему универсально, с разных методологических позиций, оставаясь при этом в рамках основополагающей точки зрения о том, что полноценную модель совершенствования возможно сконструировать только при условии активного диалога религии и науки, который становится настоятельной необходимостью современной культуры. Методологическое сходство дедуктивных процедур науки и теологии как логических операций позволяет выделить определенные аспекты, дающие возможность проводить сопоставление сущностных представлений о началах бытия как такового, о природе человека, одной из существенных черт которой является стремление к совершенствованию.

  2. Совершенствование человека подразумевает, прежде всего, нравственно-эстетическое совершенствование, которое, таким образом, составляет квинтэссенцию человеческой способности к совершенствованию вообще. При всей важности теоретического аспекта проблемы совершенствования человека практический ее аспект еще важнее, поскольку в нем сосредоточен жизненный мир каждого человека, именно от него зависит то, каким будет человек в своей социальной практике, каким образом он реализует заложенный в нем потенциал совершенствования. В связи с этим неизмеримо важное значение имеют все адекватные программы нравственно-эстетического воспитания человека, и такие программы должны составляться на основе конфессиональных культур, в

рамках которых выработаны эффективные алгоритмы духовного (а значит, и нравственного, и эстетического) совершенствования человека.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в

том, что его основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем исследовании проблемы совершенствования и самосовершенствования человека, а также в разработке теоретико-методологических основ религиоведения, философской антропологии и философии культуры.

Теоретические обобщения и практические выводы исследования могут использоваться в преподавании курса «Основы православной культуры», а также могут быть положены в основу спецкурса «Религиозно-научные детерминанты совершенствования человека», содержание которого может быть интересно для студентов самых различных специальностей

Материалы диссертации могут представлять интерес также для средств массовой информации и других структур, занимающихся проблемами культуры, духовности, формирования общественного мнения молодёжи.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Основные положения диссертационного исследования представлены в тезисах и докладах на следующих конференциях и семинарах: научной региональной конференции «Православная культура и её влияние на духовный мир человека» (г. Армавир, 2002 г.); научно-практической конференции «Церковь и общество: 160 лет совместного служения на Юге России» (г. Ставрополь, 2003 г.); межрегиональном научном семинаре «Проблемы духовно - нравственного воспитания в местах лишения свободы на современном этапе» (г. Краснодар, 2004 г.); региональном научном семинаре «Проблемы семьи и брака в современном обществе (православное и светское измерение)» (г. Армавир, 2004 г.);

Международных научно-педагогических Кирилло-Мефодиевских чтениях «Синергетика образования» (г. Армавир, 2005 г.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, состоящего из 461 наименований. Общий объем диссертации 180 страниц машинописного текста.

Концепции совершенствования человека в восточной культурной традиции

Проблема совершенствования человека традиционно занимает значительное место в системе философских знаний. Практически каждая культура имеет свой, присущий только ей одной образ идеального (совершенного) человека, и этот образ во многом определяет общую идею того или иного социокультурного пространства. В современной культуре наметился определенный идейный вакуум в этом отношении. Как отмечает С. Хоружий, «иногда утверждают, что идея совершенного человека не является универсальной антропологической идеей - иным эпохам и обществам она не свойственна. Именно таким оказалось и наше время, эпоха эгалитарных демократий. Демократия - сообщество принципиально несовершенных граждан и не притязающих на совершенство правителей. Ведь, если совершенные есть - следует их найти и полностью вверить им все бразды - и это тоже будет отнюдь не демократия. Для господствующих сегодня воззрений идея совершенного человека не только далека, но даже подозрительна»1. «Действительно, - продолжает эту мысль В. Веряскина, -признание возможностей конкретного этического идеала и, тем более, стремления к такому идеалу нередко ассоциируется с тоталитарной утопией и выглядит угрозой для столь дорогой либеральному гуманизму идеей толерантности. Но интерес к проблеме этической приемлемости или неприемлемости как таковой не исчез, пусть даже концепт «образцовой личности», «человека на все времена» по большей части сменился моделями «социально приемлемого поведения», а нормативные образы и предписания уступают место описательным конструкциям и методологическим обоснованиям «этической науки», социальной философии, социологии и психологии. В долгой истории человечества идея этического совершенства, меняя свои формы, «перетекая» из сферы религиоз но-философской в социально-философскую или философско-научную, тем не менее, неизменно остается востребованной. И без анализа идеала «совершенного человека» и рефлексии над ним в науке и культуре, поразительных трансформаций этого идеала от эпохи к эпохе и от культуры к культуре - и его неизменной востребованности, без попытки понять место, которое эти идеалы занимали в различных культурах, мы не сможем даже приступить к поиску общего знаменателя для диалога культур и цивилизаций или даже просто для межкультурного общения» .

В этой ситуации тем более оправдано обращение к традиционному философскому наследию Востока и Запада.

Уже в китайской классической «Книге перемен», относящейся к китайской предфилософии, созданной между 1000 и 500 годами до н.э., содержится развернутая концепция совершенствования человека.

В тексте перечисляются характерные черты княжича, благородного, т.е. совершенного человека. При этом данные черты не просто перечисляются, они являются элементами научной или, по крайней мере, наукообразной теории, поскольку объединяются в систему на основе определенных принципов. Главным из этих принципов является признание в мире великой первоосновы, которое имеет два начала - Ян и Инь. Ян связан с мужской, солнечной, активной стороной. Инь - с женской, тёмной, пассивной. В этой космогонической дуалистической структуре мира отношение Ян и Инь пронизывает все природные и социально-антропологические феномены. Ян и Инь определяют динамику Вселенной и ритмическую смену фаз во всех сферах бытия. Повсюду в мире наблюдается раздвоение единого и стремление к взаимопроникновению начал.

В «Книге перемен» совершенствование человека раскрывается через этическую и эстетическую терминологию, хотя ни этика, ни эстетика еще не выделились в качестве самостоятельных наук. Здесь уже фиксируются такие нравственные качества, как добро, долг, справедливость, совесть, достоинство, любовь. Но, прежде всего, эти качества рассматриваются не со стороны внутренней структуры, как свойства человеческой духовности, а в функциональном плане, так как вся книга является сводом правил, определяющих, как вести себя человеку в различных жизненных ситуациях. Как правило, определение этих качеств не дается, а лишь указывается их роль в развитии человека, устремлении его к совершенству. Раскрытие нравственных качеств осуществляется через отношение к развитию. Так, добро — это способность к обновлению, высшая форма творчества; зло - отсталость, тормоз, неспособность к обновлению. Когда человек не способен к развитию, зло, как колодка, «охватывает всего человека снизу доверху». Оно охватывает шею, прижимает уши, чтобы не слышать никаких увещеваний. Поэтому никакой компромисс со злом, по существу, недопустим . Оригинально трактуется в «Книге перемен» совесть. Это суд человека над самим собой, суд лучшего, что в нем есть, над ошибками и недостатками. Это суд творчества над пассивностью и преодоление ее. Одним из главных требований на пути к совершенству и обновлению человека является требование «устойчивого пребывания на правом пути к незапятнанной совести»".

Научно-теоретический аспект концепции совершенствования в «Книге перемен» выступает более отчетливо, когда совершенствование определяется через переход нравственных ценностей человека на уровень эстетических ценностей, на уровень прекрасного.

Дефиницитарные основы изучения религии и науки

В данной главе рассматриваются дефиницитарные основания религии и науки, их взаимоотношение и взаимовлияние, в результате которых они претерпевают определенную трансформацию. Изменения, происходящие в науке и религии, те отношения, которые складывались между ними в различные исторические эпохи, отражаются и на состоянии самого конкретного человека, на понимании того, что должна заключать в себе идея совершенного человека.

Во многих современных исследованиях особый акцент делается именно на соотношении науки и религии. Это можно объяснить, прежде всего, существованием некоторого пробела в исследованиях науки с точки зрения её соотношения именно с религией как сферой духовной деятельности за её пределами. Действительно, в XX в. основное внимание уделялось выяснению отношений между наукой и философией, наукой и социальными структурами, наукой и экономикой, наукой и культурой, и в гораздо меньшей степени - наукой и религией. Это связано, по-видимому, с особым типом взаимодействия науки и религии в новое время. Этот особый тип отношений хорошо выражает В. Гейзен-берг, когда он пишет об отстранённости религии от науки, ссылаясь на некоторые особенности самого христианства. Христианский Бог возвысился над миром, Он непостижим, недосягаем. Он удалился на небеса, поэтому и Землю вроде как имело смысл рассматривать независимо от Бога. «В этой связи по поводу науки нового времени правомерно было бы даже говорить о специфически христианской форме обезбоженности, а тем самым и яснее понять, почему в других культурах не происходят подобные процессы» . Само христианство как бы отделило мир, вселенную от Бога и отдало их науке для изучения. Природные объекты изучаются как существующие сами по себе, независимо от наблюдателя-исследователя и, в конечном итоге, от самого Бога. В нормальные (по Куну) периоды развития науки учёный может заниматься своими экспериментами, никак не соотнося свою деятельность с верой (или неверием) в Бога.

Проблема соотношения науки и религии становится актуальной, когда речь идёт об основаниях науки, когда встаёт вопрос о её происхождении, например, о возникновении науки нового времени. Здесь уже не обойтись без философии и без теологии. Религия нужна учёному и в другом случае: ему важно быть уверенным, что мир действительно существует, что это не иллюзия, что он упорядочен. О таком значении религии для учёного Эйнштейн писал, что он не может «найти выражения лучше, чем «религия», для обозначения веры в рациональную природу реальности, по крайней мере, той её части, которая доступна человеческому сознанию. Там, где отсутствует это чувство, наука вырождается в бесплодную эмпирию»-.

По мнению Эйнштейна, космическое религиозное чувство является сильнейшей и благороднейшей из пружин научного исследования. Эйнштейн отказывается обосновывать и доказывать свою веру в рациональное устройство мира. В беседе с Рабиндранатом Тагором он говорит, что если есть реальность, не зависящая от человека, то должна быть истина, отвечающая этой реальности, и отрицание первой влечёт за собой отрицание последней. «Нашу естественную точку зрения относительно существования истины, не зависящей от человека, нельзя ни объяснить, ни доказать, но в неё верят все, даже первобытные люди. Мы приписываем истине сверхчеловеческую объективность. Эта реальность, не зависящая от нашего существования, нашего опыта, нашего разума, необходима нам, хотя мы и не можем сказать, что она означает»1.

На вопрос Тагора, почему он так уверен в объективности научной истины, Эйнштейн отвечает, что не может доказать правильность своей концепции, что это - его религия.

В теологии и в религиозной философии проблема религии и науки, религии и научной рациональности, разума Божественного и разума естественного обсуждается постоянно. Если наука в спокойные периоды своего развития, когда не обсуждаются её основания и возможности существования как таковой, вполне может и «забыть» о религии, о Боге, без ущерба для профессиональной деятельности учёного, оставаясь в рамках земного материального мира, то религия постоянно вынуждена задумываться о влиянии рационального мышления, полностью принадлежащего земному, посюстороннему миру, на характер интерпретации священных текстов, на отправление религиозных ритуалов, на чтение молитвы как обращения к трансцендентному Богу, на общение верующих со служителями церкви и т.д. Без земного рационального мышления (а в новое время это, прежде всего, научное мышление) религия обойтись не может, поэтому для неё весьма существенна проблема границы науки и религии, пожалуй, даже более существенна, чем для науки.

Поскольку отношения между наукой и религией многообразны и динамичны, необходимо дать их типологию. Одним из главных требований типологии является установление общего основания, на котором она осуществляется. Следовательно, нужно найти такое основание.

Религиозно - научные аспекты совершенствования человека на основе базовых элементов культуры

В начале XXI века в религии и науке обнаруживается обостренный интерес к проблеме существования. Человеческое существование становится предметом анализа и эталоном измерения социальных процессов. Ставится вопрос о конкретизации системы «общество - личность», который невозможно решить без осмысления категории «существование», описания ее структуры, выявления полюсов человеческого существования, выявления реальных условий проживания человеком основных констант своего бытия. Благодаря решению этой проблемы будет сделан и дальнейший шаг в разработке обновленной концепции совершенствования человека, поскольку процесс совершенствования человека актуализируется в широком контексте его (человека) существования. В связи с этим появляется необходимость искать точки соприкосновения человека и общества, в которых осуществляется наиболее эффективное их взаимодействие, адаптация человека к меняющимся условиям существования, единство форм жизни, упорядочение субъективных ценностных ориентации и объективных условий бытия. Некоторые мыслители узлами взаимодействия общества и личности называют такие индивидуализированные социокультурные феномены, как труд (К.Маркс, Ф.Энгельс), игра (Х.Хейзинга), любовь (В.Соловьев), свобода (Н.Бердяев). Однако для адекватного понимания проблемы совершенствования необходима выработка более универсальной концепции, охватывающей все стороны человеческого существования.

На наш взгляд, подобная концепция может быть создана на основе базовых элементов культуры, которые являются блоками взаимодействия человека и общества, теми структурными элементами жизни, в которых существование постигается опытным путем, и происходит выход человека за свои пределы. В соответствии с этим базовыми элементами культуры могут рассматриваться основные константы человеческого существования, на основе которых и происходит совершенствование человека.

Базовых элементов культуры насчитывается около двух десятков. В данном параграфе мы рассмотрим модели совершенствования человека на уровне культуры целеполагания, культуры мышления, семиотической культуры и культуры пространственно - временной ориентации.

Одним из аспектов совершенствования человека является культура целеполагания, характерная и для науки, и для религии. Важное значение в этом смысле имеет само понятие цели. Цель - это идеальная модель теоретически возможного состояния чего - либо, предполагающая потребность в изменении действительности и самого человека. В процессе достижения цели человек изменяется, и если в основу деятельности полагается цель высокая, нравственно безупречная, то путь к достижению такой цели будет путем к совершенству, а сам процесс целедеятельности - процессом совершенствования.

Глубокая разработка этой проблемы была осуществлена русским религиозным философом, представителем интуитивистского персонализма Н.О. Лосским, который полагал, что совершенствование на уровне культуры целеполагания будет более реальным через когнитивный диалог религии и науки, благодаря совместным усилиям научного и религиозного опыта.

Изложение своей концепции Н.О. Лосский начинает с определения своей позиции по отношению к решению проблемы совершенствования. «Существуют две противоположные группы учений о прогрессе человечества, - говорит он,- одни утверждают существование прогресса в истории, другие отрицают его. Учение, отстаиваемое мною, не стоит ни на той, ни на другой стороне: как это ни странно, оно сочетает в одно целое многие утверждения философов, признающих прогресс, с многими утверждениями философов, отрицающих его»1. И несколько далее: «Под словом «прогресс» я буду разуметь постепенное поднятие мировых существ на все более высокие ступени совершенства, т.е. более полное осуществление ими все более высоких ценностей, имеющих целью достигнуть порога Царства Божия и вслед за тем удостоиться обожения»1.

Совершенствование предполагает постановку цели. В этой связи Н.О. Лосский говорит о том, что целью стремления человека к жизни является не просто получение удовольствия от чего-либо, а ценностные стороны бытия, которые доставляют удовольствие: святость, здоровье, общение с людьми, истина, красота. И это, полагает он, установлено свыше. «При этом никакое отдельное содержание мира никогда не удовлетворяет человека до конца, не может наполнить всей его жизни: рано или поздно в нем пробуждается стремление идти все дальше и дальше, прибавить к тому, что достигнуто, еще новые и новые содержания жизни»-. В этой точке идеи Н.О. Лосского пересекаются с идеями Вл. Соловьева, утверждавшего, что человеческая личность безусловна в том смысле, что не желает и не может быть удовлетворенной никаким ограниченным, условным содержанием, и человек может осознать, что он в силах достигнуть положительной безусловности и обрести тотальное ощущение полноты бытия. Абсолютная же полнота бытия, как утверждал Г.В. Лейбниц, это осуществленное единство всех согласуемых друг с другом элементов бытия, и этот принцип лежит в основе мира"5.

Мир в целом, по Н.О. Лосскому, стремится осуществить предельное богатство жизни, и каждый человек желает участвовать в осуществлении этой полноты и воплотить ее в себе. Эти общефилософские положения не противоречивы с логической точки зрения, но в рамках научного мировоззрения они необъяснимы в том смысле, что не отвечают на вопрос, почему мир стремится осуществить предельное богатство жизни. Ответ на этот вопрос Н.О. Лосский находит, обращаясь к религии. Оказывается, что стремление к полноте бытия целеустановлено свыше. Религиозным по сути является и определение понятия «полнота бытия», поскольку осуществленная полнота бытия, согласно русскому философу, есть ELIS realissimum, Всереальнейшее Существо, иначе говоря, Бог. Следовательно, человек, стремясь к полноте бытия, в сущности ставит себе цель подняться на уровень божественного бытия: «не будучи Богом от века, он все же хочет быть богом становлений» .

В этой связи Н.О. Лосский ставит вопрос о возможности существования всереальнейшего существа, которое само обладало бы полнотою жизни и представляло собой высшую положительную ценность, и старается ответить на него, прибегая к научным аргументам. Он утверждает, что абсолютно совершенное существо - не идеал, создаваемый фантазией, предмет ожиданий и надежд, а действительное Сущее, которое человек способен найти благодаря аподиктически достоверному умозрению, живому непосредственному опыту. Философское умозрение, близкое к науке, может с абсолютной достоверностью установить, что мир, являясь систематическим единством множества элементов, не может быть изначальным самостоятельным сущим. Там, где есть хотя бы два элемента, которые оказываются соединенными каким - либо отношением, должно существовать третье начало (элемент), которое синтезирует эти элементы и является условием отношения между ними. Из этого Н.О. Лосский заключает: если мир есть систематическое единство, пронизанное определенными отношениями, то выше мира как его основа находится Сверхсистемное начало. «Оно должно быть Сверхсистемным, так как в противном случае возник бы вопрос: какое еще более высокое начало обосновывает его (мира - О.П.) системы? Как Сверхсистемное, оно несоизмеримо с миром, то есть невыразимо ни в каких понятиях, применимых к миру и его элементам. Оно не есть личность, не есть разум, не есть единое (в том смысле, в котором единое соотносительно с множеством). Имея в виду этот бесконечный ряд отрицаний, принято обозначать Сверхъестественное начало, как предмет отрицательного богословия, термином «Божественное начало»"".

Сотрудничество-диалог религии и науки в решении проблем нравственно-эстетического совершенствования человека

В современном информационно-техническом мире наблюдается процесс отчуждения человека от фундаментальных основ традиционной духовной культуры. Основной причиной этого процесса стало резкое изменение условий существования современного человека. Из традиционного симбиотического мира природы и культуры он оказался ныне в совершенно новом информационно-техническом пространстве. Сущностное содержание последнего, динамика развития современной цивилизации, которая достигла невиданных доселе темпов, не могут не отражаться на человеке, на его сознании и мировоззренческих установках. Для того чтобы выжить и не потеряться в новом мире, человеку необходимо адаптироваться к изменившимся обстоятельствам бытия. Процесс адаптации осуществляется, главным образом, посредством образования и самообразования. Именно в сущности и в содержании последних заключается главное основание отчуждения современного человека от нравственно-эстетических основ традиционной духовной культуры, поскольку именно в них и через них должна осуществляться непрерывная трансляция этой самой культуры.

Динамика развития нового информационно-технического мира требует все большей вовлеченности человека в современные процессы, все большей концентрации его внимания на обстоятельствах современной жизни, а стало быть, содержание образования и самообразования должно быть еще акцентиро-ваннее направлено на современность, и, следовательно, стать в еще большей степени техноцентристским. Так, по мнению одного из авторитетнейших отечественных исследователей феномена информационно-технической революции А. Ракитова, «переход к информационному и индустриально-информационному обществу невозможен, если скорость формирования новой генерации людей будет уступать скоростям технологически детерминированных процессов». Далее, естественно, следует ссылка на необходимость «глубочайших и притом ускоренных изменений в процессе системы воспитания и образования», которые должны быть связаны с «внедрением в сознание человека новых моральных, поведенческих и мировоззренческих стандартов...»1. Сходных представлений придерживается и В. Конев, по мнению которого «образование стоит перед вызовом XXI века - необходимостью формирования нового типа мышления, нового сознания, нового понимания человеком своего места в истории, обществе и мире»".

Возникает вопрос: какова же роль самого человека во всех этих процессах? Не сводится ли она, в данном случае, к чисто пассивной роли «пластилина» в руках «продвинутых» технократов, которые, разумеется, лучше всех остальных проникли в суть происходящих событий и на этом основании заявляют о своих правах на глобальное планирование социокультурного развития и говорят о необходимости посредством системы воспитания и образования переделывать человека соответственно новым условиям его существования, превращать его в духовно выхолощенный инструмент функционирования глобальной инфотехносреды?

На наш взгляд, наоборот, необходимо возвращаться к истокам, культивировать традиционные формы духовной культуры и обеспечивать их эффективную трансляцию; обществу человекообразных роботов следует предпочесть общество духовно высокоразвитых людей, способных на высокие чувства и на самостоятельное мышление; в своем развитии человечеству скорее нужно смотреть не вперед, а назад, не отрываться от корней, а срастаться с ними.

Однако тот же А. Ракитов рекомендует произвести «быстрые и глубокие изменения в сознании и поведении людей», причем сделать это «можно лишь на основе и с использованием современных информационных технологий в качестве основного образовательного и воспитательного средства» .

Дальше - больше. Оказывается, что «аккумуляция знаний, их трансформация, закачка в психофонд обучающихся и контроль за эффективностью их усвоения в соответствии с требованиями, выдвигаемыми переходом к новому универсальному инновационному циклу, могут быть осуществлены только на основе продуманной (курсив мой. - К.П.) системы образования и воспитания»2. Мы не случайно столь подробно остановились на статье А. Ракитова, ибо в ней в весьма характерной форме выражен технократический взгляд на проблему бытия человека в современном информационно-техническом мире.

Основополагающей чертой этого взгляда является признание необходимости изменения природы человека, его сознания, психики, менталитета соответственно тенденциозным представлениям технократов о том, каким должен быть человек будущего. Согласно этим представлениям, как это видно, в частности, из вышецитированной статьи, человек прежде всего должен быть легко управляемым, легко поддаваться внушению, весьма напоминающему зомбиро-вание; должен подвергнуться отчуждению от субстанциальных оснований своей природы. Иначе, каким образом возможно за короткий срок (даже не в сроке дело) произвести в человеке глубокие изменения, затрагивающие такие основополагающие моменты человеческого существа, как сознание, поведение, менталитет, мировоззрение?

Похожие диссертации на Религиозно-научные основы совершенствования человека