Содержание к диссертации
Введение
1. Социальная сущность человека 33
1.1. Принцип деятельности и его методологическое значение в исследовании социальной сущности человека 33
1.2. Соотношение биологического и социального в человеке 60
2. Новый человек - коммунистический тип личности 78
2.1. Структура духовного мира нового человека 78
2.2. Всесторонность, гармоничность и цельность развития новой личности 101
3. Объективная детерминация духовного мира нового человека 118
3.1. Общественная жизнь развитого социализма как объективная основа гармонического развития личности 118
3.2. Роль социально-экономической политики КПСС в развитии нового человека 140
3.3. Коммунистическое воспитание новой личности 152
4. Диалектика объективного и субъективного в развитии духовного мира нового человека 181
4.1. Социальная активность человека как субъективный фактор его развития 181
4.2. Взаимосвязь объективных условий и субъективного фактора и ее отражение в управлении процессом формирования новой личности 202
5. Роль культуры в формировании нового человека 221
5.1. Культура и духовный мир личности 221
5.2. Качество деятельности как показатель ее культуры и социальной зрелости человека 240
5.3. Единство профессиональных знаний и научного миро воззрения как выражение культуры и определяющая черта современного советского специалиста 257
Заключение 276
- Принцип деятельности и его методологическое значение в исследовании социальной сущности человека
- Структура духовного мира нового человека
- Общественная жизнь развитого социализма как объективная основа гармонического развития личности
- Социальная активность человека как субъективный фактор его развития
Введение к работе
Актуальность исследования» В документах КПСС формирование нового человека определено как одна из программных задач нашей партии, как "важнейшая цель и непременное условие коммунистического строительства . Эта задача приобретает особое значение в связи с дальнейшим укреплением развитого социализма, объективно необходимыми качественными изменениями в производительных силах и соответствующим этому совершенствованием производственных отношений, на основании которого происходят изменения в сознании людей. Партия обращает внимание на то, что от уровня сознания советских людей, их трудовой и политической активности во многом зависит осуществление пятилетних планов, темпы движения нашего общества вперед, укрепление обороноспособности страны, реализация задачи совершенствования общества зрелого социализма.
Социально-практическая необходимость формирования нового человека в развитом социалистическом обществе обусловливает постановку и осмысление с философско-методологических позиций комплексного характера этого процесса.
В материалах ХХУ и ХХУІ съездов партии, в постановлениях июньского /1983 г./ и последующих пленумов ЦК КПСС обоснованы положения, нацеливающие на исследование комплексного подхода к формированию нового человека. "Практика вновь и вновь убеждает, что успех воспитания обеспечивается лишь тогда, когда оно опирается на прочный фундамент социально-экономической политики. Это поло-
I См.: Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 198I, с. 57-63; Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. - В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС,14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.27.
5 жение ХХУІ съезда имеет принципиальное значение. И партийные кадры должны хорошо знать социально-экономические факторы, влияющие на настроения и поведение людей, теснее связывать идеологическую работу с борьбой за выполнение ключевых народнохозяйственных и социально-политических задач .
Практическая значимость дальнейшей разработки вопроса о комплексном подходе к формированию нового человека обусловлена также реформой средней школы, определившей необходимость тесной связи коммунистического воспитания молодежи с решением задач дальнейшего совершенствования развитого социалистического общества.
Усиление внимания к формированию нового человека обусловливается, как отметил июньский /1983 г./ Пленум ЦК КПСС, кроме внутренних задач зрелого социалистического общества, обострением идеологической борьбы, необходимостью разоблачения попыток враждебной буржуазной идеологии фальсифицировать действительную сущность достижений и реальные перспективы социализма, в особенности в развитии советского человека, его духовного мира с целью распространения идеологии мещанства, равнодушия к делам и заботам общества, национальной ограниченности, антикоммунизма.
Дальнейшее укрепление развитого социалистического общества и его перерастание в коммунистическое на основе построения материально-технической базы коммунизма и совершенствования общественных отношений выдвигает новые требования к развитию социальных качеств духовного мира советских людей. Формирование нового человека превратилось в настоящее время в непосредственную прак-
I Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. - В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС,14-15 июня 1983 г. - М., 1983, с.38-39. тическую задачу, что обусловливает необходимость обстоятельного теоретического исследования различных аспектов учения о нем.
Исходной основой этого исследования являются реальные достижения советского общества в формировании качественно новой социалистической личности - советского человека, соответствующей обществу развитого социализма как закономерного и исторически длительного этапа в становлении коммунистической формации1.
В процессе построения нового социалистического общества, индустриализации страны и преобразования сельского хозяйства, роста политической активности, образования и культуры трудящихся, утверждения социалистического образа жизни изменялось и сознание рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. В творческом труде на всех участках социалистического строительства, в борьбе с фашистскими захватчиками сформировался и закалился советский человек, который сумел завоевать свободу, отстоять ее в самых тяжких боях, строил будущее, не жалея своих сил и идя на любые жертвы, прошел все испытания и сам неузнаваемо Z изменился .
К существенным чертам духовного мира советского человека относятся марксистско-ленинское мировоззрение, верность коммунистическим идеалам, высокая политическая сознательность, интернационализм и патриотизм, коллективизм, идейная убежденность, огромная жизненная энергия, культура, знания и умение их применять. "Советский человек - это добросовестный труженик, человек высокой политической культуры, патриот и интернационалист. Он
См.:0 80-летии Второго съезда РСДРП: Постановление ЦК КПСС 31 марта 1983 г. - Коммунист, 1983, № б, с.5.
См.: Материалы ХХУ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1976, с.87.
7 живет полнокровной жизнью созидателя нового мира"1.
Раскрывая достижения в развитии духовного мира советского человека, его сущностных черт, партия одновременно отмечает, что это не означает, "что мы уже решили все вопросы, связанные с формированием нового человека. Задач здесь стоит перед нами не- мало .
ХХУІ съезд КПСС отметил рост идейно-политической зрелости, образования и профессиональной квалификации рабочего класса как ведущей силы общества, способствующих изменению характера труда, наполнению его интеллектуальным содержанием, превращению в содержательную, интересную, творческую деятельность. Одновременно съезд обратил внимание на то, что наличие ручного труда, которым пока еще заняты миллионы людей, создает существенные преграды на пути превращения труда в первую жизненную потребность человека.
Это касается также и труда колхозного крестьянства, все более сближающегося с трудом рабочих по мере индустриализации сельскохозяйственного производства, развития межколхозных организаций, способствующих уничтожению разницы в социальном положении рабочих и крестьян. Вместе с тем наличие в сельском хозяйстве отсталых хозяйств мешает преодолению существенных различий между городом и деревней .
Задача интенсификации экономики, повышения ее эффективности требует подъема эффективности и качества всей работы, повсеместного утверждения ленинского стиля работы - "стиля творческого,
Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с.63.
Там же.
См.: там же, с.52-57.
8 обеспечивающего научный подход ко всем общественным процессам, постоянную опору на массы, высокую деловитость, конкретность и требовательность, непримиримость к любым проявлениям формализма, бюрократизма и парадности". В деятельности же отдельных организаций имеют место косность, администрирование и бюрократизм, не полностью преодоленные сила инерции, традиции и привычки, сложившиеся в тот период, когда на первый план выступала не столько р качественная, сколько количественная сторона дела .
Формированию нового человека мешают также недостатки в сфере распределения, в которой, с одной стороны, происходят рост и сближение уровней жизни всех групп трудящихся, утвержден принцип распределения по количеству и качеству труда, а с другой - имеются еще факты уравниловки, начисления зарплаты не за реальные результаты работы, а только лишь за явку на работу, выдачи незаслуженных премий, что, как отмечается в решениях ХХУІ съезда
КПСС, крайне вредно сказывается на производственных показателях я и на психологии людей .
Требует дальнейшего совершенствования сфера взаимоотношений общества и личности, общественных и личных интересов. Утверждение в социалистическом обществе принципа "от каждого - по способностям, каждому - по труду" способствует восприятию советскими людьми предначертаний партии как своего личного, кровного дела, развитию стимулов к труду, в котором общественные и личные интересы слиты воедино, что рождает творчество, инициативу, энергию
0 80-летии Второго съезда РСДРП: Постановление ЦК КПСС, 31 марта 1983 года. - Коммунист, 1983, № 6, с.7.
См.: Материалы ХХУІ съезда КПСС, с.37.
См.: там же, с.59.
9 масс в выполнении государственных планов. Однако и в этой области имеются еще недостатки, трудности, связанные с наличием в обществе людей, стремящихся побольше урвать от государства, руководствующихся эгоистическими, мещанскими, накопительскими интересами.
Несовместимо с социалистическим образом жизни проявление со стороны отдельных лиц посягательств на социалистическую собственность, стремление жить на нетрудовые доходы, тунеядство. В решениях ХХУІ съезда КПСС, постановлении июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС обращается внимание на недостаточную гражданскую зрелость и дисциплину части людей, запоздалое гражданское становление и политическую наивность, иждивенчество некоторых молодых людей, их нежелание трудиться там, где это требуется обществу сегодня, стремление части молодежи выделиться не знаниями и трудолюбием, а дорогостоящими вещами, купленными на деньги родителей.
Вскрывая эти недостатки, партия определяет основные задачи, стоящие перед обществом как в области экономического, социально-политического развития, укрепления социалистической демократии, законности и правопорядка, так и в области формирования нового человека.
К ним относятся: дальнейшее совершенствование зрелого социализма, укрепление материальных и духовных основ социалистического образа жизни как объективной основы развития нового человека, усиление роли социально-экономической политики партии и коммунистического воспитания трудящихся в формировании их мировоззрения, политического и нравственного сознания, интернационализма, патриотизма, добросовестного, ответственного и высокосознательного отношения к труду, разумных интересов и потребностей,
10 культуры, совершенствование форм и методов идеологической, политико-воспитательной работы, повышение ее эффективности. Это определяет актуальность дальнейшей разработки вопроса о комплексном подходе к формированию нового человека.
Анализ философско-методологиче-ских основ комплексного подхода к формированию нового человека осуществляется в диссертации в контексте исследования фундаментальных философских проблем. Совокупность этих проблем сфокусирована на вопросе диалектики объективной и субъективной детерминации становления и развития духовного мира личности, которая выражает важнейшую закономерность дальнейшего совершенствования развитого социалистического общества. Она состоит во взаимосвязи объективных законов общественного развития и сознательной деятельности людей, возрастании роли социалистической сознательности, научного мировоззрения в реализации объективных законов.
Исследование диалектики объективного и субъективного в социальной детерминации человека создает предпосылки для более глубокого осмысления с позиции марксистско-ленинской философии внутренне противоречивого и гармонического развития объективных систем, обусловливающих формирование социальных качеств новой личности, структуры ее духовного мира и процесса преобразования свойств этих систем в черты субъективного мира личности.
Состояние исследования проблемы. В философской литературе довольно четко намечен круг вопросов, связанных с пониманием комплексного подхода и исследованием его философско-методологиче-ских основ. К таким . работам относятся исследования П.Н.Федо- сеева, В.Г.Афанасьева, И.В.Влауберга, В.П.Кузьмина, В.Н.Садовского, В.И.Шинкарука, А.И.Уемова, В.Г.Юдина и др. Подчеркивается, что возрастание значения системного и комплексного подходов в научном познании обусловлено социальной практикой и развитием процесса познания. П.Н.Федосеев обращает внимание на то, что "проблемы управления целостным общественным организмом непосредственно связаны с разработкой методологических аспектов комплексного подхода к исследованию социалистического общества . В.П.Кузьмин пишет о переходе от изучения отдельных вещей и явлений к изучению их систем, комплексов, взаимосвязей, получившем всеобщее распространение в XX веке. Основным содержанием познания становятся при этом "не столько предметы или системы сами по себе, сколько их взаимодействия, баланс разнообразных сил, факторов, процессов и т.п., т.е. сложный синтез знаний о совокупности явлений, не имеющих единого общего основания или, точнее, единой и однопорядковой системы законов". Комплексный подход он рассматривает как одну из разновидностей системного подхода в сфере синтеза научных знаний, а его предметом считает систем-ные комплексы или полисистемные образования . Разработан категориальный аппарат, выражающий содержание этих подходов.
Особая роль в понимании мировоззренческой и методологической функции системного и комплексного подходов принадлежит категории "системное качество" /В.П.Кузьмин/, или "интегральное ка-
Федосеев П.Н. Философия и научное познание. - М.: Наука, 1983, с. 14.
Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1980, с.30-31.
См.: Кузьмин В.П. Место системного подхода в современном научном познании и марксистской методологии. - Вопросы философии, 1980, № I, с.68.
12 чество" /В.Г.Афанасьев/, рассматриваемой этими исследователями как базисное основание систем различных типов, выражающее интегральную целостность систем и системных комплексов.
Особенностью системных комплексов в отличие от отдельных целостных систем является большое значение в их качественной определенности и функционировании взаимосвязей и взаимодействия между образующими их системами и соответственно комплексных качеств и закономерностей, свойственных им.
Значительные успехи достигнуты в комплексном обосновании со-циально-деятельностной сущности человека, исследовании конкретных форм превращения деятельности в самодеятельность в экономической, политической и духовной сферах социалистического общества, в раскрытии определяющего значения социального по отношению к биологическому в человеке и влиянии биологического на проявление его социальных качеств в зависимости от конкретных социально-классовых условий развития, выяснена методологическая функция марксистско-ленинского учения о человеке для разработки концепции новой личности, подвергнуты критике современные буржуазные теории биологиза-ции личности и др. К таким исследованиям принадлежат работы П.Н.Федосеева, Б.Г.Ананьева, К.А.Абульхановой-Славской, А.А.Баева, Г.С.Батищева„ Н.П.Бочкова, Б.Т.Григорьяна, О.Г.Дробницкого, Н.П.Дубинина,, Д.И.Дубровского, М.В.Демина, Э.В.Ильенкова, М.С.Ка-гана, З.М.Какабадзе, М.С.Кветного, А.Н.Леонтьева, А.Г.Мысливченко, И.С.Нарского, В.П.Иванова, С.Л.Рубинштейна, В.П.Тугаринова, И.Т.Фролова, В.И.Щинкарука-1- и др.
I Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977; Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. - В кн.: Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981, с.19-45; Баев А.А. Современ- ІЗ В комплексном подходе к исследованию нового человека обосно- ная биология как социальное явление. - В кн.: Материалы Ш Всесоюзного совещания по философским вопросам современного естествознания. Вып.2. - М.: Наука, 1981,с.42-53; Беляев Д.К. Современная наука и проблема исследования человека. - там же,с.54-82; Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип. - В кн.: Проблема человека в современной философии. -М.: Наука,1969,, с.73-144; Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. - М.: Политиздат,1973; Дробницкий О.Г. Природа и границы сферы общественного бытия человека. - В кн.: Проблема человека в современной философии. - М.: Наука,1969; Демин М.В. Проблемы теории личности /Социально-философский аспект /. - М.: Изд-во Моск.ун-та„ 1977; Дубинин Н.П. Общая генетика. Изд.2-е, перераб. и допол. - М.: Наука,1976; Дубровский Д.И. Проблема "психика и мозг" в свете категорий социального и биологического. - Вопросы философии, 1982, № 5; Дубровский Д.И. Информация. Сознание. Мозг. - М.: Высшая школа,1980; Ильенков Э.В. Проблема идеального. - Вопросы философии,1979, № б; Иванов В.П. Человеческая деятельность - познание, искусство. - Киев: Наук.думка,1977; Каган М.С. Человеческая деятельность /Опыт системного анализа/. - М.: Политиздат,, 1974; Какабадзе З.М. Человек как философская проблема. - Тбилиси: Мецниереба,1970; Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1974; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд.2-е. - М.: Политиздат, 1977; Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. - М.: Мысль, 1972; Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: 0 месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957; Социальная философия Франкфуртской школы. - /Критические очерки/. 2-е изд., доп. /Ред.кол.Б.Н.Свобода, 1978 ; Тарасов К.Е., Черненко Е.К. Социальная детерминированность биологии человека. - М.: Мысль, 1979; Тугаринов В.П. Природа, цивилизации, человек. - Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1978; Федосеев П.Н. Диалектика современной эпохи. 3-е изд., дополн. - М.: Наука, 1978; Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. - 2-е изд., перераб. и дополн. -М.: Политиздат, 1983; Человек и мир человека: Категории "человек" и "мир" в системе научного мировоззрения / тв.ред.В.И.Шинка-рук. - Киев: Наук.думка, 1977 и др.
14 ваш классовые критерии социальной типизации личности, определены качественные черты нового человека как социального типа личности, соответствующего коммунистической общественно-экономической формации,, советского человека как конкретно-исторического типа личности, сформировавшегося в нашей стране и соответствующего обществу развитого социализма. В работах значительное внимание уделено изучению структуры духовного мира нового человека, его направленности, всесторонности,гармоничности, а также мировоззрения, убеждений, идеалов, социальной активности. Этому посвящены работы И.В.Шчко, В.Л.Василенко, Г.Е.Глезермана, С.М.Ковалева, В.В.Колобкова, И.Ф.Надольного, Е.В.Лазоренко, А.А.Лысенко, М.Л. Злотиной, Е.В.Осичнгока, М.А.Парнюка, Г.Л.Смирнова, В.И.Шинкарука, А.И.Яценко, М.В.Яковлева1 и др.
I Еечко И.В. Детерминизм и свобода. - В кн.: Практика - познание - мировоззрение: Мировоззренческое содержание принципов диалек тического и исторического материализма. - Киев: Наук.думка, 1980; Еьгако И.В. Свобода как специфический способ социальной детерминации. - В кн.: Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики. - Киев: Наук.думка, 1981; Василенко В.Л. Человек и мировоззрение. К вопросу формирования научного мировоззрения советских людей. - Киев: Политиздат Украины, 1974/на укр.яз./ ; Глезерман Г.Е. Рождение нового человека. Проблемы формирования личности при социализме.
М.: Политиздат, 1982; Злотина М.Л. Мировоззрение, познание, метод. - В кн.: Диалектический и исторический материализм -философская основа коммунистического мировоззрения. - Киев: Наук.думка, 1977; Злотина М.Л. Диалектические законы развития как мировоззренческие принципы творческой деятельности. - В кн.: Практика - познание - мировоззрение. - Киев: Наук.думка, 1980; Ковалев СМ. Формирование социалистической личности. - М.: Мысль,1980; Надольный й.ш.Дазоренко Е.В. Социализм и личность.
Киев: Вища школа,1976; Осичнюк Е.В. Идеал и деятельность. -Киев: Вища школа,1981; Смирнов Г.Л. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. - М.: Политиздат, 1973; Шинкарук В.И. Научное мировоззрение - идейная основа фор -
15 При выяснении социальной детерминации формирования нового человека обстоятельному анализу подвергнуты ее конкретные детерминанты: НТР, социалистический образ жизни, социалистическое общественное сознание, трудовой коллектив; рассмотрено развитие различных черт духовного мира личности: профессиональных знаний и научного мировоззрения, отношения к труду, обществу, межличностных отношений, развитие интеллектуального уровня внутреннего мира человека и его духовных чувств, культуры /Я.Ф.Аекин, Л.П.Буева, В.Е.Давидович, Ю.А.Жданов, В.П.Иванов, В.В.Косолапов, Г.Г.Квасов, В.И.Куценко, Л.А.Куликов, Т.Ф.Матяш, В.М.Межуев, В.Д.Попов, Б.Д.Парыгин, Л.В.Сохань, В.Г.Табачковский и др/. мирования всесторонне развитой личности. - Філософська думка, 1976, № 2 /На укр.яз./; Шинкарук В.И. Философия и мировоззрение.
В кн.: Человек и мир человека; Шинкарук В.И. Философия, наука, мировоззрение. - В кн.: Диалектический и исторический материализм - философская основа коммунистического мировоззрения; Шинкарук В.И. Категориальная структура научного мировоззрения.
В кн.: Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики; Яценко А.И. Целеполагание и идеалы.
Киев: Наук.думка, 1977; Яценко А.И. Социально-практическая природа и мировоззренческая функция категорий форм познания, самосознания и целеполагания. - В кн.: Мировоззренческое содержание законов и категорий материалистической диалектики. -Киев: Наук.думка, 1981; Яковлев М.В. Идеология. - М.: Мысль, 1979.
I Буева Л.М. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978; Косолапов Р.И., Лаптев И.Д., Марков B.C. Развитой социализм: проблемы теории и практики. - М.: Политиздат, 1981; Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры.Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов.ун-та, 1980; Куценко В.И. Философско-социологиче-ское содеркание категории "образ жизни". - В кн.: Социалистический образ жизни и всестороннее развитие личности. - Киев:
Значительные успехи достигнуты по обобщению опыта коммунистического воспитания, исследованию основных направлений, форм и методов воспитательной деятельности, разработке комплексного подхода к ее осуществлению. Речь идет о работах В.Г.Антоненко, А.И.Бурдиной, С.С.Вишневского, Н.В.Дученко, Н.С.Мансурова, С.Н.Мостового, М.А.Парнюка, Е.Я.Якубы и др.
Наук.думка, 1979; Куценко В.И. Планомерность как форма и способ развития социалистического общества. - Вопросы философии, 1982, № б; Личность в XX столетии: Анализ буржуазных теорий/ Отв.ред.М.Б.Митин. - М.: Мысль, 1979; Межуев В.М. Культура и история: Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма. - М.: Политиздат, 1977; Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность: Социально-психологические проблемы. -М.: Политиздат, 1978; Попов В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. -М.: Мысль, 1981; Сохань Л.В. Духовный прогресс личности и коммунизм. - Киев: Наук.думка, 1966; Сохань Л.В. Научно-техническая революция и социалистический образ жизни. - В кн.: Фило-софско-социологические проблемы современной научно-технической революции., - Киев: Наук.думка, 1976 /на укр.яз./; Сохань Л.В. Интеллектуальный потенциал личности. - В кн.: Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности. - М.: Наука, 1983. I Комплексный подход к коммунистическому воспитанию/Отв.ред. Н.С.Мансуров. - М.: Изд-во Ин-та социолог.исследов, АН СССР, 1977; Коммунистические идеалы и становление личности студен-та/Ред.кол.: Е.А.Якуба, А.И.Бурдина, И.С.Ковалева и др. -Харьков: Вища школа, 1977; Коммунистическое воспитание студентов: Вопросы теории и практики/Отв.ред. В.Г.Антоненко. -Киев: Вища школа, 1981; Комплексный подход к коммунистическому воспитанию студенческой молодежи/Отв.ред. Т.Е.Старченко. -Львов: Вища школа, 1980; Мостовой С.Н. Ленинские принципы идейно-воспитательной работы. Изд. 2-е. - М.: Мысль, 1977; Формирование мировоззрения нового человекаД^ук.авт.кол.
17 Таким образом, в результате осуществленных исследований разработаны вопросы о социальной сущности человека, соотношении в нем социального и биологического, о классовых критериях социальной типизации личности и основных исторических типах личности, создана концепция нового человека как социального типа личности, соответствующего коммунистической общественно-экономической формации, обоснованы детерминанты и основные этапы развития новой личности, методология системного, комплексного подхода к ее формированию. И все же наряду со значительными достижениями в комплексном исследовании этих проблем еще немало нерешенных вопросов. Об этом свидетельствуют, в частности, проведенные жур- налами "Вопросы философии" и "Философська думка"х "круглые столы", посвященные проблемам человека, статья в журнале "Комму- нист" по проблеме социального наследования .
Исследователи проблемы человека обращают внимание на то, что "особенно очевидно встает необходимость комплексного подхода к изучению процессов формирования и развития человека, подхода, объединяющего усилия представителей естественных и общественных
М.А.Парнюк. - Киев: Политиздат Украины, 1977; Косолапов В.В., Надольный И.Ф., Дученко Н.В. и др. Социалистический образ жизни и проблемы воспитания личности. - Киев: Вища школа, 1979.
См.: "Круглый стол" философов, психологов и социологов "Социальные и биологические факторы развития человека". - Вопросы философии, 1972, № 9, с.109; Человек как комплексная проблема: Материалы Всесоюзной конференции. - Вопросы философии, 1980, № 7, с.94-115; 1983, № 10, с.37-48; "Круглый стол" философов, психологов и социологов "Жизненный путь личности". -Філософська думка, 1982, № I, с.91-98 /на укр. яз./.
См.: Наследование биологическое и социальное. - Коммунист, 1983, № и, с. 104.
18 наук", отмечают недостаточную разработанность его методологии; подчеркивают, что освещение проблемы формирования нового челове- р ка многоаспектное и требует комплексного подхода. Авторы статьи "Карл Маркс и всемирно-исторический процесс освобождения человека" В.Загладин, С.Меныпиков, И.Фролов отмечают, что "многое еще предстоит сделать нашим ученым в действительно комплексном изучении путей формирования нового человека - новой коммунистической цивилизации".
Высказывается мнение о необходимости преодоления подмены комплексного подхода к исследованию общественных явлений сумма- тивным, что "зависит в первую очередь от содержательного исполь- «4 зования материалистической диалектики .
Важнейшей задачей в дальнейшей разработке методологии комплексного подхода к формированию нового человека является исследование ее философских основ, способствующее более глубокому пониманию основных аспектов комплексного подхода и ориентирующее на анализ недостаточно выясненных вопросов.
См.: Буева Л.П. О некоторых методологических проблемах философского исследования человека. - В кн.: Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики. - Киев: Наук.думка, 1981, с.139.
См.: Шинкарук В.И. Основные направления исследования проблем формирования нового человека /"Круглый стол" Союза писателей Украины, Института философии АН УССР и редакции журнала "Фи-лософська думка". - Философська думка, 1981, № 2, с.77.
Загладин В., Меньшиков С, Фролов И. Карл Маркс и всемирно-исторический процесс освобождения человека. - Коммунист, 1983, № б, с.47.
Диалектика деятельности и культура/Отв.ред.В.Г.Табачковский, А.И.Яценко. - Киев: Наук.думка, 1983, с.8.
Исследование отдельных сторон духовного мира нового человека, влияния различных факторов социальной среды на его формирование, основных направлений коммунистического воспитания позволяет более глубоко понять процесс становления новой личности в ходе укрепления развитого социалистического общества. Одновременно все более настоятельной становится задача дальнейшего изучения системного характера духовного мира нового человека, сложной многоуровневой природы его объективной детерминации, диалектики преобразования объективного в субъективное в процессе формирования и развития личности.
Системный характер духовного мира нового человека выражается в таких его чертах, как направленность, всесторонность, гармоничность и целостность, свободное и универсальное развитие которых является самоцелью коммунистического общества. Раскрыть содержание этих черт, обосновать способы наиболее успешного их развития в каждом человеке, формирования сложной структуры его духовного мира, включающей интеллектуальный, чувственно-эмоциональный и деятельностно-волевой уровни возможно только исходя из анализа процесса преобразования деятельности в самодеятельность как сущностную определенность новой личности, и исследования качества деятельности как интегрального показателя ее культуры и уровня социальной зрелости личности. Это позволяет выяснить взаимосвязь объективной и субъективной детерминации социальной активности личности, способствующей самореализации ее сущностных сил в основных сферах жизнедеятельности развитого социализма.
Анализ системного характера духовного мира личности предполагает интеграцию научного знания, накопленного естественными и общественными науками по различным аспектам исследования пробле-
20 мы человека, осуществляемую на основании методологических принципов марксистско-ленинской философии и прежде всего понимания социальной деятельностной сущности человека.
Одновременно с этим процесс формирования социальных качеств нового человека, их всестороннее развитие и проявление в трудовой, общественно-политической и других сферах его жизнедеятельности, гармоничность и целостность субъективного мира, могут быть раскрыты только на основании анализа коренного отличия реализации сущностных сил человека в условиях социализма и капитализма. Таким образом, к пониманию нового человека как исторического социального типа личности, системного характера его социальных качеств необходимо подходить с позиций анализа существенных черт самодеятельности и ее реализации в различных сферах развитого социалистического общества.
В свою очередь, и объективная детерминация духовного мира человека имеет сложный характер. Его формирование осуществляется под влиянием ряда взаимодействующих между собой экономических, социально-политических и идеологических систем, входящих в состав объективного фактора и обусловливающих развитие сознания человека. В данном случае мы имеем соотношение человека, как сложной системы, с совокупностью взаимодействующих между собой объективных систем, влияющих на формирование и развитие его внутреннего мира. Характер действия каждой из них подчинен общесоциологическим законам взаимосвязи между экономикой и политикой, другими формами общественного сознания, культурой. Одновременно влияние комплекса этих систем на человека происходит в соответствии с законами субъективно-объективных отношений, что и определяет специфику проявления комплексного подхо-
21 да в исследовании процесса формирования нового человека.
Требует также дальнейшей разработки такой вопрос методологии комплексного подхода к формированию нового человека, как диалектика преобразования объективного в субъективный мир личности, свойственные этому процессу неантагонистические противоречия между миром общественного бытия человека и уровнем развития его субъективного мира, разрешение которых составляет внутреннее содержание комплексного подхода к становлению новой личности.
Исследование этого противоречия и способов его разрешения нацеливает на раскрытие процесса преобразования свойств объективных систем, детерминирующих развитие личности, в черты ее субъективного мира, роли объективных условий и субъективного фактора в его осуществлении, значения социально-экономической политики и идеологической работы в формировании новой личности, а также в преодолении трудностей на этом пути.
Таким образом, к вопросам, имеющим существенное значение для разработки философско-методологических основ комплексного подхода к формированию нового человека и требующим дальнейшего исследования, относятся теоретическое обоснование процесса превращения деятельности в самодеятельность путем обобщения конкретных форм ее проявления в социалистическом обществе как необходимого условия развития социально-деятельностной сущности человека на этапе становления новой личности; выяснение механизма взаимосвязи социального и биологического в человеке на различных уровнях его развития, позволяющее раскрыть процесс модификации человеческой природы в зависимости от социальных условий развития и становления творческой личности в зрелом социалистическом обществе; обоснование системного характера духовного мира новой
22 личности, являющееся теоретической основой понимания формирования ее социальных качеств; выяснение комплексного и многоступенчатого характера объективной детерминации духовного мира личности, процесса преобразования воздействия совокупности объективных систем в свойства ее субъективного мира; значение в этом процессе социальной активности человека; анализ роли культуры в становлении новой личности.
Особое значение приобретает выяснение сущностного противоречия, свойственного процессу формирования нового человека, разворачивание и решение которого определяет характер и способы преобразования свойств взаимодействующих между собой объективных систем в черты субъективного мира личности. Влияние совокупности этих систем на человека осуществляется в процессе взаимодействия объективных и субъективных факторов в социальной детерминации личности. Все это определяет специфику проявления комплексного подхода в исследовании процесса формирования нового человека. Его философско-методологические основы необходимо рассматривать в тесной связи с объектом исследования как метод, отвечающий сложному системному характеру социальной сущности духовного мира нового человека и наиболее полно преломляющий в себе принципы марксистско-ленинской методологии в исследовании объективной детерминации его формирования. Совокупность этих и прилегающих к ним вопросов и составляет общетеоретическую часть предметного поля диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Общая цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы дать обобщенное понимание философско - методологических
23 основ комплексного подхода к формированию нового человека при помощи анализа системного характера социальной сущности духовного мира личности, раскрытия ее объективной детерминации комплексом экономических, социально-политических и идеологических систем и выяснения способа разрешения сущностного противоречия, свойственного этому процес-
Определение общей цели исследования обусловило необходимость решения ряда конкретных задач: раскрыть системный характер, структуру, направленность, всесторонность и гармоничность духовного мира нового человека как социального типа личности, соответствующей коммунистической общественно-экономической формации; показать основные этапы развития нового человека, становление советского человека как социалистической личности и формирование коммунистической личности, соответствующей высшей фазе развития коммунистической общественно-экономической формации; обосновать многоуровневую природу объективной детерминации развития нового человека, значение в его формировании совокупности взаимосвязанных между собой экономических, социально-политических, духовных и идеологических систем, дать анализ гармонического развития этих систем и его значения в формировании духовного мира личности; исследовать процесс обнаружения сущностного противоречия
24 между миром общественного бытия человека и его субъективным миром, свойственного формированию новой личности, развертывание и разрешение которого является внутренним содержанием комплексного подхода, движущей силой преобразования свойств объективного мира в социальные качества субъективного мира личности; раскрыть конкретную связь социально-экономической политики партии и коммунистического воспитания в системе объективной детерминации развития нового человека, их значение в формировании научного мировоззрения, идейно-политическом, трудовом и нравственном воспитании личности, в преодолении трудностей и недостатков в развитии сознания отдельных людей; исследовать диалектику объективного и субъективного в формировании социальной сущности духовного мира личности, значение социальной активности человека в преобразовании свойств объективного мира в черты субъективного мира новой личности, обосновать пути преодоления пассивности отдельной части людей; раскрыть роль социалистической культуры в становлении нового человека, в развитии его сущностных сил, содержание высокого качества деятельности как показателя культуры всей системы отношений человека к окружающему его миру и обосновать определяющее значение в формировании нового человека единства его профессиональной и идейно-политической подготовки.
Методологическая основа и источники исследования. Общей методологической основой исследования проблемы формирования нового человека являются марксистско-ленинское учение о социально-дея-тельностной сущности человека, соотношении в нем социального и биологического, об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, принцип социального детерминизма,
25 законы материалистической диалектики. Последовательное их применение способствует разработке философско-методологических основ комплексного подхода как целостной системы методологических приемов, преломляющей в себе принципы, законы и категории материалистической диалектики.
В исследовании философско-методологических основ комплексного подхода к формированию новой личности автор исходил также из положений, обоснованных и развитых в решениях ХХІУ, ХХУ, ХХУІ съездов КПСС и последующих пленумов ЦК КПСС, в частности, учения о зрелом социалистическом обществе и закономерностях его совершенствования, об органической взаимосвязи экономического, социаль ного и духовного прогресса советского общества и его значении в развитии новой личности, о неантагонистическом характере противоречий зрелого социализма, причинах их возникновения, значении их своевременного разрешения для формирования всесторонне и гармонически развитой личности, о единстве профессиональной подготовки и мировоззренческих знаний в становлении нового человека, взаимосвязи идейно-политического, трудового и нравственного воспитания и др.
В диссертации использованы результаты исследований многих советских и зарубежных авторов, посвященные изучению различных аспектов проблемы человека и формирования новой личности, вопросам критики идеалистических и метафизических буржуазных концепций биологизации человека, манипулирования его сознанием, абстрактно-социологического внеклассового подхода к истолкованию сущности человека, технократического направления буржуазной философии, а также идеологии ревизионизма и антикоммунизма. В диссертации использованы данные специальных областей знаний, таких как
26 генетика, физиология, психология, политическая экономия и конкретные социологические исследования.
Научная новизна исследования. Главный результат проведенного исследования состоит в том, что на основании систем -ного анализа духовного мира социалистической личности создана обобщенная концепция философско - методологических основ комплексного подхода к формированию нового человека, раскрыт процесс его объективной детерминации совокупностью экономических, социально - политических и идеологических систем зрелого социалистического общества, выявлен механизм преобразования свойств объективных систем в социальные качества субъективного мира личности, что имеет важное методологическое значение для решения практических задач формирования нового человека коммунистического типа.
В рамках этой концепции получен ряд исследовательских результатов, обладающих научной новизной.
В диссертации показано, что духовный мир личности представляет собой не просто знания, чувства и волю, но и отношения человека к окружающему его миру - природе, многообразным формам жизнедеятельности социалистического общества, к другим людям.
На этом основании раскрыта ограниченность созерцательного понимания внутреннего мира человека и обоснован его субъективно-объективный, познавательно-оценочный и социально-деятельностньгй характер, выражающийся в социалистической направленности и це-леполагающей деятельности.
Доказано, что формирование социальных качеств духовного мира личности осуществляется под влиянием совокупности экономических, социально-политических и идеологических систем, определяющее значение среди которых принадлежит системе экономических отношений. Гармоническое развитие этих систем, осуществляемое путем разрешения свойственных им неантагонистических противоречий, является объективной основой всестороннего и гармонического развития личности. Наличие элементов дисгармоничности в развитии объективных систем является причиной возникновения раздвоенности сознания отдельной части советских людей и его отклонения от норм социалистической морали.
В итоге исследования раскрыт многоуровневый характер причинной детерминации духовного мира личности, влияние на человека экономических отношений осуществляется непосредственно и опосредованно системой общественного сознания, его теоретическим и обыденным уровнями и происходит в тесной связи с целенаправленной идеологической работой Коммунистической партии и Советского государства; на этом основании доказана необходимость конкретного учета в воспитательной работе условий микросреды, состояния сознания человека, индивидуализации идейно-воспитательной ра.боты.
В диссертации обосновано, что сущностным противоречием процесса формирования нового человека является неантагонистиче- ское противоречие между миром общественного бытия человека и уровнем развития его субъективного мира. Разрешение этого противоречия осуществляется путем преобразования свойств объективных систем, детерминирующих развитие личности, в социальные качества ее духовного мира.
Определяющее значение для своевременного разрешения сущностного противоречия, свойственного процессу преобразования объективного в субъективный мир человека и формирования всесторонне и гармонически развитой личности, принадлежит социально-экономической политике партии, обеспечивающей создание для этого объективных условий, и идеологической, воспитательной работе, осуществляемой в соответствии с объективной логикой и перспективами социально-экономического и политического развития. В соответствии с этим разработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию управления и планирования коммунистическим воспитанием.
В результате исследования раскрыто значение деятельностно-го восприятия человеком влияния объективного мира в развитии его социальных качеств, включающего духовно-практическую и предметную деятельность и выражающегося в социальной активности личности. Социальная активность способствует наиболее полной самореализации человека, формами которой являются ее самоопределение, самовыражение, самоутверждение, самовоспитание и самоуправление .
Обосновано, что мерой становления нового человека, выражающей соответствие между объективной необходимостью формирования присущих ему социальных качеств и свободным, творческим, самодеятельным выявлением его сущностных сил во всех сферах жизнедеятельности, является социальная культура,личности. Общим уело- виєм формирования культуры всех видов человеческой деятельности и одновременно ее показателем является овладение научным марксистско-ленинским мировоззрением, охватывающим мировоззренческие знания, духовные чувства и деятельностное отношение человека к миру.
Сделан вывод, что интегральным показателем культуры деятельности и уровня социальной зрелости личности в развитом социалистическом обществе является качество деятельности, выражающееся в развитии всех ее структурных элементов: взаимосвязи объективного и субъективного, необходимости и свободы, стихийности и сознательности, индивидуальности и коллективности, репродуктивности и творчества, средства и цели. Обоснованы способы совершенствования комплексной системы управления качеством подготовки специалистов.
Раскрыто, что единство профессиональных знаний и научного мировоззрения как определяющая черта нового человека достигается в процессе подготовки советского специалиста, важнейшим требованием к которому должно стать пробуждение его творческого мышления в органической связи с активной производственно-политической деятельностью.
Практическая значимость исследования. Обоснованные в диссертации положения методологии комплексного подхода к формированию нового человека были использованы при разработке разделов "Материалов комплексной системы управления качеством подготовки специалистов . осуществленной по инициативе Львовского областного комитета Компартии Украины и Совета ректоров Львовского вузовского региона и одобренной коллегией Минвуза СССР2. Яв-
I Материалы комплексной системы управления качеством подготовки специалистов. Львов, 1976. Z 0 совершенствовании системы контроля в высших учебных заве- ляясь членом авторского коллектива по подготовке данных материалов, автор диссертации осуществляет их внедрение в учебно-воспитательный процесс и дальнейшее совершенствование нормативных требований к качеству различных видов вузовской работы, нашедшее свое выражение в научно-методических публикациях. Итоги исследования методологии комплексного подхода к формированию нового человека были использованы автором также при подготовке "Методических рекомендаций по совершенствованию идейно-политического, трудового и нравственного воспитания студенческой молодежи", одобренных научно-методической комиссией по философии при Минвузе УССР, при осуществлении научного руководства выполняемой кафедрой философии Львовского госуниверситета плановой республиканской темой "Комплексный подход к формированию научного мировоззрения студентов", утвержденной постановлением Президиума АН УССР от 25.12.1980 г. № 604, гос.регистрации № 0181 4003820, а также при выполнении республиканской межвузовской комплексной научно-исследовательской программы "Коммунистическое воспитание студентов (проблемы эффективности)" 02.03.01. 01.00.00, в разработке которой диссертант принимает участие в качестве соисполнителя и руководителя творческой группы.
Результаты исследования философско-методологических основ комплексного подхода к формированию нового человека использованы также при осуществлении научного руководства темой "Исследование путей повышения трудовой и социально-политической дениях. Инструктивное письмо Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 8 октября 1979 г. № 37. Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР № I, январь 1980 г. I Методические рекомендации к совершенствованию идейно-полити-
ЗІ активности трудящихся", разрабатываемой в соответствии с планом Института социологических исследований при Львовском городском комитете Компартии Украины. По итогам проведенного исследования подготовлены практические рекомендации для администрации и общественных организаций промышленных предприятий города, направленные на совершенствование форм и методов повышения социальной активности рабочей молодежи.
Результаты проделанного диссертантом исследования используются также при подготовке других материалов, способствующих совершенствованию содержания, форм и методов идейно-воспитательной работы, применяются в учебном процессе, в лекциях для населения, отражены в методических пособиях по курсу диалектического и исторического материализма, подготовленных при участии и под руководством автора.
Научные выводы, полученные в результате исследования, могут быть применены для дальнейшей разработки и осуществления комплексного подхода к формированию нового человека, совершенствования планирования и управления этим процессом, обоснования комплексных систем управления качеством подготовки специалистов, повышения качества и эффективности идеологической, воспитательной работы, развития социальной активности трудящихся, а также для конкретного и реалистического анализа трудностей и недостатков в становлении новой личности, выявлении их объективных и субъективных причин, определении способов преодоления, для формирования навыков аргументирован - ческого, трудового и нравственного воспитания студенческой молодежи. Львов ЛГУ, 1982.
32 ной, действенной, результативной критики буржуазной идеологии.
Апробация работы. Наиболее важные положения диссертации обсуждались на международной конференции "Коммунистическое воспитание молодежи" в 1978 г. в г.Москве, на конференциях в г.Люблине (ПНР) в 1976 г., в г.Печ (ВНР) в 1977 г., в г.Велико-Тырново (НРБ) в 1978 г., в г.Оломоуц (ЧССР) в 1982 г., на всесоюзных, республиканских конференциях нашей страны.
Принцип деятельности и его методологическое значение в исследовании социальной сущности человека
Учение о новом человеке как конкретно-историческом социальном типе личности, соответствующем коммунистической общественно-экономической формации, базируется на марксистско-ленинском понимании человека - его социальной сущности, происхождения, соотношения в человеке социального и биологического, закономерностей его исторического развития, взаимосвязи объективной и субъективной детерминации в формировании и изменении его духовного мира. т Проблеме человека посвящена обширная литература , и все же научный интерес к ней не ослабевает. К важнейшим его стимулам относится необходимость исследования перспективы развития человека в коммунистическом обществе, методологических основ марксистско-ленинского учения о новом человеке. Следует отметить, что не только широкий круг вопросов, связанный с сущностью человека, но и методология подхода к их решению в настоящее время превратились в арену острой идеологической борьбы. Этим объясняется стремление ученых как можно глубже исследовать исходные философско-методологические принципы анализа различных аспектов учения о человеке. Ведущим принципом исследования человека является принцип его деятельностной социальной сущности. В нем отражен способ существования человека и мира человека, то есть общества. "Предпосылки, с которых мы начинаем... - действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью"1. ских условиях ее жизнедеятельности. Предметный характер деятельности обусловлен тем, что человек овладевает предметным содержанием окружающего мира в соответствии с последовательным накоплением человеческого предметного богатства, его расширением и углублением . Вместе с тем он выражается и в изменении человеком окружающего мира, в его переработке, созидании нового предметного мира, в процессе которого осуществляется "самоутверждение человека как сознательного - родового суще- р ства . Следовательно, предметность деятельности состоит как в освоении человеком существующего мира, так и в созидании нового. К.Маркс подчеркивает универсальность человеческой деятельности, отмечая, что в отличие от животного, производящего только по мерке и потребностям того вида, к которому оно принадлежит, "человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую ему мерку; в силу этого человек строит также и по законам красоты". Все многообразные виды деятельности проявляются в материальной или духовной форме. Основной формой человеческой деятельности является "материальная деятельность, от которой зависит всякая иная деятельность: умственная, »4 политическая, религиозная и т.д. Исходя из этого, основоположники марксизма обосновали сущность и роль труда в процессе возникновения и развития человека, материалистическое понимание общественного развития, подвергли критике его идеалистические концепции. "Как целесообразная деятельность, направленная на освоение элементов природы в той или иной форме, труд составляет естественное условие человеческого существования, условие обмена веществ между человеком и природой, независимое от каких бы то ни было социальных форм . Значение труда состоит в том, что человек утверждает себя в нем как родо-вое существо . Деятельность осуществляется в форме субъективно-объективных отношений. Если объектом деятельности являются предметы окружающего мира, то ее субъектом - человек как общественное существо. Отсюда деятельность, в какой бы форме она ни протекала, всегда имеет общественный характер. Это касается как коллективных форм деятельности, в которых данная особенность проявляется непосредственно, так и индивидуальных, осуществляеїшх вне непосредственного общения с другими людьми, поскольку каждая из них является способом действия человека. К.Маркс подчеркивал общественный характер деятельности. "Мне не только дан, в качестве общественного продукта, материал для моей деятельности - даже и сам язык, на котором работает мыслитель, - но и мое собственное бытие есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо".
Структура духовного мира нового человека
Конкретно-исторический характер социальной сущности человека является теоретической основой понимания личности и ее исторических социальных типов. Обстоятельное исследование понятия личности в литературе последних лет позволяет выделить ее наиболее важные черты как исходные в рассмотрении социального типа личности. При всех оттенках мысли и подходов к анализу личности общим для всех авторов, исследующих эту категорию в рамках марксистско-ленинской методологии, является понимание личности как социального качества человека, формирующегося под определяющим влиянием общества, класса. К.Маркс писал, что "сущность "особой личности" составляет не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество, и что государственные функции и т.д. - не что иное, как способы существования и действия социальных качеств человека". В исследовании духовного мира личности марксистско-ленинская философия исходит из положения К.Маркса о том, что "человек - это мир человека, государство, общество" . В соответствии с этим положением духовный мир человека формируется под влиянием мира, в котором он живет, то есть общества,класса, социальной группы. Становление человека как личности в историческом плане состояло в выделении человека из природы и в осознании своего общественного способа жизнедеятельности и его отличия от жизни животных. Глубокий анализ этого процесса дан в работах В.И.Шинкарука. Исходя из характеристики мировоззрения как формы общественного самосознания человека, В.И.Шинкарук раскрывает развитие человеческого самосознания в ходе многовековой практики человечества, выражающееся в мифологии, религии и философии как теоретически разработанном мировоззрении . Исследование индивидуального развития человека и становления его как личности состоит в выяснении того, как в процессе перехода от детства к духовной зрелости человек осваивает мир и мир его бытия превращается в его духовный мир. В.И.Шинкарук вычленяет три основные формы освоения мира общественным человеком: I/ материально-практическую: преодоление "внешности", "чуждости" мира с помощью его преобразования в процессе труда, материального производства, преобразования природы; 2/ духовно-практическую: преодоление "чуждости" мира, внешних сил, которые господствуют над человеком, в воображении, в сознании, мышлении; 3/ теоретическую: познание природы, закономерно- 2 стей мира, в его независимом от человека самобытии . Важным аспектом формирования духовного мира человека и соответственно духовно-практического и теоретического освоения им окружающего его мира является то, что оно осуществляется на поч-ве освоения духовной культуры данного общества . Таким образом, анализ понятия личность, в свете категорий человек и мир человека позволяет раскрыть обусловленность ее формирования обществом и соответственно этому выражение в поня- тии личность социальной сущности человека, складывающейся в процессе его исторического развития и индивидуального становления. Определения личности, даваемые исследователями посредством характеристики ее социальных качеств, исходят из этого основополагающего принципа марксизма-ленинизма. А.Г.Мысливченко рассматривает личность как относительно устойчивую, динамичную, социально обусловленную совокупность духовных, общественно-политических и морально-волевых качеств человека, сознание и поступки которого характеризуются определенной степенью зрелости и стремлением проявить свою индивидуальность, индивидуальные способности . Л.П.Буева определяет личность как человека в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общест- 2 венной деятельности и отношений . М.В.Демин пишет, что личность - это человек как социальное существо, как член общества, обладающий неповторимой индивидуальностью . Вычленение социальных качеств личности, выражающих типические для определенной социальной группы людей черты, формирующиеся под влиянием совокупности общественных отношений, не исключает признания роли индивидуальности в ее понимании. Это, в частности, подчеркивает Г.Л.Смирнов, утверждая, что личность есть индивидуальное выражение социально-значимых свойств, "социальный облик человека, выраженный в конкретной ин- дивидуадьной характеристике" . Диалектика общего и индивидуального в личности раскрывается при помощи соотносительного с личностью понятия индивид. Некоторые ученые считают, что понятие индивид выражает только биологическую природу человека. Так, М.С.Каган соотносит его с понятием вид и называет подсистему "индивид-вид" биологической в отличие от социальной подсистемы "личность-общество"... "Качества человека как индивида являются материальным базисом его социализации» которая, собственно, и превращает человека в конкретное социальное существо... Личность - это "социальное лицо" человека, плод социализации индивида в процессе онтогенеза" . Нельзя согласиться с тем, что понятие индивид выражает только биологическую сторону человека. Такое понимание индивида, личности и соотносимых с ними понятий вида, общества и человечества затрудняет раскрытие в них диалектики единичного, особенного и всеобщего.
Общественная жизнь развитого социализма как объективная основа гармонического развития личности
Исследование влияния объективной действительности на формирование и развитие внутреннего мира человека основывается на марксистско-ленинском учении о диалектике материального и идеального, объективного и субъективного. "...Идеальное, - писал К.Маркс, - есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней". Социально-гносеологический механизм этого преобразования раскрывается при помощи категорий распредмечивания и опредмечивания.
Распредмечивание - это овладение человеком в процессе практической деятельности содержанием и логикой развития предметного мира, перевод содержания объективного мира в содержание внутреннего мира человека. К.Маркс и Ф.Энгельс, раскрывая суть распредмечивания, писали, что присвоение человеком производительных сил представляет собой не что иное, как развитие индивидуальных способностей. "В самом акте воспроизводства изменяются не только объективные условия... изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самих себя
благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык".
Распредмечивание основоположники марксизма рассматривали в органическом единстве с опредмечиванием, представляющим собой воплощение сущностных сил человека в процессе его деятельности в предметные формы. "...По мере того как предметная действительность повсюду в обществе становится для человека... действительностью его собственных сущностных сил, ...все предметы становятся для него опредмечиванием самого себя, утверждением и осуществлением его индивидуальности, его предметами, а это значит, что предметом становится он сам".
Распредмечивание и опредмечивание имеет социальный характер, то есть они свойственны развитию не вещей самих по себе, а производительных сил, общественных отношений, форм общения, условий, в которых осуществляется деятельность человека.
Единство распредмечивания и опредмечивания достигается в деятельности и состоит в том, что они могут осуществляться только одно через другое: опредмеченные результаты деятельности одних индивидов, достигнутые ранее или в иных обстоятельствах, распредме-чиваются другими, в других обстоятельствах. "Будучи всегда опредмечивающейся в своих произведениях, деятельность есть производство объектов для субъектов и обладает характером предметно-созидательной деятельности. Будучи всегда распредмечивающей свои предметные условия, деятельность есть производство самого субъекта, опосредованное объектами, и обладает характером образовательной деятельности".
К.Маркс трактует духовное богатство человека как результат богатства его действительных отношений к миру, способствующих развитию его сущностных сил, "развитию богатства человеческой природы как самоцели . Человека в процессе его жизнедеятельности окружает мир предметных форм - естественных и созданных в ходе культурно-исторического развития. Распредмечивание им этих форм и обогащение в результате этого своего внутреннего мира осуществляется в контексте культурных взаимосвязей предметных форм, то есть человек распред-мечивает не каждую предметную форму саму по себе, а в ее взаимосвязи с другими предметными формами, составляющими в своей целостности мир человека.
Процесс распредмечивания осуществляется путем преобразования материального в идеальное, объективного в субъективное, то есть превращения свойств внешних предметов в субъективные способности человека, в ходе которого "человек непосредственно развивает, творит самого себя". Распредмечивание осуществляется по законам преобразования материального в идеальное, объективного в субъективное, отражения в идеальных, субъективных формах свойств и связей, присущих объективному миру. Это возможно только при условии восприятия человеком не отдельных предметных форм, а всего предметного мира как комплекса свойственных ему предметных форм и их систем.
Анализ механизма распредмечивания, в ходе которого происходит преобразование объективного в субъективный мир человека,предполагает исследование влияния на человекаэтого комплекса сложных взаимодействующих между собой систем.
Социальная активность человека как субъективный фактор его развития
Исследование диалектики объективного и субъективного в развитии духовного мира личности предполагает раскрытие процесса превращения объективного в субъективный мир личности, в органическом единстве с превращением субъективного в объективное и значение в этом процессе социальной активности человека. Суть его К.Маркс показал, анализируя отношения производства и потребления: "В производстве объективируется личность; в потреблении субъективируется вещь;...
Объективирование личности в производственной деятельности осуществляется предметным образом, то есть путем создания ею предметных форм, в которых воплощаются ее способности, ее сущностные силы. "Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как созна-тельного - родового существа..." Вместе с тем объективирование личности осуществляется и в тех общественных отношениях, в которые она вступает в процессе производства материальных благ и посредством которых она реализует свои социальные качества. К.Маркс писал, что "отношение человека к самому себе становится для него предметным, действительным лишь через посредство его от-ношения к другому человеку" ; и далее "...деятельность в непосредственном общении с другими и т.д. стала органом проявления моей жизни и одним из способов усвоения человеческой жизни".
Субъективирование предметной деятельности в духовном мире личности и объективирование личности в процессе изменения ею природы и создания нового предметного мира - две стороны одного процесса, осуществляющиеся во взаимосвязи, одна посредством другой.
"Из формы деятельности труд переходит в форму бытия, в форму предмета. Изменяя предмет, труд изменяет свою собственную форму. Формообразующая деятельность уничтожает предмет и саму себя; она формирует предмет и материализует себя; она уничтожает саму себя в своей субъективной форме в качестве деятельности и уничтожает предметное в предмете, т.е. снимает его безразличие по отношению к цели труда .
Объективирование и субъективирование, осуществляемое в процессе производственной деятельности и опосредствованное системой производственных отношений, приобретает различный характер в различных общественно-экономических формациях.
В условиях капитализма возможность развития и воплощения в предметной деятельности способностей человека ограничена, как уже говорилось, подневольным, несвободным, односторонним характером труда. В социалистическом обществе деятельность превращается в самодеятельность как сознательную, свободную деятельность индивида во всех основных сферах его жизнедеятельности - трудовой, общественно-политической, познавательной, культурной и т.п., что обусловливает целостный и гармонический характер реализации личностью своих сущностных сил. Это и определяет возможность для че ловека в своей деятельности выйти за рамки простой целесообразности, обусловленной конкретными предметными формами его бытия, и перейти к целеполаганию как проявлению активного, творческого отношения к миру.
Активность личности в социалистическом обществе проявляется не вопреки объективной детерминации ее развития, а согласно ей как свободная деятельность, осуществляемая на основании общественной собственности на орудия и средства производства и в соответствии с познанной необходимостью. В ее основе лежит познание прежде всего механизма действия объективных экономических законов и осуществление своей деятельности с учетом этого механизма. Благодаря этому человек превращается в социального субъекта свободной, сознательной, творческой деятельности во всех свойственных социалистическому образу жизни формах жизнедеятельности.
Сочетание в человеке статусов объекта деятельности, на который воздействует общественное бытие и общественное сознание, и субъекта деятельности, который избирательно относится к воздействию объективной реальности и сам влияет на ее развитие, определяет формы проявления им социальной активности, способствующие его самореализации. К ним относятся его самоопределение, самоутверждение, самовыражение и самовоспитание. Их объективная возможность, сочетающаяся со свободной деятельностью человека, реализуется наиболее полно при условии овладения личностью марксистско-ленинским мировоззрением, вооружающим ее знанием о мире и самой себе, критериями оценки процессов, происходящих в объективной действительности, а также своей деятельности, ее целеформирующего, целенаправленного и целереализующего характера.