Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие нового религиозного движения "Фалуньгун" в России : философско-религиоведческий анализ Пелюх Елена Ивановна

Развитие нового религиозного движения
<
Развитие нового религиозного движения Развитие нового религиозного движения Развитие нового религиозного движения Развитие нового религиозного движения Развитие нового религиозного движения Развитие нового религиозного движения Развитие нового религиозного движения Развитие нового религиозного движения Развитие нового религиозного движения Развитие нового религиозного движения Развитие нового религиозного движения Развитие нового религиозного движения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пелюх Елена Ивановна. Развитие нового религиозного движения "Фалуньгун" в России : философско-религиоведческий анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Пелюх Елена Ивановна; [Место защиты: Амур. гос. ун-т].- Благовещенск, 2009.- 152 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/242

Содержание к диссертации

Введение

1 «Фалуньгун»: вероучение, культ и история возникновения 20

1.1 Появление «Фалуньгун» и причины популярности движения в Китае 20

1.2 Основы вероучения и практики самосовершенствования «Фалуньгун» 26

1.3 Развитие движения «Фалуньгун» после запрета в 1999 году 47

2 Движение «Фалуньгун» в России: адаптация к российским реалиям и социорелигиозные аспекты деятельности 57

2.1 Социальные механизмы восприятия инорелигиозной традиции на примере истории развития движения «Фалуньгун» в России 57

2.2 Деятельность организации «Фалуньгун» в России 80

3 Специфика религиозности адептов «Фалуньгун» (по материалам социологического исследования) 95

Заключение 123

Библиография 127

Приложение 1. Свастика - символ движения Фалунь Дафа 149

Приложение 2. Письмо китайским и иностранным гостям,

приехавшим на Харбинскую ярмарку 150

Введение к работе

Актуальность исследования

В настоящее время на территории России распространено большое количество различных религиозных систем, в том числе иностранного происхождения. В соответствии с законодательством многие из них являются зарегистрированными объединениями, что позволяет им действовать в России на законных основаниях. В это число попадают и новые религиозные движения, ход дальнейшего развития которых, из-за недолгого существования, трудно предсказать. На фоне открытия границ и активного межэтнического общения выявление механизма взаимодействия российской ментальности и инорели-гиозных систем становится первостепенной задачей1.

Кроме того, прояснение степени восприимчивости русских к восточным религиям, в том числе к новому религиозному движению «Фалуньгун», становится необходимым, так как в последнее время интерес россиян к культурному и духовному наследию Востока заметно вырос.

Анализ развития движения «Фалуньгун» в России является актуальным не только в сугубо теоретическом аспекте. Эта тема значима в плане осмысления современного состояния и перспектив межгосударственных отношений России и КНР. Известно, что в Китае движение «Фалуньгун» запрещено, однако на территории Российской Федерации «Фалуньгун» активно пропагандирует свое учение и является зарегистрированной общественной организацией.

Диссертационное исследование имеет не только научную, но и общественную значимость. Развитие процессов глобализации и сети интернет с продолжающейся секуляризацией религиозности создает необходимые предпосылки для широкого распространение новых религиозных движений. «Фа-

1 В данном исследовании под ментальностью мы понимаем глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, совокупность готовностей, установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом; хранилище коллективной памяти социума.

луньгун» является мало изученным и в настоящее время мало предсказуемым объединением, из-за чего часто в обыденном сознании попадает в разряд сект или деструктивных культов. Изучение вероучения и практики «Фалуньгун» необходимо для адекватного понимания этого религиозного течения, причин возникновения, распространения и дальнейших перспектив существования в России.

Степень исследованности темы

В настоящее время в научной литературе накоплено достаточно много эмпирического и практического материала, затрагивающего генезис, развитие и вероучение китайских религий, в том числе и в России. Имеется большое количество научных работ, раскрывающих различные аспекты существования новых религиозных движений. Литературы, освещающей те или иные аспекты существования движения «Фалуньгун», значительно меньше.

Всю имеющуюся литературу, в той или иной степени затрагивающую тему исследования, условно можно разделить на два направления: религиоведческое и философское. Среди работ религиоведческого направления можно выделить три основные тематические группы: исследования истории китайских религий в России и Китае; исследования, посвященные проблемам современных русско-китайских отношений; и исследования новых религиозных движений, в том числе движения «Фалуньгун».

Основная часть вероучения «Фалуньгун» базируется на религиозных традициях, которые существуют в Китае уже более тысячи лет. Российская гуманитарная наука исследует процессы генезиса и распространения буддизма, даосизма и конфуцианства в Китае на протяжении почти двухсот лет. В рамках представленной диссертации наиболее значимыми являются работы, затрагивающие исследования буддизма. Предтечей комплексного изучения буддийской культуры в России можно назвать Минаева И.П. Изучение живой буддийской традиции было продолжено представителями петербургской буддологической школы Ольденбургом С.Ф., Щербатким Ф.И., Розенбергом О.О., Обермиллером Е.Е. Труды ученых конца XIX - первой трети XX вв. за-

ложили основы для дальнейших религиоведческих исследований, так или иначе связанных с буддизмом. Это научные труды Завадской Е.В., Кравцовой М.Е., Ермакова М.Е., Торчинова Е.А., Ермаковой Т.В., Островской Е.П.1.

Движение «Фалуньгун» является синкретическим религиозным объединением, имеющим параллели в истории развития и вероучении с тайными и синкретическими религиями в Китае. Поэтому работы Тертицкого К.М., Латыниной Ю. и Поршневой Е.Б. представляют несомненный интерес. Тер-тицкий К.М. анализирует вероучение различных синкретических религий Китая и раскрывает суть их культовой практики. Латынина Ю. и Поршнева Е.Б. подробно исследуют движение «Белый лотос».

В настоящее время китайские религии рассматриваются отечественными учеными с разных точек зрения (этноконфессионального взаимодействия, распространения китайских религий в России и др.). На протяжении последних лет данной проблематикой занимается группа исследователей из Амурского государственного университета . Забияко А.П. внес вклад не

См., например, Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. - М.: Изд-во «Наука», 1977. - 168* с; Торчите Е.А. Даоские практики. - СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2004. - 256 с; Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классические буддийские практики. - СПб: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2005. - 262 с.

2 Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в XX веке. — М.: Восточная литера
тура, 2000. - 425 с; Латынина Ю. «Белый лотос» и Чжу Юаньчжан // Знание - сила, 1993,
№1, с.2-17; Поршнева Е.Б. Учение «Белого Лотоса» — идеология народного восстания
1796-1804 гг. - М.: Изд-во «Наука», 1972. - 193 с.

3 Забияко А.П. Этническое самосознание как субъективный фактор взаимоотношений Рос
сии и Китая: теоретические и прикладные аспекты // Россия и Китай на Дальневосточных
рубежах. Т. 3. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2002. - С. 422-429; Забияко А.П., Кобызов
Р.А., Волегов СВ.
Этнорелигиозные контакты в приграничных районах Приамурья (по ма
териалам полевых исследований) // Россия и Китай на дальневосточных рубежах-Благо
вещенск: Изд-во АмГУ. 2003 — Вып.5. - С. 392-399; Аниховский С.Э. Китайские религии
на территории Дальнего Востока России (середина XIX - начало XX вв.) // Религиоведе
ние- 2002.- №4.- С. 122-126; он эюе. Этнорелигиозные отношения на Дальнем Востоке
России во второй половине XIX - начале XX вв. (на материалах взаимодействия право
славия с религиозными верованиями китайского населения). Диссертация на соискание
учёной степени кандидата философских наук. На правах рукописи. - Москва, 2004; Ани
ховский С.Э., Болотин Д.П., Забияко А.П., Пан Т.А.
«Маньчжурский клин»: история, наро
ды, религии. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2005. — 310 с; Кобызов Р.А. Этнорелигиозное
взаимодействие русских и китайцев на материалах социологических исследований при
граничных районов Дальнего Востока. Диссертация на соискание учёной степени канди
дата философских наук. На правах рукописи. - Благовещенск, 2005.

только в практическое, но теоретическое изучение этнорелигиозных аспектов русско-китайских отношений. Аниховский С.Э. освещает историю развития китайских религий в России, делая акцент на взаимодействии православия с религиозными верованиями китайского населения. Кобызов Р.А. анализирует этнорелигиозное взаимодействие русских и китайцев на материалах социологических исследований. Подобные исследования формируют научную базу для дальнейшего изучения как китайских религий в России, так и русско-китайских отношений в целом.

Кроме того, вопросы этнокультурного и межконфессионального взаимодействия рассматривают Дацышен В.Г., Нестерова Е.И., Владимирова Д.А., Ларин А.Г., Ларин В.Л.1 и ряд других исследователей.

Большое значение для раскрытия темы диссертации представляют работы, затрагивающие историю появления и распространения новых религиозных движений. В ракурсе этих исследований присутствует один из актуальных, но в тоже время дискуссионных вопросов современного религиоведения - классификация HP Д. Иногда новые религиозные движения, в том числе и «Фалуньгун», маркируют сектами. В рамках данного диссертационного исследования мы будем придерживаться взвешенного подхода Бала-гушкина Е.Г., Кантерова И.Я., Митрохина Л.Н., Васильевой Е.Н.". Кроме того, комплексным изучением новых религиозных движений занимается

коллектив кафедры религиоведения Российской академии государственной Например, Дацышен В.Г. Межконфессиональное взаимодействие в Приамурье во второй

половине XIX в. - начале XX в. // Религиоведение — 2002- №4.- С. 127-137; Владимирова

Д.А. Проблемы этнокультурного взаимодействия и взаимовосприятия китайцев и русских

на российском Дальнем Востоке и Северо-Востоке Китая (вторая половина XIX-XXI вв.).

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. -

Владивосток, 2005.- 28 с; Ларин А.Г. Китайцы в России вчера и сегодня. - М.: Муравей,

2003. - 222 с; Ларин В.Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях

(80-е годы XX- начало XXI в.). - М.: Восток-Запад, 2005. - 390 с.

Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России (системно-аналитический подход). Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук. На правах рукописи. - Москва, РГБ, 2006; Каптеров И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение, 2001. - №1. — С.61-72; Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». — М.: Сов. Россия, 1985. — 160 с; Васильева Е.Н. «Культ» и «секта»: проблема разграничения // Религиоведение, 2007. - №3. - С.86-92; Васильева Е.Н Типология «церковь-секта» Вебера-Трёльча и ее развитие в западном и отечественном религиоведении. Автореф.дис... канд. филос.наук. — М.: «11-й ФОРМАТ», 2008.-32 с.

лектив кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС)1. Кравчук В.В. анализирует причины прихода людей в данные организации, рассматривает распространившиеся в России НРД и приходит к выводу, что у простого обывателя складывается «нейтрально-негативный или негативно-враждебный настрой» в отношении религиозных меньшинств. Это происходит из-за одностороннего информирования населения о «вредности сект и культов»2.

С критической точки зрения новые религиозные движения рассматриваются представителями Русской православной церкви. Дворкин А.Л. в книге «Сектоведение» анализирует различные неорелигий, распространившиеся в России. Аналогичным изданием является информационно-аналитический вестник Миссионерского отдела МП РГЩ4. Один из разделов вестника посвящен «изучению культа Фалуньгун в России». Однако позиции авторов, на наш взгляд, однобоки. Вся критика в адрес движений, в том числе и «Фалуньгун», базируется на православном вероучении и Священном Писании.

Непосредственно религиоведческий анализ организации «Фалуньгун» проведен Балагушкиным Е.Г.5. Он анализирует историю появления организации, дает общую характеристику, выявляет типологические особенности учения и практики Ли Хунчжи, а также особенности поведения и образа жизни адептов. Важным представляется исследование Кравчук Л.А. Результаты ее разработок содержатся в ряде научных статей и кандидатской диссертации6. При анализе движения «Фалуньгун» в России Кравчук Л.А. делает

1 История религий в России: Учебник / Под ред. Н.А. Трофимчук. - М.: Изд-во РАГС,
2002. - 592 с.

2 Кравчук В.В. Новые религиозные движения в современной России // Славянский право
вой центр, .

3 Дворкин А.Л. Сектоведение. — Н. Новгород: Изд-во Братсва во имя св. князя А. Невского,
2002.-814 с.

4 Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера:
Справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной
Церкви. Информационно-аналитический вестник № 1. — Белгород, 2002. - 446 с.

5 Балагушкш Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России (системно-
аналитический подход). Диссертация на соискание учёной степени доктора философских
наук. На правах рукописи. - Москва: РГБ, 2006.

6 Кравчук Л.А. Секта Фалуньгун: традиции и новации в вероучении и практике. Диссерта-

акцент на рассмотрение истории и культовой деятельности организации. Несмотря на то, что автор внес весомый вклад в изучение заявленной-проблемы, осталось еще ряд нерешенных вопросов, выходивших за пределы научных разработок Кравчук Л.А. Это анализ правовой и миссионерской деятельности российских сторонников «Фалуньгун», изучение религиозного сознания'россиян, практикующих «Фалуньгун».

Исследуют движение «Фалуньгун» в США и Западной Европе Кухаренко Н.В., Кухаренко СВ.1. Гусевым И. В. защищена кандидатская диссер-тация о положении «Фалуньгун» в КНР . Владимиров Д.А. акцентирует внимание на анализе «Фалуньгун» во Владивостоке3.

Для раскрытия темы диссертационного исследования ценным материалом являются работы зарубежных ученых, таких как Баркер А., Баренд тер> Хаар, Дж. Брусекер, Т. Лум, Д.Л. Овермаер, Д. Оунби4. Баренд тер Хаар и Дж. Брусекер анализируют причины появления и массового распространения движения «Фалуньгун» в Китае. Кроме того, Брусекер доказывает существование развитой организованной структуры исследуемой организации на территории КНР: Т. Лум акцентирует свое внимание на рассмотрении взаимоот-

ция на соискание учёной степени кандидата философских наук. На правах рукописи. — Санкт-Петербург, 2004; она же. Деятельность китайского религиозного движения Фалуньгун в России // Религиоведение- 2005- №3. - С.39-47; она же. Развитие движения Фалуньгун: религия и политика // Россия и Китай на дальневосточных рубежах— Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2003. - №5.- С.376-378.

1 Кухаренко КВ. Китайские этнорелигиозные сообщества на территории США. Диссерта
ция на соискание учёной степени кандидата философских наук. На правах рукописи. -
Благовещенск, 2004. - 193 с; он же. Фалуньгун - духовная практика или секта? // Рели
гиоведение— 2002 — №4. - С. 150-154; Кухаренко СВ. Китайские этнорелигиозные сооб
щества в Западной Европе. Диссертация на соискание учёной степени кандидата фило
софских наук. На правах рукописи. - Благовещенск, 2006. — 163 с.

2 Гусев И.В. Воздействие современных форм религиозного синкретизма на духовную
жизнь КНР [Электронный ресурс]: На примере секты «Фалуньгун». Дисс... канд. социо
логических наук. - М.: РГБ, 2005.

3 Владимиров Д.А. Перспективы экспансии движения «Фалуньгун» во Владивостоке // Ре
лигиоведение- 2002- №4.- С. 155-159.

4 Баркер А. Новые религиозные движения. — СПб: Изд-во Рус. христиан, ин-та, 1997. - 282
с; Barend ter Haar II ; Bmseker G. Falun Gong: a modern Chinese
folk Buddhist movement in China. Thesis II ; hum T. China and Falun
Gong If CRS report for Congress.; Ovennyer D. Folk
Buddhist religion. Dissenting sects in late traditional China, Cambridge (Mass.). - London, 1976.

ношений Коммунистической партии Китая и движения «Фалуньгун» после 1999 года.

В рамках исследования нового религиозного движения «Фалуньгун» важным представляется анализ религиозного сознания российских сторонников организации. Серьезный вклад в разработку концепции конституирующего сознания, которой мы придерживаемся в данной диссертации, внес Гуссерль Э. . Применительно к исследованию религиозного сознания, идеи Гуссерля Э. получили развитие в подходе Забияко А.П., затрагивающем проблемы конституирующего сознания, семантики и категориального состава религиозного сознания. Анализу религиозного сознания посвящены работы Уг-риновича Д.М., Яблокова И.Н., Кимелева Ю.А." и ряда других авторов.

В представленной диссертационной работе реконструкция религиозного сознания российских практикующих «Фалуньгун» осуществляется с применением социологической методики. Теоретическая часть социологического исследования базировалась на работах Ядова В.А., Бабосова Е.М., Сике-вич З.В., Клюшкиной О.Б., Толстовой Ю.Н., Еремеева Б.А., Сидоренко Е.В., Горбатова Д.С., Готлиб А.С.3.

Помимо религиоведческих исследований важным представляется анализ философских оснований проблемы адаптации инокультурной религии к российским социокультурным и религиозным реалиям. Большой вклад в изучение межкультурного взаимодействия внесли Завадская Е.В. Торчинов Е.А., Островская Е.А.4. Научные изыскания Завадской Е.В. посвящены актуальной

Гуссерль Э. Избранные работы. — М.: Издательский дом «Территории будущего», 2005. -464 с.

2 Угринович Д.М. Психология религии. - М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1986. - 352 с; Забияко А.П.
Категория святости. Сравнительное исследование лингворелигиозных традиций. — М.: Из
дательский дом «Московский учебник-2000», 1998. - 205 с; Кгшелев Ю.А. Философия ре
лигии. - М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - 424 с; Основы религиоведения:
Учебник / под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высш. шк., 2000. - С. 63-68.

3 См., например, Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: «Добросвет»,
1999. - 596 с; Бабосов Е. М. Прикладная социология. - Минск: Тетра Системе, 2000. -
493с; Сикевич З.В. Социологические исследования: практическое руководство. — СПб.:
Питер, 2005. - 320 с.

4 См., например, Завадская Е.В. Восток на Западе. - М.: Издательство «Наука», 1970. - 126
с; Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. - СПб: «Петербургское Востоковеде-

теме взаимовлияния восточных и западных культур, акцентируется внимание на влияние буддизма школы чань на культуру Запада XX века. Известный петербургский китаевед Торчинов Е.А. проводит параллели между буддийскими теориями и взглядами ряда европейских мыслителей. Кроме того, при анализе восприятия инорелигиозных традиций людьми, сформированными в русле другой культуры, мировоззрение Торчинова Е.А., буддиста, выдающегося российского ученого-религиоведа, специалиста в области китайских религиозно-философских систем и знатока восточной культуры, представляет несомненный интерес.

Островская Е.А. исследует процесс врастания буддизма в тибетское общество, воссоздает этапы укоренения буддийской идеологии (распространение, рецепция и интеграция). Выделенные буддологом стадии институцио-нализации представляются важными. В нашем исследовании мы также выделяем три взаимосвязанных и последовательных этапа укоренения движения «Фалуньгун» в России, вычленяя этапы одобрения, адаптации и интеграции.

При выявлении-теоретических основ процессов адаптации и интеграции инорелигиозной традиции к российским реалиям автор опирался на труды этнологов, этнопсихологов, этносоциологов и этнорелигиоведов, таких как Арутюнян Ю.В., Бромлей Ю.В., Дробижева Л.М., Садохин А.П., Стефа-ненкоТ.Г.1.

Несмотря на обширные научные исследования китайских религий, новых религиозных движений в разных странах мира, этнопсихологических и этнорелигиоведческих изысканий в области межэтнических отношений, этнического самосознания, феномен появления и развития движения «Фалуньгун» в России остается малоисследованным. Данная диссертационная работа призвана частично восполнить существующий пробел в научной литературе.

Объект и предмет исследования

ние», 2002. — 320 с; Островская-мл. Е.А. Тибетский буддизм. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. - 400 с.

1 См., например, Стефапепко Т.Г. Этнопсихология. - Екатеринбург; М.: Аспект Пресс, 2003.-320 с.

Объектом исследования выступает новое религиозное движение: «Фалуньгун».

Предметом-.исследования в диссертационной работе является» развитие нового религиозного движения «Фалуньгун» в России.

Целии задачи диссертационной работы.

Целью исследования является: анализ генезиса и; тенденций? развития китайского;движения? «Фалуньгун» на территории России. Для выполнения: цели необходимо решить несколько задач:

Г); раскрыть особенности: вероучения: т практики? движения» «Фалуньгун»;

2) раскрыть механизмы адаптации инокультурнош религии; кг российским социокультурным и религиозным реалиям;

3 ); установить степень, восприимчивости: носителем русской культуры такой разновидности восточных религий; какошвыступает «Фалуньгун»;

4) реконструировать процесс развития движения «Фалуньгун».вРоссии;

5 ): исследовать деятельность, организации «Фалуньгун» * на' территории; Российской: Федерации!;

6) выявить особенности»религиозного сознания российских последователей движения «Фалуньгун».

Методология'исследования

Методологической? основой диссертационного исследования выступили, принципы научной* объективности. Применение феноменологического подхода' помогло выявить основные особенности фелигиозного сознания рос- . сийских сторонников» движения «Фалуньгун». Текстологический подход: применялся при = анализе книг и лекций; лидера исследуемого движения; для?

В; настоящем: исследовании: термины:«движение» и «организация» выступают синонимами.' Под движением мы понимаем: объединение, занимающееся общественной (религиозной) деятельностью и преследующее;определенные цели: Организация — объединение: людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил, ипроцедур.

раскрытия сущности вероучения Фалунь Дафа .

Для выявления основных причин, обусловливающих возможность интеграции движения «Фалуньгун» в российское общество, для анализа религиозного сознания российских практикующих «Фалуньгун» используется социологическая методика, а именно методы прикладного социологического исследования - анкетирование, интервьюирование и анализ документальных источников. Обработка эмпирического материала осуществлялась с использованием программы STATISTICA 6.0.

Источниковая база диссертационного исследования

Источниковую базу диссертационного исследования составили материалы, которые можно разделить на две группы: 1) массив эмпирических данных, эксплицированных из информационных ресурсов движения «Фалуньгун» и материалов социологического исследования; 2) правовые документы Российской Федерации и КНР.

Основы вероучения и практика самосовершенствования по системе Фалунь Дафа излагается в книгах, лекциях и выступлениях Ли Хунчжи~. Наиболее популярными книгами, переведенными на русский язык, стали «Чжуань Фалунь» и «Фалунь Дафа».

К источникам, выпускаемым практикующими «Фалуньгун», относятся газеты, листовки и брошюры, раздаваемые бесплатно всем желающим в раз-ных городах России, Украины и Китая .

1 Вероучение «Фалуньгун» носит наименование Фалунь Дафа. Для последователей дви
жения данные термины являются синонимами. В представленном диссертационном ис
следовании мы также следуем этому принципу.

2 Ли Хунчжи. Фалунь Дафа. - М.: Изд-во РУДН, 1999. - 339 с; он же. Чжуань Фалунь. -
М: ИД «Камерон», 2002. - 304 с; Из лекций см., например: Ли Хунчэюи. Проповедь Закона
в Канаде (28 мая 2006 года) // ; он же. Проповедь Закона в Лос-
Анджелесе (26 февраля 2006) // ; он же. Проповедь Фа в Сан-
Франциско, 2005 год // ; он же. Проповедь Фа на международной
конференции на Западе США (26 февраля 2005) // ; он же. Учитель
ведёт куда плыть // .

3 Например, Информационный листок. СПб, б/г.; Письмо китайским и иностранным гос
тям, приехавшим на Харбинскую ярмарку. Листовка. На русском, китайском и англий
ском языках. Б/м, б/г; Фалунь Дафа. Листовка. Б/м, б/г; «^Щз/йЦ» Тяньцы хун (Небо да
рует Великое счастье). - № 21;

Наиболее важные сведения по разрабатываемой теме представлены на сайтах движения «Фалуньгун». Преимущество и необходимость широкого использования электронных источников бесспорны: в отличие от бумажной печатной продукции новые сайты в интернете появляются значительно более оперативно. Они регулярно обновляются и дополняются, это позволяет достаточно быстро получать информацию о недавно произошедших событиях и отслеживать происходящие изменения. Наконец, интернет сегодня зачастую гораздо более доступен, чем очень многие печатные бумажные издания. Поэтому почерпнутые из интернета данные стали важной источниковедческой базой для изучения «Фалуньгун».

Были проанализированы следующие сайты организации
, , .
, ,

, . Одним из главных сайтов предстает «Информационный центр Фалунь Дафа»1. Это информационный сайт, содержащий последние новости и известия со всего мира, связанные с Фалунь Дафа и преследованием его последователей. Информация непосредственно о самой организации и практике Фалунь Дафа располагается на . Подобен ему другой сайт", содержащий информацию о книгах Ли Хунчжи, аудио и видеоматериалы. Непосредственно развитию Фалунь Дафа в России посвящен другой сайт организации , который содержит постоянно обновляющуюся информацию о «Фалуньгун» в России и странах СНГ. На Интернет-ресурсе сторонники организации приводят доказательства несостоятельности современной науки и акцентируют внимание общественности на личном эмпирическом опыте.

«^ІІЯЙ^Т» Дзунгуань тянься (Обозрение Поднебесной). - декабрь 2006.

1 Фалуньгун в России // Информационный центр Фалунь Дафа [Офиц.сайт].
.

2 Фалунь Дафа (Великий Закон Фалунь) // .

3 Санкт-Петербургский центр общественной организации Фалунь Дафа //
.

Социологическими источниками в исследовании являются анкеты, заполненные представителями российской группы «Фалуньгун» и присланные по сети интернет. Анкеты отсылались на официальный сайт движения и электронные ящики российских практикующих, где адепты движения отвечали на вопросы и присылали их обратно. Использование электронных ресурсов вместо почтовой переписки повысило число ответов.

Источниками также служат материалы, полученные в процессе интервью с российскими последователями движения «Фалуньгун» и совокупность данных, полученная автором диссертации в результате изучения методом наблюдении деятельности сторонников организации.

Другие материалы представлены CD-дисками исследуемой организации с описанием движения «Фалуньгун» в России и содержащие интервью с некоторыми из членов движения. Эти диски практикующие выпускают за свои деньги и распространяют среди российского населения. Из них была выбрана необходимая информация, относящаяся к социологическим аспектам исследования.

При исследовании правозащитной деятельности организации «Фалуньгун» на территории Российской Федерации использовались законодательные акты и правовые документы. Прежде всего, это Конституция Китайской Народной Республики и Конституция Российской Федерации. Другими важными законодательными актами являются: Федеральный закон от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях», Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» и Федеральный закон «Об общественных объединениях» .

Научная новизна исследования

В диссертации впервые осуществлен философско-религиоведческий анализ причин и процесса развития движения «Фалуньгун» в России:

1 Информационные материалы о Фалунь Дафа (декабрь 2003г.). - 1 электрон, опт. диск
(CD-ROM); Фильмы о Фалунь Дафа (декабрь 2003). - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

2 Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ // Рос
сийская газета, 25.05.1995; Федеральный закон РФ «О противодействии экстремистской
деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ // Российская газета, 30.07.2002.

вскрыты механизмы адаптации инокультурной религии к российским социокультурным и религиозным реалиям;

установлены формы рецепции инорелигиозных традиций людьми, сформированными в русле другой культуры;

выявлены хронологические, территориальные рамки и динамика распространения движения «Фалуньгун» в России;

впервые проведен анализ правозащитной деятельности организации «Фалуньгун» на территории Российской Федерации; в результате выявлены тенденции развития данного вида деятельности, проводимой последователями «Фалуньгун»;

впервые углубленному изучению подвергается миссионерская деятельность, проводимая движением «Фалуньгун» на территории России; реконструированы основные миссионерские стратегии организации «Фалуньгун» в России, к которым относятся выступления в различных средствах массовой информации, проведение митингов и пикетов; установлено, что главным направлением миссионерской деятельности является использование глобальной сети интернет;

впервые реконструировано религиозное сознание последователей «Фалуньгун» в России; на основе методов социологического исследования выявлены мотивации, категориальный аппарат и другие важные аспекты данного типа сознания.

Положения, выносимые на защиту

  1. Движение «Фалуньгун» является религиозной системой с развитым вероучением. Целью своего вероучения Фалунь Дафа заявляет духовное и физическое самосовершенствование людей на основе следования трем основным принципам: Истина-Доброта-Терпение. Основная задача адептов -устранить связь с «профанным» бытием, достичь высшего уровня совершенствования и вернуться к истокам, уподобившись космосу.

  1. Развитие «Фалуньгун» в России обусловлено не только особенностями данного религиозного течения, но и определенной «открытостью» рус-

ской культуры, достаточной для инкорпорирования в русскую среду ино-культурных религиозных систем. Взаимовлияние и взаимопроникновение религиозных культур, возникших в контексте разных социокультурных и религиозных систем, представляет собой поэтапный процесс. Процесс восприятия носителями русской культуры религиозных компонентов китайской культуры проходит, как минимум, три стадии - одобрение инорелигиозной традиции, адаптация к ней и интеграция. Большинством российских адептов «Фалуньгун» пройдены первые две стадии, однако, как показывает исследование, усвоение всех постулатов «Фалуньгун» и их реализация на практике российскими сторонниками организации далеки от завершения.

  1. Организации «Фалуньгун» в России с момента своего возникновения динамично развивается на территории страны. Если в период становления движения в России практикой Фалунь Дафа занимались преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, то спустя несколько лет о своей принадлежности к практике «Фалуньгун», согласно данным социологического исследования, заявили жители других регионов страны.

  2. Активная правозащитная деятельность российских адептов нового религиозного движения «Фалуньгун» не имеет положительных для них результатов. Ни по одному из исков, направленных в российские судебные инстанции китайскими гражданами с просьбой предоставить политическое убежище, не было вынесено положительного решения.

  3. Российские сторонники движения «Фалуньгун» за время существования организации в России выработали ряд миссионерских стратегий. К ним относятся выступления в различных средствах массовой информации, проведение митингов и пикетов. Однако главным направлением миссионерской деятельности является использование глобальной сети интернет, в том числе различные форумы, на страницах которых ведется активная пропаганда учения.

  4. Результаты социологического исследования религиозного сознания российских последователей движения «Фалуньгун» свидетельствуют, что

под воздействием вероучения Фалунь Дафа у российских практикующих «Фалуньгун» сформировался определенный тип религиозного сознания, который влияет на их миросозерцание, принципы взаимоотношений, поведение и деятельность. Особенность этого типа религиозного сознания заключается в том, что в его содержании резко акцентированы представления о «Великом Учителе», в качестве которого предстает Ли Хунчжи. Все остальные значимые категории религиозного сознания адептов «Фалуньгун», такие как «Истина-Доброта-Терпение», «свой-чужой», «телесность», организованы вокруг этого стержневого представления. Представления об «Истине» и «Добре» строго соотнесены исключительно с «Фалуньгун», его вероучением и практикой. Отход от принципов Фалунь Дафа и, соответственно, от установлений «Великого Учителя» трактуется как зло. «Терпение» и «страдание» представляются необходимыми компонентами для достижения высшего уровня самосовершенствования. Категория «свой-чужой» в религиозном сознании российских адептов «Фалуньгун» столь же строго соотнесена с представлениями о «Великом Учителе» и основанном им движении. В своих крайних формах реализация этих категорий способна формировать установки на изоляционизм по отношению к прежней этнокультурной традиции и социальному окружению.

Практическая значимость диссертации

Положения диссертационного исследования, связанные с развитием движения «Фалуньгун» в России, способствуют более углубленному пониманию истории формирования и распространения новых религиозных движений в России.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в рамках курсов «Новые религиозные движения», «Китаеведение», «Социология религии» и других.

Результаты, полученные в ходе научного исследования, могут быть использованы органами государственной власти и средствами массовой информации.

Территориальные рамки исследования

Исследование направлено на целостное изучение движения «Фалуньгун» в Российской Федерации. Анализ развития движения «Фалуньгун» в КНР проводится лишь для наиболее полного раскрытия темы.

Апробация диссертационной работы

Апробация диссертации осуществлялась в виде докладов на: XIII, XIV Научно-практических конференциях Амурского государственного университета (Благовещенск, 2004, 2005 гг.); IX Дальневосточной конференции молодых историков (Благовещенск, 17-19 мая 2005 г.); Региональной научно-практической конференции «Демографическая ситуация и миграционная политика в Приамурье: социально-экономические, правовые и медико-экологические аспекты» (Благовещенск, 10-11 февраля 2006 г.); VIII региональной межвузовской научно-практической конференции «Молодежь 21 века: шаг в будущее» (Благовещенск, 17-18 мая 2007 г.); конференции «Этническое» и «антропологическое» в современных жизненных реалиях (Москва, 15 — 16 ноября, 2007 г.); международной конференции «Россия - Китай: взаимодействие двух культур, партнерство и сотрудничество» (Благовещенск, 28 — 29 ноября 2007 г.); I зимней международной религиоведческой школе «Религиозность в изменяющемся мире» (Волгоград, 27 января — 3 февраля 2008 г.).

Основные положения диссертации отражены в восьми публикациях автора. Результаты диссертационного исследования опубликованы в издании, включенном в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий...» Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки1.

1 Пелюх Е.И.. Движение «Фалуньгун» в России (по материалам социологического исследования) // Религиоведение. - Благовещенск, № 4. 2007. С.50-56; она же. Распространение «Фалуньгун» на территории России // Девятая Дальневосточная конференция молодых историков: Сборник материалов. - Владивосток: ДВО РАН, 2006. - С. 393-400; она же. Движение «Фалуньгун»: появление и распространение в России // Демографическая ситуация в Приамурье: состояние и перспективы. - Благовещенск, 2006. - С. 292-295; она же. Влияние религиозной составляющей на формирование системы общечеловеческих ценностей (на примере движения «Фалуньгун») // Молодежь XXI века: шаг в будущее.

Структура диссертации

Структура определена целью и поставленными задачами диссертационного исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы и два приложения.

Материалы VIII региональной межвузовской научно-практической конференции. Изд-во БГПУ, 2007. - С. 106-107; она же. Традиционные верования населения «Маньчжурского клина» // Сборник материалов международной научной конференции «Миграционные процессы на Дальнем Востоке (с древнейших времен до начала XX века)», - Благовещенск: БГПУ, 2004. - С. 236-238; она же. Миссионерская деятельность русской православной церкви среди корейцев и китайцев в Приамурье (2 пол. XIX — нач. XX вв.) // Подготовка специалистов социальной сферы. Студенческий выпуск. Сборник статей - Благовещенск: Амурский гос. Ун-т, 2006. - С. 65-68; она же. Религия и Интернет (на примере движения «Фалуньгун») // Религиозность в изменяющемся мире: сб.материалов I Междунар. зим. религиовед, шк. — Волгоград, 2008. - С. 110-118; она же. Распространение китайского движения «Фалуньгун» на территории России (на основе качественного социологического исследования) // «Россия-Китай: взаимодействие двух культур, партнерство и сотрудничество». - Благовещенск, 2008. - С. 117-120.

Появление «Фалуньгун» и причины популярности движения в Китае

Вероучение «Фалуньгун» носит наименование Фалунь Дафа - «Великий Закон Фалунь»). Основы вероучения и принципы совершенствования изложены в книгах Ли Хунчжи - «Чжуань Фалунь», «Фалунь Дафа», «Китайский Фалуньгун» , а также в проповедях, которые проводил «учитель» в разных странах мира. Книги переведены более чем на десять основных языков, включая русский2.

Раскрывая основы вероучения и практики Фалунь Дафа, мы будем опираться именно на русские переводы вероучительной литературы, написанной Ли Хунчжи. Связано это с тем, что главной целью нашей работы является рассмотрение положения китайского движения «Фалуньгун» на территории России. Российские адепты организации читают русскоязычные ва-рианты книг Ли Хунчжи .

По своему изложению книги «Чжуань Фалунь» и «Фалунь Дафа» не являются произведениями с последовательно расположенными частями, с концентрацией материала строго по главам, хотя деление на лекции присутствует. В работах Ли Хунчжи довольно часто встречаются повторения и нарушена систематичность изложения даже основных тем. Так, например, вопрос о сущности гун, являющемся ключевым в вероучении «Фалуньгун», затрагивается только в книге «Чжуань Фалунь» в пяти различных лекциях.

Рассмотрим разные аспекты вероучения «Фалуньгун»: космологию, антропогонию и антропологию, гносеологию, духовно-нравственное совершенство, сотериологию и эсхатологию.

В своих работах Ли Хунчжи подробно останавливается на рассмотрении Вселенной (Космоса). Во Вселенной существует бесчисленное множество галактик, включая нашу систему Млечного пути. Все они находятся в постоянном движении и населены живыми существами1. На разных планетах существуют различные иерархии просветленных существ, такие как «Будда и Даосы». В одном из вселенских пространств проживают люди, именуемые святыми. «Они могут превращаться в гигантов, могут показывать различные чудотворства» , то есть их уровень развития превосходит человеческий. В остальном они мало чем отличаются от земных жителей. Им также необходимо совершенствовать свою душу и тело, чтобы достичь высших миров (Сукхвати, Глазурный мир, Фалуньский мир, Лотосовый мир и другие). Высшие миры кардинально отличаются от галактик Вселенной. Там отсутствуют представления о пространстве и времени, именно в этих местах пребывают Великие Просветленные3.

Само космическое пространство предстает благим. Его непременными атрибутами являются Истина - Доброта - Терпение (Ж ШШ Чжэнь - Шань Жэнь) . Ли Хунчжи придерживается учения «о пяти стихиях», считая, что все вещи и явления во Вселенной состоят из пяти первоэлементов - металла, дерева, воды, огня и земли2. Также везде во Вселенной присутствует ци3, однако по своей силе и уровню оно абсолютно не сопоставимо с энергией гун. Энергии ци во Вселенной много, но она не нужна практикующим «Фалунь-гун». Действенный эффект дает только гун. «Когда практикующий может испускать гун, у него уже нет ци»1

Эмблема Фалунь - это и есть Вселенная в миниатюре /Приложение 1/. Одновременно эмблема является символом учения. Знак свастики в течение нескольких тысячелетий люди разных национальностей считали символом счастья и благополучия. Он располагается в центре окружности, которая является упрощенной моделью космоса, а также символизирует колесо, находящееся в теле адепта. Желтая свастика окружена четырьмя маленькими свастиками и четырьмя символами инь-ян, два из которых красно-голубые, два других — красно-черные. Инь-ян символизируют взаимосвязь человека и космоса. Сам Ли Хунчжи характеризует данную эмблему следующими словами: «Вращающемуся Фалунь присущи свойства Вселенной. Он является воплощением Вселенной. Фалунь системы Будды, Инь и Ян системы Дао, в десятистороннем мире все без исключения отражены в Фалунь»5. В других пространствах оно также имеет свою форму существования и процесс эволюции, поэтому Ли Хунчжи называет Фалунь миром6.

Таким образом, Вселенная представляет собой «целостный внутренне взаимосвязанный организм, стремящийся вернуться к своему изначальному состоянию, устранив несовершенство нижних миров» . Учение о человеке, как о составной части Космоса, необходимо рассмотреть отдельно.

Жизнь человека зародилась в пространстве Вселенной, где «существует очень много различных материй, создающих жизнь»1. Исходя из подобия макрокосма микрокосму, человек обладает теми же свойствами, что и Космос, то есть Истиной, Добротой и Терпением. Самыми ценными и «сверхобычными» людьми на Земле являются практикующие Фалунь Дафа2.

Главная цель жизни человека - преодолеть пределы нашей галактики и достичь высших миров. Для этого необходимо постоянное совершенствование тела и духа. Энергетической составляющей как космоса, так и человека является Фалунь (). Термин «Фалунь» заимствован Ли Хунчжи из буддизма и обозначает колесо Закона. Оно обладает сверхспособностями, может автоматически двигаться и вращаться. Колесо Фалунь находится в нижней части живота каждого последователя учения. «Когда Фалунь вращается по часовой стрелке, он автоматически извлекает энергию из Вселенной, а против - вы-свобождает энергию и ненужную материю» . Энергетически возрастая в результате упражнений, Фалунь воздействует на практикующего, помогая ему избавиться от болезней и очистить собственное тело (Бэньти). Кроме того, Фалунь обладает умственной способностью.

Развитие движения «Фалуньгун» после запрета в 1999 году

Первая негативная акция правительства в отношении «Фалуньгун» была предпринята в 1996 году. Последовало запрещение «Чжуань Фалунь» и закрытие китайского общества цигун, в которое входили будущие адепты организации «Фалуньгун».

С 20 июля 1999 года правительство официально запрещает практику «Фалуньгун» на территории всего материкового Китая. В ходе работы китайского парламента 28 октября 1999 года был выработан закон, направленный на подавление не только «Фалуньгун», но и тысячи религиозных сект на территории страны (ст. 300 УК). «Фалуныун» был маркирован как сецз) или «еретическая секта». Начался розыск активных членов движения, простых практикующих призывали в письменной форме отказаться от своей принадлежности к Фалунь Дафа. В соответствии со ст. 300 УК КНР, лидеры культа и вербовщики могут быть приговорены к 7 или более годам тюрьмы, в то время как члены культа, которые нарушают общественный порядок или распространяют публикации, могут быть приговорены к сроку от 3 до 7 лет .

После официального запрета Ли Хунчжи выступил с предложением к партии о проведении двухсторонних переговоров, заявил о возможности со своей стороны внести коррективы в вероучение и практику, чтобы организация стала приемлемой для правительства, однако не получил ответа со стороны коммунистов.

Много последователей движения было и среди членов Коммунистической партии Китая, большинство из них сразу же написали «отказную» из-за боязни за собственное благополучие. Однако огромное число людей не пожелало отречься от своих убеждений и по всей стране начались массовые преследования практикующих «Фалуньгун». Один из членов партии самого высокого ранга, который был арестован за приверженность к Фалунь Дафа, оказался Юй Чансинь, отставной генерал воздушных сил". Денежное вознаграждение предлагалось за арест «учителя» Ли.

КПК и не предполагало, что запрет вызовет столь бурное сопротивление и борьба растянется на неопределенное время. Планировалось, что выявят и устранят основных зачинщиков, тогда и масштаб распространения движения уменьшится. Но с годами противостояние между «Фалуньгун» и партией лишь росло.

Основными причинами, которые, согласно утверждениям официальных лиц КНР, стали основой для преследования «Фалуньгун» являются нарушение последним общественного порядка, политические амбиции движения, отрицательное влияние практики на умы и здоровье китайских граждан. Правительство КНР обвинило Фалунь Дафа в том, что оно разрушает социальный порядок и имеет отношение к смертям сотни китайских практикующих и непрактикующих, так как препятствует медицинскому лечению и порождает или усиливает умственные расстройства, ведущие к насильственным действиям1.

Позднее правительство обвинило «тайные религии» в том, что они являются прикрытием для Центрального разведывательного управления США и ведут шпионскую деятельность на территории Китая. Для уменьшения сочувствия к членам движения эта информация была высказана в различных СМИ: «Крестьянские протесты и бунты являются достаточно тревожными, но Фалуньгун отдает иностранным соучастием. В конце концов, его основатель господин Ли находится в Соединенных Штатах, и США отказывают де-портировать его»". Все средства массовой информации в Китае находятся под жестким контролем и цензурой правящей партии, поэтому им «присуща высокая степень политизированности»3, «...с 15 по 29 июля 2000 года в Пекине в Народно-революционном военном музеи Китая состоялась выставка, посвященная антиобщественной деятельности секты Фалуньгун»4.

Наиболее активные члены организации из разных стран мира взывают к мировой общественности с просьбой прекратить жестокие репрессии в отношении китайских практикующих. Они ссылаются на Конституцию и законы Китайской Народной Республики, по которым гарантируется свобода совести граждан КНР. Согласно Конституции КНР, свобода совести является одной из основных политических свобод граждан. Статья 36 Конституции КНР гласит: «Граждане Китайской Народной Республики имеют свободу вероисповедания». «Никакие государственные органы, общественные организации и отдельные лицам не могут принудить граждан исповедовать или не исповедовать религию, не могут дискриминировать граждан за исповедание или неисповедание религии». «Государство охраняет нормальные отправления религиозной деятельности»1.

Позиция партии остается непоколебимой. «Фалуньгун» не признается государством ни религией, ни общественной системой, провозглашающей нравственные принципы, а расценивается как зловредная секта, следовательно, и не попадает под действие статьи 36 Конституции Китая. Зато государственные чиновники ссылаются на статью 28 главного документа страны: «Государство охраняет общественный порядок, подавляет предательскую и прочую преступную деятельность, подрывающую безопасность государства, карает за нарушение общественной безопасности, дезорганизацию социалистической экономики и другие преступные действия, наказывает и перевоспитывает преступные элементы»2.

Социальные механизмы восприятия инорелигиозной традиции на примере истории развития движения «Фалуньгун» в России

Раскрывая вопрос о взаимодействии и взаимовлиянии инорелигиозных и инокультурных систем Запада и Востока, необходимо раскрыть теоретические положения о различии этносов, национального самосознания и катего-рии «свой-чужой» с точки зрения этнологии.

Особое внимание проблемам этничности уделялось уже в античную эпоху. В то время возникают первые представления о противоположности Востока Западу, которые в течение веков обрастали множеством стереотипов1. В России подобный интерес зарождается среди общественной мысли во второй половине XVIII в., когда были поставлены вопросы о месте и роли своего отечества среди других народов, об исторических корнях русского народа, об особенностях русской культуры и т.п.2

В современной науке нет единого мнения по вопросу об основном признаке, который делает этнос отличным от другого. Одни считают, что развитие народа целиком и полностью зависит от внешней окружающей среды (географический и климатический детерминизм)3, другие главную особенность видят в культурном своеобразии (Ф. Боас, Ю.В. Бромлей, Н.Н. Чебок-саров, И.А. Чебоксарова)4. Гипотезу языковых различий выдвинул Л. Уорф на основе идей Э.Сепира. «Люди, говорящие на разных языках и принадлежащие к разным культурам, по-разному воспринимают мир»5. Подобной концепции придерживался и А.А. Потебня . Одним из главных этнодиффе-ренцирующих факторов также выделяют духовную жизнь. С. Хантингтон полагал, что «облик мира будет формироваться за счет взаимодействия 7-8 крупных цивилизаций: западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, православно-славянской, латино-американской и, возможно, африканской». Самое главное, чем различаются цивилизации - религия2. Кроме того, существует большое количество этнологических школ, выстраивающих свои теории этноса, на которых мы не будет останавливаться подробно3.

В целом для национального сознания характерно наличие целостной этнической картины мира и корреляция с поведенческими стереотипами, которые свойственны членам данного этноса. Благодаря сформировавшейся этнической картине мира, человек воспринимает окружающую действительность отличной от иностранного взгляда. Это выражается в действиях и поступках индивидуума, а также в литературе, философии, религии и т.п. Таким образом, формируется национальный характер, «дух народа»4. Однако картина мира не является константой, под влиянием внешних или внутренних причин она может изменяться с течением времени.

В основе миропонимания лежат определенные когнитивные схемы — этнические стереотипы, которые выступают в двух формах: автостереотипы (образ своего этноса) и гетеростереотипы (представления о других этнических группах)5.

Важными феноменами, формирующими этническое мировоззрение, являются категория «свой» — «чужой». «Свойственный этническому сознанию тип интенциональности - направленность на этничность - формирует две базисные комбинации этнических феноменов. Комбинация, в которой этнос признает свое Я, конституируется как категория «наше», «свое». Этнические феномены, с которыми этнос себя не идентифицирует, конституируют категорию «чужое» . Также деление на «своих» и «чужих» происходит на основе комплиментарности, т.е. на основе «подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнического сообщества»". В традиционном русском сознании «свое» ассоциировалось с понятием «Русская земля», которое затем «трансформировалось в христианскую идею «Святой Руси». Поэтому пространство, находящееся за пределами «Русской земли», чуждое и враждебное царство Дьявола3.

Провозглашение «своего» как единственно верного приводит к национализму. Однако русскому народу, по мнению ряда исследователей, не свойственен подобный вид поведения . «Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других» . Проведенные социологические исследования свидетельствуют, что в национальном самосознании русских слабо выражены черты собственно национализма: этнофобии и поддержки идей этнократическо-го государства6.

Деятельность организации «Фалуньгун» в России

В соответствии с принятой градацией религиозной деятельности проанализируем движение с двух точек зрения: культовая и внекультовая деятельность движения «Фалуньгун» в Российской Федерации.

Рассмотрим культовую деятельность. В учение движения нет четких предписаний о месте, времени выполнения упражнений и чтении вероучи-тельных книг. Каждый может заниматься один, либо образовать группу единомышленников. В городах, где практикующих крайне мало, общие собраг ния проходят намного реже, чем в Санкт-Петербурге или Москве1.

Коллективные занятия проводятся на квартирах или в арендованных помещениях. Организаторы рекомендуют выполнять комплекс гунфа на свежем воздухе, например, в парке. Одна из российских практикующих сказала по этому поводу следующее: «Мы восторгались тем, что ученики нашей школы в Китае занимаются на улице, но сами занимались в помещении. Но, начав 5 месяцев назад заниматься по утрам на улице, мы поняли, на сколько эти занятия оказались эффективнее. Я стала меньше спать, весь день чувст-вую бодрость. Улучшилось вхождение в созерцание» .

Средняя продолжительность собраний — 2-2,5 часа. Занятие начинается с чтения одной из глав книги Ли Хунчжи «Фалунь Дафа». Потом следует обсуждение прочитанного и объяснение материала тем, кто что-то не понял. «Затем выполняется комплекс упражнений. Упражнения прерываются на 5 10 минут в 13 часов, если занятие проходит днем, и в 19 часов, если занятие проводятся вечером, для «отправления праведных мыслей»1. Формула повторяется в течение 5-10 минут. Адепт сидит «со сложенными руками в позе цзе-инь (сложенные особым образом перед грудью руки)» . Выполнение этого упражнения не регламентировано конкретным временем. Однако Ли Хун-чжи советует, чтобы практикующие «отправляли праведные мысли» чаще. Чем чаще они будут это делать, тем быстрее рухнет Китайская Коммунистическая партия, по мнению «учителя» Ли.

Выполнение всего комплекса упражнений проходит под медленную, спокойную музыку. Более опытные практикующие следят за тем, как выполняют гунфа новички, потому что «правильно выполнять упражнения очень важно»3. Кроме исполнения ежедневного комплекса упражнений практикующий «Фалуньгун» должен «ежесекундно быть в осознании»4. Это означает то, что последователю движения необходимо соотносить свои поступки и помыслы с требованием «Истины — Доброты - Терпения». Более широко представлена внекультовая деятельность организации «Фалуньгун» в России. Люди, занимающиеся практикой Фалунь Дафа, ведут активную общественную деятельность, которая связана с правозащитным и миссионерским направлениями. Правозащитная деятельность движения «Фалуньгун» в России заключается в контроле за соблюдением прав и свобод китайских практикующих Фалунь Дафа, находящихся на территории нашей страны, а также в ходатайстве о предоставлении им политического убежища. На данный момент список китайских сторонников «учителя» Ли, обра тившихся к властям России с просьбой о предоставлении им политического убежища, насчитывает 6 человек, четверо из которых составляют супружеские пары. Первыми были Ли Чжихэ и Чжан Гуйжун с ребёнком, которые в 2003 году обратились с данной просьбой в миграционную службу. Причиной этого решения стал телефонный звонок из Китая. Друг рассказал им, что в случае возвращения в Китай, они будут арестованы как приверженцы движения «Фалуньгун». По решению первого судебного разбирательства Преображенского районного суда Москвы, состоявшегося 3 октября 2003 года, китайская семья должна была быть выдворена за пределы Российской Федерации. Кроме того, их признали виновными в административном правонарушении за проживание в России с истекшей визой и приговорили к штрафу в 1000 рублей. Супруги подали кассационную жалобу. В итоге 6 ноября 2003 года суд огласил своё решение о том, что «они не будут депортированы в Китай и им будет предоставлена возможность обратиться с ходатайством о присвоении им статуса беженцев на территории России» . После повторного собеседования в миграционной службе Ли Чжихэ и Чжан Гуйжун стали ждать официального удовлетворения их просьбы. «Повторный отказ со стороны сотрудников миграционной службы может вызвать у правозащитников вопросы о политической ангажированности сотрудников ФМС [Федеральная миграционная служба], которые в кулуарах Пресненского суда высказывали свои симпатии к однопартийному руководству КНР» . Несмотря на это, семейная пара получила второй отказ в праве «на убежище» . В результате Ли Чжихэ и Чжан Гуйжун предпочли покинуть Россию. «По инициативе Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев они - как лица, нуждающиеся в политическом убежище, - были в начале мая отправлены в Швецию. В этой стране супругам обещают защиту от депортации в КНР, где практикующие «Фалунь Дафа» подвергаются преследованиям и произвольным арестам». Также с просьбой о предоставлении политического убежища в миграционную службу обратились супруги Цзянминь, практикующие «Фалунь-гун». 21 января 2004 года они получили отказ. Они обжаловали это решение в Пресненском межрайонном суде Москвы1. В результате судебного заседания 10 июля 2005 года не было принято окончательного решения. Рассмот-рение дела было перенесено на 12 июля . Но и в этот день ситуация не прояснилась. Дело передали в вышестоящую инстанцию - в Московский городской суд. Оттуда все документы снова вернули в Пресненский межрайонный суд. В итоге супруги, не дождавшись принятия хоть какого-нибудь решения, предпочли покинуть Россию, как Ли Чжихэ и Чжан Гуйжун3. Общероссийское общественное движение «За права человека» 23 ноября 2004 года обратилось к государственным органам Российской Федерации с просьбой об удовлетворении ходатайства о предоставлении статуса беженцев другим практикующим «Фалуньгун». «Граждане КНР Ма Хуэй и Гао Чуньмань не имеют возможность вернуться в КНР, не подвергая свою жизнь и здоровье серьёзной опасности, так как являются практикующими "Фалуньгун», - отмечает руководство движения.

Похожие диссертации на Развитие нового религиозного движения "Фалуньгун" в России : философско-религиоведческий анализ