Введение к работе
Актуальность темы исследования Особая роль религии в современной России определяется, прежде всего, тем, что в эпоху постсоветской модернизации отношение к различным религиозным конфессиям радикальным образом изменилось Если ранее, в советский период истории, религия рассматривалась как пережиток, и государство, иногда в мягкой форме, иногда в более жесткой, стремилось к его искоренению, то в 90-е годы надежды на возрождение России, как духовное, так и социально-экономическое, нередко связывались с восстановлением статуса религий, причем не только русского православия, но и других религиозных форм Такое восстановление, как полагали многие, должно способствовать формированию нового русского национального самосознания, содействовать появлению активного, ответственного, самостоятельного человека, который не растерялся бы в новых, постсоциалистических условиях своего существования и сумел бы обеспечить себе и своей семье достойную жизнь
Хотя это новое отношение к религии можно поставить под сомнение и увидеть в нем такую же крайность, какой было прежнее, сугубо негативное отношение, оно, тем не менее, вывело на первый план целый ряд теоретических и практических проблем, касающихся положения дел с религий вообще и с конкретными конфессиями в современной России Прежде всего, стало очевидно, что политика воинствующего атеизма в СССР не привела к всеобщему безбожию и религиозному индифферентизму, так как в постсоветский период количество граждан, идентифицирующих себя с той или иной формой вероисповедания, неуклонно возрастает Очевидно также, что религиозное возрождение не стало восстановлением дореволюционпого статуса православия как государственной религии, и этот факт вызвал к жизни целый комплекс новых проблем, с которыми наше общество ранее было знакомо лишь теоретически В первую очередь это проблемы межконфессиональных отношений, проблемы воспитания религиозной толерантности, а также не менее острые проблемы отношения религии и государства, в частности, в области образования Более того, если вначале в лидирующей роли православия мало кто сомневался, то очень скоро стало ясно, что принцип религиозного плюрализма позволил некоторым религиозным конфессиям активно конкурировать с Русской Православной Церковью и предлагать свое решение проблем, неизбежно возникающих в отношениях религии с обществом
Одной из таких религиозных конфессий является в современной России протестантизм Возникший в Западной Европе в ту историческую эпоху, когда она переживала глубочайшие изменения, завершившиеся сменой старой средневековой цивилизации новым общественным строем, протестантизм и в России, в тот период, когда она также вступила во времена радикального обновления, оказывается формой вероисповедания, привлекательной для многих Дело не только в том, что социальная доктрина
протестантов по многим параметрам совпадает с провозглашаемыми целями политических реформ, и такие понятия, как «демократия», «гражданское общество», «правовое государство», всегда имели для протестантских общин особое практическое значение, так как приближение к этим идеалам давало гарантию хотя бы частичной реализации принципов свободы совести и вероисповедания Дело также в том, что этическое учение протестантизма, в отличие от традиционных форм христианства, видит свою цель в воспитании социально активной, предприимчивой, трудолюбивой личности, того индивидуалиста (в положительном смысле этого слова), который оказался востребован российскими реформами Неслучайно, что с началом демократических преобразований в России религиозная жизнь протестантских общин заметно активизировалась Были легализованы многие не признаваемые ранее властями религиозные организации, упростились контакты протестантов с зарубежными единомышленниками, построено большое количество новых храмов и молитвенных домов, возникают новые религиозные образовательные учреждения Во многих регионах России протестантские общины стали заметным фактором социально-политической жизни, с которым необходимо считаться не только при решении чисто религиозных проблем
Все это свидетельствует о том, что в современной России протестантские организации получили невиданные ранее возможности воздействия на умы и поведение населения Поэтому научный, социально-философский анализ современного состояния протестантизма в России, его исторических корней и перспектив развития в будущем становится ощутимой социальной потребностью Особого внимания при этом заслуживает изучение доктринального отношения протестантизма и его течений к многонациональному и поликонфессиональному характеру современной культуры России, отношения протестантских организаций к русскому православию
Объект исследования. В качестве объекта исследования выступают протестантские течения современной России в условиях постсоветской модернизации, их исторические корни и типологически сходные феномены, повлиявшие на развитие российского протестантизма
Предмет исследования - специфическая социальная и культурная роль, которую протестантизм играет в российской цивилизации
Цель и задачи исследования. Целью исследования является социально-философское осмысление протестантизма как социокультурной универсалии, анализ современного состояния и роли протестантизма в России в контексте исторического развития аутентичной российской линии протестных (альтернативных официальному православию) движений
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач
построения историософской концепции протестантизма как общекультурной универсалии, могущей в различном историческом контексте принимать разные формы,
- раскрытия исторических корней протестантизма, в том числе через
его сопоставление с русскими религиозными движениями XIII-XX вв ,
- анализа связи протестантизма с историческими феноменами
модернизации и определения его роли в современную эпоху,
выявления роли и значения протестантских течений в социальной и культурной жизни современной России,
определение роли и значения протестантизма в современной России на примере Тюмени и Тюменской области как одного из репрезентативных регионов страны
Степень разработанности проблемы и теоретические предпосылки исследования. Религиоведческая литература о протестантизме обширна и многообразна Причем еще в дореволюционный период появились работы по истории западноевропейской Реформации, которые и сейчас можно признать классическими образцами объективного изложения предмета (ПГородцев, Е Новиков, И Пальмов, Б Позоровская, В Я Михайловский и др) Автору диссертации было сложнее опереться на аналогичные религиоведческие исследования советского периода, большинство из которых заметно уступают дореволюционным работам во владении историко-культурным материалом и отличаются направленностью на решение научно-атеистических задач Вместе с тем, в отчественной научной литературе есть целый ряд авторов, чьи работы позволяют сформировать объективное представление об истории религии, в том числе и об истории протестантского движения в России Это труды таких российских ученых как В И Гараджа, Н С Гордиенко, А Ю Григоренко, Л Н Митрохин, Э Ю Соловьев, А Н Чанышев и др
Разумеется, для того, чтобы получить объективное представление об истории протестантского движения в России, необходимо учитывать и то, как эту историю представляют сами представители протестантских конфессий С 90-х годов на русском языке появляются такого рода работы (В В Солодовников, Н А Корнилов, В А Бачинин, О А Жиганков, М С Каретникова и др ), в которых, как правило, история протестантизма, исходя, вероятно, из пропагандистских задач, «продлевается» в прошлое и связывается с русскими еретическими движениями Тем не менее, интерпретация средневековых ересей как «протопротестантских» вызывает любопытство и заслуживает особого внимания со стороны исследователя, которому, для установления достоверности гипотезы о «протопротестантизме», необходимо сопоставить их выводами с положениями традиционных исторических исследований русских ересей (Б А Рыбаков, А И Алексеев, А Д Седельников и др )
Аналогичное разделение исследователей на светских и конфессионально ангажированных необходимо учитывать и при оценке литературы о вероучении протестантизма Религиоведческие работы, отказавшись от методологии научного атеизма, ставят перед собой цель объективного и беспристрастного изложения доктрин различных протестантских направлений (В И Гараджа, Л Н Митрохин и др) К
сожалению, такой объективности часто не достает критическим работам о протестантизме, написанным авторами, связывающими себя с православием (С Страгородский, И Мейендорф и др ) В то же время, следует заметить, что авторами, идентифицирующими себя с той или иной протестантской деноминацией, вопросы вероучения, как правило, излагаются апологетически
Особое значение имеют исследования по социологии протестантизма. Однако, ориентируясь на классические в этом отношении труды М Вебера и В Зомбарта, отечественные социологические исследования (М Мчедлов, ККаариайнен, ИГ Каргина и тд) в основном тяготеют к сбору фактов, обобщению статистических данных и выполнены в духе методологического эмпиризма
Поэтому важнейшей задачей современных исследований протестантизма в России являются более общие в теоретическом отношении задачи, решение которых связано с социально-философским анализом и свойственным ему методологическим инструментарием
Методы исследования. Диссертационная работа представляет собой религиоведческое исследование, основанное на сочетании религиоведческих и философских методов В исследовании опора сделана на социально-философский подход, предполагающий рассмотрение социальной и духовной жизни современной России в единстве ее социальных, культурных и экономических аспектов Предпринята попытка использовать религиоведческие методы для того, чтобы рассматривать религиозную жизнь современной России как отражение сложных и противоречивых процессов современности, а религиозные движения исследовать в качестве социокультурного феномена Исследование основано на привлечении широкой базы источников Всестороннее изучение протестантизма в современной России обусловило обращение не только к специальным религиоведческим и теологическим работам, но и к публикациям в периодической печати, к религиозной публицистике к официальным документам
Научная новизна. В диссертационном исследовании
сформулирована историософская концепция протестантизма как общекультурной универсалии, проведен анализ протестантских движений на Западе в сопоставлении с русскими религиозными движениями ХШ-ХХ вв ,
рассмотрены связи протестантизма с историческими феноменами модернизации и определения его роли в современную эпоху,
описаны роль и значение протестантских течений в социальной и культурной жизни современной России (в том числе на примере Тюменской области как одного из репрезентативных регионов страны),
4) раскрыта специфика доктринальных отношений между
протестантизмом и православием
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования
Материалы диссертационного исследования могут служить основой дальнейшего философско-религиоведческого изучения феномена протестантизма как универсального релиогиозного и социокультурного явления, а также для прикладных исследований протестантизма в современной России, его роли и значения для дальнейпшх перспектив развития страны
Практическая значимость работы.
Результаты исследования могут найти применение в практической деятельности государственных и социальных институтов и учреждений, которые в свой работе в той или иной мере имеют дело с межконфессиональными отношениями, а также с отношениями между религиозными и светскими организациями Кроме того, результаты, полученные в диссертации, могут использоваться в разработке учебных программ и материалов учебных курсов по философии культуры, истории религий, религиоведению и культурологии
Положения, выносимые на защиту:
1 Предложен подход, позволяющий рассматривать реформационный протестантизм как социокультурную универсалию, обладающую всемирно-историческим значением; религиозная реформация является специфическим отражением цивилизационных изменений, с необходимостью наступающих в любой национальной культуре, в том числе и в России
Протестантские движения, сопровождающие Реформацию, следует рассматривать в их необходимой связи с процессами модернизации, что демонстрирует релевантность протестантской этики не только Новому времени (в описанном М Вебере варианте), но и эпохе постмодерна (например, в варианте «этики благоговения» А Швейцера)
Связь протестантизма с русской историей, рассматриваемая через призму ретроальтернативистики, позволяет описать некоторые еретические движения (например, стригольников) как специфически российские «протопротестантские» (в универсальном смысле) течения
4 Положение протестантизма в современной России ярче всего характеризует тот факт, что, обнаруживая «протопротестантские» течения в русской истории, протестантизм претендует на статус религиозной конфессии, не заимствованной извне, а органически свойственной русской цивилизации (например, в виде противостоящей официальному византизму, тождественному государственному православию, тенденции евангелизма, всегда так или иначе обнаруживавшей себя в нашей истории)
5 Если основные идейные претензии православия к протестантизму распространяются на вероучение, то полемика протестантов с русским православием сосредоточивается вокруг проблем исторических судеб христианства в русской культуре, специфичность русской истории наложила
свою неизгладимую печать, превратив православие в национально-государственное христианство
6 Анализ положения протестантских общин в Тюменской области (взятой в качестве региона, репрезентативного для постсоветской модернизации) в целом подтверждает реноме протестантизма как религиозной конфессии, гораздо лучше остальных подготовленной к глубоким и радикальным социальным переменам
Апробация результатов исследования. В ходе работы по теме диссертации автором вьшолнялись научно-исследовательские работы/ Результаты работы представлялись автором в научных публикациях, а также в ходе различных научных форумов, среди которых Межвузовские научные конференции «Бог Человек Мир» (С - Петербург, декабрь 2005, декабрь 2006), «VI Свято-Троицкие академические чтения»(С - Петербург, июнь 2006), «VIII Свято-Троицкие академические чтения»(С - Петербург, май 2008), также результаты докладовались диссертантом на историко-методологическом аспирантском семинаре (2007,2008)
Работа была обсуждена и получила рекомендацию к защите на совместном заседании кафедры философии и кафедры религиоведения Русской христианской гуманитарной академии 25 июня 2008 г
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы Объем работы составляет 174 страницы, выполненных по стандарту машинописи Список литературы включает 208 наименования, в т ч 32 на иностранных языках