Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современной России происходят глубинные социокультурные трансформации, связанные, с одной стороны, с секуляризацией, с другой - с формированием в рамках урбанистической культуры новых ценностных систем В современной социокультурной ситуации формируется новый магизм в квазирелигиозной форме городской магии, определяющей архетипическое содержание российской урбанистической культуры, и в этом аспекте изучение формирования и развития магизма в российской культуре представляется актуальным
Актуальность анализа магизма в российской культуре определяется тем, что он является одной из сущностных форм восприятия посттрадиционной культуры и одним из структурообразующих элементов современной ментальное Магизм в современной России выступает в качестве системного феномена, способного к самовоспроизводству и трансляции в рамках урбанистической культуры - современной городской магии
Феномен городской магии в российской культуре до настоящего времени не был объектом философско-антропологического исследования, что приводит к необходимости анализа особенностей магизма в социокультурной форме городской магии Актуализация магизма в урбанистической культуре современной России связана с общественным интересом к магическим феноменам в период социально-политической нестабильности и духовных исканий В этом аспекте представляются важными как экспликация субстанциальных и антропологических оснований магизма, так и анализ социокультурной динамики городской магии в контексте российских трансформаций.
Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета
Степень научной разработанности проблемы. До настоящего времени в подавляющем большинстве исследований понятия магии и магизма трактовались как синонимы Их отличие виделось учеными в том, что магия -это современный термин, а магизм -устаревший книжный аналог А Мень в работе «Магизм и единобожие» развивает философско-теологический подход, понимая под магизмом веру человека в реальность магии и связанные с магической ментальностью социальные и моральные действия Данная интерпретация позволяет семантически разграничить традиционную магию, которая имеет давнюю историю и существует в виде символических и мифологических архетипов культуры, и посттрадиционную
городскую магию, те современный магизм В этом аспекте формулировка и интерпретация темы исследования являются новыми для отечественной науки
Современный анализ культурно-антропологических особенностей магизма представлен в работах отечественных и зарубежных исследователей Р Барта, Дж Томсона, У, Баджа, П Гуревича, М Матье, М Коростовцева, Н Новосадского, С Токарева, Ф Зелинского, Л Штернберга, В Латышева
В аспекте философского анализа магизма в культуре важное методологическое значение имеют работы Н Бердяева, Ж Бодрийяра, С Булгакова, Ф Бэкона, X -Г Гадамера, П Тиллиха, А Тойнби, В Розанова, О Шпенглера, П Флоренского, М Шелера, А Лосева, М Хайдеггера, М Фуко, П Сорокина, К Ясперса, где утверждается, что, с одной стороны, включенность человека в пространство урбанистической культуры является условием восприятия культурных традиций, с другой стороны, свойственные урбанизации социокультурные трансформации ведут к инновациям
Среди исследований, посвященных анализу структуры урбанистической культуры на современном этапе ее развития, следует выделить работы Ф Броделя, П Бурдье, Э Гидденса, М. Кастельса, С Московичи, Т Парсонса, Э Тоффлера, А Турена, С Эйзенштадта Современные отечественные исследователи социокультурной природы российских городов Ю Арутюнян, В Иванов, А Карпов, Е Сабуров, В Сергеев, Н Хренов, С Яковлева акцентируют внимание на социальных и культурно-антропологических аспектах современной городской жизни, проблемах культурного и ментального пространства российского города
В российской науке исследования, ставящие своей целью анализ современной городской магии как социокультурной формы магизма, немногочисленны В современных исследованиях В Никитаева, Л Новиковой, М Маркова, М Мчедлова, В. Розина, В Свечникова, С Смирнова осуществляется попытка осмысления феноменологических и социально-культурных аспектов современного магизма и его связи с неоязычеством, мифологией, новой религиозностью и городской магией
В истории науки изучение магизма началось одновременно с формированием гуманистической науки о культуре, у представителей кружка М Фичино обнаруживается интерес как к истории философии, так и к феномену суеверия Долгое время изучение магических феноменов велось в рамках исследований по истории еретических движений в раннем христианстве, трансформируясь в самостоятельный предмет, обозначавшийся в XVIII -XIX вв термином «гностицизм»
В науке XIX - XX вв существовало влиятельное направление в изучении магии - антропологическое, которое рассматривало магизм как универсально-общечеловеческое явление В рамках антропологического подхода к магизму сформировалась методологическая установка, которая привела в середине XX в к парадигмальному кризису в данной области исследований Суть этой установки сводится к двум основным факторам попытке определить магию через описание составляющих ее социокультурных элементов и оценке магии как формы искажения, извращения и упадка религии
В научных исследованиях середины XX в произошли существенные изменения, смысл которых состоял в более широком применении социологического подхода в социальной антропологии К Леви-Строссом, М Моссом, Дж Смитом, С Гэрретом магия определяется как антисоциальная, аномальная, псевдодуховная, нелегальная форма религии, как инструментальное клише, использующееся для того, чтобы очернить противника в ходе религиозного конфликта
Социологию религии характеризовали эволюционистский подход к определению магического и священного различные школы ставили своей целью установление магического феномена, отдавая, в частности, предпочтение древним обществам, как французская социологическая школа, М Вебер изучал влияние магического фактора на социально-экономическую жизнь, социально-антропологическая школа собрала значительный эмпирический материал, следуя эволюционистской теории Г Спенсера
В исследованиях магизма в современной философии религии актуализируется персонализм и религиозный экзистенциализм в работах Ф Шлейер-махера, Э Мунье, Ж, Лакруа, где преобладает либо модернистская протестантская проблематика магического, либо традиционная христианская аксиология В западной науке изучению глубинной проблемы философской антропологии и философии религии - определению семантических, герменевтических, социальных и антропологических границ в структуре магизма, а также определению различий и сходств между магией и религией в единой области человеческих представлений о «потустороннем» - посвящены исследования П Бергера, Э. Дюркгейма, Дж Фрезера, Э Тайлора, Э Лэнга, Р Жирара, Т Лукмана, Э Лича, Б Малиновского, Э Эванс-Причарда, М Спи-ро, М Элиаде, В Тернера, К Гирца, Л Леви-Брюля, А Рэдклифф-Брауна, М Дугласа, У Уорнера
В современной отечественной науке фундаментальных работ, посвященных философско-антропологическому исследованию магизма в фор-
ме городской магии в урбанистической российской культуре, значительно меньше Если феномены традиционной и архаической магии достаточно исследованы в рамках противоречивых научных, теологических и философских концепций, магизм в урбанистической культуре современной России объектом культурфилософского и философско-антропологического исследования еще не был
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составил комплексный философский анализ сущности магизма в урбанист ической российской культуре, который осуществляется в опоре на базовые понятия и концептуальные положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, теологов, культурологов
Системный подход к анализу социокультурных явлений позволяет рассмотреть избранный объект исследования как целостное полифункциональное и полиморфное явление, обусловленное многообразием культурных, исторических и социальных факторов В этом аспекте избранная методология исследования приближается к предметной области философской антропологии и философии религии в их современной трактовке как изучения плюрализма социокультурных явлений Философско-антрополо-гический подход опирается на анализ субстанциальных оснований и ант-ропосоциетальной сущности магизма в контексте взаимосвязи ценностей и представлений в культуре на основе взаимодействия человека и социальной общности
На отдельных этапах исследования применяются герменевтический, социокультурный, социально-антропологический, феноменологический, структурно-функциональный и историко-философский подходы к анализу сущности магизма в урбанистической культуре современной России
Объектом диссертационного исследования является магизм как феномен современной урбанистической культуры
Предметом диссертационного исследования выступают содержание и механизмы формирования и развития городской магии как социокультурного ядра магизма в урбанистической культуре
Целью диссертации является анализ сущности магизма как формы городской магии в современной российской культуре
Данная цель конкретизируется в следующих задачах
рассмотреть концептуальные подходы к пониманию сущности магизма в современной науке,
исследовать субстанциальные и антропологические признаки магизма как системного явления,
рассмотреть современную городскую магию как социокультурное ядро магизма,
исследовать структуру современного магизма и предложить его типологию в системе российской ментальности,
раскрыть социокультурную роль магизма в российском обществе,
показать динамику магизма и его взаимосвязь с российскими трансформациями в современной социокультурной ситуации
Научная новизна диссертации состоит в следующих положениях
рассмотрены и систематизированы основные концептуальные подходы канализу сущности магизма и показано, что исследования магизма в философской антропологии и философии религии ведутся в рамках изучения традиционных и современных магических представлений и социокультурного анализа основных тенденций развития магизма,
уточнен антропологический смысл магизма как системного феномена культуры и показано, что становление магизма в современной урбанистической культуре проявляется в грехчастном субстанциальном основании,
рассмотрена современная городская магия как посттрадиционная форма магических представлений и показано, что в урбанистической куль-гуре магизм в форме городской магии выступает как социально-культурный субстрат,
на основе анализа структуры и культурно-антропологической типологии магизма в сисгеме ментальности российских горожан показано, что магическая поспрадиционная ментальность представляет собой семантически новый компонент современного магизма,
раскрыта социокультурная роль магизма в российском обществе и показано, что магизм в урбанистической культуре России выступает в качестве социокультурной системы,
определены основные тенденции динамики магизма и показано, что его развитие в современной российской культуре трансформирует содержание магических представлений, характеризующихся функциональной специализацией и ориентацией на конкретно-материальные сферы бытия
Основные положения, выносимые на защиту:
1 Анализ концептуальных подходов к сущности магизма ставит проблему влияния современной культуры на характер магической ментальности, соединяющей зафиксированное в оценках к социокультурным явлениям знание о прошлом (архаико-традиционная магия) и новый опыт (пост -традиционный магизм в урбанистической культуре) Содержание проблемы формирования и развития магизма в современной урбанистической
культуре состоит в концептуальном признании магизма в качестве квазирелигиозной идиомы современности, оппозиционной традиционному религиозно-моральному сознанию
-
Сущностные и антропологические аспекты развигия магизма связаны с обращением человека к мифологии, теургической практике и теории В культуре в качестве антропологических предпосылок магизма выступают три признака во-первых, представление человека о духах, во-вторых, сакральные действия, в-третьих, синкретические акты означивания Современный магизм антропологичен антропологическая сущность магизма проявляется в трехчастном субстанциальном основании - мифологическом, пантеистическом, гедонистическом отношении современного человека к бытию культуры
-
Формирование современной городской магии в российской менталь-ности ведет к изменению структуры традиционных магических представлений Городская магия представляет собой социокультурное ядро современного магизма и базовый элемент в структуре посттрадиционной магической ментальносте В процессе формирования и развития городской магии выделяются три этапа, указывающие на сущностные признаки магизма возникновение городской магии в социокультурном пространстве российского города, ретрансляции городской магии в советской и российской культуре, систематизация современного урбанисгического магизма как системного феномена
-
При типологизации социокультурных проявлений российского магизма в урбанистической культуре выделяются культурно-антропологические типы российских горожан на основе вычленения базовых магических представлений Становление магизма в урбанистической российской культуре приводит к типологическому различию между идеациональными и чувственными формами магизма как типами магической ментальносте в современной культуре с их ориентацией на постижение и отображение различных сторон социальной реальности
-
Социокультурная роль урбанистического магизма определяется его взаимодействием с урбанистической культурой в современной России Секуляризация и урбанизация выступили определяющими факторами формирования феномена посттрадиционносги, понимаемого как «современность», modernity Столетия секуляризации дали современной цивилизации не только оттеснение традиционной религии на социокультурную периферию, но, прежде всего, развитие и утверждение в обществе посттрадицион-пых культурных систем - урбанистической светской и магической Урбани-
стическая культура сформировала общества нового типа - общества модерна и постмодерна Отделившись от традиционных систем религиозного характера и оформившись в автономные системы, посттрадиционные урбанистическая и магическая культуры монополизировали общественные институты и заняли господствующее положение в современном социуме
6 Динамический характер взаимодействия магизма и урбанистической культуры в современной социокультурной ситуации выражается в их параллельном и коррелятивном сочетании В отличие от трансформации социокультурного развития, фиксирующей закономерную направленность процессов в социальной сфере, динамика магизма в урбанистической культуре современной России представляется более объемным и содержательным понятием, что предполагает помимо внешних процессов перехода от минимизации присутствия магизма в обществе к его легитимации, наличие процессов внутреннего плана - качественных изменений в магической мен-тальности и утраты корней религиозного ірансцендирования
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в разработке новых направлений исследования современных социокультурных форм магизма в российской урбанистической культуре, для дальнейшего изучения проблемы взаимосвязи магизма и урбанистической культуры и конкретизации знаний об эволюции магизма в условиях современных социокультурных трансформаций
Результаты диссертации могут внести вклад в изучение духовной культуры современного общества, в критический анализ современных процессов развития урбанистического магизма и секуляризации, в становление представлений о конструктивной роли ценностей мировых религий и общечеловеческой морали как механизмов преодоления духовного кризиса и способа диалога культур, в развитие идей моральной ответственности современного человека в процессе согласования цивилизационных ценностей
Практическая значимость диссертации в сфере образовательного процесса состоит в использовании материалов исследования для разработки вузовских учебных курсов по философии культуры, социальной философии, философской антропологии, социологии, этнологии, культурологии, а также вариативных курсов, в тематике которых учитываются проблемы духовности, магизма, традиционных религий, оккультизма, секіанісіва, религиозной идентичности, менталитета
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведческих и религиозно-философских дисциплин Армавирского
православно-социального института и рекомендована к защите по специальности 09 00 13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры
Основные положения диссертационного исследования представлены в тезисах и докладах на следующих конференциях и семинарах Третьих Международных Кирилло-Мефодиевских чтениях «Синергетика образования» (г Армавир, 2007 г), Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственный потенциал России прошлое, настоящее, будущее» (г Армавир, 2007 г), Международном Конгрессе студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива - 2007» (г Нальчик, 2007 г), Международной научно-практической конференции «1917 год в истории России» (г Армавир, 2007 г), Международной научно-практической конференции «Россия - Запад прошлое, настоящее, перспективы развития» (г Армавир, 2007 г)
Основные положения и выводы диссертации отражены в 6 публикациях общим объемом 2,7 п л , в том числе одна статья опубликована в журнале, включенном в утвержденный ВАК Министерства науки и образования Российской Федерации перечень ведущих научных журналов и изданий
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, состоящего из 285 наименований Общий объем диссертации 159 страниц машинописного текста