Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Личностное самоопределение в русском духовном опыте: функционально-контекстуальный подход Веретенников Николай Яковлевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Веретенников Николай Яковлевич. Личностное самоопределение в русском духовном опыте: функционально-контекстуальный подход : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.13 / Веретенников Николай Яковлевич; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2007.- 317 с.: ил. РГБ ОД, 71 09-9/10

Введение к работе

Актуальность темы исследования Высокая динамичность общественно-политических процессов в современном социуме, мобильность общественного сознания, вызванная постоянными метаморфозами общественной жизни, неизбежно приводят к нарушению связей с богатыми традициями прошлого, когда ранее сложившиеся ценностно-нормативные системы теряют свою актуальность в прежнем своем содержании В этих условиях самоопределение личности требует экстраполяции традиционного духовно-нравственного общественного потенциала на современную ситуацию, что приводит к необходимости глубокой и обновленной рефлексии и переоценки имеющихся ценностных ориентиров

Налицо потребность в осмыслении и изменении ценностно-смысловой структуры личности, обеспечивающей современные жизненные ориентиры и способствующей более активной деятельностной позиции каждого человека в решении актуальных проблем сегодняшней реальности Не вызывает сомнения тот факт, что в России требуемые социальной мобильностью переоценка ценностей и поиск жизненных ориентиров могут и должны опираться на русский духовный опыт, в котором содержится весь исторический и духовно-нравственный потенциал нашего народа Духовное здоровье русского человека невозможно без живительных истоков духовных отечественных традиций, без мощной корневой системы его культуры

Сложность решения актуальных современных проблем с неизбежностью требует не только индивидуального творчества, но и активного сотворчества с другими Очевидно, что крайний индивидуализм не может быть нравственной основой модернизации общества Деятельностное самоопределение личности, всякая активная человеческая деятельность опирается на поиски адекватной идентичности, сопричастности личности некой духовно-ценностной системе Поэтому успешное самоопределение личности невозможно без опоры на реальные социально-культурные механизмы духовно-нравственного характера, обуславливающие необходимый в социальной деятельности коллективизм, но не подавляющий личность, а сохраняющий ее самобытность и позволяющий человеку наилучшим образом проявить свои индивидуальные качества Механизмы подобного взаимодействия определяются возникающей обратной связью между индивидуальным и коллективным Новая коллективность предстает не как что-то внешне опредмеченное, а как духовное целое, которое обогащается не только индивидуальным, но и взаимным наполнением друг друга через соучастие, сопереживание и совершенствование

Актуальность исследуемой проблемы определяется также и тем, что сложные и противоречивые процессы глобализации, в условиях которой вынуждены самоопределяться и все мы, породили реальный конфликт двух сторон человека - духовной и телесно-социальной При этом в структуре личности приоритет отдается обладанию специальным знаниям и профессиональным навыкам, приносящим определенное материальное благополучие, но при этом катастрофически опустошается надперсональная \ '( ,

духовная сфера сознания и самосознания В условиях наступающей, нивелирующей все национальное, зачастую подменяющей духовное материальным, глобализации, созрела необходимость обратиться к сущностным ценностям трансперсонального характера и к ценностному богатству русского духовного опыта, которые могут придать деятельности наших соотечественников духовно-нравственный характер и послужить определяющим фактором в решении глобальных проблем современности

Степень разработанности проблемы.

Проблема самоопределения конкретного человека восходит к христианской антропологии

так в диссертации Киприана (Керна) «Тема человека и современность» (1945 г.), представшей как исследование учения ев Григория Паламы была поставлена проблема назначения человека, его свободы, ответственности, творчества, богоподобия и связь человека с миром падшим и миром ангельским, где была ярко выражена вера в человека, в его возможности к совершенству. В классическом произведении Григория Нисского «Об устроении человека», в философско-антропологической книге Виктора Несмелова «Наука о человеке» проблема самоопределения человека развивается в контексте духовной антропологии, провозглашается свобода и неприкосновенность человеческой личности и призывается к наивысшему осуществлению индивидуальности Человеку дано Богом властвовать над природой, ему дан дар творчества и созидания,

гегелевский панлогизм вызвал в европейской философии к проблемам конкретного человеческого существования, положивший начало двум принципиально различным трактовкам человеческого бытия субъективно-иррационалистической (С Кьеркегор) и антропологически-материалистической (Л Фейербах) По Кьеркегору, истинно человеческое содержание в личности появляется постольку, поскольку ей удается преодолеть состояние, когда свободный моральный выбор жестко обусловлен - пусть даже и собственной психикой человека, ее социальными или природными особенностями В «Понятии страха» трагическое самосознание и самоопределение человека по отношению ко всему земному признается существенно нравственным и истинно христианским, У него идея человеческого достоинства совместилась с идеей ответственности,

поворот В Г Белинского, А И Герцена, Н Г Чернышевского, Н А Добролюбова к конкретному человеку был реакцией на гегелевскую концепцию субстанциональной истории, имел свои отличительные черты В их антропологии особый упор сделан на социальном аспекте человека как субъекта деягельности и исторического творчества При самоопределении личности особую роль играют ее потребности, интерес, цель Активность, воля, в конечном счете, обусловлены историческими условиями

- Ф М Достоевский подчеркивал, что сложность, двойственность,
антиномизм человека сильно затрудняют поиск того или иного пути в жизни,
его самоопределение,

Л Н Толстой, исходя из понимания человека как нравственного существа, утверждал, что долг и предназначение человека жить по вере Жизнь, лишенная веры, есть жизнь, потерявшая смысл

По В С Соловьеву, действительная реальность только человечество Если зло и страдание суть состояния индивидуального существа, то спасение можно найти только в освобождении от индивидуального существования Данная точка зрения выведена из учения о всеединстве

Представители русской религиозной философии XX столетия, если обобщенно подойти к их концепциям самоопределения личности, исходят из определения человека как двуединого (природного и сверхприродного) существа, видят самоопределение его как выход из субъекгивности через трансцендирование, которое означает духовное озарение, переход к жизни в свободе, освобождение от плен у самого себя, экзистенциальную встречу с Богом

- Современные философские концепции самоопределения личности
предложены Г. Л Тульчинским, М. Н Эпштейном, где осуществлено
смещение акцента со смысловых структур па процессы смыслообразования и
их динамику, роль в этих процессах деятельной личности, ее свободы и
ответственности

Таким образом, следует констатировать определенный уровень и многообразие разработанности концепций самоопределения личности как в западной, так и в русской релшиозно-философской мысли На фоне значительного числа исследований по названной проблеме обнаружилось отсутствие современной интерпретации проблемы самоопределения личности в условиях обновляющегося российского общества

Цель данной работы заключается в исследовании проблемы целостной личности и ее творческого самоопределения как источника, средства и результата индивидуальной и коллективной человеческой деятельности в условиях необходимости решения насущных проблем современности в контексте русского духовного опыта

Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач

Представить историко-философскую экспозицию становления концепции самоопределения личности в русской философской и религиозно-философской мысли,

Проанализировать генезис и развитие значимых концепций самоопределения личности в контексте русского духовного опыта,

Прояснить соотношение внутренних и внешних факторов самоопределения личности в русской философской традиции,

Выделить роль и место рационального и иррационального в самосознании и самоопределении русского человека,

Осуществить анализ новых тенденций самоопределения личности в современных условиях,

Исследовать процессы становления и формирования нового типа коллективности, предусматривающей возможность реализации потенциала личности в сотворчестве с другими во благо решения современных проблем российского общества,

Провести анализ соотношения процессов самоопределения русского человека в условиях глобализации и структуры современной личности с традиционными основаниями русского духовного опыта и общечеловеческими ценностями.

Объект исследования

Объектом исследования является феномен самоопределения российской личности в современных общественных условиях и фундирующие его концепции русского духовного опыта

Предмет исследования

Предметом исследования выступают возможности и особенности русского духовного опыта в процессах самоопределения современной личности, факторы и механизмы формирования новой индивидуальной идентичности в реалиях современного российского общества и в контексте глобальных процессов

Концептуальной основой и методологической базой для реализации цели и решения задач выступает идея самоопределения личности, не только стремящейся к самовыражению и к собственной уникальности, но и консолидирующей общество для решения современных социальных проблем Такая интерпретация самоопределения личность характерна для русского духовного опыта В условиях всесторонней и интенсивной современной социальной трансформации важным является фактор не только творческая личность, но и динамика, расширение и углубление сознания, личностного потенциала в целом, метафизический опыт формирования целостной личности В этой связи российский духовный опыт раскрывает свой огромный, определяющий и плодотворный потенциал

В исследовании проблемы самоопределения лігчности применены классические средства философского исследования анализ и синтез, исторический и системный подходы В работе широко используются принципиальные положения философской антропологии, экзистенциализма, как атеистического, так и религиозного, и персонализма Значимой составляющей исследования является использование основных идей и подходов современной глобалистики к сохранению личностной идентичности

Важнейшим методологическим ориентиром работы выступает русский духовный опыт как способ осмысления российской действительности, общества, человека и его места в мире

Работа опирается на ряд идей и принципов философских направлений, учений и течений русской философской мысли

Идею органического единства личного и общественного начала в
России (А С Хомяков, И В Киреевский, Ю Ф Самарин, К С. Аксаков),

Концепцию сложности, двойственности, антиномизма человека в его самоопределении (Ф М Достоевский),

Положение о признании свободы величайшей ценностью личности, идея связи свободы и творчества с личной ответственностью (Н А Бердяев),

Понимание особой роли иррационального в самоопределении человека, значения глубин национального духовного опыта в самоопределении личности (М М Тареев, Е Н Трубецкой, С Л Франк, И А Ильин, В Ф Эрн),

Теория лиминальности как стадии деструктивное, изменения социального статуса, ценностей и норм, идентичности, самосознания как условия приобретения нового смысла жизни (Г Л Тульчинский),

Исследование связей глобализации с проблема самоопределения личности в планетарном сообществе (А Печчеи, С Гроф, Э Ласло, П Рассел)

Для осмысления методологических вопросов чрезвычайно ценными являются работы авторов, исследующих проблему человека и его самоопределение в контексте других философских проблем( В П Барышкова, В Н Гасилина, Н Г Козина, Б И Мокина, Н В Мокиной, И Д Невважая, В П Рожкова)

В диссертации проанализирован широкий пласт русской религиозной философии, философской и духовной антропологии, социальной философии, западноевропейской философской мысли, социальной психологии и других философских и научных концепций, исследования которых имеют фундаментальное методологическое значение для изучения проблемы личностного самоопределения в русском духовном опыте

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем в традициях русского духовного опыта разработана авторская концепция самоопределения личности в условиях трансформирующегося российского общества и глобальных изменений мирового сообщества, обобщающая результаты и методологию отечественных философских и религиозно-философских исследований и экстраполирующая их на современность

Основные научные результаты проведенного диссертационного исследования заключаются в следующем

С авторских позиций исследованы теоретические и методологические основания представлений о русском личностном самоопределении в культурно-историческом контексте российского общества,

Впервые проблема личностного самоопределения представлена и изучена в контексте актуальных проблем современного российского общества, нуждающегося в активной личности, которая сосредоточена не только на созидании собственной внутренней целостности, но и

стремящейся к решению тех вопросов, которые способствовали бы выходу общества из кризисного состояния,

Предложена концепция самоопределения личности, в которой последняя предстает не только как самобытная, творческая и самодостаточная, но и обладающая способностью сопереживания, соучастия, консолидации с другими,

Обоснована необходимость современной интерпретации и русского духовного опыта и его трансформации в соответствии с современными общественными условиями, при бережном сохранении его бесценных духовно-нравственных оснований,

Предложена авторская концепция формирования нового типа коллективности, для которой характерны не только соучастие, сопереживание всех членов общности, консолидация вокруг единых ценностей, но и деятельное сотворчество всех членов в решении общественных задач, обогащающее способности каждого, развивающее творческое начало отдельной личности

Обосновано, что предложенная концепция личностного самоопределения может послужить основанием для практических рекомендаций в решении актуальных проблем современности,

Рассмотрены особенности самоопределения личности и реализации индивидуальной идентичности в условиях возникновения и влияния глобальной сети Интернет, виртуализации общественных процессов, изучены соотношение процессов формирования виртуальной личности с процессами реальной личностной самоидентификации ,

Проанализировано влияние процессов глобализации и планетаризации на самоопределение личности через обретение сопричастности к общечеловеческим проблемам

В ходе исследования получены конкретные результаты, которые могут быть представлены в виде следующих положений, выносимых на защиту;

  1. Российской общество переживает очередную фазу модернизации, которая сопровождается ломкой ранее сложившейся системы идеалов и ценностей и характеризуется социальными напряжениями. Каждому историческому времени должны соответствовать идеалы и символы, адекватные задачам современности и помогающие людям решать личные и общественные проблемы через опыт самостоятельного строительства В процессе изменения этого опыта и собственной личности человек выбирает те идеалы, ценности образы и способы индивидуальной трансформации, которые позволяют ему достигать оптимального состояния его личности (совершенства) и активно участвовать в решении насущных проблем современности

  2. Формирование философских концепций самоопределения личности на всех этапах определялось смысловым содержанием специфического российского духовного опыта, который историчен и конкретен, связан с реальной жизнью, является ее осмыслением, уточняется и развивается, позволяет каждый раз по-новому приобщиться к его духовно-нравственным

основаниям Духовный опыт представляет собой не просто репродукцию прошлого, а включает в себя акт преображения исторического опыта, подразумевает изменения самооценки человека, его самосознания, инициирует пробуждение новой динамики целеполагания, увеличивает потенциальность человеческой мысли Духовный опыт дает человеку возможность активных попыток выхода на новые пути собственного развития, в область нового личностного бытия

3 Говоря о сложной диалектике взаимоотношений личности и
коллектива в современных условиях, надо иметь в виду, что личность
свободна в творческом «мы» не в расхожем представлении Свободное
действие не спонтанно, оно контролирует себя решаемой задачей,
достигаемой целью, тем же «законом внутри нас» Оно подчинено
собственной предметной логике, порождаемой в самом действии или самим
действием Решающим фактором сплочения «мы» оказываются не
абстрактные рационалистические идеи свободы и справедливости, а
конкретная культура, реализующая сознание «мы» не только и не столько на
рациональном уровне, сколько, на уровне первичного опыта, переживаний
идентичности личности и ее сопричастности некоторой общности

Современная умозрительная модель соотношения индивидуального и социального существенно меняется, главной задачей становится определение механизмов взаимодействия деятельности отдельных индивидов и социальных образований, целей и поступков отдельных личностей и общественных структур При этом необходимым становится понятийный синтез "я" и "мы", подразумевающий баланс, динамическое равновесие индивидуального и социального, положительную обратную связь между ними Соотношение Я-идентичности и Мы-идентичности у отдельного человека не задано раз и навсегда, а подвержено специфическим превращениям, зависящим от общественных условий Усиливающаяся индивидуализация и персонализацня, когда личный опыт все большего числа людей уже не согласуется с универсальными социальными ценностями и смыслами, делают исследование соотношения личного и общественного особенно актуальным

4 Проблема соотношения рационального и иррационального в
самоопределении современной российской личности связана с традиционно
существующей напряженностью между религиозной наполненностью и
цивилизационной неоформленностью русского человека, затрудняющей
определение смысла собственной жизни В современных условиях такая
характерная черта русского менталитета как «одержимость миром»
приводит к подавлению субъективно-личностного начала человека, его
творческой активности человека и свободы В современных неоднозначных,
противоречивых социальных условиях, постоянно ставящих перед человеком
проблему выбора, особенно актуальными для поисков личностной
идентичности становятся вопрос о свободе воли, так и не получивший в
рамках русской философии однозначного ответа, и экзистенциальная
философия Ф М Достоевского

  1. Планетарный аспект индивидуального самосознания россиян формируется под влиянием непосредственного восприятия изменений, происходящих как в природе, так и во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества, а так же широкого распространения различных концепций будущего человечества как в западной, так и российской научной литературе При этом надо признать, что планетарный аспект сознания наших соотечественников формируется не в таких масштабах и не на таком глубоком уровне осознания общественных ценностей, как это необходимо и соответствовало бы реальной глобальной ситуации Пришло время более широкого измерения, более глубокого и всестороннего анализа сложившихся реалий в их планетарном масштабе

  1. Современная действительность, в которой человек вынужден самоопределяться, представляет собой широкое, постоянно изменяющееся поле возможностей, потенций развития, способных изменять реальность Одновременно с этим она лишает человека уверенности, гарантий существования, духовной укорененности в традициях и обычаях Эта ситуация стимулирует обращение к личностному потенциалу человека, пробуждает его к мыслительной деятельности, позволяет оценить меру собственного бытия, в том числе и бытия трансцендентального, творческого, преобразующего В этих условиях человеческая личность изменяет модальность, переходя из состояния "есть" в состояние "если", осознавая и оценивая новые возможности, альтернативные модели сознания и поведения Человек в модальности возможного предстает в большей мере как потенциальное, чем актуальное существо Потенцирование личности выступает и как методологический принцип, как методология желания, и как акт предельного перехода возникающих в реальности границ Для реального человека эта процедура означает возможность стать тем, чем он мог бы быть, а свобода самоопределяющейся личности приобретает новые черты, предстает как познанная возможность

  1. Виртуализация общественной жизни, обусловленная созданием единой инфотехносферы и компьютерных сетей, существенно изменяет условия, в которых современная личность вынуждена самоопределяться, создает новые возможности и формы личностного самоопределения, социальной активности индивида Виртуальные структуры (Интернет, масс-медиа) и порождаемые ими виртуальные феномены могут как стимулировать раскрытие творческого потенциала личности, расширять ее свободу, создавать новые возможности личностного развития, так обеднять личность, делать ее зависимой, неадаптированной к реальности Возникает принципиально новый феномен — виртуальная личность, характеризующаяся неустойчивой идентификацией, "игрой с идентификацией" или потерей идентификации

  2. Традиционные представления о том, что «каждый человек принадлежит к той или иной нации, что желание принадлежности также неискоренимо из природы личности, как и стремление к самоутверждению», что «человеческая личность соборна», сегодня утратили силу убедительных

и признанных, неоспоримых положений В условиях расширяющегося в обществе процесса индивидуализации необходимым становится осмысление и созидание нового типа коллективности, нового "мы", актуального и способного к созиданию Новое "мы" не является механической суммой индивидуальностей, не подавляет отдельную личность, а является синергийным, динамически изменяющимся социальным целым, сотворчеством уникальных личностей

9 В условиях обос фения современных глобальных проблем,
необходимости их неотложного решения, по-новому встала проблема
личностного самоопределения в планетарных масштабах, интефацин
индивидуальности в принципиально новый тип социальной

обусловленности Человек вынужден открыть себя в фазе синтеза
планетарного мышления и планетаризации самосознания Прежние идеи
русской мысли о «всемирном общечеловеческом единении»,
«всечеловечности русского национального идеала», «всемирной
отзывчивости русского человека», «всемирной любви», «соборности» и
«всеединстве» нуждаются в новой интерпретации и наполнении
современным содержанием Человек вновь концентрируется на своей
собственной сущности и смысле жизни, но теперь в глобальных процессах,
иных масштабах, в условиях существования реального, а не идеального
мирового сообщества Это требует гармонизации, приведение в соответствие,
синтеза традиционных оснований русского духовного опыта и

общечеловеческих ценностей, позволяющих русскому человеку

самоопределиться в сверхсложном и непрерывно изменяющемся поле планетарной ситуации

Глобализация общественной жизни и планетаризаиия самосознания предполагают радикальн>ю трансформацию индивидуальной идентичности, приобретение проблемного видения мира Подобные процессы могут осуществляться лишь на основе принципа плюрализма, позволяющего сосуществовать порой не сводимым друг к другу традициям, ценностным установкам, противоположным смыслам личной жиши, и лишь в условиях терпимости к иному Проблема поиска объединяющих ценностно-нравственных принципов, помогающих в разрешении глобальных проблем современности и планетарных кризисных ситуаций, при этом становится особенно актуальной

Теоретическая и практическая значимость исследования заключена в следующем

Проведенное диссертационное исследование представляет собой авторскую концепцию самоопределения личности в контексте русского духовного опыта с учетом современного состояния российского общества и решаемых им проблем Диссертация открывает новое направление в философской работе, позволяющее осмыслить процессы глобализации и планетаризации на основе богатейшей русской культуры В работе разработан принципиально новый подход к основным проблемам личностной идентификации, поискам собственного "я", которые и в современной

российской действительности могут фундироваться достоянием русской философской мысли

Изучено влияние на личностное самоопределение процессов
виртуализации социума и функционирования инфотехносреды, приводящих
к мобильности личности, потере личностной идентификации,

возникновению феномена виртуальной личности Отдельно исследуются
процессы планетаризации индивидуального сознания, влияние на
самоопределения русского человека нарастающих їлобальньгх

общественных перемен и необходимости активного участия в решении общечеловеческих проблем

Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов по социальной философии, философской антропологии, философии культуры, культурологии, психологии, педагогике, спецкурса "Гчобальные проблемы современности" Основные выводы работы могут применяться в воспитательном процессе как деятельные факторы по сохранению и использованию русского духовного опыта, способствующего объединению и патриотическому воспитанию граждан

Апробация работы. Основные положения, результаты исследования и выводы, содержащиеся в диссертации, докладывались на заседаниях кафедры философии и методологии науки Саратовского государственного университета, на всероссийских, региональных научных конференциях Региональная научная конференция «Культура и человек в современной картине мира» (Саратов, 2000), Всероссийская научная конференция «Жизненный мир философа «Серебряного века» (Саратов, 2001), Региональная научно-методическая конференция «Методические аспекты интеграции науки и образования» (Саратов, 2004), Региональная научно-практическая конференция «Гуманистическая парадигма непрерывного образования» (Саратов, 2004), всероссийская научная конференция «Проблемы национальной безопасности России» (Саратов, 2004), «Философия, человек, цивилизация новые горизонты XXI века» (Саратов, 2004), Региональная научно-практическая конференция «Общество риска цивилизационный вызов и ответы человечества» (Саратов, 2005)

Основные положения диссертации отражены в ЗОпубликациях общим объемом 48 п л, в том числе в двух авторских монографиях «Глобальные проблемы и Россия» (Саратов, 2001, объемом 6,4 пл), «Личностное самоопределение в русском духовном опыте» (Саратов, 2006, объемом 10 пл)

Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите кафедрой философии и методологии науки Сараювского государственного университета

Материалы диссертации образуют основу курса «Глобальные проблемы современности и Россия» для студентов естественных факультетов Саратовского государственного университета Авторский курс апробирован на занятиях со студентами геологического и химического факультетов Саратовского государственного университета

Структура и объем диссертационном работы обусловлены логикой решения исследовательских задач, предметом, целью философского анализа и спектром рассматриваемых проблем.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка

Похожие диссертации на Личностное самоопределение в русском духовном опыте: функционально-контекстуальный подход