Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-антропологические концепции семьи в практической философии восточных перипатетиков Хакимова, Зумрадхон Абдухафизовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хакимова, Зумрадхон Абдухафизовна. Культурно-антропологические концепции семьи в практической философии восточных перипатетиков : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Хакимова Зумрадхон Абдухафизовна; [Место защиты: Ин-т философии, политологии и права им. акад. А.М. Богоутдинова АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2012.- 147 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/377

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. В настоящее время в Республике Таджикистан весьма важное значение придается развитию сферы образования, а значит и воспитанию личности. Объясняется это тем, что мировые глобализационные процессы и информационный бум обусловили возникновение некоторых перекосов в той сфере обучения, которая непосредственно отвечает за воспитание и развитие личности. К сожалению, за общими декларациями о приверженности учреждений образования духу и букве Закона Республики Таджикистан «Об образовании» все чаще обнаруживается недооценка ими общекультурной и естественно-научной подготовки молодых людей. Прагматизация обучения, весьма необходимая сама по себе, нередко рассматривается как главная доминанта образовательного процесса. Между тем, согласно этому закону, содержание образования должно способствовать развитию общей и профессиональной культуре обучающихся с учетом, конечно, и национальных, и международных требований.

Для восстановления принципа единства обучения, воспитания и развития личности в современных условиях требуется теоретико-методологическое осмысление антропологических основ культуры образования в Республике Таджикистан. При этом на передний план, по мнению автора, выдвигается принцип единства семьи и школы. С антропологической точки зрения, взаимодействие культуры семьи и культуры образования может рассматриваться только как единая система. Образование как ценность есть неотъемлемый атрибут жизни семьи. Но и образование семьи все чаще начинает выступать как предмет системы образования. Образование родителей, различные формы образования ребенка в семье, непрерывное образование взрослых - вот те важнейшие проблемы, на которых должны сосредоточить свое внимание не только педагоги и психологи, но и философы, антропологи, культурологи. Именно этим и обусловлен выбор темы диссертационного исследования.

Следует отметить и тот факт, что с приобретением государственной независимости Республикой Таджикистан и принятием Закона РТ «Об ответственности родителей в воспитании и учёбе детей» (от 2.08.11, №762) весьма обострились и проблемы формирования в подрастающем поколении моральных качеств. И здесь наряду с разработкой конкретных программ нравственного воспитания и соответствующих методик для учебных заведений страны всех уровней во главу угла должна быть поставлена философия воспитания. При этом особое значение должно быть придано такому мощному инструменту, как формирование педагогической культуры семьи, обоснование этого процесса с философских позиций.

Конечно, школьное образование ребенка нельзя рассматривать в отрыве от семьи, вне культурной традиции, как и жизнь его в семье нельзя анализировать вне соотнесенности со школой. Философия антропологии в данном случае четко констатирует, что общая культура школы и общая культура семьи - это не какая-то придуманная абстракция, а вполне определенная реальность. Для того чтобы оценить эту реальность в Таджикистане, нужна своя система координат, которая складывалась в течение долгой истории таджикского народа. Обоснованию данной системы, принципа ее сложения в истории средневековой таджикской философии и посвящена данная диссертация.

Степень научной разработанности проблемы. Социально-политические, этические и культурно-антропологичекие учения восточных перипатетиков относительно широко рассматривались исследователями истории мусульманской философии как на постсоветском пространстве, так и за рубежом. Анализ этических учений восточных перипатетиков, в частности на русском языке, отражены в работах Азимова К.А., Ахмедова Э., Богоутдинова A.M., Болтаева М.Н., Бурабаева М.С., Геюшева 3., Геюшевой 3., Диноршоева М., Джумабаева Ю.Д., Джанматовой Х.И., Закуева А.К., Сагадеева А.В., Садикова А., Султанова У. , А.В.Смирнова, и др. Общие антропологические воззрения восточных перипатетиков, в Таджикистане, исследованы С. Грецким, Р. Комиловым , М. Х. Рахимовым и др. Этические проблемы Ибн Сины как часть науки антропологии изучены Каримовой М.Р. Однако, учение перипатетиков о семье, как целостное учение, как феномен культурной антропологии, до настоящего времени не подвергалась специальному рассмотрению с позиций общей философии культуры. Глубоких исследований здесь в аспекте изучаемой автором темы до сих пор не проводилось.

Следует отметить, что сейчас в сфере образования начала активно формироваться интеграционная культурно - антропологическая модель образования, и практика наших дней настойчиво требует разработки соответствующей методологии ее внедрения. Большую помощь здесь может оказать то педагогическое и культурное наследие таджикского народа, которое включает в себя философские достижения известнейших философов Востока. Ослабление влияния института семьи в современном обществе заставляет исследователей обратить особое внимание к проблемам семьи. Поэтому в настоящее время проблемам культуры семьи посвящается огромная исследовательская литература, что делает актуальной и истории этого вопроса.

Педагогическая антропология оказалась тесно связана с исследованиями в области культуры образования, и методологический подход к антропологическому видению образования был заложен в трудах таджикских мыслителей прошлого. Так, таджикский исследователь М. Мирбобоев в своей монографии «Этика Джалолиддина Давони» одним из первых сделал попытку комплексно изучить этическую систему этого известного таджикского мыслителя, в том числе и проблемы культурной антропологии в его практической философии, посвященной домоводству, т.е. «культуре семьи».

Следует сказать, что в советское время в учебниках по истории философии вопросам культуры семьи уделялось очень мало внимания, а проблемы культурной антропологии практически вообще не исследовались. Что касается конкретной перипатетической концепции семьи, то в таджикской историко-философской литературе существует уже ряд работ, посвященные этой теме. Исследователь А.А. Шамолов в одной из своих работ затронул некоторые стороны проблемы культуры семьи, изложенные в трактате Насириддина Туси «Ахлоки Носири». Другой таджикский философ М.Д.Диноршоев в одном из своих трудов посвятил несколько страниц проблемам семьи и ее управлению в творчестве Ибн Сины. По мнению этого ученого, «анализ соответствующих трудов мыслителя показывает, что возникновение и становление семьи он связывает с необходимостью добывания средств существования, а также сохранения и продолжения рода человеческого».

Некоторые аспекты проблемы культуры семьи в творчестве Насириддина Туси рассматриваются в статьях и докторской диссертации таджикского исследователя Х. Шоихтиёрова. Он попытался выяснить, насколько наука о домашнем хозяйстве или домоводство в его классическом понимании приемлемо в современной жизни, и что получится, если следовать его предписаниям. Также он предложил реабилитировать классическую практическую философию. Такая новая интерпретация наследия Насириддина Туси позволила автору показать, насколько его учение актуально для современного таджикского общества.

Проанализировав соответствующую литературу, так или иначе затрагивающую исследуемую автором проблему, диссертант пришла к выводу, что в силу своей многогранности, многоаспектности и значимости, этот вопрос все же остался до конца неизученным. Остались вне сферы внимания ученых – философов и проблемы культуры семьи, поставленные в трудах средневековых мыслителей. Диссертант своим исследованием попыталась заполнить этот пробел.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка и обоснование интегрированной культурно- антропологической концепции семьи на основе реконструкции учения восточных перипатетиков о семье.

В процессе достижения поставленной втором цели решались следующие задачи:

- разработать антропологическую модель средневековой культуры с учетом социокультурных и личностных предпосылок образования;

- рассмотреть культурно-антропологическую парадигму семьи на основе метамодели образования и культуры семьи в творчестве таджикских мыслителей средневековья;

- обосновать возможности культурной самоорганизации семьи на основе моделирования семейной культуры, представленной восточными перипатетиками и с учетом исторических условий и антропологических предпосылок инкультурации личности в таджикской традиционной семье;

- провести культурно- антропологический анализ творчества восточных перипатетиков в ракурсе затрагиваемых ими проблем культуры семьи. На основе предложенной ими интеграционной модели семьи рассмотреть динамику ее развития и субкультурные возможности разрешения конфликтных ситуаций;

-обосновать культурно-антропологический подход к исследованию проблем образования и культуры семьи.

Теоретико-методологические основы и концепция исследования. В основе диссертационного исследования лежит интегративный культурно-антропологический подход к осмыслению взаимодействия институтов семьи, нравственности и образования. При этом сама культура рассматривается как духовно-исторический опыт, как синергетика человеческой деятельности, вырабатывающая символы и ценности, активно влияющие на выбор жизненных ориентиров.

Культура семьи заметно отличается от культуры школы. Для первой свойственны традиционность и замкнутость, для второй характерны открытость, иновационность. Модернизация образования может состояться в первую очередь в случае укрепления единства интересов семьи и школы. Автор полагает, что для этого необходимо выделить в содержании образования в качестве одной из ведущих тему «Культура семьи».

Предлагаемый автором подход открывает широкие возможности для укрепления духовно-нравственной безопасности семьи, повышения стрессоустойчивости ребенка и родителей.

Методологическую основу диссертации составили диалектический метод исследования, в частности анализ и синтез, а также сравнительно- сопоставительный, исторический и логический методы исследования проблем философии культуры. Использование цивилизованного подхода и методов герменевтики позволило автору более адекватно охарактеризовать семью как феномен культурной антропологии, место и роль этого феномена в философии и культуре таджикского народа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- на более конкретной основе выявлены теоретические источники, в которых изложены воззрения средневековых таджикских мыслителей по вопросам семьи и культуры воспитания;

- определена специфика понимания философии культуры семьи в условиях восточного средневековья;

- комплексно рассмотрены особенности семейных отношений и воспитания детей в истории формирования культуры таджикской семьи;

- выявлено, что некоторые сущностные черты философии воспитания, разработанной средневековыми мыслителями, прослеживаются в современной таджикской семье;

- разработана интеграционная культурно-антропологическая метамодель образования в семье на основе учения восточных перипатетиков;

- обоснованы взаимосвязь философии и культуры семьи, их статус, роль и место в системе воспитания человека.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучение восточно-перипатетической теории семьи может способствовать разработке интеграционной культурно-антропологической модели семьи и образования. С целью разрешения педагогических, психологических и социальных противоречий современного общества, на основе наследия прошлого разработана интеграционная культурно-антропологическая метамодель(образец, сверхмодель) образования в семье. В данной модели связь между элементами культуры и ее универсалиями выражается в структуре, включающей пять стержнеобразующих принципов: это историзм, избирательность, упорядочивание, символизм, аксиологизм. Применение данной модели позволяет нам подумать о введении курса «Культура семьи» для современной молодежи с включением этического наследия таджикского народа.

2. Концепция восточных перипатетиков о семье и домоводстве зиждется на принципах рационализма, будучи теоретической, и часто оторванной от социальной практики, хотя с классификации наук этика и домоводство ими включалась в сферу практической философии. Однако, отметим, что типы рационализма часто сменились в истории и начало XXI в. характеризуется новой сменой типов философской рациональности. Утверждению современного типа рациональности способствует рассмотрение бытия как жизни человека, имеющей не только целерациональный, но и ценностно-ориентационный характер. Изучение восточно-перипатетической культуры семьи важно с точки зрения происходящих ныне в образовании интегративных тенденций с сохранением социокультурной уникальности таджикского народа. Большую роль в данном случае играют не только традиционные устои таджикского общества, но и инновации, без учета которых современная семья, ее культурообразующее начало будут неполными.

3. Изучение основ культуры семьи в творчестве классиков философии таджикского народа позволяет констатировать, что человек обретает смысл и интерес в своей деятельности поначалу именно в семье. Цель обучения заключается не в бесконечном расширении знаний, а в формировании способности к самостоятельной плодотворной деятельности.

4. Изучение общей культуры семьи на основе разработанной таджикско-персидскими мыслителями метамодели позволяет актуализировать те знания, которые необходимы для полицентричного культурного взаимодействия современной таджикской семьи. Предмет полицентрических отношений культуры семьи и культуры вообще составляет подготовка к непрерывному образованию и самообразованию всех субъектов этих отношений. Антропологической основой данных отношений является конструктивный подход к решению проблем семьи и ее культурному образованию.

5. Учения о культуре семьи, разработанные средневековыми таджикскими мыслителями, ставили своей целью помочь людям осознанно совершать свои поступки, развивать гармоничные семейные отношения, воспитывать детей с учетом самых высоких нравственных качеств и т.д.

6. Интерес современного таджикского общества к учениям о культуре семьи средневековых таджикских мыслителей не случаен. Их реконструирование необходимо для осознания истоков современной таджикской семьи и её укрепления в период возрождения национальных ценностей и становления государственной независимости.

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретический анализ культуры семьи дает возможность осмыслить интеграцию основных дидактических единиц содержания образования с позиций философии культуры и философской антропологии. Выделение духовности как ведущего начала обучения, воспитания и развития индивида позволяет изменить наши представления о цели и задачах образования. И личность, и семья, и учреждения педагогического профиля заинтересованы в том, чтобы главнейшей целью образования была признана подготовка индивида к самообразованию для плодотворной самостоятельной деятельности. В первую очередь, здесь особенно важно исследование собственно культурологических и антропологических технологий совершенствования индивида и семьи.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы как в педагогических, научно-исследовательских, так и пропагандистских целях, а также в чтении лекций на философском факультете ТНУ, в воспитательной работе со школьниками, студентами и т.д.

Апробация работы. С основными положениями работы диссертант выступала на республиканской конференции в честь 950-летия Мухаммада Газали (г.Душанбе, 2008 г.), международном симпозиуме « Диалоги культур: место Абуханифы в мировой исламской культуре» (Худжанд, 2009 г.), а также на научных конференциях и семинарах Худжандского государственного университета им. академика Б.Гафурова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Культурно-антропологические концепции семьи в практической философии восточных перипатетиков