Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется совокупностью обстоятельств
Во-первых, необходимостью поиска новых направлений развития отечественной культуры с целью повысить эффективность ее воздействия на решение проблем социокультурного развития современной России, требующих солидаризации усилий общества и государства Проблема обеспечения военной безопасности России относится к числу таких проблем Она требует укрепления солидарности общества и армии и активного культурного воздействия на этот процесс
Во-вторых, потребностью в консолидации современного российского общества Солидарность с армией традиционно выступала для российского общества средством достижения необходимой сбалансированности между ценностями индивидуализма и ценностями коллективного существования Требуется дальнейшее научное осмысление возможностей социума по превращению солидарности общества с армией и армии с обществом в средство гармонизации необходимых для развития современной России ценностей индивидуального благосостояния граждан и ценностей их коллективного бытия
В-третьих, необходимостью во всестороннем изучении культуры самосознания современного российского общества Исследование данной темы позволяет рассмотреть социально значимые аспекты развития культуры самосознания, связанные с определением требований общества к государству по совершенствованию правовых и нравственных норм воинской деятельности, контролю над армией, ее состоянием и развитием
В-четвертых, потребностью в осмыслении новых направлений кооперации и сотрудничества общества с армией В частности, всестороннего теоретического осмысления требуют многочисленные гендерные проявления солидарности общества с армией, массовый приход в армию женщин, последовавшие за этим подвижки в развитии отечественной воинской культуры и их влияние на способность армии выполнять свое непосредственное предназначение
В-пятых, необходимостью в определении эффективных средств формирования в современном мире новой культуры солидарности, способных преодолеть негативную тенденцию использования солидарности для усиления социальной и цивилизационной конфронтации и содействовать развитию культуры мира
На основании указанных факторов можно заключить, что исследование культуры солидарности общества и армии в современной России является актуальным, предполагающим изучение различных аспектов становления современной отечественной и мировой культуры, требующим фи-лософско-культурологического осмысления
Степень научной разработанности проблемы. Обращение к имеющейся литературе и ее изучение показывает, что проблема становления культуры солидарности общества и армии в современной России специально не изучалась В то же время различные аспекты солидаризации российского общества и армии вне рефлексии культурной целостности этого процесса достаточно основательно представлены как в современных научных и философских публикациях, так и в литературе, ставшей достоянием мировой и отечественной культуры
Обращение к исследованиям мыслителей прошлого дает богатый материал для уяснения социокультурной сущности феномена солидарности В философских работах русских религиозных мыслителей солидарность представлена в контексте духовно-религиозного обновления мира И В Киреевский, А С Хомяков связывают с развитием солидарности становление соборности как обновленного духа человечества Н О Лосский, В С Соловьев, С Л Франк рассматривают солидарность в общем русле духовно-преобразовательной деятельности человека, направленной на достижение «всеединства» человечества С.Л Левицкий, используя идеи русских религиозных философов, предложил вариант структуризации процесса достижения «всеединства» на основе роста солидарности
В исследованиях русских космистов В И Вернадского, Н Ф Федорова, К Э Циолковского и др. солидарность рассматривается в контексте космически-преобразовательной деятельности человечества, определяется истинное направление консолидации его усилий
В философских и социологических работах русских либерально и революционно настроенных мыслителей XIX - начала XX века солидарность представлена в аспекте социально-преобразовательной деятельности по обновлению мира М А Бакунин, П А Кропоткин с развитием солидарного начала общественной жизни связывают прогресс человечества
Традиция рассмотрения солидарности в связи с основными формами социального противоборства получила развитие в работах В И. Ленина, считавшего, что пролетарской солидарности вследствие интернационального характера под силу решение всех нерешенных прежде задач ликвидация войн, создание общества без классового угнетения, нищеты и по-
стоянной борьбы за выживание Представляя социализм в виде «единого всенародного кооператива», В И Ленин подчеркивал основополагающее значение солидарных начал и для строительства социалистической России
Специфика кооперации как социально-экономической формы солидарности представлена в исследованиях отечественных экономистов М И Туган-Барановского, А Я Чаянова и др
Особо следует выделить работы, в которых солидарность соотнесена с цивилизационным развитием человечества Так, Л И Мечников рассматривал цивилизационное развитие человечества как переход от подневольных солидарных союзов к добровольным солидарным союзам Не чужда идеям Л И Мечникова разработанная для реализации на современном этапе развития цивилизации концепция перехода человечества от культуры войны к культуре мира, основные компоненты которой основательно исследованы А С Капто В работах А.С Капто конкретизируются и развиваются положения экспертов ЮНЕСКО Я Симонидиса, К. Сингаа, непосредственных разработчиков документов ООН по проблеме культуры мира, и показывается, что переход от культуры войны к культуре мира предполагает создание нового добровольного глобального солидарного союза во имя мира.
Для раскрытия характера и форм солидарного союза общества и армии в царской России и в СССР, для сопоставления истории и современности представляют интерес публикации военно-теоретического и военно-мемуарного характера (А И Деникина, Г К Жукова, П Н Краснова, А В Суворова и других русских и советских полководцев и военачальников) В работах Л Г Бескровного, С В Волкова, А А Керсновского, Ю В Мамонтова и др военных исследователей освещены различные аспекты солидарности армии с обществом и общества с армией, а также проблемы военно-корпоративной солидарности в царское и советское время
Работы современных исследователей О В Белькова, А И Владимирова, В И Гамова, М А Гареева, В Д Грачева, Ю И Дерюгина, А Г Дугина, В А Золотарева, Б И Каверина, В И Лутовинова, В А Озерова, П В Петрий, А В Саксонова, В В Серебрянникова, С А Тюшкевича, Ю А Чернавина, П И Чижика, М Н Шахова и др позволяют уяснить специфику взаимодействия общества и армии в современной России, раскрыть многогранность этого процесса, представить возможные направления развития солидарных отношений между обществом и армией и общую направленность формирования культуры солидарности общества и армии
Изучение литературы показало, что для определения стратегии развития культуры солидарности общества и армии, а также установления
допустимости и возможности научного исследования культуры солидарности в целом в единстве ее локальных и глобальных проявлений, принципиальное значение имеют две концепции В рамках концепции перехода от культуры войны к культуре мира открывается возможность исследовать культуру солидарности как важнейшее направление культуры мира Допустима и возможна постановка проблемы формирования новой культуры солидарности в рамках концепции глобализации как объективного структурного процесса интеграции современного мира В этом случае культура солидарности предстает как глобальное явление, необходимое для придания процессу глобализации мира характера, отвечающего интересам всего человечества
Конструктивным для исследования культуры солидарности в указанном понимании является деятельностный подход к культуре (В Е Давидович, Ю А Жданов, Э. С Маркарян) В соответствии с ним культура нацелена на регулирование, сохранение, воспроизводство и развитие общественной жизни К данной общей цели обращена и культура солидарности, оказывающая влияние на совершенствование организации коллективной жизни людей
Исследование имеющейся научной и философской литературы показывает, что, во-первых, постановка и решение проблемы культуры солидарности общества и армии не могут быть осуществлены локально, вне анализа общего направления и характера развития культуры солидарности в мире, во-вторых, для исследования культуры солидарности в единстве глобальных и локальных проявлений в современном мире существует достаточная теоретическая и методологическая база, позволяющая осуществить философско-культурологическую разработку избранной для исследования проблемы
Объект исследования - культура солидарности в современном мире
Предмет исследования - сущность и содержание культуры солидарности общества и армии в современной России
Цель исследования - раскрыть основные компоненты культуры солидарности общества и армии в современной России
Задачи исследования: получить теоретическое знание о культуре солидарности как феномене современной культуры,
уточнить понимание сущности культуры солидарности общества и армии в современной России,
исследовать ценностный компонент содержания культуры солидарности общества и армии в современной России,
изучить деятельностный компонент содержания культуры солидарности общества и армии в современной России;
рассмотреть символический компонент содержания культуры солидарности общества и армии в современной России
Теоретико-методологическая основа исследования. Философскую базу исследования составляют принципы диалектики. На их основе культура солидарности представлена как развивающийся культурный феномен в единстве своих глобальных и локальных проявлений в современном мире Для изучения культуры солидарности как глобального культурного явления использована концепция перехода человечества от культуры войны к культуре мира, позволившая показать противоречивую связь культуры солидарности с культурой мира и культурой войны.
Компоненты содержания культуры солидарности общества и армии в современной России выявлены на основе деятельностного, ценностного и символического подходов к исследованию культурной реальности Для сопоставления ценностного содержания культуры солидарности общества и армии в царской, советской и современной России применен метод сравнения
В исследовании активно применялись общенаучные методы анализа и синтеза, сравнения и аналогии, абстрагирования и др
Научная новизна диссертации заключается в следующем-
уточнено понимание культуры солидарности как феномена современной культуры, проявляющего себя при решении проблем социального и цивилизационного развития, требующих консолидированных действий,
показано, что сущность культуры солидарности общества и армии в современной России проявляется в деятельности по укреплению союза между ними, нацеленного на решение проблем военной безопасности российского государства, предполагающее консолидацию общества и армии,
раскрыт ценностный компонент культуры солидарности общества и армии в современной России, включающий совокупность ценностей, определяющих согласованность действий и ответственные отношения между обществом и армией,
выявлено, что деятельностный компонент культуры солидарности общества и армии содержит совокупность способов регуляции отношений между ними в обеспечении военной безопасности России,
установлено, что символический компонент культуры солидарности общества и армии в современной России включает совокупность символов их социокультурного единения
Положения, выносимые на защіпу:
1 Культура солидарности представляет собой разноплановую деятельность человечества по развитию общественной сущности человека и ее проявлению в новых способах консолидации людей, обеспечивающих рост их единства до уровня1, необходимого для решения жизненно важных проблем социального и цивилизационного развития, к числу которых относится проблема предотвращения войны
2. Культура солидарности общества и армии в современной России развивается в интересах мира, но в условиях сохранения военной угрозы и представляет собой деятельность по упрочению отношений сотрудничества между армией и обществом в деле обеспечения военной безопасности российского государства и по укреплению их союза на основе консолидирующих ценностей Культура солидарности общества и армии включает три основных компонента — ценностный, деятельностный и символический
-
Ценностный компонент культуры солидарности российского общества и армии включает совокупность ценностей, которые препятствуют отчуждению армии от общества и общества от армии и консолидируют их усилия в деле обеспечения военной безопасности России; в него входят ценности, определяющие, направленность развития культуры солидарности общества и армии (ценности демократии - мир, свобода, независимость, справедливость и др ), духовный характер развития культуры солидарности общества и армии (патриотизм), практический аспект развития культуры солидарности общества и армии (сотрудничество, кооперация)
-
Деятельностный компонент культуры солидарности российского общества и армии включает совокупность способов, определяющих социокультурный механизм их единения Действие данного механизма в современных условиях в значительной мере определяется персоналистс-кой солидарностью, исходящей из самоценности личности при необходимости ее солидаризации с обществом на основе индивидуального выбора способа общественного служения, в котором воинское служение на основе заключения контракта с государством становится прерогативой личностного выбора, поощряемого обществом
-
Символический компонент культуры солидарности общества и армии формируется на основе идеи единой России, входящие в него государственные и общественные символы дифференцируются в зависимости от того, какой аспект единения общества и армии они представляют политико-правовую символизацию стандартов, согласующих значения армии для общества и общества для армии; морально-нравственную симво-
лизацию ролей армии и общества; оценочную символизацию эффективности реализации возложенных на общество и армию задач по обеспечению военной безопасности
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение исследования заключено в том, что его результаты могут быть использованы для уточнения научного представления о культуре солидарности как феномене глобальной культуры, оказывающем непосредственное воздействие на современные цивилизациониые процессы Выводное знание о сущности и основных компонентах культуры солидарности общества и армии может иметь значение для углубления понимания культурного содержания процесса консолидации социальных сил в современной России
Практическая значимость диссертации состоит в том, что содержащиеся в ней обобщения, выводы, рекомендации могут быть использованы государственными органами и общественными организациями для уточнения параметров развития отечественной культуры, имеющих значение для консолидации российского общества, солидаризации личности, общества и государства в деле обеспечения военной безопасности России
Материалы диссертации могут найти применение в преподавании «Отечественной истории», «Философии», «Сбциологии», «Культурологии», «Политологии» при рассмотрении проблем солидарности в современном мире, освещении взаимосвязи личности и общества, общества и армии, культуры и общества
Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09 00 13 -Религиоведение, философская антропология, философия культуры
Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах на региональной научно-практической конференции «Социальная эволюция, идентичность и коммуникация в XXI веке» (г Ставрополь, 2007г), на межрегиональной научной конференции, посвященной 15-летию сотрудничества Северо-Кавказского государственного технического университета и Ставропольского Епархиального Управления, (г Ставрополь, 2007г), на 52-й научно-методической конференции «Университетская наука - региону» (г Ставрополь, 2007г) Материалы диссертации обсуждались на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин и на научных семинарах в Ставропольском военном институте связи ракетных войск, использовались соискателем при проведении занятий с курсантами
Основные положения и выводы диссертации отражены в 5 публикациях общим объемом 2,4 п л, в том числе в одной статье, опубликованной в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном Высшей аттестационной комиссией
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять парафафов, заключения и библиофафического списка использованной литературы, состоящего из 165 наименований Общий объем работы - 155 страниц машинописного текста