Введение к работе
Актуальность темы исследования. Исторически сложившееся
этнокультурное многообразие российского государства является его
ценнейшим достоянием и способно служить фактором устойчивого
развития общества В настоящее время в условиях, с одной стороны,
нарастающего процесса глобализации, чреватого нивелирующими
последствиями, а с другой - динамичными миграционными процессами,
разрушающими исторически сложившийся этнонациональный баланс
государств и отдельных регионов, проблема сохранения традиционной
локатьной идентичности обретает особую акту&чьность В этой связи
исследование адаптационных возможностей региональных
социокультурных этиосистем с учетом особой роли религии как фактора этнокультурной (и шире — внутринациональной) стабильности -актуальная исследовательская задача
В современной российской внутринациональной политике востребована постановка таких задач в сфере национальной и вероисповедной политики, решение которыч будет направлено на торможение ассимиляционных процессов среди национальных меньшинств, коррекцию их кризисного национального самосознания и на создание усювий для формирования личностей и социальных общностей, органично сочетающих в себе как самосознание своей исконной этнической принадлежности, активное владение этнокультурными ценностями, так и сознательное усвоение компонентов культуры национального большинства - социальной среды своего обитания
Преобладание в практической внутренней политике России
конструктивистского подхода к этносу1 приводит к недооценке реальных потребностей кризисных региональных этнокультур, влияющих на социальную стабильность в обществе в целом Сознательная позиция государства по отношению к национальному сектору как, в лучшем случае, второстепенному, а в худшем, не существующему реально, определяет пассивный, по большей части лозунговый характер внутренней национальной политики России по отношению как к доминирующему русскому этносу, так и многочисленным инонациональным группам Финно-угорская этническая группа тверских карел в качестве объекта предлагаемого исследования на протяжении XX - XXI вв в полной мере испытывает на себе негативное влияние ассимилятивных процессов, обусловленных, в первую очередь, отсутствием системной государственной национальной политики Вместе с тем историческая модель взаимной адаптации тверских карел и русского населения являет собою показательный пример толерантного и в целом гармоничного взаимодействия, обусловленного конфессиональным православным родством В этом смысле предметный анализ региональных культурологических традиций может служить ключом к выявлению общероссийских духовно-нравственных основ, ставших фундаментом прочного многовекового полиэтнического сосуществования
На взгляд диссертанта, эффективность государственных этнонациональных управленческих воздействий в условиях трансформации экономической и политической структур будет определяться реальным учетом этнических и религиозных ценностей
' См Тишков В А Народы и государство/ЯСомчунист 1989 №1, Он же О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений//Советская этнография 1989 № 5, Он же Реквием по этносу исследования по социально-культурной антропотогии М, 2003, Чешко С В Национальное государство или демократическое общество //Вестник Академии Наук СССР 1990 № 1
з региональных социокультурных систем В этой связи социально
востребованными представляются такие современные научные концепции,
которые рассматривают этнос как определенную «защиту» членов
общества от нестабильности и неопределенности жизни1
Научная проработка модели эффективной национально-вероисповедной политики - актуальная задача для исследователей Она предполагает прежде всего изучение структуры этнонациональной идентичности, степени относительной устойчивости ее элементов к ассимиляционным процессам, роли религии в этническом самосознании народа - и в целом значения и места этих элементов в этническом самосознании народа
Степень научной разработанности проблемы Тверские (или верхневолжские) карелы как этнонациональное меньшинство, проживающее четыре стотетия в условиях диаспоры (преимущественно сельской) на территории центральной России (Тверская область), вплоть до XX в не являлись объектом систематических научных исследований Последние носили фрагментарный характер и были заданы сферой различных интересов ученых
Первый обзор тверских карел академического характера был сделан немецким ученым Д Рихтером и вышел в "Энциклопедическом словаре в 86 томах" Ф А Брокгауза и И А Ефрона2 Исследователь дает историческую картину постепенного рассеивания некогда единого карельского народа, делает важное указание на отсутствие письменного языка у тверских карел, определяет их родным языком финский с сильной
1 Сч Арутюнов С А Народи и культуры развитие и взаимодействие М, 1989, Сусоколов А А
Структурные факторы самоорганизации этноса// Расы и народы Вил 20 М.1990
2 Сч Рихтер Д Корелы //Энциклопедический словарь Изд ФА Брокгауз И А Ьфрон Т 16 СПб,
1895, Он же Bemerkungen uber die rvenschen Kare!ier//Journal d finnisch-ugnschen Gesellschaft in
Helsingfors, 1904 г
примесью слов русского происхождения, наконец, отмечает начавшийся с развитием земских школ и усилением отхода на сторону процесс проникновения русского языка в среду карел Для диссертанта важны замечания Д Рихтера о слабой степени контактов и незначительной ассимилированности карел Тверской губернии с русским населением, а также указание на православное, наряду с новгородскими карелами, вероисповедание тверских карел
Неизменный интерес тверские карелы вызывали и вызывают у финских исследователей с точки зрения значения карельского этнокультурного наследия для финской культуры и сохранения ее историко-культурных особенностей, свидетельствующих о единстве исторической судьбы карел с финнами1.
Язык тверских карел стабильно оказывался в центре самого пристального внимания финских лингвистических исследований и этнографических экспедиций Так, сохранились сведения об экспедиции ученого Д.Европеуса в деревни Толмачи, Козлово и Тресну Тверской губернии в XIX в , магистра В Алавы и доктора К Карьялайнена в 1895г , в 1913 г - финского ученого ЮКуела в Весьегонск* Результатом поездки первых стали записанные руны о Куллерво и песни, результатом поездки Ю Куела стала книга «Тверские и новгородские карельские сказки» Профессор Хельсинкского университета П Виртаранта неоднократно
' См Культурное окружение северного побережья Ладожского озера /ПЛинтунен, МХютенен К Иконен, С Кивимяки Хельсинки, 1998, История Карелии XVI - XVII вв в документах Иоенсуу 1987, Kurkijoen kilviakunnan histona Pieksamaki, 1958, kahden Karjalan valilla Kahden Rnkin nitamaalla Tampere, 1994 Lumivaara Lahti, 1979, Kurkijoen hibtona IV Loimaa 1982 Kurkijoki kylasta kylaan Hameenlmna, 1972 Hntolan kylahistona Vaamala, 1972, Theodor Schvmdt, Kanbantaraja Laatokan luoleis -rannikolta kesalla 1879, Helsinki, 1883, Heikki Kirkinen Karjala idan ja lannen valissa, Helsinki, 1970, Leo Pohjola. Vaieneet temppelit Toinen раїпоч Jyvaskvla Pirjo Uino Ancient Karelia Archaeological studies Helsinki 1997, История Карелии XVI - XVIT вв в документах Поземельная книга Кексгольмского лена 1637г Йоенсуу, 1991 2 См ЗеловН Ючо Куела в Весьегонске/ЛЗесьегонская жизнь 1993 17 сентября
посещал Тверскую Карелию в период с 1957 по 1984 гг Кроме многочисленных записей устного народного творчества тверских карел, П Внртаранта написал «Этюды о карельской культуре»1 В них автор с трепетом и щемящей любовью сделат зарисовки об исследователях и учителях тверских карел И С Беляеве (занимался вопросами преподавания русского языка в национальной школе, с 1956г - председатель Совета Министров Карельской АССР), А А Белякове (научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР, принимал участие в создании литературного языка на основе тверских говоров, вместе с ДВБубрихом написал в 1934 году грамматику карельского языка, составил «Хрестоматию для карельских школ», собирал материал для «Диалектического атласа карельского языка»), М Ф Беляковой, носительнице карельского языка (тверской говор), монахине Весьегонского монастыря Тверской области, и многих других
Фольклор и древняя история тверских карел интересовали и наших тверских соотечественников Так, русский этнограф и востоковед АН Виноградов (1847-1919), уроженец Весьегонского уезда, подготовил рукописный сборник русских и карельских песен Весьегонского уезда2 (Архив ученого хранится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки (г Москва) Известный поэт Ф Н Глинка, имение которого находилось в Тверской губернии, составил заметки о признаках древнего быта тверских карел Бежецкого уезда и написал повесть в стихах «Дева карельских лесов и описательное стихотворение «Карелия»
1 См Внртараігга П Этюды о карельской культуре Люди и судьбы Петрозаводск Карелия, 1992 288с
2 См Чигринский М Забытый энциклопедист//Наука и ретигия 1991 № 8
3 См Глинка Ф Н К древним курганам и насыпям в Тверской Кареіин//Москвитянин 1850 № 8, Он же
Мои заметки о признаках древнего быта и камнях, найденных в Тверской Каретии, в Бежецком уезде//
Русскни исторически!? сборник Т 1 Кн 2 М, 1837, Он же Каретия Описательное стихотворение в 4-х
4 Петрозаводск, 1938, Он же Дева карельских лесов Повесть в стихах Петрозаводск, 1939
б Достаточно широко представлены работы исторического
содержания, в центре внимания которых находится ветиевато-динамичная
судьба карельского этноса Российских ученых конца XIX - XX вв
тверские карелы интересовали преимущественно как средневековые
партнеры в историческом развитии Новгородской феодальной республики
и шире Северо-Западной Руси, а также как феноменальный субъект
протяженных во времени миграций на территорию Московского
государства1
Собственно региональные исследования тверских карел в части,
интересующей автора, ограничиваются краеведческими заметками
священника В Михайловского конца XIX в", да языковедческими
дискуссиями, развернувшимися в 30-е гг XX в по поводу развития
карельского языка, и собственно тверского говора Последние приобрели
политический характер, поставив актуальные вопросы самоопределения
' См Жербин А С Переселение карет в Россию в XVII веке Петрозаводск 1956, Кочкуркина С И Древние кареты Петрозаводск, 1987, Она же Корела и Русь Ленинград, 1986, Она же Письменные известия о карелах (X XVIbb ) Петрозаводск, 1996 Она же Археологические памятники кореты (V-XV вв ) Л,1981 Очерки истории Карелии Петрозаводск 1957, Карелы Карельской АССР Петрозаводск, 1983, Киркинен X , Невалайнен П , Сихво Х История карельского народа Финно-угры и балты в эпоху средневековья Москва, 1987 Чернякова И А Карелия на переломе эпох Петрозаводск, 1998, Мюллер РБ Очерки по истории Карелии XVI-XVII вв Петрозаводск, 1947, Шаскольский ИП Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIVb Л, 1987, Шаскольский ИП Борьба Руси против шведской экспансии в Карелии Конец ХШ - начало XIV вв Петрозаводск, 1987, Неволин К А О пятинах и поі остах новгородских в XVI веке Спб , 1853, Чистович И История православной церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащей Санкт-Петербургской епархии, Спб ,1856 Данилов Л В Очерки по истории землевладения и хозяйства в Новгородской земле XIV- XV вв М, 1955
2 См Михайловский В Записка о карелах, поселившихся в Тверской губернии/Лверские епархиальные
ведомости Тверь 1882 №№3-4, №6
3 См Бубрих Д В Какой язык положить в основу просвещения тверских карел// Революция и
национальности 1931 № 2-3, Он же Какой язык - тверским карелам?/ Лешінгр общество
исследователей культуры финно-угорских народностей Л, 1931 Вершинский АН Очередные задачи
работ среди национальных меньшинств тверской деревни//По ленинскому пути Тверь 1930 № 12-13
Кочанов А Вопрос о карельском языке для карел Московской области// Революция и национальности
1931 № 2-3, Он же О проблеме литературного языка карельской национальности// Революция и
национхтьности 1931 № 6 Курбанбаев С Еще раз по вопросу о литературном карельском языке//
Революция и национальности 1931 N 9 Милорадова А Карельский литературный язык// Kolhozoin
Puolen 1931 К21,ГрендеЕ Из практики языкового строительства//Национальная книга 1931 №5
карельского народа и перспектив создания Карельского национального округа в Московской (нынешней Тверской) области
После 50-летнего периода информационного вакуума и негласного политического запрета на упоминание о тверских карелах научное сообщество вновь заговорит о них с 90-х гг двадцатого столетия В 1997г пройдет первая и последняя региональная научная конференция, посвященная истории и культуре тверских карел'
Религиозно-конфессиональные мотивы переселения тверских карел в центральную часть Российской империи освещаются в работах А Н Вертинского, М А Ильина, А С Жербина, О М Фишман, А Е Мусина, И А Черняковой, В А Виноградова, В Салохеймо и др 2
Опыт национального государственного строительства Карельского национального округа 1937-1939гг на территории тогдашней Московской области находит подробное отражение в современных краеведческих работах широкой тематики А Н Головкина, внесшего бесценный вклад по
См История и культура тверских карел перспективы развития Материалы международной конференции Тверь ТГУ, 1997 103 с
См Вершинский А Н Очерки истории верхневолжских карел в XV1-XIX вв //Исторический сборник
T4 М, 1935, Виноградов В А, Ильин МА Некоторые проблемы истории карет Верхневолжья//
Кареты этнос, язык, культура экономика Проблемы и пути развития в условиях совершенствования
межнациональных отношений в СССР Тез докл Петрозаводск, 1989, Жербин А С Переселение карел в
Россию в XVII в Петрозаводск, 1956, Он же Переселение карел на русские земти в русской
нсториографин'/Вопросы истории Карелии Петрозаводск, 19^8, Салохеймо В Проводимые в
Финляндии исследования переселения карет в Россию Тверь, 1997, Фишман ОМ Жизнь по вере
тихвинские карелы-старообрядцы М, 2003, Она же Итоги и перспективы изучения верхневолжских
карет//Почевые исследования ГМЭ народов СССР 1985-1987 гг Тезисы докл науч сессии/Гос музей
этнографии народов СССР Л, 1989, Она же К изучению этнической культуры карел Верхневолжья//
Современное финно-угроведение Опыт и проблемы Л, 1990, Она же К истории экспедиционно-
собирательской деятельности у верхневотжских карет//Ежегодник этнографического музея Вып 34
Таллинн, 1984 Мусин А Е Становление православия в Карелии XII-XYIbb (историко-археотогический
аспект)//Рябининские чтения Сборник докладов Петрозаводск,
1997//rittp www vottovaara ni/karclia'dre\/pravosl html/, Чернякова И \ Карелия на переломе эпох Очерки социальной и аграрной истории XYIIb Петрозаводск 1998
введению в научный обиход богатейших фактологических данных закрытых ранее для свободного доступа фондов Тверского государственного архива1
Социально-психологический аспект процессов адаптации тверских карел в связи с задачами возрождения карельской этнической культуры стал предметом исследования А М Копалиани" Этнографический интерес представляет диссертация тверского педагога областного колледжа культуры и искусства Н В Зыкус, в которой фиксируются ассимилятивные процессы среди тверских карел, отраженные в орнаментах современного карельского костюма Непреходящую языковедческую ценность представляет региональное исследование Л Г Громовой «Евангелия от Матфея» (1820г) с точки зрения оценки состояния языка тверских карел в исторической и современной перспективе 4
Объект диссертационного исследования — этническая группа тверских карел как социокультурный феномен
Предмет исследования - этноконфессиональные особенности самоидентификации тверских карел в постсоветский период
' См Головкин АН Прошедшие через века Тверь, 1998, Он же Книга памяти тверских карел Тверь,
-
Он же Рождение карельской письменности Тверь, 2000, Он же История Тверской Каретии Тверь,
-
Он же Каречы от язычества к православию Тверь, 2003, Ои же В краю двух культур Бежецкий уезд Ржев, 2005
См Копалиани AM Психологические аспекты профессиональной деятельности координатора программы по возрождению духовной культуры тверских карел Дис канд пенхол наук Тверь 2003
3 См Зыкус Н В Региональные особенности народного костюма XIX - начала XX века в традиционной
культуре русских и карел Тверской губернии Дис канд ист н М.2006
4 См Громова Л Г Евангелие от Матфея - тверской памятник карельской письменности в контексте
межкультурної о диалога//Актуальные проблемы филологии в вузе и школе Тверь, 2005
Цель и задачи исследовательской работы. Цель данной работы -выявить наиболее существенные особенности этноконфессиональной самоидентификации тверских карел в постсоветский период через сравнительный анализ современных и исторических характеристик идентификационного процесса в карельском этносе
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач
- раскрыть сущность и содержание ключевьгх для данного исследования
понятий «этнос», «нация», «идентичность», «самоидентификация» и
«этноконфессиональная самоидентификация», «религиозный» и
«светский» типы культур и нек др ,
- выявить на основе социокультурной модели этноконфессиональной
идентификации тверских карел динамику этноконфессиональных
ценностей на разных этапах становления карельского этноса,
- проанализировать содержательную структуру самоидентификации
тверских карел в постсоветский период,
определить место и роль религиозного/конфессионального компонента в структуре идентичности тверских карет в досоветский и постсоветский периоды,
проанализировать этнокультурные и национальные проблемы тверских карел и формы их общественной самоорганизации,
выявить роль и значение национальной и вероисповедной политики российского государства, деятельности общественных институтов и религиозных организаций Русской Православной Церкви в деле сохранения этнических и религиозных ценностей в ситуации кризиса этнокультурной системы тверских карел
Теоретическая основа исследования. Основу диссертационного исследования составляют базовые положения, выдвинутые отечественными и зарубежными авторами, специалистами в области этнологии (этнографии), религиоведения, философии, социальной философии, антропологии, культурологии и других гуманитарных дисциплин При изучении этнической общности тверских карел диссертант в основном придерживался традиционного для отечественной этнографической науки примордиалистского подхода в его эволюционно-историческом проявлении, и в частности информационной концепции этноса Как этническая, так и конфессиональная общности рассматриваются нами не как умозрительные «мифические» конструкции, но как реально существующие социальные феномены, являющиеся продуктом естественно-исторического процесса В узком смысле автору близки идеи Л Н Гумилева о ландшафтно-природном влиянии на становление этноса как органичные в приложении к тверским карелам и зоне их проживания (Верхневолжью) как своеобразной исторической территории невраждебного этнического синтеза
Эмпирическая база диссертационного исследования. В основу диссертации положены результаты социологического исследования, проведенного автором на территории Тверской области, в местах компактного проживания тверских карел (март 2007 г) Исследование проводилось в десяти деревнях Лихославльского и Спировского районов Тверской области, где исторически компактно проживают карелы Выбор именно сельских жителей определялся тем, что основная часть тверских карел - селяне
II При подготовке диссертации использовались документы и
материалы Тверской епархии Русской Православной Церкви, материалы
государственной статистики по Тверской области и по финно-угорским
регионам России XIX-XX вв , а также статистические данные переписей
1970, 1979, 1989, 2002гг
Автор опирался на результаты современных отечественных и зарубежных социологических исследований в сфере национальных отношений и поиска национальной идентичности, разнообразные языковые и исторические источники и материалы ученых из Карелии и Финляндии, в том числе опубликованные на Internet-сайтах, документы Государственного архива Тверской области В ходе исследования проанализирована нормативно-правовая база в части, касающейся национальной политики в Российской Федерации (Конституция РФ 1993г, Закон о национально-культурной автономии от 17 июня 1996г., Концепция государственной национальной политики РФ от 1 мая 1996г) и международного права о защите нацменшннств, а также деятельность органов законодатечьной и исполнительной власти Тверской области в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Диссертантом изучены уставные документы Национально-культурной автономии тверских карел (далее НКА тверских карел), неопубликованные материалы конференций, семинаров и отчетов данной национальной организации, материалы международных финно-угорских конгрессов и конгрессов Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) 1998-2008 гг , публикации в тверской прессе, в том числе прессе НКА тверских карел по национальной тематике, информация о финно-угорских российских и зарубежных общественных национальных
организациях на Internet-ресурсах (результатом явился обзор Internet-ресурсов о финно-угорском мире - предлагается в приложении к диссертации)
Научная новизна исследования заключается в первичной постановке, обосновании и попытке решения задач философского осмысления поисков идентичности в инонациональном окружении на примере тверских карел и состоит в следующем
диссертантом предложена модель социокультурной самоидентификации тверских карел, отличающейся ярко выраженной этноконфессиональной спецификой,
на основе исторических данных и материалов проведенного автором социологического исследования проанализированы содержательная структура и динамика этнической идентичности современных тверских карел, выявлены особенности национального самосознания в различных возрастных, профессиональных и иных группах респондентов,
прослежены основные вехи эволюции этнического самосознания тверских карел до и после миграции на протяжении 400-летнего периода пребывания в инонациональном окружении (с XVII в до начала XXI в ),
обозначены ключевые моменты идентификационных процессов и проанализированы исторические варианты взаимосвязи религиозного и этнического компонентов в процессе формирования национального самосознания тверских карел
Основные положения, выносимые на защиту.
1 Религия в силу своей онтологической сущности постоянно взаимодействует с этносом, влияя на его становление Она способна оказывать значительное влияние на ход этнических процессов и на
определенных этапах играть, как в случае с тверскими карелами, роль основного этнообразующего фактора В зависимости от конкретных социально-исторических условий взаимодействие религии с этносом может иметь разную степень интенсивности, что предопределяется прежде всего типом религии/конфессии Определяющее влияние на социокультурное становление карельского этноса было оказано православным христианством, его мироотношением
2 Этническая (национатьная) составляющая в структурной модели
самоидентификации личности в постиндустриальную эпоху выходит на
первый план, конфессиональный (религиозный) элемент в ситуации все
более секуляризирующегося мира отходит на второй, более скрытый, по
сравнению с этническим компонентом, уровень, становясь либо
неосознаваемым элементом культурологической традиции, либо
осознаваемой ценностью внутреннего мира личности Ситуация полного
разрыва этнического компонента с вероисповедным в ситуации
иноокружения приводит к большей степени депривации, внутренней и
внешней конфликтности личности и национальной группы
3 Религиозный фактор и конфессиональная община играют
положительную гармонизирующую роль в процессе социально-
психологической адаптации национальной диаспоры к условиям новой
среды проживания В случае конфессионального родства мигрантов с
принимающим доминирующим населением адаптация происходит
максимально успешно Однако этническая (языковая в первую очередь)
чуждость остается объективным источником культурной дистанции и
напряженности этнического самоощущения Механизмы гармонизации
национальной (языковой) депривации мигрантов должны разрабатываться
государством, призванным реализовывать эффективную внутреннюю национально-вероисповедную и миграционную политику
-
В ситуации полиэтничности на переходном этапе становления внутренней национальной политики России государство должно владеть программными и ресурсными механизмами эффективной поддержи положительного уровня идентичности региональных национальных меньшинств, активно используя в практической деятельности адаптационный потенциал вероисповедного фактора
-
Государственные и общественные управленческие воздействия, направленные на различные социальные подсистемы в обществе, должны согласовываться с этнокультурой и учитывать объективную способность региональных социокультурных ценностных систем оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на ход социальных преобразований
Теоретическая и практическая значимость данного диссертационного исследования прежде всего заключается во введении в научный оборот новой эмпирической информации о малоизученном, исчезающем на наших глазах, социокультурном феномене - тверских карелах Поэтому отдельные положения исследования можно использовать в разработках теоретического и прикладного характера для государственных органов, политических и общественных организаций, осуществляющих управленческую деятельность в сфере национальной и конфессиональной политики по отношению к исчезающим коренным национальностям
Положения и результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов взаимодействия религии с этносферой в
культурном, политическом и правовом аспектах, в практических курсах религиоведения (истории религии), этнографии (этнологии), при подготовке спецкурсов по проблемам взаимосвязи религии и этноса
Отдельным сектором применения представляется использование материалов диссертации отечественными и зарубежными финно-угроведамн, для которых любая дополнительная информация о тверских карелах сможет восполнить пробелы по некоторым демографическим, лингвистическим, историческим, культурологическим и иным вопросам
На уровне субъекта федерации исследование может быть рекомендовано для использования при подготовке региональных программ поддержки этнокультурного многообразия Тверской области Результаты социсследования могут использоваться органами региональной власти в качестве исходных данных для дальнейших сравнительных «замеров» социального самочувствия карельского населения
Апробация результатов диссертационного исследования.
Эмпирические данные и рабочие гипотезы исследования представлены в сообщениях диссертанта на следующих мероприятиях этнокультурной тематики
- общероссийском обучающем семинаре - сессии проекта по
обучению неправительственных организаций финно-угорских народов РФ,
26-28 октября 2007г, г Тверь,
совместном с петрозаводскими языковедами семинаре «Aiga paisa kanelaksi» («Время говорить по-карельски»), 5-8 декабря 2007г, г Лихославль Тверской обл ,
Днях культурного наследия в губернском правлении Восточной Финляндии, 12-14 декабря 2007г , г Йоенсуу, Финляндия
16 Отдельные результаты социологического исследования предложены
к практическому использованию на официальном сайте Тверской
областной научной универсальной библиотеки им А М.Горького в рамках
Интернет-страницы «Виртуальная справочная служба для женщин -
лидеров финно-угорских организаций Верхневолжья» (адрес в интернете -
www library tver rii/zenkarely/). а также в статье Калинина С О
Национальное самосознание и культура тверских карел как источник для
будущего общественного служения//Время говорить по-карельски
материалы научно-практического семинара/Тверская региональная
национально-культурная автономия тверских карел Тверь Альфа-Пресс,
Основные положения и выводы диссертации отражены и изложены в научных публикациях автора общим объемом 3,0 п л
Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите
Структура диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений