Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Монастыри Санкт-Петербургской епархии в синодальный период: особенности архитектурного формирования Реброва Роксана Викторовна

Монастыри Санкт-Петербургской епархии в синодальный период: особенности архитектурного формирования
<
Монастыри Санкт-Петербургской епархии в синодальный период: особенности архитектурного формирования Монастыри Санкт-Петербургской епархии в синодальный период: особенности архитектурного формирования Монастыри Санкт-Петербургской епархии в синодальный период: особенности архитектурного формирования Монастыри Санкт-Петербургской епархии в синодальный период: особенности архитектурного формирования Монастыри Санкт-Петербургской епархии в синодальный период: особенности архитектурного формирования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Реброва Роксана Викторовна. Монастыри Санкт-Петербургской епархии в синодальный период: особенности архитектурного формирования : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Реброва Роксана Викторовна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2009.- 298 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/50

Содержание к диссертации

Введение

Часть I Исторические и теоретические предпосылки монастырского строительства синодального периода .

Глава 1 Особенности синодального периода. Архитектурная среда монастырского строительства .

Глава 2 Принципы композиции монастырей. Архитекторы духовного ведомства .

Часть II Основные характеристики и история строительства новых и возобновленных монастырей .

Глава 3 Новые монастыри . 83

Глава 4 Возобновленные монастыри . 128

Заключение. 162

Список литературы и источников 169

Приложение 1. Архитекторы духовного ведомства и их постройки на территории Санкт-Петербургской епархии

Приложение 2. Указы об архитекторах 200

духовного ведомства и о назначении епархиальных архитекторов по Российской империи.

Приложение 3. Альбом иллюстраций 222

Список иллюстраций

Введение к работе

Среди множества обителей России, монастыри, возведенные в синодальный период в Санкт-Петербургской епархии, представляют собой уникальное явление в истории русской архитектуры. Именно в это время и на этой территории петровские реформы, как реальный исторический факт, смогли повлиять на такое глубинное и самобытное явление как православная монастырская культура. Взаимодействие и взаимовлияние этих явлений при общей секуляризации жизни общества привели к возможности формирования целого ряда монастырских ансамблей, архитектурные особенности которых остаются до сих пор белым пятном в истории изучения русской архитектуры.

Актуальность исследования обусловлена тем, что диссертация посвящена одному из аспектов архитектурной организации русского монастыря, анализируемого в контексте изучения истории развития русской архитектуры, русской церкви и христианской традиции, как культурообразующего явления европейского масштаба. Это одна из фундаментальных проблем истории отечественной культуры.

С 1990-х гг. начался процесс возрождения Русской Православной Церкви, долгие десятилетия находившейся в состоянии скрытых или явных гонений, и вследствие этого значительно вырос интерес к храмовому зодчеству. Началось повсеместное возрождение и реставрация монастырей, строительство новых обителей. Активизировались историко-архитектурные и историко-градостроительные исследования. Физическое «старение» памятников и открывшиеся социально-экономические возможности их обновления требуют ответственного подхода к реставрации, вдумчивого отношения к стилю или стилевому решению сооружаемых заново или реставрируемых полуразрушенных обителей. В связи с этим тема настоящего исследования также является актуальной, а ее содержание - имеет не только историческую, но и практическую ценность.

Степень теоретической разработанности проблемы. Работ, посвященных собственно монастырскому строительству, существует крайне мало. Современные исследования на данную тему и подобные более ранние издания советского периода дают только общее представление об её проблематике и не несут в себе каких-либо конкретных сведений. Например, «Пространственная организация общественных центров северорусских селений в XVII-XVIII вв.»

(1981г.) Ю.С. Ушакова, а также «Элементы архитектурно-пространственной композиции» (1968г.) В.Ф. Кринского, И.В. Ламцова, М.А. Туркуса.

Из публикаций, наиболее заслуживающих внимания, следует назвать статью И.А. Рябушиной «К вопросу о композиции русских монастырей XV-XVII вв.» в периодическом издании «Архитектурное наследство» (1986 г.). Серия обмеров, проведенных ею в более чем шестидесяти монастырях, бесспорно, важна для истории русской архитектуры, хотя Рябушина не касается стилистических особенностей построек.

Несомненную научную ценность представляют статьи И.Л. Бусе-вой-Давыдовой - «Русские монастыри» и «Некоторые особенности пространственной организации русских монастырей» в журнале «Архитектура и строительство в России» (1991 г.) и сборнике научных трудов «Архитектурное наследство» (1986 г.). Вышеперечисленные публикации непосредственно касаются темы нашего исследования, т.е. планировки, размещения монастырских построек, значению зданий монастыря, их символической соподчиненности.

И.Л. Бусева-Давыдова первой среди ученых, затрагивающих в своих трудах тему устройства монастырей, рассматривает эту проблему с богословской точки зрения. В статьях говорится о символическом значении каждого отдельного звена построек и всего комплекса монастыря в целом. Бусева-Давыдова пишет о «монастырском устроении» в целом, не ограничиваясь какими-либо временными отрезками. Благодаря комплексному подходу к освоению материала ее статьи содержат общие положения, которые применимы к характеристике любого монастыря.

К вопросу о принципах композиции монастырей обращается Т.С. Проскурякова в статье «О некоторых принципах планировки православных монастырей Сибири XVIII-XIX вв.», «Архитектурное наследство» (1996 г.) Исследователь определяет общие характеристики, присущие обителям Сибири, которые схожи с монастырями северо-запада России по многим показателям.

Близки к теме нашего исследования диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры: СВ. Ильвицкой «Закономерности формирования архитектуры православныхмонастырскихкомплексов (на примере балканских стран)» (2005), в которой автор представляет различные типы комплексов обителей и методы определения их характеристик, И.Н. Слюньковой «Монастырское зодчество Беларуси»

(2001); кандидата архитектуры: И.К. Белоярской «Монастырские комплексы Вологодской области. Принципы современной реабилитации» (2002), М.А. Кривоносовой «Архитектура монастырей Западной Сибири (XVII-XXbb.)» (2003).

Среди зарубежных авторов, исследующих монастырское строительство в своих странах или близким к ним регионах, следует назвать Вольфганга Браунфельса (Wolfgang Braunfels). Им опубликован труд «Монастыри в западной Европе» (1993), в котором затрагивается тема принципов организации пространства монастыря со времени зарождения монашества, представлены планы монастырей Афона, раннехристианских обителей Сирии и в историческом развитии западноевропейских монастырей. Подобное исследование монастырей средневековой Сербии проведено Светланой Попович в ее монографии «Крест в круге» (1994). Она еще более подробно, чем Браунфельс, разбирает и представляет в развитии модели композиций сербских монастырей и модели, предшествующие им. Книга Н.Л. Тулешкова «Архитектура болгарских монастырей» представляет развитие монастырского строительства в Болгарии с IX века до второй половины XX века (1989).

Из трудов по теории архитектуры, привлечены к исследованию «Очерки теории архитектурной композиции», выпущенные в Москве в I960 году. В них подробно рассматриваются свойства архитектурной композиции и в частности, дается развернутое понятие о качествах объемно пространственной структуры комплекса зданий, о средствах гармонизации. В «Очерках» также приводятся конкретные примеры композиции древнерусских монастырей и способы гармонизации в этих композициях архитектурных масс.

Для ознакомления с проблематикой изучения иконографических традиций в русском искусстве, помимо упомянутых работ И.Л. Бусевой-Давыдовой, затрагивающих вопрос существования или отсутствия канона в монастырском строительстве, нами были привлечены работы Е.Н. Трубецкого «Умозрение в красках» (1994), Г.К. Вагнера. «Канон и стиль в древнерусском искусстве» (1987), И.Л. Бусевой-Давыдовой «О свободе средневекового искусства. Художник и иконографическая традиция», Ю.Р. Савельева «Заказ в архитектуре средневековой Руси XI-XV» (1992). Первые три упомянутых работы исследуют вопросы канона в иконописи. Савельев в своей монографии рассматривает типологию организации

пространства монастырских комплексов и доказывает зависимость их архитектурного облика от заказчиков.

Однотипные энциклопедические справочники касаются как отдельных епархий, так и всех монастырей России. Например, «Путешествие в историю русских монастырей» (2002), «Монастыри» (2000, под общей редакцией А.В. Никольского). Последнее издание снабжено обширным историческим обзором об истории монашества и монастырей, в его составлении участвовали И.А. Бусева-Давыдова, Е.С. Полищук, игумен Андроник (Трубачев), В.А. Федоров, А.В. Горячев. Кроме того, в одной из частей этого издания идет речь о застройке и планировке монастырских ансамблей.

Сборник статей «Монашество и монастыри в России», вышедший в свет в 2002 году отличает основательное изучение вопроса, большое количество тщательно проверенных фактических сведений, глубокая научная разработанность. В сборник вошли статьи Н.Н. Лисового «Восемнадцатый век в истории русского монашества», П.Н. Зырянова «Русские монастыри и монашество в XIX - начале XX века», так или иначе касающиеся истории нашего вопроса.

Историография собственно российского монашества невелика, среди исследований второй половины XIX века следует назвать работу П.В. Знаменского «Законодательство Петра Великого относительно православного духовенства» (1896), переизданную в 1996 году, монографию П.И. Чудецкого «Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX веках» (1877), посвященную секуляризации монастырей, труд А.А. Завьялова «Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II» (1910). Среди послереволюционных произведений о русском монашестве надо отметить сочинение А.В. Карташева, «Очерки по истории русской церкви» (1992) в котором события синодального периода Русской Церкви изложены объективно и кратко, монографию И.К. Смолича «Русское монашество» (1999), книгу «Русские монастыри: История и культура X-XVII столетия» А.И. Комеча (2001).

Анализ историографии проблемы позволяет сделать вывод о том что, изучение особенностей архитектурного формирования монастырских комплексов Санкт-Петербургской епархии синодального периода не стало предметом специального монографического исследования.

Объект исследования - монастыри Санкт-Петербургской епархии синодального периода.

Предмет исследования - церковно-архитектурные и художественно-композиционные особенности монастырей Санкт-Петербургской епархии.

Хронологические границы исследования. Хронологическими рамками исследования стал синодальный период, длившийся с 1700 по 1917 год. В некоторых случаях, для выявления сравнительных характеристик, привлекались данные по истории развития монастырей более раннего периода.

Территориальные границы исследования очерчены современной Ленинградской областью и Петербургом, что полностью совпадает с границей епархии.

Целью данной работы стало исследование особенностей формирования архитектурных комплексов возобновленных и новых монастырей Санкт-Петербургской епархии синодального периода.

Поставленная цель обусловила основные задачи исследования:

  1. определить принципы композиции обителей и сопоставить их со сводом предписаний, существующих в церковных источниках или церковном предании для организации пространства монастыря со времени появления монашества;

  2. характеризовать объемно-пространственную структуру монастырей, построенных в синодальный период, и их отличия от монастырей XII-XIV и XV-XVII веков;

  3. выявить основные отличия монастырей Санкт-Петербургской епархии от современных им монастырей, строившихся на территории других епархий;

  4. рассмотреть влияние методики планирования и строительства на объемно-пространственную структуру монастырских ансамблей, получившей развитие со времени петровских преобразований в синодальный период в Санкт-Петербургской епархии;

  5. определить степень влияния архитекторов-иностранцев, заказчиков на формирование монастырского комплекса;

  6. проанализировать степень влияния географических условий, таких как: положение обители относительно центра столицы, прибрежное, островное, материковое на архитектурные особенности построения (композиции) обителей;

  7. раскрыть факторы, влияющие на предпочтения в выборе архитектурного решения монастырских комплексов разных периодов XVIII-XIX столетий и определяющие основные черты стиля монастырских построек, сложившегося к концу синодального периода.

Методологической основой исследования послужило использование различных областей научного знания сообразно со спецификой темы («междисциплинарный подход»).

Методика исследования. Для данной работы главными методами были: взаимное дополнение различных типов и видов источников, историко-типологический и сравнительно-исторический, философско-эстетический методы, художественно-культурологический и композиционно-художественный анализ.

В круг исследуемых монастырей вошли возобновленные -Старо-Ладожские Успенский и Никольский монастыри, Коневский Рождество-Богородичный монастырь, а также новые - Александро-Невская Лавра, Свято-Троицкая Сергиевская Приморская пустынь, Смольный и Воскресенский-Новодевичий монастыри.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь мы также включили в объекты исследования. Хотя он не находится в границах современной Ленинградской области и Санкт-Петербургской епархии, но формирование монастырского архитектурного комплекса пришлось на синодальный период, его состояние всегда находилось под контролем императоров, строительство велось столичными архитекторами.

Научная новизна диссертации заключается в том, что, настоящая диссертация является первым в отечественном искусствознании исследованием особенностей формирования монастырских комплексов Санкт-Петербургской епархии синодального периода, а также определяется

а) введением в научный оборот нового тезиса для изучения цер
ковной архитектуры -
«подобие объемно-пространственных при
знаков в организации строительства монастыря для конкретного
временного периода и территории»,

б) не привлекавшимися ранее архивными и документальными
источниками, которые позволили впервые:

представить в полном объеме историю формирования архитектурного комплекса Троице-Сергиевой пустыни;

исследовать и систематизировать данные о появлении в Российской империи должностей архитекторов духовного ведомства, и об их распространении в епархиях России;

определить авторство отдельных построек в Троице-Сергиевой пустыни, а именно: больницы - архитектор К.А. Андреев, нижнего храма собора во имя Воскресения Христова - архитектор В.В. Садовников, а также расположение усыпальницы Николаевых;

в Валаамском монастыре уточнить авторство церкви на о. Лембос, которое ошибочно приписывалось Г.И. Карпову, - проект церкви был сделан архитекторами Р.Б. Бернгардтом, К.К. Рахау;

обнаружить новые сведения о начальной подготовке к строительству Новодевичьего монастыря, в частности о работе Строительной комиссии.

На защиту выносятся следующие положения:

Монастыри Санкт-Петербургской епархии, как столичные, занимают особое положение в контексте монастырского строительства синодального периода в России.

Иностранные архитекторы внесли элементы «католической» архитектуры, в том числе в организацию пространства монастыря

Этнические особенности строителей Санкт-Петербурга оказывали значительное влияние на своеобразие монастырских комплексов Санкт-Петербургской епархии.

Монастыри Санкт-Петербургской епархии объединяет подобие объемно-пространственных признаков в организации строительства.

Теоретическая значимость. Сочетание проблемного и исторического подходов к теме, подключение формального метода на основе анализа средств архитектурной композиции и приемов монастырского строительства позволяют выявить особенности монастырей синодального периода Санкт-Петербургской епархии. Построение эволюционных рядов, выделение классификационных параметров памятников - необходимые методы исследования памятников.

Практическая значимость работы определяется тем, что монастыри Санкт-Петербургской епархии изучены в контексте архитектурной среды синодального периода, во взаимосвязи со многими, разнообразными по своей природе и значимости явлениями. Это может стать принципиальной основой для других подобных исследований с точки зрения соединения общего и частного, общей тенденции и конкретного архитектурного памятника.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы и выводы данной работы могут быть полезны при подготовке учебных программ по теории и истории русской архитектуры в высшей художественной школе; в создании учебно-методических пособий по разделу «архитектура исповеданий синодального периода»; могут стать основой для лекционного курса по истории монастырского строительства северо-запада Европейской России.

Источниками для диссертации служат письменные, изобразительные и вещественные памятники. В исследовании использованы данные, хранящиеся в РГИА, ЦГИА СПб, архивах КГИОП, Института истории материальной культуры РАН, НИИ «Спец-проектреставрация», документальном фонде Научной библиотеки Государственного Эрмитажа, большинство из которых вводится в научный оборот впервые. В диссертации использованы как уже введенные в научный оборот изобразительные и письменные источники, так и ранее не привлекавшиеся к изучению документальные материалы.

Апробация работы. Основные положения работы излагались на научных конференциях: «Восток - Россия - Запад: Мировые религии и искусство» (2001), «Петровское время в лицах - 2002», «Основателю Петербурга» (2003), «Забытые имена и памятники русской культуры» (2001), проходивших в Государственном Эрмитаже; ежегодной конференции «Северная Русь и ее соседи в эпоху средневековья», проходящей в Старой Ладоге. По теме диссертации написано девять статей, опубликованных в сборниках научных трудов и ведущих научных журналах и изданиях.

Структура и объем работы. Общая структура работы обусловлена характером рассматриваемой группы памятников. Исследование состоит из введения, двух частей - теоретической, содержащей две главы и практической, разделенной также на две главы, заключения, списка литературы и источников, альбома иллюстраций и двух приложений. Первое приложение - список архитекторов, относящихся к духовному ведомству, и их постройки, произведенные ими на территории Санкт-Петербургской епархии; второе - подборка законодательных актов, определявших нормативное положение работы архитекторов духовного ведомства. Иллюстративная часть содержит 229 иллюстраций, в их числе современные фотографии, выполненные автором.

Особенности синодального периода. Архитектурная среда монастырского строительства

Возникновение Санкт-Петербургской епархии, формирование границ ее подчинения. Санкт-Петербургская епархия утверждена в своем статусе только в 1742 году18. За время своего существования она много раз меняла свои границы. В 1764 году при утверждении монастырских штатов из Новгородской епархии в Санкт-Петербургскую переданы города Старая и Новая Ладога, с интересующими нас Успенским женским и Свято-Никольским мужским монастырями, города Нарва, Ревель (Таллин), Иван-город. В 1775 году с 1 января, в связи с кончиной владыки Новгородского Преосвященного Димитрия, архиепископ Гавриил принял под свое управление Новгородскую епархию, но в том же году указом от 7 ноября границы епархий были снова изменены относительно вновь учрежденных губерний. Еще дважды — в 1788 и 1796 годах менялись границы губерний и соответственно епархий. По докладу Св. Синода 1797 году Новгородская и Санкт-Петербургская епархии были снова разделены, но вскоре из-за кончины Новгородского митрополита вновь соединены в 1800 году.

В 1809, 1865, и 1892 годах границы Санкт-Петербургской епархии менялись от присоединений и затем отмежеваний Эстонской, Финской, Выборгской и Рижских епархий. В 1894 году произошло последнее в синодальный период отделение Новгородской епархии от Санкт-Петербургской, и в дальнейшем до 1917 года границы епархии оставались неизменными.19. В нынешнем своем состоянии территория Санкт-Петербургской епархии полностью совпадает с территорией города и Ленинградской области, все исследуемые в данной работе монастыри, исключая Валаам, располагаются на ней в настоящее время.

Некоторые аспекты церковной политики русского правительства в исследуемый период. Образование Синода, указ о монастырских штатах.

Перестройка российской государственности, производимая Петром I, повлекла за собой коренные изменения в устроении Русской Церкви. Фактически со смертью патриарха Адриана в 1701 году и запретом Петра I выборов нового в истории Русской Церкви начинается синодальный период. Традиция патриаршего управления, берущая начало с древнейших времен, авторитет патриарха равный по влиянию царскому, независимость Церкви умаляли абсолютную власть императора. Появление такого института власти, как Синод, заменившего собой Всероссийского патриарха и Освященный собор, привело к упадку авторитета Церкви и низвело ее организацию до уровня одного из министерств, подчиняющихся императору. Принижение в высшем русском обществе духовной значимости Церкви привело к обмирщению форм церковного искусства, появлению и внедрению западных образцов. Все эти факторы, характеризующие синодальный период, сказались на обителях Санкт-Петербургской епархии.

Петр I, пытавшийся привить протестантско-католическое мировоззрение к православной вере, изменил ход церковной истории. Но его реформы были подготовлены процессами, начавшимися задолго до рождения Петра I. "Мнози монастыри от князь и от бояр и от богатства поставлены, но не таци, каци суть поставлены слезами и лощением и молитвою и бдением" -писал преподобный Нестор. В его словах отразились противоречия монастырского устроения накануне его коренного реформирования Екатериной II в 1764 году.

Монастыри, предназначенные для спасения души, для молитвы, для отрешения от мира, были владельцами огромных вотчин, деревень с крепостными, угодий. Существующее положение вещей пытался изменить царь Иоанн Васильевич, вслед за ним его постановления подтвердил в «Уложении» Алексей Михайлович. "Патриарху и Митрополитом и Архиепископом и Епископом и в монастыри ни у кого родовых вотчин не покупать и в заклад не иметь и за собою не содержать, и по душам в вечный поминок не имать ни которыми делы. Так же и постригающимся вотчин своих никаких в монастыри не отдавать и самим теми вотчинами постригшись не владеть." /Уложение. Глава XVII, статьи 42 и 43/. Но, несмотря на свои же указы, и сам Алексей Михайлович и дети его, а с позволения их и некоторые из бояр продолжали жаловать отдельным монастырям и земли, и угодья, и крестьян. Алексеем Михайловичем был так же подтвержден в уложении Монастырский Приказ, учрежденный Патриархом Филаретом.

Затем этот Приказ претерпевает различные изменения и при Петре I, в 1701г. указом от 24 января становится Патриаршим , управлял им Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. Святейший Синод учреждается 4 февраля 1720 года. В дальнейшем рядом указов император пытался контролировать сбор с монастырских вотчин, последний был издан им в 1724 г. 31 января -"Положение о монастырях". Предполагалось описать всю монастырскую казну и хлеб, "для раскладки на наличное число монахов, нищих, сирот и на училища, и для сего учредить при Святейшем Синоде Камор-Контору. Распоряжения эти объяснялись еще и "целым рядом жалоб предшествовавшего времени на ослабление нравственности в монастырях и на кочевую жизнь монахов и монахинь, производящих соблазн своим поведением" . Петру I не удалось претворить в жизнь Положение о монастырях из-за внезапной кончины.

Императрицы Екатерина I, Анна Иоанновна и Елизавета Петровна преобразовывали только подчинение Камор-Конторы то Сенату, то Святейшему Синоду, не изменяя кардинально своего отношения к существующему Положению. Петр III, оказался более "решительным" и указом от 29 апреля 1762 года повелел отобрать все вотчины от монастырей. Екатерина II после переворота приостановила действие указа, но в дальнейшем подтвердила его изданием в 1764 году штатов о Духовных имениях.

Императрица отделяла все вотчинные церковные имения в особое ведение Коллегии Экономии, за оставлением монастырям малой части земли и служителей и назначила монахам годовое денежное жалование, фактически превратив их в государственных служащих. В 1797 г. Павел I издал новые штаты, не изменяя основных положений, введенных Екатериной II. Предполагалось только передать всем обителям достаточное количество земли, мест для рыбной ловли и мельниц и снабдить штатные монастыри достойным жалованием (т.е. увеличить его), а заштатные ежегодной милостынею.

Введением штатов Екатерина II разорила монастыри, уменьшила их количество, сократила число монашествующих. Казалось бы, нанесла непоправимый урон монашеству России. Но обители, существовавшие за счет податей с крестьян и обязанные управлять имениями, сами тяготились подобным положением вещей.

Принципы композиции монастырей. Архитекторы духовного ведомства

В 1873 году назначается архитектор в Тамбовскую и Кишиневскую епархии. В дальнейшем епархиальные архитекторы назначаются в Таврическую епархию (1876 год), в Саратовскую (1879 год), Тверскую (1886 год), Архангельскую, Воронежскую и Вологодскую (1899 год), Иркутскую епархию и Тургайскую область (1900 год). Оплата труда архитектора Тургайской области производилась из средств государственного казначейства, в отличие от архитекторов епархий, которые получали вознаграждении из сумм отпускаемых на постройки. Скорее всего, такое отличие в оплате труда от епархиальных архитекторов было связано с небольшим строительством храмов в Тургайской области.

Затем прошли назначения в Томскую и Владивостокскую (1901 год), Забайкальскую (1903 год), Владикавказскую (1904 год) епархии. В этих назначениях интересно отметить то, что только для архитектора Владивостокской епархии было повышено с 1 до 3 % предполагаемое вознаграждение за труды, учрежденное еще в 1872 году, в связи с местными условиями.

В течение шести лет с 1904 назначения не производились, и только в 1910 уже Совет министров, а не Синод, как во всех остальных случаях, назначает архитектора в Пермскую епархию. Переход подобных назначений из ведения Синода в сферу влияния Совета министров, наглядно иллюстрирует изменения, происходившие в этот момент в российской государственной системе. С одной стороны еще большая секуляризация государства, с другой стремление Русской Церкви устранить существование статуса Синода и вернуться к Патриаршему правлению, что и произошло 18 ноября 1917 года.

Назначение в Пермскую епархию отличает также то, что оно стало последним в череде указов о епархиальных архитекторах. Возможно, производились местные изменения в характере оплаты или назначения пенсии для этой должности, но официальное назначение указом архитектора в Пермскую епархию было последним в истории Российской империи и синодального периода. К 1910 году, на территории Российской империи, состоящей из 64 епархий были назначены архитекторы в около 50 из них. Более точную цифру назвать не представляется возможным, так как во все Западные епархии должность архитектора была введена одним указом, дальнейшее распределение производилось на местном уровне.

Помимо архитекторов Санкт-Петербургской епархии, нам известны архитекторы ещё некоторых епархий: Финляндской - Василий Иванович Баранкеев, с 1895 года; Екатеринбургской - Сергей Сергеевич Козлов, в 1893-1895 годах; Новгородской - Василий Михайлович Елкашев, в 1883-1891 годы, Алексей Георгиевич Эренберг, с 1891-х; Псковской - Владимир Леонидович Назимов, 1903-1906-х годах; Виленской - Александр Матвеевич Яворский, с 1871 года.

Исследуя проводимые в Российской империи указы об установлении должности архитектора в епархиях, мы пришли к выводу, что она (должность) впервые появилась в западных епархиях и, распространялась затем в центральных районах России, последними прошли назначения по окраинам - Кавказ, Сибирь. Существовал также и дифференцированный подход к оплате труда, в малодоступных и удаленных областях подчинения архитектор получал большее жалование. Часть II

Историю появления и возрождения на территории Санкт-Петербургской епархии монастырей мы будем вести с момента освобождения приневских земель от шведов. Именно с первых лет XVIII столетия начинается на ней строительство и перестройка монастырей. Непрерывная традиция монастырского строительства отсутствовала. Поэтому, мы располагаем прекрасной возможностью выявить отличия иконографических схем допетровских монастырей от планов вновь основанных и возобновляемых монастырей возведенных на одной и той же территории. Нами отобраны четыре возобновленных и четыре вновь основанных обители. Повлияли ли на организацию возобновленных монастырей их предыдущие композиционные схемы, и отличается ли их организация от вновь основанных монастырей?

В идеальной схеме, восходящей к образу Горнего Иерусалима, в конструктивной основе монастыря господствует симметрия, ключевые элементы ансамбля обители строго подчинены единой композиционной оси и направлены к главному объему - храму.

В нашем случае на свойства организации обители, на идеальную схему влияли факторы, о которых шла речь выше. Это - заказчик, методика планирования и строительства, получившая развитие со времени петровских преобразований, географические условия, архитекторы, применяющие в планировке русских обителей традицию устройства западных монастырей, принадлежность архитектора духовному ведомству, предпочтения при выборе архитектурного решения Как ни парадоксально на первый взгляд, в монастырях именно синодального периода (наиболее обмирщенного в истории Русской Церкви) основополагающие принципы монастырской застройки, т.е. геометрическая правильность и концентричность композиции, выражены наиболее полно. Это, в свою очередь, приводило к ярко выраженной иерархии зданий, ритмической и масштабной подчиненности относительно центра ансамбля. Подобная геометрическая правильность и концентричность композиции, скорее всего, объясняются тем, что к середине XVIII века творческий метод архитекторов, работавших в России, синтезировал в себе объемно-планировочные схемы русского средневековья и композиционные, формальные приемы, привнесенные из Европы.

Композицию усадьбы монастыря, близкую к квадрату, имеют такие монастыри как, Троице-Сергиева пустынь, Староладожские Успенский и Никольский монастыри, Смольный монастырь, Александро-Невская Лавра, в Валаамском монастыре - внутреннее и внешнее каре центральной усадьбы монастыря, скиты - во имя Всех Святых, во имя Воскресения Христова, в Коневском Рождество-Богородичном монастыре — главная усадьба, Казанский и Коневские скиты. Границы монастырских комплексов отмечены оградой с башнями по углам, в центре возведен храм, несмотря на рельеф местоположения некоторых обителей, при котором была возможна геометрически неправильная композиция. При внимательном изучении планировки вышеназванных монастырей становится понятно, что первоначальная композиция была умозрительной, проектировалась на бумаге и только затем привязывалась к местности, настолько прямолинейно решена планировка всех обителей.

Рассмотрим теперь подробно объемно-пространственное построение каждого их интересующих нас монастырей, с краткой историей их строительства. Первыми будут представлены вновь основанные монастыри на территории Санкт-Петербургской епархии.

Новые монастыри

После начавшейся второй перестройки здание церкви во имя апостола Иакова было "значительно увеличено бывшими при ней братскими келиями"119 с восточной стороны и освящено во имя Воскресения Христова в 1866г.

Однако в таком состоянии храм пробыл недолго. В 1871 г. началась подготовка к постройке ц. Воскресения Христова (ил. № 76) по проекту А.А. Парланда с использованием фундамента церкви апостола Иакова, т.к. в нем осталось много фамильных склепов и отдельных захоронений, в некоторых местах - в три яруса.

Первоначальный проект А.А. Парланда, составленный им в апреле 1871 года, включал в здание Воскресенской церкви больничные кельи. Таково было желание первой и главной благотворительницы княгини А.В.Голицыной. Затем 1-го мая 1872 года вместо первого Парландом был составлен новый проект. Не стало больничных келий. Дополнен нижний (подвальный) этаж, спроектированный архитектором СВ. Садовниковым, в котором расположился храм во имя архангела Михаила, в память погребенного в нем кн. М.П. Голицына, мужа А.В. Голицыной.

В проектировании храма Воскресения Христова участвовали также архимандрит Игнатий /Малышев/ и архитектор П.Ю. Сюзор, который проверял проект и чертеж в техническо-строительном комитете и сделал замечания и поправки по устройству купола и фундамента.

В июле 1884 года митрополит Исидор освятил собор, который стал в итоге: пятиглавым, крестово-купольным, в византийском стиле. Центральная глава на барабане была намного выше остальных четырех, располагавшихся над боковыми нефами. Храм был вытянут по основной оси существенно больше, чем по поперечной, и все ветви пространственного креста покрыты двухскатной крышей, имея с западной, северной и южной сторон сложночлененные порталы.

По предложению архимандрита Игнатия /Малышева/ фасад ц. Воскресения Христова украсили барельефами с изображениями основоположников христианства на Руси и двумя барельефами Спасителя. Все они, кроме изображения св. Ольги, исполненного Н.Р. Бахом, выполнены скульптором P.P. Бахом, при участии в подготовительных работах скульптора Трусова.

В храме Воскресения Христова алтарная преграда включала в себя только две большие иконы: Спасителя и Богородицы. Скульптуры двух бронзовых посеребренных ангелов, поддерживавших царские врата, были исполнены P.P. Бахом, по модели A.M. Опекушина. В бронзовые позолоченные царские врата были включены редкие по технике исполнения иконы, написанные на перламутре.

В конхе алтаря Воскресенской церкви были сделаны оконные проемы, для которых специально написали иконы на стекле: Спасителя, Божией Матери, Александра Невского, Иоанна Крестителя и Марии Магдалины. Они были «изготовлены художником В.Д. Сверчковым в Мюнхене , из которых три: Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя, были оплачены и пожертвованы храму почетным потомственным гражданином И.М. Ветошкиным. Остальные живописные работы по стеклу, находившиеся в церкви Воскресения Христова, выполнялись»123 на Императорском фарфоровом заводе.

Ризы для образов в иконостасе были работы С.Ф. Верховцева, а в приделах - В.И. Блюма. Главное паникадило и эмалированные люстры в нишах работы придворного фабриканта Постникова поступили с московской мануфактурной выставки.

Санкт-Петербургские ведомости, вторник 31 июля (12 августа). 1884. ш«...Отправившись в Мюнхен на казенный счет, он изучил приемы живописи на стекле и затем завел для неё мастерскую сперва в Мюнхене, потом в Шлейсгейме и с 1872 г. во Флоренции...». Булгаков Ф.Н. Наши художники, т.1, СПб., 1913. С. 148.

Киоты для образов иконостаса Воскресения храма Христова были сделаны из мрамора и других ценных пород камня, перед ними стояли два многосвечника124, исполненных из лазурита и золоченой бронзы на фабрике Шопена. Хоругви расписала великая княгиня Елена Михайловна.

После Великой Отечественной войны ц. Воскресения Христова пострадала значительно больше остальных. От неоднократного попадания снарядов были повреждены барабаны куполов и разбита апсида. "В акте от 20 октября 1950 г. зафиксировано близкое к полному разрушению состояние здания и согласован вопрос о разборке ц. Воскресения Христова"126.

Продолжим историю строительства монастыря с северной линии монастырского каре. Первоначальные братские кельи были деревянными, их заменили на каменные при строительстве монастыря по плану П.А. Трезини. В 1762 году были выстроены два южных братских келейных корпуса, и два северных с церковью прп. Сергия Радонежского, настоятельскими кельями и трапезной, северо-западная и северо-восточные башни.

Северная линия была парадной до конца XVIII века, момента изменения направления движения петергофской дороги. В середине XVIII века перед входом в монастырь в центре северной линии каре, между корпусами келий, был вырыт пруд, и через него перекинут мост для въезда в пустынь /пруд сохранился до нашего времени с частью Старо-Петергофской дороги и каналом Петра I127/.

Возобновленные монастыри

Первоначально здание келейного корпуса составляло часть ограды, и его первый этаж "перерезал перекрытый сводом проезд", но в 1860 году при перенесении ограды ближе к берегу Волхова проезд заложили.190

Появление келейного корпуса положило начало формированию восточного фасада монастырского комплекса и изменению облика всего монастыря, так как до его появления, вновь прибывающие монахини, строили себе отдельные деревянные домики на территории обители. К сожалению, и после постройки келейного корпуса традиция возведения отдельных деревянных домиков была продолжена, так в 60-х годах XIX столетия, их располагалось 18 на территории монастыря, что не придавало архитектурному облику организованности и законченности.

Успенский собор Успенский собор (ил. № 146, 147, 148), возведенный в середине XII века, был обстроен (не позднее 1727 года) деревянными. Благовещенским приделом и колокольней. Затем, в его облике, в конце XVIII - начале XIX века произошли существенные изменения. Игуменья Евпраксия после получения денег из казны в 1781 году пристроила к Успенскому собору каменную колокольню, взамен деревянной, увеличила число колоколов. В 1802 году к Благовещенскому приделу была пристроена каменная паперть. Двухъярусная колокольня надстраивается в 1829 году третьим ярусом, что существенно обогатило силуэт монастыря, и увеличило его градостроительную значимость. Затем в 1833 году по проекту архитектора А.И. Мельникова был перестроен в камне Благовещенский придел. Таким образом, к первой трети XIX века Успенский собор приобрел те черты, которые формировали облик монастыря вплоть до 1956 года -начала его планомерной реставрации, разборки пристроек и колокольни и выявления его первоначального облика. Вместе с пристройками, по ошибке, был разобран и каменный притвор XII в., остававшийся в составе паперти.

Двухэтажная каменная трапезная. Больничный корпус с церковью Крестовоздвиэюенъя.

Здание трапезной (ил. № 153), в оформлении фасадов которого присутствуют элементы декора в национальном стиле, построено в 1856-1858 годах предположительно по проекту A.M. Горностаева. Другие источники191 называют автором трапезной К.И. Брандта. Скорее всего, оба архитектора выступали в соавторстве при строительстве трапезной и затем Больничного корпуса с Крестовоздвиженской церковью в 1860-1862 гг.

Анализируя архитектурную отделку зданий, можно с определенностью сказать, что проект и фасады здания трапезной производились в основном A.M. Горностаевым. По манере выполнения фасады трапезной подобны фасадам Братского корпуса в Троице-Сергиевой пустыне, келейного корпуса в Никольском скиту и здания гостиницы на Валааме, где авторство этого архитектора неоспоримо. Косвенно основное авторство A.M. Горностаева подтверждает его присутствие в Старой Ладоге именно в период с 1858 по 1859 год, когда им производилось строительство и в Никольском монастыре Старой Ладоги. В период с 1859 по 1862 год Горностаев интенсивно работал в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом над строительством Братского корпуса и не мог непосредственно участвовать в возведении Больничного корпуса с церковью Крестовоздвиженья.

В строительстве здания больничного корпуса с Крестовоздвиженской церковью (ил. № 154, 155) большее участие принимал К.И. Брандт. A.M. Горностаев выполнил только эскизный проект, который дорабатывал Брандт. Он же вел и дальнейшее строительство, что подтверждается наглядно манерой оформления фасадов и углов здания, отличной от горностаевской (например, применены строенные полуколонны, завершенные кокошниками), различной стилистикой зданий трапезной и больницы.

Желание построить больничный корпус возникло у настоятельницы монастыря игуменьи Дионисии еще в 1856 году, но только при материальной поддержке петербургских купцов Никифора Никитина и Михаила Ногина, к которым присоединились затем и многие другие жертвователи, постройка была осуществлена. О её начале были произведены соответствующие указы Консистории: № 6055 от 20 октября 1860 года - разрешается приступить к постройке больничного корпуса, № 4448 от 18 ноября 1860 года -разрешение построить в больничном корпусе церковь.

К 1862 году строительство больничного корпуса с церковью Крестовоздвиженья было завершено, и освидетельствовано епархиальным архитектором Г.И. Карповым, на соответствие плану и фасаду, утвержденным Губернской строительной и дорожной Комиссией. 13 сентября 1862 года церковь во имя Воздвиженья Честного Животворящего Креста Господня была освящена архимандритом Староладожского Никольского монастыря Аполлосом.192 Надо также отметить тот факт, что желание игуменьи Дионисии поощрить через Святейший Синод благотворителей участвовавших в строительстве не увенчалось успехом и привело только к длительному финансовому разбирательству всех обстоятельств строительства.

Похожие диссертации на Монастыри Санкт-Петербургской епархии в синодальный период: особенности архитектурного формирования