Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Формирование национального самосознания как социально-педагогическая проблема 17
1.1. Вопросы формирования национального самосознания в психолого-педагогической науке 17
1.2. Ведущие факторы формирования национального самосознания учащейся молодежи 48
1.3. Особенности формирования национального самосознания учащихся системы среднего профессионального образования в области культуры и искусств 77
Глава 2. Совершенствование системы работы по формированию национального самосознания у учащихся колледжей культуры и искусств 95
2.1. Обогащение содержания и форм учебно-воспитательной деятельности 97
2.2. Культурно-досуговая деятельность как средство формирования национального самосознания учащихся 129
2.3. Педагогическая модель формирования национального самосознания 144
Заключение 165
Список использованной литературы 173
- Вопросы формирования национального самосознания в психолого-педагогической науке
- Особенности формирования национального самосознания учащихся системы среднего профессионального образования в области культуры и искусств
- Обогащение содержания и форм учебно-воспитательной деятельности
- Культурно-досуговая деятельность как средство формирования национального самосознания учащихся
Введение к работе
Актуальность проблемы исследования. Сложное сплетение экономических, политических, социальных, национальных проблем на современном этапе общественного развития актуализировало проблемы формирования национального самосознания.
Развитие каждого суверенного государства опирается на национально-культурные традиции, на осознание каждым человеком своей национальной принадлежности, уникальных и неповторимых достижений культуры, которые порождены историей данного этноса, его природной средой, геополитической спецификой, достижениями в различных областях духовной жизни. Однако сегодня национальная самобытность любого народа органично переплетается с активно протекающими общечеловеческими процессами.
Научно-технический прогресс, динамизм социальной жизни, расширение международных контактов, бурное развитие средств массовой информации привели к формированию нового системного качества - общечеловеческой культуры, вобравшей в себя мировые научные и производственно-технические достижения, равняясь на которые человечество строит единую планетарную цивилизацию XXI века, идет по пути утверждения этнокультурных традиций и культуры межнациональных отношений, основанных на интеграции национальных и общечеловеческих ценностей. Вместе с тем, как показал опыт Таджикистана, резкий переход общества от одного состояния в другое, отсутствие серьезного внимания к назревшим проблемам, связанным с ростом национального самосознания осложняет межэтнические и межнациональные противоречия, становится источником опасных столкновений на этнической почве.
Экономические трудности, политическая нестабильность, отсутствие конструктивных идеологических установок осложняют
социально-культурные процессы, лишают государство и общество возможности воспитывать подрастающее поколение на лучших традициях национальной культуры, эффективно строить межнациональные отношения, формировать чувство сопричастности как к национальным, так и общечеловеческим ценностям; не позволяют в полной мере реализовать созидающий потенциал культуры и образования, увидеть в своей стране и автономную, обладающую неповторимым своеобразием национально-культурную общность, и органичную часть единого мирового сообщества.
В условиях становления национальной государственности как никогда актуализируется интерес к этногенезу, к осмыслению своих исторически сложившихся ценностей национальной культуры. И это вполне объяснимо, ибо приобретение подлинного суверенитета и государственности связано с ростом национального самосознания, пробуждением интереса к исторической преемственности своего народа, возрождением национально-государственных структур, национальных языков, религии, быта, культурно-образовательных традиций, народных праздников, обрядов, обычаев, своеобразием воспитательных систем и т.п.
На волне этого логически оправданного интереса проявляются и явно негативные тенденции, регионально-кастовые отношения, местничество, национальная ограниченность, ущемление прав других этнических групп. Эти противоречия проявились в условиях Республики Таджикистан, где глубокий экономический и политический кризис послужил основой братоубийственной гражданской войны, которая существенно деформировала такие традиционно присущие таджикам национальные черты, как миролюбие, добросердечность, уважение к памяти предков и этнокультурным святыням, патриотизм, национальное единство, почтительное отношение к иным народам, к ценностям отечественной и мировой культуры.
О важности и актуальности формирования национального самосознания у учащейся молодежи в системе образования в целом, и в среднем профессиональном обучении в частности, свидетельствуют принятые в последние годы в Республике Таджикистан новые государственные нормативные документы и акты: законы Республики Таджикистан «Об образовании», «О культуре», «Концепция национальной школы», «Национальная концепция образования в Республике Таджикистан», «Программа этнокультурного образования в республике», «Государственные стандарты разных направлений общего и профессионального образования» и т.п. Ведущими и перспективными идеями этих документов являются идея гуманизации, демократизации, которая стимулировала рост национального самосознания и использования в образовательно-воспитательной деятельности национальных и общечеловеческих ценностей, создание социально-культурных условий для самореализации личности, развития ее духовных потенций.
Особую актуальность проблема формирования национального самосознания основанной на интеграции национальных и общечеловеческих ценностей, приобретает среди учащейся молодежи и в первую очередь студенчества, которое проявляет свою активность, как в прогрессивных, так и регрессивных социально-политических ситуациях, этнических и межэтнических процессах. Наглядно это проявилось в Таджикистане, где наряду с другими слоями населения в вооруженный конфликт были вовлечены и студенты, где в результате обострения внутри этнических противоречий образовалось противостояние между студентами, представляющими разные кланы и регионы. Вовлечение школьников и студентов в гражданскую войну могло в будущем стать источником новых, более опасных столкновений на межрегиональной основе. В сложившейся ситуации возникла острая необходимость исследовать проблемы
формирования национальной культуры молодежи, определить причины того, почему региональная самоидентификация и осознание локальной принадлежности преобладают над общенациональным самосознанием, почему еще сохранились кланово-кастовые и местнические проявления, имеет место неуважительное отношение к представителям других этнических групп.
Формирование национального самосознания непреложное условие суверенитета и государственности любого народа. В обыденных условиях этот процесс в основе своей концентрируется в семье, где носителями этнокультуры выступают ее старейшины. Однако в кризисной ситуации возникает социальная потребность подкрепить его мерами государственного и общественного воздействия, в первую очередь ориентированного на молодежь как наиболее предрасположенную к усвоению ценностей, динамичную и активную общность.
Степень разработанности проблемы. Проблема формирования национального самосознания молодежи относится к числу комплексных и находится на стыке ряда гуманитарных наук. Хотя в данной диссертации эта проблема исследуется с педагогической позиции, тем не менее, возникла необходимость в использовании достижений таких отраслей обществознания как философия, культурология, история, социология, социальная психология, политология, этнология и т.д.
Теоретические проблемы этноса наиболее широко начали разрабатываться с середины 60-х г.г. С.А.Токаревым, Н.Н. Чебок-саровым, В.И.Козловым. Особую роль в этом отношении сыграла концепция Ю.В.Бромлея, согласно которой этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык, культура, этническое самосознание и самоназвание), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях - террито-
риальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых, а также концепция С.Т.Калтахчана, определившего национальное самосознание как порождение общности экономических, национальных особенностей психологии, культуры, обычаев, традиций.
В 80-е гг. расширился фронт этносоциальных исследований: стали изучаться этнокультурные, этнопсихологические, этнолингвистические и др. аспекты национальных отношений, в результате которых были освещены этнические аспекты национальных отношений в СССР.
Огромный материал по проблемам этноса накоплен в философской и социологической мысли стран дальнего зарубежья (М.Вебер,Э.Геллнер, Р.Дарендорф, Г.Зиммель, Л.Козер, Х.Кон, Ф.Хайек, Э.Шилз, Ш.Эйзенштадт и др.). В последние годы появились несколько исследований, посвященных этничности культуры, определяющейся этнологами и культурологами двумя основными параметрами: над индивидуальностью (коллективностью, массовостью) и устойчивостью (традиционностью, повторяемостью); выполняя основные функции в национальной идентификации, они играют этнодифференцирующую роль (В.Г.Бабаков, В.М.Семенов и др.).
Были исследованы вопросы культуры межнационального общения, сущность которой заключается во взаимном обмене этнокультурными ценностями и восприятии носителя иной культуры как ценности; в межкультурном диалоге, в познании общечеловеческих ценностей в диссертационных исследованиях (Т.У.Абдуллаева, Л.Белоусов, М.С.Иномова, Н.Б.Пантелеева, И.П.Селезнева, Б.Шнюков и др.), в ряде учебников и учебных пособий по культурологии и нашли свое отражение в материалах научных конференций, симпозиумов, официальных документах, в
политической публицистике. Трактовка национального самосознания и общечеловеческих ценностей дается в философском, политологическом, культурологическом, педагогическом, этнологическом и иных энциклопедических словарях.
В решении проблем формирования национального самосознания этнокультурных и общечеловеческих ценностей важное место отводится творческому применению классического педагогического наследия Востока, воплощенного в произведениях выдающихся мыслителей Балъами, Ар Рази, Рудаки, Фирдоуси, Абу Али Ибн Сина, Носир Хусрав, Хафиз и Саади, Камол Худжанди и Абдурах-мана Джами, Ахмад Дониша и Садриддина Айни и др, которые дали достаточно сильный импульс обогащению и углублению новых аспектов педагогической науки.
Стоявшие у истоков российской педагогики К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский склонялись к мнению, что в основе сложного процесса формирования разносторонне развитой, духовно богатой и высоконравственной личности должны лежать общечеловеческие принципы, и идея взаимообогащающего соотношения национальных и общечеловеческих ценностей, что представляет собой основу нового типа образования и воспитания.
В начале 90-х годов в ряде научных сборников и статей получил отражение коренной поворот нравственных ориентиров - от классовых к общечеловеческим ценностям (В.С.Степин, А.А.Гусейнов, В.М.Межуев, В.И.Толстых, Ю.А.Шрейдер и др.), которые исследовались и преломлялись в целостном учебно-воспитательном процессе (С.Г.Вершловский, В.А.Караковский).
Разработке проблем соотношения общечеловеческого и национального были посвящены X и XVII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки Рос-
сийской Академии Образования, материалы которых изданы под редакцией и научным руководством З.И.Равкина.
С началом социальных преобразований, национально-культурного возрождения получили мощный импульс для дальнейшего развития этнопедагогические исследования, которые в течении десятилетий не находили своей реализации в этнокультурной политике (Г.Н.Волков, В.М.Беркутов, А.Н.Желобский, Е.П.Жирков, А.Э.Измайлов, Г.А.Станчинский, К.Д.Ушинский, И.А.Шаров, Я.И.Ханбиков и др.). Эта область педагогики воплотилась в разработке концептуальных основ этнопедагогики, как науки о регионально-этнической культуре воспитания, анализе роли национальной культуры в процессе формирования личности и других вопросах развития национального образования. Формируется этническая ветвь досуговой педагогики (Т.И.Бакланова, А.С.Каргин, В.С.Ку- зин, Э.А.Петрова и др.).
Сегодня в образовании стран СНГ происходит утверждение этнокультурного подхода, направленного на организацию воспитательно-образовательной сферы в духе национальных традиций с учетом опыта других государств (Н.Д. Никандров).
Учитывая специфику темы, ее региональную особенность, специальное внимание нами уделялось исследованиям общеметодологического характера, а также вопросам, которые непосредственно посвящены изучаемому региону. В этой связи следует отметить существенный вклад в разработку этой проблемы историков и философов Таджикистана. (Ш.Абдуллоев, Б.Гафуров, М.Гулямов, З.А.Дадабаева, М.Диноршоев, С.Джонов, Р.Масов, А.Мирзоев Н. Негматов, М.Осими, М.Раджабов, Н.Салимов, А.Турсунов, Ф. Тур-сунов, Б.Шарипов, И.Шарипов, Ш.Шоисматуллоев, А. Шукуров и
др.)-
Проблемы воспитания молодежи в духе национальных и общечеловеческих традиций отражены также в трудах ученых-педагогов, психологов и методистов Республики Таджикистан, в частности, Х.Авзалова, Р.Амирова, М.Арифи, Х.Буйдакова, М.Каримовой, Х.Лутфуллаева, И.Обидова, А.Пахлавонова, А.Рахимова, Б.Рахимова, Б.Сафаралиева, С.Сулейманова, Ф.Шарипова, М.Юлдошевой и других исследователей. В их работах отражена тенденция поиска путей востребования общечеловеческих культурных ценностей таджикского народа в деле обучения и воспитания, оказавших огромное влияние на развитие педагогической мысли как на Востоке, так и на Западе.
Однако, как показал анализ научной литературы, на сегодняшний день еще отсутствуют комплексные исследования проблем непрерывного и преемственного формирования личности как носителя национальных и общечеловеческих ценностей, не выработана единая концепция формирования национального самосознания, не определена её структура и функции в новых социополи-тических реалиях современного этапа. Очень мало изучено значение духовно-нравственных факторов в формировании национального самосознания учащейся молодёжи. Недостаточно исследовано гармоническое соотношение общечеловеческих с национальными ценностями, что приводит к одностороннему подходу в определении и реализации педагогических целей, задач, содержания и форм обучения и вне учебной деятельности при учете их национальных и общечеловеческих компонентов.
Глубокие противоречия между объективной потребностью формирования национального самосознания учащейся молодежи, и не в полной мере использования возможностей средних профессиональных учебных заведений обусловила целесообразность осуществления комплексного эмпирического исследования, цель ко-
торого раскрыть педагогические особенности формирования национального самосознания в системе среднего специального образования культуры и искусства и выявить пути его совершенствования.
Объектом исследования послужила учащаяся молодежь средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства^-""''" воспитани^у кик'национального самосознания.
Предметом исследования стал педагогический процесс формирования национального самосознания в условиях колледжей культуры и искусств.
База исследования концентрировалась в колледжах культуры
и искусств республики. Выборочные аспекты эксперимента осуще
ствлялись в республиканском колледже культуры им.
П.Буйдакова, Душанбинском, Ходжентском колледжах искусств,
музыкальном колледж-интернате им. М.Собировой.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:
вычленить наиболее актуальные проблемы формирования национального самосознания учащейся молодежи на современном этапе развития Таджикистана;
определить степень научной разработанности проблемы формирования национального самосознания как педагогического феномена;
обосновать ведущие педагогические факторы формирования национального самосознания учащейся;
выявить педагогические особенности формирования национального самосознания учащихся средних профессиональных учебных заведений культуры и искусств;
разработать систему работы учреждений среднего профессионального образования культуры и искусств, обеспечивающей
формирование у учащихся Таджикистана национального самосознания и определить пути ее совершенствования.
Изучение истории и теории вопроса, подкрепленное осуществленным нами поисково-констатирующим исследованием, позволило сформулировать рабочую гипотезу исследования, исходящую из того, что педагогический процесс формирования национального самосознания учащейся молодежи будет эффективным, если:
преодолеваются местнические, регионально-клановые проявления, национальная' ограниченность молодежи, препятствующие утверждению общенационального единства;
будут учтены педагогические особенности учащихся средних профессиональных учебных заведений, использующих воспитательный потенциал национальной культуры и искусств;
будет обеспечено единство социально-гуманитарной и художественной подготовки учащихся в целостном учебно-воспитательном процессе, четко определены границы использования эстетического потенциала;
процесс формирования национального чувства будет опираться на искусство и другие виды художественной деятельности: смотров, конкурсов, фестивалей, выставок, кружков и клубов по народному искусству и.т.д.
Методологической основой исследования стало духовное наследие выдающихся мыслителей таджикского народа; идеи и взгляды крупнейших российских и зарубежных ученых в области философии, культурологии, педагогики, психологии на роль национальных и общечеловеческих ценностей в формировании разносторонне развитой, духовно богатой и высоконравственной личности, на межличностные и межнациональные отношения, на необходимость реализации соотношения национального и общечеловеческого в духовной жизни, в частности в педагогическом про-
цессе. Ценными явились выдвинутые положения о реформировании системы образования и воспитания, модернизации их содержания с учетом требований концепции национального образования суверенного государства и сложившихся к началу XXI века общечеловеческих ценностей.
Кроме того, решению сложной и актуальной проблемы формирования национального самосознания безусловно способствовало конструктивное изучение научно-педагогического опыта Таджикистана, аккумулированного в обобщающих материалах Таджикской Академии наук и НИИ педагогических наук.
Этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе исследования (1987-1992) изучалась фило-софско-социологическая, политическая, культурологическая, этнологическая и психолого-педагогическая литература по вопросам формирования национального самосознания, обобщался опыт учебной и вне учебной деятельности учреждений среднего профессионального образования культуры и искусств в республике по формированию национального самосознания; разрабатывалась концепция исследования и программа опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (1992-1997 г.г.)продолжалось изучение литературе по проблеме, анализировались учебные планы, содержание учебных программ, пособий, методических материалов, качество лекций, практических и других занятий, апробировались новые формы и методы работы в базовых колледжах культуры и искусств. На этом этапе существенную роль сыграло участие и личные наблюдения автора за учебной и вне учебной культурно-
досуговой деятельностью. Проводились сравнительные срезы по анкетам.
На третьем этапе (1998-2003 г.г.) обобщались результаты исследования в ряде колледжей культуры и искусств республики, внедрялась система учебно-воспитательной работы, основанная на гармоническом соотношении национальных и общечеловеческих ценностях. На этом этапе исследования была внедрена « Программа формирования национального самосознания учащейся молодёжи средствами учебной и вне учебной деятельности».
Работа выполнена в рамках единой темы института искусств «Социально-педагогические основы формирования национальной культуры молодежи», прошедшая экспертизу АН Республики Таджикистан.
Достоверность положений диссертации достигнута целостным подходом к проблеме, широтой его опытно-экспериментальной базой и адекватностью и задачам научного поиска.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:
на международных симпозиумах, конференциях и семинарах (Душанбе 1990, 1995, 1996, 1997, 1998,) Ташкент (1991), Чимкент (1992);
на республиканской научно-практической конференции по проблемам «Воспитания национального самосознания и национальной гордости» в НИИ педагогических наук (1999 г.);
— на конференциях в Кургантюбинском педагогическом
(1991 г.) и Ходжентском университетах (1996 г.), на ежегодных на
учных конференциях в институте искусств (1987-2003 гг.).
Основные результаты исследования освещались в 10 научных статьях, учебном пособии, в лекциях, докладах, на спецкурсах, чи-
таемых аспирантом в Таджикском государственном институте искусств (1987-2003 гг.), и в системе повышения квалификации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования проявилась в обосновании национального самосознания как неотъемлемой части сознания молодежи и путей его формирования в условиях колледжей культуры и искусств республики.
Исследование позволило решить проблему выявления педагогических механизмов развития национального самосознания учащихся и раскрытия педагогических технологий формирования национального самосознания в процессе учебной и вне учебной деятельности. Значимость исследования нашла свое отражение в обосновании модели формирования национального самосознания молодежи, которая интегрирует в себе выработанные веками принципы народной педагогики, феномен взаимодополняющего единства национальных и общечеловеческих ценностей.
Практическая значимость исследования выразилась в обосновании педагогической «Модели формирования национального самосознания молодежи Таджикистана» в раскрытии условий ее успешного функционирования. Разработанная и успешно апробированная в процессе формирующего педагогического эксперимента Модель позволяет средним профессиональным и высшим учебным заведениям культуры и искусств республики успешно сочетать образовательную и воспитательную деятельность, которая обеспечивает эффективность процесса национального самосознания и подрастающего поколения.
На основе материалов исследования разработана и успешно внедрена система учебных планов, программ, учебных пособий и методических рекомендаций в помощь средним профессиональным учебным заведениям культуры и искусств республики.
Исследование позволяет вынести на защиту следующие положения:
1. Концепцию формирования национального самосознания
учащихся системы среднего профессионального образования куль
туры и искусств основанную на:
— педагогических особенностях этой системы, проявляю
щуюся в широком использовании национальной культуры и искус
ства в воспитании чувства общенационального единства учащихся
и преодолении местничества и регионально-кастовых проявлений;
органическом соединении учебного процесса и вне учебного времени, где средствами культурно-досуговои деятельности формируется чувство сопричастности за судьбу отечества;
учет этнического состава групп учащихся и организации учебной и вне учебной деятельности на основе изучения их национальных языков, культур, традиций, а также углубленного изучения ими языков и культуры коренного населения.
2. Систему работы по формированию национального самосоз
нания учащихся средствами учебной и вне учебной деятельности,
которая предусматривает:
внедрение новых, инновационных форм и методов занятий и построенных на активности самих учащихся и использующих элементы художественности (урок - театрализованное представление, экскурсии в прошлое, деловые игры, вопросно-ответные формы занятия, уроки -учебные мероприятия и т.д.).
организацию и проведение организационно-педагогических мероприятий, стимулирующих процесс формирования национального самосознания: конкурсы, фестивали, концерты, выставки, национальные праздники, кружки и клубы по национальному искусству и т.д;
— модель формирования национальной идентичности учащихся.
Вопросы формирования национального самосознания в психолого-педагогической науке
Во все времена наука не обходила вопросы национального самосознания. Чтобы глубже и полнее исследовать вопросы национального самосознания, определить свой предмет, выявить его специфику, рассмотреть его как часть (подсистему), более широкой системы, педагогическая наука обращается к данным других наук. В этой связи особую актуальность и большой интерес проблема национального самосознания представляет для философской и этнологической науки.
Небывалый подъем национальных движений и межэтнические конфликты в бывших странах социалистической ориентации выявили явную ограниченность и несостоятельность тех представлений, концепций и теорий, которые доминировали в общественном сознании наших народов. Известный тезис о полном и окончательном решении национального вопроса в бывшем СССР привел к игнорированию и затушевыванию глубоких, порой антагонистических противоречий в этой сфере. Доминирование идеологических норм в общественном сознании сковывало развитие творческой мысли и объективное исследование проблем, связанных с развитием нации и межнациональных отношений. В разработке этих проблем вместо научной истины заняли идеологические мифы. Хотя имелись и серьезные научные исследования в данном направлении, они были как «капля в море».
Сложные и противоречивые процессы, происходящие ныне в сфере межнациональных и межэтнических отношений на территорий бывшего Советского Союза, поставили перед обществоведами задачу пересмотра существующих теорий и разработку новых, перспективных концепций. В последние годы наряду с другими проблемами строительства национального государства у этнологов, историков, философов, политологов, культурологов отмечается все возрастающий интерес к исследованию национального самосознания.
Особенности национального самосознания ярче раскрываются в переломные и тяжелые моменты истории народов. Не случайно интерес к проблеме национального самосознания в советской науке пробуждается в суровый период Великой Отечественной войны и трудные годы восстановления разрушенной войной Родины. Именно в это время появляются труды историков В.В.Мавродина, литературоведа Д.С.Лихачева и этнографа П.И.Кушера и других специалистов, в которых отличалась важная роль национального самосознания как фактора национальной консолидации и сплоченности.
В исследовании теории наций, этноса и связанных с ней проблем, первенство долгие годы принадлежало Советской этнографической науке. П.И.Кушнер, в последующие годы известные этнографы Токарев С.А., Чебоксаров Н.Н., Козлов В.И., В.И. Бром-лей, Ю.В.Джарылгасымова, Кон И.С, Дробижева Л.М. и другие исследовали суть и природу национального самосознания.
Еще в 1942 году в Ташкенте была проведена научная сессия по этногенезу Средней Азии. В ней участвовали такие ведущие этнографы по данному региону как Толстое СП., Ошанин Л.В., Удальцев А.Д., Кисляков А.А., Бернштам и другие. Конференция имела огромное теоретическое и историографическое значение, ее материалы не потеряли свою актуальность и в наши дни. Дискуссия развернулась по вопросу национального самосознания и его месте среди других признаков нации (этноса), о включении или не включении его в число компонентов нации.
По мнению известного этнографа Чебоксарова Н.Н. фактор этнического самосознания является решающим для определения принадлежности к той или иной этнической общности. В связи с этим, по мнению исследователя, «этнической общностью можно считать всякую общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально- экономических связях на взаимопонятном языке, сохраняет, как правило, на протяжении всего своего существования известную культурную специфику и сознает себя отдельной самостоятельной группой». (168, 5).
Проблемой национального самосознания вплотную занимался другой известный этнограф Козлов В,Н. «Этническое самосознание, - писал он, - сознание принадлежности к определенному народу, конкретно проявляющееся в употреблении им единого названия народа» (65, 173). В своих работах он выдвинул национальное самосознание на первое место среди других признаков нации.
Теоретические проблемы этноса наиболее широко начали разрабатываться с середины 60-х годов С.А.Токаревым, И.Н.Чебаксаровым. Особую роль в этом отношении сыграла концепция Ю.В.Бромлея, согласно которой «этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык, культура, этническое самосознание и самоназвание), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, государственно правовых» (18,58).
В 80-е годы расширился фронт этносоциальных исследований. Стали изучаться этнокультурные, этнопсихологические, этнолин гвистические и другие аспекты национальных отношений, в результате которых были освещены этнические аспекты национальных отношений в СССР.
В философской и социологической мысли страны дальнего зарубежья накоплен огромный материал по проблемам этноса. (М.Вебер, Э.Геллнер, Р.Дарендорф, Г.Зиммель, Л.Козер, Х.Кон, Е.Кривец, Ф.Хайек, Э.Шилз, Ш.Эйзенштадт и другие).
Различные аспекты этнической психологии раскрываются в исследованиях В.С.Агаева, А.Л.Дергач, Л.М.Дробижевой, Б.А. Душкова, А.А.Кокорева, В.Г.Крысько, Г.У.Кцоевой, В.С.Мухиной.
Однако стремительные политические процессы: распад СССР, суверенизация, появление «горячих точек» в различных регионах бывшего Советского Союза, гражданская война в Таджикистане наглядно показали недостаточную работоспособность и идеологи-зированность решения вопроса о нациях и национальном самосознании.
Национальной политикой, которая проводилась в советское время, был нарушен естественный процесс формирования этнического самосознания в республиках бывшего союза, в том числе в Таджикистане. Это проявилось в:
- насильственном выселении народов со своих исконных земель;
- замалчивании и искажении истории народов, их национально-территориального деления;
- преследовании традиционных народных культур и огульном отрицании национально-культурных традиций;
- пренебрежительном отношении к религиозным учениям, принудительной атеизации массового сознания;
Особенности формирования национального самосознания учащихся системы среднего профессионального образования в области культуры и искусств
Формирование национального самосознания зависит от исторически конкретной социально-экономической структуры общества. Поэтому для выявления особенностей формирования национального самосознания в различных общественно-экономических системах необходимо учитывать общественные требования предъявляемые к личности учащихся.
В каждом обществе вырабатывается процесс социализации личности, т.е. развития активного, полноценного члена общества, ходе которого осуществляется подключение индивида к социальной памяти данной общности, освоение им национальных и общечеловеческих ценностей. Через различные социальные механизмы и институты индивид осваивает необходимые производственные навыки, практические знание о духовных ценностях своего народа, культурные образцы и нормы.
Требования, предъявляемые таджикским обществом к воспитанию и образованию в нынешних условиях, исходят из того, что «мы должны с учетом требований суверенного государства, направлений общественного развития, нравственных и моральных устоев народа и общечеловеческих ценностей заново пересмотреть всю систему воспитания и образования ».(131,47).
Для теории и практики воспитания необходимо формирование таких качеств, которые отражали бы национальные и общечеловеческие ценности.
Важность совершенствования процесса формирования национального самосознания на основе национальных культурных традиций, обогащенным общечеловеческими ценностями, всех народов Республики Таджикистан, исходит из того, что сегодня, с приобретением суверенитета страной таджиков и возникновением необходимой острой потребности в определении пути и установки республики к будущей цивилизации пришло время «наладить все дело обучения и воспитания, школы и образования на основе тех неоценимых духовных, нравственных, культурных и психологических ценностей нации и народной педагогики с учетом возможностей и требований современности и общечеловеческих ценностей.» (132, 190).
Воспитательная задача учебных заведений, вытекающая из гуманистического характера образования, приоритета человеческих ценностей, реализуется совместной учебной, внеучебной и общественной деятельности обучающихся определены также в положении об образовательном учреждении, уставах высших и средне-специальных учебных заведениях.
Общественные требования и особенности формирования национального самосознания исходят из того, что необходимо воспитать разносторонних, нравственно чистых, духовно богатых учащихся, обладающих чувством ответственности, в сознании и поведении которых отражаются национально-культурные традиции и общечеловеческие ценности.
Формирование национального самосознания способствует консолидации таджикской нации, обеспечении ее национального единства, взаимопониманию и солидарности учащихся, воспитанию их в духе дружбы народов.
Обретение суверенитета республик, развал единого государства советского народа не могло не сказаться на растворении общих социально- культурных ценностей, значительно затруднило процесс формирования национального самосознания. Формирование национального самосознания приобретает особую актуальность в условиях, когда наши недоброжелатели, враги таджикской нации и народов Таджикистана, используют местничество как одно из ведущих орудий подрывающих изнутри единство таджикской нации, ставя интересы регионов выше интересов нации, превышают национальные особенности и национальные барьеры, натравляют одни регионы на другие.
Особенности формирования национального самосознания в Центрально-азиатских государствах, заключаются в том, что после приобретения национальной независимости был выбран светский путь развития государства. Наряду с этим значительно активизировался религиозный (исламский) фактор. Бурное развитие получила культура, опирающаяся на ценности Ислама. Эта культура активно влияет на формирование самосознания личности, на этно-культуру народов этих регионов. Осознавая значимость мусульманской религии, вместе с тем нельзя не видеть теневые стороны исламского экстремизма и фанатичного фундаментализма, угрозу создания в Таджикистане и всей Центральной Азии исламских государств. Настораживает неправильное толкование отдельных положений Ислама, вытеснение в отдельных регионах светских ценностей культуры. Начала беспокоить угроза исламского фундаментализма; не может не вызвать также тревогу и мусульманское просвещение детей, подростков и молодежи которое не всегда имеет социально-значимый педагогический результат.
Все это заставило пересмотреть многие стереотипы восприятия социокультурных ценностей, попытаться устранить многие ошибки в формировании национального самосознания, допущенные на раннем этапе становления суверенного и государства, преодолеть деформации ряда принципов учебно-воспитательной деятельности, к числу которых относится принцип гармонического соотношения национальных и общечеловеческих ценностей в процессе формирования национального самосознания учащейся молодежи.
Обогащение содержания и форм учебно-воспитательной деятельности
Для разработки оптимальной модели формирования национального самосознания необходимо было изучить состояние приобщения учащихся к национальным ценностям в практике обучения, в частности выяснить, чем руководствуются учителя, планируя теоретические и практические занятия и на основе каких принципов отбирают учебный материал для развития у них национальных интересов, какие методы и приемы чаще всего используют и считают наиболее эффективными. Анализ занятий, проведенный нами, показал, что многие учителя не всегда придерживаются одновременного, гармоничного включения национальных и общечеловеческих ценностей, проводят его на занятиях редко, несмотря на то, что он играет важную роль в процессе обучения и во вне учебной работе, особенно теперь в условиях суверенизации таджикского общества.
Используя метод изучения документации образовательного учреждения мы проанализировали стандарты среднего специального образования в области культуры и искусства, учебные планы, программы, учебный репертуар, пособия, учебники, методические рекомендации, посетили и анализировали качество теоретических и практических занятия и.п., вне учебную деятельность.
Нами проанализировано более 500 занятий у учителей истории, языков, литературы, основы истории общей мировой культуры других предметов обще гуманитарного и социально экономического цикла, специальных дисциплин, в процессе которых учащиеся обретают основу знаний о природе, обществе, национальной культуре и общечеловеческих ценностях. Было выявлено, что только менее 0,5% из всего числа проведенных занятий содержат в себе гармоничное соотношение национальных и общечеловеческих ценностей, и построены на основе, этого требования, что является недопустимым.
В практике преподавания исследуемых колледжей, не получило четкую последовательную направленность формирование национального самосознания на основе национальных ценностей, особенно во время проведения занятий по общеобразовательным дисциплинам, на занятиях по специальному циклу. Анализ содержания занятий, проводимых по этим предметам, показывает, что учитель заранее не намечает места в использовании национальных и общечеловеческих ценностей, их взаимовлиянии и взаимообогащении. Этот вывод подтвердился еще раз при анализе планов занятий около трехсот учителей, работающих в колледжах культуры и искусства республики. Около 100 учителей сознательно и целенаправленно составляют конспекты занятий, содержащих материал о национально-культурных традициях своего народа и общечеловеческих ценностях. У остальных учителей занятия планируются и проводятся как обычные, т.е. не содержат гармоничного соотношения национальных и общечеловеческих ценностей.
Анализ наиболее распространенных форм занятий, беседы с учителями колледжей культуры и искусств, анкетирование показали, что на практике слабо используется воспитательная направленность занятий. Они не воспитывают такие качества, которые отражали бы национальные дух; в них недостаточно четко используется материал, содержащий и тесно синтезирующий культурные сокровищницы отечественной и мировой культуры.
В содержании занятий, проводимых в средних специальных учебных заведениях культуры и искусства республики после приобретения суверенитета и самостоятельности, зачастую преобладают светские национальные духовные ценности коренного населения. Слабо учитываются ценности исламской культуры. Недостаточно используются общечеловеческие ценности, что приводит к нарушению принципов отбора содержания обучения, соотношения в нем национальных и общечеловеческих ценностей.
Определяя общие требования к содержанию образования закон Республики Таджикистан «Об образовании» на одно из главных мест поставил задачи обеспечить:
- адекватных мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- интеграции личности в систему мировой и национальной культуры.
Содержание учебно-воспитательной деятельности на современном этапе жизни страны определяется общими задачами строительства суверенного, демократического, национально-правового и светского государства, специфическими условиями, в которых действует конкретное среднее специальное учебное заведение.
Содержание учебно-воспитательного процесса должно вытекать из наиболее ощутимых тенденций реформирования социально-экономического развития общества на основе всемерного использования объективных возможностей перехода к рыночным отношениям, которые вызывают новые, качественные перемены в духовной жизни общества, связанные со становлением и развитием суверенитета Республики Таджикистан.
Содержание образования и воспитания в средних специальных учебных заведениях должно отражать уровень социально экономического развития общества и удовлетворять требования общеобразовательной подготовки учащихся, предъявляемые обществом на каждом этапе его развития.
Естественно, в период перехода к новому этапу национально-государственного строительства - суверенному, демократическому, светскому и правовому обществу встал вопрос и о необходимости пересмотра содержания образования, даваемого средними специальными учебными заведениями, на основе новых государственных образовательных стандартов среднего специального образования Республики Таджикистан.
Принятие государственного стандарта разных направлений общего и профессионального образования послужило научной основой пересмотра содержания образования.
Требование к минимуму содержания образования в Республике Таджикистан определено в государственном образовательном стандарте среднего специального образования республики на основе госстандартов Российской Федерации с учетом региональных особенностей страны и утверждены постановлением Правительства республики в 1995 году.
Содержание основных образовательных программ, отражающих региональные особенности подготовки специалистов, определяется региональным компонентом государственного образовательного стандарта среднего специального образования, учитывающего при подготовке специалистов национально-бытовые традиции, природно-климатические особенности Республики Таджикистан», (121,3).
Культурно-досуговая деятельность как средство формирования национального самосознания учащихся
Исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания, национальной гордости занимает внешкольная и внеклассная работа. С ее помощью учащиеся получают дополнительные научные знания и представления о ценностях национальной культуры, традициях своего народа, патриотизме, дружбе народов и общечеловеческой культуре. Именно здесь развиваются способности, инициатива и самодеятельность. Сфера досуга учащихся является хорошей базой для воспитания таких качеств, которые отражали бы национальные и общечеловеческие качества.
В последние десять лет в средних специальных учреждениях образования получили широкое распространение организационно-педагогические мероприятия, направленные на укрепление национального единства таджикской нации, дружбы народов, воспитания в духе мира и национального согласия, патриотизма. На этих мероприятиях было широко использовано национально- культурное наследие разнообразными средствами и методами воспитательного воздействия.
Педагогические коллективы этих учебных заведений республики стали проводить определенную работу по воспитанию учащихся в духе мира, используя такие формы воспитательной работы, как уроки и дни мира, беседы, встречи с представителями местных Хукуматов и общественных организаций, фестивали, конкурсы и многое другое. Определенное место в практике работы средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства заняли уроки мира и национального единства, проводимые в начале учебного года, во вне учебное время в течение года.
Основной целью таких педагогических мероприятий явилось то, что если в республике не будет мира, национального согласия и дружбы между народами, то не будут решены поставленные задачи по возрождению Таджикистана, развития его экономики и культуры.
Организационно-педагогические мероприятия стимулировали процесс по формированию национального самосознания, укреплению общенационального единства народа Таджикистана. Эти мероприятия дали мощный импульс для формирования патриотической активности, чувства общенациональной гордости и национального единства, укреплении между учащимися дружбы и взаимопонимания.
В целях совершенствования воспитательной работы в училищах и колледжах культуры и искусств республики нами была реализована программа, формирования национального самосознания, которая опиралась на лучшие традиции этих образовательных учреждений. Так например, в основу программы воспитательной работы в музыкальном колледже интернате им. М.Сабировой составили ранее осуществляющие формы воспитательной работы, которые проводились под девизом «Мактаб хонаи туст, то метавони онро нигах дор, ба анъанаояш сазовор бош» (Иониди Д.И.) Или другой пример. Барои расидан ба хадафи асосии хеш - омухтани фархангу хунар пайваста бояд кор кард».
Грек по национальности Иониди Д.И. в совершенстве владел русским, узбекским, немецким, английским языками. Знал и глубоко уважал историю, культуру и традиции таджиков. Он был человеком энциклопедических знаний, всесторонне развитый, педагогом от Бога, человеком большой души.
Примечательно то, что общение с учащимися происходило на их родном языке. Он хорошо знал духовные потребности своих учащихся. Уважал личность учащегося, знал про него абсолютно все. Знал какие проблемы их заботят. И еще он был очень объективным, справедливым и удивительно скромным человеком. Под его руководством таджикские дети постигали азы прекрасного, изучали нотную грамоту, учились играть на музыкальных инструментах. Мир звуков, мир красоты и гуманизма овладел их сердцами, открывал им путь в большое искусство.
В декабре 2003 коллектив колледжа-интерната праздновал свое 40-летие. Администрация колледжа пригласила своего основателя на праздник. В своем поздравлении в честь 40-летия колледжа спустя более десяти лет (в это время Иониди Д.И. жил в Российской Федерации) свое выступление он начал со слов Народного поэта, национального героя Таджикистана Мирзо Турсунзаде:
То тавони дустонро гум макун,
Дустони мерубонро гум макун.
Дар чахон бе дуст будан мушкил аст,
Мушкил осонкункасонро гум макун. Это говорит о высочайшей культуре межнационального общения Д.И.Иониди, об его высоком уважении к культуре народа, на земле которой он жил, творил, воспитывал подрастающее поколение таджикистанцев.
Используя опыт воспитательной работы прошлых лет, в частности его представителей как Иониди Д.И., учителя колледжа привносят в эту работу новые формы, сочетающие образовательную подготовку учащихся с их профессиональной культурой в области музыкального искусства, используют возможности искусства в воспитательной работе.
Такой же передовой опыт воспитательной работы мы обнаружили в республиканском колледже культуры, который проводился П.Буйдаковым, именем которого назван колледж. Учащиеся колледжа широко вовлекались вовсе социально-политические, в частности в патриотические мероприятия, проводимые в Ленинском (ныне Рудаки) районе. Это позволяло значительно ускорить процесс национального самосознания, повышать общественную активность учащихся.
Училища и колледжи культуры и искусств республики уделяют большое внимание приобщению учащихся и студентов к ценностям мировой культуры. В этой связи не мало важное значение имеет изучение русского и иностранных языков.