Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. АТЕИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЯЕНЙЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА - ОБЪЕКТИВНЫЙ ДИАЖОТЧЕСКЙЙ ПРОЦЕСС. 13
1.1. Атеизация сознания сельского населения как историческая необходимость . 13
1.2. Степень атеизации сознания сельского населения и тенденции ее изменения. 44
1.3. Совершенствование советского образа жизни как важнейшее условие атеизации сознания сельского населения. 74
ГЛАВА II. ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СЕРБСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 100
2.1. Дальнейшее повышение роли научно-атеистического воспитания как важнейшего субъективного фактора в атеизации сознания сельского населения. 100
2.2. Роль новых обрядов и обычаев в атеизации сознания сельского населения. 125
2.3. Возрастающее значение средств массовой информации в атеизации сознания сельского населения на современном этапе. 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 170
СПИСОК ИСПОЛІЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Атеизация сознания сельского населения как историческая необходимость
- Степень атеизации сознания сельского населения и тенденции ее изменения.
- Дальнейшее повышение роли научно-атеистического воспитания как важнейшего субъективного фактора в атеизации сознания сельского населения.
Атеизация сознания сельского населения как историческая необходимость
Социально-экономические преобразования, осуществленные в нашей стране в процессе построения развитого социализма, целенаправленная и последовательная воспитательная работа Коммунистической партии обусловили существенные изменения в сознании и психологии советских людей, в том числе сельского населения Узбекистана. Глубокие изменения, происшедшие в общественном бытии людей, рост их общеобразовательного и культурного уровня, успехи научно-технического прогресса ускорили процесс секуляризации и атеизации сознания сельского населения.
Общественное бытие, социалистические базисные и надстроечные отношения с необходимостью обуславливают освобождение общества от религии и вооружение его научным миропониманием. Иначе говоря, атеизация становится одной из важнейших закономерностей развития общественного сознания при социализме.
Религия - явление историческое. Она исчезнет из сознания людей с такой же естественной закономерностью, с какой и возникла. Зародившись в связи с общим ходом исторического развития, религия отмирает под влиянием всестороннего общественного прогресса.
Основоположники научного коммунизма указывали, что именно при социализме, в процессе его развития начинает отмирать религия, ибо подрываются ее социальные корни, прежде всего экономические. Ф.Энгельс в "Анти-Дюринге" указывал:"...когда общество, владение всю совокупность средств производства и планомерно управляя ими, освободит этим путем себя и всех своих членов от того рабства, в котором ныне их держат ими же самими произведенные, но противостоящие им, в качестве непреодолимой чуждой силы, средства производства, когда, следовательно, человек будет не только предполагать, но и располагать, - лишь тогда исчезнет последняя чуждая сила, которая до сих пор еще отражается в религии, а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение, по той простой причине, что тогда нечего будет отражать .
Победа социализма, подрыв основ религии и секуляризация населения Советского Узбекистана подтвердили правильность научного предвидения К.Маркса о том, что: "Религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию" .
Приспособляемость религии к изменениям общества путем модернизации, консервативность религиозного сознания по сравнению, например, с политическим и правовым сознанием, гарантированная при социализме свобода совести, вытекающая из гуманистического и подлинно демократического характера социалистического строя, и некоторые другие факторы еще не привели к полной секуляризации и атеизации сознания населения. Политика КПСС и Советского государства в области религии и атеизма строится не на репрессиях религиозных деятелей и служителей культа, верующих, не на запрещении религии, отмене культов и т.д., а на ленинских принципах -отделения церкви от государства, школы от церкви, объявления религии частным делом человека и пропаганды воинствующего материализма, атеизма. Успехи социалистического строительства в СССР, в том числе в УзССР, большая воспитательная работа привели к преодолению большей частью населения религиозных предрассудков, атеизации их сознания. Процесс этот продолжается и ныне, причем он ускоряется под влиянием объективных и субъективных факторов и в современных условиях приобретает новое качественное содержание.
Степень атеизации сознания сельского населения и тенденции ее изменения.
Формирование научно-материалистического, атеистического сознания, укрепление и развитие атеистических понятий и взглядов сельских жителей - сложный, диалектический процесс. Под воздействием социалистической действительности, в результате научно-технического прогресса, атеизация сознания сельского населения идет активно. В этом закономерном процессе свое положительное влияние оказывает неподверженность в условиях социализма, большинства сельского населения влиянию религиозного сознания. "В условиях социализма большинство людей, усваивающих научно-атеистическое мировоззрение, никогда не было религиозным" .
Социалистическая действительность все больше суживает каналы воспроизводства религии в новых поколениях. В то же время она обеспечивает широкие условия для дальнейшей атеизации сознания. Поэтому естественная смена поколений выступает как процесс естественной атеизации сознания. Процесс атеизации общественной и личной духовной жизни в условиях советской действительности был подготовлен историческим ходом строительства социализма в СССР. Однако следует иметь ввиду: "Чтобы советское общество уверенно двигалось впередь, к нашим целям, - как отмечал К.У.Черненко в своей речи на апрельском (1984 г.) Пленуме Щ КПСС, I Яблоков И.Н. Социология религии, - М., 1979, с.160. -каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков, можно сказать, закон социального прогресса" . Поэтому возникает необходимость оптимизировать все факторы, объективные и субъективные, атеизации сознания сельского населения с тем, чтобы ее ускорить, ибо на нынешнем этапе развития нашей страны темпы атеизации устраивать нас не могут.
Формирование научно-материалистического мировоззрения в условиях зрелого социализма как никогда требует конкретного, предметного изучения атеистической ситуации, степени подверженности влиянию религии различных социальных групп. О такой необходимости и раньше постоянно упоминали деятели партии и государства нашей страны. Н.К.Крупская подчеркивала, что "Необходимо в каждом крае (области) точно выяснить, где еще массовые пережитки религиозных верований (православия, сектантства, какого именно, магометанства, язычества и пр.), в каких районах эти пережитки особенно сильны, среди каких слоев населения (кустарей единоличников, в личных местностях, национальных центрах и пр.), в каких местностях заметны оживления религиозных настроений, чем оно вызвано (темнотой, церковной активностью, слабой постановкой культработы, ухудшение, материального положения в связи с недородом и т.п.).
Дальнейшее повышение роли научно-атеистического воспитания как важнейшего субъективного фактора в атеизации сознания сельского населения
В секуляризации и атеизации сознания сельского населения Узбекистана,как и друтих регионов традиционного распространения ислама, одно из важных мест занимало и занимает атеистическое воспитание. Всякий воспитательный процесс - сложный, многоплановый. А атеистическое воспитание сельских тружеников еще сложнее. Ибо оно связано с преодолением в их быту и сознании религиозных и других стародавних негативных привычек определенной части трудящихся. Но несмотря на это в условиях НТР имеются реальные, объективные и субъективные возможности преодоления религии и формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрения тружеников села. Эти объективные условия и субъективные факторы, как отмечает А.Абдусамедов, заложены "в нашей социалистической действительности" .
Научно-атеистическое воспитание, являясь важнейшим компонентом идейно-политического воспитания, в то же время тесно примыкает к трудовому, а также и к нравственному воспитают. Но выступая как часть общей системы (т.е. как подсистема) коммунистического воспитания, составляя важнейший элемент идейно-политического воспитания и будучи органически связанным с трудовым и нравственным воспитанием, научно-атеистическое воспитание само является четко определенной системой. Это понятие в научной литературе определяется следующим образом: "Система атеистического воспитания есть взятая в процессе развития совокупность идейно-теоретического содержания атеистической работы, и организации, средств и методических форм. Это целостная, динамическая работа, научно управляемая система, постоянно совершенствуеїлая на основе познания и использования объективных законов, определяющих прогрессивное развитие процесса преодоления религіш и формирования атеистической убежденности у всех советских людей в ходе комму-нистического воспитания" . Мы вполне солидарны с этим определением.