Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и парижская школа русского богословия Сеньчукова Мария Сергеевна

Экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и парижская школа русского богословия
<
Экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и парижская школа русского богословия Экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и парижская школа русского богословия Экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и парижская школа русского богословия Экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и парижская школа русского богословия Экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и парижская школа русского богословия Экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и парижская школа русского богословия Экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и парижская школа русского богословия Экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и парижская школа русского богословия Экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и парижская школа русского богословия Экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и парижская школа русского богословия Экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и парижская школа русского богословия Экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и парижская школа русского богословия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сеньчукова Мария Сергеевна. Экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и парижская школа русского богословия : диссертация ... кандидата филологических наук : 09.00.13 / Сеньчукова Мария Сергеевна; [Место защиты: Институт философии РАН].- Москва, 2009.- 162 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. «Академическая» и «практическая экклезиология в русском богословии 16

1. Академическое богословие Синодального периода 18

2. «Опытная» экклезиология в Русской Церкви 27

3. Парижское богословие 29

4. Западная экклезиология 39

Глава 2. Экклезиология протопр. Н. Афанасьева 43

1. Юрисдикционный конфликт в Русской Православной Церкви 43

2. Творческая биография протопр. Николая Афанасьева 52

3. Экклезиологические представления протопр. Николая Афанасьева - 108

Глава 3. Влияние экклезиологических взглядов протопр. Николая Афанасьева на богословскую мысль второй половины XX века 131

Заключение — 146

Список литературы 149

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Работа посвящена экклезиологии одного из самых значительных религиозных мыслителей русского зарубежья, представителя парижской школы русского богословия протопресвитера Николая Афанасьева (1893 -1966). Последние два десятилетия стали для русского зарубежья эпохой «возвращения на родину» после долгого периода противоестественного разделения России. Но хотя отечественному читателю стали доступны труды многих выдающихся русских религиозных мыслителей, волею обстоятельств оказавшихся за границей: В. Лосского, Г. Флоровского, С. Булгакова, В. Зеньковского, А. Шмемана, И. Мейендорфа, П.Евдокимова и др., их наследие едва только начинает осваиваться на уровне специальных исследований и можно сказать практически еще не стало объектом религиоведческого анализа, который на материале текстов Н.Афанасьева и осуществляется в настоящей диссертации. В самые последние годы интерес к русскому зарубежью возрос и в связи с таким важным в жизни российского общества событием, как объединение Русской Церкви. В этой связи стали особенно востребованными и произведения Н. Афанасьева, для которого вопрос о границах Церкви был одним из ключевых во всем его творчестве. Не менее актуальны они и в связи с непрерывающимся экуменическим диалогом между христианскими конфессиями, весьма значительный вклад в который принадлежал и Н. Афанасьеву и участие в котором принимает также и Русская Православная Церковь. Актуальность темы диссертационного

4 исследования представляется очевидной исходя и из объективного роста

значения Церкви в современном российском обществе, который ставит перед

религиоведением задачу научного осмысления концепций Церкви

(«экклезиология»), из которых едва ли не самая значительная принадлежала

Н.Афанасьеву. Хотя имя протопресвитера Николая Афанасьева хорошо

известно церковному читателю и его работы вызвали огромный интерес

среди катехизаторов, особенно работающих с молодежью. Его творчество не

попало в поле зрения секулярных исследователей. Между тем, вопросы,

поднятые в его исследованиях, могут представлять немалый интерес не

только для религиоведа, но и для историка отечественной религиозной

философии, работа которого не может быть объективно результативной без

исследования ее богословской составляющей.

Степень научной разработанности темы исследования

Протопресв. Н. Афанасьеву посвящено несколько некрологов и биографических статей, в которых содержится оценка его богословской деятельности. Среди авторов этих работ следует назвать прот. А. Шмемана1, еп. Александра (Семенова-Тян-Шанского), проф.-протопресв. В. Борового , среди новейших исследователей — диак. А. Платонова . Ключевой для понимания творчества богослова работой являются воспоминания его вдовы

1 Шмеман А., прот. Памяти о. Николая Афанасьева // Вестник РХД, №82, 1966.

Protopresbyter Alexander Schmemann. Father Nicholas Afanasiev / + December 4, 1966/ In Memoriam // St Vladimir's Seminary Quarterly, 1966, Vol. 10, No. 4, p. 209.

2 Боровой В., прот. Об актуальности богословского наследия о. Николая Афанасьева // Православная
община, №16-18, 1993.

3 Платонов А., диак. Вера в Церковь. Жизнь и учение протопресвитера Николая Афанасьева // НГ-религии,
19.07.2006.

5 М. Афанасьевой «Как сложилась «Церковь Духа Святого»»4, которая была

также редактором книги Афанасьева «Церковные соборы и их

происхождение».

Определенный интерес для исследователя представляют комментарии и предисловия к работам Афанасьева. Так, например, комментарии свящ. Владимира Савельева к «Церкви Духа Святого» не были изданы вместе с самой работой, но представляют ценность для исследования творчества Афанасьева, т.к. богаты цитатами отцов Церкви, подтверждающими его выводы.5

В предисловии к книге Афанасьева «Вступление в клир», написанном иеромонахом Иовом (Смакоуз) и студентом КДА Андреем Свинаревым, отмечена важность понятия о церковной рецепции у Афанасьева.6 О ней же пишет другой исследователь, Давид Гзгзян, в статье «Соборность Церкви и «Власть ключей»», являющейся предисловием к книге Афанасьева «Церковные соборы и их происхождение»7.

Комментарии свящ. Георгия Кочеткова к статье Афанасьева «Statio Orbis»8 стали объектом критики диак. Андрея Платонова. Изложив содержание статьи Афанасьева, Платонов критикует о. Георгия за вольную

4 Afanassieff, М. Nicolas Afanassieff (essai de biographie). // Contacts, № 66, II, 1969, pp.99-111.
Афанасьева M. Как сложилась «Церковь Духа Святого». //Афанасьев И., протопресв. Церковь Духа
Святого. Киев, 2005. - ее. 5-17.

5 Савельев В., прот. Комментарий к книге прот. Николая Афанасьева «Церковь Духа Святого» (VII и VIII
гл.).

6 Иеромонах Иов (Смакоуз), Андрей Свинарев. Предисловие к кн.: Афанасьев Н., протопр. Экклезиология
вступления в клир. Киев, 1997 — ее. 3 — 5.

7 Гзгзян Д. Соборность Церкви и «Власть ключей» // предисловие к кн. Афанасьев Н., протопресв.
Церковные соборы и их происхождение М., 2003 - сс.З -11.

8 Afanasieff N, protopr. Statio Orbis // Irenikon, 1962, n 1, 10 p. С анонимным предисловием и комментариями
свящ. Георгия Кочеткова: Православная община, 1999, №49.

трактовку границ Церкви по представлению о. Николая (Кочетков утверждает, что, по Афанасьеву, канонические границы Церкви отличаются от границ Церкви как евхаристического собрания).9

К источникам по теме необходимо также отнести рецензии на работы Афанасьева, например, того же свящ. Георгия Кочеткова10 (на его рецензию также критически отозвался и предложил свою трактовку концепции евхаристической экклезиологии Платонов11) и епископа Георгия (Вагнера)12. Еще при жизни богослова протопресв. Иоанном Мейендорфом также была написана рецензия на работу «Служение мирян в Церкви» , в которой Мейендорф высоко оценил понимание Афанасьевым царственного священства мирян, вместе с тем критикуя представление о. Николая об ограниченности его формы. По мнению о. Иоанна, в современной Церкви миряне могут участвовать в управлении Церковью не только при избрании предстоятеля, как пишет Афанасьев, но и в качестве участников Поместных Соборов и проповедников.

Вышедшая в 1984 году «Заметка о Церкви» Мейендорфа14 содержит краткий конспект по евхаристической экклезиологии. Статья явилась критическим ответом на статью священника (тогда диакона) Георгия

9 Платонов А., диак. Епископ в Церкви: Предание Церкви и искажение в церковной практике (О статье о.
Николая Афанасьева «Statio orbis» и комментарии о. Георгия Кочеткова).

10 Кочетков Г., иерей. Книга о. Николая Афанасьева « «Служение мирян в Церкви» и современность //
Вестник РХД№ 176. 1997.

11 Платонов А., диак. Евхаристия и церковь «с малой буквы»: о восприятии евхаристической экклезиологии
о. Николая Афанасьева.

12 Епископ Георгий (Вагнер). (Рецензия) Прот. Николай Афанасьев, Церковь Духа Святого. Париж 1971. //
Вестник РСХД, 101-102 (1971), с. 308-311

13 Мейендорф И. Иерархия и народ в православной Церкви // Вестник РСХД. 1955. № 39. С. 36-41

14 Мейендорф И., протопресв. Заметка о Церкви // Вестник РХД, Париж, 1984, № 141

7 Кочеткова, написанную под псевдонимом С. Т. Богданов, «Священство

православных и баптистов»15.

Подробно разбирает концепцию евхаристической экклезиологии немецкий богослов К. X. Фельми. В книге «Введение в современное православное богословие» самому Афанасьеву посвящена целая глава16 и еще две - его последователям.

Критика Афанасьева с точки зрения канонического права содержится в статье преподавателя Московской Духовной академии свящ. Александра

Задорнова . Как историк Церкви критически оценил творческую деятельность Афанасьева архиепископ Василий Кривошеий в своем докладе «Кафоличность и церковный строй» , сделанном в 1972 году в Свято-Владимирской семинарии в Джорданвилле.

Творчеству Афанасьева посвящена очень краткая, но насыщенная статья в «Библиологическом словаре» прот. Александра Меня19. В ней указывается на связь Афанасьева с западным богословием, а его юридические представления прямо выводятся из взглядов протестантского исследователя Р. Зома.

Одним из наиболее крупных исследований богословия о. Николая Афанасьева является книга английского теолога, доминиканского монаха Николса Айдана «Богословие в русской диаспоре: Церковь, Отцы,

15 Кочетков Г., свящ. Священство православных и баптистов // Вестник РХД. 1983. № 140. С. 29-60 (под
псевдонимом С. Т. Богданов).

16 Фельми К. X. Введение в современное православное богословие. М. 1999. - ее. 172-178.

17 Задорнов А., свящ. Современные проблемы русского церковного права.
.html

18 Архиеп. Василий (Кривошеий). Кафоличность и церковный строй. // Церковь владыки Василия
(Кривошеина). Н. Новгород, 2004, ее. 246 - 257.

19 Мень А., прот. Афанасьев Николай Николаевич, протопресвитер // Библиологический словарь, т. 1. М.,
2007-с. 105

8 Евхаристия в богословии о. Николая Афанасьева»20. Основное новаторство

книги заключается в том, что, изучая развитие мысли Афанасьева, автор

указал и разъяснил ее славянофильские корни.

В диссертационной работе католического священника Ростислава

Козловски «Концепция Церкви в богословии Н. Афанасьева»21 представлено

систематическое изложение экклезиологии русского богослова, а также

указаны предшественники и последователи этого направления в

экклезиологии.

В 2004 году во Фрайбургском университете И. Г. Арьянкалаилем была

защищена докторская диссертация «Церковь местная и Церковь вселенская: в

поисках объединения Востока и Запада...» . Цель работы — экуменическая:

автор ищет пространство диалога о взаимоотношениях Церкви Поместной и

Церкви Вселенской между восточной и западной традициями.

Однако на сегодняшний день систематическое, монографическое

исследование творчества Афанасьева на русском языке отсутствует.

- Цели и задачи исследования.

Целью исследования является анализ влияния концепции евхаристической экклезиологии на развитие богословской мысли второй половины XX века.

В соответствии с основной целью были поставлены следующие задачи:

20 Nichols Aidan, О.Р., Theology in the Russian Diaspora: Church, Fathers, Eucharist in Nikolai Afanas'ev (1893-
1966). Cambridge and New York and etc.: Cambridge University Press, 1989.

21 Kozlowsk Roscislaw, ks. Koncepcja KoSciola w mysli teologicznej Mikotaja Afanasjewa. Warszawa 1990.

22 Joseph G. Aryankalayil. Local Church and Church Universal: Towards a Convergence between East and West: A
Study on the Theology of the Local Church according to N. Afanasiev and J. M.-R. Tillard with Special Reference
to Some of the Contemporary Catholic and Orthodox Theologians. Fribourg, 2004.

- анализ и сравнение развития экклезиологии XIX - нач. XX вв. и ее

развития на современном историческом этапе;

- освещение экклезиологических представлений Николая Афанасьева в
диахроническом и систематическом контекстах;

выявление влияния экклезиологических позиций Николая Афанасьева на экклезиологические идеи других представителей парижской традиции русского богословия;

оценка влияния экклезиологии «парижских богословов» на современный экуменический диалог.

Объектом исследования является богословие русского зарубежья и непосредственно наследие протопресв. Н. Афанасьева.

Предметом исследования диссертационной работы является экклезиологическая концепция протопресв. Н. Афанасьева.

Методологическая основа и теоретическая база исследования. При работе над текстом диссертационной работы применялся комплексный подход. Использовались исторический и компаративный методы, предполагающие изучение и сравнение экклезиологии парижской школы и конкретно Николая Афанасьева, с одной стороны, и общепринятой в академической богословской науке экклезиологии - с другой. Теоретическую базу исследования составляет религиоведческий анализ, позволяющий типологизировать две концепции Церкви — универсалистскую и евхаристическую — как фокусирующие два различных измерения ее

10 существования в виде «геополитической реальности» и «реальности

литургической».

В рамках источниковедческого подхода анализировались работы Афанасьева как на русском, так и на французском языках.

Эмпирической базой исследования является научное наследие богословов парижской традиции русского богословия и преимущественно протопресвитера Н. Афанасьева, практически все посвященное разработке неакадемической концепции Церкви, которую он назвал «евхаристическая экклезиология». Основные работы, посвященные этой теме: «Церковь Духа Святого», «Трапеза Господня», «Una Sancta», «Границы Церкви». Концепцию Афанасьева поддержали многие богословы более позднего времени. Так, в книге прот. Александра Шмемана «Евхаристия» положения Афанасьева получают свое развитие и продолжение, а в статье митр. Иоанна (Зизиуласа) «Поместная Церковь с точки зрения Евхаристии» они прямо цитируются.

Вместе с тем нельзя не заметить, что позиция Афанасьева встретила критику со стороны других теологов. В нашей работе мы опирались на критический анализ его концепции со стороны протопр. Иоанна Мейендорфа (см. ст. «Иерархия и народ в православной Церкви») и архиеп. Василия? (Кривошеина) (см. ст. «Кафоличность и церковный строй»).

Научная новизна исследования состоит в том, что оно является первой попыткой осмысления творчества протопр. Н. Афанасьева светской наукой, а также первым на русском языке религиоведческим исследованием

экклезиологии русского богослова. Всестороннее изучение творческой биографии Афанасьева позволило подробно рассмотреть его представления о Церкви в свете религиоведческого анализа и представить их как целостную систему взглядов.

Исследование является первым в историографии опытом типологизации направлений восточно-христианской (православной) экклезиологии в виде различения универсалистской и евхаристической концепций Церкви. В работе указывается преемственность первой концепции с русским академическим богословием Синодального периода и второй - с «практическим» (монастырским, духовническим, неакадемическим) богословием. Универсалистская экклезиологическая концепция описывает Церковь как единый мировой организм, евхаристическая — как, в первую очередь, общину, организованную сакраментологически. Первая концепция приводит к жесткой централизации власти в Церкви, вторая исключает понимание власти в юридическом смысле и утверждает «первенство в любви».

В работе впервые предпринято системное сопоставление экклезиологических позиций Николая Афанасьева, с одной стороны, и виднейших представителей православного богословия (прот. Александр Шмеман, прот. Иоанн Мейендорф, митр. Иоанн (Зизиулас) и др.) - с другой.

В работе выявляется и значение евхаристической экклезиологии для формирования современного экуменического дискурса. В рамках евхаристической экклезиологии вопрос о границах Церкви ставится таким

12 образом, что традиционное для универсалистской экклезиологии

приравнивание Церкви к юрисдикции оказывается недостаточным.

Положения, выносимые на защиту.

- Рассмотренные экклезиологические концепции протопр. Н. Афанасьева,
его предшественников, современников и последователей позволили сделать
вывод о наличии двух тенденций, универсалистской и евхаристической, в
учении о Церкви в богословии. Обе тенденции существуют одновременно,
однако большая или меньшая актуальность каждой из них зависит от
конкретного исторического момента. Так, в частности, на развитие
евхаристической экклезиологии в русском богословии XX века оказал
существенное влияние юрисдикционный конфликт' 1920-х годов в Русской
Церкви.

— Универсалистская экклезиология* описывается и разрабатывается
главным образом академическим богословием. Данный тип экклезиологии
рассматривает Церковь чисто канонически как сумму диоцезов, находящихся
во взаимном сакраментологическом общении. Доведенная до логического
предела универсалистская экклезиология нашла свое место в католической
теологии в учении о примате Папы Римского. Евхаристическая
экклезиология рассматривает Церковь в первую очередь как общину,
объединенную иерархически и сакраментологически. За основу Церкви как
мистической организации, представляющей собой Тело Христово, Афанасьев
принимает евхаристическое собрание (в современной церковной жизни оно
является частью литургического> богослужения), в результате чего любая

13 община, которая собирается в таинстве Евхаристии (в соответствующем

этому собранию порядке) является Церковью. Это направление

экклезиологии существовало и существует главным образом в опыте Церкви.

— Протопр. Н. Афанасьев впервые в богословской науке описал,

систематизировал и разработал теологические обоснования евхаристической

экклезиологии. Особая ценность исследований Афанасьева состоит в том,

что им была продемонстрировано единство экклезиологии как с прочими

теологическими дисциплинами, так и с самой практикой церковной жизни.

Именно это позволило евхаристической экклезиологии Афанасьева оказать

огромное влияние на формирование современного экуменического

контекста.

— Рассмотренные работы богословов XX века позволяют утверждать, что
экклезиологическая концепция Афанасьева повлияла не только на русскую
богословскую мысль, но и на развитие католической экклезиологии.
Представляется существенным, что Евхаристическая экклезиология была
усвоена не только учеными богословами, но и практикой общинной
церковной жизни. Можно предположить, что и в дальнейшем влияние
экклезиологии протопресвитера Николая Афанасьева будет расти —
вследствие как увеличения числа и систематической катехизации верующих,
так и развития и необходимости обоснования экуменических тенденций.

- В контексте философского измерения идей Афанасьева уточнено, что
поднятая им проблема соотношения части и целого в бесконечном является
выражением специфической христианской онтологии. Экклезиология

14 Афанасьева демонстрирует, что Церковь Поместная сохраняет все свойства

Церкви Вселенской. Аналогичным образом учение о Троице утверждает, что

каждое Лицо Троицы является единым Богом по существу, а согласно

учению свт. Григория Паламы о благодати, нетварные божественные энергии

подаются ипостасями Троицы, но при этом являются энергиями всей Ее

сущности.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования. Работа имеет значение для теоретического религиоведения, одной из предметностей которого является и научное исследование первостепенно значимых направлений теологической рефлексии. Она претендует на внесение научного вклада в изучение истории русского богословия и религиозной философии XX века. Представленная в ней типологизация концепций Церкви позволяет разработать новый подход к анализу межконфессиональных отношений.

Практическая значимость результатов исследования. Результаты диссертационного исследования могут найти применение в дальнейшем изучении парижской традиции русского богословия, ее направлений, дискуссионного поля, объема ее идентичности. Они могут быть реализованы в конкретных исследованиях по истории русской религиозной философии. Они могут также найти применение при подготовке различных учебных курсов, по таким темам, как «Религиоведение», «Основы православной культуры», «История русской философии», «История экуменического движения» и др.

Апробация результатов исследования проходила в ходе семинаров «Философия религии — теология — религиоведение», проводимых сектором философии религии ИФ РАН в 2006 - 2007 гг., а на начальном этапе работы - на конференции аспирантов РАН в Звенигороде в декабре 2005 г. Автором работы были написаны две статьи по теме диссертации (Сеньчукова М. С. Философско-теологические основания неопатристического синтеза Г. Флоровского // Вестник Российского Университета Дружбы народов, №2, 2008 - ее. 85 - 91; Сеньчукова М. С. Евхаристическая экклезиология протопресвитера Н. Афанасьева и экуменический диалог // Философия и культура, №7, 2008 - ее. 102 - 114).

Материалы работы также использовались автором при чтении курса лекций по основам православной культуры в МГГУ им. М. А. Шолохова в 2008 г.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка библиографии. Объем работы составляет примерно 250 тыс. знаков.

Академическое богословие Синодального периода

Для богословия Синодального периода характерен формальный подход к Церкви. Это особенно ясно видно из катехизисов свт. Филарета. В его «Пространном Катехизисе» Церковь определяется именно как сообщество людей, объединенных Священным Преданием: «Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием веры, в совокупности и преемственно, по устроению Божию, составляют Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания» или, в более развернутом виде" : «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами» . Собственно Церковью является Церковь Вселенская, а Церкви Поместные являются членами или частями ее. Единство Церкви, согласно свт. Филарету, эмпирически выражается в одинаковом исповедании веры и взаимообщении в молитвах и таинствах. Единство Церкви земной и Церкви небесной также выражается во взаимообщении, совершающемся в молитвенном обращении к святым и их ответах на молитвы. Было бы неправильно сказать, что свт. Филарет вовсе игнорирует свидетельства о Церкви как о Теле Христовом. Единство Церкви Вселенской как раз и определяется принадлежностью к единому Телу Христову, но евхаристическое значение выносится за скобки или вовсе не подразумевается. В проповедях и беседах святитель Филарет отдавал предпочтение вопросам нравственным и дисцилпинарным, а не мистическим. Так, например, в беседе в день памяти преподобного Сергия Радонежского об истинном бдении он сводит суть богослужения к бдению, т.е. к чисто дисциплинарному вопросу31. В «Кратком катехизисе» мистическая сущность Церкви также не обозначается, а лишь уточняется, что принадлежность к Церкви является для христианина обязательной и подчеркивается необходимость беречься расколов: «Истинная христианская Церковь едина, Святая, Соборная, или вселенская, Апостольская, то есть от Апостолов непрерывно и неизменно продолжающаяся и до скончания мира продолжаться имеющая; потому должно почитать ее, повиноваться ей и беречься раскола, то есть отделения от единой Православной Церкви»32. Митрополит Макарий (Булгаков) Митр. Макарий Булгаков посвящает в «Православно-догматическом богословии» экклезиологии большую главу, название которой говорит само за себя: «О Святой Церкви, как орудии, через которое совершает Господь наше спасение» . Митр. Макарий также упоминает об определении Церкви как Тела Христова, но считает это словосочетание одним из имен Церкви, наряду с «Царство Божие», «дом Божий», «град Божий».34 Характерно, что описанная в таких терминах Церковь относится не только к земной истории, но и к жизни будущего века. Действительно, сам митр. Макарий дает следующее определение: «Общество всех разумно-свободных существ, т.е. ангелов и людей, верующих во Христа-Спасителя и соединенных в Нем, как единственной главе своей»35 и стоит на той точке зрения, что Церковь ветхозаветная и Церковь новозаветная - это одна и та же христианская Церковь. Митрополит Макарий излагает достаточно сложное представление о Церкви земной (она же Церковь «воинствующая» или «странствующая») и Церкви Небесной (она же Церковь «торжествующая»). Последняя, будучи Церковью святых, является плодом Церкви «воинствующей», иначе называемой «царством благодати», и по-другому называется «царством славы». Однако разделять единую Церковь на видимую и невидимую, считает митр. Макарий, абсолютно неверно: они соединены так же, как тело и дух. Основание Церкви земной, по митр. Макарию, было положено Христом. Он избрал себе двенадцать учеников, которые, веруя в Него, составляли единое общество, главой которого является Он сам. Так была образована первая Церковь. Для здорового функционирования и распространения Церкви по миру Христос учредил чин учителей, которые должны были распространить веру между народами (Еф.4, 11, 12); установил таинство крещения (для принятия уверовавших в тело Церкви); установил таинства «евхаристии для теснейшего соединения членов общества между собою и с Ним, как главою (Матф.26, 26 - 28; Марк. 14, 22 - 24; Лук. 22, 19. 20; 1 Кор. 12, 23 — 26); г), таинство покаяния для примирения и нового соединения с Ним и Церковию тех членов, кои нарушают Его законы и уставы (Матф.28, 15 - 18); равно как и все прочее таинства (Матф.18, 18; 28, 19; 19, 4 - 6; Марк. 6, ІЗ)»36.

Западная экклезиология

Исследователь Афанасьева И. Арьянкалаиль отмечает, что существенное влияние на его экклезиологические воззрения оказал «юрисдикционный» конфликт в Русской Церкви, возникший в первые годы существования советской власти. Вполне возможно, что этот конфликт вообще был основной причиной того явления, на которое очень точно указывал В. Н. Лосский: «Именно догмат о Церкви является в настоящее время тем тайным двигателем, который определяет мысль и религиозную жизнь в Православии» . Экклезиология стала основным вопросом русского богословия в XX веке.

Без более или менее внимательного рассмотрения этого конфликта понять причину этого внезапного интереса к экклезиологии и тем более (в случае конкретно с Афанасьевым) к такой специальной области знания как каноническое право практически невозможно.78

В ноябре 1920 года Патриарх Тихон, Священный Синод и высшее церковное управление принимают постановление о самоуправлении епархии при невозможности для нее поддерживать связь с каноническим центром или в случае прекращения деятельности высшего церковного управления. По сути, это постановление позволяло сохранять независимость архиереям, оказавшимся в изгнании. Не касаясь каноничности подобного понимания постановления (со строго канонической точки зрения, оказавшись в изгнании, архиерей должен перейти под омофор той Поместной Церкви, на территории которой оказался), обратим внимание на то, что Вселенский (Константинопольский) Патриарх Василий позволил русским архиереям создать в Константинополе временное русское церковное управление за границей (ВЦУЗ). В 1921 году под руководством митрополита Антония (Храповицкого) ВЦУЗ перебирается в Карловцы (Сербия), на каноническую территорию Сербского Патриархата. Там проходит первый эмигрантский собор духовенства и мирян, на котором выражается безусловная лояльность и подчиненность Патриарху Московсковскому. Однако еще в 1919 году Патриарх Тихон в попытке прекратить жесточайшие гонения на Церковь берет курс на политическую нейтральность, чего никак не могли принять эмигрантские круги. К 1922 году обстановка накаляется до предела. Патриарх Тихон требует роспуска ВЦУЗ. «Карловчане» сочли, что это требование было выдвинуто под давлением советской власти, поэтому, хотя формально указ Патриарха и выполняется, фактически он замещается Синодом Русской Церкви заграницей. Вследствие этого уже в самом Карловацком синоде происходит конфликт между его предстоятелем митрополитом Антонием (Храповицким) и отказывающимся признать легитимность деятельности Синода митрополитом Евлогием (Георгиевским), управляющим западноевропейскими приходами. В 1925 году, после смерти Патриарха Тихона, конфликт приводит к окончательному разрыву отношений между митрополитом Евлогием и Карловацким синодом. Сразу после смерти Патриарха Тихона, власть в Русской Церкви по его завещанию должна была перейти к митрополиту Казанскому Кириллу либо, в случае невозможности с его стороны принять на себя патриаршие полномочия, митрополиту Ярославскому Агафангелу. Если же и он не мог выполнять свои обязанности, власть переходила митрополиту Крутицкому Петру. Последнее и произошло - митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке. Строго говоря, данное завещание было составлено неканонично. Согласно 76 апостольскому правилу, епископы (включая «первых епископов области» - в современных терминах митрополитов и патриархов) не имеют права назначать себе преемников. Однако в конкретных сложившихся условиях, когда находившаяся под страшным давлением атеистического и крайне антирелигиозно и в частности антиклерикально настроенного государства Церковь не имела возможности созвать Поместный Собор для избрания Патриарха, это решение было оптимальным. Еще Поместный Собор 1917 -1918 г., предвидя возможность подобных трудностей, поручил Патриарху Тихону назначить себе преемников-местоблюстителей. Акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Петру был подписан 58 архиереями, что придавало ему по меньшей мере видимый характер соборного избрания предстоятеля Церкви. Очевидно, что именно об этой или подобной ей ситуации Афанасьев напишет в статье «Каноны и каноническое сознание»: «Бывают ... времена, когда каноническая правда на стороне тех, кто нарушает те или иные каноны»79.

Однако митрополит Петр пробыл местоблюстителем Патриаршего престола совсем недолго — 10 декабря он был арестован, успев за несколько дней до того издать два акта. Согласно первому, в случае его кончины, власть переходила к уже освобожденным митрополитам Кириллу или Агафангелу, либо, если ни один из них вновь не сможет выполнять патриаршие обязанности, митрополиту Арсению Новгородскому. Если же и ему не предоставляется возможности вступить в свои права, они переходят к митрополиту Нижегородскому Сергию (Старогородскому). Он же должен был замещать митрополита Петра в случае, если он не мог исполнять обязанности патриаршего местоблюстителя, согласно второму акту. В результате митрополит Сергий получил бразды управления Русской Церковью в свои руки. Это вызвало недовольство среди значительной части архиереев, предполагавших, что из завещания покойного Патриарха Тихона следует, что власть необходимо передать уже освобожденным митрополитам Кириллу или Агафангелу.

Юрисдикционный конфликт в Русской Православной Церкви

Николай Николаевич Афанасьев родился 4 сентября 1893 года в Одессе в семье присяжного поверенного Н. Г. Афанасьева. Рано потеряв отца, воспитывался бабушкой по материнской линии и матерью. С детства мечтал быть епископом. В 1912 (или 1913) году закончил гимназию и поступил на медицинский факультет в Новороссийский университет, через год перешел на физико-математический. 15 ноября 1915 года поступил в Сергиевское Артиллерийское училище в Одессе и учился там до 15 мая 1916 г., после чего вплоть до 1920 года проходил службу в Томской Береговой Артиллерии. В период службы в армии (в Равеле) увлекался философией - в первую очередь, кантианской. «Он штудирует Канта и надолго остается под влиянием «Критики чистого разума». Так, постепенно, несмотря на потрясения, пережитые с 1905-го по 1920-ый год, или, скорее, благодаря им, совершается в уме и сердце Н. Н. переход от физико-математических наук к философским и богословским исканиям»82. В ноябре 1920 г. Афанасьев эвакуируется из Севастополя в Константинополь и оттуда - в Королевство сербов, хорватов и словенцев (будущая Югославия), а «весной 1921 года поступает на только что открытый Богословский факультет в Белграде и принимает участие в Белградском Православном Кружке» . Белградский Православный кружок, созданный несколькими студентами Богословского факультета, стоял у истоков Русского Христианского Студенческого Движения (РХСД) и дал миру многих руководителей зарубежной Церкви и участников экуменического движения. В деятельности его можно выделить два направления — одно уделяло большее внимание вопросам аскезы и молитвы, другое — вопросам воцерковления культуры и миссионерским задачам. Участниками и гостями кружка были выдающиеся богословы и церковные деятели своего времени: М. Б. (будущий епископ Иоанн) Максимович, К. Э. (будущий архимандрит Киприан) Керн, профессор В. В. Зеньковский, церковный историк А. П. Доброклонский и другие. Афанасьев был одним из старших участников кружка, лишен романтизма, и, вероятно, поэтому ему удалось выбрать золотой средний путь в направлении деятельности кружка - выбор его остановился на изучении самой Церкви, ее природы и исторического развития. Женившись в 1925 году на Мариамне Николаевне Андрусовой, Афанасьев переезжает в Скопле (Македония), где преподает Закон Божий в гимназии. В это же время он становится негласным советником митрополита Варнавы, будущего патриарха Сербского. В тот период под руководством А. П. Доброклонского он пишет диссертацию «Государственная власть на Вселенский Соборах» (и 83 Вестник РХД 82. IV-1966. дополнение «Провинциальные собрания Римской империи и вселенские соборы»), а также большую работу «Ива Эдесский и его время», до сих пор остающуюся неизданной. В ней Афанасьев попытался заполнить пробел в истории монофизитских и несторианских споров, связанный с личностью епископа Мопсуетского Ивы Эдесского. Он признается несторианами в качестве одного из своих учителей, единственное его сочинение, дошедшее до нас — отрывок из письма к Маре-персу — осуждено на V Вселенском Соборе. Уже в этих работах намечаются темы, разрабатывать которые будет русский богослов в своих дальнейших трудах: церковное право, происхождение и природа Церковных Соборов, соотношение Церкви и мира (государства, власти)... В 1933 году в журнале «Путь» выходит его статья «Каноны и каноническое сознание» . Основная идея этой работы состоит в том, что каноническое право является отражением догматического учения о Церкви, что «содержание догматического учения о Церкви определяет содержание канонического законодательства» . Через несколько лет Афанасьев снова вернется к этой теме, в статье «Неизменное и временное в церковных канонах»86.

Экклезиологические представления протопр. Николая Афанасьева

Большинство исследователей, занимавшихся и занимающихся исследованием творчества протопресв. Николая Афанасьева, признавали, что работ им было написано сравнительно немного и большинстве из них посвящены одной теме. Прот. А. Шмеман так характеризует его творчество: «В каком-то смысле он был очень «узким» мыслителем, почти однодумом. У него была одна тема, на которую было направлено все его внимание, которая целиком безраздельно владела его внутренним взором. Таким виденьем, такой темой была для него Церковь. Но не во всех ее бесчисленных или всеобъемлющих — космических, исторических и духовных «измерениях», а только в той ее самой первичной и уникальной сущности, в той самой первоначальной, расплавленной точке, что одна делает ее Церковью, т. е. чем-то от всего в мире радикально отличным, хотя и со всем в мире связанным»,1 - а также и в другом некрологе называет его «человеком одной идеи»161.

Действительно, к вопросам экклезиологии о. Николай обращается с самого начала своей богословской деятельности. Уже в ранней своей статье «Каноны и каноническое сознание» (1933) он подходит к вопросу о природе Церкви как богочеловеческого организма. В частности, в ней он обращает внимание на то, что наличие в жизни Церкви изменяемых и даже несовершенных правил, не отрицает пребывания вечной и неизменной истины в ней.162 В дальнейшем тема Церкви — Тела Христова развивается в евхаристическую экклезиологию. Начиная говорить об экклезиологической проблематике в работах протопресв. Николая Афанасьева, следует в первую очередь выяснить, как он определяет Церковь. Определение это мы находим на первых же страницах основной его работы по экклезиологии «Церковь Духа Святого»: «Церковь есть народ Божий, который Бог образовал для себя во Христе»163. В начале «Трапезы Господней» мы также читаем и раскрытие формулировки «во Христе»: «Члены местной церкви являются членами тела Христова, а собранные вместе на Евхаристическом собрании они — «Церковь Божия во Христе». В Евхаристии Христос присутствует в полноте Своего тела — один хлеб и одна чаша, - но тело Его есть Церковь»164. Таким образом, определение Церкви в экклезиологии протопресв. Николая Афанасьева может звучать как «Тело Христово в его Евхаристическом аспекте». Каковы основные положения евхаристической экклезиологии? Протопресвитер Иоанн Мейендорф выделяет некоторые из них: «По существу, «евхаристический» подход к Церкви можно свести к основной интуиции, что Евхаристия есть явление Церкви, определяющее Ее внутренний строй; — что каждое евхаристическое собрание есть явление всего Тела Христова, а не только его части, т. к. Тело это неделимо («Где Христос, там кафолическая Церковь» — св. Игнатий Богоносец); — что евхаристическое собрание может быть возглавляемо только одним лицом, а не несколькими, подобно еврейским вечерям (одна из которых стала Тайной Вечерей, возглавляемой самим Господом); — что в истории Церкви было время, когда апостолы Павел, Петр и др. еще не написали своих посланий, и когда евангельские тексты не были еще письменно закреплены, но не было времени, когда не совершалась Евхаристия; — что, поэтому, первоначальная апостольская община в Иерусалиме, описанная в первых главах книги Деяний Апостольских и возглавляемая Петром (а затем Иаковом), стала основным и, по существу, единственным образом Церкви на все времена, осуществляемом в каждой местной церкви («Новом Иерусалиме»); — что, поэтому, в каждой местной церкви есть предстоятель, являющий образ Христа, место, которое впервые занял Петр в Иерусалиме; — что каждая евхаристия есть не только «воспоминание» Тайной Вечери, но и предвосхищение, ожидаемое и призываемое верными, и Второго Пришествия Христова; — что не существует другого приемлемого (с историко-критической точки зрения) объяснения т.н. «монархического епископата», который в лице Петра, а затем Иакова, существовал уже в Иерусалимской общине, и существование которого засвидетельствовано не как «новшества», а как самоочевидная форма церковного устройства у св. Игнатия Богоносца (конец -Івека)»166. Число этих положений можно сократить до четырех основополагающих: 1) Евхаристия есть явление, проявление и выявление Церкви (в формулировке о. Николая Афанасьева: «Евхаристия есть Таинство Церкви»); 2) Евхаристия, как и Церковь, неделима ни во времени, ни в пространстве (существует только одна Церковь и только одна Евхаристия); 3) Евхаристия эсхатологична в том смысле, что является не только воспоминанием Христа и встречей с Ним, но и ожиданием Его возвращения; 4) Евхаристию (и, следовательно, Церковь) должен возглавлять только один человек, являющийся образом Христа на Тайной Вечере и занимающий место апостола Петра в первой Евхаристии в истории Церкви (в день Пятидесятницы).

Похожие диссертации на Экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и парижская школа русского богословия