Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ислам в общественно-политической жизни современной России Ряжапов Нил Халиуллович

Ислам в общественно-политической жизни современной России
<
Ислам в общественно-политической жизни современной России Ислам в общественно-политической жизни современной России Ислам в общественно-политической жизни современной России Ислам в общественно-политической жизни современной России Ислам в общественно-политической жизни современной России Ислам в общественно-политической жизни современной России Ислам в общественно-политической жизни современной России Ислам в общественно-политической жизни современной России Ислам в общественно-политической жизни современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ряжапов Нил Халиуллович. Ислам в общественно-политической жизни современной России : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13. - Москва, 2005. - 163 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Ислам в поликонфессиональном обществе: методологические основы исследования 12

CLASS Раздел 2. Особенности участия мусульманских организаций в политической жизни российского общества 4 CLASS 9

Раздел 3. Политический и социально-нравственный потенциал мусульманских организаций России 87

CLASS Раздел 4. Механизм влияния ислама на внутреннюю и внешнюю политику России 10 CLASS 9

Заключение 141

Библиография 146

Введение к работе

Актуальность исследования. Более четырех веков мусульмане и православные совместно проживают на территории России. По-разному складывались отношения между исламом и российским государством: от неприятия и отторжения до признания ее в качестве традиционной для страны религии. Важно понять и те основные детерминанты, которые определяли, определяют и будут определять характер, содержание, направленность деятельности российской мусульманской уммы как органичной и естественной части российского социума.

Постоянно растет количество мусульман в России за счет более высокой рождаемости и миграции из стран СНГ, увеличивается социальная и политическая активность различных мусульманских субъектов. За последние 15 лет количество зарегистрированных мусульманских организаций увеличилось многократно: духовных управлений мусульман (ДУМ) - с 2 до 56, религиозных организаций и групп с 86 - до более 4000. Налаживаются отношения мусульманских организаций и их лидеров с государственными органами всех ветвей власти, общественными и религиозными организациями, научными и социальными учреждениями. За последние годы заключены договоры о совместной деятельности с Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции и т.д. Процесс этот идет активно не только в Центре, но и на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления. Процессы включенности в политическую жизнь общества российских мусульман и их организаций нуждаются в постоянном тщательном анализе и прогнозировании.

В связи с этим необходимо провести анализ содержания политических интересов российских мусульман, их специфики в условиях отсутствия

длительных традиций отечественного богословия и опыта участия в общественной и политической жизни. Наряду с Русской православной церковью (РГЩ), духовные управления мусульман вступили в борьбу за влияние на политические и государственные структуры России, поскольку власть недостаточно отражает интересы мусульман и не учитывает специфику мусульманской уммы. Именно поэтому вопрос включенности мусульманских организации в политическую жизнь России остается одним из самых дискуссионных в отечественной науке.

За последние десять - пятнадцать лет российское государство ушло из
духовной и идеологической сферы, отказалось и далее жестко регулировать
религиозные отношения. Образовавшийся после распада СССР
идеологический и духовный вакуум заполняется различными политическими,
националистическими идеологиями. Появляется большое количество
религиозно-политических движений, в том числе и исламских (например,
ваххабистских групп), которые ставят перед собой исключительно
политические цели - создания шариатского государства на Северном Кавказе.
В этой ситуации российское государство нуждается в союзниках в лице
традиционных религий нашей страны, в том числе исламе, его политическом
и духовно-нравственном потенциале для гармонизации

межконфессиональных и межнациональных отношений.

Стремительные изменения политической и геополитической конфигурации (после распада СССР) мировой арены привели к определенным изменениям в политике мусульманских стран. Во многих из них продолжается поиск и выработка вектора отношений с Россией, имеющей многочисленное мусульманское население. Подобный поиск своего места и роли в исламском мире продолжается и в Российской Федерации.

Серьезный научный интерес представляет анализ противоречивого отечественного опыта проживания мусульманской уммы в неисламском

обществе и ее влияние на общественно-политическую практику современной России.

Степень научной разработанности проблемы.

Связанные с исламом социально-политические процессы в мире и в Российской Федерации стали объектом многочисленных исследований1.

Анализ научной литературы об исламе показывает, что отечественные исследователи пишут в основном об исламском вероучении, мусульманах и о деятельности различных мусульманских субъектов применительно к мусульманским странам, то есть об обществах, где мусульмане составляют большинство. В нашей стране наибольшее количество таких научных работ было издано в 80-х гг. XX века Институтом востоковедения Академии Наук СССР2. В отечественных работах прошлого века рассматривались политические аспекты исламского вероучения и современных концепций джихада, интеграционных процессов в мусульманском мире; концепции

См., например: Ахмадуллин В.А. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии (1917-1945 гг.): Дне. ...канд. истор. наук. -М., 2002; Емельянова Н.М. Ислам как фактор формирования этнорелигиозной идентичности у кабардинцев: Две. „.канд. истор. наук. - М., 1998; Зарахович Ю.А+ Анализ исламского возрождения на постсоветском пространстве печатью США: Дис. ...канд. истор. наук. - М., 1998; Яслам в СНГ. - М, 1998; Ислам в России: традиции и перспективы. (Материалы научно-практической конференции). - М., 1998; Ибрагимов М. Мусульмане в постсоветском пространстве // Диа-Логос: Религия и общество. - М., 1997. - С. 265-283; Гайнутдин Р. Ислам, вера, милосердие. - М., 1997; Добаев И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика: Дис. ...докт. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2003; Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. - М., 1996; Его же. Исламское возрождение в современной России. - М., 1998; Нуруллаева Ш.Ф. Ислам как фактор регулирования в интеграционных процессах (на материалах Центральной Азии): Дис. ...канд. филос. наук -М., 1995; Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. - М., 1997; Сулаев И.Х. Мусульманское духовенство Дагестана в революции и гражданской: войне. 1917-1921 гт,: Дис. „.канд. истор. наук. - Махачкала, 1997; Угиаков ВА. Иран и мусульманский мир, 1979-1998 гг. - М., 1999; Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения: Дис. ...канд. филос. наук. - М., 1993; Шевелев В.К Модернизация исламских обществ: Дис. ...докт. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 1997, и др.

2 См., например: Ислам. Сборник статей. - М., 193Ї; Ислам: проблемы идеологии, подитшси и экономики. - М,, 1985; Ислам в истории народов Востока. - М., 1986; Ислам в Восточной, Центральной и Южной Африке. - М.,1991; Ислам в западной Африке. - М., 1988; Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. - М., 1982, и др.

исламского государства, «мусульманского социализма» и «мусульманской революции», проблемы государственно-правового развития мусульманских стран; деятельность национальных и международных мусульманских организаций, разнообразные виды религиозно-лолитической борьбы, роль ислама в развитии национальных движений и усилении национально-освободительной борьбы1 и т.д.

Зарубежные ученые в прошлом веке также чаще анализировали роль ислама в государствах с мусульманским большинством населения. Они признавали ислам неотъемлемой частью политической культуры и утверждали, что ислам благодаря своему универсализму, который переходит расовые, идеологические и географические границы, обеспечивает своеобразие и определенную степень культурно-религиозного единства мусульманского мира. Но чтобы стать «третьей мировой системой», как того хотят мусульманские идеологи, писали, например, американские ученые, необходима определенная степень интеграции мусульманских стран между собой, а также в экономическую, политическую, идеологическую и военную систему западных стран2.

В советское время предпринимались попытки проанализировать роль и место ислама в общественной жизни нашей страны. В содержательном плане работы преимущественно касались истории распространения ислама на территории СССР , социальной, культурной и духовно-нравственной роли

1 См., подробнее: Ислам в современной политике стран Востока. - М., 1986; Ислам:
религия, общество, государство. - М, 1984; Ислам и проблемы национализма в странах
Ближнего и Среднего Востока. - М., 1986.

2 Islam and International Relations Ed. By V. Proctor. -N.Y., 1965; Piscatory J..P. Islamic
Values and National Interest; Dessouki A.E. H. The Islamic Resurgence: Sources, Dynamics and
Implications// Islamic Resurgence in the Arab World N.Y., 1982; Ayoob M. The Politics of
Islamic Reassertion. -L., 1981; Ochsenwald W. Saudi Arabia and the Islamic Revitai//
International Journal of Middle East Studies. 1981. -V. 3; Ayubi N.N.M. The Political Revitai of
Islam: the Case of Egypt//International Journal of Middle East Studies. 1980. -V. J2.

3 См.: Ислам. Историографические очерки. - М, 1991; Мугадиев З.Дж.
Северокавказский мюридизм (история и современность): Дис^.канд, истор , наук, -

ислама1. Однако в этот период не было работ, где бы рассматривались политическая роль и значение ислама в политике советского государства.

Проблема влияния исламского фактора на социально-политические процессы современной России изучена недостаточно. В работах отечественных ученых в основном исследуются либо исторические особенности ислама или в целом ислам в Российском государстве2, либо в связи с такими антисоциальными явлениями, как терроризм, сепаратизм, радикализм, экстремизм3, либо в региональном аспекте, применительно к постсоветскому пространству или к Северному Кавказу4. В то же время мало

Махачкала, 1989, и др.

1 См, например: Ислам в СССР. - М., 1983; Керимов Г.М. Шариат и его социальная
сущность. - М, 1989; Саидбаев Т.С. Ислам и общество. - М., 1978; Ахмедов А.В.
Социальная доктрина ислама. - М., 1982; Аширов Н. Ислам и нации. - М., 1975; Вагабов
М.В., Вагабов М.Н.
Ислам и вопросы атеистического воспитания. - М., 1978; Яхъяев М.Г.
Ислам как социальный феномен социалистического общества: Дис ...канд. филос. наук. -
М., 1989, и др.

2 См.: Балтанова Г.Р. Социально-политический анализ зарубежных концепции
эволюции ислама в России и СНГ: Дие. ...докт. филос. наук. - М., 1994; Баширов Л.А.
Ислам и современные этнополитические процессы в современном России. - М., 2000;
Гайнутдинов Р.И. Ислам в современной России (опыт философского анализа): Дис.
...канд. филос. наук. - М., 2003; Ислам и мусульмане в России. - М., 1999; Ислам в
Российской империи (законодательные акты, описание, статистика). - М., 2001; Юнусова
А.Б.
Ислам в Башкортостане: Дис. ...докт. истор. наук. - М., 1997, и др.

3 См.: Димаева Ф. Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-
культурные и политические процессы: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 2003; Емельянова
Н.М
Мусульмане Кабарды. — М, 1999; Ермаков К, Микульский Д. Ислам в России и
Средней Азии. — М., 1993; Игнатенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе //
Центральная Азия, и Кавказ. 2000. №2. - С. 112-128; Ислам в современных республиках
Северного Кавказа. Южнороссийское обозрение. - Ростов-на-Дону. - 2002. - № 11;
Малашеико АВ. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М., 2001; Малышева Д
Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира // Мировая
экономика и международные отношения. 1999. №7. С. 114-128; Сюкияйнен Л.Р. Шариат
и мусульманско-правовая культура. - М.: Институт государства и права РАН, 1997, и др.

4 См.: Галунов СВ. Ислам в СНГ в общественно-политической и научной мысли
Запада: Дис. ...канд.ист.наук. - М.,1998; Димаева Ф.В. Ислам в современной Чечне:
воздействие на социально-культурные и политические процессы: Дис. ...канд. филос.
наук. - М, 2003; Емельянова Н.М. Мусульмане Кабарды. - М, 1999; Ермаков И.,
Микульский Д.
Ислам в России и Средней Азии. - М., 1993; Жириновский В. В. Исламская
дуга (Россия - Афганистан). - М., 2000; он же. Последний, бросок на Юг. - Мт 1995;
Ислам в современных республиках Северного Кавказа. Южнороссийское обозрение. -
Ростов-на-Дону, 2002. №11; Йоисои Л., Эсеиов М. Политический ислам и конфликты в

научных работ, в которых бы полно и системно анализировались роль и значение ислама, мусульманских субъектов в немусульманской России, раскрывался бы политический потенциал мусульманской уммы, механизм ее влияния на политику немусульманского государства, тенденции и перспективы политического участия российских мусульманских организаций1. Кроме того, мало научных работ, в которых исследовался бы позитивный потенциал ислама, политики государства по отношению к исламу2. В данной работе в какой-то мере восполняется этот пробел.

Объект исследования — мусульманская общность России и представляющие ее духовные управления и общественно-политические организации мусульман.

Предмет исследования — место и роль ислама в общественно-политических процессах в современной России.

Цель исследования — проанализировать место и роль мусульманских организаций в общественно-политической жизни современного российского государства и механизмы политического участия3 мусульманской общины.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

определить место и роль ислама в поликонфессиональном обществе;

Евразии// Центральная Азия и Кавказ. 1999. № 4. - С. 45-51; Малашенка А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. — М., 2001; Мугадиев А. Мусульмане в постсоветском пространстве// Диа-Логос: религия и общество. - М., 1997. - С. 265-283, и др.

1 Например, см.: Газиева Г., Мелъков С. Мусульманская умма в современном
российском обществе. - М., 2003; Черноаасая Я. Мусульмане Ярославля. - Ярославль,
2001.

2 См., например: Ислам и политическая стабильность. Опыт четырнадцати веков и
перспективы (Материалы конференции). - М.: Издание Государственной Думы РФ, 2002.

3 Под политическим участием понимается неотъемлемое свойство политической и любой иной управляющей деятельности людей, которое служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Участие приобретает качество политического, когда личность,, группа^ слой, класс вовлекаются в политико-властные отношеншц. в процесс принятия решений и управления, носящих политический характер. См.: Политология: Энциклопедический словарь. - М,.: PUBLISHERS, 1993,- С. 305-306.

проанализировать детерминанты включенности ислама в общественную жизнь Российской Федерации;

выявить особенности участия российских мусульманских организаций в политической жизни российского общества;

исследовать мусульманскую умму в качестве объекта российской политики,

проанализировать особенности политической субъектности духовных управлений и общественно—политических организаций мусульман;

изучить тенденции и перспективы участия российских мусульманских организаций в политической жизни России;

Теоретическую основу диссертации составили работы отечественных и зарубежных исследователей — религиоведов, философов, политологов, историков, правоведов, государственных и религиозных деятелей, а также материалы дискуссий, научно-практических конференций международного и национального масштабов, авторефераты диссертаций и публицистические материалы.

Исследование опирается на положения и выводы, научный аппарат философии, религиоведения, политологии, юриспруденции, социологии и конфликтологии.

Методологической основой анализа предмета исследования явились методы системного, структурно-функционального и институционального анализа. Для решения поставленных задач использовались социологические методы, а также методы прогнозирования, моделирования.

Эмпирическую базу диссертации составили результаты социологических исследований о влиянии ислама на общественно-политическую жизнь современной России и политологических изысканий, проведенных государственными учреждениями, научно-исследовательскими

заведениями и средствами массовой информации, а также лично автором по проблемам, относящимся к теме исследования (автор принял участие в подготовке и проведении исследования «Электоральные предпочтения российских мусульман» (2003 г.), а также в разработке теоретических материалов социологического исследования «Российские мусульмане. Кто они?» в 2001 г.). Диссертант принял участие в ряде научных и научно-практических конференций по исламской проблематике.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней:

анализируются теоретические основы функционирования мусульманской общины в поликонфессиональном российском обществе, где ислам является религией меньшинства;

показывается влияние мусульманских организаций на общественно-политические процессы в современной России;

исследуются механизмы влияния ислама на внутреннюю и внешнюю политику России;

раскрывается политический и социально-нравственный потенциал мусульманских организаций современной России;

формулируются некоторые практические рекомендации по дальнейшему развитию взаимоотношений между органами государственной власти и мусульманскими организациями.

Практическая значимость исследования. В диссертации систематизированы и сформулированы теоретические положения о характере влияния исламского фактора на политику и общественную жизнь в современной России; предложены пути, средства и способы повышения-политического потенциала мусульманской уммьг в современных условиях.

Проведенное исследование дает возможность сформулировать ряд рекомендаций для органов государственной власти в РФ и духовных управлений мусульман в щлях дальнейшего развития государственно-

*

исламских отношении.

Результаты исследования, его выводы и рекомендации могут быть использованы для содержательного, конструктивного православно-исламского диалога.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях автора на секции международной научной конференции «Будущее мусульман России в начале третьего тысячелетия» (Москва, май 2000 г.), выступлениях перед офицерским составом органов военного управления Военно-воздушных Сил РФ. Принципиальные идеи диссертации были апробированы автором в совместной работе с отделом стратегических и социологических программ развития государственно-исламских отношений Совета муфтиев России при подготовке и проведении социологических исследований среди мусульман Европейской части России (в 2001-2002 гг. по теме «Российские мусульмане. Кто они?»; в 2003 г. по теме «Электоральные предпочтения российских мусульман»).

Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и библиографии.

Основные положения диссертации изложены в публикациях автора общим объемом 1,2 п. л..

Ислам в поликонфессиональном обществе: методологические основы исследования

Несмотря на то, что в фундаментальных трудах советских авторов место и роль ислама в немусульманских социумах не рассматривалась, тем не менее, в них есть серьезные методологические наработки, которые могут быть применены и при анализе обществ, где мусульмане не составляют большинство населения. Так, мусульманские страны советскими исследователями были отнесены в основном к двум группам, каждая из которых обладала своей спецификой: 1 группа - это страны со значительным мусульманским большинством, которые могут рассматриваться как практически однородно мусульманские, и 2 группа - это многоконфессиональные, преимущественно секулярные государства, где мусульмане составляют значительное меньшинство. Страны первой группы в основном расположены в центре «мусульманского мира», в историко-географических рамках бывших арабских халифатов (в том числе богатые нефтедобывающие, прежде всего, арабские страны). На периферии «мусульманского мира» - страны более позднего распространения ислама Сюда относились Индонезия, страны тропической Африки и некоторые поликонфессиональные государства. Отмечалось, что все эти страны очень разные, среди них есть капиталистические, полуфеодальные государства и страны социалистической ориетшши; монархии, парламентские республики и военно-диктаторские режимы

Особенно важно, что в указанных выше и других работах достаточна подробно рассматривались политические идеи ислама, его социальная роль в обществе. В научных изысканиях тюдчеркивалоеъ, что в вероучении ислама отсутствует цельная завершенная политическая доктрина, освещающая место и роль ислама в политической системе обществе, взаимодействие религии ислама и политической власти. Вместе с тем в Коране, Сунне, трудах многих :мусульманских богословов содержатся положения, имеющие политический характер. Так, содержание 38 аята 42 суры: «И тех, кто ответили своему Господу и выстаивали молитву, а дело их - по совещанию между ними, и тратят они из того, чем Мы их наделили.»1 расценивается исследователями как призыв к решению насущных социальных и государственных дел. Причем утверждается, что здесь ислам закладывает парламентскую форму правления в социуме, поскольку исламские дела должны решаться на совете.

Исследователи отмечали, что в Коране подробно говорится о том, какими качествами должен обладать правитель мусульман и каким должно быть отношение к власти. Прежде всего, мусульманский правитель должен быть мудрым: «Но те, которые убоялись своего Господа, для них — горницы, выше которых горницы сооруженные, а внизу их текут реки, по обещанию Аллаха - не нарушает Аллах обещания?»; «И дал им вкусить Аллах унижение в жизни ближней, а ведь наказание последней больше, если бы они знали»2; граждане исламской страны должны повиноваться властям: «О вы, которые уверовали!, Повинуйтесь Аллаху, и посланнику, и обладателям власти среди вас»; «терпи то, что они говорят, и вспомни раба Нашего, Дауда, обладателя мощи. Поистине, он был обращающимся!»3.

По мнению исламоведов, для раннего ислама вопрос о природе власти не был предметом дискуссий и размышлений. Политическая власть в исламе принадлежит Аллаху и никому больше: «.„Воистину, Аллах избрал его над вами и преумножил его изобильно по знанию и силе, Аллах дарует царство

Свое тому, кому он желает». А правитель отвечает перед Аллахом: «Потом Мы сделали вас правителями на земле после них, дабы могли Мы видеть, как поступаете вы». Политическая власть ислама, как утверждается в Коране, будет длиться вечно, а мусульмане станут править на земле: «Аллах обещал тем из вас, кто веруют и творят добро, что, воистину, поставит их правителями на земле, как ставил он правителями бывших прежде, утвердит для них религию их, воистину, ниспошлет Он им взамен безопасность после страха их. Будут служить они Мне и не приравнять никого ко Мне...»1. В Коране многократно утверждается, что справедливость является основой мусульманского правления (42:15; 6:152; 4:58, 105-107, 135; 5:8): «Воистину Аллах призывает к справедливости и сотворению добра (другим), и делиться, и воспрещает Он неподобие, и зло, и мятеж...» .

Вопрос о природе власти и о ее религиозном осмыслении разбирался в трудах богословов и законоведов, в сочинениях философов. По учению ислама, Аллах един и единственен, потому и власть едина и не может быть подразделяться на типы и категории, но в соответствии с принципами ислама всякая власть на земле, всякое право и возможность одних людей распоряжаться поступками и судьбами других лишь поручаются кому-либо из них. В период «коранического ислама» Мухаммад как посланник Аллаха был его представителем на земле, и для мусульман он объединял в своих руках все виды и функции власти3,

В исламе объединены весьма различные представления о власти, одно из них можно назвать «сакральным». Согласно емул человек, находящийся во главе группы людей, общины, государства, не просто выполняет волю божества, но находится с ним в контакте, служит посредником между ним и людьми, поэтому его слова и распоряжения священны. Именно эта концепция связана с идеей посланничества Мухаммада, его ролью пророка (наби) и посланника (расула). С этим связано отношение мусульман к Сунне \ р примеру Мухаммада, его высказываниям. Сунна стала для мусульман-суннитов1 почти равной Корану как источнику знаний о воле и заветах Аллаха, ибо она в их представлениях тоже освящена связью Мухаммада с Аллахом.

Особенности участия мусульманских организаций в политической жизни российского общества

Дискурс относительно возможности и форм участия исламских организаций в политической жизни России продолжается. Рассмотрим четыре точки зрения по этому вопросу, распространенные среди ученых, специалистов.

Первая точка зрения заключается в отрицании такой возможности в принципе, так как этому препятствуют светский характер российского общества, особенности правовой системы (статьи 13 и 14 Конституции РФ и закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» запрещают религиозным организациям участвовать в политике), опасения, что этот процесс может нести угрозу светскому социуму, и фактическое существование исламофобии. Некоторые ученые и религиозные деятели, государственные чиновники и правозащитные организации полагают, что исламские религиозные организации не являются частью политической системы России, находятся вне политических отношений в нашей стране и поэтому они должны заниматься только духовной (организация богослужений) и социальной (благотворительность, помощь малоимущим, престарелым, молодежи т.д.) деятельностью. А раз так, то нет необходимости публичного обсуждения и научного анализа как возможности, так и механизмов участия мусульманских субъектов в политической жизни российского общества.

Вторая точка зрения выражается в позиции мусульманских оргашваций России и их лидеров, призывающих активно участвовать в политической жизни российского общества. Таїсой позиции придерживается, например, председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Н.Аширов, известный мусульманский интеллектуал Г.Джемаль, А.

В.В.Ниязов, возглавляющий организацию «Рефах» (Благоденствие). Так, А.-В.В. Ниязов полагает, что «вся наша политическая деятельность направлена на то, чтобы в максимальной степени использовать объединительную, консолидирующую функцию ислама»1. Г.Джемаль в одном из своих многочисленных интервью сказал о необходимости усиления идеологического влияния ислама на политические процессы в мире, объединение усилий самых различных исламских лидеров и организаций2. В рамках данной позиции обосновывается также необходимость более активного политического участия мусульман и мусульманских организаций в противодействии политике западных государств и США. На наличие именно такой позиции среди ряда ученых неоднократно указывал А.В.Малашенко3.

Концептуально такая позиция обосновывается неразделенностью в исламе светского и духовного (автор об этом писал в первом разделе). Поэтому зачастую высказывается мысль о том, что ислам един для всех, а, значит, мусульмане и мусульманские организации в России должны жить и действовать так же, как и в мусульманских странах, использовать в своей деятельности политический опыт в первую очередь мусульманских стран.

Представляется, что перенесение опыта мусульманских стран на российскую почву (что практически невозможно), без его конструктивно-критического осмысления вряд ли даст позитивный результат, как для самих мусульманских организаций, так и для российского общества и государства. Наиболее уязвимым местом в этой точке зрения является то, что Россия никогда не являлась мусульманской страной. Это означает: шариат никогда не лежал в основе российского законодательства, мусульмане никогда не составляли в нем большинство, руководителем государства никогда не был мусульманин, а Россия уже много лет является светским государством. Значит, опыт мусульманских стран неприменим в нашей стране, либо может оказаться деструктивным для ряда сфер общественной жизни, например, для сферы безопасности.

В рамках третьей точки зрения светскими учеными артикулируется мысль о необходимости постепенного изменения в российском обществе и государстве взглядов на место и роль ислама в общественной и политической жизни, более активном использовании позитивного созидательного потенциала в социальной, духовно-культурной, образовательной областях. Например, исследователи Л.А.Баширов, А.В.Малашенко, Л.Р.Сюкияйнен неоднократно отмечали, что в политической жизни нашей страны потенциал ислама реализуется слабо и оказывает совершенно недостаточное влияние на процесс поступательного общественного развития и укрепление демократических правовых основ российской государственности1.

Многие отечественные исламоведы полагают, что с начала 90-х годов минувшего столетия в России наблюдается заметное возрастание роли ислама по многим направлениям, среди которых ученые выделяют три основных -собственно религиозное, социально-культурное и политическое. Итоги и перспективы «пробуждения» ислама в этих сферах неодинаковы и противоречивы, зачастую не разделяются ни обществом, ни государственными органами, возможно, поэтому рост влияния ислама в России сводится в основном к его политическому влиянию, к политическому фактору.

Политический и социально-нравственный потенциал мусульманских организаций России

В отличие от светских политических концепций и учений других конфессий исламское вероучение имеет специфические трактовки политического участия уммы в общественной жизни и в делах государства. В предыдущем параграфе диссертант проанализировал основные особенности участия российских мусульманских организаций в политической жизни. Вместе с тем наиболее проблемным и дискуссионным остается вопрос определения политического потенциала ислама, политических возможностей мусульманской уммы и мусульманских организаций влиять на российское общество. Споры на эту тему не утихают в научном и политическом сообществе, среди религиозных деятелей и в средствах массовой информации. Например, в защищенной в 2003 г. кандидатской диссертации ее автор Ф.В.Димаева на примере Чечни неоднократно отмечает «влияние религиозного фактора на этнические, политические и даже военные процессы... специфику продолжающейся исламизации в России»1. Поэтому анализ политического потенциала отечественных мусульманских организаций в России является своевременным и актуальным.

Потенциал (от лат potentia — сила) определяется как «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного шща, общества, государства в определенной области»2. Несколько иное понимание потенциала обнаруживаем в «Кратком словаре иностранных слов»., где потенциал (от лат. potentia - возможность, мощность) понимается как «степень мощности (скрытых возможностей) в каком-либо отношении» . Также, по мнению автора, в дополнительном разъяснении нуждается прилагательное «политический». Этот термин является показателем связи с обществом и политической властью, с наличием двух качественно важных процессов: с общественной жизнью и с процессами борьбы за овладение, удержание и использование политической пласти. То есть вне общества нет политического, но R обществе идут не только политические процессы, но и такие, которые прямо не связаны с политической властью, борьбой за обладание ею.

Таким образом, под политическим потенциалом мусульманской уммы диссертант понимает объективно существующие возможности и способности мусульман как социальной группы участвовать в политическом процессе, во взаимодействии с властью влиять на общественную жизнь.

Политический потенциал российской уммы связан с ее социальной субъектностью, ибо мусульмане много веков живут в российском обществе, являются его естественной частью , сформировали самостоятельно либо при участии государства стабильно функщюшфующие духовные управления мусульман.

В политическом потенциале уммы автор выделил такие его элементы, как традицию в исламе, количество мусульман в России, систему управления уммой, легитимность исламских религиозных и политических идей для российского общества, степень самостоятельности ислама в российской политике и политические амбиции мусульманских лидеров.

Начнем анализ с рассмотрения роли традиции в российском исламе. Так, А.В.Малашснко полагает, что «традиция в широком смысле становится одной из главных, если не главной несущей конструкцией общественного устройства и стабильности». Он считает, что «по всей Центральной Азии и Кавказу для мобилизации общества и его консолидации используются традиционные институты, адекватные им представления о социальной справедливости, об отношениях внутри треугольника общество-государство-индивид». Причем «внутри этой традиции роль религии непререкаема»". Аналогично роль традиции в исламе рассматривали многие ученые советского периода3. В настоящее время у российских мусульман значительно обостряется чувство принадлежности к исламу, осознание себя частицей мусульманской общины, имеющей общие ценностные ориентиры, единые, пусть и нечетко артикулированные, интересы и цели, которые могут быть достигнуты лишь в рамках общемусульманского действия4.

Россия не Центральная Азия и не Закавказье, но и в ней религия не пассивна. Исторически сложилось так, что РГЩ всегда активно влияла на политический процесс, на политическую систему России. Однако (об этом автор уже писал в 1 главе) в конце ХГХ — начале XX в. появились первые традиции участия уммьт в политической жизни, когда возникли первые мусульманские политические партии .

Механизм влияния ислама на внутреннюю и внешнюю политику России

Проблеме изучения процессов влияния и механизма социально-политических процессов и явлений посвящено немало работ, однако единого подхода к определению понятия «механизм» пока нет: исследователи делают акцент на тех или иных его сторонах, исходя из приоритетности собственных задач2. Так, профессор В.М.Шевцов под механизмом социально-политических процессов и явлений понимает совокупность взаимосвязанных, но относительно самостоятельных звеньев: субъекта, условий и характера, содержания, средств, способов, методов и форм его влияния .

Позиция профессора О.А.Рыжова состоит в том, что управление возможно только через осуществление его механизма. Под механизмом он понимает системную совокупность норм, средств и методов управленческой деятельности того или иного субъекта по достижению им намеченной цели4. То есть не просто системную совокупность, а управленческий процесс и особое внимание он уделяет целям управления, которые зависят от его субъекта и заключаются в оптимизации текущего политического процесса. Вместе с тем ученый отмечает, что понимание оптимизации текущего политического процесса сугубо субъективно и всемерно зависит от субъекта управления. Отсюда следует, что анализ целей управления необходимо проводить дифференцированно, с одновременным определением основных субъектов управления и используемых ими методов.

В более систематизированном виде рассматривает механизм исследователь В.И.Солдаткин. По его мнению, в обществоведении понятие "механизм" богаче, чем в естественно-научных дисциплинах и не сводится к решению вопроса о том, кто управляет процессами или явлениями или регулирует их. Поскольку общественные процессы подвержены влиянию объективных и субъективных, закономерных и случайных, традиционных, актуальных и других факторов, то под механизмом в обществоведении понимается совокупность таких факторов или компонентов, которые необходимо учитывать всегда1.

В теоретическом аспекте механизм может быть рассмотрен как структура явления или процесса, но в таком случае из поля зрения исследователя исчезают динамика, последовательность, то есть их. функциональность. Представление механизма через совокупность наиболее важных компонентов выглядит более предпочтительным, потому что отражает максимальное множество параметров, необходимых для реализации того или иного политического явления. Такой подход более приемлем для настоящего исследования, так как позволяет изучить механизм влияния ислама на политическую и общественную жизнь.

Выбор объясняется тем, что необходимо рассмотреть то существенное воздействие, которое исламские субъекты (исламские политические партии и общественные организации, региональные и надрегиональные духовные управления мусульман) оказывают на общественные отношения вообще и на властные, в частности. Основными компонентами такого механизма являются различные исламские социальные и политические субъекты, их мировоззренческие и правовые установки, ценности в политической сфере, создаваемые ими институты, а также формируемые ими цели и сам процесс деятельности. Данный механизм специфичен, поскольку политическая сфера является в основном прерогативой государства, а исламские организации, согласно действующему законодательству, являются общественными организациями. Учитывая все ускоряющийся характер общественных изменений в России, механизм должен быть ориентирован на возможность функционирования именно в таких обстоятельствах и в такой обстановке, которая наиболее адекватна объективной реальности.

Используя метод В.И.Солдаткина, можно выделить такие компоненты механизма влияния, как мировоззренческо-ценностный; нормативно правовой; институционально-организационный; функционально деятельностный1. Важно подчеркнуть, что раскрытие содержания названных компонентов механизма влияния исламских субъектов на политику российского государства позволяет ответить на вопрос о приоритетности того или иного вида деятельности различных исламских субъектов, их способности и готовности принять и реализовать наиболее адекватное решение в сфере политики. Рассмотрим содержание выделенных компонентов механизма подробнее.

Похожие диссертации на Ислам в общественно-политической жизни современной России