Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Глобализация как феномен современной культуры (Философско-антропологический аспект) Падалка Наталья Васильевна

Глобализация как феномен современной культуры (Философско-антропологический аспект)
<
Глобализация как феномен современной культуры (Философско-антропологический аспект) Глобализация как феномен современной культуры (Философско-антропологический аспект) Глобализация как феномен современной культуры (Философско-антропологический аспект) Глобализация как феномен современной культуры (Философско-антропологический аспект) Глобализация как феномен современной культуры (Философско-антропологический аспект) Глобализация как феномен современной культуры (Философско-антропологический аспект) Глобализация как феномен современной культуры (Философско-антропологический аспект) Глобализация как феномен современной культуры (Философско-антропологический аспект) Глобализация как феномен современной культуры (Философско-антропологический аспект)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Падалка Наталья Васильевна. Глобализация как феномен современной культуры (Философско-антропологический аспект) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Санкт-Петербург, 2004 162 c. РГБ ОД, 61:04-9/497

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Человек и общество перед лицом глобализации ...

1. Глобализация: сущность и содержание 11-31

2. Либеральная модель глобализации в человеческом измерении 32-67

3. Глобализация как социокультурная проблема 68-87

Глава II Глобализация и гуманизм

1. Гуманная глобализация как возможность 88-109

2. Антиглобализм - движение за альтернативную глобализацию 110-132

3. Россия в мире глобализации 133-151

Заключение 152-154

Литература 155-162

Введение к работе

Глобализация становится главной приметой нашего времени. Человечест-о неудержимо движется к мировому всеединству на научной и технико-технологической основе XXI века.

Современная глобализация, если ее понимать как процесс интеграции человечества в сложную взаимосвязанную, единую планетарную систему, подготовлена всем ходом развития истории. Она, как качественно новый этап интернационализации, вызвана к жизни современным уровнем материального и духовного производства, развитием производительных сил. Лидером глобализации выступают страны западной цивилизации, которые добились наибольших успехов в развитии и использовании достижений информационной революции. Вместе с тем, во взаимосвязанном мире глобализация втягивает в свою орбиту народы разных культур и уровней развития.

Глобализация проявляется в наше время во всех областях общественной жизни. Главным образом, она утверждается в экономике. Без преувеличения можно утверждать, что складывается, а в чем-то уже сложилась мировая экономика. Время, когда каждая страна имела свой национальный рынок, уходит в прошлое. Рынок становится единым, всемирным. Больше того, складывается не просто мировой рынок, а подлинно транснациональное хозяйство.

Глобализм характеризует не только экономику и экономические отношения, но и стал определяющим фактором политической жизни стран и народов. Формируется глобальная международно-политическая система. Происходит изменение социальной роли и суверенитета национальных государств. Важными субъектами мирового политического процесса, наряду с государствами, становятся межправительственные и неправительственные международные организа ции, транснациональные корпорации, международная политическая элита, мафия, диаспора, центры мировой информации.

Областью, где глобализация проявляется наиболее масштабно, является культура. Ключевым вопросом культурной глобализации становится соотношение унификации и многообразия культур. Глобализация развивается в условиях новой информационной реальности. Информационное поле стало общепланетарным по масштабу и пересыщенным - по объему информации, знаний. Современное производство информации превосходит ее восприятие человеческим разумом, а ее скорость распространения в мире многократно превышает скорости общественного развития.

Как главный вызов нашего времени, глобализация вселяет народам чувство надежды и страха. Она может стать для человечества общепланетарным добром, открыть путь устойчивого развития на основе справедливости, свободы, гармонии и гуманизма. Но может обернуться и вселенской бедой, втянуть род людской во всеобщую вражду, поставить его на грань различных катастроф. Точнее, не сама по себе глобализация, а способ ее проведения, политика использования ее достижений и возможностей.

Современный этап глобализации проводится на основе ценностей западного либерализма таких, как: всевластие рынка, эгоизм, бесконечная погоня за материальным богатством, бездуховность, жажда господства над людьми и общественными отношениями. Подобные установки современной западной культуры, которым пытаются придать статус универсальных, явочным путем насаждаются в мире, не считаясь с духовными ценностями и традициями других народов и цивилизаций. Такая глобализация является антигуманной, несправедливой. Она проводится в интересах избранных стран, принося народам остального мира унижения и нужду.

Неолиберальная модель глобализма породила целый ряд острых противоречий, в том числе и межкультурного, межцивилизационного уровня. В странах второго и третьего мира складывается широкое неприятие такого вектора глобализма, что проявляется в массовых протестных действиях различных общественных сил.

Всемирный характер приобретает антиглобалистское движение, которое не только решительно осуждает глобализацию "по-американски", но и выдвигает требования альтернативной человечной глобализации - глобализации в интересах всех и каждого.

Принципиальное значение имеет глобализация для России и ее будущего. Сегодня наша страна занимает скромное место в процессах глобализма, являясь скорее объектом, чем субъектом глобализации. Антироссийская политика лидеров неолиберальной глобализации и античеловечный характер российских реформ постсоветского периода привели страну к глубокому системному кризису, а большую часть людей - к обнищанию и унижению. Вместе с тем, она остается страной первого порядка по геополитическому положению, природным ресурсам, военно-стратегическим возможностям и влиянию на ход мировых событий. Такое своеобразное стартовое положение России в процессах глобализации оставляет ей шанс в перспективе стать высокоразвитой, демократической страной, одним из главных субъектов справедливой, гуманной глобализации.

Все это позволяет считать глобализацию, как социальное явление, магистральной, судьбоносной проблемой общественного развития, а, стало быть, и весьма актуальной темой научного и философского осмысления.

Степень разработанности проблемы

Несмотря на то, что глобализация как объект научного исследования возникла относительно недавно, на эту тему существует большая литература. По проблемам глобализации проводятся различные конференции, дискуссии, публикуются материалы международных и иных организаций и изданий. Эта тема привлекает внимание многих российских и иностранных исследователей. При этом сложность и многоплановость глобализации позволяет найти внешне убе дательные аргументы для обоснования самых различных точек зрения на проблему. Существующие публикации отечественных авторов посвящены в основном поиску приемлемых ответов на вызовы глобализации в отдельных сферах общественной жизни.

Более основательно оказалась исследованной экономическая глобализация. Отечественные специалисты достигли значительных успехов как в осмыслении сущности механизмов экономической интеграции, так и ее социальных последствий. Наиболее значимыми являются труды А. Абалкина, Ф.Д. Бобкова, О.М. Богомолова, Л.Г. Беловой, П.Д. Вавилова, М.Г. Делягина, Г.Г. Дилигин-ского, Н.В. Загладина, П.Д. Жилина, В.П. Колесова, В.Л. Иноземцева, А.И. Не-клесси, СП. Перегудова, В.Н. Скворцова, В.П. Туркаева, А.И. Уткина.

Противоречиво развивается глобализация в области политической. К различным ее проявлениям значительный исследовательский интерес проявляют Л. Бузгалин, В.А. Гуторов, А.А. Громыко, Г.А. Зюганов, А.А. Кокошин, И.Ф. Ке-фели, А.В. Кива, Н. Косолапое, М.В. Ильин, Д.З. Мутагиров, А.С. Панарин, С.А. Проскурин, СМ. Рогов, Г.В. Осипов, Ю.В. Шишков, СА. Удовик, Ю.В. Яковец.

Значительную ценность для понимания процессов глобализма в духовной сфере имеют исследования таких авторов, как: Е.А. Аникеев, Е.П. Борзова, А.И. Вебер, Р.И. Галушко, Е. Виноградова, М.С Каган, Б.В. Марков, Е.В. Рашков-ский, В.Н. Сагатовский, А.В. Семушкин, В.П. Шестаков.

Диссертация в значительной мере опирается на концептуальные положения в рамках темы исследования, изложенные в современных отечественных работах А.П. Бутенко, В.И. Вернадского, Ю.Г. Волкова, А.С. Мамзина, И.Н. Моисеева, В.Т. Пуляева, А.В. Прокофьева, М.Н. Руткевича, Г.В. Стельмашука, И.Т. Фролова.

Автор также использовал работы известных зарубежных мыслителей: В. Андерсона, У.Бека, 3. Бжезинского, Ф. Даллемара, Ф.Х. Кессиди, Г. Киссинд жера, П. Росленда, А. Тоффлера, А. Тоинби, Т. Шардена, С. Хантингтона, С. Хоффмана и др.

Вместе с тем, серьезных исследований, связанных с формированием общей теории глобализации, с философским ее осмыслением, пока еще нет. Устойчивое развитие цивилизации возможно только на путях гуманной, человечной формы глобализма. А это требует теоретического обоснования концепции альтернативной глобализации, основой которой были бы общечеловеческие ценности в современном их понимании. Данная диссертация представляет собой первый опыт философско-антропологического исследования современной глобализации. Объектом рассмотрения выступает глобализация как социальное явление. Предмет исследования составляет выяснение мировоззренческо-нравственных принципов, определяющих гуманный характер глобализации.

Цель и задачи исследования

Цель выполненного диссертационного исследования - философское обоснование справедливой формы глобализации, как альтернативы неолиберальной, антигуманной глобализации. Для достижения названной цели решались следующие задачи:

- определить и сформулировать некоторые положения общей теории глобализации, как исходные в процессе анализа социальной направленности глобализации;

- раскрыть осуществляемую на основе западных ценностей, безальтернативную модель глобализации, как антигуманную и неприемлемую для других культур и цивилизаций;

- рассмотреть основные направления философского и религиозного поиска новой идеологии глобализма на базе идей современного гуманизма, на основе общечеловеческих ценностей;

- проанализировать сущность и содержание антиглобализма как массового движения, выступающего против олигархической глобализации и нацеленного на альтернативную, человечную глобализацию;

выявить положение и перспективы России в процессах глобализации, в условиях, когда в ходе деструктивных реформ 90-х годов на основе неолиберальных установок страна с позиций государственного социализма опустилась до уровня раннего антигуманного капитализма.

Методология и источники исследования

В основу методологии исследования положены принципы диалектического метода. Рассмотрение глобалирующегося единого мира через его многообразие производится с использованием наддисциплинарньїх подходов. При исследовании глобализации как саморазвивающейся открытой системы автор диссертации учитывала требования синергетического метода. Анализируя антропологические основания глобализации, мы опирались на концептуальный аппарат, сложившийся в современной философии, политологии и культурологии.

Научная новизна

В целом диссертационная работа может быть охарактеризована как комплексное философско-антропологическое исследование социальной направленности глобализации в современном мире. В процессе исследования получены результаты, которые можно квалифицировать как новые.

1. Сформулированы и обоснованы некоторые общие положения теории глобализации, как исходные для философско-антропологического анализа ее социальной направленности (определение глобализации, ее исторические пределы, соотношение инвариантности и альтернативности, глобализация и цивилизация, противоречия глобализации, соотношение глобализации и человека).

2. На основе анализа процессов современной глобализации делается вывод о том, что неолиберальная модель глобализма с американской спецификой, насильственно насаждаемая в мире, является идеологическим обоснованием ин тересов избранных стран. Она неприемлема для народов других культур и цивилизаций. Социальная направленность такой парадигмы глобализма в целом носит антигуманный характер, хотя некоторые базовые ценности либерализма не утратили общечеловеческой значимости.

3. В результате исследования автор приходит к заключению о необходимости более широкого понимания общечеловеческих ценностей в условиях глобализации. Сведение этих ценностей или к традиционно-религиозному их представлению, или к синтезу общезначимых положений, принятых в итоге диалога культур, или к приданию статуса общечеловеческих неолиберальным ценностям, является недостаточным. Единение современного мира может обеспечить только система ценностей, включающая в себя универсальные положения всех подоходов к общечеловечности.

4. В диссертации получает новое толкование содержания понятия гуманизма с учетом процессов глобализации. Этот философский принцип отношения к человеку как высшему существу приобретает общечеловеческий характер. Автор считает, что процессы планетарного единения, проблемы и вызовы из них вытекающие, требуют придания гуманизму не только личностного, но и общечеловеческого измерения. Гуманизм следует рассматривать в качестве гуманной экспертизы глобализации в целом.

5. Впервые обоснован конструктивный потенциал антиглобалистского движения, которое в отечественных исследованиях, как правило, рассматривается только как деструктивная, протестная сила.

6. Проводя философскую экспертизу системы "человек-глобализация", автор диссертации в процессе анализа всех элементов этой системы проводит мысль о том, что человек является приоритетной целью глобализации, а никак не средством ее.

Названные новые положения диссертантом выносятся на защиту.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Проведенное философское исследование может служить методологической основой для формирования общей теории глобализации, для развития новой научной дисциплины - глобалистика. Материалы диссертации могут быть также использованы в учебно-педагогической, преподавательской работе при создании лекционных курсов по социальной философии, философской антропологии, культурологии.

Апробация результатов исследования

Основные положения и выводы диссертации излагались в выступлениях автора на научно-теоретических и научно-практических, региональных и международных конференциях, а также отражены в научных публикациях.

Глобализация: сущность и содержание

Развитие человечества в начале XXI века характерно двумя главными признаками: переходное состояние и движение в сторону всемирного единения. Информационная цивилизация, идущая на смену индустриального общества, определяется не только новым технологическим базисом воспроизводства всех общественных отношений, но и триумфом человека, его совершенствованием, развитием творческих, созидательных способностей. Человек становится главным социальным смыслом общества. Переход человечества в новую, более высокую стадию общественного развития происходит в условиях и путем глобализации. Современный этап развития характерен устремленностью к созданию целостного планетарного мира людей. Глобализация по способу проведения, по своим последствиям может быть гуманной и анатигуманной, служить интересам всего человечества или удовлетворять потребности власть и собственность имущих. Мы в своем философско-антропологическом исследовании намерены рассмотреть глобализацию с позиций ее гуманистического, человеческого измерения.

В условиях, когда не сложилась общая теория глобализации, когда в отечественной и зарубежной литературе существует большой разброс мнений по вопросам сущности, содержания, социального предназначения глобализации, ее исторических границ, необходимо вначале прояснить некоторые общие вопросы этого социального феномена. Это позволит более определенно проанализировать человеческий аспект глобализации. К такому решению склоняет также отсутствие общепринятого понятийного аппарата по рассматриваемой проблеме.

Одним из ведущих слагаемых общей теории глобализации является определение ее как социального явления современности.

В современном смысле термин "глобализация" возник в середине 80-х годов XX столетия и оказал сильное воздействие на интеллектуальную элиту. Появление этого термина связывают с именем Т. Левита, который в статье, опубликованной в "Гарвард бизнес ревю" в 1983 году, обозначил им факт слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями (МНК). А распространение он получил благодаря американскому социологу Р. Роберсону, который в 1985 году дал толкование понятия "глобализация", и японцу К. Омае, опубликовавшему в 1990 году книгу "Мир без границ"1

В отечественной и зарубежной научной литературе в настоящее время имеются различные подходы к определению понятия "глобализация". Приведем некоторые из них.

А.В. Миронов пишет: "Глобализацию мы понимаем как сложный и многомерный процесс, проявляющийся в экономической, политической, культурной и информационной универсалиях, когда территориальность исчезает, как организующий принцип социальной и культурной жизни"2.

М.В. Ильин определяет глобализацию как "становление единого мира -целостного и по своим общим контурам, и по внутренней взаимосвязанности своих взаимопроникающих компонентов".

В. Л. Иноземцев дает такое понимание глобализации: "Современная глобализация представляется мне процессом преобразования региональных социально-экономических систем, уже достигших высокой степени взаимозависимости, в единую всемирную систему, развивающуюся на базе относительно унифицированных закономерностей". И далее "глобализация представляет собой превращение ряда обособленных мирохозяйств в мировую экономику"4.

Андерсон У. Т. считает, что глобализация представляет собой "поток конвергирующих сил, который создает подлинно единый мир"5.

Н.В. Загладин под глобализацией понимает "новый этап мирового развития, характеризующийся резким ускорением темпов интернационализации всех сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной)"6.

М.Г. Делягин считает, что глобализация - это "процесс формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий"7.

А.П. Федотов считает, что "термин глобализация в самом общем смысле означает происходящий в настоящее время процесс планетарного объединения всех сфер человеческой деятельности, охватывающий производство, технологию, торговлю, культуру, политические и государственные институты"8.

По мнению А.П. Бутенко, это - "такая ступень интернационализации общественного производства, когда главным источником общественного богатства становится уже не труд в своей непосредственной форме, а наука как непосредственная производительная сила"9.

Необходимо отметить, что несмотря на различие формулировок, ученые едины в том, что процесс глобализации является событием мирового значения, затрагивающий интересы человека, общества, человечества. Весьма плодотворным представляется стремление авторов определить глобализацию в связи с современными достижениями научно-технического прогресса, новейшими технологиями. Вместе с тем, дискуссионными являются суждения, в которых глобализация сводится к общественному производству, к формированию единого мирового финансово-информационного пространства, к исчезновению территориальности как принципа общественной жизни. Столь же необоснованным является определение глобализации как состояния общества только через политику, через субъективную деятельность. Это важная сторона глобализации, но она не охватывает глобализации как процесса в целом, к тому же она подвержена изменениям. Поэтому, по нашему мнению, неубедительно определять глобализацию только через ее социальную функцию. А такое понимание глобализации имеет в среде ее исследователей. Так, небезызвестный Г. Киссинджер также определяет глобализацию не с точки зрения ее всесторонности и сущности, а с позиций понимаемого американскими верхами ее социального назначения. "Главный вызов состоит в том, что обычно называют глобализацией, на самом деле просто другое название господствующей роли Соединенных Штатов"10. Еще дальше в этом направлении идет известный писатель А. Ананьев: "Нам внушают, что мы движемся к прогрессу и процветанию, тогда как на самом деле... идем от господства локального к господству всемирному, заманчиво и льстиво именуемому глобализацией, от рабства человека, рабства людских сообществ (сегодня в рабах у Соединенных Штатов Америки находятся не только государства, но и целые континенты, а им все мало, мало и мало) к рабству человечест-ва".

Либеральная модель глобализации в человеческом измерении

Исследуя современный этап глобализации с позиций философского антропологизма, мы намерены проанализировать ценностную социальную направленность глобальных процессов в экономической, политической и духовной сферах общественного развития.

Глобализация как качественно новая ступень интернационализации общественной жизни обусловлена современными достижениями науки и техники, новейшими технологиями. Материальными носителями этих достижений выступают страны Запада во главе с США. Являясь лидерами, субъектами современного, начального периода глобализации, они осуществляют управление этим всемирным явлением, руководствуясь духовными установками, принципами современного либерализма, стремясь утвердить их во всем мире.

Следует отметить, что идеологи западной формы глобализации утверждают, что современная культура Запада неизменно руководствуется общечеловеческими христианскими ценностями . На самом деле она эти гуманные христианские постулаты давно уже видоизменила. Действительно, в свое время западная культура формировалась на таких христианских ценностях, как внутренняя духовная свобода человека, равенство всех людей независимо от их имущественного положения и национальной принадлежности, идеалы справедливости. На основе христианских ценностей выросла и сама идея демократии в европейском ее понимании. Однако западная цивилизация, продолжая на словах отдавать должное общечеловеческим ценностям, в жизни руководствуется либеральными ценностями, которые вьптолняют функцию идеологического обоснования интересов глобального капитализма. Либеральная демократия предпочитает эгоизм, наживу, неравенство, социальную несправедливость в отношениях между людьми и странами, культ насилия в различных его формах.

Извращение христианских ценностей в Западной цивилизации во многом связано со светским гуманизмом, капиталистической ориентации, который сложился в Новое время. Одной из главных христианских ценностей является личная индивидуальная свобода. Светский гуманизм ее преобразовал в культ индивидуальности. Согласно христианству человеческая личность обладает внутренней духовной свободой - независимостью от внешних природных и общественных условий.

Что касается светского гуманизма, то его идеал свободы сводится к контролю над природой и общественными процессами. Здесь природа рассматривается в качестве простого ресурса человеческой деятельности достойного всесторонней переделки и покорения. В человеческом мире главным мотивом деятельности признается личный интерес, себялюбие, склонность к доминированию над людьми, господство и принуждение.

Процесс изменения западных ценностей весьма образно выразила известная французская писательница и философ XX века Мишлин Тизон Браун: "В странах "золотого миллиарда" изменились ценности. Ритм жизни ускорялся: автомобиль, самолет обеспечивали подвижность человека, способствовали его ускорению. У людей не оставалось ни времени, ни желания думать о других, равно как и о собственном развитии. Все это заменила карьера. В некотором смысле материальное благополучие деформировало ценности сильнее, чем оккупация. Новое завораживало, дух не мог сопротивляться материальным соблазнам. Массы надеялись получить и получили доступ к изобилию, развлечениям вовсе не для того, чтобы культивировать красоту и духовность. Образование стало прагматическим, естественно-научным, техническим. Гуманитарные же науки не приносят ни выгоды, ни престижа..., ни того удовольствия, которое можно получить от спорта, путешествий, чтений детективов и особенно от телевизора .

Таким образом, идеологией глобализации признается современный либерализм, западная система ценностей, прежде всего, в звездно-полосатом ее понимании. Этой идеологии, как безальтернативной, придается универсальный, общечеловеческий характер. Она явочным порядком, принудительно внедряется по всему миру, в странах иной культуры и цивилизации.

Одной из главных установок этой концепции является культ рынка. Рынок определяет общество и его развитие, рынок формирует эгоистическую мораль. В условиях глобального рынка борьба за доходы за потребительские блага, за доступ к удовольствиям и развлечениям берет верх над стремлением к справедливости, гуманности, социальной ответственности и солидарности. Но современный рынок - это не свободный рынок времен Адама Смита, который наилучшим образом служил благу всех и каждого и представлял собой свободу конкуренции. Это рынок крупных транснациональных корпораций и других международных финансовых институтов. Это экономическая и политическая власть во имя корпоративных интересов. И эта господствующая роль институтов рынка в обществе и над обществом вступает в противоречие с интересами широких слоев населения. Рыночные стимулы не ориентируются на справедливость, на гуманизм, на общечеловеческие ценности, в их основе лежат иные установки. Как весьма удачно подметил Стенли Хоффман: "По сути, глобализация - это лишь набор технических средств (аудио- и видеокассеты, Интернет, сверхскоростные средства коммуникации), предоставленных в распоряжение государств или частных пользователей, которыми движут своекорыстные интересы и идеология, а вовсе не гуманитарные соображения. Их деятельность не имеет ничего общего с представлениями о глобализации как об утопии, основанной на идеалах Просвещения"42.

Что касается социальной направленности современного этапа глобализации, руководимого Западом, то она состоит не просто в обеспечении господства над миром, а в овладении процессом развития цивилизации и управлении им в своих интересах. Достижению этой цели, незыблимости западной модели цивилизации, как считают архитекторы нового миропорядка, способствуют два объективных обстоятельства наших дней: переход человечества от малых и локальных социальных общностей (нация, класс) к региональным и глобальному сообществам, а также превращение исторического процесса в управляемый и прогнозируемый.

Гуманная глобализация как возможность

Кризис либеральной модели глобализации, отрицательные последствия ее антигуманной направленности порождает проблему альтернативной глобализации. В научных и политических кругах все шире ставится вопрос о смене парадигмы глобализма, ведется поиск новой гуманной идеологии и политики глобализации. Как замечает В. Степин: "Нужны новые мировоззренческие идеи, которые смогли бы быть базисом для новых жизненных смыслов и ценностей. Без этого вряд ли возможно преодолеть кризисы глобализации"106. Подобных же взглядов придерживается большинство не только отечественных исследователей глобализации. Американский профессор С. Хоффман пишет: "Как можно сделать глобальный мир более пригодным для жизни? Ответ на этот вопрос предполагает существование политической философии, одинаково приемлемой и для людей, придерживающихся и иных ценностных ориентиров"107. Многие международные и национальные государственные и негосударственные организации ставят вопрос о глобализации "с человеческим лицом". Даже подготовленный в рамках Программы развития ООН "Доклад о развитии человека" за 1999 год имеет главу с названием "Перестройка глобального регулирования ради человечества и справедливости - необходимость нового столетия"108. Озабоченные вызовами современного этапа глобализации представители научной общественности предлагают различные концепции и механизмы альтернативной глобализации. Так, СП. Перегудов считает, что на место нынешней модели глобализации должна придти социально-рыночная глобализация. Под такой глобализацией автор понимает "такое развитие процессов глобализации, при котором во главу угла будут поставлены не корыстные интересы финансового капитала и транснациональных корпораций, а интересы основной массы населения планеты, его ныне живущих и будущих поколений"109. По мнению исследователя, социальной силой, "способной трансформировать нынешнюю модель глобализации в модель гуманную, могла бы быть социал-демократия", ибо ныне социал-демократия, по сути дела, - единственная авторитетная политическая сила, способная мобилизовать внушительные социальные и политические круги и организации как в странах "богатого" Севера, так и "бедного" Юга110.

Как представляется автору, перед социал-демократией в настоящее время открываются две возможных стратегии.

Первая - продолжать нынешнюю линию на внесение частичных поправок в существующую систему международных организаций и договоров, призванных продемонстрировать стремление к позитивным переменам и несколько смягчить нежелательные последствия глобализации. При этом, скорее всего, будет усилен акцент на "социальной ответственности бизнеса", "корпоративном гражданстве" и некоторых мерах, призванных придать этим формам хотя бы некоторое подобие реально действующих установок. Тот факт, что и ряд наиболее продвинутых транснациональных корпораций (ТНК), опасаясь за свой престиж и желая подправить свой имидж в глазах мировой общественности, все чаще оперируют в своих PR-кампаниях этими формулами и выражают готовность пойти на те или иные уступки требованиям экологистов, общественности развивающихся стран, безусловно, лишь поощряет социал-демократов идти и дальше по этому пути.

Но остается вероятность второго, более основательного пути решения этих проблем, в случае, если, как и в прошлом, социал-демократия, осознав катастрофичность ситуации и свою "миссию" по ее преодолению или выправлению, выступит с программой четких и недвусмысленных альтернатив.

Выбор стратегии во многом будет зависеть от того, как поведет себя средний класс, превратившийся с некоторых пор в основную опору социал-демократов и являющийся "питательной средой" для негосударственных организаций (НТО). В отличие от рабочего класса и профсоюзов, выступавших в качестве главных поборников социал-реформистского курса довоенных и послевоенных лет, средний класс значительно менее организован и дисциплинирован, он не приемлет традиционный коллективизм. Тем не менее он уже не раз доказывал свою способность к подлинно массовым действиям и вносил существенные коррективы в политический курс властей.

Тот факт, что неолиберальная глобализация имеет весьма существенный моральный, а не только материальный аспект, безусловно, создает условия для активизации растущей части среднего класса и особенно его молодежных и интеллектуальных категорий, и состав нынешних антиглобалистских движений наглядно подтверждает это.

СП. Перегудов не исключает и других вариантов смены неолиберальной концепции глобализации. События могут развиваться так, что действия антиглобалистов могут стать началом "Великой смуты XXI века". Возможно, что в обстановке такого рода смуты экономическая и политическая элита планеты осознает необходимость кардинальных перемен и примется за их реализацию.

"Но тогда - это уже будет третий вариант альтернативы нынешнему глобализму, причем, вполне возможно, что именно этот вариант может оказаться наиболее вероятным"111.

В.Л. Иноземцев также допускает, что альтернативой современному глобализму может быть такой сценарий, по которому значительная часть населения западных стран сама займет антиглобалистские (без кавычек) позиции. И это может стать важной поворотной точкой в цивилизационном развитии112.

Ученые различных стран разрабатывают и возможные механизмы осуществления справедливой глобализации, управления ею.

Так, известный британский социолог, директор Лондонской школы экономики и политических наук Энтони Гидденс пишет, что эффективная система глобального управления (global governance) могла бы быть создана по примерно той же схеме, которая положена в основу политических институтов Европейского союза: представительный орган (парламент), административный (комиссия) и межправительственный орган (совет министров), а также полномочный международный суд.

Антиглобализм - движение за альтернативную глобализацию

Историческая потребность альтернативной, справедливой глобализации получает не только теоретическое обоснование, но и выражается в мощном про-тестном движении сторонников "глобализации снизу". Его основой выступает движение, которое чаще всего называют "антиглобализмом" . Сильной стро-ной этого движения является непринятие неолиберальной модели глобализации и ее антигуманных последствий. Антиглобалисты протестуют против практики глобализации, которая ведет к дальнейшему усилению господства США и их союзников в мировой экономике, политике и культуре, против того миропорядка, который утверждается в ходе такой глобализации. Отсутствие выбора путей глобализации антиглобалисты рассматривают как наступление на права не только отдельного человека, но и на права народов многих стран.

Однако смысл этого движения не сводится только к протесту. Это движение не столько движение "против", сколько движение "за". Антиглобалисты выступают не против глобализации вообще, не против глобальной интеграции технологического развития, а против глобализации, контролируемой международной корпоративной элитой. Основное предназначение антиглобализма состоит в том, чтобы утвердить иную, демократическую, справедливую парадигму глобальности в мире. Они выступают за то, чтобы создать совершенно иную глобальную культуру - культуру, где глобальные организации, играющие ведущую экономическую и политическую роль, были бы демократически подотчетны.

Современное антиглобалистское движение является массовым, пользующимся большой поддержкой в различных социальных слоях. Вместе с тем, у него нет единой стратегии, в которой были бы ясно определены цели и средства их достижения. Во многих его организациях преобладает стихийное понимание несправедливости олигархической линии глобализации, американской политики мирового гегемонизма. Это мощное политическое движение указывает на необходимость другого, демократического пути глобализации. Существует не малая вероятность того, что нынешний антиглобализм может стать начальным этапом гораздо более широких массовых действий, "началом великой смуты XXI ве-ка"137.

Влияние на успехи антиглобализма как протестного движения состоит в том, что оно сумело в значительной степени перехватить инициативу в деле выражения основных политических настроений масс у официальных общественных организаций (партий, профессиональных союзов и церкви).

Движение антиглобалистов представлено самыми широкими слоями населения. В нем доминируют не жертвы глобализации, если иметь в виду те 20% беднейшего населения планеты, материальное положение которых за последние десятилетия ухудшилось в два с половиной раза. Наоборот, активную часть движения представляют средние городские слои стран так называемого "золотого миллиарда". Оно объединяет тех, кто является противником неолиберальной модели глобализации мира в американском ее варианте, независимо от того, принадлежат ли они организационно к анархистам, коммунистам, экологам, правозащитникам или даже представителям церкви.

В составе движения антиглобалистов имеется немало организаций со своими подходами в достижении "глобализации снизу". Одной из авторитетных считается "АТТАК" ("за налог Тобина в помощь гражданам"). Это довольно заметная организация, в ее составе только во Франции в конце 2001 года насчитывалось около 30 тысяч человек. Эта организация исходит из того, что не следует отбрасывать полностью нынешние принципы, капиталистический способ глобализации и заменять другим. Гуманная глобализация может быть достигнута путем усовершенствования капитализма, который можно превратить в хороший и социально ориентированный.

Движение "антиглобалистов" весьма не однородно не только по составу его участников, но и по способам действий и целевым установкам в борьбе с корпоративным глобализмом. Признанные в этом движении авторитеты-лидеры, имея единые взгляды против кого надо бороться, расходятся в представлениях, как и до каких пределов надо вести борьбу, не говоря уже о конструктивной платформе.

Так, Игнасио Рамоне заслужил уважение среди "антиглобалистов" аргументированной критикой несправедливостей западной концепции глобализации и постановкой вопроса о необходимости ее замены. Наиболее четко он сформулировал свою позицию в вопросе-призыве: "Не настало ли время перед лицом стольких неопределенностей и угроз перестроить все мировое общество...". Рамоне выражает взгляды и манеру поведения той части этого движения, которая готова бороться с глобальным капитализмом оружием критики. Что касается активных практических действий, прямого противостояния антигуманному глобализму, то это не является их установкой. Другой лидер, Жозе Бове - отражает взгляды сторонников прямых действий, вплоть до столкновения с государством, до разрушительных акций. Именно Бове принадлежит идея, которую подхватило радикальное крыло антиглобалистов, по бойкотированию американской продукции и разрушению символов Америки. Первыми в этом ряду стоят помещения кафе "МакДоналдс", которые "бовисты" громят не только в Европе, но и по всему миру. Бове, не ставя задачей сломать Систему (систему корпоративного глобализма), основным способом протестного движения считает борьбу, борьбу за "коллективное общественное сознание", за права и свободы человека Следует заметить, что своими эффектными действиями Бове добился признания в международных политических и экономических кругах.

Субкоманданте Маркое, как крупный авторитет в антиглобалистском движении, является сторонником борьбы против американского и западного в целом глобализма с оружием в руках. Он поднял восстание и на юге Мексики, в штате Чиапас создал свой собственный автономный район, в котором установил свои демократические порядка и органы власти ("базовые комитеты"). Он опирается и на военную силу, его армия насчитывает около 70 тысяч бойцов. Вместе с тем, Маркое успешно ведет борьбу и словом, используя все возможности духовного воздействия, в том числе, и Интернет. Эксперты считают, что в идеологическом противоборстве с американской и мексиканской пропагандой Маркое оказывается победителем.

Акции и призывы Маркоса приобретают большое международное звучание. В организованном им в апреле 2001 года мирном подходе на Мехико участвовало более 70 тысяч человек. К тому маршу присоединились режиссер Оливер Стоун, лауреат Нобелевской премии Хосе Самаранго, вдова президента Франции Миттерана, ведущий левый теоретик Франции Режи Дебре, Игнасио Рамоне, несколько известных писателей и "красных" депутатов Европарламен-та.

Похожие диссертации на Глобализация как феномен современной культуры (Философско-антропологический аспект)