Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовная культура в лингвокогнитивном аспекте антропологического знания Зенкова, Татьяна Леонидовна

Духовная культура в лингвокогнитивном аспекте антропологического знания
<
Духовная культура в лингвокогнитивном аспекте антропологического знания Духовная культура в лингвокогнитивном аспекте антропологического знания Духовная культура в лингвокогнитивном аспекте антропологического знания Духовная культура в лингвокогнитивном аспекте антропологического знания Духовная культура в лингвокогнитивном аспекте антропологического знания
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зенкова, Татьяна Леонидовна. Духовная культура в лингвокогнитивном аспекте антропологического знания : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Зенкова Татьяна Леонидовна; [Место защиты: Забайк. гос. ун-т].- Чита, 2011.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/104

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена антропологической значимостью объекта исследования, так как именно человек является некой универсальной мерой развития и результатов глобальной эволюции на всех ее уровнях. Известно, что антропологические знания, связанные с пониманием многомерности и противоречивой сущности человека, являются предметом изучения многих наук, как гуманитарных, так и естественных, однако единая наука о человеке, которая представляла бы его в целостном единстве, находится в стадии своего активного развития.

В связи с актуализацией антропологической парадигмы, во главе которой стоит человек, а именно человек-творец, и возникает новая область знания – духовная антропология, так как только обладая духом (идеей), человек может творить, думать и существовать. Через изучение духа и духовности человека возможно и познание его как человека мыслящего, разумного и развивающегося. Проявления духовности в виде сущностных характеристик картин мира каждого народа, несомненно, видны только в культуре, причем в культуре разных народов они будут национально-специфические. Познание идеального в культуре или познание самой духовной культуры в истории исследовательской мысли рассматривалось с различных точек зрения. С развитием антрополого-ориентированной лингвистики в рамках когнитивного направления сформировался новый аспект изучения культурных смыслов, направленный на познание лингво-ментальных феноменов (концептов) духовной культуры.

Современные ученые в области лингвокультурологии (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, В.А. Маслова, Ю.С. Степанов и др.) указывают на тесные взаимоотношения между языком и культурой. Язык является основным средством коммуникации и познания духовной культуры современного социума. «Человек – духовность – культура – язык» – это единое целое, познать которое одно без другого мыслится просто невозможным.

В условиях дегуманизации и деантропологизации глобализирующихся обществ духовность и гуманность являются основополагающими традиционными категориями современной антропологической мысли, а духовная культура человека – самой уязвимой к современному стремительному времени становления рыночных отношений и техногенной революции, времени, когда наблюдается кризис духовности.

В диссертационном исследовании рассматривается лингвокогнитивный подход к познанию духовной культуры, актуализирующийся в современной парадигме знаний. Лингво-концептуально-культурологической аспект исследования ценностных составляющих человека на примере двух лингвокультур свидетельствует не только о ментально-культурологических, этноспецифических особенностях людей, но и демонстрирует мировоззренческие универсалии каждого из народов в прогрессирующем современном обществе. Данный междисциплинарный подход представляет собой одно из новых исследований познания духовной стороны человечества в XXI в. Конструирование общества согласно новым ценностным ориентирам выявляет, в первую очередь, необходимость осмысления положения человека в новом социуме, отношение к человеку, а также выстраивание межличностной коммуникации.

Степень научной разработанности проблемы. В рамках диссертационного исследования представляется малоизученным и актуальным лингвокогнитивный подход к познанию духовной культуры. В сопоставительном аспекте исследуются мировоззренческие универсалии, воплощенные в духовно-нравственных концептах русской и английской лингвокультур. Кроме того, рассматривается становление новой области антропологического знания – духовной антропологии, которая является своеобразным базисом для познания духовной культуры человека.

Исследование предполагает обращение к классическим работам философов, культурологов, моралистов, антропологов, антропологов-лингвистов и когнитивистов, в работах которых рассматривается философско-методологический подход к познанию человека и к исследованию духовной культуры как неотъемлемой составляющей человека, анализируется отражение духовности в форме языковых знаков.

В контексте исследования автор опирается на работы, раскрывающие сущность и становление духовной культуры на протяжении веков. В работах Э.В. Ильенкова, А.Ф. Лосева, А.Я. Гуревича, П.С. Гуревича, М.С. Кагана, А.Я. Флиера, А. Крёбера, К. Клакхона культура рассматривается в философско-антропологическом дискурсе, отмечаются ее истоки и методология. Такие исследователи, как С.С. Аверинцев, А. Мень, В.В. Розанов актуализируют религиозную направленность духовной культуры. В рамках культурно-философской антропологии были рассмотрены труды Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, А.А. Королькова, послужившие основой для изучения духовной антропологии и духовной культуры. В работах Ю.М. Резника разрабатываются основы становления общей науки о человеке или метаантропологии, одной из характеристик которой является духовность, свойственная родовому человеку. Социальная значимость духовной культуры представлена в трудах А.К. Уледова, А.С. Запесоцкого и др. Обращение к работам В.П. Даниленко и Л.В. Даниленко позволило рассмотреть нравственную картину мира в рамках изучения духовной культуры и выявить ее сущностные составляющие. В работе В.Л. Кургузова отмечается лингвокультурологическая направленность антропологического поля исследования. Основой для лингвокогнитивного подхода к исследованию послужили работы В.С. Степина, в которых анализируются категории культуры, или мировоззренческие универсалии.

Зарубежная наука представлена такими учеными, как К. Леви-Стросс, А. Швейцер, М. Шелер, У. Самнер, Э. Уайт, М. Херсковиц, которые подчеркивали необходимость исследования человека в культурном пространстве.

Проблемой взаимосвязи сознания, культуры и языка занимались исследователи разных аспектов антропологического знания: А.В. Кравченко, который рассматривал философию языка с когнитивной точки зрения; В.В. Колесов подчеркивал взаимосвязь духовности, ментальности и языка; М.К. Петров отмечал знаковую природу культуры. В трудах А. Вежбицкой, В.И. Карасика, Е.С. Кубряковой, В.З. Демьянковой, С.Г. Воркачева, В.А. Масловой, М.В. Пименовой, Ю.С. Степанова и др. актуализируются такие понятия, как «концепт» и «картина мира» в лингво-культурологической области исследования. Научные изыскания зарубежных мыслителей В. фон Гумбольдта, Э. Сепира, Д. Болинджера, Х. Вайнриха, Дж. Лаккофф и др. также свидетельствуют о тесной взаимосвязи культурологии, лингвистики и когнитивной науки.

Характеристика источников, послуживших основой для рассмотрения темы диссертационного исследования, позволяет констатировать, что лингвокогнитивный аспект востребован при изучении констант духовной культуры. Однако следует подчеркнуть, что работы по духовной культуре, методологическая база которой основывается на лингвокультурологии и когнитивной лингвистике, только начинают актуализироваться в современной парадигме антропологического знания.

Актуальность темы, ее общественная и индивидуальная значимость, недостаточная разработанность данного аспекта определили объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования выступает духовная культура, репрезентируемая в концептосфере русской и английской лингвокультур.

Предметом исследования является лингвокогнитивный аспект изучения ценностных составляющих духовной культуры.

Цель диссертационного исследования – философско-культурологический анализ духовной культуры в лингвокогнитивной области антропологического знания.

Для достижения поставленной цели предпринято решение следующих взаимосвязанных задач:

  1. рассмотреть духовную сущность человека в современной научной антропологической парадигме гуманитарного знания;

  2. определить одну из областей философско-антропологических знаний – духовную антропологию, объектом изучения которой является духовная сущность человека;

  3. проанализировать взаимосвязь «человек – культура» и «человек – духовная культура – язык»;

  4. сопоставить мировоззренческие универсалии духовной культуры с лингвоконцептом, репрезентированным в духовно-нравственной сфере человека;

  5. выявить ценностные составляющие духовно-нравственной картины мира, основанные на религиозных заповедях, позволяющих увидеть духовную сущность человека;

  6. обосновать возможность применения лингвокогнитивного подхода к познанию духовной культуры на примере универсальных и национально- ценностных характеристик духовной культуры в концептосфере английской и русской лингвокультур.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципиальные идеи, положения и выводы, изложенные в трудах классиков отечественной и зарубежной философии, антропологии, культурологии, философии культуры, антропологической лингвистики, лингвокультурологии, когнитивистики: философов М. Шелера, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина и др., которые стояли у истоков исследования духовной сущности человека; культурологов П.С. Гуревича, М.С. Кагана, А.К. Уледова и др., рассматривающих духовную культуру как область знаний, где человек реализуется как духовно-нравственная личность, обладающая разумом и владеющая языком для передачи духовно-культурного опыта народа. Лингвокультуролог М.В. Пименова утверждает, что «внутренняя и внешняя жизнь человека, ценности материальной и духовной культуры, отношения между людьми и отношение к себе – все эти явления, так или иначе, обозначаются в языке, создавая образ общества и образ индивида – носителя определенного языка». В работах А. Вежбицкой описываются семантические системы языков, отмечается присутствие в них универсального, национального, специфического и культурологического. Поэтому при описании и анализе лингво-ментальных констант двух культур (русской и английской) представляется возможным выявить специфику рассматриваемых культур. В работах исследователя В.С. Степина актуализируется изучение мировоззренческих универсалий культуры, которые послужили основой к рассмотрению концептов и применению лингвокогнитивного подхода к познанию духовной культуры. Вследствие изменчивости современного общества, духовно-культурная среда каждого народа, несомненно, претерпевает изменения. Представленная теоретическая база диссертационной работы позволяет применить современные концептуальные исследования вербальной знаковой системы для выявления сути духовной культуры. Ценностные составляющие духовной культуры, репрезентированные в нравственной картине мира, рассматриваются в рамках триады «культура-мышление-язык».

Основными методами и принципами исследования явились анализ и синтез, компаративистский подход к исследованию культуры, а также принцип целостности. Интегративный характер работы позволил применить содержательно-логические методы исследования, междисциплинарный подход, методику культурологических объяснений, а также методику компонентного анализа, наблюдения, описания и обобщения. Использование методики кросс-культурного анализа позволило расширить доказательную базу теоретических результатов исследования. Обращение к существующей классификации методов и подходов определило философско-культурологическую, когнитивно-антропологическую и лингвокультурологическую основу исследования духовной культуры.

Научная новизна исследования состоит в применении лингвокогнитивного подхода к изучению духовной культуры в рамках современной духовно-антропологической парадигмы знаний. Попытки создания единой науки о человеке обуславливают познание человека в духовно-телесном единстве, что ведет к возникновению новых областей знаний, таких как метаантропология и духовная антропология, в рамках которой и реализуется заявленная цель исследования. В процессе исследования получены новые результаты, заключающие в себе следующее:

  1. проанализированы филосфско-антропологические концепции на предмет духовной сущности человека и выявлена возможность рассмотрения ее как основной движущей и творческой силы человека в рамках познания духовной антропологии;

  2. определена область «ассоциативных» антропологических знаний, на основе которых рассматривается духовная антропология как одна из попыток создания единой науки о человеке, духовная деятельность которого отражена преимущественно в духовной культуре нации;

  3. выявлена тесная взаимосвязь между триадой «человек – духовная культура – язык», что послужило основой для применения лингвоконцептуального подхода к исследованию духовной культуры;

  4. сопоставлены культурные мировоззренческие универсалии с лингвоконцептом и выявлена их взаимосвязь, заключающаяся в том, что воплощением и отражением мировоззренческих универсалий являются лингво-ментальные феномены, или концепты духовной культуры;

  5. детерминированы сущностные характеристики духовно-нравственной картины мира, основанные на религиозных заповедях, представляющие ее фрагменты – концепты;

  6. обоснована возможность применения лингвокогнитивного подхода к исследованию духовной культуры на примере анализа духовно-нравственных концептов, таких как любовь, счастье, красота, душа, вера, свобода и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что избранная научная проблематика в силу междисциплинарного характера позволяет выйти на уровень обобщений, способствующих развитию гуманитарного знания. Национально-культурная характеристика базовых компонентов-концептов, раскрытых в работе, способствует познанию духовной культуры, духовно-нравственной картины мира и мировоззренческих универсалий в антропологических исследованиях.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования материалов диссертационной работы в дальнейших изысканиях философско-антропологической направленности, а также при разработке лекционных курсов по философской, социальной, духовной и когнитивной антропологии, антропологической лингвистики, лингвокультурологии, культурологии и т.д. Диссертационное исследование может явиться основой для специальных курсов по межкультурной коммуникации и культурной семантике. Полученные результаты лингво-культурного сравнительного анализа могут быть использованы в практике межкультурной коммуникации при формировании навыков коммуникативного поведения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Человек как духовное существо руководствуется деятельностью субъективного духа, которая проявляется в потребности познать мир и самого себя, включает человека в мир культуры и в создание новых форм творческой созидательной жизнедеятельности. Результат деятельности человеческого духа отражается в духовно-нравственной сфере и прослеживается через лингво-ментальные феномены духовной культуры. Лингво-концептуальный анализ духовной сущности человека позволяет репрезентировать деятельность человеческого духа в форме языковых знаков.

2. Духовная антропология представляется своеобразным базисом для изучения духовного мира человека, понятийную основу которой образуют религиозная, культурная, психологическая, педагогическая и лингвистическая антропологии. Духовность человека, или совокупность проявлений духа, репрезентируется через его мыслительные процессы, отраженные в лингвокультуре нации.

3. Язык, будучи частью культуры, концептуализирует ее содержание и обладает уникальной способностью быть ее воплощением и отражением. Лингвокультурологическая категория концепт есть своеобразная форма отражения в понятиях неуловимого духа народа. Применение лингвокогнитивного подхода к познанию духовной культуры позволяет выявить общекультурные константы духовно-нравственной сферы человека.

4. Духовная культура как сложнейший антропологический феномен имеет своим основанием мировоззренческие универсалии – основные концептуальные понятия, отражающие мировоззрение человека и формирующиеся в процессе практической деятельности людей на основе их собственного опыта и культурных традиций. Мировоззренческие универсалии проявляются в концептосфере национального языка в виде лингвоконцептов.

5. Образ мира в человеческом сознании преломляется через нравственную картину мира, представленную в духовной культуре. Основными ее компонентами выступают добродетели или моральные ценности. С когнитивной точки зрения они являются фрагментами или концептами нравственной картины мира, репрезентация которых наблюдается в вербальной знаковой системе через концептосферу духовной культуры.

6. Сопоставительно-семантический анализ концептосферы духовной культуры русских и англичан позволяет увидеть особенности национально-специфического мышления индивида, зафиксировать отраженные на вербальном уровне сходства и различия мыслительной деятельности, специфику его ментального мира, национального характера, а также проследить возможные видоизменения в сознании человека, связанные с современными глобальными процессами, происходящими в обществе.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях: международных (Элиста 2007; Сыктывкар 2009; Чита 2009, 2010, 2011; Кемерово 2009; Волгоград 2010; Томск 2010; Улан-Удэ 2010); всероссийских (Тюмень 2007; Саратов 2008, Чита, 2008, 2009); региональных (Чита 2007, Иркутск 2010); на междисциплинарном научном симпозиуме с международным участием (Чита 2010, 2011). Результаты исследования нашли отражение в 22 публикациях, 3 из которых – в ведущих рецензируемых научных изданиях (Вестник ЧитГУ 2009, 2010, Вестник БГУ 2009).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертации на Духовная культура в лингвокогнитивном аспекте антропологического знания