Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основания исследования Я-концепции религиозной личности 11
1.1. Я-концепция как предмет научного анализа 11
1.2. Социологические исследования отношения «общество - религия - личность» 30
1.3. Самосознание религиозной личности как предмет исследования психологии религии 44
Глава 2. Я-концепция религиозной личности: формирование, структура и механизмы функционирования 72
2.1. Факторы формирования и развития Я-концепции религиозной личности 72
2.2. Структура Я-концепции религиозной личности 101
2.3. Динамика Я-концепции религиозной личности 115
Заключение 144
Библиография 152
- Я-концепция как предмет научного анализа
- Социологические исследования отношения «общество - религия - личность»
- Факторы формирования и развития Я-концепции религиозной личности
- Структура Я-концепции религиозной личности
Введение к работе
Актуальності, исследования. Понятие Я-концепции, обозначающее систему образов и представлений человека о самом себе, будучи одним из важнейших в психологии личности, сравнительно недавно стало предметом пристального внимания представителей различных направлений гуманитарного знания. Изначально вопросы изучения феномена Я-копцеиции относились к периферии философских и общепсихологических исследований проблем сознания и самосознания человека, но со временем приобрели определенную самостоятельность и сформировались как одно из ответвлений психологии личности. В настоящее время в науке накоплен богатейший массив знаний в области изучения самосознания и Я-концепции человека, получены системные теоретические и практические результаты, но на фоне этого обнаруживается недостаточная разработанность проблемы психологии Я-концепции религиозной личности. И хотя в ключевых философских и религиоведческих подходах к исследованию психологии и социологии религиозных явлений достаточно хорошо изучена роль самосознания и саморефлексии в формировании религиозного опыта и в протекании религиозных переживаний личности верующего, тем не менее, остается не вполне освещенной проблема структурно-динамических характеристик этих психологических механизмов, а также проблема определения внутренних содержаний образов «Я» личности верующего, образующих его Я-концепцию. Именно это определяет актуальность и необходимость философско-религиоведческого исследования Я-коицепции религиозной личности.
Современный этап развития человечества характеризуют резкие изменения в протекании социальных процессов, обострение противоречивости человеческого существования в условиях глобализирующегося мирового пространства и информационного общества, что в свою очередь трансформируют и динамику функционирования религиозных факторов. Это требует серьезной корректировки подходов к изучению специфики религиозных явлений. В этом контексте центральное место занимает проблема роли религиозного самосознания и системы представлений верующего о самом себе - Я-концепции в динамике межличностных и групповых взаимодействий, а также проблема взаимосвязи сущностных характеристик самосознания верующего с формами личной и групповой религиозности и спецификой религиозной социализации. Если рассматривать религию как один из возможных способов разрешения противоречий человеческого существования, а самосознание верующего и его Я-концепцию как механизмы реализации этой формы воплощения человеческого духа, го это делает актуальным познание эгих механизмов, исследование их сущностных особенностей и закономерностей развития.
Степень научной разработанности темы. Проблемам самосознания религиозной личности посвящены работы таких зарубежных авторов как: 3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Э. Эриксон, У. Джемс, Дж. Леуба, Э. Старбак, Т. Флурпуа, П. Жане, Г. Олпорт, Л. Маслоу, В. Франки, М. Вебер, В. Зомбарт, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, А.Н. Рэдклифф-Браун, Г. Зиммель, Т. Парсопс, М. Мосс, Л. Леви-Брюль и др. . Проблемы сознания и самосознания верующего исследуются и в работах отечественных религиоведов, философов и психологов: Е.А. Аринина, Ю.Ф. Борункова, Б.С. Братусь, В.И. Гараджа, Ю.М. Зенько, В.В. Знакова, Л.Ы. Красникова, В.Н. Нечипуренко, К.И. Никонова, Е.В. Орёл (Рязанова), В.Н. Павленко, М. Г. Писманика, К.К. Платонова, И.Н. Полонской, М.А. Поповой, СИ. Самыгина, Ю.В. Тищенко, Е.А. Торчинова, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова и др. .
И все же следует отметить, что проблематика самосознания личности верующего и формирование его образов и представлений о самом себе - Я-концепции разрабатывается в основном в контексте исследований религиозного опыта, религиозности человека, функций религии в обществе. Специализированных работ, посвященных исследованию специфики строения и динамических особенностей Я-концепции религиозного индивида, по крайней мере, среди источников, ставших доступными автору, нет. Однако, тважно также отметить, что хотя в большинстве работ вышеперечисленных исследователей по религиоведческой и близкой к ним психологической проблематике термин «Я-концепция» не используется вообще или же очень редко, а обозначаемая им психологическая реальность — совокупность представлений индивида о самом себе, изучена недостаточно, тем не менее, как отечественные, так и зарубежные авторы с различных, порой с противоположных мировоззренческих, теоретических, методологических позиций, внесли существенный вклад в понимание самосознания и Я-концепции религиозной личности. Поэтому, эти исследования составляют прочное основание для работ, специально посвященных изучению Я-концепции верующего. Это подкрепляется и тем, что, поскольку в науках о человеке накоплены внушительные результаты опытного и теоретического осмысления феноменов Я-концепции, многие из них могут быть продуктивно использованы для более глубокого изучения психологии религиозного индивида и специфических характеристик его Я-концепции. Можно с уверенностью полагать, что такой перенос знаний, накопленных в рамках целого комплекса наук о человеке в область религиоведения, будет способствовать углублению научного познания процессов становления и развития религиозной личности.
Цель исследования. Выявление сущности Я-концепции религиозной личности, анализ ее структуры, механизмов функционирования, условий ее формирования, становления и развития.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть Я-концепцию личности как предмет исследования
философских, психологических и социологических наук.
2. Провести анализ социологических подходов к исследованию отношения «общество-религия-личность».
3. Охарактеризовать общие представления о самосознании религиозной личности, сложившиеся в психологии религии.
4. Провести анализ факторов и условий развития и становления Я концепции религиозной личности.
5. Выявить структуру Я-концепции личности верующего.
6. Описать ее динамические характеристики. Объектом исследования является выделенный в процессе научного анализа фрагмент психологической реальности личности, который обозначен как «Я-концспция религиозной личности» или совокупность образов и представлений верующего о самом себе.
Предметом исследования выступает структура Я-концепции личности верующего и динамика ее структурных компонентов, которые отнесены здесь к внутренней стороне религии. Внешней стороной (свойством, проявлением, характеристикой) предмета исследования, включенной в «пласт религиозных явлений интерсубъективного характера» 4 и исследуемой в диссертации, выступают условия развития и становления Я-концепции верующего, рассматриваемые как часть внешнего, предметного, прежде всего социального, интерсубъективного мира.
Методология исследования. Исходя из теоретической посылки, что всякая личность, в том числе и религиозная, имеет в своем строении некоторую структуру, рассматриваемую как связь составляющих систему личности элементов, в работе применяется метод структурно-функционального анализа, используемый именно для изучения объектов, представляющих собой системы. Важнейшим методологическим приемом в данном исследовании выступил перенос наработанных в психологии, социологии, педагогике, философии, антропологии, культурологии знаний в области самосознания и Я-концепции в сферу религиоведческой проблематики, связанной с исследованиями самосознания верующего. Поэтому особую значимость в данной работе имеет метод суждения по аналогии, когда исходя из знаний о тех или иных закономерностях психологического развития нерелигиозной личности, делаются выводы в отношении развития личности религиозного человека. При практическом апробировании теоретических выводов, полученных в дайной работе, при
8 исследовании конкретных примеров развития и становления самосознания религиозной личности применяется биографический метод.
Специфика используемого в исследовании понятийно-категориального аппарата требует введения важного методологического ограничения для применяемого здесь подхода. Оно проистекает из специфики ключевых для данного исследования категорий - «личность» и «субъект», которые сформированы в рамках западноевропейской научной традиции. Исходя из этого, можно предположить, что выработанное в данной работе понимание религиозной личности, сущности ее самосознания и Я-концепции применимо для исследования психологии религиозных феноменов только в рамках иудео-христианской традиции. Данный подход без надлежащей адаптации и трансформации будет очень сложно (а, может быть, и вообще невозможно) использовать для исследования и понимания личности в таких религиях как, например, буддизм и индуизм.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- в диссертации проведена реконструкция процессов развития и становления Я-концепции религиозной личности. Определено, что ключевыми факторами ее развития, формирующими основные связи и закономерности функционирования самосознания верующего, выступают религиозное мировоззрение и взаимоотношения в религиозной общности; - в работе концептуализирована структура Я-концепции религиозной личности, изучена специфика формирования составляющих ее элементов и их динамика. Выявлено, что образы «Я» верующего формируются в результате индивидуализации обобщенных, религиозных образов человека, которая осуществляется в процессах религиозной социализации и формирования опыта религиозных переживаний;
- в диссертационном исследовании установлено, что решающую роль в процессе становления и развития Я-концепции верующего играет система религиозных ориентации и представлений, выполняющих функцию интеграции как личностных компонентов мировоззрения, самосознания индивида, его образов «Я», так и интеграцию социальных взаимодействий;
- посредством синтеза ключевых подходов к исследованию Я-концепции и самосознания человека разработана социально-психологическая модель функционирования религиозного самосознания;
- в диссертации выработано определение Я-концепции религиознойличности, отражающее ее специфику и сущностные характеристики. Положения, выносимые на защиту:
1. Я-концепция религиозной личности — это система представлений и образов верующего о самом себе. В ее основании лежат религиозные образы человека и соответствующие им формы и способы социальной жизнедеятельности, вырабатываемые и транслируемые религией, усвоенные верующим в процессе религиозного воспитания и в процессе обретения им опыта религиозных переживаний.
2. Становление и развитие Я-концепции верующего происходит в среде межличностных и групповых отношений, складывающихся в религиозной общности, в рамках системы религиозных ориентации и представлений, выполняющих функцию личностной и социальной интеграции. Основную роль в формировании Я-концепции верующего играют внутренние личностные конфликты. Они, будучи отражением взаимодействий человека и социальной реальности, определяют динамику взаимодействий его образов «Я».
3. Я-концепция верующего является ключевым элементом его личной и индивидуальной идентичности. Выполняя функцию социального сравнения и сопоставления, она выступает в качестве психологического механизма, формирующего согласованность и относительную устойчивость деятельности и поведения верующего. В данном контексте Я-концепция определяется как механизм, служащий для регуляции поведения личности в социальной среде, как необходимый элемент социального действия.
4. Я-концепция религиозной личности является составным элементом личностной смысловой регуляции его жизнедеятельности, поскольку находится в тесной взаимосвязи с системой религиозных ценностей, символов, смыслов и значений, которые интериоризируясь личностью, формируют ее систему мотивов, потребностей и образов «Я».
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в учебных целях при чтении специальных и общих курсов по психологии, социологии, философии религии, по психологии личности и психологии самосознания человека. Некоторые теоретические положения, отраженные в данном исследовании, могут применяться в практике психологического консультирования и психотерапии.
Апробация исследования. Содержание и результаты диссертационного исследования были представлены па международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2004» (Москва, МГУ им М.В. Ломоносова, 2004), на международной конференции «Философия в глобальном мире» (Москва, РУДН, 2005), на международной научной конференции «Проблемы взаимодействия человека, культуры и общества в условиях глобализирующегося мирового пространства» (Москва, МПГУ им. В.И. Ленина, 2006).
Результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в читаемых автором курсах по психологии религии (разделы «Религиозная личность», «Религиозное сознание»), по психологии Я-концепции личности, а также были использованы при разработке и чтении спецкурса «Особенности психотерапии и психологического консультирования клиентов с религиозной ориентацией».
Структура и объем исследования определены поставленными задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем диссертации- 169 страниц.
Я-концепция как предмет научного анализа
Нижеследующий анализ основных научных подходов к изучению Я-концепции и самосознания человека необходим для последующего перенесения полученных результатов и их обобщений в область психологии религиозной личности. В настоящем исследовании мы не ставим своей целью осветить все разнообразие исследовательских подходов и теорий в области изучения Я-концепции личности. Это ограничено и рамками самой работы, и в этом нет теоретической и методологической необходимости. Данному вопросу посвящено достаточно большое количество обзорных и аналитических работ3. Внимания заслуживает хрестоматия «Психология Я-концепции: методология, теория, структура» в двух частях, составленная исследователями А.В. Иващенко, В.С Агаповым, И.В. Барышниковой, где представлены ключевые исследования по Я-концепции и самосознанию личности в отечественной психологии. В четко структурированной форме взгляды отечественных ученых в данной области знаний отражены в диссертации И.В. Барышниковой, где представлена и интересная авторская концепция развития и функционирования самосознания личности.
Все разнообразие подходов к исследованию Я-концепции и самосознания личности, существующих в зарубежной и отечественной психологии, можно, следуя классификации, предложенной российским исследователем B.C. Агаповым6 , подразделить на следующие основные направления:
Экспериментальное (В.М. Бехтерев, Д.А. Дриль, С.С. Корсаков, И.М. Сеченов, И.А. Сикорский)7. Проблема сознания решалась через неразрывное единство субъекта и объекта, самосознание - это механизм взаимодействия «Я» и «не - Я», внутреннего и внешнего миров.
Эмпирическое направление (М.М. Троицкий, Г.И. Челпанов и др.) В данном направлении процессы самосознания трактуются как автономные от влияний внешнего мира, основным методом исследования был метод интроспекции.
Философско-религиозное 9 (С.С. Гоготский, И.И. Лапшин, Л.М. Лопатин, И.О. Лосский, В.И. Несмелов, В.В. Розанов, С.Л. Франк, П.Д. Юркевич)1 В данном направлении большую роль играет антропологические и религиозные мотивы, можно отметить, что с этих позиций человек понимается как «недостаточное» (вследствие своей греховности) существо. В.И. Несмелов, например, отмечал несоответствие содержаний человеческой жизни принципу блага, на которое ориентировано это содержание. Человек должен стараться приспособить противоречивость обстоятельств собственной жизни к ;s содержанию идеалов. Отсюда борьба с самим собою, противоречия между идеалами и действшельностыо сіановиїся «определениями его самосознания» и «мотивами его деятельности». Интересны размышления В.И. Несмелова, касающиеся земной жизни Иисуса Христа, который предстал как «цельный идеал высочайшего совершенства»11. Можно предположить, то Христос выступил для людей в качестве референтного образа, а его учение, принесшее, согласно В.И. Несмелову, «глубокую живую веру, великий смысл человеческой жизни, и сильную живую надежду», - как совокупность «идеалов» или ориентирующих категорий.
Психологическое направление представлено психологическими школами, в основном работающими в русле деятельностного похода, ісории отношений и др. Данное направление представлено именами следующих ученых: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, В.И. Мясищев, И.С. Кон, Д. Н. Узнадзе, К.А. Абульхаиова, А.Б. Брушлинский, В.В. Сголин и др.12.
Акмеологическое направление (О.С. Анисимов, B.C. Агапов, А.А. Бодалев, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.) Данное направление сосредотачиваеі свое внимание на исследованиях профессиональной Я — концепции, прогнозированием ее становления и развития, связью Я — концепции с профессиональной деятельностью.
Социологические исследования отношения «общество - религия - личность»
В данном параграфе при исследовании отношения «общество — религия — личность» нам необходимо выявить те его аспекты, в которых религия представлена как фактор, формирующий условия развития Я-концепции и самосознания верующего. Необходимо определить влияние религии на организацию системы групповых взаимодействий в религиозной общности, па формирование ее мировоззрения или системы ориентации и на развитие самоидентичности верующего. Для этого нужно провести анализ основных подходов к исследованию религии, в которых она рассматривается как важный феномен социальной жизни, выполняющий интегрирующую функцию в обществе. А также рассмотреть некоторые исследовательские подходы, где религия представлена как система, стабилизирующая отношения личности и социума, как система смыслополагания и совокупность ориентирующих категорий.
Анализ и обоснование интегрирующей функции религии в основном характерны для функциональных и структурно-функциональных подходов к исследованию общества и его составных элементов, где одним из важнейших теоретических понятий выступает понятие системы. Система понимается как интегрированное целое, не сводимое к совокупности элементов ее составляющих. Взаимодействие между этими элементами обеспечивается особыми структурными отношениями между ними, целенаправленностью, стремлением к сохранению равновесия и целостности. Подобные представления легли в основу исследований в рамках культурной антропологии и психологии и, прежде всего, в работах А. Р. Рэдклифф-Брауна 52 и Б. Малиновского 53 , где социальную систему формируют структурно-функциональные связи составных элементов общества. В дальнейшем наибольшее развитие данный подход приобрел в структурпо функциональной теории Т. Парсонса3 . Предшественником вышеназванных ученых нужно считать французского социолога Э. Дюркгейма, основоположника французской социологической школы. Для Э. Дюркгейма, а в этом он следует за О. Контом55, именно естественные науки являлись образцом для построения науки об обществе. При этом общество понималось им как некое единое, надындивидуальное интегрированное целое, состоящее из взаимозависимых частей, в котором каждый элемент играет определенную функциональную роль.
Решающую роль в социологии Э. Дюркгейма занимает понятие социальной солидарности, которое заключает в себе высший ценностный императив развития общества, высшую моральную ценность. Солидарность обеспечивается функционированием определенных институтов, задающих нормы поведения в обществе и сисіему ориентации каждого отдельного индивида. Исходя из этих представлений, Э. Дюркгейм определяет, что главной функцией религии выступает создание и укрепление общественной солидарности, то есть социально-интегрирующая функция. Это проявляется в определении религии, которое дает французский социолог: «Религия - это единая система верований и действий, относящихся к священным, т.е. отделенным, запрещенным вещам; верований и действий, объединяющих в одну нравственную общину, называемую Церковью, всех тех, кто им привержен» э6 . «Религиозные верования всегда являются общими для определенной группы, которая открыто признает свою приверженность им и связанным с ними обрядам. Они не только допускаются всеми членами данной группы в качестве личного дела, но они являются делом группы и создают ее единство» . Согласно Э. Дюркгейму, за всякой религией стоит общество и общественные связи индивида, которые осуществляются через символическую составляющую религиозной системы. Общество как коллективное образование, имеющее власть над индивидуумом, тем самым наделяется религиозным значением. Религиозные представления развиваются в лоне именно коллективных представлений и затем усваиваются индивидом в процессе жизнедеятельности в данной ему общественной среде. Анализируя тотемическую систему австралийских племен, Э. Дюркгейм пришел к выводу, что тотем выступает в качестве символа общности всех индивидов, входящих в группу. Отношения к тотему, выраженные в обрядах и ритуалах, символизируют воплощенные в нем действительные социальные отношения. В обрядах актуализируется коммуникативная сторона человеческого существования, тем самым укрепляются внутригрупповые связи и отношения. Можно с уверенностью полагать, что интегрирующая функция религии, постулируемая Э. Дюркгеймом, выражается в коллективной идентификации членов общины посредством осуществления определенных ритуальных и культовых действий, направленных на объект поклонения - тотем. С позиций психологии Я — концепции можно предложить довольно простое и известное объяснение данных феноменов. Тотем в представлении верующих наделен определенными свойствами, качествами, характеристиками, которые есть результат аптропоморфизации и персонификации , и для всякого поклоняющегося тотему есть зеркальное отражение его собственных реальных или воображаемых свойств, качеств и характеристик, которые познаются посредством отношений к этому тотему. Идентифицируясь полностью или частично с тотемом или его качествами, верующий как бы возвращает эти качества, значимые с точки зрения общества, самому себе, включает их в образ самого себя, действует в соответствии с ними. Благодаря тому, что каждый индивид включает в свою Я-концепцию одинаковый набор тотемных качеств и характеристик, создается некоторое групповое единство, оформляемое этими общими качествами и соответствующими действиями и поступками. В этом смысле коллективное поедание тотемного зверя есть не что иное, как ритуальный акт поглощения его важнейших свойств и характеристик
Факторы формирования и развития Я-концепции религиозной личности
Основной задачей данного параграфа является описание и анализ условий и факторов становления и развития Я-концепции религиозной личности. Здесь мы определим мировоззренческие основания формирования Я-коицепции верующего и специфику групповых отношений, складывающихся в религиозной общности, в рамках которых происходит развитие его самосознания.
Логично, что исследование мировоззренческой составляющей процесса развития Я-концепции верующего, а значит, и исследование того, посредством чего религия формирует субъектность личности, необходимо проводить через понятие «религиозность». Религиозность определяется как «...социальное качество индивида и группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств (признаков). Это качество отличает религиозных индивидов и религиозные группы от нерелигиозных» " . При этом, в «качестве критериев религиозности выступают признаки сознания, поведения, включенности в религиозные отношения»129. Религиозную личность можно охарактеризовать как носителя религиозного сознания, «общим признаком которого является религиозная вера» , которую следует определить как совокупность представлений об истинном существовании некоторых сил, способных определенным образом оказывать влияние на жизнь и судьбу человека и мира в целом. «Она (вера Д.К.), в частности, включает в знание и принятие, в качестве истинных определенных религиозных идей, понятий, представлений, догматов, повествований, и т.п. и уверенность в объективном существовании гипостазированных существ, атрибу газированных свойств и связей» J .
Основываясь па этом, мы можем следующим образом определить характеризуемое качество: религиозность - это совокупность когнитивных, эмоционально-чувственных, мотивационных и деятелыюстных отношений человека или группы людей к силам, относимым к сфере сакрального (трансцендентного) и обладающим волевой способностью определенным образом влиять на человека и окружающий его мир. Когнитивные отношения - это совокупность религиозных представлений об окружающем мире, о его происхождении, судьбе и месте человека в этом мире и т.д. Эмоционально-чувственные отношения - это вся совокупность чувств и эмоций по отношению к религиозным предметам, объектам, явлениям и процессам. Мотивационные отношения — мотивы и потребности, имеющие религиозный характер. Деятельностные отношения - вся совокупность религиозных действий, направленных на удовлетворение религиозных потребностей и реализацию религиозных мотивов.
Основываясь на этом, необходимо рассмотреть, какие специфические формы принимает религиозность на уровне личности, то есть в психологическом плане. Как нам представляется, наиболее приемлемым способом для этого является исследование смысловой сферы религиозной личности. Именно смысловая сфера выступает основой или фундаментом мировоззрения - совокупности оформленных и систематизированных представлений о мире и о месте человека в нем. При этом будем предполагать, что Я-концепция, как совокупность представлений верующего о самом себе, выступает также в качестве одного из аспектов смысловой сферы личности, являясь регулирующим механизмом взаимодействий с внешней реальностью, с одной стороны, и способом, условием и результатом формирования представлений индивида о самом себе - с другой.
Прежде отметим, что понятие «смысл» носит междисциплинарный характер. Его разработка в психологии и философии осуществлялась и осуществляется с разных позиций и ракурсов1 2. По мнению Д. А. Леонтьева, данное понятие может выступать и вступает в качестве ключевого и определяющего в современных неклассических направлениях психологии133. Смысловой подход позволяет выделить и описать реальность внутреннего мира человека, ее взаимодействие с внешним миром через особую форму активного отражения - смысл.
Понятие «смысл» применительно к исследованию самосознания верующего может быть рассмотрено в онтологическом, феноменологическом и деятельностиом аспектах1 J\
Вся динамика жизненных связей, вся плоскость объективных отношений религиозного субъекта с миром и есть онтологический аспект смысла жизненного мира религиозной личности. Это совокупность объективных связей и отношений личности с миром, перенесенных в сферу религиозного сознания и реализуемых в религиозной деятельности.
Структура Я-концепции религиозной личности
Исследование факторов развития и становления Я-концепции религиозной личности позволило вплотную подойти к проблеме структурного строения этого психологического механизма. Мы определили, что механизмы самосознания религиозной личности развиваются в рамках межличностных и групповых взаимодействий, в религиозной среде, посредством интериоризации образов человека каждой конкретной религии и соответствующих стереотипов поведения и деятельности. На основании этого, в качестве статических элементов структуры религиозной личности, мы можем определить совокупность ее образов «Я». Эги образы есть результат динамики отношений субъекта к самому себе и отношений к нему со стороны других людей, взаимодействие которых организовано в рамках религиозных отношений и религиозной деятельности.
Основываясь на полученных результатах анализа материала предыдущих параграфов, а также на заключительных выводах к 1.1, структуру Я-коицепции религиозной личности можно представить как систему, состоящую из четырех основных элементов: «Я-реалыюе» (настоящее или актуальное Я), «Я-социальное» (зеркальное Я), «Я-идеальное» и «Я-негативное». Охарактеризуем эти структурные элементы .
«Я-реальное» (актуальное Я) возникает как первичная идентичность личности, складывающаяся в повседневных взаимодействиях верующего с другими людьми. «Реальное Я» — это то, как индивид воспринимает себя в данный момент, в ситуации «здесь и сейчас». При этом личность считает эту систему приписываемых себе в данный момент ее жизни психических и физических качеств, представлений о себе, соответствующей реальности, хотя в большинстве случаев это восприятие так или иначе искажено. «Я-реальное» складывается как результат более-менее полного осознания своих действий, поступков и восприятия себя со стороны других людей. Этот структурный элемент самосознания верующего есть воплощение или символизация стереотипов поведения, повседневных действий, поступков, мыслей, переживаний, чувств по отношению к себе, к окружающим людям, религиозным персонажам, к Богу. Именно эта символизация создает воспринимаемый «здесь и сейчас» образ «Я», предстоящий миру и самому себе, который и выступает первоочередным объектом оценок и отношений других людей и объектом самоотношений. «Я-реальное» - продукт и результат взаимодействия субъективного и объективного в жизненных отношениях индивида164. Примером «Я-реального» личности верующего, проявляющегося в негативных тонах, что свидетельствует о низкой, негативной самооценке, может послужить отрывок из автобиографии Джона Баньяна, описанной У. Джемсом, который был представлен в 1.3. Другой пример можно привести из книги Иова: «Ужасы устремились на меня; как ветер, развеялось величие мое, и счастье мое унеслось как облако. И ныне изливается душа моя во мне: дни скорби объяли меня» (Иов 30:15-16), «Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма. Мои внутренности кипя г и не перестают; встретили меня дни печали» (Иов 30:26-27). Важно отметить, что приведенные слова Иова отражают как некоторые его переживания, связанные с физическим состоянием (тяжелая,, смертельная болезнь), так и состояние связанные с негодованием на Бога за его деяния против Иова: «Я взываю к Тебе, и Ты не внемлешь мне, - стою, а ты только смотришь на меня. Ты сделался жесюк ко мне, крепко враждуешь против меня» (Иов 30:20-21). Дело в том, что у Иова есть другой, более личностный слой его реального самовосприятия: «...доколе не умру, не уступлю непорочности моей. Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои» (Иов 27:5-6), «Если я ходил в суете, и если нога моя спешила на лукавство, - пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность» (Иов 31:5-6). Иов, тяжело переживая физические и душевные мучения, тем не менее, воспринимает себя праведным и непорочным, что является действительным, объективным, неискаженным самовосприятием в ситуации «здесь и сейчас», что собственно подтверждается словами самого Бога, сказанными им в самом начале повествования. Другими примерами, отражающими уже позитивное самовосприятие, позитивное «Я-реальное», могут служить описания психологии самовосприятия «единожды рожденных», приведенные в 1.3.
«Я-идеалъное» - это представления верующего о том гипс личности, каким он должен быть, исходя из усвоенных моральных норм, идентификаций. и образцов. «Я-идеальное» верующего формируется на основе позитивно ориентирующих религиозных образов человека, связанных с надеждой, верой, любовью, добрыми делами, духовным подвижничеством, спасением, райским блаженством и т.п. В христианстве, например, эти образы сформированы на основе христианских добродетелей, противопоставляемых в религии смертным грехам. В свою очередь, добродетели покоятся на основных заповедях христианства, как резюмирующих ценностные ориентации данной религии. Добродетели — это символы позитивно ориентирующих образов человека данной религии. Примером подобных ориентирующих религиозных образов является образ истинного христианина, сформулированный нами в предыдущем параграфе на основе библейского текста о Нагорной проповеди Иисуса Христа. Другим примером позитивных ориентирующих образов человека, необходимых для формирования «Я-идеального» личности верующего может выступить текст псалма: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего. Покорись Господу и надейся на него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукаве івующему. Перестань гневаться и оставь ярость. Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек» (Не 36:1, 3-4, 7-8).